Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Пояснительная записка

В основу моей работы положена государственная образовательная


программа по литературному чтению, разработанная З.И. Романовской для учащихся 2 класса.

Изучив программу и проработав по ней 3 года, я пришла к выводу, что во 2 классе нужно больше времени уделять патриотическому, нравственному и трудовому воспитанию младших школьников.

Разработанная мной индивидуализированная программа «Чтение и начальное литературное образование с усилением воспитательной направленности (патриотизма, нравственности, привития трудовых навыков)» начинается с раздела «Труд человека кормит, а лень - портит» (12ч). Дети настраиваются на рабочий лад, осуществляется плавный для ребёнка переход от летних каникул к занятиям в школе.

В программу мною введены разделы: «С чего начинается Родина» (10 часов), «Люби живое» (10 часов), «Я и мои друзья» (12 часов). Это введение произошло за счёт сокращения часов на изучение тех произведений, которые, по моему мнению, менее содержательны, а также тех небольших произведений, на изучение которых отводится неоправданно большое количество времени.

Школьники во 2 классе должны читать не только сказки, но и рассказы, близкие им по содержанию, т.к. сейчас в семье домашнему внеклассному чтению отводится недостаточное количество времени, или не отводится вообще.

Цель индивидуализированной программы - воспитать нравственного человека, любящего свою Родину, уважающего людей труда, стремящегося быть полезным для общества через изучение внепрограммных произведений, имеющих высокий нравственный потенциал для развития личности ребенка.



Основные задачи:

  • акцентирование внимания на прочном и сознательном усвоении младшими школьниками понятия нравственности и сознательном усвоении ведущих идей изучаемых художественных произведений;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, имеющих высокий нравственный потенциал;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие их нравственных чувств.

В основу индивидуализированной программы положен деятельностный подход в процессе обучения. В результате разнообразных видов деятельности идёт не только развитие речи, образного и логического мышления, эстетического вкуса, творческих способностей детей, а также нравственное, патриотическое и трудовое воспитание личности.

Программа рассчитана на 165 часов учебного времени (из них 44 часа разработанные мною темы).

Создавая индивидуализированную программу, опиралась на труды В.А. Сухомлинского, СВ. Михалкова, поднимающие значимость и необходимость формирования нравственных, патриотических и трудовых качеств личности. В практической деятельности использую систему рекомендаций В.Н. Зайцева, И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, А.М. Кушнира.

Новизна программы заключается в изучении внепрограммных текстов художественных произведений, содержание которых способствует нравственному, патриотическому, трудовому воспитанию личности младшего школьника.

Изучение текстов художественных произведений, предложенных в индивидуализированной программе, позволяет детям являться соучастниками описанных событий, разбираться в них, давать оценку поступкам героев произведений.



Ведущей педагогической идеей является воспитание и развитие нравственных качеств личности младшего школьника, его позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Индивидуализированная программа

«Чтение и начальное литературное образование с усиление воспитательной направленности (патриотизма, нравственности, привития трудовых навыков),

2 класс (165 часов)
Раздел 1 (12 часов) «Труд человека кормит, а лень – портит»

Стихи С. Маршака, С. Баруздина. Стихотворные сказки С. Маршака, К. Чуковского. Русские народные сказки, сказка Е. Пермяка. Рассказы Е. Пермяка, Ю. Ермолаева, С. Баруздина, Н. Носова.


Раздел 2 (36 часов) «Художник Осень»

Стихи и рассказы Г. Скребицкого, С. Михалкова, И. Соколова-Микитова, Р. Фраермана, А. Толстого, А. Пушкина, Н. Сладкова, А. Плещеева, Блачининой, Н. Рубцова, Е. Пермяка, В. Осеевой, С. Седова, И. Бунина, К. Ушинского, К. Бальмонта, Н. Некрасова, А. Барто, И. Крылова, П. Снегирёва,. Русские народные сказки. Пословицы


Раздел 3 (36 часов) «Художник Зима»

Стихи и рассказы К. Бальмонта, И. Сурикова, И. Никитина, З. Александровой, С. Михалкова, А. Прокопьева, С. Маршака, Я. Акима, С. Есенина, А. Фета, Н. Заболоцкого, А. Барто, Н. Некрасова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, Л. Воронковой, В. Драгунского, В. Бианки, Л. Толстого, К. Ушинского. Русские народные сказки. Пословицы.


Раздел 4 (28 часов) «Художник Весна»

Стихи и рассказы Г. Скребицкого, И. Никитина, Н. Некрасова, В. Бианки, Г. Ладоницкого, А. Пушкина, Ю. Тувима, А. Толстого, И. Бунина, Н. Сладкова, Я. Акима, М. Пришвина, А. Фета, С. Маршака, Е. Чарушина, С. Михалкова, Ф. Тютчева, В. Осеевой, И. Соколова-Микитова, А. Барто, С. Есенина, Т. Серковой. Русские народные сказки, пословицы.


Раздел 5 (21 часа) «Художник Лето»

Рассказы и стихи Г. Скребницкго, М. Исаковского, И. Никитина, Л. Толстого, Ф. Тютчева, М. Пришвина, И. Крылова, А. Пушкина, М. Пляцковского, С. Дрожжина, К. Ушинского, А. Кольцова, Н. Сладкова, К. Пуастовского, В. Бианки. Сказки разных народов. Пословицы.


Раздел 6 (10 часов) «С чего начинается Родина»

Рассказы П. цвирка, Л. Кассиля, А. Митяева,. Стихи В. Орлова, Г. Ладонщикова, П. Воронько, М. Матусовского, С. Васильева, К. Симонова, С. Бауловой


Раздел 7 (10 часов) «Люби живое»

Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, В. Дурова, В. Чаплиной, К. Паустовского, Э. Шима. Стихи А. Барто, С. Бауловой.


Раздел 8 (12 часов) «Я и мои друзья»

Рассказы Н. Артюховой, А. Гайдара, Н. Носова, В. Осеевой, В. Сухомлинского. Стихи А. Барто, С. Бауловой.


Тематическое планирование и методическое обоснование программы


урока

Тема урока

Количе ство часов

Формы и методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Формы и средства контроля

Требования к ЗУН в связи с новизной программы

1

С.Маршак «Кот и лодыри».

1

Работа с текстом, иллюстрациями. Эвристическая беседа, ведущая к выводу.

Индивидуальная и коллективная работа.

Наблюдение за работой на рабочих местах, индивидуальный и фронтальный опрос.

Уметь:

- выразительно читать стихотворение,

- составлять словесный портрет героев,

- высказывать своё мнение о прочитанном, делать для себя


выводы.

2

С.Баруздин «Бревно», «Когда люди радуются».

1

Работа с текстом. Объяснительно-иллюстративная беседа.

Индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Наблюдение за работой на рабочих местах, устный опрос, индивидуальный.

Уметь:

- читать наизусть стихотворение,

- строить устную речь в определённой композиционной форме,

-находить в повседневной жизни такие дела, которые приносили бы радость не только тебе, но и окружающим людям.



3

Русская народная сказка «Кому горшок мыть».

1

Работа с текстом, иллюстрацией. Частично-поисковая беседа. Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ.

Групповая, коллективная, индивидуальная работа.

Индивидуальный опрос, фронтальный.

Звать:

- что такое диалог.


Уметь:

- рассказывать от первого лица,

- работать с текстом,

- находить иронию в прочитанном.



4

С.Маршак «Старуха, дверь закрой!»

1

Работа с текстом. Эвристическая беседа, ведущая к выводу. Проблемно-сообщающий метод: доказательства путём сравнения подобий в событиях.

Индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Наблюдение за работой на рабочих местах, индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь:

- выразительно читать стихотворную сказку,

-делать выводы из прочитанного.


5

Ю.Ермолаев «Два пирожных».

1

Работа с текстом. Эвристическая беседа, ведущая к выводу.

Индивидуальная, коллективная, групповая.

Индивидуальный и фронтальный опрос. Наблюдение за работой на рабочих местах.

Уметь:

- самостоятельно читая текст, подготовиться к чтению по ролям,

- видеть в рассказе плохие и хорошие черты характера.


6-7

К. Чуковский «Федорино горе».

2

Работа с книгой, иллюстрациями. Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ. Исследовательский метод: доказательство утверждения.

Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Наблюдение за работой на рабочих местах. Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь:

- читать отрывок из произведения наизусть,

- использовать образные средства языка,

- делать выводы из прочитанного.


Знать:

- несколько пословиц и поговорок о труде.



8

Е. Пермяк

«Смородинка».



1

Работа с текстом. Эвристическая беседа, ведущая к выводу.

Репродуктивный метод: пересказ прочитанного.



Фронтальная работа по формированию умения составлять

план рассказа.

Индивидуальная

работа.


Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь:

- составлять план рассказа,

- рассказывать по плану,

- объяснять, чему же радовались люди в рассказе,

- приводить примеры из жизни.


9

В Лермяк «Волшебные краски».

1

Работа с текстом. Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ. Анализ события.

Индивидуальная, коллективная работа.

Индивидуальный и фронтальный опрос. Экспресс-опрос.

Отработать навык чтения (стараясь читать целыми словами). Уметь:

- строить речь,

- входить в заданный образ,

- высказывать своё мнение о прочитанном, подкрепляя слова примерами из жизни.



10

Н.Носов «Заплатка».

1

Работа с книгой. Частично-поисковая беседа. Репродуктивный метод: пересказ прочитанного. Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ.

Работа с дополнительной литературой. Групповая работа, индивидуальная. Общеклассная работа (составление плана рассказа).

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Отработать навык чтения (стараясь читать целыми словами). Уметь:

- пересказывать по плану,

- рассказывать от первого лица,

- выражать своё отношение к героям, событиям,

-делать выводы из прочитанного (работа, сделанная своими руками, приносит радость, уважение окружающих).


11

Русская народная сказка

«Самое дорогое».



1

Рассказ, эвристическая беседа. Работа с книгой. Театрализованное воспроизведение событий. Иллюстрация.

Работа в парах

(диалог).

Индивидуальная,

коллективная работа.



Индивидуальный я фронтальный опрос.

Уметь:

- находить главную мысль прочитанного,

-вести диалог,

- выражать свою точку зрения и аргументировать её.



12

Обобщающий урок. Проверочная работа №1.

1

Эвристическая беседа, ведущая к выводу.

Работа с выставкой книг. Индивидуальные сообщения.

Устный, тестовый контроль.

Знать:

- авторов изученных произведений, названия, содержание прочитанного.



13

Знакомство с учебной книгой «Живое слово»

Г. Скребницкий «Четыре художника. Осень»



1

Рассказ, работа с книгой. Эвристическая беседа, ведущая к выводу. Иллюстрация.

Работа с дополнительной литературой. Работа в парах. Индивидуальная, коллективная.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Отработать навык чтения, стараясь читать целыми словами.

Уметь:


- выбрать правильную интонацию при чтении рассказа;

- читать рассказ выразительно



14

С. Михалков «Важный день»

1

Работа с книгой. Поиск примеров на основе введения нового. Пересказ прочитанного

Индивидуальная коллективная работа

Индивидуальный опрос, общеклассная работа

Отработать навык чтения.

Уметь читать стихотворение наизусть



15

И. Соколов-Микитов «Пролетело жаркое лето»

1

Работа с книгой, проблемно-сообщающий метод: просмотр диафильма. Эвристическая беседа, ведущая к выводу. Иллюстрации

Индивидуальная коллективная работа

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тестовый контроль



Отрабатывать навык чтения

Уметь пересказать прочитанное.



16

Р. Фраерман «Девочка с камнем»

1

Работа с книгой. Частично-поисковая беседа. Исследовательский метод: работа с книгой, доказательство утверждения.

Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная, коллективная работа, работа в парах

Наблюдение за работой на рабочих местах. Индивидуальный, фронтальный опрос. Блиц-опрос.

Уметь определить идею рассказа, читать отрывок из рассказа наизусть

17

Л. Толстой «Филипок»

1

Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ. Работа с книгой

Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная, коллективная работа

Наблюдение за работой на рабочих местах. Опрос (индивидуальны, фронтальный)

Уметь пересказать прочитанное; составить план рассказа

18

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

1

Работа с книгой. Частично-поисковая беседа

Индивидуальная, фронтальная работа

Устный опрос

Уметь находить главную мысль произведения

19

Н. Сладков «Золотая осень»

1

Работа с книгой. Объяснительно-иллюстративный метод: беседа на сравнение событий. Репродуктивный метод: пересказ прочитанного. Иллюстрация

Индивидуальная, коллективная, работа в парах

Наблюдение за работой на рабочих местах. Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь сравнивать, пересказывать прочитанное

20

И. Соколов-Микитов «Улетают журавли»

1

Работа с книгой. Проблемно-сообщающий метод: объяснение причин различия в подобных ситуациях. Краткий пересказ. Иллюстрация

Индивидуальная, коллективная работа

Наблюдение за работой на рабочих местах. Индивидуальный, фронтальный опрос.

Отработать навык чтения. Уметь кратко пересказывать по составленному плану.

21

А. Толстой «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»

1

Работа с книгой. Краткий пересказ. Репродуктивный метод: анализ события по определённому алгоритму.

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Устный опрос

Отработать навык чтения

Уметь сравнивать, анализировать, читать стихотворение наизусть



22

Е. Благинина «Улетели сегодня стрижи»

Н. Рубцов «Воробей», «Ворона»



1

Объяснительно-иллюстративный метод, практическая работа на применение знаний темы. Работа с книгой. Иллюстрация

Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная, коллективная, групповая работа

Общеклассная работа

Отработать навык чтения.

Уметь строить устную речь, читать рассказ выразительно



23

В. Бианки «Прячутся»

1

Объяснительно-иллюстративный метод: практическая работа на применение знаний темы. Иллюстрация

Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная, коллективная, групповая работа

Общеклассная работа

Отработать навык чтения.

Уметь строить устную речь, читать рассказ выразительно



24

Е. Пермяк «Бумажный змей»

1

Эвристическая беседа, ведущая к выводу

Индивидуальная, фронтальная работа

Устный опрос

Уметь пересказывать прочитанное

25

О. Буцень «Чистюля», «Мамины помощники»

1

Работа с книгой. Репродуктивный метод: пересказ. Эвристическая беседа. Ролевое чтение. Пересказ прочитанного

Индивидуальная, коллективная, групповая работа

Наблюдение за работой на рабочих местах. Индивидуальный, фронтальный опрос.

Отработать навык чтения.

Уметь составить рассказ на заданную тему, пересказать по плану.



26

Русская народная сказка «Лиса и козёл»

1

Работа с книгой. Эвристическая беседа, ведущая к выводу. Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ

Индивидуальная, фронтальная работа. Работа в парах

Наблюдение за работой на рабочих местах. Индивидуальный, фронтальный опрос.

Отработать навык чтения.

Уметь рассказать о главном герое (по плану), строить речь, пересказывать сказку.



27

Татарская сказка «Три дочери»

1

Работа с книгой. Репродуктивный метод: пересказ прочитанного. Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ. Прослушивание грамзаписи

Индивидуальная, коллективная, групповая работа

Индивидуальный и фронтальный опрос

Отработать навык чтения

Уметь пересказывать от лица персонажа сказку.



28

В. Осеева «До первого дождя»

1

Работа с книгой. Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на текст. Иллюстрация. Прослушивание грамзаписи

Парная форма организации познавательной деятельности. Индивидуальная и фронтальная работы

Индивидуальный и фронтальный опрос

Уметь составить вопрос по содержанию текста, строить речь, входить в заданный образ

29

Л. Толстой «Два товарища»

1

Работа с книгой, иллюстрацией. Репродуктивный метод: пересказ. Исследовательский метод: доказательство правомерности утверждения.

Индивидуальная и коллективная работы

Индивидуальный и фронтальный опрос

Отработать навык чтения. Уметь пересказать содержание от лица героя.

30

Н. Сладков «Лиса-плясунья»

1

Работа с книгой, иллюстрацией. Репродуктивный метод: пересказ. Исследовательский метод: доказательство правомерности утверждения.

Индивидуальная и коллективная работы, работа в парах

Наблюдение за работой на рабочих местах. Индивидуальный, фронтальный опрос.

Отработать навык чтения. Уметь творчески подходить к заданию (составить пожелания сказочному персонажу), пересказывать прочитанное, выражать своё отношение к героям.

31-32

С. Седов «День рождения»

2

Репродуктивный метод: выполнение задания по плану с последующим обобщением

Индивидуальная, фронтальная форма

Фронтальная беседа

Уметь пересказать прочитанное, составить план.

33

А. Плещеев «Мать и дети»

1

Работа с книгой. Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ. Репродуктивный метод: пересказ

Работа с дополнительной литературой. Индивидуальные сообщения. Групповая, фронтальная работа

Индивидуальный опрос. Общеклассная беседа

Уметь строить речь, входить в заданный образ, высказывать своё отношение к прочитанному

34

И. Бунин «Листопад»

1

Практическая работа

Фронтальная, индивидуальная работа

Блиц-турнир, кроссворд, викторина. Письменный контроль

Уметь читать стихотворение наизусть

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа по литературному чтению, разработанная З. И. Романовской для учащихся 2 класса
1000.47kb.
5 стр.
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
613.38kb.
4 стр.
Рабочая программа по «Литературному чтению» для 3 класса по образовательной системе «Школа -2100»
2182.63kb.
12 стр.
Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год Русский язык 2 класс пояснительная записка рабочая программа курса
1293.51kb.
8 стр.
Урока по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир»
67.1kb.
1 стр.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение»
216.81kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературному чтению
237.78kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению
222.23kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению
155.77kb.
1 стр.
Ояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению
343.75kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" Цели: провести анализ произведения, направленный на выявление смыслового ядра текста
91.61kb.
1 стр.
Примерная программа по русскому языку Примерная программа по литературному чтению
3279.71kb.
20 стр.