Главная
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Г.М.Раздыкова

ИсТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Учебное пособие

для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей

Павлодар

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Г.М Раздыкова

ИсТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Учебное пособие

для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей

Павлодар


Кереку

2010
УДК 37(574)(09)(07)

ББК 74.6(5Каз)я7

Р 17


Рекомендовано к изданию Ученым советом

Павлодарского государственного университета

им. С. Торайгырова
Рецензенты:

Козина В.В. - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Казахстана Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова;

Дукенбаева З.О.- доктор исторических наук, профессор, декан факультета послевузовского образования Павлодарского педагогического института;

Кадысова Р.Ж. - доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Павлодарского государственного университета им.С.Торайгырова


Раздыкова Г.М.

Р17 История мусульманского образования в Казахстане : учебное

пособие для студентов и магистрантов гуманитарных

специальностей / Г.М. Раздыкова. – Павлодар :

Кереку, 2010. – 150 с.
ISBN
Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по специальности «Культурология». Написанное на конкретном материале учебное пособие дает представление о догматике и об обрядности ислама. Пособие включает в себя вопросы для самоконтроля, дополнительную и основную литературу, список тем рефератов, тестовые вопросы и приложения.

Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов гуманитарных специальностей, всем тем, кто интересуется историей культуры и ислама в Казахстане.


УДК 37(574)(09)(07)

ББК 74.6(5Каз)я7

ISBN

© Раздыкова Г.М., 2010



© ПГУ им. С. Торайгырова, 2010
За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители

Содержание

Введение

1 Хозяйственно-культурный фактор в формировании основных принципов ислама в Казахстане в конце XIX – начале XX вв.

1.1. Историография мусульманского образования

1.2. Бытовые факторы и характер народного ислама у казахов

1.3. Специфика деятельности мусульманского духовенства

1.4. Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье

2 Учебно-методический процесс в мусульманской системе просвещения в конце XIX – начале XX вв.

2.1. Организация учебного процесса в мусульманских школах

2.2. Учебно-методическая база мусульманских школ и методика преподавания дисциплин

2.3. Правовое и материальное положение мусульманских школ

Заключение

Вопросы итогового контроля

Темы для самостоятельного изучения

Тесты

Ключи к тестам



Список основной и дополнительной литературы

Приложение 1. Проект мечети и мектебе в г. Каркаралы

Приложение 2. Таблица анкеты о магометанских школах

Введение

Учебное пособие «История мусульманского образования в Казахстане» рекомендовано студентам и магистрантам специальности «Культурология» Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова.

Ислам с момента его распространения в Казахстане играет важнейшую роль в формировании этнической культуры и самосознания казахского народа. В условиях отсутствия государственных институтов в XIX – начале XX вв. ислам являлся ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии духовной культуры и национального возрождения.

Исторический опыт функционирования ислама в Казахстане углубляет наши представления о культурных и общественно-политических аспектах становления и развития мусульманских институтов на его национальных окраинах. Общественная значимость изучения повседневной жизни казахов-мусульман определяется необходимостью сохранения и возрождения культурной памяти и толерантных отношений в современном обществе, этнического многообразия Российской Федерации, в которой последователи ислама составляют вторую по численности, после православных, группу верующих.

Давлению атеизма и целенаправленной секуляризации успешней всего противостояли местные формы бытования ислама, которые А. Беннигсен назвал термином «параллельный» или «неофициальный» ислам. Ислам в Казахстане отличается от фундаментального ислама. Основными догмами он схож с арабским исламом, но в повседневной практике корни его другие. Он опирается на многовековые традиции и обычаи казахского народа. Казахский ислам – это красивый симбиоз ислама и домусульманских культов. Многовековая история и культура казахского народа является яркой и неотъемлемой частью всемирной истории. На протяжении столетий на территории Казахстана формировалось неповторимое цивилизационное пространство, воплотившее в себе достижения арабо-тюркского мира, традиции и нравственные ценности ислама и христианства. Развитие мусульманского образования и история народного ислама, формирование национальных систем образования стало определяющим фактором данного процесса, органично совмещавшего в себе интеграционные тенденции, что открывало широкие перспективы для сохранения этнической самобытности казахского народа. В этой связи нам представляется актуальным изучение истории народного образования казахов, которое, с одной стороны, переживало в конце XIX – начале ХХ вв. общее для всего мусульманского образования Российской империи возрождение, а с другой стороны, имело свою специфику, отражавшую местные этнические особенности.

Изучение функционирования традиционных мусульманских мектебов и медресе – самых массовых и остававшихся вплоть до начала ХХ в. единственными доступными для широких масс казахского населения формами культурно-общественного социума казахов Степного края – позволяет выделить определенные закономерности и характерные этнические черты в народном исламе казахов.

Система просвещения у казахов представлена сетью мусульманских мектебов и медресе. О необходимости систематического и всестороннего изучения педагогического наследия мусульманской системы просвещения свидетельствует тот факт, что, являясь частью духовной культуры, оно влияло на формирование национального самосознания казахов. Даже в условиях кочевого быта была широко распространена грамотность. Народные традиции, народная этнопсихология, этнопедагогика, традиционная литература в мектебах получили свое развитие и стали основой для формирования традиционного народного самосознания. Так, великий казахский поэт, просветитель и мыслитель Абай получил первоначальное образование в аульном мектебе, а продолжив образование в медресе, стал одним из выдающихся деятелей казахской культуры.

Ислам в Казахстане является неотъемлемой частью отечественной истории, казахской духовной культуры, а также основным фактором академических знаний и общественно-политической жизни. Решение проблемы соотношения ислама единого и ислама регионального имеет важное научно-практическое и методологическое значение как в плане определения подхода к изучению и восстановлению этнографической картины ислама, так и в плане применения полученных результатов к изучению конкретных форм его бытования.



Цель и задачи курса: Основная задача курса – дать магистрантам целостное представление о предметном содержании курса, специфике его исторического развития и современном состоянии. В основу изложения материала положен проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений.

Для достижения поставленной цели основное внимание было сосредоточено на решении следующих задач:



  • выявить этнографические особенности народного ислама казахов;

  • на основе анализа материального и социального положения мулл в Степном крае определить специфику их деятельности;

  • реконструкции деятельности мусульманских учебных заведений и духовенства в Степном крае.

  • показать особенности воспитания и обучения детей в условиях традиционного казахского общества;

  • реконструировать учебный процесс в мусульманских мектебах и медресе;

  • охарактеризовать учебно-методическую базу мусульманских школ;

  • раскрыть своеобразие правового и материального положения мусульманских школ.

Хронологические рамки охватывают конец XIX – начало XX вв., период масштабной активизации мусульманского образования. В этот период в культуре казахов сохранялось еще множество традиционных черт, восходивших к более ранним этапам истории духовной культуры казахов. Развитие мусульманского образования являлось логическим следствием предшествующего культурного развития края, поэтому допустимо некоторое ретроспективное отступление к истории Степного края первой половины XIX в. Это позволяет в полном объеме использовать имеющиеся архивные сведения и собранный полевой этнографический материал.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебное пособие для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей Павлодар
2151.47kb.
9 стр.
Учебное пособие для студентов металлургических специальностей Павлодар
1618.77kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар 2008 удк ббк ж
1434.29kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар
726.15kb.
3 стр.
Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов в трех частях Часть 1 4-е издание, исправленное Минск
1972.37kb.
26 стр.
Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных специальностей Павлодар, 2004 ббк 74. 03(2) и 85
1005.02kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов естественных специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 20. 1я7 Б81
1215.69kb.
9 стр.
Учебное пособие для студентов экономических специальностей Красноярск 2009 Рецензент Печатается по решению Методической комиссии фэф
2429.54kb.
24 стр.
Учебное пособие по практической фонетике английского языка "english sounds and intonation" для студентов I и II курсов
909.9kb.
7 стр.
Учебное пособие по практической фонетике английского языка "english sounds and intonation" для студентов I и II курсов
487.35kb.
11 стр.
Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006 Моргунов Г. В. Философия: Учебное пособие для студентов всех специальностей. Новосибирск: нф рап, 2006
3457.73kb.
40 стр.
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей и естественнонаучных направлений
2194.42kb.
14 стр.