Главная
страница 1
Через компьютерные технологии к качеству обучения

Сулаберидзе Т.А.,

преподаватель информатики и ИКТ

ГОУ СПО «Белгородский техникум общественного питания»

В современном профессиональном образовании актуальным является использование инновационных компьютерных технологий, которые обеспечивают расширение знаний по предмету, углубление практических навыков и способов действий, развитие критического мышления, творческой самостоятельности. Это вызвано тем, что для развития информационного общества необходимы специалисты, способные к непрерывному профессиональному росту, самообразованию, научно – исследовательской и инновационной деятельности, способные к самостоятельному принятию рациональных решений. Поэтому современное образование невозможно без применения информационных технологий.

Применение компьютерных технологий на учебных занятиях позволяет использовать разнообразные средства и методы в обучении, делать уроки насыщенными, а самое главное современными, и, как результат, обеспечивает качество обучения. А как показывает практика, качество знаний зависит от уровня учебной и познавательной мотивации студентов.

Использование средств информационных технологий на уроках информатики способствует выработке навыков общения у обучаемого с компьютером, появляется опыт использования современных информационных технологий, воспитываются качества коммуникативности и социальной интерактивности. Учебная деятельность становится более качественной, эффективной, предметно ориентированной, доступной и интересной. Качество обучения студентов на уроках повышается, так как информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Это выражается в том, что студенту предоставлена возможность работать с учебной информацией в соответствии с индивидуальным темпом освоения учебной программы и психологическими особенностями, что позволяет детально изучать материал, выявлять свои ошибки и вносить в них корректировку. Для современного специалиста важно уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию, применять ее при решении производственных задач и мобильно применять полученные навыки в профессиональной деятельности.

Особенность компьютерных технологий заключается в том, что их можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения, что дает возможность осуществить выход в единое мировое информационное пространство.

В своей практической деятельности широко использую дистанционное обучение, работая совместно с Информационным ресурсным центром Белгородского филиала МЭСИ, который создан с целью приобщения студентов и педагогов к новым информационным технологиям. Это позволяет разместить тестовые задания в соответствии с содержанием изучаемых дисциплин учебного плана и осуществить контроль выполнения студентами общеобразовательных программ. С другой стороны, сам студент имеет возможность осуществить самоконтроль усвоенных им знаний, что является стимулом для успешного самообразования. Работа на портале ИРЦ позволяет преподавателям размещать авторские учебные и справочные пособия, способствующие экономии времени в подготовке к выполнению тестовых заданий. Эта совместная работа преподавателя и студента предполагает обратную связь, что является эффективным способом диагностирования знаний студентов, на основе чего выстраивается дальнейший процесс обучения.

Также на уроках, в частности информатики, значимым является применение электронных учебных пособий и систем мультимедиа. Содержание учебных пособий включает в себя такие разделы как: теоретическая часть, контрольные вопросы и задания, лабораторные работы, вопросы для самопроверки. Самым важным преимуществом электронных учебных пособий является возможность использовать аудио- и видеофильмы, это придает большую привлекательность к изучаемой информации, лучшей степени ее усвоения.

Применение систем мультимедиа является одним из продуктивных средств повышения качества преподавания дисциплин, позволяющие объединить возможности компьютера и знания преподавателя. В практике преподавателей информатики техникума стало возможным создание и использование электронных учебников и разработка авторских программ, применение которых способствует оптимальной организации процесса познания, что выражается в более наглядном, красочном, доступном для восприятия и современном способе получения информации

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению видов деятельности преподавания, предоставив им возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и однообразной работы, связанной с отработкой умений и навыков.

Использование компьютерных технологий на уроке открывает массу дополнительных возможностей перед преподавателем и студентами. Вот только некоторые из них:



  • возможность использовать компьютерные программы как иллюстративный материал;

  • проводить тестирование, причем, сразу получая либо оценку, если это контрольный тест, либо комментарий к ответу, если студент работает с обучающей программой;

  • контрольные работы;

  • решать различные творческие и профессиональные задачи, участвовать в дистанционных уроках, семинарах, проводить on-line конференции, что способствует получению глубоких знаний по предмету и расширению кругозора студента, повышению познавательной деятельности студентов.

Весь опыт использования компьютерных технологий на уроке был применен на одном из уроков информатики по обобщению и систематизации знаний на тему: «Электронные таблицы Microsoft Excel». Формой урока было выбрано путешествие по стране Excel-ландии. Для проведения урока разработана специальная программа, определяющая этапы маршрута проверки знаний: двигаясь по станциям маршрутного листа, студенты выполняют различные задания (работа с тестом, за который сразу получают оценку, составление технико-технологической карты, решение логической задачи), в итоге компьютер оценивает этапы работы каждого студента оценку, при этом комментируя ее. Такая программа позволяет проследить межпредметную связь изучаемой дисциплины с осваиваемой профессией, объективно оценить знания, навыки, способы действия студентов. Такой подход к организации учебной деятельности на уроке имеет много преимуществ: снимает внутреннюю напряженность, которая свойственна студентам во время проверочной или контрольной работ, дает точные результаты проверки знаний и облегчает преподавателю проведение и оценивание самостоятельной работы студентов, также, внедряя компьютерные технологии в учебный процесс, дана возможность студенту не только лучше овладеть знаниями, но и научиться свободно владеть компьютером, сделать шаг к будущему, где компьютер будет средством реализации своих возможностей и талантов. Используя компьютерные технологии, преподаватель совершенствуется сам. Это позволяет ему с высокой скоростью обмениваться опытом, благодаря дистанционному общению, повышать квалификацию, познавать новые методы обучения, использовать неограниченный запас информации, причем не только текст, но и видеозаписи, аудиозаписи, изображения, столь необходимые для повышения качественного уровня учебного занятия. Компьютерные технологии позволяют вовлекать учащихся в развивающую, познавательную деятельность, формируют культурно значимые и профессиональные знания и умения. И по - праву, компьютерные технологии можно считать, на сегодняшний день, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития студента. Этот способ позволяет студентам с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Но самое главное, компьютерная стихия – это среда обучающей и познавательной деятельности современных студентов.

Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет повысить не только мотивацию учебной деятельности студентов, но и интерес к процессам познания, обучения и самообучения, что вызывает уверенность в своих учебных способностях и желании самостоятельно идти к успеху вверх «по лестнице знаний».



Литература:

  1. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004. №5.

  2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех» - М., Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

  3. Ротмистров Н.Д. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. №4, 1994


Смотрите также:
Через компьютерные технологии к качеству обучения
57.49kb.
1 стр.
«Преобразование рациональных выражений»
93.04kb.
1 стр.
Опыт повышения результативности обучения студентов курсу ”Введение в компьютерные информационные технологии”
88.42kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Компьютерные технологии в web дизайне"
149.13kb.
1 стр.
«Информационные технологии в сложных системах»
232.92kb.
1 стр.
Компьютерные технологии как средство
23.3kb.
1 стр.
Компьютерные технологии в образовании
335.25kb.
1 стр.
Образец оформления материалов для публикации
17.85kb.
1 стр.
Использование сюжетно ролевых игр на уроках истории
164.71kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природопользовании»
177.21kb.
1 стр.
Руководство по качеству; Руководство по качеству для различных производств
130.77kb.
1 стр.
Программа Тринадцатой международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в образовании. Технологии "
163.64kb.
1 стр.