Главная
страница 1







Комитет администрации Заринского района

по образованию и делам молодежи


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоманошкинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением Директор МОУ «Новоманошкинская

учителей начальных классов с.о.ш Т.И.Габович



Протокол № от Приказ № от
Программа по духовно – нравственному воспитанию младших школьников

«Птица счастья»

Составители: Фишер Н.В.

Букалёва Е.Д.

с. Новоманошкино 2010



Перспективная программа по духовно – нравственному воспитанию младших школьников

«Птица счастья»

Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой программы являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В программе духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательного учреждения, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), обеспечивается согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.

Данная программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий «красной нитью» проходят через большинство предметов школьного курса и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет «вплести» их в сами уроки.

Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся. Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы.
Само же название программы «Птица счастья» означает, что каждый имеет возможность поймать эту чудесную «птицу», но, даже поймав, надо суметь её удержать.

Надо верить, что нас ждёт другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им всё самое светлое и хорошее, что у нас есть.



Актуальность программы:

Программа «Птица счастья» важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребёнка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество с семьёй, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.



Цель программы:

  • формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника;

  • создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • способствовать развитию познавательной активности учащихся.

Ожидаемые результаты:
В ходе обучения по программе ребёнок может научиться:

  1. Понимать жизненную важность морали; быть спокойно стойким.

  2. Желать и уметь сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований.

  3. Милосердию и любви к детям.

  4. Воспитанник начальной школы – творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.

Условия эффективной реализации программы

  • Программа предлагает систематизацию и определённую ориентацию школьников на обучение в среднем звене; на становление ученика как творческой личности.

  • Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.

  • Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности.

  • Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности.

  • Поиск новых путей развития личности школьников.

Программа предусматривает методы и приёмы


  • беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);

  • наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);

  • практические (изготовление, лепка);

  • игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);

  • тренинг – приёмы;

  • наблюдение за деятельностью детей;

  • проективные методы (тематический рисунок, поощрение).

Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий


  • методическая литература;

  • аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера);

  • печатная бумага форматов А-3, А-4;

  • компьютер, ксерокс;

  • фотоаппарат;

  • игровой материал (игрушки: мягкие, технические)

Основные разделы программы

1 класс. Мир твоей души

2 класс. Природа глазами души

3 класс. Азбука мудрости

4 класс. Счастье семьи

Учебный план организации духовно-нравственного развития и воспитания детей 1 класса

Мир твоей души

Ценности образования

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Семейная деятельность

1. - чувство сопричастности и гордости за свою Родину


Материалы учебников показывают красоту родного края. Пробудить чувство гордости за свою «малую родину» можно через уроки математики - сюжеты задач,

через уроки литературного чтения (анализ художественных произведений), через уроки музыки, изобразительного искусства, окружающего мира




Проектирование праздников: «Мы – россияне», «Люблю тебя, моя сторонка»

Смотр песни и строя, конкурс рисунков.

Урок мужества (встреча с ветеранами ВОВ) «Выстояли и победили».

Участие в операции «Алая звезда»



Оказание помощи ветеранам.

Митинг, посвящённый 9 Мая. Участие в операции «Милосердие». Участие в операции «Поздравительная открытка»

Библиотечный урок мужества "Профессия - защищать Родину"


Встреча с папами «Мой папа – защитник»


2.- доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать


Уроки – сказки, уроки – путешествия позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; через уроки литературного чтения (анализ художественных произведений).


Праздники: «Дружба – чудесное слово»,

Урок вежливости «Слова очень нужные и очень важные». Конкурс рисунков «Наша дружная семья». Брейн – ринг «Лабиринт вежливости». Игра «Добрые слова»



Конкурсная программа «Что нам стоит дом построить». Библиотечный урок вежливости «Давайте будем дружить». Экскурсия в детский сад. Операция «Подари игрушку»

«Загляните в мамины глаза» - праздник.

Операция «Помоги бабушке»

«Мама, мамочка, родная!» - изготовление подарков, открыток


Ценности образования

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Семейная деятельность

3. - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им,

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей


Через уроки литературного чтения (анализ поступков литературных героев, сопоставление их поступков с поступками реальных людей). Через уроки окружающего мира формирование уважения к ценностям семьи и обществу.

«Мы команда одного корабля» рабочий классный час. «Я отвечаю за свои поступки» - беседа. «Планета друзей» - развивающая ролевая игра. Урок нравственности «Добро и зло»,

«Говорящий портфель» - ролевая игра (как правильно организовать своё рабочее место).

Презентация «Твои права и обязанности», Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?»




«Мы – россияне» - праздник знакомства с символикой Российского государства

«Что такое хорошо и что такое плохо» - ролевая игра.

Утренник «Семья стариками держится».

Праздник «День матери». «Будьте счастливы, мамы Земли!»

Утренник к 8 Марта «С любовью к бабушке и маме»

Конкурсная программа «Дочки-матери»


4. – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности

Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества и

формирование способности к организации своей учебной деятельности через уроки



Первое посещение школьной библиотеки «Мы школьниками стали» - праздник.

Познавательная беседа «Книга – твой первый советчик, помощник и друг», Мастерская Деда Мороза «Самая сказочная снежинка»

«В гостях у Мойдодыра» - игра-путешествие, «Музей весёлых затей» - праздник смеха и шуток


Знакомство с сельской библиотекой. «Самый умный» - интеллектуально-творческая игра.

«В гостях, где живут книги» - игра – путешествие


«Ученье с увлечением» - интеллектуально-развлекательная программа

5. – умение противостоять действиям и влияниям, предоставляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности

Через уроки окружающего мира

Через уроки литературного чтения



«Один дома» - беседа по правилам пожарной безопасности.

Я умею говорить «нет» - ролевая игра (занятие - практикум)

«Транспорт, дорога, дети» - посвящение первоклассников в пешеходы.

Беседа «Огонь – друг и враг человека», Игра – путешествие «Азбука безопасного поведения»




«Друг за друга держаться – ничего не бояться» - игра

Игра «Дружная компания семей

Игра «Вместе мы - сила»





Календарно-тематический план организации духовно-нравственного развития и воспитания детей 1 класса

Сентябрь – октябрь (1 четверть)







п/п

Тема мероприятия

Дата

Ответственные

Здравствуй, школа!

Урочная деятельность

1.

2.

3.



4.

5.


Урок знаний «В год учителя»

Чтение произведений о матерях и детях.

Что вокруг нас может быть опасным? (окружающий мир)

Чтение рассказов и сказок о милосердии

Что мы знаем о нашей стране, о своём селе?


01.09

20.10


25.10

27.10


29.10


Кл. руководитель библиотекарь

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель


Внеурочная деятельность

1.

2.

3.



4.

5.

1.



2.

3.

4.




«Говорящий портфель» - ролевая игра (как правильно организовать своё рабочее место).

Рабочий классный час «Мы команда одного корабля»

Первое посещение школьной библиотеки «Мы школьниками стали» - праздник.

Презентация «Твои права и обязанности»

День здоровья. Кросс «Золотая осень»

«Планета друзей» - развивающая ролевая игра.

«Транспорт, дорога, дети» - посвящение первоклассников в пешеходы.

«Люблю тебя, моя сторонка» - подготовка и участие в празднике

Праздник «Дружба – чудесное слово»



03.09

10.09


15.09

17.09


24.09

08.10


15.10

21.10


29.10

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

библиотекарь

Кл. руководитель,

Кл. руководитель,

физрук

Кл. руководитель



Кл. руководитель,

родители


2 класс, Семенюк Т.М.

Кл. руководитель,







Внешкольная деятельность

1.

2.


3.

Знакомство с сельской библиотекой. «Самый умный» - интеллектуально-творческая игра.

Участие в операции «Милосердие»

- «Поздравительная открытка»

- посещение труженика тыла Чакшова Е.С.

Библиотечный урок вежливости «Давайте будем дружить»


28.09

Октябрь


26.10

Библиотекарь

Кл. руководитель,

Библиотекарь


Семейная деятельность

1.

2.

3.



4.

«Ученье с увлечением» - интеллектуально-развлекательная программа

Утренник «Семья стариками держится».



«День любимых бабушек и дедушек» (изготовление подарков своими руками, рисунков).

Операция «Помоги бабушке»



21.09

октябрь


октябрь

октябрь



Кл. руководитель, родители

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Ребята 1 класса



Ноябрь – декабрь (2 четверть)







п/п

Тема мероприятия

Дата

Ответственные

«Золотая осень»

Урочная деятельность

1.

2.

3.



4.

5.


Сюжетная игра «Приключения гномов в Стране слов»

Чтение произведений о честности

Откуда в наш дом приходит электричество? (окружающий мир)

Как ухаживать за кошкой и собакой? (окружающий мир)

Путешествие в сказку «Сорока – воровка»


16.11

17.11


19.11

03.12


09.12


Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель


Внеурочная деятельность

1.

2.

3.



4.

1.

2



3.

4.

5.




Беседа «Я отвечаю за свои поступки»

Игра «Добрые слова»

«В гостях у Мойдодыра» - игра-путешествие

«Неделя русского языка»

«Я умею говорить «нет» - ролевая игра (занятие - практикум)



«Мы – россияне» - праздник знакомства с символикой Российского государства

«Неделя по окружающему миру»

«Один дома» - беседа по правилам пожарной безопасности.

Мастерская Деда Мороза «Самая сказочная снежинка»

Готовимся к празднику.


12.11

19.11


26.11

22.11 – 26.11

03.12

10.12


13.12 – 17.12

24.12


22.12 – 29.12

Кл. руководитель

Кл. руководитель

родители

Кл. руководитель

2 класс, Семенюк Т.М.

Кл. руководитель

Кл. руководитель

1 класс, Фишер Н.В.

Кл. руководитель

Кл. руководитель,

родители


Кл.


Внешкольная деятельность

1.

2.


«В гостях, где живут книги» - игра – путешествие

«Что такое хорошо и что такое плохо» - ролевая игра


16.11

07.12



Библиотекарь

Библиотекарь




Семейная деятельность

1.

2.

3.



«Мама, мамочка, родная!» - изготовление подарков

Праздник «День матери» - «Будьте счастливы, мамы Земли»



«Сказки деда Мороза» - подготовка новогодних костюмов

25.11

29.11


декабрь

Кл. руководитель,

1 класс


Кл. руководитель

родители


Январь – февраль – март (3 четверть)







п/п

Тема мероприятия

Дата

Ответственные

«Зимушка –зима»

Урочная деятельность

1.

2.

3.



4.

5.


«Сказка о четырёх братьях»

Когда ты станешь взрослым? (окружающий мир)

Почему радуга разноцветная? (окружающий мир)

Сборник рассказов «О хороших людях»

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (окружающий мир)


25.01

04.02


28.02

02.03


18.03


Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель


Внеурочная деятельность

1.

2.

3.



1.

2

3.



4.

1.

2.




Урок вежливости «Слова очень нужные и очень важные»

Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?»



Неделя литературного чтения

Беседа «Огонь – друг и враг человека»



Подготовка и участие в смотре песни и строя

Участие в операции «Алая звезда»



- поздравительная открытка

- Урок мужества (встреча с ветеранами ВОВ) «Выстояли и победили»

Утренник «С любовью к бабушке и маме»

Игра – путешествие «Азбука безопасного поведения»



14.01

21.01


24.01- 28.01

04.02


07.02-10.02

22.02-25.02

09.03

18.03


Кл. руководитель

Кл. руководитель

родители

4 класс, Букалёва Е.Д.

Кл. руководитель

Кл. руководитель

1 класс

Кл. руководитель



Кл. руководитель,

родители

Кл. руководитель



Внешкольная деятельность

1.

2.

3.



«Что такое хорошо и что такое плохо» - ролевая игра

Библиотечный урок мужества «Профессия – защищать Родину»



«Загляните в мамины глаза» - концерт

18.01

18.02


07.03


Библиотекарь

Библиотекарь

Зав. домом культуры


Семейная деятельность

1.

2.

3.




Игра «Дружная компания семей»

Встреча с папами «Мой папа – защитник»



«Мама, мамочка, родная!» - изготовление подарков, открыток


28.01

24.02


04.03



Кл. руководитель,

Родители

Кл. руководитель

Родители

Кл. руководитель



Апрель – май (4 четверть)







п/п

Тема мероприятия

Дата

Ответственные




Урочная деятельность

1.

2.

3.



4.

Е. Чарушин. «Страшный рассказ»

Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»

А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу».

В. Осеева. «Кто всех глупее»



06.04

12.04


18.04

05.05



Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель




Внеурочная деятельность

1.

2.

3.



4.

5.

1.



2.

3.


«Музей весёлых затей» - праздник смеха и шуток

«Путешествие в страну Здоровячков» - соревнование ко дню здоровья

Познавательная беседа «Книга – твой первый советчик, помощник и друг»



Неделя математики

Урок нравственности «Добро и зло»

Брейн – ринг «Лабиринт вежливости»

Экскурсия в детский сад. Операция «Подари игрушку»

Праздник «Вот и окончен 1 класс!»


01.04

07.04


12.04

18.04-22.04

29.04

06.05


16.05

25.05


Кл. руководитель

Кл. руководитель

Библиотекарь

Кл. руководитель

3 класс, Маношкина Т.Ю.

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Родители




Весна – красна,

весне – дорогу!


Внешкольная деятельность

1.

2.

3.



«Друг за друга держаться – ничего не бояться» -игра

Операция «Салют ветеранам!»

Митинг, посвящённый 9 Мая

Конкурсная программа «Что нам стоит дом построить»




15.04

09.05


20.05


Библиотекарь

Зав. домом культуры

Кл. руководитель

Зав. домом культуры



Семейная деятельность

1.

2.


Конкурс рисунков «Наша дружная семья»

Конкурсная программа «Дочки – матери»




26.04

13.05


Кл. руководитель,

Кл. руководитель



Родители




Смотрите также:
Программа по духовно нравственному воспитанию младших школьников «Птица счастья»
205.95kb.
1 стр.
Программа по литературному чтению, разработанная З. И. Романовской для учащихся 2 класса
1000.47kb.
5 стр.
Программа «духовно-нравственное воспитание младших школьников»
1386.92kb.
7 стр.
Общая характеристика учреждения ст
1589.13kb.
8 стр.
Духовно-нравственное воспитание и образование как способ бесконфликтного этнокультурного сосуществования
39.97kb.
1 стр.
Сценарий открытой районной исторической игры «И грянул бой!»
266.89kb.
1 стр.
Программа по курсу «родной город»
683.67kb.
5 стр.
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «я гражданин своего города, своей страны»
670.72kb.
4 стр.
Просветительского проекта
305.45kb.
1 стр.
Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Учебно-методическое пособие Исполнитель
1225.13kb.
8 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги
1522.02kb.
7 стр.
Птица счастья Виктории Токаревой
160.2kb.
1 стр.