Главная
страница 1


Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения.



Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.



Цели обучения

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:



  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.



Основные задачи:

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:



  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.


  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.


  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.


  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Специфика программы
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.



Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)


  • Устное народное творчество

  • Страницы русской классики

  • Литературные сказки

  • Любимые детские писатели

  • Зарубежная литература

Виды и формы организации учебного процесса

Виды: урок, экскурсия.

Формы:

  • фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);

  • микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников);

  • индивидуальная форма.

Проверка и оценка освоения программы

Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающиеся должны знать названия и авторов изученных произведений.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать правильно, сознательно, достаточно бегло, целыми словами; темп чтения -70-75 слов в минуту;

  • пересказывать народные сказки;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц;

  • самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;

  • устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязи описываемых в нём событий;

  • подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;

  • готовить подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;

  • составлять план прочитанного и делать краткий пересказ его содержания с помощью учителя.





Наименование разделов и тем

Всего часов



Самое великое чудо на свете

4

  1. 2

Устное народное творчество

15

  1. 2

Поэтическая тетрадь 1

10

  1. 3

Великие русские писатели

25

  1. 4

Поэтическая тетрадь 2

6

  1. 5

Литературные сказки

8

  1. 6

Были-небылицы

10

  1. 7

Поэтическая тетрадь 3

6

  1. 8

Люби живое

16

  1. 9

Поэтическая тетрадь 4

8

  1. 10

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

  1. 11

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»

8

  1. 12

Зарубежная литература

8




Итого:

136 часов



ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:


Учебник

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 223 с.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012, 223 с.



Методическая литература

Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 288 с. (В помощь школьному учителю)



Материалы для проведения проверочных работ

Крылова О.Н., Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О.Н. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 93, с.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ




п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся (УУД)

Дата

Самое великое чудо на свете (4)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме. Читать текст вслух целыми словами, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары или группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




2

Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщений на основе статьи учебника.




3

Первопечатник Иван Фёдоров




4

Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете».




Устное народное творчество (15)

5

Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме. Различать виды устного народного творчества. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Использовать чтение про себя для составления выборочного и кратких пересказов. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Делить текст на части. Называть основные черты характера героев. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.





6

Русские народные песни.




7

Лирические и шуточные народные песни.




8

Докучные сказки.




9

Сочинение докучных сказок.




10

Произведения прикладного искусства: гжель, хохлома.




11

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка




12




13

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.




14




15




16

«Сивка-бурка», русская народная сказка.




17




18




19

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1 по теме «Устное народное творчество»




Поэтическая тетрадь 1 (10)

20

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Как научиться читать стихи?

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать прием интонационного чтения. Сочинять свои стихотворения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно.




21

Проект «Как научиться читать стихи?» На основе статьи Я. Смоленского.




22

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»




23

Ф. И. Тютчев «Листья»




24

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь …»




25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …». Подвижные картины природы. Прием олицетворения.




26

И. С. Никитин «Встреча зимы»




27

И. З. Суриков «Детство»




28

И. З. Суриков «Зима»




29

Путешествие в литературную страну. Тест № 2 по теме «Поэтическая тетрадь 1»




Великие русские писатели (25)

31

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; составлять план пересказа. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.







32

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. Эпитеты. Сравнения.




33




34

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».




35

А.С. Пушкин «Зимнее утро».




36

А.С. Пушкин «Зимний вечер».




37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Рисунки Билибина к сказке.




38




39




40

И. А. Крылов «Мартышка и очки»




41

Подготовка сообщения о И.А. Крылове.




42

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»




43

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»




44

М.Лермонтов. Стихи




45

М. Ю. Лермонтов «Утёс»




46

Подготовка сообщения на основе статьи В. Воскобойникова о творчестве М.Ю. Лермонтова.




47

М.Ю. Лермонтов «Осень»




48


Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)




4950

Л. Н. Толстой «Акула»




51

Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.




52

Л.Н.Толстой «Прыжок»




53

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»




54

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»




55

Обобщение по теме «Великие русские писатели». Тест № 3 по теме «Великие русские писатели»







Поэтическая тетрадь 2 (6)

56

Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихи, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Объяснять смысл непонятных слов и выражение с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике и толкового словаря. Высказывать свое собственное отношение к прочитанному. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.




57

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»




58

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»




59

И.А.Бунин. Стихи. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»




60




61

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 4 по теме «Поэтическая тетрадь 2»




Литературные сказки (8)

62

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




63

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».




64




65

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»




66




67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».




68




69

Урок-КВН. Обобщение материала за 1 полугодие. Контрольная работа № 1 за 1 полугодие.




Были-небылицы (10)

70

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства.

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героев. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.




71




72

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»




73

74





75




76

А. Куприн «Слон»





77




78




79

Урок-путешествие по «Былям – небылицам». Проверочная работа № 2 по теме «Были-небылицы»




Поэтическая тетрадь 1 (6)

80

Саша чёрный. Стихи

Прогнозировать содержание раздела. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом.




81




82

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»




83




84

С. А. Есенин «Черёмуха»




85

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 3»




Люби живое (16)

86

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое. Подбирая в тексте слова-определения. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведения на основе плана. Придумывать свои произведения о животных.




87

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)




88

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»




89




90

В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»




91




92

В. В. Бианки «Мышонок Пик»




93




94

Б. Житков «Про обезьянку»




95




96




97

В. Л. Дуров «Наша Жучка»




98

В. П. Астафьев «Капалуха»




99

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»




100




101

Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 6 по теме «Люби живое»




Поэтическая тетрадь (8)

102

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведение и его содержание, высказывать свое мнение. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.




103




104

А. Л. Барто «Разлука», «В театре»




105




106

С. В. Михалков «Если»




107

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»




108

Проект «Праздник поэзии»




109

«Крестики-нолики» - обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Проверочная работа № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 4»




Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12)

110

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений. Придумывать самостоятельные юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и оценивать свои достижения.




111

А. П. Платонов «Цветок на земле»




112







А. П. Платонов «Ещё мама»




113

М. М. Зощенко «Золотые слова»




114

М. М. Зощенко «Великие путешественники»




115




116

Н. Н. Носов «Федина задача»




117




118

Н. Н. Носов «Телефон»




119

В. Ю. Драгунский «Друг детства»




120

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 4 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»




По страницам детских журналов (8)

121

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения чтения « чтение в темпе разговорной речи». Находить необходимую информацию в журнале. Готовить информацию по теме, используя информацию журнала. Проверять себя и оценивать свои достижения.




122




123

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»




124

Г. Б. Остер «Вредные советы»




125




126

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»




127

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»




128

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 7 по теме «По страницам детских журналов».




Зарубежная литература (8)

129

Мифы Древней Греции

Планировать работу на уроке. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлении древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя. Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки народов. Сочинят свои сказки. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение.




130




131




132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»




133




134

135


Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Контрольная работа № 2 за 2 полугодие




136

Брейн ринг







Смотрите также:
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение»
216.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа предмета «Литературное чтение»
1773.84kb.
8 стр.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
1046.86kb.
7 стр.
Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «английский язык»
442.47kb.
4 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «английский язык»
458.06kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1116.59kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1122.23kb.
6 стр.
Рабочая программа курса «Литературное чтение»
485.02kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету литературное чтение для 1 класса
280.68kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературному чтению 1класс фгос рабочая программа. Литературное чтение
444.37kb.
2 стр.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена в соответствии
192.14kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 2 класса
357.6kb.
2 стр.