Главная
страница 1


Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области
Государственное автономное учреждение

дополнительного образования детей Тюменской области

«Областной детско-юношеский центр «Аванпост»



Образовательная программА

дополнительного образования детей

«Основы

рукопашного боя»

по направлению: спортивно- техническое

г.Тюмень – 2010г
«Утверждаю»

Директор ГАУ ДОД ТО

ОДЮЦ «Аванпост»

А.Н.Перов

«___»___________2010 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Основы рукопашного боя»
по направлению: спортивно-техническое

Срок реализации программы: 2 года




СОДЕРЖАНИЕ



Номер

раздела

Наименование

разделов

Номера

страниц


1.

Титульный лист


4

2.

Пояснительная записка


5-7

3.

Учебно-тематический план


7-8

4.

Содержание изучаемого курса


9-16

5.

Методическое обеспечение программы





6.

Список литературы


17


Раздел I. Титульный лист



№ п/п

Наименование

Сведения об Участнике

1.

Наименование образовательного

учреждения



Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области «Областной детско-юношеский центр «Аванпост»


2.

Где, когда и кем утверждена образовательная программа

На педагогическом Совете ГАУ ДОД

ТО ОДЮЦ «Аванпост»

(Протокол № 7 от 17 сентября 2010 года)


3.

Название

образовательной программы



«Основы рукопашного боя»


4.

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа

12-17 лет

5.

Срок реализации

2 года


6.

Ф.И.О., составителя программы

Тыщенко В.В.- инструктор – методист ГАУ ДОД ТО ОДЮЦ «Аванпост»

Маликов М.М. - методист ГАУ ДОД ТО ОДЮЦ «Аванпост»




7.

Название города

г. Тюмень


8.

Год разработки дополнительной

образовательной программы




2010 год


Раздел II. Пояснительная записка

Современные подростки и молодежь - это актуализированное будущее, то есть не только будущее, но и настоящее. Определяющий и перспективный характер приобретают представления и установки «нормальных» подростков, потому что они составят в будущем основу государственного существования. Те нормы и ценности - а возможно, и иллюзии, - которые они усвоят сегодня, - это и есть будущее общества.

Следовательно, важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений, формирования и укрепления позитивных ценностей российского общества, таких как: здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, служение отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность, лидерские качества, становится целостная и последовательная деятельность по развитию прикладной физической подготовки детей – занятия основами рукопашного боя.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, отважные, инициативные молодые люди, готовые в случае необходимости защитить себя, встать на защиту слабого и на защиту своего Отечества.

На современном этапе развития российского общества существует немало проблем в воспитании подрастающего поколения. Основными проблемами являются: организация досуга; нравственное и физическое здоровье, военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи. У подростков зачастую накапливается значительное количество избыточной негативной энергии, которая, как правило, выплескивается в виде различных правонарушений, направленных против личности (детская: преступность, наркомания и др.). Занятия спортом ставят на первое место среди средств снятия избыточной энергии, и направления ее в безопасное и полезное русло, а также прививают им чувство любви к Родине, желание защищать Отечество, формируют здоровый образ жизни и дисциплинированность.

Одним из видов спорта, активно развивающий навыки военно-профессиональной деятельности является рукопашный бой.



Цель программы - развитие у детей ценностей здорового образа жизни, регулярных занятий спортом и спортивного совершенствования, достижение спортивных результатов.

Задачи:


  • обучение технике рукопашного боя;

  • развитие нравственных качеств личности.

  • формирование физических и нравственных качеств, направленных на воспитание здоровой личности

  • формирование спортивного резерва;

  • подготовка подрастающего поколения к военной службе

  • формирование любви к Родине, уважение к героическому прошлому, истории своего народа, к его культуре.



Общая характеристика программы.

Программа по рукопашному бою рассчитана на 2 года обучения - 432 часа на 1 группу.

Включает в себя этапы:

-Спортивно-оздоровительный этап

- Этап начальной подготовки

- Учебно-тренировочный этап


I этап: спортивно-оздоровительный

Основная цель этого этапа – обеспечение отбора, физической и координационной подготовки к простейшим упражнениям (обще развивающих и специальных упражнений).

Тренировочные занятия с юными спортсменами не ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата.

На протяжении спортивно – оздоровительного этапа подготовки начинающие юные спортсмены знакомятся с техникой нескольких видов: легкой атлетики, акробатики, спортивных игр и единоборств.

Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), укреплять здоровье, занятия проводятся не меньше полутора часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку.


Основные тренировочные средства.

- обще развивающие упражнения (с целью формирования общих двигательных навыков и умений);

- подвижные игры и игровые упражнения;

- элементы акробатики (кувырки, обороты, кульбиты и др.);

- прыжки и прыжковые упражнения;

- метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей);

- силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий).
В спортивно – оздоровительных группах большое внимание уделяется акробатике, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой – на обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий.

Обучение технике боя на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам:

- стойкам;

- передвижениям;

- ударам руками и ногами;

- приемам самостраховки при падениях;

- способам защиты;

- формам и способам захвата соперника;

- способам выведения из равновесия;

- ведущим элементам технических действий.

Методика контроля на этом этапе тренировки включает использование комплекса методов – педагогических, медико-биологических и пр.

На основе полученной информации вносятся соответствующие коррективы в тренировочный процесс.


II этап: начальной подготовки

С увеличением возраста и ростом уровня подготовленности юных спортсменов в общем тренировочном объеме тренировок постепенно уменьшается доля общей физической подготовки и возрастает доля специальной. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.

Этап начальной подготовки – является наиболее важным, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством. Уже на этапе начальной подготовки, наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, включаются в программу комплексы занятий специально – подготовленных упражнений. В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники выбранного вида спорта. Занятия проводятся полтора часа в неделю.

Обучение каждому техническому действию или комплексу действию проводится в течение 15-25 занятий (30-35 мин. в каждом).

На начальном этапе спортивных занятий на первый план выдвигается задача достижения разносторонней физической подготовленности и развития физических качеств.

Для достижения указанных целей применяются следующие формы обучения:

- теоретические занятия по физической, тактической и иным видам подготовки в форме лекций, бесед и просмотра учебных видеоматериалов;

- тренировки и практические занятия

- подготовка и участие в соревнованиях, а также в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта;

- учебно-тренировочные сборы;

- участие спортивно-массовых мероприятиях;

- воспитательные мероприятия.


III этап: учебно-тренировочный
Основные задачи:

- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

- развитие специальных физических качеств;

- овладение основами техники и ее совершенствование;

- освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

- приобретение и накопление соревновательного опыта.

На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает подготовительный и соревновательный периоды.

Для спортсменов с подготовкой менее 2-х лет главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.

При планировании годовых циклов для спортсменов с подготовкой свыше 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня общей физической и функциональной подготовленности и на этой основе повышения уровня специальной физической работоспособности.

В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортивных результатов, а также задачи выполнения контрольных нормативов.

Программа адресована подросткам, юношам и девушкам в возрасте 12-17 лет.

Условия набора: принимаются все желающие без специального отбора, без медицинских противопоказаний (требуется медицинская справка от лечащего врача, что он может заниматься данным видом спорта)

Группы формируются по годам обучения

Количественный состав групп -15-20 человек



Раздел III. Учебный план




Тема

Спортивно-оздоровительный этап

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

Всего

часов

1

год

1

год

2 год

2

год

1

Теоретические занятия

2

2

-

2

6


2

Общая физическая подготовка

32

8

10

-

50

3

Специальная физическая подготовка


8

24

40

-

72

4

Технико-тактическая подготовка:


-

20

30

64

114

5

Воспитательные мероприятия и психологическая подготовка

10

18

4

8

40

6

Зачетные требования

6

2

-

-

8


7

Контрольные соревнования

8

4

2

6

20

8

Восстановительные мероприятия

16

4

2

-

22

9

Учебно-тренировочные сборы

-

40

36

-

76





Всего:


82


122


124


80


408



Раздел III. Содержание изучаемого курса
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий и распространяется на весь период обучения. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий. Основным объемом теоретических знаний обучающиеся овладевают на учебно-тренировочном этапе.

Знакомство детей с особенностями спортивного единоборства приводится непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий, обращается внимание на то, что данный прием лучше всех выполнял такой-то известный спортсмен. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.



План теоретической подготовки.


п\п


Название темы

Краткое содержание темы

1

Физическая культура – средство развития и укрепления человека

Понятие о ФК и спорте. Формы ФК. ФК как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.

2

Личная и общественная гигиена

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений

3

Закаливание организма

Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем

4

Профилактика травматизма

Причины возникновения травм. Виды травм и первая медицинская помощь

5

Самоконтроль в процессе занятий спортом

Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание

6

Общая характеристика спортивной тренировки

Понятие о спортивной тренировке, ее цель, задача и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль режима и питания

7

Основные средства спортивной тренировки

Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки

8

Физическая подготовка

Понятие о физической подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, их развитие

9

Первая медицинская помощь

При переломах, вывихах, ушибах, кровотечениях.


2. Общефизическая подготовка.
Физическая подготовка является базой для достижения успехов в искусстве самообороны. Она характеризуется определенным уровнем развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости.

Силовая подготовка:


Упражнения с собственным весом

-отжимания в упоре лежа;

-поднимание ног из положения лежа на спине;

-сгибание туловища из положения лежа на спине;

-прогибы, накаты, забегания на «борцовском мосту»;

-подтягивания на перекладине;

-подъем силой, переворотом на перекладине;

-подъем ног на перекладине;


Прыжковые упражнения

-подскоки на одной ноге;

-прыжки на двух ногах;

-прыжки вверх на возвышение;

-многократные прыжки через препятствия;

-прыжки через препятствия;

-прыжки в длину;



Упражнения в метании и толкании снарядов( набивных мячей, ядер, тяжелых камней)

-метание снарядов одной, двумя руками сбоку, от груди;

Изометрические упражнения

-«толкание стены» кулаками;

-имитация мышечного напряжения фазы удара ногой, рукой;

-упор лежа на одной, двух руках;


Упражнения со штангой, гирями, гантелями

-жим, толчок и рывок двумя руками;

-наклоны туловища со штангой на плечах;

-приседания со штангой на плечах и на груди;

-сгибания, разгибания рук;

-становая тяга

Развитие быстроты.



  1. повторное, мак­симально быстрое выполнение тренируемых движений или упражне­ний по сигналу (звук брошенного предмета, магнитофонная запись и др.

  2. Упражнения в облегченных условиях: старты по команде (сигналу) под уклон до 15 градусов или с помощью резинового амортизатора, бег со старта на 10—15 м по 4—6 повторений в 2—3 сериях. Продолжительность упражнений для решения данной задачи не должна превышать 4—5 сек.

  3. отработка техники рукопашного боя в различных стандартных комбинациях ударных и за­щитных действий - быстрота реагирования на удары и передвижения соперника. Трениро­вочные требования постепенно усложняться путем: 1) увеличения скорости перемещения; 2) внезапности появления объекта; 3) сокращения дистанции реагирования.

  4. подвижные игры с малым мя­чом или специальные упражнения. Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием ее быстроты.

  5. упражнения на выполнение с максимальной скоростью и частотой движений;

  6. контроль за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности ре­лаксации мышц, в том числе и аутотренингом.

  7. поединки (спарринги)




Упражнения для

развития быстроты



-выполнения отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью;

-нанесение серий ударов в воздух или по специальным снарядам;

-выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу;

-выполнение максимального количества ударов руками в прыжке;

-«бой с тенью»;

-быстрый бег в парке или лесу с уклонами, блоками и уходами;

-бег со старта из различных положений;


Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого необходимо медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов.

Развитие выносливости.

  1. продолжительность упражнений до появления первых признаков выраженного утомления;

  2. возрастание интенсивности физической работы.

  3. выполнение кратковременных мощных спуртов, рывков, прыж­ков, серий ударов, т. е. в скоростно-силовых упражнениях максималь­ной мощности,

  4. кроссовый бег, ходьба на лыжах, плавание,

  5. спортивные игры.

Развитие гибкости.

  1. динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание( Наклоны, прогибы, шпагат продольный, поперечный, махи и т.д.)

Необходимо только всегда помнить, что растягиваться, как правило, можно лишь после хорошей размин­ки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений, а лишь чувство растягиваемых мышц и связок.

  1. Метод многократного растягивания - многократные по­вторения упражнений с постепенным увеличением размаха движе­ний. Спортсмены начинают упражнение с относительно небольшой амплитуды, увеличивая ее к 8-12-му повторению до максимума.

В основной час­ти занятия такие упражнения следует выполнять несколькими серия­ми, чередуя их с работой основной направленности. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то целесообразно упражнения на растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив их самостоятельным бло­ком.

Упражнения для развития ловкости:

  1. Кувырок прыжком, перекат через стоящего на четвереньках.

  2. Колесо, колесо с поворотом

  3. Перемет, перемет с кувырка, перемет назад.


3. Специальная физическая подготовка.
Под специальной физической подготовкой понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение задач как общих, так и специфических для соответствующих специальностей и профессий.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств.



Специальная силовая подготовка.

Практическая работа по силовой подготовке бойцов состоит из двух частей:



  1. специальные и специально-подготовительные упражнения.;

  2. силовые общеразвивающие упражнения.

Среди упражнений, развивающих силу мышц, можно выделить три основных вида:

  1. с внешним сопротивлением (с тяжестями, резиновыми аморти­заторами или жгутами, эспандерами и т. д.);

  2. с преодолением собственного веса (гимнастические упражнения,
    прыжки и т. д.);

3) изометрические (статические) упражнения.
Направленность упражнения на развитие той или иной силовой спо­собности определяется компонентами нагрузки и зависит от:

- вида и характера упражнения;

- величины отягощения или сопротивления;

- количества повторений упражнения или времени изометрическо­го напряжения мышц;

- скорости движений;

- темпа выполнения упражнения.

К числу упражнений для развития специальной силы в ударных дей­ствиях относят удары руками и ногами в воздух, тренировку на меш­ках, лапах и макиварах с утяжелителями (манжетами, гантелями, на­кладками и т. д.) или в водной среде. Величина отягощения не должна нарушать структуры движений, а сами упражнения выполняются с максимальной быстротой до тех пор, пока не начнет нарушаться струк­тура движений или заметно не упадет скорость их выполнения.

Для развития взрывной силы можно использовать метание и толка­ние набивных мячей, ядер, гирь и камней из различных положений с максимальным ускорением в финальной части, упражнения с топо­ром и молотками, рывки и толчки штанги, а также преодоление инерции собственного тела при ударах, защитах и при переходах от защит к ударам и наоборот.


4. Технико-тактическая подготовка.
1. Обучение различным составляющим арсенала техники самообороны:

  • борьбе стоя;

  • борьбе лежа;

  • технике ударов руками;

  • технике ударов ногами;

  • технике перехода от ударной фазы к бросковой и наоборот;

  • приемам рукопашного боя

рекомендуется проводить параллельно, в среднем поровну распределяя время на изучение программного материала по каждой из со­ставляющих в пределах недельного микроцикла.

2. В течение одного урока рекомендуется отводить часть времени на обучение ударной технике и часть времени па обучение технике борьбы. Например: технике ударов руками и борьбе лежа; технике ударов ногами и борьбе стоя.



  1. Изучение, повторение и совершенствование приемов техники первого тура рекомендуется проводить на каждом занятии в начале основной части урока.

  2. Работу со снарядами (мешками, грушами, манекенами) следует включать в урок после определенного закрепления навыков правильного нанесения ударов руками и ногами, выполнения бросков, поскольку в противном случае ошибки в технике получат прочное закрепление.

Тактические приемы в поединке.

Тактическое мастерство спортсмена слагается из умения:


  • правильно оценить противника;

Предварительная оценка противника включает ориентировочную оценку психофизиологических параметров (рост, масса, особенности телосложения, особенности темперамента), оценку психологическо­го настроя, и т. д. В процессе поединка противник показывает свой тактико-технический арсенал, способ ведения боя, умение контроли­ровать удары, концентрировать внимание и расслабляться и т. д. Все это позволяет сделать соответствующие тактико-технические выводы.

  • передвигаться и маневрировать на месте;

Умение передвигаться и манев­рировать на месте. Так, подвижность и быстрая работа ног являются важнейшим условием быстроты ударов, как ногами, так и руками. Спортсмен, постоянно находясь в движении за счет легкой работы ног, корпуса и рук (в любом сочетании), начинает удар значительно резче и неожиданнее для противника, чем из статической позиции; кроме того, такие движения позволяют переходить к финтованию.

  • менять ритм поединка;

Изменение темпа и ритма передвижений, чтобы, с одной стороны, дополнительно запутывать соперника, а с другой стороны — подготавливать свою атаку. Исходя из создавшейся ситуации, передвижение должно начинаться в нужный момент, из необходимой стойки и на столько, на сколько это требуется для достижения цели. В определении уровня «необходи­мого и достаточного» передвижения во многом и проявляется мастер­ство и искусство бойца.

  • выбирать соответствующие ситуациям дистанции;

Умение правильно оце­нить дистанцию. В атаке целесообразно использовать те конечности, которые наиболее реально позволяют произвести удар по уязвимым точкам соперника, постоянно выбирая дистанцию, с которой возмож­но нанесение того или иного поражающего удара.

В единоборствах, где применяются удары руками и ногами, разли­чают ближнюю дистанцию, когда спортсмен имеет возможность на­носить удары руками, среднюю дистанцию, из которой можно пора­зить противника ногами, и длинную дистанцию, когда для проведения удара необходимо сделать дополнительное сближение (подшаг, шаг, подскок, прыжок и др.).



  • поддерживать равновесие во всех фазах поединка;

При всей динамичности движений они всегда связаны с поддержа­нием относительно устойчивого положения тела, т. е. равновесия. Без устойчивой позы невозможно эффективно наносить удары, особенно ногами, а также выполнять повороты и вращения. В поединке надо уметь поддерживать равновесие в движении: моменты статики мимо­летны и позы изменяются по ходу движения. Равновесие — и свое и соперника — должно быть постоянно под контролем, и если вы заме­тили, что соперник потерял устойчивость, то немедленно атакуйте его.

  • своевременно концентрироваться и расслабляться;

В поединке вырабатывается привычка постоянно удерживать вни­мание на сопернике, чтобы мгновенно определять его уязвимые точки. Необходимо умение отвлекать внимание противника, т. е. использо­вать разнообразные обманные финты, маневры, ложные атаки и т. д. Так, реакцией на быстрое движение к глазам является мигание. Если вы видите, что при угрозе противник закрывает глаза, то спровоци­руйте это и используйте момент мигания для нанесения удара.

  • правильно распределять внимание;

  • быстро перемещаться в нужном направлении;

  • вести поединок с применением рациональных и разнообразных
    технических приемов;

  • применять различные финты и др.


Способы ведения спортивного поединка.

Тактика в целом может быть атакующей, контратакующей и оборони­тельной.

Основным средством достижения победы над противником являет­ся АТАКА. Момент начала атаки вы выбираете сами или начинаете ее исходя из положения и действий соперника (например, если он меня­ет стойку, делает шаг, возвращает после удара в исходное положение руку или ногу, теряет равновесие и т. д.). В тактическом плане в едино­борствах различают простую и сложную (комбинированную), а также первичную и повторную атаки.

Под простой понимается атака, состоящая из одного атакующего движения или действия в совокупности (при необходимости) с одним из видов передвижений (см. главу 1). Сложная атака состоит из двух и более атакующих движений или действий в совокупности (при необ­ходимости) с комбинацией передвижений.

Под атакующими движениями понимаются различные удары, а под атакующими действиями — броски, захваты, удушения (в данном по­собии не рассматриваются).

2). Простую атаку целесообразно проводить впереди расположенной рукой или ногой, т. е. ударными частями тела, способными наиболее быстро достичь цели, даже в ущерб силе.

При проведении сложной (комбинированной) атаки необходимо помнить следу­ющее:



  • применять ровно столько финтов, сколько нужно для атаки. Когда финтов слишком много, противник перестает обращать на них внимание;

комбинированная атака может повысить шансы на успех, если вы сможете выполнить ее легко и быстро, использовав финты для по­лучения позиционного преимущества и выигрыша во времени;

  • неподготовленная технически сложная комбинированная атака может обернуться против вас;

  • атака должна быть, по возможности, простой. Лучше усложнить предварительную работу (финты) и упростить атаку, чем наоборот;

  • многие комбинированные атаки не проходят потому, что атакую­щий слишком быстро проводит свои финты, и соперник просто не успевает воспринять их как возможные действия (для вас это обман­ные действия);

  • в комбинации акцентирование лучше делать не на все удары, а,как правило, на первый и (или) последний, это позволит сделать ком­бинацию «на одном дыхании», т. е. ускорить ее;

  • корпус, по сравнению с головой, более легкая цель, т. к. он имеет большую площадь, значительно менее подвижен, а живот труднее прикрыть;

  • там, где разрешаются удары по ногам, ноги являются, как прави­ло, наиболее уязвимой целью.

В атаке применяются различные варианты комбинаций.

  1. Руками (одной и той же рукой или со сменой рук).

  2. Ногами (одной и той же ногой или со сменой ног).

  3. Руками — ногами (или наоборот).

  4. Комбинирование любых из перечисленных вариантов или любых
    их сочетаний с различными видами передвижений.

  5. Комбинирование вышеперечисленных вариантов с финтами.

  6. Комбинирование всех пяти вариантов.

Первичная атака проводится с целью добиться победы, использо­вав полученное (на ваш взгляд) в данный момент времени преимуще­ство, вследствие:

  • лучшей позиции;

  • лучшей общей или частной технической подготовленности;

  • использования финтов;

  • большей быстроты и силы.

Повторная (возобновленная) атака проводится вслед за первичной (если первичная атака не полностью достигла поставленной цели), когда противник:

  • отступает без должной защиты;

  • медленно защищается или медлит с контратакой;

  • защитился от первой атаки, но при этом потерял равновесие или
    раскрылся;

  • загрузил сзади стоящую ногу и ограничил свою подвижность;

  • упал (если атака при этом разрешена правилами).

В то же время практически нет никаких ограничений на передвижения и тактические
4. Восстановительные средства и мероприятия.

Высокий объем и интенсивность тренировочного процесса, особенно в период подготовки к соревнованиям характерны для современного спорта. При любой мышечной деятельности развивается состояние, при котором работоспособность временно снижается - утомление. Снижение работоспособности является внешним и основным объективным признаком утомления. Это не патологическое, а нормальное для организма состояние, играющее значительную роль.

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют восстановительные средства и мероприятия:


  1. Педагогические средства восстановления (основные). К ним относят целесообразное построение тренировочного процесса, рациональное чередование нагрузок разной направленности и отдыха, оптимальное соотношение средств общей и специальной подготовки, объема и интенсивности упражнений, своевременное использование восстановительных циклов тренировки, упражнений на расслабление, дыхательных упражнений.

  2. Специальные упражнения для снятия напряжения мышц и их расслабления. Эти упражнения можно выполнять самостоятельно, с партнером или в группе. К ним относятся: встряхивания мышц рук и ног (стоя, лежа), повороты туловища с расслабленным поясом верхних конечностей, махи с небольшой амплитудой и скручивание туловища вправо-влево (в висе на перекладине).

  3. Специальные дыхательные упражнения - оказывают выраженное регулирующее влияние на организм человека. Выполнение дыхательных упражнений приводит к изменениям функционального состояния организма. Ритмичное спокойное дыхание с удлиненным выдохом оказывает на организм успокаивающее воздействие. Энергичные дыхательные упражнения с укороченным форсированным выдохом, наоборот, возбуждают и активизируют умственную активность.

  4. Психологические средства - психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, создание положительного эмоционального фона во время отдыха.

  5. Медико-биологические средства восстановления (могут быть назначены только врачом) -К ним относят воздействие физических и гидротерапевтических процедур, различные виды массажа, прием витаминов и других фармакологических препаратов, использование лечебных мазей, гелей, спортивных кремов и растирок, компрессов и многое другое.


5. Воспитательные мероприятия и психологическая подготовка.
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является вос­питание нравственных качеств: преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возмож­ности для воспитания всех этих качеств.

Формирование высокого чув­ства ответственности перед обществом, гражданской направленнос­ти и нравственных качеств личности юных спортсменов должно осу­ществляться одновременно с развитием их волевых качеств. Надо понимать психологическую подготовку как воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых для юных спортсменов свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений. При этом психологическая подготовка к продол­жительному тренировочному процессу осуществляется за счет непрерыв­ного развития мотивов спортивной деятельности и за счет благоприят­ных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям направлена на формирование свойств личности, позволяющих успеш­но выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс.

Центральной фигурой этого процесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитатель­ные функции лишь руководством поведения спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего вос­питания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых за­нятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревно­ваниях, четкое исполнение указаний тренера, дисциплинированное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание тренер.

Важно с самого нача­ла спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие и спо­собность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что ус­пех в современном спорте зависит от трудолюбия. В процессе заня­тий с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основной задачей которого является овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.



Раздел VI. Список литературы


        1. Адамчик Н.В., Дудинский Д.И. Настольная книга будущего командира. - Мн.: Харвест; 2001

        2. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1989

        3. Бурцев В.А. Рукопашный бой. - М., 1994

        4. Вельмякин В.Н. Боевое самбо и рукопашный бой спец. войск, - Рязань, 1993.

        5. Восточные единоборства. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ, 2002

        6. Государственная символика РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

        7. Жуков М.Н. Подвижные: Учеб. Для студ. Пед.вузов. - М.: Академия, 2004

        8. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Ударная техника рукопашного боя. -М.: «Культура и традиции»

        9. Иванов С.А. Методика обучения физической технике рукопашного боя: Автореф. Дис… канд.пед.наук. - М,.1995

        10. Курцев П. А. Медико–санитарная подготовка учащихся. М., «Просвещение», 1998.

        11. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровье-сберегающих технологий в образовательных учреждениях. - М: Радио и связь, 2003

        12. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Молодежь и физическая культура. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997.

        13. Лутовинов В.И. Концепция военно-патриотического воспитания // Внешкольник №10 1998.

        14. Настольная книга учителя физической культуры/ под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998

        15. Начальная военная подготовка. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001

        16. Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки// Учебное пособие для ПВ ФСБ РФ, 2003

        17. Пащук А.Ю. и др. Первая медицинская помощь, - М., «Медицина», 1986.

        18. Ретюнских А.Б. Русский стиль рукопашного боя: стиль Кадочникова, - Киев, «Пир», 1992.

        19. Рукопашный бой. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004

        20. Рукопашный бой. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2002 (Самоучитель)

        21. Соболева Н.А. Российская государственная: история и современность. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

        22. Теория и методика физического воспитания/ под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003

        23. Харлампиев А.А. Система самбо.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-528с.: ил.




Смотрите также:
Образовательная программА дополнительного образования детей «Основы рукопашного боя» по направлению: спортивно- техническое
297.76kb.
1 стр.
Образовательная программа «Авиамоделирование»
192.89kb.
1 стр.
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" Для детей
125.51kb.
1 стр.
Образовательная программа Основы фитнес-аэробики для детей 7-13 лет
278.69kb.
1 стр.
Образовательная программа по шахматам (модифицированная программа) возраст детей: 6 18 лет
744.58kb.
2 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей
195.22kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей спортивно-оздоровительногонаправления «Здоровым быть здорово»
164.22kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краевед-исследователь» направление «Исследовательское краеведение»
175.83kb.
1 стр.
История рукопашного боя развитие рукопашного боя до нашей эры
220.37kb.
1 стр.
Спортивно-патриотическое объединение «Добрыня» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
23.8kb.
1 стр.
Программа дополнительного образования детей спортивно-технической направленности: Юный аквалангист
102.85kb.
1 стр.
«Крепость столетий» ( образовательная программа дополнительного образования детей) Куликова Елена Викторовна педагог дополнительного образования
125.69kb.
1 стр.