Главная
страница 1
МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка интегрированного урока – конференции на тему:

«90–летию заповедной системы посвящается…»

Автор: учитель биологии и экологии

Егорова Е.Н.

совместно с учителем географии

Хвостовой Н.А.

р.п. Инжавино

Интегрированный урок – конференция на тему:

«90 – летию заповедной системы посвящается…»
Цель:

 Раскрыть значимость заповедной системы в России, и ее роли в сохранении редких видов растений и животных на территории России;

 Познакомить учащихся с многообразием заповедников в разных регионах России;

 Изучить географическое расположение заповедников;

 Привлечь внимание школьников к необходимости защиты животного и растительного мира;

 Обобщить знания учащихся об исследовании территории Государственного природного заповедника «Воронинский»;

– Познакомиться с историей создания государственного природного заповедника «Воронинский»;

– Познакомиться с литературой о заповедниках России.


План урока:

  1. Вступительное слово учителя биологии:

Дорогие ребята, гости, разрешите вас приветствовать в «Инжавинской средней школе». Сегодня мы проводим урок – конференцию, посвященную 90–летию заповедной системы в России.


  1. Представление гостей приглашённых на мероприятие:

 Заместитель директора по науке государственного природного заповедника «Воронинский»;

 Заместитель директора по экопросвещению государственного природного заповедника «Воронинский»;

 Директор Инжавинского краеведческого музея;

 Ведущий библиотекарь детского отдела районной межпоселенческой библиотеки;

 Корреспондент районной газеты «Инжавинский Вестник»;

 Урок проводит учитель биологии, совместно с учителем географии.




  1. Слово учителям об истории создания первых заповедников в России.

Конец XIX– начало XX столетий – пора зарождения отечественного охотоведения. В этот очень короткий период времени произошло становление охотоведения как учебной и научной дисциплины, охота и пушной промысел эволюционировали в государственную отрасль охотничье – промыслового хозяйства. Формированию охотоведения в нашей стране мы обязаны славной плеяде выдающихся охотоведов первой половины прошлого века и прежде всего Анатолию Алексеевичу Силантьеву – основоположнику отечественного охотоведения. Именно ему принадлежит выдающаяся роль в организации первых государственных заповедников в России.

Первые государственные заповедники России создавались для спасения соболя и соболиного промысла, в те годы исключительно важного подспорья для экономики России. Так уж случилось, что Россия во многом обязана соболю не только присоединением Сибири, но и появлению первых государственных заповедников. Очень давно, в далеком 1916 году вышел первый закон о создании охотничьих заповедников в России, и именно в 1916 году был создан первый заповедник в России - Баргузинский, который располагается на территории Восточной Сибири, республике Бурятия и по сей день. Заповедная система прошла долгий и трудный путь становления и развития в суровых условиях российской действительности. Но, тем не менее она существует уже 90 лет.



4. В честь 90-летия заповедной системы в России, всем работникам заповедников, а также работникам государственного природного заповедника «Воронинский» - праздничное поздравление учащихся: показывается спектакль «Театра кукол» - «Где лучше жить?».

(Сценарий спектакля – приложение № 1).


5. Слово учителю биологии и географии.

Дорогие гости, ребята, вашему вниманию предлагается совершить экскурсию по заповедникам России, с помощью мультимедийной презентации, в которой дается обзорная характеристика регионов России, имеющих заповедники, особенности животного и растительного мира данных регионов, а также их географическое местоположение. (Приложение №2).




  1. Слово гостям.

Первый вопрос директору краеведческого музея :

«Как краевед, как Вы считаете, почему именно на территории Инжавинского и Кирсановского районов был создан заповедник «Воронинский»? Расскажите об истории создания нашего заповедника».


Следующий вопрос заместителю директора по науке ГПЗ «Воронинский»:

«Какая научная работа проводится на территории заповедника «Воронинский»и где отражаются материалы исследований»?


Вопрос заместителю директора по экопросвещению ГПЗ «Воронинский»:

«Как заповедная система влияет на состояние окружающей среды в России?

Расскажите о своей работе в этой системе».
Вопрос ведущему библиотекарю детского отдела районной межпоселенческой библиотеки:

«В каких книгах можно найти более подробную информацию о заповедниках России?»




  1. Слово учителю биологии.

Дорогие ребята, сегодня мы поговорили о заповедной системе в России, ее значимости для природы, для всего человечества. Закончить наш необычный урок мне бы хотелось характеристикой пяти экоэтических принципов, которые регламентируют наши отношения с природой.

  • НЕ НАВРЕДИ

Этот принцип обязывает человека не причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам.

  • НЕ ВМЕШИВАЙСЯ

Этот принцип требует воздерживаться от ограничений свободы живых существ, видов живых существ или экосистем. Ибо для любого существа или экосистемы свобода – это отсутствие человеческого вмешательства в их дела.

  • БУДЬ ПОРЯДОЧНЫМ

Этот принцип требует от человека не обманывать диких, так и не предавать домашних животных. Согласно этому принципу любительская охота, во время которой часто обманывают животных с целью нанести им вред, является аморальной.

  • СОБЛЮДАЙ ПРАВА ПРИРОДЫ

Этот принцип основан на признании и уважении прав природы.

  • КОМПЕНСИРУЙ УЩЕРБ

Если человек нарушает какой либо из вышеперечисленных принципов, он причиняет природе ущерб. Поэтому, по справедливости, он должен его компенсировать. Это может быть создание охраняемых природных территорий, защита редких видов, восстановление нарушенного качества окружающей среды, помощь животным и растениям и многое другое.
Благодарю Всех учащихся и гостей за внимание и участие в нашем уроке -конференции.

Используемая литература:

    1. Газета «Заповедные острова» №11 ноябрь 2006 г.

    2. В.Борейко «Краткий курс экологической этики», Киевский эколого – культурный центр, 2004г.

    3. Электронный диск «Заповедники и национальные парки России».

Приложение №1

"ГДЕ ЛУЧШЕ ЖИТЬ?"

Ведущий: Не верю, что звери не говорят,

Что думать не могут певчие птицы

Что только инстинкты у хитрой лисицы

И пчелы не знают, чего говорят.



Волк: Начинаем наш совет.

Все довольны или нет?

По порядку расскажите,

Как живете, что едите.

Никуда спешить не будем

И подробно все обсудим.


Заяц: Всем зверям большой привет!
Звери: Привет, привет!
Заяц: Что шумите, не секрет?

Что у вас здесь за собрание?

Сессия иль совещание?
Волк: Не секрет — звериный сбор,

Приглашается весь бор.

Рассказать, кто как живет,

Как он спит, и ест, и пьет.

Не обидел кто кого ли,

Может кто-то недоволен.


Мышка: Все мы сыты и довольны.

Дружно мы живем и вольно.


Лиса: Все у нас в лесу чудесно,

Жить нам вместе интересно.

Все мы веселы и сыты,

Нет ни грубых, не сердитых.


Волк: Рад я слышать ваш ответ

Есть одна проблема – люди,

Для них охота, для нас – вред.

Ведущий : Да, действительно, недалеко от леса, где живут звери, с одной стороны стояла деревенька, а с другой – кипела городская жизнь. Много неприятностей и вреда для леса наносили охотники и рыболовы, фабрики и заводы. Появилась причина для тревоги лесным обитателям.


Лиса: Что нам делать?

Как нам быть?

Наши судьбы –

Нам вершить!


Волк: Предлагаю ход такой:

Заяц поживет в деревне,

Лиса будет городской,

А потом берусь решить

Где же зверям лучше жить?
Лиса и заяц: Согласны. Согласны, спору нет.
Ведущий: Прошло время. Возвращается лиса из города.
Волк: Ну что, лиса, расскажешь мне?

Лиса: У людей жила я с лета

И узнала все секреты.

Люди очень много знают,

Книжки пишут и читают.

Все леса они спилили,

Землю взрыли, горы срыли,

Осушили все болота

Очень трудная работа.

Вспять текут ручьи и воды.

Человек наш — царь природы!



Мышка: Что за глупые мыслишки!

Даже я с моим умишком

Научилась понимать,

Что природа — царь и мать!



Лиса: Закусить пора мне мышкой!

Волк: Как не стыдно!

Это слишком!!!

Постыдись своих друзей….

Ведущий: Вот проблема у зверей:

Где же лучше жить зверям?

Плохо здесь и плохо там.

А ведь люди же живут?

Создают себе уют.

Волк: Крики слышу там и тут.
Заяц: Спасите, помогите, за мной гонятся.
Лиса: Не дрожи, дружок, а то и нам стало страшно. Расскажи все по порядку.
Заяц: Это все охотники из соседней деревни, они поставили кругом капканы и стреляют, стреляют. Я так дрожу, так дрожу. Позор нашему лесу. Я так бежал, что лапу подвернул. Больно, очень больно. Волк! Ты тут старший, может, ты знаешь, куда нам спрятаться?
Волк: Не знаю, заяц, куда идти. Никакого спокойствия!

Может спросить у старого дуба, который живет у реки.


Ворона: Кар – кар – кар… я ворона, я ворона…

Какие-то звери появились у нас на границе.


Дуб Дубыч: Ну, и ну! Ни «здравствуй» не сказала, ни разрешения не спросила, а уж прямо на голову села и запела! Ну и молодежь пошла.
Ворона: Ой, кто здесь?!
Дуб Дубыч: Я могучий, старый дуб,

Много лет расту я тут.

Корни крепкие в земле,

Крона пышная в листве.

Мне не страшен сильный гром,

Подружился я с дождем.

Холода я не боюсь,

На ветру не простужусь.

Я ведь старый заслуженный Дуб Дубыч, ветеран леса!
Ворона: Простите меня, пожалуйста, Дуб Дубыч, просто я такое увидела, такое увидела!

Звери подходят к дубу.

Волк: Дуб высокий и могучий,

Задеваешь в небе тучи.

Мы тебя побеспокоим,

Домик под тобой построим?

Дуб Дубыч: Очень жаль, но я пристанище плохое,

От беды вас не укрою.

Лист по осени слетает.

Птицы к югу улетают,

Желудь с ветки упадает

Деток ваших зашибет.

Что случится? Неизвестно!

Поищи другое место.


Лиса: Волк, у тебя зоркий глаз, прочитай, что написано.
Волк читает по слогам: Заповедник «Воронинский».

Вход запрещен.


Лиса: Какой ужас, мы не попадем в этот лес.
Ворона: Здравствуйте, звери. Куда это вы направляетесь? Не в заповедник ли?
Заяц: А что такое «заповедник»?
Ворона: Как вы не знаете, что такое заповедник?
Звери: Не знаем.
Ворона: Заповедник – это лес, где растут вот такие дубы, как этот. Ни один человек не может этот дуб срубить. А заповедный лес – это почти сказочный лес. Потому что в этом замечательном лесу птицы и звери, бабочки и жуки, травы и могучие деревья живут, как в сказке, свободно и спокойно.
Заяц: А охотники здесь бывают?

Ворона: Никогда, если они только здесь появятся, их сразу оштрафуют. В заповедном лесу никому нельзя гулять, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу. А вы знаете, откуда у нашего заповедника такое название?

Лиса: Нет, мы не знаем.

Ворона: Название заповеднику дала одна из красивейших рек нашей области Ворона.

Волк: Все это очень интересно. Но нам негде жить.

Ворона: Оставайтесь здесь. У нас хорошо, тихо, спокойно. Всем найдется место.

Звери: (хором) Ура! Нам можно жить в заповеднике! Мы нашли самое безопасное место.
Лиса: Нужно всем беречь природу.

И животным и народу!


Волк: Дорогие ребята! Берегите окружающий нас мир. Любите природу!


Смотрите также:
90-летию заповедной системы посвящается…
91.28kb.
1 стр.
Международная научная конференция
1195.73kb.
8 стр.
Стоматология и челюстно-лицевая хирургия современные технологии, новые возможности
1896.05kb.
14 стр.
Конкурс творческих работ в 2013 году посвящается 70-летию 10-ой средней школы г. Риги. Тема конкурса: «Школьные годы чудесные » «Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль». (К. Ибряев)
24.85kb.
1 стр.
Посвящается 200-летию со дня Бородинской битвы
629.44kb.
6 стр.
Посвящается 80-летию Алатырского района «Летопись Алатырской земли»
1677.06kb.
9 стр.
П. Фертиков «Посвящается 20-летию вывода Советских войск из Афганистана 15. 02. 2009г.»
337.04kb.
1 стр.
35 – летию Нижневартовска посвящается «шалом алейхем» еврейская народная песня
24.92kb.
1 стр.
65-летию Великой Победы советского народа и Дню защитников Отечества посвящается
276.24kb.
1 стр.
«Никто не забыт и ничто не забыто»
124.46kb.
1 стр.
Урок Вторник 4 мая День рисунка: 50- летию полета человека в космос посвящается
20.51kb.
1 стр.
-
6683.33kb.
30 стр.