Главная
страница 1


программы

вспомогательных (прикладных) дисциплин

Современные технические средства журналиста

Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004
Утверждено
кафедрой теории и практики
периодической печати

С о с т а в и т е л и:

«Фотодело» – В.Е. Стяжкин

«Компьютерные текстовые редакторы» – канд. физ.-мат. наук Н.А. Борисов

«Современные аудио- и видеосредства в практической работе журналиста» – канд. филол. наук В.Н. Солнцев
Программы вспомогательных (прикладных) дисциплин «Современные технические средства журналиста». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 17 с.

Подготовлены на факультете журналистики.



Программы соответствуют требованиям

Государственного образовательного стандарта

© Стяжкин В.Е., 2004

© Борисов Н.А., 2004

© Солнцев В.Н., 2004


Фотодело




Цели и задачи курса


Программа общепрофессиональной дисциплины «Фотодело» предусматривает изучение студентами факультета журналистики технических средств и процессов современной фотографии, являющейся одним из важнейших источников визуальной информации. Роль фотографии в материальной и духовной культуре общества значительна и многообразна практически во всех сферах человеческой деятельности. Но особенно широко фотография применяется в периодической печати и в рекламе, став мощным фактором воздействия на общественное сознание. Поэтому знание фотографии позволяет будущему журналисту не только расширить свой культурный кругозор, но и использовать это знание в профессиональной работе независимо от выбранной специализации.

Фотографический способ получения изображения отличается от других своей доступностью, широким распространением и – как следствие – большим влиянием на эстетическое развитие людей. Однако сравнительная простота получения снимков, обеспечиваемая за счет ультрасовременной аппаратуры и услуг специалистов фотосервиса, порождает обманчивое представление о «простоте» достижения высокохудожественных результатов без освоения каких-либо особых фотографических знаний. В обыденном понимании научиться фотографировать сегодня проще, чем научиться писать. Между тем, подобно тому, как литературная словесность начинается с букваря, так и искусство фотографии берет свое начало с освоения элементарных технических азов. Чтобы делать действительно хорошие снимки, добиваясь максимальной выразительности осознанно и целеустремленно, а отнюдь не случайно, необходимо знать основные принципы действия фотографической оптики и аппаратуры, творческие возможности различных типов объективов, достоинства и недостатки разных видов фотокамер, а также особые свойства фотоматериалов или иных носителей оптической информации и специфику их обработки. Дать студентам представление обо всех этапах и особенностях фотографического процесса и является целью преподавания дисциплины.



Главная цель изучаемой дисциплины – дать будущим журналистам достаточно полное представление о технических возможностях современной фотографии как неотъемлемом компоненте визуальной информации, воссоздающей наглядный, документально точный и выразительный образ отражаемой действительности. В результате изучения дисциплины студент должен знать принципиальную схему современных процессов получения фотоснимка и изобразительный потенциал черно-белой и цветной аналоговой и цифровой фотографии, понимать физико-химическую природу фотографических процессов, принципы действия и функции основных узлов и механизмов аналоговой и цифровой фотокамеры, быть знакомыми с техническими и творческими возможностями репортажной фотографии. В этих целях предусматривается цикл практических занятий, включающих учебную фотосъемку аналоговой фотокамерой, лабораторную обработку черно-белой негативной фотопленки и изготовление фотоотпечатков, а также фотосъемка цифровой камерой с переносом изображения на бумажный носитель с использованием принтера. Возможны просмотры учебных видеофильмов и посещение отдела иллюстрации редакции газеты или журнала. В результате освоения дисциплины студенты получают первоначальные представления о современных технических средствах фотожурналистики.

В последующем студентам старших курсов может быть предложена возможность в рамках факультатива продолжить занятия по основам фотографического мастерства в целях освоения закономерностей естественного и искусственного освещения, композиционного построения кадра и изобразительно-выразительного решения сюжета фотоснимка, а в рамках спецкурса «Основы фотожурналистики» изучить особенности и приемы использования фотографии в периодической печати, на телевидении и в документальном кино, а также в рекламном деле, паблик рилейшнз и интернет-изданиях. В этом варианте отработка студентами практических навыков должна быть тесно увязана с иллюстрированием многотиражной газеты института и организацией студенческой фотовыставки.


П Р О Г Р А М М А

Раздел I. Фотография в системе массовой коммуникации

Тема 1. Социокультурные функции фотографии


Фотография как феномен визуальной культуры и как особый способ получения и распространения информации, основанной на светописи. Универсальный, не требующий перевода интернациональный язык фотографии. Фотография как искусство остановленного мгновения и как документ истории. Научная, медицинская, криминалистическая, прикладная, любительская, хроникально-документальная и художественная фотография. Фотография и Интернет. Место и назначение фотографии в периодической печати, на телевидении и в кино. Информационная и публицистическая фотография. Фотография в рекламном деле и паблик рилейшнз.

Технические средства фотографии как базовый инструментарий, необходимый для творческого воспроизведения зримых предметов, событий и явлений действительности. Курс «Фотодело» как учебная дисциплина, изучающая физические и химические основы фотографии, конструктивные особенности и функциональное назначение современной фотоаппаратуры и фотоаксессуаров, свойства и разновидности современных светочувствительных материалов, практику фотосъемки аналоговой и цифровой фоткамерой, лабораторной обработки негативных материалов и изготовления фотоотпечатков.

Умение фотографировать, а также оценивать и подготавливать снимки к публикации в СМИ как одно из дополнительных условий успешной деятельности современного журналиста независимо от его специализации.



Тема 2. Основные этапы становления и развития фотографии


Краткий обзор истории изобретения и развития фотографии. Истоки и обстоятельства зарождения фотографии. Вклад Ньепса, Дагера, Тальбота, Арчера и Мэддокса в изобретение и совершенствование способов получения светописного изображения: гелиографии, дагеротипии, каллотипии, на мокроколлодионных и сухих броможелатиновых пластинах. Заслуга Фогеля в спектральном очувствлении (сенсибилизации) негативных материалов и Петцваля в математическом расчете оптимальной конструкции объектива. Изобретение и промышленное внедрение процесса изготовления гибких фотопленок на основе нитрата целлюлозы (Гудвин, Истмен). Вклад русских ученых и изобретателей в становление фотографии. Этапные вехи в развитии съемочной аппаратуры от камеры-обскуры до современных портативных многопрограммных фотоаппаратов. Совершенствование фотоматериалов и осветительных приборов.

Основные направления развития фотографической техники на рубеже конца ХХ – начала ХХI вв. Типы конструкций современных фотоаппаратов. Любительские и профессиональные камеры. Некоторые достоинства и существенные недостатки компактных любительских фотоаппаратов типа «навел-и-снял» (так называемых «мыльниц»). Ближайшие и отдаленные перспективы развития фотографии.



Тема 3. Общие понятия, основные принципы и классификация фотографии


Принципы, особенности, преимущества и разнообразие фотографических методов запечатлевания оптической информации.

Монохромная (черно-белая и тонированная) и полихромная (цветная, многоцветная) фотография. Многоступенная, негативно-позитивная и обращаемая фотогроафия; одноступенная, прямая диффузная фотография. Галогенидосеребряная (традиционная, обычная) и бессеребряная (везикулярная, термо- и электрофотография). Электронная фотография с фиксацией сигнала на магнитные носители. Цифровая фотография. Плоскостная и стереоскопическая фотография. Голография.

Схема традиционного цикла фотографических процессов на галогенидосеребряных светочувствительных слоях.

Тема 4. Фотографическая культура журналиста


Понятие пресс-фотографии, ее специфика и роль в системе СМИ. Синтез документальной природы пресс-фотографии и изобразительно-выразительных средств, выбираемых автором снимка. Иллюстрационное, информационное, публицистическое и эстетическое назначение фотографии в печатной периодике, на телевидении и в кино. Жанровая палитра фотографии, используемой в рекламе и для нужд паблик рилейшнз. Проблемы соблюдения авторского права на фотографическое произведение.

Профессия фоторепортера и бильдредактора. Фотографическая культура и фотомастерство пишущего журналиста как дополнительный фактор его успешной профессиональной деятельности. Потенциал обогащения литературных материалов интересной, достоверной и привлекающей внимание читателей фотографией.


Раздел II. Технические средства
и способы записи оптической информации

Тема 5. Фотографический аппарат


Современный фотоаппарат как сложное оптико-механическое и электронное прецезионное устройство. Классификация фотоаппаратов в зависимости от формата кадра и применяемого фотоматериала: крупноформатные камеры (стационарно-павильонные и переносные), среднеформатные (широкопленочные), малоформатные (портативные) и миниатюрные (мелкоформатные) фотоаппараты, их функциональное назначение.

Устройство фотоаппарата, его основные и дополнительные компоненты (узлы и механизмы).

Светонепроницаемая камера как конструктивная основа фотоаппарата. Объектная доска (передняя панель) и кассетная часть камеры. Фильмовый канал, кадровое окно и прижимной столик. Замковое устройство.

Затвор, его назначение и принцип действия. Разновидности затворов: центральный затвор, шторный (шторно-щелевой) затвор, затвор-диафрагма. Управление затвором.

Видоискатель, его назначение и основные разновидности: рамочный, по матовому стеклу, телескопический, зеркальный надкамерный и внутрикамерный, со съемной шахтой.

Фокусирующие устройства, их назначение и принцип действия. Устройства ручной фокусировки: по шкале расстояний или символам, по матовому стеклу, дальномерный механизм, зеркальная система. Устройства автоматической фокусировки: автофокусировка активного типа, автофокусировка с помощью инфракрасных лучей, ультразвуковой локатор. Пассивные системы автофокусировки: автоматические дальномеры со сканированием изображения; дальномер с ПЗС-приемником; автоматические дальномеры зеркальных фотоаппаратов; автофокус с измерителем контраста изображения и по методу «нулевого контраста».

Транспортирующее устройство, его блокировка с механизмом взвода затвора. Взвод затвора и перевод отснятой (экспонированной) пленки на приемную катушку. Механизм обратной перемотки пленки. Ручной механический привод и моторный привод.

Дополнительные узлы: автоспуск, система синхронизации затвора и лампы-вспышки, встроенный экспонометр, встроенная фотоимпульсная лампа, блок питания.



Тема 6. Фотографическая оптика


Назначение, принцип действия и конструкция фотообъектива как системы линз, собранных в жесткой раздвижной оправе. Оптические аберрации (сферическая, хроматическая, дисторсия, астигматизм, кома, кривизна поля и изображения) и способы их коррегирования. Просветление оптики. Оптическая схема объектива, предметное пространство и пространство изображений. Конструктивные разновидности объективов по оптической схеме: линзовые и зеркальные, симметричные и асимметричные.

Диафрагма, ее назначение и принцип действия. Разновидности диафрагменных устройств: элементарная диафрагма, диафрагма с поворотным кольцом предварительной установки, прыгающая диафрагма, нажимная диафрагма, моргающая диафрагма.

Назначение и типы оправ объективов, установочные кольца: диафрагменное и фокусировочное; шкалы диафрагмы, расстояния и глубины резкоизображаемого пространства. Резьбовое и байонетное (штыковое) крепление объективов. Понятие рабочего отрезка.

Основные свойства и главные характеристики объектива: главное фокусное расстояние, поле зрения и угол изображения, светосила. Относительное отверстие, разрешающая сила. Масштаб изображения. Глубина резкоизображаемого пространства, ее определение и творческое использование.

Классификация объективов по главному фокусному расстоянию и углу изображения. Основные свойства нормального, широкоугольного и длиннофокусного объективов. Телеобъективы (объективы с зеркально-оптической схемой). Объективы с переменным фокусным расстоянием – трансфокаторы и вариообъективы (зумы). Понятие «штатного» и сменных объективов. Использование сменных объективов для репортажной съемки.

Краткие сведения о наиболее распространенных объективах.

Правила обращения с оптикой.

Тема 7. Светочувствительные фотоматериалы


Общие сведения о негативных, позитивных и обращаемых черно-белых и цветных фотоматериалах, их свойствах, строении и изготовлении. Главные характеристики фотоматериалов: светочувствительность, спектральная чувствительность (цветочувствительность), контрастность, фотографическая широта, разрешающая способность. Наиболее распространенные в мире системы измерения величины светочувствительности: американская система единиц ASA, немецкая DIN, международная система ISO; соотношение с ними отечественной системы ГОСТ. Структурные свойства фотоматериалов: зернистость и фотографическая вуаль.

Виды и типы любительских и профессиональных черно-белых и цветных негативных, позитивных и обращаемых фотоматериалов. Классификация фотобумаг. Краткие сведения о наиболее распространенных современных фотоматериалах и практике их использования.



Тема 8. Основы цветной фотографии


Типы цветных негативных фотопленок. Особенности съемки на цветные негативные фотопленки и режимов их лабораторной обработки. Цветоискажения и причины их возникновения. Преимущества машинной обработки цветных фотопленок по процессу С-41.

Общие сведения о цветном позитивном процессе. Оборудование и материалы для цветной фотопечати. Технология обработки цветных позитивных фотоматериалов.

Особенности изготовления цветного диапозитива (слайда). Сущность процесса обращения фотопленки. Лабораторная обработка обращаемых фотопленок. Способы размножения изображений со слайда. Преимущества машинной обработки обращаемых материалов по процессу Е-6.

Тема 9. Особенности цифровой фотографии


Новые носители информации в цифровом веке. Аналог и цифра. Система счисления и цифровые коды. Микропроцессор. Возможности цифровых технологий. Оперативная память. Общие принципы работы цифрового фотоаппарата и его устройство. Светочувствительные элементы ПЗС («приборы с зарядовой связью»), принцип преобразования оптической информации в цифровой сигнал. Аналого-цифровой преобразователь. Регистрация цветного изображения. Система энергоснабжения цифрового фотоаппарата. Цветной жидкокристаллический дисплей. Форматы записи изображения. Устройства хранения записи. Система записи цифровой информации на карты флэш-памяти (карты памяти Compact Flash, Smart Flash, Memory Stick, Multy Media Card, Secure Digital. Жесткие диски IBM Microdrive и Iomega Click. Система редактирования (использования функций удаления отдельных изображений, нескольких кадров или очистки платы целиком). Простейшие, любительские (полупрофессионавльные) и профессиональные цифровые фотокамеры, их характеристики. Достоинства и недостатки цифровой фотографии по сравнению с традиционной аналоговой.


Раздел III. Технология фотосъемки
и процессы лабораторной обработки фотоматериалов

Тема 10. Фотосъемка аналоговой камерой


Проверка фотоаппарата, правила его эксплуатации и ухода за ним. Подготовка к съемке, выбор негативного или обращаемого фотоматериала, зарядка фотоаппарата, установка на калькуляторе фотоэкспонометра величины светочувствительности фотоматериала. Технология фотосъемки: замер освещенности (яркости) объекта съемки, определение и установка экспозиционных параметров. Выбор точки съемки, расположение аппарата относительно источника освещения. Установка сменного объектива. Выбор диафрагмы и применение шкалы глубины резкости для выделения главного объекта съемки или для съемки на заранее заданную (задуманную) глубину резкоизображаемого пространства. Установка на объективе и аппарате экспозиционных параметров – выдержки и диафрагмы. Визирование с целью определения границ кадра и композиционного построения элементов изображения. Фокусирование (наводка на резкость) объектива. Выбор момента съемки и экспонирование.

Особенности съемки при естественном освещении и освещении источниками искусственного света. Использование фотоимпульсных ламп.

Дефекты, возникающие при съемке, и способы их предотвращения.

Тема 11. Негативный процесс


Химические основы фотографического процесса. Природа образования в эмульсионном слое фотоматериала латентного (скрытого) изображения. Процесс перевода скрытого изображения в видимое. Механизм действия проявляющих растворов. Основные компоненты проявляющих растворов: проявляющие, сохраняющие, ускоряющие и противовуалирующие вещества, растворитель. Влияние соотношения (дозировки) этих компонентов на свойства проявителя. Требования, предъявляемые к проявителям. Рецептура, классификация и характеристика мелкозернистых пленочных проявителей. Методы, приемы и режимы проявления фотоматериалов.

Назначение и сущность процесса фиксирования (закрепления) изображений. Фиксирующие растворы, их компоненты, свойства, классификация и рецептура. Нейтральные, кислые и дубящие фиксажи.

Стабилизирующие и отбеливающие растворы. Промежуточная и окончательная промывка. Дополнительная обработка (исправление) фотоматериалов – усиление и ослабление. Рецептура усилителей и ослабителей.

Сохранность и истощаемость растворов, условия и сроки их хранения.

Технология лабораторной обработки негативных фотоматериалов. Кюветное и бачковое проявление. Устройство фотобачка. Правила обработки фотопленок по времени. Необходимость строгого соблюдения временных и температурных параметров. Промывка и сушка. Устройство сушильного шкафа. Дефекты, возникающие при лабораторной обработке негативных материалов, их предотвращение или устранение. Негативный архив журналиста.

Тема 12. Позитивный процесс


Устройство фотолаборатории. Особенности позитивного процесса. Контактная и проекционная печать. Устройство и основные разновидности фотоувеличителей. Подбор фотобумаги в зависимости от плотности и контрастности негатива. Определение выдержки при печати. Обработка экспонированного позитивного материала – проявление по времени и с визуальным контролем. Рецептура, классификация и свойства бумажных проявителей. Промежуточная промывка, фиксирование, окончательная промывка, сушка, глянцевание, обрезка. Назначение и устройство приспособлений для глянцевания – АПСО (автоматического прибора сушки и глянцевания) и фотолюбительского (домашнего) глянцевателя.

Дефекты, возникающие при печати, способы их предотвращения или исправления. Требования, предъявляемые к фотоотпечаткам, предназначенным для полиграфического тиражирования в периодических изданиях и для показа на телевизионном экране.



Тема 13. Фотосъемка цифровой камерой и изготовление позитива
с помощью принтера


Основные параметры цифровых фотоаппаратов: глубина цвета, оптическое разрешение, формат изображения, чувствительность, динамический диапазон. Конструктивные особенности и правила эксплуатации цифровых фотокамер. Скорость работы цифровых камер. Особенности объективов. Выбор цифрового аппарата. Технология съемки цифровым фотоаппаратом. Подготовка к фотосъемке и предварительный просмотр на дисплее. Оптический и цифровой стабилизаторы изображения. Цифровое изменение масштаба съемки. Особенности установки цветового баланса (схема баланса белого). Увеличение разрешения снимков. Специфика эксплуатации источников питания. Графическая обработка и печать изображений. Лазерные и струйные принтеры.


Вопросы для подготовки к зачету


  1. Вклад Ньепса, Дагера и Тальбота в изобретение фотографии.

  2. Вклад Арчера, Мэддокса и Фогеля в усовершенствование фотографических процессов.

  3. Фотография как феномен культуры.

  4. Использование фотографии в СМИ.

  5. Использование фотографии в рекламе и PR.

  6. Схема получения фотоснимка.

  7. Классификация фотоаппаратов.

  8. Принцип действия и устройство фотоаппарата.

  9. Основные механизмы фотоаппарата и их назначение.

  10. Назначение и принцип действия объектива.

  11. Основные разновидности сменных объективов и их применение.

  12. Объектив с переменным фокусным расстоянием и его применение.

  13. Главное и сопряженное фокусное расстояние и угол изображения.

  14. Светосила объектива, относительное и действующее отверстие.

  15. Подготовка фотоаппарата к съемке.

  16. Наводка фотоаппарата на резкость, определение границ кадра и глубины резко изображаемого пространства.

  17. Особенности дальномерного фотоаппарата, его достоинства и недостатки.

  18. Особенности зеркального фотоаппарата, его достоинства и недостатки.

  19. Центральный и шторно-щелевой затворы.

  20. Транспортирующее устройство и принцип его действия.

  21. Назначение видоискателей, достоинства и недостатки их основных разновидностей.

  22. Экспозиция и ее определение.

  23. Устройство автономного и встроенного экспонометров. Система TTL.

  24. Светочувствительные материалы, их назначение, строение и классификация по светочувствительности.

  25. Назначение и сущность лабораторной обработки светочувствительных материалов.

  26. Назначение и состав проявляющих растворов, их основные разновидности.

  27. Назначение и состав фиксажей, их основные разновидности.

  28. Позитивный процесс, контактная и проекционная печать.

  29. Назначение и устройство фотоувеличителя.

  30. Классификация и свойства фотобумаг, принцип подбора их к негативу.

  31. Особенности лабораторной обработки цветных негативных материалов.

  32. Особенности обработки обращаемых цветных фотоматериалов.

  33. Цифровая фотокамера и особенности ее применения.

  34. Техника съемки с фотоимпульсной лампой-вспышкой.

  35. Техника съемки при естественном освещении.


Литература


Бабкин Е.В., Баскаков А.И. и др. Фото и видео: Справочник. – М., 1995.

Кораблев Д. Фотосъемка: Универсальный самоучитель. – СПб., 2003.

Микулин В.П. Фоторецептурный справочник. – М., 1960.

Милчев В.М. Цифровые фотоаппараты. – СПб., 2003.

Пешков А.Ф. Современные фотоаппараты. – СПб., 2004.

Соколов И. Фотодело. – Ростов н/Д, 2000.

Стахов М.Т. Техника фотожурналистики. – М., 1983.

Фотография: Энциклопедический справочник / Ред. кол. П.И. Бояров и др. – Минск, 1992.

Харт Р. Фотография для «чайников» / Пер. с англ. – М., 1998.

Хопикс Э., Эйвон Д. Фотография. Техника и искусство – М., 1986.

Компьютерные текстовые редакторы

Умение эффективно использовать компьютерную технику является непременным условием успешной работы современного журналиста. Один из его аспектов его деятельности состоит в подготовке (наборе) исходного материала (текста), его редактировании и обработке.



Целью данной учебной дисциплины является освоение широко распространенного текстового процессора MS Word для решения указанных задач.

Тема 1. Современные средства подготовки информационных материалов


Отечественные и зарубежные компьютерные текстовые редакторы, их виды и назначение. Возможности современных текстовых процессоров. Программа Word для Windows. Запуск программы и корректное завершение ее работы. Интерфейс пользователя.

Тема 2. Основы набора текста на компьютере


Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: зона алфавитно-цифровых клавиш; зона стандартных управляющих клавиш; зона клавиш перемещения курсора; зона малой цифровой клавиатуры; зона универсальных управляющих клавиш. Специальные комбинации клавиш. Ввод русских букв, переключение клавиатуры с русского на английский язык и наоборот.

Набор текста. Основы создания текстовых документов. Управление вводом символов. Переключение регистров. Установка режимов редактирования: обычный режим, режим электронного документа, режим разметки, режим предварительного просмотра, режим структуры и режим главного документа.

Тема 3. Форматирование символов


Типы компьютерных шрифтов, приемы изменения их начертания, размеров. Установка цвета шрифта, различных видов подчеркивания и других эффектов. Редактирование и форматирование текста. Управление блоками текста. Строка выделения. Выделение слова, строки, абзаца, всего текста. Способы переноса и копирования фрагмента с помощью команд меню, пиктографических кнопок панели инструментов, методом drag and drop.

Тема 4. Формирование абзацев


Формирование с помощью команды Абзац в меню Формат, с помощью горизонтальной линейки, с помощью клавиши Tab, с помощью кнопок панели инструментов. Установка и отмена отступов и выступов первой строки. Установка отступов абзаца слева и справа. Установка интервалов перед и после абзаца и межстрочных интервалов. Управление обрамлением абзацев и заполнением их фона. Создание списков-перечислений. Проверка правописания и подбор синонимов. Отмена команд. Восстановление отмененных команд.

Тема 5. Подготовка отчетов в Word


Разделы, их назначение. Управление разделами. Размеры и ориентация страниц. Колонтитулы: создание и редактирование. Нумерация страниц: варианты нумерации, зеркальные поля, нумерация страниц в разных частях документа. Создание обычных и концевых сносок.

Тема 6. Стилистические возможности компьютерной подготовки текстов


Понятие стиля. Оформление документа на основе готовых стилей. Внесение изменений в установки стиля. Создание новых стилей на основе существующих.

Работа с мастерами и шаблонами. Создание документа с помощью мастера. Создание шаблона на основе готового документа. Создание документа на основе шаблона.

Оглавление и указатели. Создание оглавлений. Создание алфавитных указателей. Внесение изменений.

Тема 7. Таблицы и диаграммы в Word


Создание таблиц. Преобразование текста в таблицу. Вставка и удаление строк и столбцов. Форматирование текста в таблице. Создание обрамления и заполнения. Объединение ячеек. Создание диаграмм. Вычисляемые таблицы.

Тема 8. Дополнительные возможности
в компьютерной подготовке и редактировании текстов

Сохранение документа в файле. Открытие файла существующего документа. Работа с несколькими окнами документов. Упорядочение окон. Переход между открытыми окнами документов. Работа с несколькими приложениями. Упорядочение на экране окон различных приложений. Переход между открытыми приложениями. Закрытие документа. Выход из Word.




Литература


Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Морозова Н.В., Кошель О.В. Практикум по информационным технологиям. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.

Современные аудио- и видеосредства
в практической работе журналиста

Важнейшая проблема для журналиста – сбор информации. Нельзя написать очерк, статью или даже заметку, если не собрано достаточное количество актуальной и интересной информации.

Очень важно, отправляясь на редакционное задание, предварительно собрать сведения о героях и событиях будущего материала, продумать его построение, иметь навыки общения с людьми самых разных профессий. Но еще важнее документально зафиксировать весь ход своих наблюдений и бесед. Блокнот и авторучка здесь не самые лучшие помощники.

Совсем другое дело, если сбор информации ведется с использованием диктофона или репортерского диктофона. В этом случае, например, при ведении беседы основное внимание сосредоточивается на ее содержании. Журналист имеет возможность «вести своего героя по теме», что-то уточняя, от чего-то отказываясь. Кроме того, что «качество» разговора будет значительно выше и доверительнее, сохранится живая интонация, стилистика речи и отдельные документальные куски беседы. И лишь фамилии и даты, во избежание возможных ошибок, следует записывать в блокноте. Поэтому магнитофон или диктофон – надежные друзья журналиста, а работать с ними надо так, чтобы для посторонних эта работа была как можно менее заметной.

Чему следует отдать предпочтение: магнитофону или диктофону? Если журналист работает на радио и отдельные «живые куски» его материалов могут быть использованы в передачах, то здесь предпочтителен репортерский магнитофон. К тому же магнитофон, если к нему хорошо относиться, прослужит многие годы. Диктофону следует отдать предпочтение тогда, когда записи не предназначаются для эфира, когда он – «звучащий блокнот» журналиста. Диктофон значительно меньше по размеру и цене.

В практической работе журналисту часто помогает умение владеть кино-, видеокамерой. Во-первых, тот из журналистов, кто сам умеет снимать, проще найдет общий язык с кинооператором и подготовленный ими материал от этого только выиграет. Во-вторых, не всегда имеется возможность послать в командировку (особенно заграничную) сразу несколько человек. В этом случае камера в руках журналиста может принести пользу. В-третьих, есть темы, «выношенные» журналистом, которые ему хочется воплотить в реальное произведение. Подчас сделать это самому легче, чем объяснить оператору свой замысел.

Использование технических средств дает возможность журналисту готовить материалы предельно достоверные и эмоциональные. Техника, способствуя повышению оперативности и эффективности журналистского труда, требует от журналиста определенных технических знаний и практических навыков.

Данная учебная дисциплина ставит своей целью дать студентам представление об устройстве и работе репортерского магнитофона, диктофона, кино-, видеокамеры, а в ходе практических занятий – навыки их использования при сборе информации, записи на магнитную ленту интервью, бесед, надиктовке заметок, корреспонденций, съемке людей, событий.



Тема 1. Основы звукозаписи


Физические основы звукозаписи. Звук и его характеристики. Приемники звука: микрофоны, гидрофоны и пр. Типы микрофонов, их характеристики и возможности использования в различных условиях. Принцип устройства для магнитной записи.

Тема 2. Технические средства звукозаписи


Общая характеристика диктофона и магнитофона, их отличительные особенности, достоинства, недостатки. Овладение навыками управления этими электронными приборами. Продолжительность записи, обратная перемотка, возможность замедления воспроизведения звука и пр.

Тема 3. Магнитные носители информации


Магнитные носители информации: магнитные ленты, компакт-кассеты, мини-кассеты и др., их характеристики и правила использования. Маркировка кассет. Дополнительные (поясняющие и комментирующие) записи в блокноте журналиста. Возможность неоднократного использования кассет. Хранение кассет с уникальными записями.

Основные правила эксплуатации звукозаписывающей техники: профилактика, чистка, хранение.



Тема 4. Журналистская запись на магнитофон (диктофон)


Значение звукозаписывающих приборов для повышения культуры речи и мышления журналиста. Умение формулировать фразы, делать наброски для записи.

Методика записи: обозначение времени и цели, название материала, отчетливость произнесения слов и фраз, интонация, повышенная четкость в окончаниях, диктовок фамилий и названий, обозначение знаков препинания и абзацев.

Запись студентами на магнитофон (диктофон) предварительно подготовленной устной информации. Прослушивание и обсуждение «качества подачи» информации.

Тема 5. Использование магнитофона (диктофона) в интервью (беседе)


Подготовка и проведение студентами учебных интервью и их запись. Прослушивание записанных интервью и разбор допущенных ошибок.

Сбор информации и разработка заданий на практическое проведение интервью. Обсуждение и утверждение подготовленных заданий.

Практическое проведение записи интервью в реальных условиях (улица, магазин и т.п.). Прослушивание и обсуждение записанных интервью. Индивидуальные рекомендации студентам, проводившим интервью.

Тема 6. Технические средства видео-, киносъемки


Устройство, правила эксплуатации и транспортировки кино-, видеокамер.

Особенности использования при съемке набора различных объективов.

Основные показатели чувствительности кинопленки, качество видеопленок.

Тема 7. Основы кино-, видеосъемки


Правила постановки света в съемочном павильоне. Особенности натурной съемки.

Ракурс съемки. Основной набор монтажных планов.

Особенности «монтажной» съемки хроникально-документальных сюжетов. Основные правила монтажа отснятого материала.

Сценарный план и сценарий документального кино. Роль звука в документальных кино-, видеосъемках.



Методические указания
к темам 6 и 7


Операторское искусство – профессия сложная и требует от обучающихся ей определенных способностей. Научиться операторскому мастерству за несколько занятий невозможно. Далеко не все снятое даже профессиональной камерой оказывается в эфире. Поэтому занятия по технике и технологии кино-, видеосъемки предназначены для ознакомления студентов-журналистов с основными проблемами операторского ремесла.

Несколько слов начинающим операторам:



  • взяв в руки камеру, не торопитесь сразу включать ее в работу. Вы должны хорошо представлять себе, что будете снимать, какими изобразительными средствами будете решать поставленную задачу. Мысленно разбейте сюжет на ряд монтажных кусков. Продумайте, как они будут соединены между собой. Нужно твердо знать, каким кадром будет начат снимаемый сюжет и каким он будет закончен. Десятки раз прикиньте камеру к глазу, выбирая наиболее точные и наиболее выразительные кадры;

  • чтобы упростить проблему последующего монтажа сюжета, надо учиться снимать монтажно, т.е. уже при съемке мысленно соблюдать тот порядок следующих один за другим кадров, который вы сохраните и в готовом для эфира сюжете. Это не просто, но такой творческий прием даст вам возможность иметь в камере практически готовый для эфира материал. Нужно будет только выбросить несколько дублей, без которых не обходится ни одна съемка, где-то укоротить планы, может быть, поменять местами отдельные монтажные куски;

  • старайтесь снимать просто, не прибегая без крайней нужды к съемке кадров «через левое ухо», избегайте ненужных панорам слева направо, справа налево, чем грешат все начинающие операторы. Стилистически и по смыслу набор кадров должен точно соответствовать задачам, которые решает снимаемый вами материал;

  • заканчивая съемку, обязательно снимите «про запас» десяток «монтажных планов», которые вам очень понадобятся при монтаже материала. Если их не будет, то грамотно смонтировать отснятый материал вы не сможете. При ненужности эти планы можно просто выбросить в корзину. Иметь необходимый запас кадров оператору просто необходимо. Где-то получился брак по экспозиции – нужно подстраховаться, снимая главный материал сюжета, и т.д.;

  • при съемке избегайте излишне коротких и длинных планов. Первые вы не сможете использовать при монтаже, а вторые просто не потребуются.

И последнее, хотелось бы пожелать плодотворного поиска. Надо научиться находить и фиксировать на пленке все самое необычное и интересное, чтобы рассказать об этом людям. Камера дает возможность выразить свой собственный взгляд на событие, проблему, окружающий нас мир. Она может быть холодным фиксатором происходящего или романтическим художником. Все в ваших руках. Ищите.

Литература


Основная

Азарин Л.В. От замысла до экрана. – М., 1995.

Малоформатное телевизионное производство. – М., 1996.



Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. – М., 1996.

Дополнительная

Ильин Р.Н. Изобразительные ракурсы экрана. – М., 1973.

Ильин Р.Н. Техника съемок фильма. – М., 1959.

Стародубская Г.Н. Уроки звукорежиссуры. – М., 1982.

Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. – М., 1966.

Содержание





Фотодело 5

Компьютерные текстовые редакторы 16

Современные аудио- и видеосредства
в практической работе журналиста 19

Содержание 23




Смотрите также:
Программы вспомогательных (прикладных) дисциплин
276.24kb.
1 стр.
Инструкция по проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта
5023.32kb.
9 стр.
Отчет о повышении квалификации ппс рггу, по программам, финансируемым Министерством образования и науки РФ с 2008 по 2012 г
243.28kb.
1 стр.
Учебная программа факультативных занятий «основы православной культуры. Православные святыни восточных славян»
1083.98kb.
5 стр.
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной программы по специальности 271501 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
2220.14kb.
15 стр.
Учебный план Богословских курсов кроме общеобразовательных богословских и церковно-исторических дисциплин также входят четыре прикладных предмета
26.19kb.
1 стр.
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной программы по специальности 271501 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей (специализация "№3 Мосты") Гуманитарный, социальный и экономический цикл
2103.46kb.
14 стр.
Программа итоговой государственной аттестации бакалавр по направлению 521600
521.69kb.
3 стр.
Учебный план программы состоит из трех основных блоков дисциплин: I блок
33.53kb.
1 стр.
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
181.41kb.
1 стр.
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
1989.25kb.
10 стр.
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
187.21kb.
1 стр.