Главная
страница 1
Годы войны – века памяти»
Форма и назначение: час истории для учащихся.

Автор: Шамшиева Наталья Петровна.

Должность: библиотекарь библиотеки - филиала №12

Цель: донести до учащихся информацию о самой кровопролитной в

истории человечества войне, цене победы над фашизмом, масштабах трагедии.



Действующие лица: ведущий, чтец.

Оформление: звезды для подсчета баллов, плакаты военной тематики,

с информацией о блокадном Ленинграде, о городах – героях и знаками отличия.




Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята. 9 мая Россия будет отмечать очередную годовщину Победы над фашистской Германией.

События того времени постоянно уходят в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших.

Вы представляете себе, что это? Если по каждому погибшему из 27 миллионов объявить в стране минуту молчания, страна будет молчать….43 года!

27 миллионов за 1418 дней – это значит, погибало 13 человек в минуту. Вот что такое 27 миллионов погибших за 4 года войны. А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников. Детей, которые не стали взрослыми.

А ведь у каждого из них была своя судьба, своя жизнь, своя дорога.

Сегодня мы с вами пройдем этими дорогами. Вспомним имена, даты, события.

Это мероприятие проведем в форме конкурса, который будет состоять из 5 туров.

Но соревноваться вы будете каждый за себя и за правильные ответы получать звезды. После каждого тура, подсчитываем звезды, и у кого их больше, те переходят в следующий тур. В 5 туре для игроков, набравших большее количество звезд, проведем блиц – турнир, и будет объявлен победитель.
I тур «1941. Трагическое начало»

Чтец:

Тот самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду –

На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.


Ведущий: «Сегодня в 4 утра, без предъявления каких – либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны напали на нашу страну, атаковали границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…»
Внимание вопрос: Чей голос звучал по радио?

1 - Сталина И. В.

2- Молотова В. М.

I3- Левитана Ю. Б.


Это был голос Юрия Борисовича Левитана. В годы войны он читал сводки Совинформбюро, приказы Верховного главнокомандующего, важнейшие материалы советского правительства.
Удар немецких войск первыми на себя приняли города Кишинев, Львов, Талин, Минск, Белосток.

Чтец: Застава спала спокойным, мирным сном, когда прогремел первый залп фашистской артиллерии. Страшное это было пробуждение. Бойцы и командиры, заснувшие накануне, проснулись среди огня и смерти, и многие погибли в первые секунды, еще не успев прийти в себя и сообразить, что происходит вокруг.

Внимание вопрос: Как называлась пограничная застава, которая, одной из первых приняла на себя удар врага?

1 – Брестская крепость.

2 – Североморская застава.

3 – Петропавловская крепость.


Внимание вопрос: Сколько дней длилась оборона Брестской крепости?

1 – 10


2 – 15

3 – 30
II Тур. «1942год. Горечь поражения»
Ведущий: После разгрома врага под Москвой, казалось, самое страшное было уже позади, но в 1942 году красная армия потерпела новые крупные поражения. 28 июля 1942 года Сталин издал знаменитый приказ № 227.

Внимание вопрос: « О чем говорилось в этом приказе»

1 –«Ни шагу назад»

2 «Отстоим Волгу – матушку!»

3«Смерть фашистским оккупантам!»

Ведущий: Летом 1942 года фашистская армия развернула наступление на Южном крыле фронта. Под угрозой оказались нефтеносные районы Кавказа и плодородные земли Дона и Кубани. Особое значение придавалось взятию Сталинграда. И в солнечный день августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами полетели к Сталинграду. Волна за волной шли «юнкерсы» сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу вздымались огромные огненные столпы. И только четырехэтажный дом, выстроенный из обычного дерева и кирпича, нерушимо стоял на главной площади. Этот дом имел важное стратегическое значение для обороны Сталинграда. Четырем бойцам Красной Армии удалось отбить его у противников и удержать в течение трех суток.

Внимание вопрос: Как в последствие был назван этот дом?

1 – Дом Павлова

2 – Дом героической защиты

3 – Дом мужества и стойкости.
III тур. «1943.Коренной перелом»
Ведущий: Выдержав 2 страшных года войны, Советский Союз в 1943 году сумел добиться коренного перелома. Большую роль в этом сыграло советское командование. Генералы и высший командный состав разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага.
Внимание вопрос: Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы Великой Отечественной войны?

1 – Жуков Г. К.



2 – Сталин В. Г.

3 – Ворошилов К. Е.



Ведущий: Впервые об этом человеке заговорила вся страна, когда он руководил операцией против японцев на реке Халхин-Гол, а сегодня в нашей стране есть орден его имени. О ком идет речь?

  1. Жукове Г. К.

  2. Ворошилове К. Е.

  3. Толбухине Ф.И.

Внимание вопрос: Назовите как можно больше фамилий советских полководцев и военноначальников Великой Отечественной войны.
( Жуков, Василевский, Рокоссовский, Баграмян, Катуков, Москаленко, Чуйков, Конев, Белобородов, Малиновский, Громадин, Казаков, Комаровский, Толбухин, Тимошенко, Шапошников)
IV тур. «1944 год. Освобождение»
Ведущий: Вначале 1944 гола была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших городов.

Внимание вопрос: Какой город в течение 900 дней находился в блокадном кольце.

1 Москва

2 Сталинград

3 - Ленинград
Ведущий: Главной бедой Ленинграда были не налеты фашистских самолетов, не отсутствие электричества и тепла. Главной бедой был голод. К началу блокады в Ленинграде насчитывалось 2 миллиона 807 тысяч человек, 400 тысяч из них – дети. А запасов продовольствия было на 2-3 недели. Вот какое послание написал Гитлер жителям осажденного Ленинграда: «Женщины Ленинграда! Страшный город вошел в ваш город. Пожалейте своих детей. Требуйте от власти немедленной сдачи города. Сопротивление бесполезно. Если вы не сдадите город, на ваших глазах умрут ваши дети, ваши матери и отцы. Умрете вы сами. Пожалейте своих детей – сдавайтесь!»

Внимание вопрос: Сколько дней и ночей боролся осажденный Ленинград?

1 – 630


2 – 850

3 - 900

Ведущий: Несмотря на мучительный голод – люди не сдавались. От голода распухали руки и ноги, кровоточили десна, выпадали зубы. Люди падали и умирали прямо на ходу. Нам, не испытавшим это, трудно представить себе, что такое голод.

Чем только не пробовали заглушить голод. Пекли из горчицы блины, ели землю и многие от этого умирали.



Внимание вопрос: Сколько граммов блокадного хлеба выдавалось рабочим и

служащим?

1– 200 гр. – рабочим; 100 гр. – служащим.

2 – 250 гр. – рабочим; 125 гр. – служащим.

3 – 300 гр. – рабочим; 200 гр. – служащим.



Ведущий: С приходом зимы прибавилось еще две проблемы – дрова и вода.

Говорят, если за один присест выпить литр горячей воды, возникает ощущение сытости. Правда, скоро голод возникает с новой силой, а злоупотребление жидкостью приводит к водянке: распухают руки, ноги, вздувается живот, расплывается лицо. Все это знали, но как быть иначе. Да и кипяток стоил сущий пустяк.



Внимание вопрос: Сколько стоил один литр кипятка?

1 – 1 копейка

2 – 3 копейка

3 – 5 копеек
IV тур. «1945. Победа!»

Ведущий: Наступил 1945 год – последний и решающий год Великой Отечественной войны. Подавив упорное сопротивление германской армии, советские войска победоносно завершили войну.

Наш конкурс тоже вступил в завершающую стадию.

Сейчас будет блиц – турнир между ребятами, набравшими больше всех звезд.

Блиц – турнир:



  1. Впервые об этом человеке заговорила вся страна, когда он руководил операцией против японцев на реке Халхин-Гол, а сегодня в нашей стране есть орден его имени. О ком идет речь?

(Георгий Константинович Жуков)

  1. Этот предмет солдаты носили за голенищем сапога. Что это за предмет?

( Солдатская лопата)

  1. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут

Жди, когда жара

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Кто автор этих строк? ( Константин Симонов)



  1. Одному из литературных героев – солдату Великой Отечественной войны поставили памятник на родине его автора. Назовите фамилию автора и его литературного героя. (А. Твардовский: Василий Теркин)

  2. В каких художественных фильмах о В.О.В. снялся актер Юрий Никулин? («Они сражались за Родину», «20 дней без войны»)

  3. Кто водрузил знамя Победы, над Рейхстагом? (Егоров и Кантария)

  4. «Карманная артиллерия». Что это такое? (Граната)

  5. Что означает слово «таран»? Кто первым совершил ночной таран? (Таран – прямой удар самолета, танка, корабля. Ночной тарант совершил В. Талалихин)

  6. Какому званию, соответствует этот пагон? (Показать пагон. Любой)

  7. Чему был посвящен парад на Красной Площади в Москве 24 июня 1945года? (Победе Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг)

  8. Сколько городов – героев награждены за мужество в годы В.О.В. в нашей стране? (13 – Ленинград, Волгоград, Одесса, Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость – крепость герой)

  9. Назовите песню, посвященную русской девушке. Её имя, советские бойцы дали знаменитой ракетной установки. («Катюша»)

Подведение итогов, награждение победителя – вручение Георгиевской ленты.


Чтец: Десятки лет, как кончилась война.

ЕЁ не знает наше поколенье.

Как будто бы грехов во искупленье

Стоит над полем брани тишина.

На этом поле лучше помолчать.

Здесь тишина звонит порой набатом

По павшим за Отечество солдатам,

Которых мы не вправе забывать.


Используемая литература:


  1. Черепкова, Н. В. Суд над Иудой: Театральная постановка, посвященная Дню Победы [Текст]/ Н. В. Черепкова //Последний звонок. – 2006.- №1. – С. 12 – 13.

  2. Мельников, А. А. Великая Отечественная война: Год за годом: методическая разработка историко-познавательного мероприятия [Текст]/

А. А. Мельников //Последний звонок. – 2006.- №1. – С. 14 – 15.

3. Кузнецова, Т. М. Всем сердцем поклонись! Интеллектуальная игра для учащихся старших классов [Текст] / Т. М. Кузнецова // Читаем, учимся, играем. - 2006. - №12 . - С. 10 – 16.



4. Малыгин, А. С. Слава воину – защитнику! Материал для подготовки обзорного сообщения о Великой Отечественной войне (1941 – 1945) [Текст] / А. С. Малыгин // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №3. - С. 41 – 44.

5. Худякова, Н. В. 900 дней мужества: урок мужества [Текст] / Худякова Н. В. // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №10 . - С. 30 – 33.


Смотрите также:
Годы войны – века памяти Форма и назначение
91.15kb.
1 стр.
«С душою светлою, как луч» Форма и назначение
138.19kb.
1 стр.
«Святой витязь Земли русской» Форма и назначение
141.8kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны
135.2kb.
1 стр.
«Южный Урал в годы войны. Южноуральцы герои войны»
45.99kb.
1 стр.
«У памяти нет срока давности»
44.61kb.
1 стр.
Список погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, пропавших безвести, умерших от ран в госпитале и внесённых в областную Книгу Памяти
258.64kb.
1 стр.
«Память равна воскрешению»
39.98kb.
1 стр.
Конкурс работников образования
115.63kb.
1 стр.
Тема войны в лирике К. Симонова
132.56kb.
1 стр.
-
1013.62kb.
7 стр.
Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму
95.78kb.
1 стр.