Главная
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Станция юных натуралистов города Костромы.


Экологические группы кратковременного пребывания детей как вариативная модель экологического образования на станции юных натуралистов.


Директор МОУДОД СЮН Толстоброва Г.Л.

Китайская мудрость гласит:

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Станция юных натуралистов города Костромы - однопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующая программы эколого-биологического направления.

Формирование в сознании школьника экологических ценностей, устойчивого ценностного отношения к природе, ориентация на природоохранную деятельность в настоящее время рассматривается в числе приоритетных задач образования. Целенаправленный процесс формирования экологических ориентаций школьников составляет основу экологического образования в системе работы станции как учреждения дополнительного образования. В процессе обучения биологическим знаниям раскрывается благодатная почва для опытнической, исследовательской работы. Дети с огромным интересом погружаются в любые учебные работы исследовательского и познавательного характера. Однако, очень многое зависит от того, как сформулировать задание детям и вопрос, обращенный к ним. При интересной, умной организации труда, ребята встают на путь самостоятельного мышления, исследования, пытаются решить маленькие, простые, детские проблемы, Конечно, нельзя говорить о каких-то научных открытиях, обогащающих теоретическую науку, но их ум направлен на поиск, раздумья, открытия. Это приучает детей думать, что-то самостоятельно искать, находить самому способы решения. Такой творческий подход необходим каждому человеку, какую бы профессию он не выбрал в будущем, кем бы он ни стал. Главной фигурой, координирующей действия воспитанников, является, неизменно педагог. И здесь сразу же встает вопрос, какой педагог? Общество предъявляет высокие требования к современному педагогу, и как к профессионалу, и как к личности. Современный педагог-это компетентный, коммуникабельный, эрудированный, инициативный, находящийся все время в поиске, гибко реагирующий на изменения, открытый к принятию других позиций и мнений человек-профессионал.

К такому педагогу тянутся дети, он может заинтересовать, увлечь, к такому идут на занятия даже тогда, когда закончились обязательные уроки.

Вариативной моделью экологического образования на станции юных натуралистов являются экологические группы кратковременного пребывания детей.

Проект создания на базе станции экологических групп кратковременного пребывания детей начинался с проведения различных мероприятий с учащимися, приходившими на станцию в летний период. Но для полноценной организации занятий с детьми и особенно в данных группах необходимы воспитательная и обучающая активность педагогов. Поэтому нами проводятся семинары, совещания, методические объединения по разработке планов работы каждой группы, каждого педагога, по определению темы опыта, наблюдения, исследования.

Для организации работы в рамках экологических групп разработана нормативная база: положение об экологических группах кратковременного пребывания детей на станции юных натуралистов, Проект «Экологические группы кратковременного пребывания детей», инструкции по охране труда во время проведения практических занятий, планы.

Экологические группы кратковременного пребывания детей - это одна из инновационных форм организации обучения, труда и досуга детей. Целью создания этих групп является более глубокое изучение экологических проблем, проведение наблюдений, исследовательских, опытнических работ в рамках реализуемого проекта по организации на станции опытно-исследовательской работы. Кроме этого они созданы в ответ на запросы родителей, которые в силу многих обстоятельств не могут организовать отдых и занятия детей в каникулы.

Группы формируются на основе желания ребенка и по заявлению родителей. Состав групп каждые каникулы может меняться. В группы принимаются не только воспитанники СЮН, но и учащиеся школ города, не посещающие объединения на станции.

.

Особенностями организации и проведения занятий в данных группах являются:



  • непринужденный характер общения между педагогами и воспитанниками,

  • личностно-ориентированный характер обучения

  • непосредственное общение детей с животными, работа с растениями в теплицах станции

  • учет индивидуальных интересов детей.

Работа экологических групп предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Это помогает решать проблему создания условий для развития воспитанников, причем развитие превращается в главную задачу как педагога, так и самого ученика. И это уже система новых знаний, знаний ориентированных на развитие личности способной:

- самостоятельно «добывать» знания

-находить пути решения поставленных задач. Причем задачи могут быть поставлены как педагогом, так и самими воспитанниками

-грамотно работать с информацией

-получать эмоциональное удовлетворение от самого процесса образования

Теоретические занятия носят более углубленный характер, по сравнению с занятиями в объединениях. В целях развития теоретического мышления создаются условия для анализа, выделения главного, сравнения, обобщения и систематизации материала. Практические работы строятся с учетом полученных знаний, на основе непосредственного общения с природой и животными и индивидуальных интересов.

Так в период осенних каникул 2009 года на станции работало 2 группы: по 1 группе в каждом отделе, всего - 42 человека. Группа №1 – в отделе растениеводства и группа №2 в отделе экологии и биологии. Тема для экспериментальной работы группы №1 была выбрана не случайно «Возможность получения семян мушмулы в условиях оранжереи на станции юных натуралистов», так как именно в это время впервые на СЮН зацвела мушмула - южное растение.

Тема исследовательской работы группы №2 - «Мониторинг поведения цихлозом в период выведения потомства» была обусловлена хорошей материальной базой. На станции имеются аквариумы с достаточно большим разнообразием аквариумных рыбок, работают педагоги, увлеченные их разведением, зоологией.

Наработанные в ходе занятий материалы воспитанники, при поддержке педагогов, оформляют и представляют в виде презентации на заключительной конференции.

Самые активные дети награждаются ценными подарками и грамотами. На заключительную конференцию обязательно приглашаются родители, бабушки, дедушки, которые с гордостью слушают выступления своих детей о результатах проведенной работы.

Субъектами образовательного процесса являются педагог и ученик. Чтобы процесс субъект-субъектных отношений был эффективным и та и другая сторона должны испытывать состояние комфорта.

Поэтому в основу деятельности станции положены принципы:


  • толерантности, когда ребенок принимается таким, какой он есть, с его привычками, желаниями, интересами.

  • демократизации, когда и учитель, и ученик воспринимаются, прежде всего, личностями, имеющими свое мнение, свой взгляд на происходящее.

  • педагогической поддержки.

Почему? На данный вопрос можно ответить тоже вопросом. Куда идут дети с удовольствием? Где они чувствуют себя в безопасности? Кому доверит родитель своего ребенка? Ответы на эти вопросы мы знаем. Туда, где ребенка поддержат, научат, помогут, совместно разберутся в его маленьких проблемах, которые для него, отнюдь, кажутся вовсе немаленькими.

Организация полноценного досуга – одна из составляющих всего учебно-воспитательного процесса в экологических группах.

Кроме наблюдений и работы по темам, воспитанники с пользой организуют свой досуг. В группах проводятся занятия по лепке из глины, занятия по росписи в технике батика, спортивные состязания «Веселые старты», конкурсы рисунков «За дружбу народов», «Портрет учителя», «Мы за здоровый образ жизни», работа в живом уголке и теплице, общение с животными. Воспитанники очень любят проводить фотосессии - фотографирование со своими любимцами живого уголка.

Во время экскурсии по живому уголку дети более подробно знакомятся с животными и птицами, их питанием, средой обитания. Живой уголок станции юных натуралистов насчитывает 16 видов птиц, 23 вида животных, обитателей, как Костромского края, так и других районов страны. Богат своим видовым разнообразием учебно-опытный участок и теплица станции. В теплице растут 115 видов комнатных растений, на участке – 50 видов цветочно-декоративных культур, более 20 видов деревьев и кустарников.

Наиболее любознательные и увлеченные биологией и зоологией дети с помощью педагогов проводят наблюдения за обитателями живого уголка, растениями учебно-опытного участка, отрабатывая и закрепляя практические навыки, осваивая методы исследования.

«Кормовые предпочтения песчанок», «Особенности питания кроликов мясных и декоративных пород», «Роль зеленых насаждений станции юннатов в защите от пылевого загрязнения территории» - вот неполный перечень тех наблюдений, которые проведены участниками экологических групп.

Для формирования позитивного общественного мнения в отношении организованного таким образом каникулярного времени детей нами используются средства массовой информации. Так об этих группах в газете «Аргументы и факты. Кострома» № 47 от 18 ноября 2009 год помещена заметка «Любить природу учат на станции юных натуралистов», в газете «Северная правда» №118, 8 октября 2009 года заметка «Станция заботы».

Педагоги станции Победители.







Победитель и бабушка





Представляем материал.




Защита исследовательской работы


Наблюдение за полосатыми цихлозомами






Фотосессия с любимцами


Смотрите также:
Станция юных натуралистов города Костромы
66.92kb.
1 стр.
Конкурса детского творчества «Зеркало природы»
59.03kb.
1 стр.
Сахновщинская станция юных натуралистов Сахновщинского районного совета Харьковской области
36kb.
1 стр.
Численность участников акции «Мы за сохранение лесов!» 1868
24.14kb.
1 стр.
Публичный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»
748.78kb.
3 стр.
Тематическая декада Школы ландшафтного дизайна «Жасмин» Краевой станции юных натуралистов
16.13kb.
1 стр.
Областная выставка «Урожай-2011»
8.5kb.
1 стр.
Муниципальное казенное учреждение города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы»
34.06kb.
1 стр.
Информация об исполнении Программы мероприятий Администрации города Костромы по взаимодействию
66.56kb.
1 стр.
Проект положения о Молодежной администрации города Костромы
107.24kb.
1 стр.
Немного истории 1959 год – создание общеобразовательной неполной средней школы №3 города Костромы
7.61kb.
1 стр.
Обзор документа
198.24kb.
1 стр.