Главная
страница 1
Обобщающий урок по теме:

«Размножение и развитие организмов»

Задачи:


  1. Обобщить знания по теме: «Размножение и развитие организмов».

  2. Развить понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке.

  3. Развить понятие о митозе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах, показать биологическое значение этого процесса.

  4. Развить понятие об оплодотворении как о необходимом условии возникновения нового организма половым путем и восстановлении диплоидного набора в клетках.

  5. Развить навыки изучения влияний в сравнительном плане, в составлении текстовых таблиц.

  6. Воспитывать отрицательные отношение у алкоголю, никотину, пагубно влияющих на эмоциональное развитие человека.

Ход урока:

  1. Организованный момент: постановка цели и задач урока, распределение заданий по группам. (2 мин.)

  2. Основная часть урока. Работа в группах – опрос членов группы лидерами.(13 мин.)

  3. Заслушивание отчетов лидеров (30 мин.)

  4. Тестирование (5мин.)

  5. Влияние факторов среды (алкоголь, никотин, лекарственные препараты) на эмбриональное развитие организма человека.

Эмоциональный период развития человека является уязвимой стадией для действия факторов среды (токсичных , мутагенных). В последнее время все чаще наблюдаются выкидыши, врожденные пороки, уродства.

Статистика гласит: из 100 новорожденных только 4 ребенка здоровы.

Часто в этом виноваты алкоголь, никотин, лекарственные препараты,

а)просмотр кадров видеофильма о вредном влиянии алкоголя, никотина на эмбр. Развитие человека. (7 мин.)

б)сообщения учащихся (10мин.)

в) «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя». (7 мин.)

Образование: штатив; пробирки; пипетки; яичный белок, профильный через вату; вода; 80-90% р-р спирта; 10% NaOH; 1% CuSO4


  1. Подведение итогов. (5 мин)

Огласить оценки членов группы, оценка работы лидеров.

Задание по теме: «Митоз».

Работайте совместно, там где целесообразно, распределите задания между собой



  1. Обсудите вопросы.

А) поему митоз следует считать одним из самых важных процессов в жизнедеятельности клетки одноклеточного и многоклеточного организма?

Б) На протяжении каких фаз митоза в клетке отчетливо видны хромосомы?

В) когда и каким образом формируется веретено деления? Что будет происходить с клеткой, если нарушается этот процесс?

Г) какие клетки называются специализированными? Приведите примеры таких клеток растений, животных. Охарактеризуйте особенности митотического деления клеток растительных и животных организмов.

Д) в чем биологический смысл и значение митоза?

2. Рассмотрите готовые микропрепараты деления клетки. Назовите фазы деления

3. Используя модель – аппликацию «деление клетки» продемонстрируйте фазы митоза, особенности состояния и положения хромосом в каждой фазе.

4. рассмотрите рисунок. Назовите периоды клеточного цикла (А,Б). Охарактеризуйте процессы, протекающие в период А в фазе G1,S, G2 В какие фазы происходят в период Б?



Задание по теме: «Мейоз».

Работайте совместно, там где целесообразно, распределите задание между собой.



  1. Обсудите вопросы:

А) Почему мейоз лежит в основе комбинативной изменчивости?

Б)Когда происходит удвоение ДНК?

В)Почему половое размножение способно поддерживать жизнеспособность вида в изменяющихся условиях окружающей среды?

Г)О чем свидетельствует сходство мейоза, присущего всем животным и человеку?

Д)В чем заключается биологическое значение мейоза?

2. Какое из деления мейоза имеет сходство с митозом. Отметьте черты сходства и отличия двух типов деления клеток по плану.



Разноуровневый тест по теме «ГАМЕТОГЕНЕЗ».

Iуровень

  1. Что образуется в результате овогенеза?

(яйцеклетка, сперматозоиды, зигота).

  1. Что образуется в результате сперматогенеза?

(яйцеклетка, сперматозоиды, зигота)

  1. Какая часть сперматозоида и яйцеклетки являются носителем генетической информации? (оболочка, цитоплазма, рибосомы, ядро)

  2. Какой из способов размножения организмов возник позже в процессе эволюции?(вегетативное, бесполое, половое)

II уровень

  1. В какой зоне при гаметогенезе происходит митотическое деление клеток?

(зона роста, зона размножения, зона созревания)

  1. В какой зоне при гаметогенезе происходит митотическое деление клеток?

(зона роста, зона размножения, зона созревания)

  1. Какое деление мейоза является редукционным? (1,2)

  2. Что образуется после сперматогенеза из одного сперматоцита?

(а – 1 сперматозоид, б – 2 сперматозоида, в – 3 сперматозоида, г – 4 сперматозоида)

III уровень

  1. Какой набор хромосом гаметогониев?

(а – 2n4c, б – 2n2c, в – n2c)

  1. Какой набор хромосом гаметоцитов?1

(а – 2n4c, б – 2n2c, в – n2c)

  1. Какой набор хромосом гаметоцитов2

(а – 2n4c, б – 2n2c, в – n2c )

  1. Что образуется после овогенеза из 1 овоцита?(а – 1 яйцеклетка, б – 2 яйцеклетки, в- 3 яйцеклетки, г- 4 яйцеклетки)


Разноуровневый тест по теме: «Онтогенез».

I уровень

  1. Какой набор хромосом характерен для зиготы?

(n,2n,3n)

  1. Какой вид деления клетки происходит при дроблении?

(амитоз, мейоз, митоз)

  1. Какой набор хромосом характерен для клеток зародыша?

(n,2n,3n )

  1. На какой фазе развития зародыша начинается митоз с последующим ростом клеток?(зигота, бластула, гаструда)

II уровень

  1. Какой набор хромосом свойственен бластомерам?

(n,2n,3n )

  1. С развитием какого зародышевого листка связано появление вторичной полости тела?(Эктодерма, мезодерма, энтодерма)

  2. С появлением какого зародышевого листка начинается развитие тканей и систем органов? ( эктодерма, энтодерма, мезодерма)

  3. Почему стадия двухслойного зародыша называется гаструлой?(похожа на желудок, имеет кишечную полость, имеет желудок)

III уровень

  1. За счет какого зародышевого листка формируется хорда?( эктодерма, энтодерма, мезодерма )

  2. За счет какого зародышевого листка формируется головной мозг?( эктодерма, энтодерма, мезодерма )

  3. За счет какого зародышевого листка формируется кровеносная система, кровь, мышцы?

  4. Какой набор хромосом характерен для клетки, из которой развивается эндосперм семени?( n,2n,3n )

  5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, т.к.

а)в нем учитывают 2 яйцеклетки,

б)в нем учитывают вторичное ядро зародышевого мешка

в)оплодотворяются яйцеклетка и вторичное ядро зародышевого мешка.

Разноуровневый тест по теме «МИТОЗ»

I уровень


  1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора хромосом? А- амитоз, б- митоз, в – мейоз.

  2. Для соматических клеток тканей характерен а- амитоз, б- иейоз, в – митоз.

  3. При митотическом делении диплоидного ядра набор хромосом получается а- гаплоидный , б- диплоидный.

  4. В результате митоза образуется а-1 клетка, б- 2 клетки, в- 3 клетки, г- 4 клетки.

II уровень

  1. Удвоение генетического материала клетки происходит в а- профазу, б- интерфазу, в- метафазу, г – анафазу.

  2. Набор хромосом в метафазу митоза – а – 2n2c, б- 2n4c,в- 4n4c, г- nc/

  3. Спирализация хромосом происходит в а- интерфазе б – телофазе в профазе г метафазе.

  4. Полное восстановление ядра происходит а- профазе б – анафазе в – метафазе г – телофазе.

  5. К началу митоза хроматид в хромосоме а-1 б- 2

  6. К концу митоза хроматид в хромосоме а1- б 2

III уровень

  1. Набор хромосом в профазу митоза – а -2n2c б-2n4c в -4n4c г – n2c

  2. Дочерних хромосом содержится в клетках ржи в анафазе митоза (число хромосом в соматических клетках 14) а-7 б- 14 в -28 г – 56

  3. В интерфазе происходит

а – удвоение содержания ДНК

б – синтез ферментов

в – синтез АТФ


  1. Хроматидами называются:

а – деспирализованные хромосомы

б – перетяжка в хромосомах

в – половинки хромосом, расходящиеся во врем митоза

г – слившиеся гомологичные хромосомы



  1. В анафазе митоза к полюсам клетки расходятся:

а – гомологичные хромосомы

б – гомологичные хромотиды

в – негомологичные хромотиды

г – сестринские хромосомы



  1. Генетически идентичные клетки образуются при а – митозе б – мейозе 1 и2 в - только в мейозе 1 г – амитозе

  2. Нити веретена деления образуются из :

а – плазматической мембраны

б – микротрубочек



в – хромотиновых нитей

Разноуровневый тест по теме «МЕЙОЗ»

I уровень

  1. Редукцией числа хромосом в клетке сопровождается: а – амитоза б – мейоза в – митоза

  2. Четыре гаплоидные клетки образуются в результате : а – амитоза б – мейоза в – митоза

  3. Образование гамет характерно для размножения: а – бесполого б – вегетативного в – полового.

  4. Половые клетки имеют набор хромосом: а – диплоидный б – гаплоидный

II уровень

  1. Коньюг ация хромосом происходит в : а – профазу б – метафазу в – профазу 1 г – интерфазу

  2. Если в материнской клетке было 6 хромосом, то после деления в клетке будет хромосом при митозе - ? при мейозе- ?

  3. Набор хромосом в сперматозоидах – 1п,2п ; в яйцеклетках – 1 п,2п; в зиготе – 1п,2п;

  4. Из фаз мейоза наиболее длительная : а- профаза 1 б – анафаза 1 в – профаза 2 г – телофаза 2

  5. Первое деление мейоза является : а – редукционным б – эвкационным

III уровень

  1. В профазе мейоза 1 происходит : а – репликация ДНК б- коньюг айия в – расхождение хромосом в – кроссинговер

  2. В результате мейоза образуется : а – клетки печени б – споры растений в – половые клетки животных г – эпитилиальные клетки

  3. В какой стадии мейоза происходит случайное независимое расхождение хромосом к полюсам? а – профаза 1 б – профаза 2 в – метафаза 1 г – метафаза 2 е – анафаза 2

  4. К редукционному делению относится : а – митоз б мейоз 2 в – мейоз 1 г – амитоз

  5. В профазе 2 мейоза клетки человека содержит : а – 23 хроматиды б – 46 хроматид в 92 хроматиды г – 184 хроматиды

  6. Мейоз у голосеменных растений протекает в: а- спорангиях б антеридиях в – архегониях г – архегониях и антнридиях


Смотрите также:
Урок по биологии в 9 классе по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
57.67kb.
1 стр.
Тест: Размножение организмов 6 класс. 1
23.91kb.
1 стр.
Урок по теме: «Размножение и развитие организмов»
82.17kb.
1 стр.
Урок по теме «Индивидуальное развитие организмов». Подготовка учащихся 11-ых классов к егэ по биологии
10.9kb.
1 стр.
«Размножение организмов»
34.41kb.
1 стр.
Половое размножение у растений
50.21kb.
1 стр.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Размножение организмов» 11 класс
48.17kb.
1 стр.
Урок "Эмбриональное развитие организма" входит в состав темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"
100.07kb.
1 стр.
«Размножение организмов»
31.4kb.
1 стр.
Размножение организмов
51.73kb.
1 стр.
«Размножение и индивидуальное развитие организмов»
25.54kb.
1 стр.
«Размножение и индивидуальное развитие организмов»
80.61kb.
1 стр.