Главная
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
министерство образования и науки российской федерации

Сибирский федеральный университет

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей и естественнонаучных направлений

Автор: Закиева Е.С.

Шишова В.А.

Шубкина О. Ю.

Щепелева В.И.

Красноярск

ИФиЯК, СФУ

2012

Предисловие

Учебное пособие предназначено для для самостоятельной работы студентов заочного отделения неязыков специальностей вузов, ранее изучавших английский язык. Учебное пособие содержит четыре контрольные работы в пяти вариантах, что предполагает выполнение одной контрольной работы в семестр для изучающих английский язык 2 года и две контрольные работы в семестр для тех, кто изучает английский язык 1 год. Студент выбирает вариант контрольной работы исходя из последней цифры своей зачетной книжки.


Каждая контрольная работа состоит из пяти вариантов. Вы должны выполнить один вариант в соответствии с последними цифрами студенческого шифра (номера студенческого билета): студенты, шифр которых заканчивается на 1 или 2, выполняют вариант № 1; на 3 или 4 - № 2; на 5 или 6 - № 3; на 7 или 8 - №4; на 9 или 0 - №5.
Учебное пособие включает:

1. Раздел 1



  1. Правила чтения в английском языке

  2. Тренировочные упражнения для отработки навыков чтения

2. Раздел 2

  1. Краткий грамматический справочник к контрольным работам

  2. Контрольные работы (4 контрольные работы, 5 вариантов)

3. Раздел 3

  1. Тексты для дополнительного чтения

  2. Таблица времен английского глагола

  3. Таблица неправильных глаголов

Перед выполнением контрольной работы, необходимо проработать материал в грамматическом справочнике, в котором содержатся правила с примерами.



РАЗДЕЛ 1

ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ЧТЕНИЯ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Правила чтения

Данный раздел преследует цель помочь студентам заочного отделения повторить правила чтения. Раздел состоит из правил чтения (информационная часть) и тренировочных упражнений.



Английский алфавит

A a [ei]
B b [bi:]
C c [si:]
D d [di:]
E e [i:]
F f [ef]
G g [http://4flaga.ru/sounds/dj.gifi:]
H h [eihttp://4flaga.ru/sounds/ch.gif]
I i [ai]

J j [http://4flaga.ru/sounds/dj.gifei]
K k [kei]
L l [el]
M m [em]
N n [en]
O o [http://4flaga.ru/sounds/e1.gifu]
P p [pi:]
Q q [kju:]
R r [a:(r)]

S s [es]
T t [ti:]
U u [ju:]
V v [vi:]
W w ['dhttp://4flaga.ru/sounds/a.gifblju:]
X x [eks]
Y y [wai]
Z z [zed

Знание алфавита очень помогает, когда нам диктуют или нас просят продиктовать фамилию и имя. Но выучить алфавит не означает научиться читать. Звуков в английском языке намного больше, чем букв. Обычно в словарях рядом со словом в квадратных скобках пишут транскрипцию слова, то есть, как оно читается. Для того, чтобы посмотреть перевод слова в словаре, и понять как оно читается, необходимо ещё изучить транскрибальные знаки или транскрипцию, то есть знаки, которые означают

звуки, а не буквы.
Некоторые согласные читаются почти также как в алфавите.
Например: b[b]; d[d]; f[f]; k[k]; l[l]; m[m]; n[n]; p[p]; v[v]; z[z]
Некоторым согласным соответствует не один, а два звука.
Например: x[ks]; g[dʒ]
Так, как буквы звучат в алфавите, они далеко не всегда звучат в словах.
Например: a[ei] или [æ], I[ai] или [i], e [i] или [e], u [u] или [ᴧ]
Кроме того, некоторые сочетания букв, дают определенные звуки.
Например: ck[k]; ch[t∫]; sh[∫]; oo[u:]; ea[i:]; ng[ŋ]

 Долгота звука

Гласные звуки английского языка имеют долготу, долгие звуки обозначены двумя точками.  Например: [i] или [i:]; [ɔ] или [ɔ:]. Несоблюдение долготы звука приводит к искажению смысла слова.

Например, hit – удар, heat – жара. В первом слове гласная звучит кратко [ı], во втором – долго [i:]. Или pull – тащить [ʊ], pool [ʊ:]– лужа.

Четыре типа чтения ударной гласной

Есть несколько общих правил, по которым английские буквы становятся звуками. В первую очередь это касается чтения гласных. В английском языке условно есть четыре основных типа слогов. Гласные в словах читаются по-разному в зависимости от типа слога.



Первый тип слога – «открытый слог», где
- после гласной нет больше букв, например: be [bi:];
- идет другая гласная, например: foe [fɔu];
- согласная, а за ней ещё одна гласная, или немая [ә], например: lake [leik]; bike [baik]; global ['glәub(ә)l].
Второй тип - «закрытый слог», где после гласного идет согласный или даже несколько согласных, которые как бы закрывают гласный, и он читается не «как в алфавите», а по-другому, например: bus[bʌs]; set[set]; bad [bæd]
Третий тип – когда после гласного следует буква “r”, это сочетание превращается в один звук.
Сочетание “a” + “r”, то есть “ar” дает в итоге звук [а:], например: dark[da:k], star[sta:]
Сочетание “о” + “r”, то есть “оr” дает в итоге звук [ɔ:], например: more[mo:]
Сочетания “e” + “r”, “i” + “r” или “u” + “r”, то есть “er”, “ir” или “ur” дает в итоге звук [ɜ:] ”, например: girl[gɜ:l]
Четвертый тип слога – это те же сочетания, что и в третьем типе слога, только плюс ещё буква «е»
“ar” + “e” = “are”, в результате получается [eә], например: bare [beә], care [keә].
“er” + “e” = “ere”, в результате получается [iә], например: here[hiә].
“ir” + “e” = “ire”, в результате получается [aiә], например: fire [‘faiә], desire [di’zaiә].
“ur” + “e” = “ure”, в результате получается [uә],например: pure[pjuә], mature [mә’t∫uә].
Как всегда к правилу существует множество исключений, например: сity[‘siti], love[lᴧv]

Чтение гласных буквосочетаний.

ai, ay - [ei] pain, layer (боль, слой)

air - [eэr] hair (волосы)

igh - [ai] sigh (вздох)

au, aw - [o:] august, awful (август, ужасный)

ea - [i:] neat (опрятный) (бывают исключения [e] sweat (пот), [ei] break (перерыв))

ear - [iэ] dear (дорогой) (иногда [eэ] bear (медведь))

ee - [i:] peel (чистить)

eer - [iэ] beer (пиво)

ei, ey - [ei] eight, convey (восемь, перевозка) (редко [i:] ceiling (потолок))

конечное безударное ey - [i] money (деньги)

oa - [ou] toad (жаба)

oar - [o:] board (доска)

oi, oy - [oi] coin, toy (монета, игрушка)

ou, ow - [au] spouse, now (супруга, сейчас), (иногда [ou] know (знать))

конечное безударное ow - [ou] widow (вдова)

our, owr - [auэ] hour, dowry (час, приданое)

ough - [o:] brought (принёс)

oo - [u:] pool (бассейн)

ook - [uk] book (книга)

oor - [uэ] poor (бедный)

eu, ew - [ju:] dew, neutral (роса, нейтральный)

eur - [juэ] europe (европа)

закрытые wa, wha - [wo] what, was (что, был)

war - [wo:] war (война)

wor - [wэ:r] work (работа)

конечное all - [o:l] tall (высокий)

конечные ind, ild - [aind], [aild] kind, mild (добрый, мягкий)




Ударные гласные
 

Тип слога

Aa

Ee

Ii

Oo

Uu

Yy

Открытый слог

[ei]
case

[i:]

she


[aı]

line


[əʊ]

zone


[ju:]

nude


[aı]

my


Закрытый слог

[æ]
tank

[e]

bet


[ı]

bit


[ɒ]

lot


[ʌ]

cut


[ı]

myth


Гласный + r и гласный + согласный

[ɑ:]
car
park

[ɜ:]

her


term

[ɜ:]

sir


third

[ᴐ:]

or

born



[ɜ:]

fur


burn

[ɜ:]

Cyrd


Гласный + r + гласный

[eə]

vary


[iə]

mere


[aıə]

hire


[ᴐ:]

story


[juə]

pure


[aiə]

tyre


Чтение согласных
Звонкие согласные в английском языке не оглушаются и сохраняют свою звонкость в любой позиции слова или предложения, например: a bed [bed]. То есть последний звук будет именно [d], а не [t]. Оглушение звонкой согласной ведет к изменению смысла слова. В русском языке данное явление отсутствует. Например, слово прут и пруд произносятся одинаково и это не влияет на смысл.
Глухие согласные в английском языке не озвончаются и сохраняют глухость перед любым звонким согласным в слове и на стыке слов в предложени. Например: I sit behind it [ai sit be'haindit]. Иначе смысл слова может измениться.

Согласные произносятся твердо в любой позиции, например: pet – [p], bill – [b].



Ударение в словах

Для того, чтобы правильно произнести слово, нужно правильно поставить ударение. Обычно оно обозначается в транскрипции апострофом  и ставятся перед ударным слогом.


Необходимо помнить, что в каждом двусложном или многосложном слове ударение фиксированное, произвольный сдвиг ударения приводит к акценту или к изменению смысла слова, например:’impact – удар, im’pact – ударять,’subject – предмет, sub'ject – подчинять, подвергать.

Ряд двусложных и многосложных слов имеют два ударения, чего нет в русском языке. Например:’arm’chair,’after’noon. Простые слова (не сложные и многосложные, а просто очень длинные), состоящие из четырех и более слогов, обычно имеют главное и второстепенное ударения. Главное – на третьем слоге от конца слова, второстепенное (обозначается нижней черточкой) – на пятом  cлоге от конца слова. Например: ,uni’versity.



Упражнения для практики правил чтения
1. Напишите транскрипцию гласных звуков следующих слов:


  1. be, feel, we, me, see, meet, deed, feet, need

  2. it, is, in, ill, sit, fill, live, win, till, mill

  3. bed, pen, ten, tell, set, let, met

  4. tie, lie, my, pie, die, life, time, five, nine, smile

  5. man, bad, hat, lamp, glad, fat, cat, black, sack

  6. day, late, tale, main, pain, rain, male, fail

  7. park, mark, arm, are, car, farm, large

  8. air, chair, care, fair, rare, parent

  9. there, where

  10. here, near, mere, clear, fear, bear

  11. hire, fire, tyre, buyer, flyer

  12. our, flour, power, flower, down, town

  13. her, term, bird, firm, burn, turn, fur, learn

  14. sorry, story, warm, word, door, all, taught, talk

2. Напишите транскрипцию согласных звуков следующих слов:


  1. think, thing, thin, thought, death, threat

  2. sing, song, bang, long, something, going, hung, wrong

  3. this, that, those, the, these, there, other, another

  4. ship, shop, she, clash, sharp, shine, shame, shape

  5. chess, chop, chamber, charm, charity, future

  6. phone, photo, phenomenon, phantom, pharos, philharmonic, phase

  7. knife, know, knock, knit, knight, knee, knack

  8. what, where, when, wheel, whiff, whig, whip, whim


3. Прочтите нижеприводимые слова и объясните, почему они так произносятся
1.

light, fight, might, straight, caught, daughter, haughty, neigh, sleight, eight, freight; rough, enough, laugh, nigh, Hugh, knight, height, weight, weigh, taught, thought, bought, fought, ought; special, mission, passion, session, nation, action, caution, tradition, mention, collection, dictation, option, demonstration, special, Asia, Russia, Russian, politician, musician, glacial, especial, explosion, corrosion, illusion, collision, vision, confusion; lecture, future, furniture, nature, culture, century; pressure, sure, exposure, measure, treasure, pleasure; when, why, which, white, where, what; who, whom, whose; wrong, write, writer, writ, wring, khight, know, knew, knit, gnat, gnash, monarch, echo, school, chemistry, mechanics, architect, machine, moustache, niche, limb, lamb, bomb, autumn, hymn, guard, guest, guild.

2.

due, dew; muse, mews; tub, tube; fare, far; rede, red; duck, dutch; duke, dark; faint, feint; dot, dote; asp, wasp; has, was; that, what; watch, natch; bar, bare; car, care; her, here; heal, health; on, son; ponder, wonder; home, come; grove, glove; per, peer; fir, fire; sir, sire; mood, blood; rouse, cousin; cut, put; rush, bush; far, fare; cur, cure; ruddy, pudding; go, to, rood, good, rather, father; duty, truly; nude, rude; suit, brute; rout, route; dew, drew; later, water; go, do; rose, lose; duty, truly; nude, rude; dew, drew; stew, strew; strange, haste, steak, speak; riddle, bridle; lost, post; cloth, both; cobble, nobble; now, know; bady, puny, cabin, radish, finish, civil, polish, florin, duty, eight, weight, field; great, break, year, pear; eye, height, either, neither; deed, dead, weather, wealth; pea, peasant; please, pleasant; ear, early, earth; hear, heard; ran, range; has, haste; was, waste; will, wild; mill, mild; pran, plant; can, can't; comma, command; small, smell, slang; sale, salt; face, fast; lace, last; class, clasp; bathe, bath; father, mother, close, cloth; sole, sold; hole, hold; bull, pull, full; moon, too, book, took, shook, poor, door, floor, blood, flood; out, now, how, row, brow, low, blow, meadow; our, four; reply; friend, heart, good; say.



3.

father, man, what, they, girl, first, who, no, son, daughter, child, I, work, learn, boys, works, live, four, fifth, your, Tuesday, Monday, good, food, school, go, do, room, all, small, wall, walk, sun, why, very, light, night, eight, twice, air, shine, young, cousin, shut, niece, weak, write, Thursday, chair, those, these, meal, each, year, weather, cook, book, dina, give, live, have, always, third, girl, bread, colour, house, flower, window, warm, fruit. June, August, heat, great, break, pear, feather, finger, longer, friend, also, throw, soon, trees.

4.

grow, how, dead, meadow, eat, weak, water, this, thing, chalk, board, coat, teeth, tooth, thick, thin, white, night, red, nose, low, moustache, eye, blind, tear, learn, hear, ear, year, deaf, head, bed, road, mount, horse, word, board, work, heavy, town, cow, along, among, field, mice, men, country, cousin, young, see, eat, people, we, pure, here, learn, early, crow, now, grow, how, snow, fowl, house, geese, leather, beak, great, head, eat, swallow, straw, call, worm, word, near, hear, early, year, learn, bush, jug, put, such, jam, son, month, fond, catch, saucer, pour, our, your.



5.

yesterday, excite, except, during, run, brought, caught, bite, right, quite, quick, thank, this, thing, those, thin, thirsty, home, early, nearly, clear, bear, learn, six, fox, eggs, go, throw, finger, hunger, longer, book, look, looked, ice, sauce, eyes, thirst, please, freeze, sees, easy, rose, houses, horses, as, this, has, us, is, was, bag, back, alone, saw, sauce, here, hair, dear, who, whose, write, shine, poor, door, pour, heap, heard, clear, early, now, bought, house, town, interesting, evening, several, page, change, hunger, thing, no, know, nose, knows.

6.

smooth, tooth, month, mouth, bright, brought, mighty, caught, daughter, eight, own, blown, town, word, world, tomorrow, whose, froze, grows, nose, throws, write, who, whole, while, wrong, tear, earth, third, learn, work, girl, return, think, true, blue, grew, who, blew, too, wisdom, husband, give, alive, five, live, hive, drive, door, blood, floor, could, good, wood, turn, learn, early, paid, made, laid, said, put, butter, trunk, sure, quite, quiet, want, water, walk, what, remember, understand, invite, arrive, cent, pence, few, knew, you, eleven, even, seven, could, would, stood, right, wrong, guard, hard, move, love, firm, sight, side, stone, ship, sheep, heart.




РАЗДЕЛ 2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1
Число существительных (Number)
1. Большинство существительных образуют форму множественного числа путем прибавления окончаний -s или -es. Окончание -s произносится [z] после звонких согласных, а также после ряда глухих согласных и [s] после глухих согласных:

[z]

[z]

[s]

pen - pens

ball - balls

friend - friends


day - days

boy - boys

tie - ties


desk - desks

ship - ships

part - parts

Окончание -es добавляется в следующих случаях:

1) К существительным, оканчивающимся в единственном числе на буквы s, ss, х, sh, ch, tch. После шипящих и свистящих окончание -es читается [iz]:


[izl

[iz]

bus - buses

class - classes

fox - foxes


dish - dishes

bench - benches

match - matches

2) У существительных, оканчивающихся в единственном числе на у с предшествующим согласным, во множественном числе буква у меняется на i:



a city

cities

a lady

ladies

a cry

cries

a baby

babies

3) К существительным, оканчивающимся в форме единственного числа на о:

a hero - heroes, a potato - potatoes, Но: piano - pianos; photo - photos.

Некоторые имена существительные образуют форму множественного числа вопреки общим правилам:

1) Имена существительные, оканчивающиеся на букву -f(e), образуют множественное число путем прибавления окончания -(e)s, которое читается [z], при этом буква f меняется на v: half - halves, wife - wives, life - lives, loaf - loaves, knife - knives Ho: roof - roofs; chief - chiefs; handkerchief - hand-kerchiefs.

2) Множественное число следующих существительных образуется путем изменения гласной корня без добавления: man- men, woman- women, tooth- teeth, foot- feet, goose- geese, mouse- mice, louse- lice

4) Множественное число существительных child (ребенок) и ох (бык) образуется прибавлением окончания -en, причем в слове child меняется также гласный основы [ai] - [i]: child-children; ox-oxen. Некоторые существительные, заимствованные из латинского и греческого языков, сохраняют формы множественного числа, которые они имели в этих языках:


cactus

cacti

focus

foci

fungus

fungi

nucleus

nuclei

syllabus

syllabi

phenomenon

phenomena

analysis

analyses

diagnosis

diagnoses

oasis

oases

thesis

theses

crisis

crises

Существительные иностранного происхождения, часто употребляющиеся в речи, образуют форму множественного числа по правилам: formula - formulas, vacuum - vacuums, ultimatum - ultimatums

5) Некоторые существительные имеют одинаковые формы в единственном и множественном числе: sheep- sheep, fish- fish, deer- deer, species- species, aircraft- aircraft, means- means

Но: при обозначении различных видов рыб используется форма множественного числа: fish - fishes.

Составные существительные со словом -man образуют множественное число путем изменения -man на -men, причем в произношении формы единственного и множественного числа разницы нет: sportsman - sportsmen; postman - postmen; fisherman - fishermen.

В составных существительных, которые пишутся через дефис, форму множественного числа обычно принимает слово, имеющее основной смысл: pen-fri- end - pen-friends; mother-in-law - mothers-in-law; passer-by - passers-by;

В составных существительных, в которых вторая часть является предлогом или прилагательным, форму множественного числа принимает только первая часть: looker-on - lookers-on; court martial - courts martial; man-of-war - men-of-war.

5. Некоторые существительные употребляются только с глаголом в единственном числе:

news: The news is on at 6.30 p.m.

athletics: Athletics is good for young people.

liguistics: Linguistics is the study of language.

darts: Darts is a popular game in England.

billiards: Billiards is played all over the world.

A так же: information (информация, сообщения), advice (совет, советы.), furniture (мебель), progress (прогресс, успехи), money (деньги), series (ряд, серия).

6. Некоторые существительные имеют форму множественного числа, и употребляются с глаголом во множественном числе:

trousers: My trousers are too tight. jeans: Her jeans are black.

glasses: Those glasses are his.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей и естественнонаучных направлений
2194.42kb.
14 стр.
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения
192.24kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения филологического факультета Специальность: 050301 русский язык и литература
593.39kb.
7 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета
569.85kb.
6 стр.
Учебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов I курса технических специальностей
303.9kb.
4 стр.
Учебное пособие также может быть использовано для организации самостоятельной работы студентов вечернего и заочного форм обучения с целью расширения, закрепления и проверки знаний по русскому языку
1122.16kb.
13 стр.
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов экономических специальностей I ii курсов заочного отделения
1231.69kb.
15 стр.
Учебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов II курса технических специальностей
225.59kb.
4 стр.
Учебное пособие для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей Павлодар
2151.47kb.
9 стр.
Учебное пособие для студентов отделения Лечебное Дело, Сестринское Дело по английскому языку /
312.29kb.
1 стр.
Учебное пособие Кемерово 2006 ббк у01 я73-5 (075. 8) К 93
1406.72kb.
19 стр.
Учебное пособие для студентов экономических специальностей Красноярск 2009 Рецензент Печатается по решению Методической комиссии фэф
2429.54kb.
24 стр.