Главная
страница 1


Борщова Олеся Олеговна, 17 лет, Санкт-Петербург, Россия

Воспевая Север

Север России издавна славился одаренными выходцами из народа, но талант Елены Ваенги оказался неожиданным сюрпризом практически для всех.

Осознание того, что в твоем краю живет такая творческая личность, что Бог не дал тебе таланта встать на один уровень с ней, как бы ты ни тянулся, заставляет восхищаться творчеством северянки, радоваться ее успеху. Кроме того, неожиданно понимаешь, что хочешь добиться чего-то большего и пытаешься установить для себя высокую планку в своих начинаниях.

Еще вчера Елену знали только преданные фанаты - узкий круг людей, а сейчас она, пожалуй, одна из самых обсуждаемых и востребованных персон в шоу-бизнесе. Столь многократные показы на «Первом канале» телевидения говорят об уже всероссийском признании автора и исполнителя своих песен. Творчество этой талантливой девушки не оставляет людей равнодушными, хотя критики и зрители нередко спорят о ее песнях, ее вокальной манере исполнения, неординарном сценическом образе, об ее удивительной, нетипичной карьере. Бурное творческое детство в суровом северном краю, тонкая художественная, мечтательная и романтичная натура, природный темперамент, музыкальная одаренность, трудолюбие, жизнерадостность - это составляющие жизни и творчества Елены.

Елена родилась 27 января 1977 года в Североморске - столице Северного Морского Флота. Позже ее семья переехала в Снежногорск, где и прошли детские и юношеские годы будущей певицы. «Я реально девушка из далекого северного поселка Вьюжный. Теперь это городок Снежногорск на самом краю Кольского полуострова, дальше - только Баренцево море», - рассказывает Елена в телерепортажах. Победителем всесоюзного конкурса молодых композиторов на Кольском полуострове Лена стала еще в девять лет, написав первую песню под названием «Голуби». Но путь к ее нынешнему благополучию и признанию лежал через упорные длительные тренировки, когда учебе отводилось десять часов в сутки. «Мне вполне знакома ситуация, когда кровь на клавишах остается от разбитых подушечек пальцев», - рассказывает она. И так долгие-долгие годы.

Сегодня Елена Ваенга - популярная российская исполнительница, актриса, автор и композитор - открытие для огромной аудитории слушателей и зрителей, музыкальных критиков, профессионалов и журналистов. Её называют представителем новой песенной культуры. Репертуар её творчества и музыка богаты и многогранны. Старинные русские и современные романсы, шансон, народные песни и баллады, проникающие в душу слушателя, в ее исполнении становятся незабываемыми и любимыми.

По-моему, Ваенга - неординарная и завораживающая актриса. Я околдована ее своеобразной манерой исполнения песен, насыщенных эмоциями. Песни-образы. Искренно и проникновенно. Голос - от шепота до крика. Поет исключительно живьем. Поет, как будто в душу заглядывает, как будто импульсивно откликается на какие-то события. Она эмоционально, неповторимо импровизирует на сцене. Взрывается, интригуя публику. Работает на разрыв. Когда я смотрю ее выступления, мне иногда кажется, что она кинет на пол микрофон и убежит за кулисы в слезах, или наоборот - пригласит на сцену весь зал в порыве чувств. Перевоплощение, богатство создаваемых образов и характеров. Каждое слово, произнесенное со сцены певицей - живое, каждое движение - осмысленно. Каждое выступление - мини-спектакль.

Интересно, откуда появился творческий псевдоним «Ваенга»? Как говорит сама певица, настоящая ее фамилия Хрулева. Ваенгой пришлось стать по условиям контракта. Прежде на месте города Североморска находилось два поселка: Нижняя Ваенга и Верхняя Ваенга, а между ними - река с одноименным названием, которое в переводе с саамского языка означает «самка оленя». Предложение мамы Елены взять псевдоним «Ваенга», чтобы она не забыла те места, где родилась, ей пришлось по душе.

А для жителей Севера, очень важно, что наряду с темой любви и расставанья, тема Крайнего Севера, северной природы, такая близкая и северянам, проходит серебряной нитью по многочисленным стихотворениям, написанным ею, пронизывая творчество певицы. Описывая свои чувства, Ваенга обращается к природным северным явлениям, создавая образы. А мы мысленно представляем эти картины, слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой или лёгкая грусть. Всё можно выразить словом, но главное - надо уметь читать, видеть, слышать, понимать.

В текстах песен Елены присутствует своя внутренняя мелодия. Своеобразная и поразительная. Ее песни поражают сложностью исполнения, уникальностью, мощной энергетикой. О чем бы она ни пела: о любви, о разлуке, о городах, о детстве, о природе - я вижу, что ее поэзия строится на том, что в центре внимания находится фигура самой певицы, чей лирический и страстный монолог заключает в себе ее переживания, чувства, как у Пастернака и Цветаевой, Есенина и Маяковского. И в то же время она предстает в своих произведениях не отражением своей персональной судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса, как в поэзии Ахматовой.

В исполняемых певицей композициях я ощущаю что-то глубоко славянское, пропитанное запахами северных трав и ягод, что-то свое, родное.

«У меня глаза северных цветов», - поет Ваенга в песне «Папа нарисуй». А цветы на Севере завораживают взгляд необычностью и скромной красотой.

По признанию самой Елены, Север стал важной составляющей ее творчества. Страна детства - край северного сияния и трескучих морозов - навсегда осталась в сердце певицы. Теплый дом, дружная семья, мама и папа… И пусть за окном завывает вьюга, занося дома по самые крыши, девочка просит отца:

Папа, нарисуй белый океан,

Посади медведя на большую льдину.

С этими строками приходит ощущение простора, свободы. И в то же время мысль о расставании с детством и со всем, что так дорого сердцу, вызывает печаль. Детские впечатления живут в песнях Ваенги, воскрешая картины северной природы в стихотворении «А я еду за бураном»:

А я приехала оттуда,

Где край суровым называют,

Где рано реки замерзают

И ходит босиком простуда.

В стихотворении ритм лирического повествования (нарочито четкий) подчеркивает «суровость» Заполярья, при описании которого нет места сантиментам и мягкости. Поэтому и звук «р» - в каждой строке, а в третьей - и в каждом слове. Даже выразительная метафора «ходит босиком простуда» «работает» на создание образа, рожденного воспоминаниями.

Рисуя картину Крайнего Севера, Ваенга набрасывает ее скупыми, точными мазками. Каждая строка во второй строфе как кадр фильма:

Там ели черные как шпалы,

Там и земли два сантиметра.

«А дальше скалы, скалы, скалы» - повтор слова «скалы» рождает в памяти образы скалистых северных берегов Кольского края, где растительность скудная, где березки - карликовые, а ели - почти без ветвей. И все же «родина зимы и ветра» - это родина героини. Поэтому

…я еду за бураном,

За бураном да за вьюгой.

Она была моей подругой

Долго, целых восемнадцать лет.

В этой строфе рифма - не самое главное, поэтому последняя строка нарушает четкий рисунок стихотворения. «Целых восемнадцать лет» - это долго, ведь в детстве время течет так медленно, а жизнь кажется бесконечной.

Признание в том, что вьюга была подругой - это признание в любви к заснеженному Заполярью. Образ снега живет во многих композициях певицы. Частое упоминание снега - дань северному детству. В стихотворениях Елены Ваенги проявляется особый характер этого образа. Перед нами не просто прием олицетворения, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами одушевленных. Снег у Ваенги одушевлен сам по себе:

Снег… на моей голове…

Снег… я в первых раз в своем городе…

Снег… а он метет и метет…

Снег наделен свойствами равноправного с певицей субъекта, который стал действующим лицом, а не пассивным предметом описания. В песне «Жизнь моя» Елена даже свою жизнь, уходящие года сравнивает с таянием снега:

Жизнь моя, как снег

Тает, а вода

Как слеза, течет

На мои года

В исполнении этих песен Ваенга весьма резка, порывиста и даже дисгармонична. Строку она, повинуясь интонации и музыкальным синкопам, безжалостно рвет на отдельные слова и даже слоги, словно отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией. В ее песнях я воспринимаю снег белым и чистым, яростным и обжигающим холодом, и в то же время - тающим, бегущим ручейком. В моем понимании, таким его видит и сама певица: противоречивым, с противоположными качествами, в разных образах и значениях. Изображая снежные картины жизни, Елена постоянно возвращается в край своего детства с признаниями в любви к этой суровой земле, где «у Севера - сиянье».

В стихотворении «Снег» очень много многоточий как в середине, так и в конце строк. Здесь это очень важный знак, имеющий много значений. Прежде всего это обращает на себя наше внимание. Хочется «включить» воображение, образное мышление:

Снег... на моей голове....

Снег...я первый раз в своем городе....

Снег... а он метет и метет...

Заживет ли мое сердце...?

Заживет ли...? Оживет ли...?

Эта строфа пропитана тревогой. Некая волнующая недосказанность звучит в каждой строке. Ваенга использует многоточие в произведении «Снег», пытаясь показать, что широту мыслей, чувства автора не всегда можно выразить словами. Где-то необходимы жесты, паузы. В эти моменты мне хочется оглянуться в свое, не столь богатое прошлое. Ощутить трепет падающего снега, увидеть его мерцающую красоту, прочувствовать каждую снежинку «на моей голове», ее легкость и неповторимость.

Снег… Мои чувства… Снег… Мое волнение… Снег… Моя память… Это и есть моя жизнь…Мой Север…

В творениях Ваенги не встретиться с состоянием душевной успокоенности, расслабленности. Натиск, тревога. Важно движение. Но молодости всегда присущи новизна и поиск. Я думаю, что, когда Ваенга в творческом порыве пишет свои произведения, ей это состояние доставляет творческие муки, но больше - душевной полноты. Песни Ваенги обладают удивительной способностью проникать в сердца и души, в самые потаенные уголки. В людях разных возрастов, разного социального статуса они будят чувства, ностальгические воспоминания о детстве, матери и отце, друзьях, рассказывают о маленьких и больших городах, о Родине. Они учат высокой, пусть даже трагичной, любви. И воспевают Север, с надрывом и тоской, трепетно и нежно.

Мне хочется думать, что Ваенга - это победа Севера. Строгого, терпеливого, умного, волевого Севера. Она смогла достучаться до сердец огромной аудитории слушателей. Непосредственное, выразительное, душевное исполнение каждой песни - вот секрет Елены в завоевании сердец зрителей. Думаю, не только в текстах песен дело - а в самом звучании голоса, рисующего нам любимые картины северной жизни в снежно-синих тонах: холодное море, заснеженные берега, заметенные деревянные церкви… И живые, сильные люди, которые умеют любить и, даже страдая, достойны уважения.



Ваенга поет: «Моя запорошенная душа...» А я слышу в ее голосе «звоночки» растаявшего снега, бегущего ручейком. Может, это душа звенит… Обычная душа… Звенит с переливами, сохраняя при этом неизбывную северную грусть. Грусть - и веру! Веру в лучшее, веру в будущее, веру в любовь, несмотря ни на что.



Смотрите также:
Борщова Олеся Олеговна, 17 лет, Санкт-Петербург, Россия Воспевая Север
72.72kb.
1 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3773.97kb.
37 стр.
«Шедевры Санкт-Петербурга»
66.76kb.
1 стр.
Резолюция I международной конференции
271.47kb.
1 стр.
V международный конгресс петровских городов «Россия-Нидерланды: диалог культур в европейском пространстве» 7–9 июня 2013 года, Санкт-Петербург
25.08kb.
1 стр.
Программа российско-германской конференции 10-11 декабря 2012 Россия и Германия в глобальном мире Санкт-Петербург 2012
108.09kb.
1 стр.
Евгений Баранов россия санкт-Петербург «Искусство России» 2012 ббк 84(2Рос=Рус)6 Б24
2834.99kb.
12 стр.
Результаты аттестации по Годзю-рю Каратэ-до от 19, 21, 23 декабря 2011 г.,Санкт-Петербург, Россия
163.65kb.
1 стр.
Проблемы здоровья
3674.46kb.
17 стр.
Проблемы здоровья
3706.95kb.
17 стр.
Санкт-Петербург – северная юридическая столица 28 -30 мая 2010, Санкт-Петербург
53.16kb.
1 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3553.76kb.
20 стр.