Главная
страница 1

Учитель школы № 12 ________

Красногорского района


города Красногорск

Наконечная Татьяна Ивановна




План – конспект урока
по изобразительному искусству
«Плакат – особый вид графики»

Урок на два часа с использованием современных образовательных, здоровьесберегающих и информационных технологий.


Тема урока:

«Плакат – особый вид графики».


Цель урока:



  1. Образовательная:

  • сформировать представление о плакате, как об особом виде графики;

  • учить понимать назначение и художественный язык плаката;

  • познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком;

  • формировать и развивать навыки работы художественны­ми материалами в технике графики.

  1. Развивающая:

  • развивать образное мышление;

  • развивать творческое воображение;

  • развивать чувство цветовой гармонии;

  • развивать коммуникабельность, способность работать в группе.

  1. Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся любовь к родному краю;

  • воспитывать бережное отношение к культурно-историческому наследию;

  • воспитывать любовь и интерес к искусству, эмоцио­нальную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.


Тип урока:

урок усвоения новых знаний и применения полученных знаний на практике. Урок с мультимедийной поддержкой.


Вид урока:
урок развития, игровая форма, разработка и рисование плаката; работа на втором часу урока осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Межпредметная связь:

история, изобразительное искусство, биология, ОБЖ.


Задачи урока:



  • познакомить со средствами художественной выразительности, композицией в плакате;

  • раскрыть пропагандистскую роль плаката в военное и мирное время;

  • познакомить учащихся с произведениями художников плакатистов;

  • обогатить знания учащихся об истории Отечества;

  • учить школьников видеть и оценивать свои результаты и товарищей;

  • вызывать интерес и стремление к освоению и внедрению информационно-компьютерных технологий в учебной деятельности;

  • внедрять педагогические технологии развития критического мышления.



Методы:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическими материалами, демонстрация).

репродуктивный (инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа).

проблемно-поисковый.


Оборудование урока:
для учителя:

компьютер, репродукции плакатов, работы учащихся, Наконечная Т.И. УРОК Плакат - особый вид графики, презентация..ppt, записи классической музыки.


для учащихся:

бумага, графические материалы, баночка с водой, краски, кисти, фломастеры, белая и цветная бумага, ножницы, клей, скотч, опорно-раздаточный материал.



ПЛАН УРОКА



Первый час:
  1. Организационный момент.
  2. Графика – вид изобразительного искусства.
  3. Плакат – особый вид графики. Из истории плаката, о видах плаката.
  4. Взаи­мосвязь шрифта с общим решением плакатного листа.
  5. Постановка художественной задачи. Композиция в плакате.


Второй час:
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Подведение итогов занятия, анализ и выставка работ.



ХОД УРОКА


Первый час.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка присутствующих. Сообщение темы и плана урока (слайд 1).

Предварительно класс разбивается на несколько команд (групп). Каждая группа выбирает название и эмблему команды и тему плаката. В ходе первого часа урока учащиеся должны окончательно сформировать команды.

После выполнения задания проходит защита плаката: каждая из команд представляет результат.

Для практической работы ученикам предлагаются темы плакатов, актуальные на сегодняшний день:


  • сохранение исторических, архитектурных и других памятников,

  • борьба с вредными привычками: наркомания, табакокурение и алкоголизм,

  • сохранение исторических достижений (День Победы, первый человек в космосе),

  • сохранение природы, здоровый образ жизни.

Ученики могут выбрать любую другую тему.

  1. ГРАФИКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Графика (греч. graphike, от grapho – пишу) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.

Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского, – «воздух белого листа»).

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

станковая графика (аналог станковой живописи) – самостоятельное художественное произведение автора, (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, гравюра, лубок (слайды 2, 3).

графика в книгах и прессе (газетах, журналах), направленная на иллюстрацию текста или служащая его декоративным украшением (оформление и конструирование печатных изданий, иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.);

миниатюра (вариант книжной графики);

прикладная графика, получившая широчайшее распространение в обычной жизни – от марки на конверте и виньетки в приглашении на бал – до картинки на фантике шоколадной конфеты;

графика, возникшая на основе черно-белой фотографии – популярное направление 60-х годов прошлого века;

плакатная графика, которая возникла в конце 19, начале 20 века и стала мощнейшим инструментом воздействия на политическую, культурную, экономическую жизнь;

компьютерная графика – графические работы, выполненные с помощью современных компьютерных технологий и применяемые для создания визуального ряда в кино, телевидении, рекламе и т.д.





(Слайд 2).

Станковая графика – лубок. Владимир Фаворский



«Октябрь 1917 года».


(Слайд 3.)

Станковая графика. Эстамп.
Станковый рисунок.

И. Репин. Л. Н. Толстой за работой. 1891. Карандаш.


Специфика и задачи различных произведений графики могут быть противоположными.

Например, произведения станковой графики требуют камерного, посте­пенного, внимательного вглядывания вместе с художником изо­бражаемого мира.

У плаката же совершенно другие задачи. Содержание его должно пониматься однозначно.

ИЗ ИСТОРИИ ПЛАКАТА, О ВИДАХ ПЛАКАТА.


Плакат (нем. Plakat от фр. placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать) – самый массовый и общедоступный вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа (слайд 4).

Наиболее полное определение плаката дано в отраслевом стандарте Госкомиздата СССР ОСТ 29.28.78 "Плакаты. Полиграфическое оформление. Общие технические требования" (слайд 5):


Читает ученик:

"Плакат является произведением печатной графики, изображение и текст которого выражают его общую идею. Плакат является одним из основных видов наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения. Как полиграфическое издание плакат представляет собой листовое издание, отпечатанное, как правило, на одной стороне печатного листа, удобное для расклейки; предназначен для экспонирования в помещениях и на улицах. Шрифтовые афиши, таблицы, диаграммы, не являющиеся произведением графического искусства, но выполняющие сходные с плакатами задачи, относятся также к плакатам".
В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.



ИЗ ИСТОРИИ ПЛАКАТА


Рассказывают подготовленные ученики (или учитель).
Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека. В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

До 2-й половины XIX века плакатом называли иногда крупные гравюры, выполнявшие агитационную роль (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии (XVI век).

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии.

Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность, кадрированность изображения, использование силуэта, приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли, Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).

Одним из классиков жанра, ярко выразившим стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) является французский художник А. М. Кассандр.

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.

С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен, немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц.

Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).

В 1920-1930-е г.г. политический плакат активно развивается. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом. К представителям этого направления относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц (Венгрия).

1939-1945 г.г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира. Представители: Г. Пехштейн, Джон Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша).

В 1920-1970 г.г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г. Клуцис.

Первыми русскими сатирическими политплакатами можно назвать лубки, а позже – «ростопчинские афиши» (летучие листки), разъясняющие москвичам «политический момент» 1812 года (слайд 7).

Ростопчин Фёдор Васильевич (1763-1826) – граф, известный русский государственный деятель, генерал от инфантерии. Незадолго до начала Отечественной войны он был назначен Александром I Московским генерал-губернатором.



«Чем он победил врага своего? — Нагайкою!»
(И. Теребенев)

В дореволюционной России политический плакат впервые достиг значительного развития в годы первой мировой войны.

Гражданская война породила сатирические «Окна РОСТА» – оригинальную форму «скорострельного плаката», отзывающегося на злобу дня не только понятным, в меру условным рисунком, но и стихотворным текстом.

«Окна сатиры РОСТА» – серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками (М.М. Черемных, Д.С. Моор, В.В. Маяковский), работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» – специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918-1920 годов (слайд 8).

Здесь на помощь приходил народный юмор: сказки, басни, поговорки, пословицы, а также опыт сатирической журнальной графики периода революции 1905-07 годов.

Моор (настоящая фамилия – Орлов) Дмитрий Стахиевич - (1883-1946), российский график, заслуженный деятель искусств России (1932), как никто другой, чувствовал и понимал специфику агитационного плаката, находил точное выразительное решение темы, рассчитанное на обслуживание массовой аудитории, эффективно воздействующее в открытом пространстве, на значительном расстоянии. (Слайд 9).

Великолепные плакаты Моора периода гражданской войны исполнены высочайшего артистизма и смелой изобретательной выдумки, сочетают злободневную остроту содержания с решительно преобразованной, эстетически полноценной формой, лапидарную выразительность целого с немногими, точно найденными деталями, заряженными емкими ассоциациями.

Своеобразной чертой мооровского творчества была разработанная художником система плоскостных форм, интенсивных по цвету, гибко варьированных по силуэту и ритмическим связкам, но как бы слегка аппликационных, лишенных веса и материальной объемности.

Очень эмоциональны и запоминаемы известные плакаты:

«Ты записался добровольцем?», 1920, автор Моор (слайд 10).

«Родина-Мать зовёт!» автор Тоидзе И.М. – советский график и живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951) (слайды 11, 12).



КОРЕЦКИЙ Виктор Борисович – советский график-плакатист, заслуженный художник РСФСР. Лучшие плакаты Корецкого отличаются остротой построений, эмоциональной напряжённостью передачи драматических переживаний советских людей: плакаты "Воин Красной Армии, спаси!" (слайд 14), "Мир победит!", "Будьте прокляты!" и др. (слайд 15).

Александр Александрович Дейнека  — советский живописец, график, иллюстратор, плакатист и скульптор, педагог, народный художник СССР (1963) (слайд 16).

За сравнительно короткий срок Дейнекой создано в жанре плаката более двадцати листов, лучшие из которых вошли в золотой фонд советского агитационного искусства, стали признанными образцами нового плакатного стиля, на который равнялись другие художники (слайды 17, 18).

Работать, строить

и не ныть!

Нам к новой жизни

путь указан.

Атлетом можешь

ты не быть,

Но физкультурником — обязан.





Этот стихотворный девиз послужил своеобразным эпиграфом к замечательному плакату Дейнеки «Физкультурница» (1933). Его текст как бы зарифмован с комплексом сюжетных мотивов, фигурирующих в композиции, но особенно яркое олицетворение находит в центральном образе молодой физкультурницы, изображенной во весь рост, крупным планом, в сильном, характерном движении, излучающем дух здоровья, молодости, раскрепощенной энергии и нравственной красоты (слайд 17, 18).

В годы Великой Отечественной войны сатирический плакат стал чуть ли не ведущим видом искусства, наряду с карикатурой, благо высмеивать врага и призывать на борьбу с ним действительно дело святое. На этой ниве потрудились многие карикатуристы, в том числе и в «Окнах ТАСС» (слайд 19), созданных на манер «Окон РОСТА». Объектов для сатиры было достаточно – тупая фашистская система выдвигала вождей, внешний вид и дела которых сами просились на осмеяние.

Несомненно, здесь выделялись работы Кукрыниксов (слайд 20), попавших в «черный список» нацистов (слайд 21).

Кукрыниксы

(псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев:

Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарстан],

Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области],

Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва].
Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).
В 1956 г. В. Брискин и К. Иванов создали первый сатирический агитплакат. Вскоре родилась мастерская агитплаката, редколлегию которой возглавил Б. Ефимов. Авторы плакатов, продолжая традиции "Окон РОСТА" и "Окон ТАСС", откликались на злободневные политические события, содействовали повышению культуры производства и быта. В Ленинграде была подобная же группа – «Боевой карандаш». Цель у художников оставалась прежняя: оружием сатиры и юмора «воспитывать в людях все лучшее, благородное и прогрессивное, учить их ненавидеть идеологического врага и бороться за мир во всем мире» (слайд 22).

Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии. Перестройка вдохновила молодых художников-плакатистов, которые ринулись разоблачать сталинизм и крушить тоталитаризм. Старый сатирический плакат ушел в прошлое, но и «перестроечный» продержался недолго.

О ВИДАХ ПЛАКАТОВ

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры.

Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействуя сравнительно короткое время, должны отличаться четким и ясным языком. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель. Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов.

Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образа и широко используется такие условно-декоративные приёмы как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения.

Быстрота и оперативность отклика на об­щественное событие – главное условие активной жизни агитационного плаката. Плакат должен отражать не только существующие события, но порой и опережать их. Основными свойствами плаката являются: максимальная доходчивость, эмоциональность, четкость и лаконичность.

Вот что о плакате говорил советский художник-плакатист Дени (Виктор Николаевич Денисов, 1893 - 1946) (слайд 23).


Читает ученик:

«Что есть плакат и какова природа плаката?

Говорю в качестве старого плакатиста солдата.

Плакат не есть длинное чтиво,

Относись к зрителю бережно, учтиво.

Плакат должен быть ясен и прост –

таков плаката пост.

Плакат есть стрела – молния к сознанию зрителя.

Взглянул зритель, мыслью объят,

вот это и есть плакат!»

(Из книги «Мои мыслишки в записной книжке».)

Виды плаката разнообразны.



Политический плакат – является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает изобразительные средства, которые отображают политические задачи и лозунги. Необычайно широка тематика политических плакатов: они посвящены борьбе за мир, направлены на разоблачение врагов и т.д. (слайды 10, 12, 14, 19, 21, 24).

Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных событий и т.д. Большое значение приобрели сатирические плакаты (слайды 8, 21, 25).



Социальный плакат – в числе наиболее актуальных проблем, отражаемых в плакате: наркомания, алкоголизм, снижение рождаемости, положение инвалидов, ухудшение экологической ситуации, низкий уровень ответственности и социальной активности молодежи (слайды 22, 26, 27, 34).

Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, оповещение о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы – ознакомления потребителей с товарами, услугами (слайд 28).

Особыми качествами наделены театральные и киноплакаты (слайды 30, 31). Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу стиль, творческое устремления его авторов.

Учебно-инструктивный плакат – преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил и т.д. В отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного использования (слайд 33).

По технике воспроизведения плакаты бывают: печатные, трафаретно-шелкографические, световые.

По средствам исполнения плакаты бывают: графические и живописные (плоскостной, объемно-пространственный или комбинированный, одноцветный или многоцветный).

Вступая в общение со зрителем, плакат напоминает о каких-то важных событиях для общества, страны, призывает людей откликнуться на идеи, провозглашаемые художником.

Знаковый плакат Андрея Логвина "Жизнь удалась" 1997 года (слайд 34) – эпохи первичного накопления капитала. Жизнеутверждающий девиз чёрной икрой по фону из красной икры демонстрировал иронию над оптимизмом нового социального класса — молодой российской буржуазии или, как тогда было принято называть, «новых русских». «Жизнь удалась» — одним жестом выхватил самую суть современности.



Провожу физкультминутку по системе М.С. Норбекова.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.


Упражнения для шейного отдела позвоночника
(слайд 47)

  1. Скольжение подбородком по грудине вниз.

  2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

  3. Наклоны головы вправо-влево.

  4. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.

  5. «Сова»: поворот головы вправо-влево.

  6. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника.

(слайд 48)


  1. «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.

  2. «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

  3. Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

  4. Круговые движения плечами вперёд и назад.

  5. «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.

  6. Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево.



  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ШРИФТА
С ОБЩИМ РЕШЕНИЕМ ПЛАКАТНОГО ЛИСТА

Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. У плаката, как у хорошего оратора, «речь» должна быть яркой, предельно выразительной, краткой. Плакат должен приковывать взгляды, порой даже в экстремальных условиях нашей стремительной жизни.

Плакат обычно представляет собой изображение, сопровождаемое текстом. Специфика плаката определяет и художественные особенности его композиции, цвета и шрифта. В построе­нии плаката не существует каких-то постоянных схем и приемов. Композиция тесно связана с со­держанием плаката и поэтому в каждом случае находится особое решение.

Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате.

Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации. Главным элементом композиции такого плаката является шрифт. Шрифтовой плакат лишен всякого украшения и зрительно воздействует на человека гармонической слаженностью всей композиции, характером рисунка букв, его органической связью с содержанием, цветовым строем, ритмом.

В потоке информации, среди бесчисленных надписей, вывесок, опознавательных знаков рекламных щитов, светящихся витрин плакат должен найти путь к уму и сердцу зрителя.

Часто одного беглого взгляда, иногда даже из окна движущегося транспорта, достаточно, чтобы смысл, содержание плаката сразу раскрылись. Плакат только тогда выполнит свою функцию, когда его зримый образ соответствует заложенным идеям, глубоко отражает их смысл. Язык плаката предельно лаконичен и скуп. Изображение составляет с текстом единое целое.

Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться.

Давайте рассмотрим лучшее произведения плакатного искусства, чтобы полнее понять его специфику. Посмотрите на плакат Д. Моора «Помоги!» (слайд 10).

Это было давно. В двадцатых годах прошлого века голодало Поволжье. И страна помогала. Помогал и плакат. Он шел по стенам, по заборам не одним листом, Он кричал «Помоги!» во много голосов, ступал белыми рядами из черноты прямо к нам за помощью.

И тревожит глаз черно-белое полотно, и сжимает сердце под напором горя, и задумывается разум, что делать, чтобы помочь в ответ на призыв плаката.

Как видите, сначала плакат захватывает зрительное внимание, а через него обращается к уму и сердцу.

Здесь изображение спаяно воедино с текстом, в данном случае с одним словом. Белая тень Человека-Голода восклицает всем своим бесплотным высохшим существом, начиная от вскинутых рук – костей, через «восклицательный знак» тела вплоть до огромных ног, бредущих в черном бесплодном пространстве не родившей Земли: «Помоги!».

Текст может быть выполнен различным шрифтом.



  1. ПОСТАНОВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЗАДАЧИ
КОМПОЗИЦИЯ В ПЛАКАТЕ

Раскрывая особенности композиции в станковой и книжной графике, следует сказать, что они опираются на всеобщие законы композиции, распространяющие свое действие на все виды изобразительного искусства.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.

Композиция – (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывая корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник, и т.д. (слайды 36, 37, 38).

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на своё образно-зрительное представление о будущей картине.

В станковой графике применяются различные композиционные правила, приемы и средства, однако они дают несколько иные результаты, чем, скажем, в станковой живописи или скульптуре. Это связано со спецификой станковой графики. Главная особенность графического искусства в целом — главенствующая роль рисунка, использование прежде всего графических материалов (карандаш, уголь, тушь, сангина, соус и др.) и соответственно технических средств графики (линия, штрих, пятно и т. д.), приемов (символ, гипербола, гротеск, аллегория и т. д.), которые в основе своей значительно отличаются от живописной лепки формы и тем более от скульптуры, где положение объемной формы в пространстве не изображается на плоскости, а передается в буквальном смысле.

В графике преобладает рисунок, хотя графические произведения в цвете (эстампы, иллюстрации) бывают достаточно живописными.

Графика еще более условна, чем живопись, в которой реальные цветовые качества предмета имитируются цветовыми, колористическими средствами. В графическом искусстве эти же реальности передаются черно-белым рисунком (линейным, штриховым, контурным).

Условность графики по-разному проявляется в ее различных видах и жанрах. К примеру, в плакате большая роль принадлежит декоративно-броскому пятну, силуэту формы, «читаемой» издалека. В карикатуре условность связана с метафоричностью сатирического жанра вообще (перемещение понятий и функций, основанное на сходстве, сравнении, аналогии). В портрете, пейзаже, в сюжетно-тематической картине форма трактуется предельно правдиво, в меру узнаваемости ее зрителем, хотя и здесь условность изображения всегда присутствует.

При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции. Применительно к плакату надо помнить и некоторые другие обязательные композиционные правила.

В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции. Никаких деталей, особенно декоративных, без которых в плакате можно обойтись, не должно быть. То же касается и цвета. Плакат – это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Не всегда надо стремиться окрашивать изображаемые предметы в их естественные цвета. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх - четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.

В плакатном искусстве огромная роль принадлежит символике цвета и условным символам, давно сложившимся общепризнанным обозначениям какого-либо понятия, явления, идеи. Символика цвета основывается на его способности вызывать определенные эмоции у зрителя.

Для плаката характерны контрасты цветовые, силуэтные, тоновые, а также контрасты величин и форм.

Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного. Контраст – как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объёма, плоскости, и др.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на тёмном фоне и, наоборот, тёмный – на светлом.

В плакатном рисунке обращается особое внимание на  экспрессию фигуры, предмета, детали. В  то  же  время плакату свойственны предельная степень обобщения, лаконичность изображения типического, обнажающего сущность предмета.

Нередко в  плакате нарушается единство времени, смещаются пространственные планы. И чтобы достичь действенности образа, необходимо найти соответствующую убедительную художественную форму. Условность в плакате подразумевает использование изобразительной метафоры, гиперболы, аллегории, утрировку размеров, движений, а также световой интенсивности.

Основные законы композиции.


Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Ведущие черты этих законов принципиально правильно были сформулированы Е.А. Кибриком (Евгений Адольфович Кибрик – советский график и живописец, народный художник СССР).

Кроме основных, всеобщих, законов композиции в изобразительном искусстве, в отдельных видах и жанрах действуют частные законы композиции, отражающие существенные признаки и специфику построения произведений определенных видов и жанров. Среди частных законов можно назвать закон жизненности, закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.

Правила композиции.


Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

Приёмы композиции.


Художественные школы разных стран и эпох создавали приемы, отвечающие задачам искусства своего времени. Одни приемы композиции теряли свое значение вместе с исчезновением идейных концепций, их породивших. На смену отжившим приемам приходили другие, которые порождались новыми задачами, стоящими перед искусством.

Правила и приемы композиции могут варьироваться в зависимости от конкретного идейного содержания произведения, от жанра, вида искусства и, конечно, от уровня профессионализма автора.


Средства композиции.


Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Здесь названы лишь основные средства композиции. История изобразительного искусства накопила множество способов отображения реальной действительности в художественных образах. Все эти средства просто невозможно перечислить.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встаёт проблема, как её расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.

Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер.


Домашнее задание: команды готовят эмблемы для своей команды, определяют композицию, шрифт текста плаката, технику его выполнения и все необходимые материалы и принадлежности.
Второй час.

Повторение пройденного материала о видах и композиции плаката.


Специфические средства плаката

(слайд 42).


  • Ограниченное количество локальных цветов.

  • Уравновешивание цвета изображения и шрифта.

  • Плоскостное изображение.

  • Общепонятные символы.

  • Силуэты, контуры.

  • Эффектные сопоставления образов.

  • Сатирические образы.



  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Организация рабочих мест для команд. Проверка наличия оборудования и материалов. Ознакомление с опорно-раздаточным материалом. Сообщения учащихся о результатах подготовки к выпол­нению тематического плаката (слайды 40, 41).


Определение порядка работы.


  1. Составить композицию (простой карандаш).

  2. Выполнить фон.

  3. Обвести силуэты фигур (объектов) и затонировать.

  4. Обвести шрифт, затонировать.

  5. При необходимости наклеить аппликацию.

  6. Выполнить рамку.

Перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности.


Целевые обходы учителя

во время практической работы учащихся

(слайды 43, 44).


  1. Контроль за организацией рабочих мест команд.

  2. Контроль за правильностью выполнения приёмов работы.

  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  4. Контроль за объёмом и качеством выполненной работы.

  5. Фото и видеосъёмка процесса создания плакатов (привлекаются ученики).



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, АНАЛИЗ И ВЫСТАВКА РАБОТ

(слайд 45).

Выставка работ учащихся.

Беседа с учащимися по вопросам:


    • Какие краски вы использовали для передачи атмосферы плаката по выбранной теме?

    • Использовали ли вы в своей работе эффект контрастов?

    • Плакат какой команды наиболее выразителен?

    • В каком плакате текст связан воедино с изображением?

    • Выполняют ли ваши плакаты функцию, которая на них возложена?


Заключительное слово учителя.
Плакат – наиболее массовая форма изобразительного искусства, выполняющая определенную утилитарную функцию и нацеленная на решение конкретных социальных задач. Его основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво. Плакат должен действовать на зрителя быстро и однозначно. Он добивается этого сам, обладая важным исходным свойством — способностью привлечь внимание зрителя. Если такое свойство отсутствует, плакат просто не будет замечен, и все усилия его создателей и распространителей пропадут даром.

Ваши работы показывают, что вы любите здоровый образ жизни и внимательно следите за современными веяниями. Это помогло вам создать выразительные произведения.





Смотрите также:
Урок на два часа с использованием современных образовательных, здоровьесберегающих и информационных технологий. Тема урока: «Плакат особый вид графики». Цель урока: Образовательная
264.92kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер
64.49kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием икт, технологий творчества и развивающего обучения Тема урока : «Музыкальное путешествие по Италии» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом
58.92kb.
1 стр.
Открытый урок с использованием элементов информационных технологий (презентация) по предмету «Окружающий мир» Тема урока: Кожа и её значение. Цель: Формировать представление о коже как органе человеческого организма
79.83kb.
1 стр.
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Конспект урока в 10 классе Тема : "Is It Easy To Be Young?" ( to the problem of youth suicide) Тип урока урок диспут
24.84kb.
1 стр.
Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний
77.59kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке для 1 класса с использованием икт и здоровьесберегающей технологии Тема: «Музыка утра» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом
44.27kb.
1 стр.
«Урок в новом формате»
302.71kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.64kb.
1 стр.
Урок № Тип урока: комбинированный. Вид урока: традиционный. Цель урока: формирование лексических навыков. Задачи
38.17kb.
1 стр.