Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский Государственный Аграрный Университет – МСХА
имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)



Экономический факультет

Кафедра экономической кибернетики

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

проф. В.Д. Наумов__________

“____”______________200_ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МОДЕЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Направление 080500 – Менеджмент

Специальность 080502 – экономика и управление на предприятии АПК

Специализация: оценка собственности

Курс: V

Семестр: IX


Москва 2009


Рабочая программа учебной дисциплины «Моделирование социально-экономических процессов» / сост. Г.Н. Светлова, Н.М. Светлов. М.: ЦОП ФГОУ РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2009.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока ДС.06.07 студентам очной формы обучения специальности 080502 – экономика и управление на предприятии АПК (специализация «управление внешнеэкономической деятельностью») в IX семестре.



Рецензент: к.э.н., профессор




Г.В. Гаврилов

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080502 – экономика и управление на предприятии (по отраслям), утверждённого 17 марта 2000 г. Министерством образования Российской Федерации.


Составители: к.э.н., доцент Г.Н. Светлова,


д.э.н., доцент Н.М. Светлов

27 января 2009 г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической кибернетики 28 января 2009 г., протокол № __

Зав. кафедрой Ю.И. Копёнкин

(подпись) (ФИО)




Согласовано:

Председатель методической комиссии


по экономическим специальностям Ф.К. Шакиров
«__» ________ 2009 г.

Декан экономического факультета А.И. Филатов


«__» ________ 2009 г.

Заведующий выпускающей кафедрой – кафедрой экономики сельского хозяйства Н.Я. Коваленко


«__» ________ 2009 г.





СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1

Внешние требования

5

1.1

Требования основной образовательной программы к уровню освоения содержания дисциплины «Моделирование социально-экономических процессов»

7

2

Цели, задачи и особенности дисциплины

9

3

Организационно-методические данные дисциплины

11

3.1

Распределение учебных часов дисциплины по видам работ по семестрам

11

3.2

Примерный тематический план учебной дисциплины

11

3.3

Содержание разделов дисциплины

13

3.4

Лабораторно-практические занятия

16

3.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

17

3.5.1

Вопросы для самостоятельного изучения

17

3.5.2

Задания для самостоятельного выполнения

17

4

Рекомендуемая литература

18

5

Материально-техническое обеспечение дисциплины

20



1. ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 Требования основной образовательной программы к уровню освоения содержания дисциплины


Реализация в дисциплине «Моделирование социально-экономи­ческих процессов» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО по специальности 080502 – экономика и управление на предприятии АПК, решений научно-методического совета факультета и университета, отечественного и зарубежного опыта учитывает следующее:

  1. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

  • предприятия АПК различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения;

  • объекты инфраструктуры предприятия;

  • проектные организации АПК;

  • научно-исследовательские учреждения;

  • образовательные учреждения;

  • органы государственного управления и местного самоуправления.

  1. Выпускники специальности должны быть подготовлены к следующим видам профессиональной деятельности:

  • организационно-управленческая;

  • планово-экономическая;

  • проектно-экономическая;

  • финансово-экономическая;

  • аналитическая;

  • внешнеэкономическая;

  • предпринимательская;

  • научно-исследовательская;

  • образовательная.

  1. Выпускник специальности «Экономика и управление на предприятии» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач по видам профессиональной деятельности:

организационно-управленческая

  • организовывать производственные процессы на предприятии АПК;

  • разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях; должностные инструкции;

  • проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

  • рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

  • разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат

планово-экономическая

  • разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;

  • разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);

  • составлять калькуляции себестоимости продукции;

  • определять доходы и расходы предприятия;

  • разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

  • рассчитывать сметы комплексных расходов;

  • осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия

проектно-экономическая

  • проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

  • осуществлять выбор объектов инвестиций в сельскохозяйственное производство

финансово-экономическая

  • разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;

  • формировать планы инвестиций;

  • анализировать финансовое состояние предприятия и выполнять диагностику его платёжеспособности;

  • контролировать управление оборотными средствами;

  • обосновывать потребность и выбор источников финансирования;

  • обоснованно выбирать объекты финансовых инвестиций

аналитическая

  • выполнять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм;

  • проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;

  • определять тенденции развития предприятия;

  • проводить анализ бюджетов (сметы)

внешнеэкономическая

  • планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;

  • оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;

  • определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности

предпринимательская

  • создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;

  • разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

  • определять конкурентоспособность предприятия;

  • рассчитывать налоговые платежи предприятия

научно-исследовательская деятельность

  • проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ организации производства и труда; применять методологию научного поиска к решению проблем совершенствования методов планирования и управления сельскохозяйственными предприятиями, отраслями и аграрно-промышленным комплексом.

образовательная

  • распространять накопленные знания и передовой опыт, используя основные методические приемы чтения лекций и проведения практических занятий;

  • применять активные методы обучения.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели дисциплины состоят в овладении студентами начальными теоретическими представлениями о математическом моделировании социально-экономических процессов в сельском хозяйстве в приложении к проблемам оценки активов, имущественного комплекса, бизнеса, объектов инвестиционной деятельности; в приобретении навыков экономической интерпретации экономико-математических моделей, их использования для подготовки и принятия научно обоснованных управленческих решений, содействующих росту конкурентоспособности и эффективности агробизнеса.

Задачи дисциплины

Студент должен иметь представление:



  • о наиболее существенных связях, присущих сельскохозяйственным производственным системам, требующих отражения в модели при заданной цели моделирования;

  • об использовании объективно обусловленных оценок для решения задач оценки активов, имущественного комплекса, бизнеса, объектов инвестиционной деятельности;

  • о методике проверки адекватности модели с использованием объективно обусловленных оценок.

Студент должен знать:

  • терминологию математического моделирования;

  • методику формулирования, решения, анализа и интерпретации результатов математических моделей важнейших социально-экономических процессов в сельском хозяйстве;

  • приёмы модельного отображения связей, присущих реальным сельскохозяйственным производственным системам.

Студент должен иметь навыки:

  • самостоятельного составления, решения, анализа и интерпретации экономико-математических моделей сельскохозяйственных производственных систем;

  • обоснования адекватности модели и самостоятельного выявления ошибок в модели;

  • понимания математических описаний моделей и самостоятельного составления их по имеющимся образцам;

  • использования программного обеспечения персональных ЭВМ для решения экономико-математических моделей, изучение которых предусмотрено программой курса.

Курс рассчитан на 30 часов лекций, 30 часов лабораторно-практических занятий и 65 часов самостоятельной работы.

Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью контроля результатов выполнения практических заданий и контрольных работ.



Итоговый контроль предусмотрен в IX семестре в форме экзамена. Итоговая оценка знаний студента складывается из оценки выполнения лабораторного практикума и контрольной работы по курсу (50%) и оценки, полученной по результатам устного экзамена (50%). При этом при неудовлетворительной итоговой оценке выполнения лабораторного практикума и контрольной работы студент не допускается к экзамену до её исправления, а при неудовлетворительной оценке за экзамен получает неудовлетворительную итоговую оценку.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Распределение учебных часов дисциплины по видам работ по семестрам


Таблица 1



Виды работы

Распределение учебных часов

IX семестр

Всего

1

Общее количество часов по учебному плану

125

125

2

Аудиторная работа

60

60




Лекции (Л)

30

30




Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)

30

30

3

Самостоятельная работа

65

65




Самоподготовка (СП)

25

25




Самостоятельная работа (СР)

40

40




Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

экзамен


3.2. Примерный тематический план учебной дисциплины


Таблица 2

Наименование разделов и тем дисциплины (укрупнённо)

Всего кол-во часов на раздел

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа
СР

Л

ЛПЗ

1

2

3

4

5

1. Математическое моделирование в системе методов научного исследования

7

4

4*

8

2. Представление экономических систем в форме задач линейного программирования

10

4

4

8

3. Анализ оптимального плана

11

4

4

8

4. Линейная модель использования кормовых ресурсов

15

4

4

8

5. Отражение рисков в экономико-математических моделях

10

4

6

10

6. Линейная модель годовой производственной программы сельскохозяйственного предприятия

24

6

8*

12

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

7. Линейная модель планирования производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на долгосрочную перспективу

6

2



6

8. Целочисленная линейная модель оптимизации машинно-тракторного парка

10

2



5

Итого по дисциплине

125

30

30

65

*) Включая время на проведение контрольных работ

3.3. Содержание разделов дисциплины

1. Математическое моделирование в системе методов научного исследования


  1. Принцип гомоморфизма (подобия) — научная основа метода моделирования.

  2. Основания для применения метода моделирования, границы его возможностей.

  3. Моделирование и теория систем. Место моделирования в системе теоретико-системных методов исследования: системный анализ — моделирование — синтез систем с заданными свойствами.

  4. Формы представления систем. Кибернетическая система. Алгоритмические и целенаправленные системы. Оптимальные и неоптимальные системы. Конкурентные системы.

  5. Формализмы для представления знаний о структуре экономических систем. Математическое программирование — линейное, нелинейное, целочисленное. Векторное программирование. Динамическое программирование (CPM). Исчисление предикатов. Таблицы условных вероятностей. Нейронные сети.

  6. Классификация экономико-математических моделей.

  7. Задачи, решаемые при посредстве математического моделирования экономических систем — объяснение экономических процессов, планирование, прогнозирование, анализ резервов, оценивание ненаблюдаемых параметров.

2. Представление экономических систем в форме задач линейного программирования


  1. Целенаправленность экономических систем — основание для выбора формализма. Понятие оптимизационной модели.

  2. Представление технологических возможностей. Материальные балансы и их отображение в форме системы неравенств.

  3. Проблема выбора целевой функции. Теорема взаимности в математическом программировании.

  4. Программное обеспечение формализма линейного программирования.

3. Анализ оптимального плана


    1. Эффективные и неэффективные ограничения в оптимальном плане. Выявление и измерение экономических резервов. Оценка адекватности модели по эффективности ограничений.

2. Понятие объективно обусловленной оценки. Экономический смысл. Простейшие приёмы анализа двойственных оценок. Оценка адекватности модели по двойственным оценкам.

3. Последняя симплексная таблица. Анализ устойчивости оптимального плана.

4. Техника отладки оптимизационных моделей. Поиск причин несовместности и неограниченности.

4. Линейная модель использования кормовых ресурсов


1. Цель моделирования. Постановка задачи оптимизации использования кормовых ресурсов. Обоснование системы переменных, системы ограничений и целевой функции (максимум продуктивности).

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и расчёт параметров модели.

4. Анализ оптимального плана использования кормов. Оптимальная продуктивность животных. Эффективность кормов с точки зрения выбранного критерия. Структура рационов и выполнение зоотехнических требований к ним. Оценка кормовых ресурсов, возможностей их приобретения и сбыта.

5. Недостатки модели: ограниченный ассортимент кормов, отсутствие учёта условий их хранения. Направления совершенствования модели.

5. Отражение рисков в экономико-математических моделях


1. Виды рисков в агропромышленном производстве. Погодные, технологические, маркетинговые, логистические риски.

2. Неопределённость параметров модели. Приёмы и методы оценивания случайных параметров. Точечные оценки. Выборочный метод. Эконометрическое моделирование. Интервальные оценки и их использование в математических моделях.

3. Методы отражения рисков в экономико-математических моделях. Метод сценариев. Параметрическое программирование. Метод Монте-Карло. Ограничения пессимистического сценария. Ограничение вариации. Учёт склонности к риску.

4. Моделирование двухэтапного процесса принятия решения.


6. Линейная модель годовой производственной программы сельскохозяйственного предприятия


1. Цель моделирования. Постановка задачи оптимизации производственной структуры. Основные группы переменных. Ограничения по балансам ресурсов (труд, земельные, элементы основных средств, удобрения) и продукции в средних условиях и в неблагоприятный период. Финансовые ограничения. Ограничения по сложившимся севооборотам и структуре стада. Целевая функция модели — максимум коммерческой прибыли после налогообложения.

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и расчёт параметров модели.

4. Анализ оптимального плана. Основные экономические результаты в целом и по видам деятельности. Себестоимость и рентабельность основных видов продукции. Себестоимость кормов в целом и в расчёте на питательные вещества. Балансы ресурсов и продукции. Финансовый баланс, план кредитования и возврата краткосрочного кредита. Предельная эффективность ресурсов и продукции. Взаимодействие с рынком. Использование объективно обусловленных оценок в качестве основы для экспертной оценки стоимости активов.

5. Недостатки модели: игнорирование несельскохозяйственной деятельности и внереализационных хозяйственных результатов, синергических эффектов, абстрагирование от многих существенных материальных и финансовых балансов, субоптимальность технологических процессов. Возможности совершенствования модели.

7. Линейная модель планирования производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на долгосрочную перспективу


1. Основные отличия моделей краткосрочного и стратегического планирования производственной структуры. Баланс капитальных вложений. Долгосрочный кредит. Критерий оптимальности — максимум чистой текущей стоимости потока денежных средств.

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и особенности расчёта параметров модели.

4. Анализ оптимального плана. План обслуживания долгосрочного кредита. Использование объективно обусловленных оценок в качестве основы для экспертной оценки стоимости реальных и финансовых активов, объектов инвестиционной деятельности и бизнеса в целом.

5. Недостатки модели и возможные направления её развития.

8. Целочисленная линейная модель оптимизации машинно-тракторного парка


1. Цель моделирования. Постановка задачи. Система переменных и ограничений. Критерий оптимальности: минимум капитальных вложений.

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и расчёт параметров модели.

4. Анализ оптимального плана. Сетевой план использования техники. Использование результатов моделирования для объективной оценки машин и оборудования.



5. Недостатки модели: неустойчивость решения к изменениям плана использования машинно-тракторного парка в связи с погодными условиями и неисправностями. Направления совершенствования модели.

3.4. Лабораторно-практические занятия


Таблица 3




раздела

Лабораторно-практические занятия

1

2

3

1.

2

Программное обеспечение задач математического программирования

2.

3

Экономический анализ оптимального плана

3.

4

Линейная модель использования заготовленных кормов

4.

5

Линейная модель годовой производственной программы сельскохозяйственного предприятия: математическое представление рисков

5.

6

Линейная модель годовой производственной программы сельскохозяйственного предприятия: использование результатов в экспертной оценке стоимости активов

3.5. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

3.5.1. Вопросы для самостоятельного изучения


Форма контроля изученности вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, — контрольная работа.

Раздел 1. Математическое моделирование в системе методов научного исследования


Формы представления систем. Кибернетическая система. Алгоритмические и целенаправленные системы. Оптимальные и неоптимальные системы. Конкурентные системы.

Раздел 4. Линейная модель использования кормовых ресурсов


Направления совершенствования модели.

Раздел 5. Отражение рисков в экономико-математических моделях


Приёмы и методы оценивания случайных параметров. Точечные оценки. Выборочный метод. Эконометрическое моделирование. Интервальные оценки и их использование в математических моделях. Отражение рисков в экономико-математических моделях при посредстве метода Монте-Карло. Учёт склонности хозяйствующих субъектов к риску.

Раздел 6. Линейная модель годовой производственной программы сельскохозяйственного предприятия


Анализ оптимального плана: основные экономические результаты в целом и по видам деятельности, балансы ресурсов и продукции, предельная эффективность ресурсов и продукции. Пути совершенствования модели.

Раздел 7. Линейная модель планирования производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на долгосрочную перспективу


Недостатки модели и возможные направления её развития.

Раздел 8. Целочисленная линейная модель оптимизации машинно-тракторного парка


Недостатки модели: неустойчивость решения к изменениям плана использования машинно-тракторного парка в связи с погодными условиями и неисправностями. Направления совершенствования модели.

3.5.2. Задания для самостоятельного выполнения


Форма контроля выполнения заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения, — защита отчётов по соответствующим лабораторным работам [3].

Раздел 2. Представление экономических систем в форме задач линейного программирования


Решение вариантов учебной задачи линейного программирования согласно индивидуальному варианту задания ([3], лабораторная работа №1).

Раздел 3. Анализ оптимального плана


Анализ устойчивости оптимального плана согласно индивидуальному варианту задания ([3], лабораторная работа №2).

Раздел 4. Линейная модель использования кормовых ресурсов


Отладка, решение модели и анализ оптимального плана согласно индивидуальному варианту задания ([3], лабораторная работа №4).

Раздел 5. Отражение рисков в экономико-математических моделях


Расчёт количественных характеристик факторов неопределённости применительно к учебной ситуации согласно индивидуальному варианту задания ([3], лабораторная работа №5).

Раздел 6. Линейная модель годовой производственной программы сельскохозяйственного предприятия


Составление ограничений для неблагоприятного исхода случайных условий. Отладка и решение модели согласно индивидуальному варианту задания ([3], лабораторная работа №5).

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


а) Основная литература

  1. Моделирование экономических процессов: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / Под ред. М.В. Грачёвой, Л.Н. Фадеевой, Ю.Н. Черемных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  2. Светлов Н.М. Альбом наглядных пособий по экономико-математичес­кому моделированию. М.: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Ти­ми­рязева, 2009.

  3. Светлов Н.М. Задания и методические указания к лабораторным работам по курсу «Экономико-математическое моделирование» / Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. М., 2009.

б) Дополнительная литература

  1. Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001.

  2. Воркуев Б.Л. Анализ решений экономико-математических моделей. М.: Изд-во МГУ, 1987.

  3. Гаврилов Г.В. Моделирование структуры кормопроизводства сельскохозяйственного предприятия: Методические указания и индивидуальные задания. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  4. Гаврилов Г.В. Моделирование производственно-отраслевой структуры сельскохозяйственного предприятия: Методические указания и индивидуальные задания.. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  5. Гатаулин А.М., Светлов Н.М. Стоимость, равновесие и издержки в сельском хозяйстве. М.: ЦОП ФГОУ РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, 2005.

  6. Канторович Л.В. Экономический расчёт наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

  7. Копёнкин Ю.И. Стохастические модели в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2002.

  8. Малыхин В.И. Математика в экономике: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999.

  9. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В. и др. М.: Агропромиздат, 1990.

  10. Моделирование экономических процессов / М.П. Власов, П.Д. Шимко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 409 с.

  11. Немчинов В.С. Математические методы в экономике и планировании // Академик В.С. Немчинов: Избранные произведения. М.: Наука, 1967.

  12. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Экономика, 1967.

  13. Риск-менеджмент инвестиционного проекта / Под ред. М.В. Грачёвой, А.Б. Секерина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  14. Hardaker J.B., Huirne R., Andersen P. Coping with risk in agriculture. 2nd edition. 2004.

  15. Hazell, P. & R. Norton (1986) Mathematical programming for economic analysis in agriculture. Macmillan publishing company, New York.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Программное обеспечение:

  • NetOp School;

  • Microsoft Office 2000 или выше;

  • Sunset software XA for Excel v.11 или выше.

Класс персональных ЭВМ, позволяющих по своим характеристикам эксплуатировать вышеназванное программное обеспечение, с установленной на них соответствующей операционной системой. Локальная вычислительная сеть.

Лекции необходимо проводить в аудитории, оборудованной проекционной аппаратурой для демонстрации компьютерных презентаций.


Программу разработали: доцент кафедры экономической кибернетики, к.э.н. Г.Н. Светлова, профессор кафедры экономической кибернетики, д.э.н. Н.М. Светлов

УТВЕРЖДАЮ

Декан экономического факультета


доцент __________А.И. Филатов

__ ________ 2009 г.


Календарно-тематический план лекций
по курсу «Моделирование социально-экономических процессов»
для студентов V курса специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК» (специализация «Оценка собственности»)
на
I семестр 2009/10 учебного года


№ п/п

Тема


Кол-во часов

Рекомендуемая литература



Математическое моделирование в системе методов научного исследования

4

[9, 5, 10, 14]



Представление экономических систем в форме задач линейного программирования

4

[6, 1, 8, 10, 14]



Анализ оптимального плана

4

[9, 1, 2, 12, 14]



Линейная модель использования кормовых ресурсов

4

[9, 14]



Отражение рисков в экономико-математических моделях

4

[7, 13, 14, 15]



Линейная модель годовой производственной программы сельскохозяйственного предприятия

6

[3, 4, 7, 9, 14]



Линейная модель стратегического планирования производственной структуры сельскохозяйственного предприятия

2

[9, 14]



Целочисленная линейная модель оптимизации машинно-тракторного парка

2

[9, 14]




Итого

30




Библиографический список

  1. Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001.

  2. Воркуев Б.Л. Анализ решений экономико-математических моделей. М.: Изд-во МГУ, 1987.

  3. Гаврилов Г.В. Моделирование структуры кормопроизводства сельскохозяйственного предприятия: Методические указания и индивидуальные задания. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  4. Гаврилов Г.В. Моделирование производственно-отраслевой структуры сельскохозяйственного предприятия: Методические указания и индивидуальные задания.. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  5. Гатаулин А.М., Светлов Н.М. Стоимость, равновесие и издержки в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  6. Канторович Л.В. Экономический расчёт наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

  7. Копёнкин Ю.И. Стохастические модели в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2002.

  8. Малыхин В.И. Математика в экономике: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999.

  9. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В. и др. М.: Агропромиздат, 1990.

  10. Моделирование экономических процессов: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / Под ред. М.В. Грачёвой, Л.Н. Фадеевой, Ю.Н. Черемных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 351 с.

  11. Немчинов В.С. Математические методы в экономике и планировании // Академик В.С. Немчинов: Избранные произведения. М.: Наука, 1967.

  12. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Экономика, 1967.

  13. Риск-менеджмент инвестиционного проекта / Под ред. М.В. Грачёвой, А.Б. Секерина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  14. Светлов Н.М. Альбом наглядных пособий по экономико-математичес­кому моделированию. М.: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Ти­ми­рязева, 2009.

  15. Hardaker J.B., Huirne R., Andersen P. Coping with risk in agriculture. 2nd edition. 2004.

Профессор Н.М. Светлов


Зав. кафедрой экономической кибернетики к.э.н., профессор Ю.И. Копёнкин

УТВЕРЖДАЮ

Декан экономического факультета


доцент __________А.И. Филатов

__ ________ 2009 г.



Календарно-тематический план
лабораторно-практических занятий
по курсу «Моделирование социально-экономических процессов»
для студентов V курса специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК» (специализация «Управление внешнеэкономической деятельностью»)


№ п/п

Тема


Кол-во часов

Рекомендуемая литература



Математическое моделирование в системе методов научного исследования

4

[9, 10]



Представление экономических систем в форме задач линейного программирования

4

[6, 5, 1, 8, 10, 12]



Анализ оптимального плана

4

[9, 1, 2, 11, 12]



Линейная модель использования кормовых ресурсов

4

[9, 12]



Отражение рисков в экономико-математических моделях

6

[6, 9]



Линейная модель оптимизации производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на краткосрочную перспективу

8

[9, 7, 3, 4, 12]




Итого

30




Библиографический список

  1. Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001.

  2. Воркуев Б.Л. Анализ решений экономико-математических моделей. М.: Изд-во МГУ, 1987.

  3. Гаврилов Г.В. Моделирование структуры кормопроизводства сельскохозяйственного предприятия: Методические указания и индивидуальные задания. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  4. Гаврилов Г.В. Моделирование производственно-отраслевой структуры сельскохозяйственного предприятия: Методические указания и индивидуальные задания.. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  5. Гатаулин А.М., Светлов Н.М. Стоимость, равновесие и издержки в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2005.

  6. Канторович Л.В. Экономический расчёт наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

  7. Копёнкин Ю.И. Стохастические модели в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2002.

  8. Малыхин В.И. Математика в экономике: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999.

  9. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В. и др. М.: Агропромиздат, 1990.

  10. Моделирование экономических процессов: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / Под ред. М.В. Грачёвой, Л.Н. Фадеевой, Ю.Н. Черемных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 351 с.

  11. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Экономика, 1967.

  12. Светлов Н.М. Задания и методические указания к лабораторным работам по курсу «Экономико-математическое моделирование» / Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. М., 2009.

Профессор Н.М. Светлов


Зав. кафедрой экономической кибернетики к.э.н., профессор Ю.И. Копёнкин




Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Моделирование бизнес-процессов По направлению подготовки
176.11kb.
1 стр.
Программа дисциплины Моделирование процессов и систем  для направления 080500. 62 «Бизнес информатика» подготовки бакалавра
91.46kb.
1 стр.
Объём дисциплины «Иностранный язык» и виды учебной работы Очная форма обучения
230.98kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.
Программа дисциплины Моделирование бизнес-процессов (в логистике) направления 080200. 62 «Менеджмент»
85.49kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа Для направления 080500. 62 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент»
590.29kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору «Риск-менеджмент инвестиционного проектов»
9.74kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Управление разработкой и внедрением нового продукта Направление подготовки 080200 «менеджмент»
1364.01kb.
8 стр.
Учебной дисциплины
599.16kb.
4 стр.
Исследование экономических и социально-политических процессов
2791.51kb.
30 стр.