Главная
страница 1
Информация

о социально-экономическом положении города Ярославля

по итогам 2008 года
Информация подготовлена в соответствии с п.7 статьи 87 Устава города Ярославля и представляет собой отчет об основных направлениях развития города, которые наиболее полно характеризуют его социально-экономическое состояние. Данная информация подготовлена как на основании официальных статистических данных отдела государственной статистики по г.Ярославлю, данных, полученных в результате информационного обмена между городами Центрального федерального округа РФ, так и на основании данных структурных подразделений мэрии города Ярославля.

Прошедший 2008 год был непростым для города, также как и для всей страны. Финансовый кризис перерос в экономический и экономика из состояния стабильного роста перешла к состоянию стагнации и к последующей рецессии, т.е. снижению объемов производства. Усложнились также и социально-демографические процессы.


Демографическая ситуация

По предварительной оценке отдела государственной статистики по г.Ярославлю на 01.01.2009 постоянное население города насчитывало 606,3 тыс.человек, и по сравнению с предыдущим годом оно увеличилось на 1,1 тыс.человек, или на 0,2 % .

В 2008 году демографическая ситуация характеризовалась ростом рождаемости и смертности. Уровень рождаемости увеличился на 5,5%, уровень смертности на 0,4%. Число родившихся составило 6,0 тыс.человек, умерших – 9,2 тыс.человек. Коэффициент младенческой смертности увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,0 %.

По сравнению с 2007 годом миграционный прирост сократился на 6,8 %, главным образом, за счет сокращения числа прибывших из районов области (на 5,9 %) и других регионов России (на 4,9 %) и увеличения числа выбывших в другие регионы России (на 6,7%).

Число зарегистрированных семейных союзов за год составило 5287 и сократилось по сравнению с предыдущим годом на 6,4%. Число разводов - 3077 и увеличилось на 4,9%.
Занятость

Общее количество занятых в экономике города за 2008 год увеличилось на 0,6 % и составило 344,5 тыс.человек. В I-III кварталах истекшего года численность занятых в экономике города увеличилась на 4,0 тыс.человек, в IV квартале 2008 года (относительно III квартала 2008 года) численность занятых снизилась на 1,8 тыс.человек или 0,5 %.

На крупных и в средних организациях города в течение 2008 года наблюдалась тенденция постоянного снижения численности работающих. В течение первых трех кварталов численность занятых снизилась на 2,5 тыс.человек, за IV квартал 2008 года - на 10,4 тыс.человек и на конец года составила 203,0 тыс.человек. Значительно снизилась численность работающих в обрабатывающих производствах - на 10,1 тыс.человек.

Как следствие отрицательного влияния кризиса, в конце прошедшего года на ряде крупных предприятий и организаций был осуществлен переход на неполную рабочую неделю, приостановлено производство.

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, находящихся на учете в службе занятости на конец 2008 года, составила 3,5 тыс.человека. На конец декабря 2008 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,7 %. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года он увеличился на 0,17 процентных пункта при этом основной рост уровня безработицы пришелся на IV квартал 2008 года (0,37 процентных пункта).

Коэффициент напряженности на рынке труда (численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости города, приходящихся на одну заявленную предприятиями вакансию или свободное рабочее место) на 1 января 2009 года составил 0,58 человека против 0,38 человека на 1 января 2008 года.


Оплата труда

Среднемесячная заработная плата одного работника крупных и средних организаций города в 2008 году составила 17178,0 рублей, что на 23,8% выше, чем за 2007 год. Самая высокая среднемесячная заработная плата в финансовой деятельности – 34295,3 рублей, наименьшая в отрасли образования – 10575,6 руб.

Реальный размер среднемесячной начисленной заработной платы (с учетом индекса цен на товары и услуги) в 2008 году был на 6,7 % выше, чем в 2007 году.

Покупательная способность начисленной в декабре 2008 года средней заработной платы (соотношение средней заработной платы и стоимости набора из 33 основных продуктов питания) составила 10,1 раза (в декабре 2007 года – 10 раз).

Величина прожиточного минимума на душу населения за IV квартал 2008 года составила 4701 руб. Для трудоспособного населения прожиточный минимум – 5156 руб., пенсионеров – 3729 руб., детей - 4468 руб.
Цены

Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2008 году составил 116,0 %, увеличение показателя по сравнению с индексом предыдущего года составило 5,9 процентных пункта.

Стоимость минимального набора продуктов питания по г.Ярославлю на конец декабря 2008 года составила 2117,55 рубля, в сравнении с соответствующим месяцем 2007 года стоимость набора выросла на 15,6 %.

В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года продовольственные товары подорожали на 17,5 % (мед – на 67,9 %, макароны – на 33,9 %, кондитерские изделия – на 30,7 %, хлеб – на 28,8 %, мука – на 28,1%). Одновременно значительно снизились цены на капусту – на 40,8 %, лимоны – на 22,6 % и сыр – на 11,9 %.

Цены на непродовольственные товары выросли на 11,6 % (на мебель - на 22,1%, топливо для населения (уголь и дрова) - на 19,8%, табачные изделия - на 18,8%, медикаменты - на 16,8%).

Индекс цен на платные услуги для населения в декабре 2008 года составил 114,5 %. Опережающими темпами росли цены на услуги организаций культуры (на 31,6%), физической культуры и спорта (на 22,0%), бытовые (на 20,5%), услуги пассажирского транспорта - на 23,1 % и жилищно-коммунальные услуги – 12,9 %.


Основные результаты деятельности крупных и средних организаций

В истекшем году в условиях финансово-экономического кризиса на предприятиях и организациях города отмечены определенные трудности, обусловленные недостатком оборотных средств, снижением темпов производства и сокращением спроса на свою продукцию. За 2008 год оборот крупных и средних организаций города Ярославля по всем видам экономической деятельности составил 234,4 млрд.руб. (117,1% к уровню 2007 года). Рост объемов выпускаемой продукции по сравнению с 2007 годом произошел в результате задела по выпуску товарной продукции в течение первых трех кварталов, но начиная с октября по декабрь 2008 года объемы ежемесячно снижались в среднем на 10%.

Ведущее место в экономике города занимают обрабатывающие производства - 42,2% от общей суммы оборота, организации оптовой и розничной торговли - 28,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 10,4%.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций города Ярославля в действующих ценах составил 2,5 млрд.руб., что на 65,6% ниже, чем в 2007 году.

Дебиторская задолженность на 1 января 2009 года составила 46,5 млрд.руб. и в течение года увеличилась на 36,5 %. В структуре дебиторской задолженности большая часть приходится на задолженность покупателей и заказчиков – 56,3%. Кредиторская задолженность за год увеличилась на 28,5% и составила около 43,6 млрд.руб. Из общей суммы кредиторской задолженности задолженность поставщикам и подрядчикам составляет – 55,6 %, задолженность бюджетам и внебюджетным фондам – 12,7 %, прочая задолженность – 31,7 %.
Обрабатывающие производства

За 2008 год оборот крупных и средних организаций обрабатывающих производств г. Ярославля составил в действующих ценах 98,8 млрд.руб. (111,2 % к 2007 году).

Самый высокий темп роста оборота среди обрабатывающих производств произошел в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – 118,4%, химическом производстве – 117,6%, целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности – 117,5%, производстве пищевых продуктов – 113,1%. Снижение роста оборота среди обрабатывающих производств отмечено в производстве машин и оборудования на 14,6 % и производстве резиновых и пластмассовых изделий на 1,9 %.

За 2008 год прибыль по сопоставимому кругу организаций по виду деятельности «обрабатывающие производства» составила 0,6 млрд.руб. (12,8 % к 2007 году).

Среднесписочная численность занятых в организациях обрабатывающих производств на конец 2008 года уменьшилась на 10,1 тыс.человек и составила 59,1 тыс.человек. Наибольшее сокращение численности произошло в производстве транспортных средств и оборудования – 6,3 тыс.чел., производстве резиновых и пластмассовых изделий – 1,2 тыс.чел.
Инвестиции в основной капитал

Инвестиции в основной капитал за 2008 год составили 25,2 млрд.руб. (63,6% от объема инвестиций области).

Основными направлениями использования капитальных вложений являлись возведение зданий нежилого назначения и сооружений (12,5 млрд.рублей), приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря (10,0 млрд.рублей), строительство жилья (2,6 млрд.рублей). Главным источником инвестиционных ресурсов являлись привлеченные средства организаций: за счет привлеченных средств осуществлялось 52,7% инвестиций, за счет собственных средств осуществлялось 47,3 %.

В Перечне инвестиционных проектов города состояло 22 инвестиционных проекта (19 предприятий), стоимость инвестиционных проектов по бизнес-планам составляет 8 672,3 млн. руб.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в целом по предприятиям составила 83,7 млрд.руб.; оказано муниципальной поддержки в форме предоставления льгот по земельному налогу на сумму 16,2 млн.руб.; начислено налогов в городской бюджет – 200,7 млн.руб., создано 384 рабочих места, сумма капитальных вложений составила 5,5 млрд.руб.

С целью оказания муниципальной поддержки в 2008 году в Перечень инвестиционных проектов города Ярославля включено 5 инвестиционных проектов 3 предприятий: ОАО «Хлебозавод № 1», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» филиал «Балтика – Ярославль», ООО «Астрон Билдингс».


Строительство

Жилищный фонд города Ярославля составляет 12,6 млн.кв.м, средняя жилищная обеспеченность населения – 20,8 кв.м на жителя, что выше установленной строительными нормами и правилами.

За 2008 год организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных средств и с помощью кредитов введено 272,5 тыс.кв.метров (62,9% от построенных по области), или на 2,0 % больше, чем за 2007 год. Населением за счет собственных средств и с помощью кредитов введено 6,98 тыс.квадратных метров жилья, что на 45,4 % меньше 2007 года.

В 2008 году введено в эксплуатацию 142 объекта капитального строительства, в том числе:

- объекты жилищного строительства: 49 многоквартирных домов, 16 индивидуальных домов;

- объекты соцкультбыта: зоопарк, торгово-развлекательные центры (19 объектов), предприятия общественного питания (3 объекта), объекты спортивно-оздоровительного назначения (8 объектов), объекты образования (4 объекта), объекты здравоохранения (2 объекта), административно-офисные объекты (8 объектов), сооружения инженерного обеспечения объектов капитального строительства (7 объектов).


Объекты 1000-летия Ярославля

Несмотря на финансово-экономический кризис органами городского самоуправления продолжается работа по подготовке 1000-летия города. В 2008 году проводились работы по:

- реконструкции объектов Московского проспекта и улично-дорожной сети г.Ярославля.

- реконструкции зданий и сооружений на площади Труда, являющихся основным местом проведения праздничных торжеств, в том числе реконструкция стадиона «Шинник».

- созданию культурно-досугового комплекса «Спасская слобода» на исторической территории Николо-Мокринского прихода, в том числе, строительство планетария.

- берегоукреплению и благоустройству Волжской набережной от мест слияния рек Волги и Которосли до здания Ярославского центра научно-технической информации.

В 2008 году также выполнен большой объем работ на строительстве перинатального центра и строительстве обхода города Ярославля с мостом через реку Волгу. Ведутся работы на 33 памятниках культового зодчества и гражданской архитектуры.
Транспорт

Транспортными организациями за 2008 год перевезено 3,1 млн.тонн грузов, что на 12,1 % меньше чем в 2007 году. Грузооборот организаций транспорта уменьшился на 15,5 % и составил 325,0 млн.тонно-километров. Внутренним водным транспортом города с начала навигации 2008 года отправлено грузов на 10,1 % меньше, чем за навигацию 2007 года.

Организациями транспорта общего пользования за год перевезено 134,4 млн.чел. пассажиров, в том числе: 78,5 млн.чел. – автомобильным транспортом, 19,7 млн.чел. – трамвайным, 35,7 млн.чел. – троллейбусным, 0,5 млн.чел. – внутренним водным транспортом.

В 2008 году были выполнены работы по капитальному ремонту 5,4 км трамвайных путей, приобретено 46 единиц новых троллейбусов, выполнен капитально-восстановительный ремонт 3 единиц троллейбусов и капитальный ремонт кузовов 3 единиц троллейбусов, приобретено 6 единиц автомобильной и специальной техники для МУП «Яргорэлектротранс», выполнены работы по капитальному ремонту 2,6 км контактной сети трамвая и троллейбуса.

В рамках Адресной инвестиционной Программы выполнялись строительные работы объектов МУП «Яргорэлектротранс», проектные работы по завершению строительства троллейбусного депо № 5.

В 2008 году перевозки пассажиров транспортом общего пользования в городе Ярославле осуществлялись по 103 городским регулярным маршрутам, в том числе 46 автобусным, 5 трамвайным, 8 троллейбусным, 44 таксомоторным. В среднем ежедневно в утренний час «пик» для работы по городским маршрутам выходит более 1000 единиц всех видов пассажирского транспорта, в том числе около 400 единиц большой и особо большой вместимости.

В целях обеспечения социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2008 году в части проезда в городском общественном автомобильном (кроме такси, в том числе маршрутных) транспорте и электротранспорте на территории Ярославской области был принят ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми 88,1 тыс.человек воспользовались правом на приобретение льготного проездного билета.
Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2008 году продолжалось совершенствование системы управления городским хозяйством. В целях реализации Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» и развития частного бизнеса, мэрия города продала на открытых торгах принадлежавшие городу 75% акций восьми ОАО «РЭУ» и трех ОАО «Управдом».

Льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в городе воспользовались свыше 40% ярославских семей, за 2008 год было предоставлено льгот по оплате ЖКУ на сумму 612,0 млн.руб.


В 2008 году в рамках программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов город Ярославль подал 2 заявки и получил из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также из регионального и местного бюджетов, средств собственников жилья - 746,6 млн.рублей. Это позволило капитально отремонтировать 605 жилых домов.

По Программе «Восстановление благоустройства дворов и внутриквартальных проездов» за прошедший год выполнено работ на сумму 99,5 млн. руб.:



  • благоустроен 341 двор;

  • установлено 108 детских игровых комплексов;

  • восстановлено 267,4 тыс.м2 асфальтобетонного покрытия;

  • проведены работы по озеленению дворов - спилены старые и больные деревья, посажены декоративные кустарники.

В рамках проведения работ по внедрению системы лифтовой диспетчерской связи в многоэтажных домах города подключено 128 лифтов.


В рамках кредитного договора ОАО «Ярославльводоканал» с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) проводились работы по модернизации насосных станций на Северной водопроводной станции и было закончено строительство 17 км водовода технической воды диаметром 1000 мм от Северной водопроводной станции до Южной. Ввод нового водовода позволил повысить качество питьевой воды в Красноперекопском и Фрунзенском районах города. Мощность нового водовода составляет 3 тыс.м3 в час.

В прошедшем году был произведен ремонт улично-дорожной сети, выполнена замена асфальтобетонного покрытия на плиточное, выполнен капитальный ремонт моста через реку Которосль.

Проводились работы по берегоукреплению и благоустройству Волжской набережной протяженностью 3060 метров.
Торговля, общественное питание и услуги населению

В настоящее время в Ярославле насчитывается более 3,6 тысяч организаций потребительского рынка и услуг, из них около 2 тысяч в розничной торговле, 846 в общественном питании, около 736 в бытовом обслуживании, 28 рынков. Кроме того, в городе имеется более 1 тысячи объектов мелкорозничной сети. Обеспеченность торговыми площадями составляет 768 кв.м на 1 тыс. жителей.

В 2008 году оборот розничной торговли крупных и средних организаций всех видов экономической деятельности составил 20,3 млрд.руб. и вырос по сравнению с 2007 годом на 16,4 % (в сопоставимых ценах).

В розничной торговле города продолжается дальнейшее развитие комплексных торговых центров. Сегодня создание торговых центров способствует расширению торговых площадей, развитию новой культуры сервиса, а также имеет социальное значение: преобразуется транспортная инфраструктура города, благоустраиваются городские улицы, создаются новые рабочие места. Обязательным условием при проектировании и строительстве новых торговых центров является организация парковок, обустройство подъездных путей и озеленение прилегающей территории.

В городе продолжается развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей, что способствует оптимизации торговой сети и качественному улучшению ее структуры. В настоящее время в Ярославле функционирует 25 торговых сетевых компаний, имеющих в своем составе от 2 до 29 магазинов. В связи с реализацией в городе мер по упорядочению розничной торговли, дальнейшему развитию сетевой торговли сокращаются объемы продаж на рынках города. В 2000 году доля продаж на рынках составляла 22 %, в 2008 году – 11,1 %.

В 2008 году оборот общественного питания по крупным и средним организациям составил 1,4 млрд.руб. и вырос против уровня 2007 года в сопоставимых ценах на 0,4%. В истекшем году в сфере общественного питания продолжалось увеличение количества организаций общедоступной сети: пиццерий, кофеен, столовых и кафе, а также фут-кортов в новых торговых центрах.

Городская сеть организаций питания открытого типа насчитывает более 500 объектов, из них 10% - рестораны, бары верхнего ценового сегмента, 27% - организации питания с относительно невысокими ценами и качественными услугами, 21% - организации быстрого питания, число которых за последние годы увеличилось.

В 2008 году крупными, средними и малыми организациями населению города оказано платных услуг на 23,1 млрд.руб., в т.ч. услуг бытового характера – 1,9 млрд.руб. В сфере бытового обслуживания населения города одной из приоритетных задач стало обеспечение доступности услуг для различных категорий населения. В бытовом обслуживании города сегодня оказывается более 800 видов бытовых услуг.


Основные показатели социально-экономического развития некоторых областных центров Центрального Федерального округа по итогам 2008 года

В рамках обмена информацией среди городов Центрального Федерального округа, департаментом социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля получены данные по основным показателям социально-экономического развития за 2008г. некоторых областных центров.




Показатели

Ед.

изм.


Ярос-лавль

Владимир

Тамбов

Липецк

Калуга

Рязань

Демография1)

Численность постоянного населения

тыс.чел.

606,3

339,8

278,6

502,6

340,9

510,0

Число родившихся в расчете на 1000 чел. населения

чел.

10,0

10,1

8,9

10,2

9,9

9,6

Число умерших в расчете на 1000 чел. насел.

чел.

15,2

15,6

14,9

13,7

15,5

14,5

Промышленность

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по видам эконом. деятельности (C, D, E) по крупным и средним организациям


млн. руб.

106 684,9

49 039,8

25 865,5

276 082,4

80 400,8

81 559,5

- темп роста

%

112,9

103,1

116,2

127,0

в 2,1 р.

113,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по видам эконом. деятельности (C, D, E) по крупным и средним организациям на душу населения


тыс.руб. /чел.

176,0

144, 3

92,8

549,3

235,8

159,9

Инвестиционная деятельность и строительство




Общий объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям

млн.руб.

25 211,0

10 401,3

6 714,6

42 205,2

35 354,6

23 607,8

- темп роста 2)

%

101,2

83,4

104,7

145,0

в 2,8 р.

117,1

Общий объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям на душу населения

тыс.руб.

/чел.


41,6

30,6

24,1

84,0

103,7

46,3

Произведено работ крупными и средними организациями по чистому виду деятельности «Строительство»

млн.руб.

9 063,2

1 859,9

1 066,8

12 437,4

7 268,0

11 091,7

Произведено работ крупными и средними организациями по чистому виду деятельности «Строительство» на душу населения

тыс.руб. /чел.

14,9

5,5

3,8

24,7

21,3

21,7

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования

тыс.м2

272,5

160,1

261,3

385,1

185,2

386,6

- темп роста (падения) ввода в действие жилых домов к соответствующему периоду прошлого года

%

102,0

111,0

110,3

112,0

119

109,4

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования на душу населения

м2

0,45

0,47

0,94

0,77

0,54

0,76

Потребительский рынок товаров и услуг

Оборот розничной торговли крупных и средних организаций

млн.руб.

20 293,3

17 389,6

12 641,5

30 721,7

12 867,1

26 159,9

- темп роста 2)

%

116,4

126,0

137,5

129,4

133,1

97,5

Оборот розничной торговли крупных и средних организаций на душу населения

тыс.руб. /чел.

33,5

51,2

45,4

61, 1

37,7

51,3

Оборот общественного питания крупных и средних организаций

млн.руб.

1 412,4

430,3

201,5

572,8

147,0

447,9

- темп роста 2)

%

100,4

114,3

118,0

94,2

95,1

84,4

Оборот общественного питания крупных и средних организаций на душу населения

тыс.руб. /чел.

2,3

1,3

0,7

1,1

0,4

0,9

Объем платных услуг по крупным и средним организациям

млн.руб.

14 773,1

12 868,4

7 880,7

11 962,8

10 648,3

12 007,2

Объем платных услуг по крупным и средним организациям на душу населения

тыс.руб. /чел.

24,4

37,9

28,3

23,8

31,2

23,5

Оплата труда и уровень жизни населения

Среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях (без внешних совместителей)

тыс.чел.

213,2

114,8

101,6

174,5

121,3

170,7

- темп роста

%

100,2

104,2

103,6

100,3

100,9

101,1

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним организациям

руб.

17 177,8

15 544,3

12 775,2

17 215,5

16 039,3

15 646,4

- темп роста

%

123,8

130,5

124,0

124,3

128,7

123,4

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за IV квартал 2008г.

руб.

4 701,03)

4 545,03)

3 493,0

4 137,0

4 234,0

4 273,0

Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги (декабрь 2008 г. к декабрю 2007 г.)

%

114,8

114,1

115,2

116,0

114,9

115,4

Стоимость минимального набора продуктов питания по городу на конец отчетного месяца в расчете на одного человека

руб.

2 117,55

2 142,20

1 858,43

1 886,19

1 877,18

2 132,91

Рынок труда




Уровень безработицы

%

0,7

1,5

-

0,76

0,43

0,5

Численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного месяца

чел.

2 669

3311

1 566

2 280

826

2 100

Бюджет и финансы

Прибыль (сальдированный финансовый результат), полученная крупными и средними организациями

млн.руб.

2 494,4

3 366,9

1 979,4

113 568,6

5 668,4

6 749,5

Доходы бюджета, в т.ч.:

млн.руб.

13 062,3

5 292,8

3 966,5

7 970,6

5 823,9

6 079,0

- собственные

млн.руб.

8 093,8

4 289,0

2 072,2

5 210,0

-

3 670,3

Расходы бюджета

млн.руб.

14 517,5

5 309,2

-

8 097,5

5 859,9

6 103,6

1) предварительные данные 2) в сопоставимых ценах 3) данные по области
Город Ярославль занимает лидирующие позиции по сравнению с другими областными центрами по следующим показателям: объему отгруженных товаров (2 место), вводу в действие жилых домов (3 место), обороту общественного питания (1 место), объему платных услуг (1 место), среднесписочной численности работающих в крупных и средних организациях (1 место), размеру среднемесячной заработной платы (2 место) и т.д. Это позволяет рассматривать Ярославль как экономически развитый административный центр с достаточно высоким уровнем жизни населения.
Городские целевые программы

В 2008 году действовали 27 городских целевых программ, 1 ведомственная целевая программа. Реализация городских целевых программ в истекшем году осуществлялась по 8 основным направлениям:

- жилищно-коммунальное хозяйство – 5 программ;

- градорегулирование – 5 программ;

- природопользование и охрана окружающей среды – 1 программа;

- транспорт – 1 программа;

-  развитие рыночной инфраструктуры, предпринимательство, туризм – 3 программы;

- социальная политика – 6 программ;

- правоохранительная деятельность, пожарная безопасность – 3 программы;

- международное сотрудничество – 1 программа.

Планируемый объем финансирования программ составил 4,1 млрд.рублей, в том числе за счет бюджета города – 2,8 млрд.рублей.

Фактически мероприятия Программ за 2008 год выполнены на 3,7 млрд. рублей (90,1% от запланированного по программам), в т.ч. за счет бюджета города – 2,5 млрд.рублей (90,2% от планируемых средств по бюджету).


Социальная поддержка населения

Сложившиеся негативные тенденции в экономике города не могут не оказывать влияния на социальные изменения в обществе, хотя, как известно, это влияние носит отложенный характер.

Социальная поддержка жителей города имеет особую значимость в сложившихся условиях. В этих целях в 2008 году производились выплаты отдельным категориям граждан за счет средств городского и областного бюджетов.

За отчетный период адресная материальная помощь оказывалась гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств и натуральной помощи (продукты питания, средства санитарии и гигиены, одежда, обувь и другие предметы первой необходимости). За 2008 год адресная материальная помощь была оказана 454 человекам, в том числе:

- 371 гражданину пожилого возраста на сумму 416,0 тыс.рублей;

- 83 семьям, имеющим детей, на сумму 155,5 тыс. рублей.

Основные направления выплат социального характера из городского бюджета осуществлялись для следующих категорий граждан:


  • оказание адресной материальной помощи и организация благотворительного питания одиноким пожилым людям, малообеспеченным гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, малообеспеченным семьям с несовершенно-летними детьми;

  • предоставление льгот по оплате услуг бань для пожилых людей и детей;

  • выплата городских социальных пособий;

  • обеспечение льготным питанием учащихся общеобразовательных учреждений;

  • предоставление права бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте детям в возрасте до 7 лет;

  • предоставление права бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте многодетным матерям;

  • предоставление льгот по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждениях;

  • предоставление льгот по оплате за обучение в муниципальных общеобразовательных учреждениях дополнительного образования;

  • мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков из малообеспеченных семей.

В  2008 году в рамках областной целевой программы социальной поддержки старшего поколения «Забота» на 2008 год израсходовано 5,2 млн.руб.; областной  комплексной целевой программе «Семья и дети» на 2007 - 2008 годы - 13,2 млн.руб.

В 2008 году была назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг 27691 семье. Средний размер субсидии составил 637,2 руб. на семью. Доля семей, получающих субсидию с начала года составила 11,6 %. Всего было предоставлено субсидий на 139,2 млн.руб.

Из получателей субсидий 75% являются пенсионерами, при этом многие из них также реализуют свое право на льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, 15% получателей субсидий – работающие. Кроме того, субсидии были предоставлены студентам, безработным, одиноким матерям и т.п.
Образование

В сеть муниципальных образовательных учреждений Ярославля входит 347 учреждений, в том числе: 179 дошкольных, 89 общеобразовательных, 38 учреждений дополнительного образования.

В 2008 году были открыты МДОУ детский сад комбинированного вида №100 и МДОУ детский сад №35; ликвидировано МОУ специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации национального проекта «Образование» за счет средств вышестоящих бюджетов произведены выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя более 2000 педагогическим работникам образовательных учреждений в сумме 29,2 млн.руб., что составляет 94,35% от выделенных ассигнований. 4 школы города (МОУ средняя общеобразовательная школа № 11, 17, 58, МОУ Гимназия № 1) получили государственную поддержку по 1 млн.руб. за активное внедрение инновационных образовательных программ, 30 учителей общеобразовательных учреждений города отмечены денежным поощрением за высокое педагогическое мастерство.

В 2008 году обеспечивались бесплатным питанием в общеобразовательных учреждениях более 12 тысяч школьников. На эти цели израсходовано 65,16 млн.руб.( в том числе городской бюджет 16,54 млн.руб. и областной бюджет 48,62 млн.руб.)

Также в течение 2008 года осуществлялись выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.


Молодежная политика

Молодежная политика является составной частью социально-экономической политики города и представляет собой систему мер, устанавливаемых органом городского самоуправления в целях создания дополнительных правовых, экономических и организационных условий стимулирования и поддержки эффективной социализации, гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи в культурную, экономическую и политическую общественную жизнь.

В 2008 году в городе действовали 3 городские целевые программы, направленные на совершенствование работы с молодёжью.

В сравнении с предыдущим периодом количество молодежи 14–30 лет, включенной в различные формы занятости по программам, стало больше на 3387 человек (2985 молодых людей – 2007 год, 6372 – 2008 год). Данный показатель, безусловно, подтверждает эффективность работы по обеспечению занятости молодежи. С целью информирования молодых граждан города о состоянии рынка труда и вакансиях учреждения молодежной политики оказывают консультационные услуги, в прошедшем году их количество увеличилось на 120. Всего было проинформировано 3425 представителей молодежи города.

Значительное внимание было уделено поддержке талантливой молодежи, благодаря этому количество призеров (в т.ч. лауреатов, дипломантов) всероссийских, региональных и городских мероприятий увеличилось на 284 человека.

По-прежнему высоким остается уровень работы по организации отдыха и оздоровления подростков в каникулярное время. В 2008 году активным досугом в период каникул было охвачено 20,5 тыс.человек.

За прошедший год возросла политическая активность граждан, что выразилось в увеличении количества молодежи, состоящей в общественно-политических объединениях (члены партий, политических движений и т.п.) с 1025 человек до 1223.

Краеведческие объединения и кружки посещали 2391 молодых людей, за истекший год их количество увеличилось на 545 человек. Выросло и число тех, кто занимается в молодежно-патриотических клубах, кружках, секциях, кадетских классах.

Благодаря реализации на территории города Ярославля городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ярославле» на 2008 год 142 молодых семьи улучшили жилищные условия, что в свою очередь способствовало развитию и закреплению положительных демографических тенденций.
Здравоохранение

Сеть муниципальных учреждений здравоохранения объединяет 27 учреждений, в состав которых входит 14 стационаров, 33 поликлиники, 13 стоматологических поликлиник и отделений, Хоспис №1, санаторий «Ясные Зори», Станция скорой медицинской помощи. На начало 2009 года в учреждениях здравоохранения работало 2164 врачей, 3390 сотрудников среднего персонала, 1228 младших медицинских работников.

Оказание бесплатной медицинской помощи жителям г.Ярославля осуществляется согласно Территориальной программе государственных гарантий, финансирование которой в 2008 году составило 2,1 млрд.рублей. Расход на душу населения в 2008 году составил 3 413,7 рубля, что на 5,8% больше, чем за прошлый год.

Затраты на один койко-день в среднем составили 871,5 рублей, одно посещение в поликлинику – 127,2 рублей, один вызов скорой помощи – 932,1 рублей, один пациенто-день в дневном стационаре – 443,0 рубля. Таким образом, фактические расходы на единицу объема медицинской помощи соответствуют или превышают нормативы Российской Федерации.

В рамках действующей городской целевой программы «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи жителям г.Ярославля на 2007-2008 годы», основным направлением которой является модернизация муниципальных учреждений здравоохранения города, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в отчетном году на конкурсной основе закуплено и поставлено в муниципальные учреждения здравоохранения медицинское оборудование и расходные материалы на общую сумму 74,5 млн.руб.

В рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения в 2008 году за счет средств федерального бюджета проведены поставки 5 единиц медицинского оборудования для аудиологического скрининга новорожденных на общую сумму 1,3 млн.руб.

За счет средств федерального бюджета на выполнение государственного задания, установленного МУЗ «КБ СМП им. Н.В.Соловьева», на оказание высокотехнологичной медицинской помощи было направлено 19,6 млн.руб., из областного бюджета 1,2 млн.руб., что позволило выполнить 300 операций эндопротезирования для пациентов Ярославской и Тверской областей. Развитие данного вида высокотехнологичной медицинской помощи позволило значительно сократить очередность для наших земляков.
Развитие физической культуры и спорта

В городе 427 учреждений (из них 179 дошкольных учреждений) проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением.

В рамках реализации городской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта» в городе Ярославле на 2008 год затраты городского бюджета составили 731,4 млн.руб.

Введение в строй новых современных спортивных сооружений в рамках городской целевой программы положительно сказалось на увеличении численности систематически занимающихся детей, подростков, взрослого населения, а также лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья.

За 2008 год численность систематически занимающихся в секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности составила 86,1 тыс. человек, что на 24,6% больше, чем в 2007 году.

В городе ежегодно организуется и проводится более 1000 спортивно-массовых мероприятий, на которые из бюджета города было израсходовано 12,2 млн.руб. Настоящими праздниками в городе стали: Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России - 2008», Всероссийский день бега «Кросс наций – 2008», детский городской культурно-спортивный фестиваль «Июньские старты», легкоатлетические эстафеты: на призы газеты «Северный край», летчика-космонавта В.В.Терешковой. Разыгрываются Кубки мэра по различным видам спорта.

Кроме того, в городе проводятся соревнования по экстремальным видам спорта. Это первенства города по катанию на роликовых коньках, скейтбордах, горному бегу и маунтинбайку, этап Кубка России по аквабайку и езде на снегоходах, авторейсингу и сноуборду.

Значительных успехов добились ярославские спортсмены на соревнованиях республиканского и международного уровней: на Чемпионате мира по спортивной акробатике, на Чемпионатах Европы по плаванию и велоспорту.

Целый ряд воспитанников ХК «Локомотив» входят в состав сборных команд России.

Команда СДЮШОР «Локомотив» участвовала в Первенстве России - регион «Москва». На базе школы формируется сборная команда Центрального Федерального округа, участвующая в Спартакиаде учащихся России и финалах Первенств регионов России.


Культура

В городе Ярославле в 2008 году работало 28 муниципальных учреждений культуры и одно муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской парк культуры и отдыха». Сеть муниципальных учреждений культуры составляют 9 дворцов и домов культуры, Ярославский городской джазовый центр, Ярославский зоопарк, один кинозрелищный центр, две централизованные библиотечные системы (30 библиотек-филиалов), Музей истории города Ярославля (филиалы музея: Музей М.А.Богдановича, Городской выставочный зал имени Н.А.Нужина), 13 учреждений дополнительного образования детей - детские школы искусств.

Подготовке к 1000-летию Ярославля была посвящена вся научная, экспозиционно-выставочная и организационно-массовая деятельность муниципального Музея истории города Ярославля. В течение года музей посетило 37,3 тыс.человек, проведено 688 экскурсий и 36 лекций. Акцент делался на историко-краеведческую работу с подрастающим поколением. За год в музее было проведено 44 выставки. Пополнились фонды музея на 682 предмета, на 1 января 2009 года они составили 22,5 тыс.единиц хранения.

В Ярославле работает 30 муниципальных библиотек, объединенных в две централизованные библиотечные системы. В 2008 году сохранилась тенденция увеличения числа читателей библиотек - количество читателей составило 180,0 тыс.чел. Книжный фонд муниципальных библиотек на конец года составил 2,1 млн.экземпляров, что превышает показатели предыдущего года на 14,7 тысяч единиц.

В 13 муниципальных детских школах искусств в 2007-2008 учебном году обучалось 4506 человек. 31 одаренный ребенок из малообеспеченных семей получал городскую стипендию в размере годовой платы за обучение.

В муниципальных дворцах и домах культуры работало более 270 самодеятельных объединений, кружков, студий. Особое внимание уделялось духовному и культурному развитию юных ярославцев. Более чем в 80% детских досуговых объединений занятия проводилось бесплатно. Итоги фестивалей, конкурсов показали, что, как и прежде, Ярославская земля богата талантами, юными дарованиями.

В 2008 году улучшилась деятельность городских парков культуры и отдыха. Новое аттракционное оборудование, активная реклама, разнообразные творческие, концертные, игровые программы, семейные праздники, гибкие варианты оплаты за услуги – все это позволило увеличить посещаемость парков.
Охрана общественного порядка

Сеть отрасли «Органы внутренних дел» по состоянию на 01.01.2009 состоит из 11 учреждений: 6 - РУ-РОВД, 3 медицинских вытрезвителя, отдельный батальон патрульно-постовой службы милиции, городской отдел ГИБДД. Штатная численность сотрудников органов внутренних дел, содержащихся за счет городского бюджета, составила 1059 человек. Из городского бюджета финансируется содержание 49 общественных пунктов охраны правопорядка (ОПОП).

В целях контроля за разработкой и реализацией мер по профилактике правонарушений в городе действует городская межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, аналогичные комиссии созданы и в территориальных администрациях районов города.

В рамках решения вопросов профилактики преступности несовершеннолетних во всех территориальных администрациях города, а также в мэрии действуют самостоятельные отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав. Вся деятельность системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в г.Ярославле направлена на практическую реализацию концептуальных положений, предполагающих переход к профилактике как комплексу социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи.

Уровень преступности на 10 тыс. населения снизился по сравнению с 2007 годом на 18,6%. Количество зарегистрированных преступлений сократилось на 19,1%, в том числе тяжких и особо тяжких – на 17,2%. Стабилизируется и оперативная обстановка на улицах и в общественных местах города. За 2008 год уличная преступность снизилась на 5,7%.

В 2008 году было приобретено 17 единиц автотранспорта, 49 радиостанций, 60 ед. компьютерной техники. Для сотрудников ОБ ППСМ закуплены средства активной обороны. Для патрульных нарядов ГИБДД приобретено 9 комплектов специального оборудования (СГУ, измерители скорости и т.д.). Для обеспечения общественной безопасности при проведении выборов на избирательных участках и массовых мероприятий приобретено 46 носимых металлодетекторов.

Несмотря на имеющиеся позитивные тенденции состояние криминогенной обстановки в городе требует продолжения работы в данном направлении.
Заключение

В последние месяцы 2008 года в условиях нарастающего финансово-экономического кризиса в городе Ярославле напрямую была затронута деятельность реального сектора экономики города (промышленность, строительный комплекс, потребительский рынок), наблюдалось снижение темпов роста производства, сложная ситуация сложилась на ряде крупных организаций Ярославля.

Но и в сложившейся ситуации в целях минимизации отрицательных явлений кризиса и стабилизации социально-экономической ситуации мэрией города проводится активная работа по сохранению имеющегося потенциала экономики, бесперебойному функционированию систем жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению всех социальных гарантий жителям города и поддержанию качества жизни горожан на должном уровне.

Мэр города Ярославля В.В. Волончунас





Смотрите также:
Информация о социально-экономическом положении города Ярославля по итогам 2008 года
349.19kb.
1 стр.
Информация о социально экономическом положении города Троицка по итогам января-декабря 2012 года
27.05kb.
1 стр.
Информация о социально-экономическом развитии Большемурашкинского района за 4 года
49.18kb.
1 стр.
Информация о кратком социально экономическом положении
91.47kb.
1 стр.
Информация о кратком социально экономическом положении
70.22kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки финансового состояния муп «Спецавтохозяйство по уборке города» города Ярославля
201.62kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки эффективности деятельности и использования муниципального имущества, закрепленного за муп «Центральный рынок» города Ярославля
140.51kb.
1 стр.
Опубликовать постановление в газете «Городские новости» иразместить на официальном сайте города Ярославля в сети Интернет
88.58kb.
1 стр.
Информация о социально-экономическом положении муниципального образования Камешковский район за январь-декабрь 2011 года
94.2kb.
1 стр.
Города Ярославля за 9 месяцев 2009 года
3557.59kb.
37 стр.
Бюллетень за январь декабрь 2010 года (№21) Курган 2010
900.99kb.
12 стр.
Инвестиционный паспорт города Ярославля содержание общая информация о городе 3
671.24kb.
11 стр.