Главная
страница 1
Автор курса: Рассмотрена и утверждена Звижулева И.Г., учитель химии заседании НМС МОУ СОШ №40

« » сентября 2008г

Председатель___________ Горбунова О.

Программа прогностического (пропедевтического) курса

«Все мы дома химики»

Пояснительная записка: Материал, включенный в программу, рассчитан на учащихся 5-7-х классов. Изучение химии начинается только в 8-м классе. Однако практика показывает, что ознакомление ребят с бытовой химией, с правильным пользованием препаратами необходимо начинать раньше.

Экологические проблемы повсеместны, они стоят перед каждым из нас. Своей жизнедеятельностью человек порождает экологические проблемы, которые в последствии, влияют на его здоровье.

В повседневной жизни школьники очень рано сталкиваются с различными препаратами бытовой химии. Особый интерес к различным опытам с этими препаратами дети проявляют в младшем подростковом возрасте. Нередко такие опыты приводят к несчастным случаям. Поэтому необходимо как можно раньше начинать знакомить ребят с наиболее распространенными препаратами бытовой химии и правилам их безопасного использования.

Объекты для практических работ подбираются с учетом возможного неблагоприятного воздействия на организм детей, т.е. выбирать только средства слабого действия. Обязательно уделять внимание экологическому аспекту применения бытовой химии.

Курс может дополнять базовую программу по Естествознанию (автора Т.С.Суховой), не нарушая её целостности. Продолжительность курса 1

полугодие (15час). Обязательно, необходимо в ходе курса говорить об экологической безопасности при использовании различных препаратов бытовой химии.



Цель: познакомить школьников с многообразием препаратов бытовой химии, научить грамотно и безопасно пользоваться ими.

Задачи:

  1. развивать и поддерживать заинтересованность учащихся к предмету естествознания;

  2. сформировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем;

  3. развивать у учащихся творческий потенциал и практические навыки организации и проведения химических экспериментов;

  4. создать условия для пробы сил учащимися в некоторых видах деятельности, характерных для естественных наук (химии, биологии, физики).

Главным в содержании курса является исследовательская деятельность учащихся. Она включает в себя следующие виды деятельности: наблюдение, эксперимент, анализ проведенных измерений, выдвижение гипотез, моделирование, обработка и обобщение данных (в таблицы, графика), анализ информационных источников, всё это поможет в дальнейшем учащимся успешно обучаться по предметам естественно научного направления.

В результате изучения программы курса учащиеся должны:



Знать:

- правила использования препаратов бытовой химии;

- свойства некоторых веществ, которые человек использует в домашних условиях;

- какое влияние на здоровье человекамогут оказать препараты бытовой химии при неправильном использовании в быту.



Уметь:

- характеризоватьсвойства веществ (препаратов бытовой химии);

-объяснятьрезультаты наблюдений, сравнивать их, делать выводы;

- проводитьпростейшие эксперименты с веществами, которые используют в быту;

- применятьразные препараты бытовой химии для их непосредственного использования с учетом их свойств.

Форма контроля – это оформление практических работ и защита творческих работ, которая может проходить на школьной научно – практической конференции.



Тематичекский план





тема


Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1




2

Кислоты

6

2

4

3

Химические препараты в домашней аптечке

5

2

3

4

Свойства и применение строительных материалов

8

3

5

5

Химические препараты, применяемые в быту для стирки и удаления пятен

6

3

4

6

Защита творческих работ учащихся










По желанию учителя это время может быть изменено. Основное время отведено на выполнение практических работ, перечень которых является примерным.

1.Вводное занятие.(1час)

Знакомство с курсом «Все мы дома химики»

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Знакомство с химическим оборудованием, необходимыми материалами, которые будут использоваться при изучении курса



2.Кислоты(6 час)

Ознакомление со свойствами уксусной (слабые растворы) и лимонной кислоты.

Понятие о природных органических кислотах – яблочной и щавелевой. Обнаружение кислот (по вкусу, реакции с содой). Их применение в быту.

Понятие о растворе, слабых и концентрированных растворах. Доказательство присутствия в воде растворенных веществ (демонстрация).

Причины образования накипи.

Практические работы



  1. «Гашение» соды уксусной кислоты при приготовлении теста.

  2. Обнаружение кислоты в капустном рассоле, отваре щавеля, томатном и яблочном соках.

  3. Удаление накипи с помощью уксусной кислоты.

  4. Приготовление слабых растворов уксусной кислоты для споласкивания волос после мыть и шерстяных изделий после стирки.

3.Химические препараты в домашней аптечке.(5час)

Свойства и применение в медицинских целях нашатырного спирта, поваренной соли, питьевой соды, борной кислоты, йода, перманганата калия, уксусной и лимонной кислот.

Аэрозольные препараты, особенности их применения и хранения. Понятие о дезинфекции: дезинфекционные препараты сильного и слабого действия, применяющиеся для уборки помещений, обработки санитарно-технических устройств, посуды для кормления домашних животных.

Средства для ухода за обувью из кожи, замши, и искусственных материалов.



Практические работы

  1. Приготовление растворов соды, борной кислоты, перманганата калия для домашней аптечки.

  2. Приготовление дезинфицирующих растворов слабого действия (хлорамин, сода).

  3. Использование перекиси водорода.

4. Свойства и применение строительных материалов(8час)

Знакомство со свойствами и областями применения некоторых строительных материалов: побелка (меловая и известковая), цемент, лаки, краски, эмали, растворители, клеи для обоев. Влияние материалов, применяемых для отделки помещения, на микроклимат жилища и здоровье человека.

Моющее, чистящие и дезинфицирующие средства для уборки помещения.

Чистка посуды из различных материалов, санитарно- технических устройств. Удаление накипи и ржавчины.

Практические работы


  1. Обнаружение щелочных свойств гашеной извести и цементы.

  2. Приготовление раствора для побелки.

  3. Приготовление клея для обоев

  4. Ознакомление со свойствами масляных и водоэмульсионных красок, эмалей.

  5. Чистка кухонной посуды.

5.Химические препараты, применяемые в быту для стирки и удаления пятен с одежды.(6час)

Понятие о щелочи; щелочные свойства моющих средств, их обнаружение.



Малотоксичные препараты для борьбы с бытовыми насекомыми. Свойства и особенности применения инсектицидных аэрозольных препаратов. Токсичные свойства дезинфицирующих и инсектицидных препаратов, правила их безопасного использования.

Практические работы

  1. Ознакомление с образцами продающихся моющих средств, их выбор для тканей из различных волокон.

  2. Ознакомление с образцами отбеливателей различных типов (пероксидные, сульфитные, хлорсодержащие), демонстрация их действия.

  3. Выведение пятен различного происхождения с помощью малотоксичных препаратов (бензин, уксусная кислота, нашатырный спирт) (2час)

  4. Приготовление малотоксичных препаратов для борьбы с бытовыми насекомыми (шарики из борной кислоты и яичного желтка или вареного картофеля).

Литература:

  1. Войтович В.А. Химия в быту.- М.,1980

  2. Скедельников В.П. Эта веселая химия. –Донецк ,1979

  3. .Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.-М.,1992

  4. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас.-М.,1983


Смотрите также:
Программа прогностического (пропедевтического) курса «Все мы дома химики»
73.21kb.
1 стр.
Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»
411.39kb.
2 стр.
Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса по истории 5 класс
108.8kb.
1 стр.
Все мы дома химики
81.35kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов «Посвящение в химики»
49.56kb.
1 стр.
Вечер «Посвящение в химики»
49.11kb.
1 стр.
Программа развития мбоудод дюсш №15 на 2010-2015 г. Введение. Блок аналитического и прогностического обоснования программы
202.77kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Место: 16 Побед (дома/выезд): 2/1 Ничьих (дома/выезд): 1/2 Поражения (дома/выезд): 12/12 Очков (дома/выезд): 7/5 Забитых (дома/выезд): 8/9 Пропущенных (дома/выезд): 43/41
119.86kb.
1 стр.
Элективный курс «Британцы у себя дома»
113.11kb.
1 стр.
План урока: первые женщины россии – химики (11 класс)
180.78kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.