Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Новосибирский государственный аграрный университет
Инженерный институт

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ




Методические указания для практических занятий

НОВОСИБИРСК 2007


Кафедра механизации сельского хозяйства и производственного обучения
УДК 631.372.014.9(07)
Составители: Н.А. Усатых, доц., Г.М. Крохта, д-р.техн.наук, проф.

Рецензент канд. техн. наук, доц. П.И.Федюнин

Вождение автомобиля: метод. указания для практ. занятий/ Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: Н.А. Усатых, Г.М.Крохта. – Новосибирск, 2007.–32 с.

Методические указания предназначены для студентов очного отделения Инженерного института НГАУ, обучающихся по программе подготовки водителей транспортных средств.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией Инженерного института (протокол №8 от 26 апреля 2007 г.).

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2007

© Инженерный институт, 2007

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ


Растущая насыщенность потоков автомобилей на дорогах требует от водителя хороших навыков управления автомобилем, обеспечивающих безопасность вождения в различных дорожных условиях. Поэтому одним из главных требований к подготовке водительских кадров является качество обучения практическому вождению транспортных средств.

В задачи практического обучения вождению автомобиля входят:

- воспитание бережного отношения к технике;

- более глубокое усвоение теоретического материала;

- приобретение профессиональных навыков по управлению современными автомобилями;

- адаптация к условиям реального дорожного движения;

- обучение технике управления автомобилем в различных дорожно-транспортных ситуациях, при различных климатических условиях;

- воспитание уважительного отношения к другим участникам дорожного движения;

- приобретение навыков по техническому обслуживанию автомобилей;

- изучение методики проведения квалификационных экзаменов на получение удостоверения водителя и системы оценки навыков.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Занятия по практическому вождению автомобиля проводит мастер производственного обучения (инструктор) индивидуально с каждым обучаемым. Без разрешения инструктора обучаемому запрещается запускать двигатель, трогать автомобиль с места даже на самое короткое расстояние. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения первоначальное обучение проводится на закрытой площадке (автодроме), затем в условиях реального дорожного движения по дорогам с малоинтенсивным и, наконец, с интенсивным движением. Маршруты движения учебных автомобилей согласовываются с органами ГИБДД.

За каждым инструктором на весь период обучения закрепляют определенное количество обучаемых. Продолжительность одного занятия по вождению автомобиля составляет два часа, включая время на проведение ежедневного технического обслуживания автомобиля, на подготовку автомобиля к выполнению упражнения, заполнение учебной документации, на смену обучаемых.

Программой подготовки водителей транспортных средств предусмотрено обучение практическому вождению в объеме 32 часов. Занятия проводятся вне сетки учебного времени по теоретическим дисциплинам. Перечень упражнений приведен в таблице 1.


Таблица 1. Тематический план по предмету «Вождение автомобиля»

Номер

упраж.


Наименование тем, упражнений

Количество часов




ТЕМА 1. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ




1

Посадка. Приемы пользования органами управления, КИП

1(тренаж)

2

Приемы управления автомобилем

1(тренаж)

3

Движение с переключением передач

2(тренаж)

4

Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке

2(тренаж)

5

Движение с изменением направления движения

2




ТЕМА 2. ВОЖДЕНИЕ В ОГРАНИЧЕННЫХ ПРОЕЗДАХ




6

Остановка в заданном месте, развороты

2

7

Маневрирование в ограниченных проездах

2

8

Сложное маневрирование

2




Контрольное занятие

0,5




ТЕМА 3. ВОЖДЕНИЕ ПО УЧЕБНЫМ МАРШРУТАМ




9

Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения

6

10

Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения

6




Контрольное занятие

1




ТЕМА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ




11

Вождение автомобиля в различных условиях дорожной обстановки

2




Экзамен внутренний

1,5




Экзамен ГИБДД

1




В С Е Г О

32

Результаты текущей успеваемости за выполнение отдельных упражнений на автомобиле, а также результаты контрольных проверок оцениваются по четырехбалльной шкале. При этом учитываются технические ошибки (по технике управления автомобилем) и ошибки по Правилам и безопасности дорожного движения, которые могут вызвать опасные (аварийные) последствия.

К техническим ошибкам следует отнести:

- остановка двигателя при трогании с места;

- неполный выжим или резкое отпускание педали привода сцепления;

- рывки при трогании с места или переключении передач;

- трогание с места при затянутом стояночном тормозе или преждевременное снятие со стояночного тормоза до включения передачи;

- недостаточный или затяжной разгон при переключении передач;

- резкие действия органами управления;

- нахождение ноги на педали сцепления во время движения.

Ошибки, которые могут вызвать опасные последствия:

- отвлечение внимания от наблюдения за дорожной обстановкой на органы управления (педали и рычаги);

- перекрещивание рук при резком (экстренном) повороте рулевого колеса;

- несвоевременное включение или выключение указателей поворота;

- нажатие на педаль подачи топлива вместо педали тормоза;

- начало обгона или объезда в непосредственной близости от транспортных средств;

- неиспользование стояночного тормоза после остановки транспортного средства;

- пуск двигателя при включенной передаче.

Применяются следующие оценочные показатели:

отлично – не допускает ошибок;

хорошо – допускает не более двух технических ошибок;

удовлетворительно – допускает не более трех технических ошибок;

неудовлетворительно – допускает более трех технических ошибок или ошибки, которые могут вызвать опасные (аварийные) последствия.

Повторяющиеся ошибки считаются за одну.

За каждое занятие инструктор проставляет обучаемому оценку в индивидуальную книжку по учету практического вождения автомобиля. Без предъявления индивидуальной книжки учета практического вождения обучаемый не допускается к занятиям.
КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ
Перед выездом проводят контрольный осмотр автомобиля для определения исправности всех систем, агрегатов, механизмов, узлов и приборов, особенно тех, которые непосредственно влияют на безопасность движения: двигатель, трансмиссия, тормозная система, механизмы управления, приборы освещения и сигнализации.

При осмотре обучаемый под руководством инструктора проверяет:

- внешний вид автомобиля, при необходимости удаляет загрязнения, пыль, влагу, снег;

- целость стекол кузова, приборов освещения и световой сигнализации;

- состояние шин, давление в них воздуха, крепление дисков колес;

- крепление регистрационных знаков и их чистоту;

- уровень масла в картере двигателя, наличие охлаждающей жидкости, отсутствие следов подтекания масел и технических жидкостей, при необходимости доливает масло и жидкости;

- наличие топлива в баке;

- работу двигателя на холостом ходу и повышенной частоте вращения коленчатого вала после его пуска и прогрева;

- работу приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителя;

- величину свободного хода рулевого колеса;

- легкость управления автомобилем на ходу, работу тормозов.

Выявленные в процессе осмотра неисправности обучаемый устраняет совместно с инструктором.
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Обучение практическому вождению автомобиля включает в себя начальное обучение на закрытой площадке (автодроме), вождение автомобиля в ограниченных проездах, вождение по дорогам с малоинтенсивным движением, вождение автомобиля по дорогам с высокой интенсивностью движения.
Упражнение №1. Начальное обучение

Цель упражнения – научиться быстро и правильно занимать рабочее место водителя, умело пользоваться ремнями безопасности, выполнять действия, соответствующие троганию с места, движению и остановке автомобиля (при неработающем двигателе), выходить из автомобиля. От правильной посадки водителя на рабочем месте во многом зависит лучший обзор дорожной обстановки, меньшая утомляемость, удобство пользования органами управления, удобство считывания показаний контрольно-измерительных приборов, расположенных на щитке. Обучаемый изучает правильное положение корпуса, ног и рук на рабочем месте водителя (рис. 1,2).



Рис. 1. Посадка водителя за рулем автомобиля

На рисунке 1а показана правильная поза водителя за рулем автомобиля, спина полностью прилегает к спинке сиденья, ноги легко достают до педалей, руки слегка согнуты в локтях. В этом положении водитель может быстро реагировать на меняющуюся дорожную обстановку, меньше утомляется. На рисунке 1б сиденье слишком близко придвинуто к рулевому колесу, ноги не имеют опоры, слишком согнутые руки затрудняют свободное управление. На рисунке 1в сиденье отодвинуто слишком далеко назад, спина не имеет опоры, ухудшается обзорность, повышается утомляемость.




Рис. 2. Положение рук на рулевом колесе:

а – правильное; б и в – неправильные




Рис. 3. Варианты хвата рулевого колеса:

а – закрытый хват; б – неполный хват; в – открытый хват


Поскольку водитель должен быть постоянно готов к действиям в критических ситуациях, рекомендуется закрытый хват (рис. 3а) – он естественнее. Неполный хват (рис. 3б) приемлем только при движении на больших скоростях, где требуется высочайшая точность руления. Благодаря тому, что большие пальцы упираются в обод рулевого колеса, «чувство руления» возрастает.

Открытый хват (рис. 3в) является неправильным, так как при внезапном наезде автомобиля на препятствие водитель может не удержать рулевое колесо.




Рис. 4. Положение ног на педалях сцепления и тормоза:

1 – правильное (средней частью стопы); 2 и 3 – неправильное (передней или задней частью стопы


Стопа водителя может быть условно разделена на три части (рис. 4).

Часть Ι – передняя, гибкая и чувствительная, но не способная передавать большие усилия. Ею можно нажимать педаль управления подачей топлива, но обязательно при этом опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала.

Часть ΙΙ – средняя, сильная и гибкая часть стопы. Ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия.

Часть ΙΙΙ – пятка, наиболее сильная, но нечувствительная часть стопы. Она обычно служит опорой для ноги, нажимать ею педали неудобно.

Во время движения автомобиля левая нога должна опираться на пол с левой стороны от педали привода сцепления, но быть всегда готовой к переносу на эту педаль, а правая нога должна находиться на педали управления подачей топлива с готовностью переноса влево на педаль тормоза.

Нажатием на педаль привода сцепления достигается кратковременное разобщение коленчатого вала двигателя и механизмов трансмиссии при пуске холодного двигателя, переключении передач, торможении и остановке автомобиля. При отпускании педали привода сцепления плавно соединяют двигатель с трансмиссией при трогании с места и переключении передач. При нажатии на педаль тормоза движение замедляется и автомобиль останавливается. В случае возникновения опасности для движения путем экстренного торможения предупреждают столкновения, наезд на препятствие и т.д. При нажатии на педаль управления подачей топлива увеличивается частота вращения коленчатого вала двигателя, а, значит, и скорость движения автомобиля, при уменьшении нажатия на эту педаль скорость движения уменьшается.

С помощью рычага переключения передач изменяют величину и направление крутящего момента, передаваемого с коленчатого вала двигателя на ведущие колеса, а также длительное отсоединение коленчатого вала двигателя от механизмов трансмиссии. Перемещением вверх рычага стояночного тормоза затормаживают задние колеса автомобиля для удержания его в неподвижном состоянии как на горизонтальном участке дороги, так и на уклонах. При движении стояночным тормозом можно воспользоваться только в случае внезапного отказа рабочего тормоза.

Задание. Отработать приемы раздельного и совместного действия педалями привода сцепления, управления подачей топлива и рычагом переключения передач.

Выполнение задания. Педаль сцепления нажать быстро и обязательно до отказа, а отпускать медленно (плавно), в противном случае будет наблюдаться рывок или остановка двигателя при трогании с места и при переключении передач. Нажатие на педаль управления подачей топлива осуществляется постепенно (медленно) передней частью стопы (с опорой каблука на пол) на нужную величину (рис. 4). Педаль управления подачей топлива отпускать медленно, а при переключении передач и торможении – быстро. При пользовании педалями и рычагами нельзя смотреть на органы управления, взор должен быть обращен только на дорогу.

Положение правой руки на рычаге переключения передач показано на рисунке 5.




Рис. 5. Положение руки на рычаге переключения передач:

а – хват пальцами (неправильное); б – обратный хват (неправильное); в и г – основной закрытый хват (правильное)


Порядок трогания автомобиля с места: включить указатель поворота, выключить сцепление, включить первую передачу, убедившись, что не создаются помехи другим участникам движения, равномерно увеличить подачу топлива и плавно включить сцепление, одновременно отпуская рычаг стояночного тормоза, затем убрать ногу с педали сцепления и поставить ее на пол. Для замедления движения или его прекращения следует пользоваться рабочим тормозом.

Плавно тормозят в такой последовательности: отпустить педаль управления подачей топлива, плавно с возрастающим усилием нажать на педаль тормоза, одновременно нажимая на педаль привода сцепления. Снизить скорость до желаемого значения или до полной остановки.


Упражнение №2. Пуск двигателя, трогание с места, движение по прямой, плавное торможение и остановка.

Цель упражнения - научиться правильно и безопасно действовать педалями и рычагами, не глядя на них, то есть не отрываясь от наблюдения за дорогой, имея в виду опасные последствия отвлечения внимания от дорожной обстановки.



Задание первое: подготовка и запуск двигателя при наблюдении за показаниями контрольно-измерительных приборов, трогание с места, движение по прямой на расстояние 20-30м, плавное торможение и остановка.

Выполнение задания. Занять рабочее место водителя, вставить ключ в выключатель зажигания, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, запустить двигатель стартером.

Включить указатель левого поворота, быстро нажать педаль сцепления до отказа, включить первую передачу, просмотреть дорожную обстановку, одновременно плавно нажимая на педаль управления подачей топлива и растормаживая стояночный тормоз, плавно отпустить педаль сцепления. Автомобиль при этом должен плавно без рывков начать движения.

Поворачивая рулевое колесо влево, отъехать от места парковки, затем с помощью рулевого колеса выровнять траекторию движения автомобиля и выключить указатель поворота. В процессе движения необходимо периодически просматривать показания контрольно-измерительных приборов, не прерывая наблюдения за дорогой.

После движения по прямой на расстояние 20-30м включить указатель правого поворота, снизить скорость и, убедившись в отсутствии помех, плавно подъехать к тротуару или обочине, нажать педаль сцепления и остановить автомобиль с помощью рабочего тормоза. Включить стояночный тормоз, выключить передачу, снять ноги с педалей сцепления и тормоза, выключить указатель поворота и зажигание (поворотом ключа влево).



Задание второе: трогание с места, разгон и последовательное переключение передач в восходящем порядке, движение с поворотами, регулирование скорости движения педалью управления подачей топлива.

Движение на низшей и промежуточных передачах допускается только для разгона автомобиля при переключении передач, а также для преодоления труднопроходимых участков дороги и преодоления подъемов. Пользуясь схемой, изображенной на рычаге переключения передач, изучить, в каком положении должен находиться рычаг на разных передачах.



Выполнение задания. Вставив ключ в замок зажигания, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, повернуть ключ вправо во второе положение, стартером запустить двигатель. Плавно начать движение, как указано в задании 1. Выключить указатель поворота и увеличить скорость движения до 20 км/ч. Отпустить педаль управления подачей топлива, одновременно нажать педаль сцепления до отказа, включить вторую передачу, плавно отпустить педаль сцепления, постепенно увеличивая нажатие на педаль подачи топлива.

После разгона на второй передаче до скорости 40 км/ч переключиться на третью передачу в том же порядке, как и с первой передачи на вторую. Двигаясь в прямом направлении, с помощью педали управления подачей топлива изменять скорость в пределах от 20 до 40 км/ч. После этого, не выключая сцепления, слегка нажать на педаль тормоза, снижая скорость до 20 км/ч.

Нажатием на педаль управления подачей топлива увеличить скорость движения до 50 км/ч, переключиться на четвертую передачу в том же порядке, как и с первой на вторую и со второй на третью. Двигаясь в прямом направлении, изменять скорость движения с помощью педали управления подачей топлива в пределах от 40 до 60 км/ч. После этого, не выключая сцепление, нажать правой ногой на педаль тормоза, снижая скорость до 40 км/ч, оценить дорожную обстановку спереди и сзади, включить указатель правого поворота, подъехать к тротуару или обочине, одновременно нажимая на педаль сцепления и тормоза, остановиться, включить стояночный тормоз, установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и выключить указатель поворота.
Упражнение №3. Переключение передач в нисходящем порядке, остановка автомобиля в заданном месте

Цель упражнения - закрепить навыки переключения передач в восходящем порядке и освоить приемы переключения передач в нисходящем порядке, последовательно с высшей до первой и минуя промежуточные передачи, а также остановки автомобиля в заданном месте.

Переход на низшую передачу может потребоваться при поворотах автомобиля, движении на подъеме, по плохим участкам дороги, а также для торможения двигателем на скользкой дороге или при внезапном отказе рабочего тормоза.

Главным в переходе с высшей передачи на низшую является умение выбрать скорость движения, соответствующую включаемой пониженной передаче. Если скорость движения при переключении окажется выше требуемой, то это неизбежно приведет к шумному включению передачи, резкому снижению скорости движения за счет торможения двигателем и, как следствие этого, большой нагрузке на трансмиссию и ее усиленному износу. В этом случае следует предварительно, до включения пониженной передачи, несколько притормозить автомобиль рабочим тормозом или выключить передачу для замедления его движения.



Переход на низшие передачу может быть последовательным или быстрым, минуя промежуточные передачи, сразу с высшей на вторую или на первую.

Задание первое: занять рабочее место водителя и завести двигатель, выполнить приемы трогания с места, сделать разгон и последовательно перейти с первой до высшей передачи, двигаясь в прямом направлении со скоростью 50-60 км/ч, регулируя ее педалью управления подачей топлива. Приступить к выполнению приемов последовательного переключения передач с высшей до первой. Для этого снять правую ногу с педали управления подачей топлива и плавно нажать на педаль тормоза для снижения скорости движения до 35-40 км/ч. Прекратить начатое торможение. Выжать до отказа педаль сцепления, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить третью передачу, медленно отпустить педаль сцепления, одновременно усиливая нажатие на педаль управления подачей топлива и повышая этим скорость движения до 40 км/ч. При этом не допускать отставания нажатия на педаль управления подачей топлива от движения отпускаемой педали сцепления после включения пониженной передачи, так как в этом случае неизбежно возникают резкое замедление и ударная нагрузка на трансмиссию.

Выполнение задания. Двигаясь со скоростью 40 км/ч на третьей передаче, нажатием на педаль тормоза снизить скорость до 20-25 км/ч, выжать педаль сцепления, включить вторую передачу, прекратить торможение, нажать педаль управления подачей топлива, отпустить педаль сцепления и двигаться на второй передаче со скоростью 30 км/ч. Снизив скорость движения нажатием на тормозную педаль до 15-20 км/ч, аналогично перейти на первую передачу и двигаться 10-15 с. Затем включить указатель правого поворота, замедлить движение нажатием на педаль тормоза, убедившись в отсутствии помех, постепенно повернуть рулевое колесо вправо к обочине. Поворотам влево выровнять движение автомобиля, выключить сцепление, нажатием на педаль тормоза остановиться, затянуть стояночный тормоз, выключить передачу, снять ноги с педалей, выключить указатель поворота и зажигание.

Задание второе: движение с последовательным переключением передач в восходящем порядке, переключение передач на низшие, минуя промежуточные передачи, остановка в заданном месте.

Выполнение задания. Для этого сделать разгон на четвертой передаче до 60 км/ч, не выключая сцепления, плавно нажать на педаль тормоза, снижая скорость до 40 км/ч, выжать педаль сцепления, продолжая торможение, замедлить движение до 20 км/ч и включить вторую передачу. Сделать разгон, перейти последовательно на четвертую передачу и довести скорость движения до 60 км/ч. Последовательным переключением передач в нисходящем порядке снизить скорость движения до 15 км/ч, выключить сцепление и нажатием на педаль тормоза остановить автомобиль в заданном месте с учетом требований Правил дорожного движения. При отработке упражнения на автодроме обратить внимание на то, чтобы крайняя передняя точка автомобиля не пересекла линию «Стоп» и автомобиль находился на расстоянии не более 0,5 м от стоп-линии.

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 Кафедра механизации сельского хозяйства и производственного обучения
412.87kb.
4 стр.
Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий (очная форма обучения) Тема 1 Организация производственного процесса
102.81kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Организация государственного
329.55kb.
1 стр.
Методические указания для практических занятий по дисциплине «Экономика и организация реставрационных работ»
301.31kb.
1 стр.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»
1393.93kb.
5 стр.
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
400.63kb.
4 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»
313.86kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению практических заданий по курсу "Основы рекламы" Санкт-Петербург 2006
263.55kb.
1 стр.
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания
415.72kb.
1 стр.
Министерство сельского хозяйства
167.34kb.
1 стр.
Методические указания для студентов по проведению практических занятий по дисциплине
1006.93kb.
6 стр.
Методические указания для студентов по проведению практических занятий по дисциплине
503.69kb.
3 стр.