Главная
страница 1
Осуществление воспитательной работы

по безопасности дорожного движения, правилам дорожного движения

и профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.
Пояснительная записка

В условиях современного стремительного роста транспортных средств неуклонно растет количество аварийных ситуаций на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. С одной стороны, дети они боятся транспортных средств, а с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждым нарушением Правил дорожного движения – судьба ребенка.

Обучение Правилам дорожного движения является неотъемлемой составной частью безопасности ребенка, поэтому учащимся особенно 1-4 классов остро необходимо приобретение знаний и навыков поведения на улице; освоение правил движения, обучение сигналам светофора и жестам регулировщика; обучение пользования автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомство со значением дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.



При составлении данной программы были учтены требования нормативно-правовых актов безопасности дорожного движения Российской Федерации, чувашской Республики и г. Чебоксары, рекомендации работников ГИББД.

В силу возрастных особенности учащихся 1-4 классов ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше классный руководитель обучит обучающихся культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет происшествий на проезжей части улиц. Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Данные занятия помогут обучающимся 1-4 классов систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно: по два занятия ежемесячно, всего 18 часов в год. Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения. Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Желательно наличие у учащихся отдельной тетради, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность, а проведение мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся других классов.
Цель:

Создать условия для овладения знаниями ПДД и практическими навыками их применения для сохранения жизни и здоровья учащихся 1-4 классов.


Задачи:

1.Обучение культуре поведения участника дорожного движения.

2.Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.

3.Закрепление знаний ПДД учащимися школы.

4.Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Направленность

Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с содержанием ПДД, развитие практических навыков, применение их в реальной жизни.


Формы и методы


Работа

с учащимися 1-4 классов

Совместная работа

с отделом ГИБДД

Работа с родителями


  • Тематические занятия.

  • Практические занятия.

  • Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.

  • Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы.

  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом».

  • Конкурсы рисунков и стенгазет.




  • Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на Уроках Безопасного Движения.

  • Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.

  • Совместное планирование деятельности с ГИБДД.

  • Организация работы отряда ЮИД.




  • Проведение родительских собраний по тематике ПДД.

  • Составление и распространение памяток.

  • Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера.

  • Совместные праздники, конкурсы.


Содержание деятельности

Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.




Ожидаемые результаты





Результаты деятельности

Учащиеся 1-х классов должны

уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.




Учащиеся 2-х классов, кроме перечисленного выше, должны

знать правила:

  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

уметь:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

  • при посадке и высадке из общественного транспорта;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.




Учащиеся 3-х классов, кроме перечисленного для 1-х, 2-х классов должны

знать:

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

  • Правила:

  • перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

  • перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

  • перехода железной дороги.

уметь:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.




Учащиеся 3-х классов, кроме перечисленного для 1-х, 2-х 3-х классов, должны

  • иметь устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

  • развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

  • понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах, в транспорте и самостоятельно их анализировать и оценивать;

  • обладать навыками самоконтроля и самоорганизации правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.






Сроки реализации и итоговый контроль
Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.
План мероприятий


п/п

Вид деятельности

Дата

Классы

Ответственные

1.

Изучение состояния ВР по БДД и ПДД, профилактике ДДТТ.

25.05.11-

31.05.11


1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



2.

Ознакомление с анализом ВР по БДД СОШ № 6 за 2011/2012 уч.год на педагогическом совете.

29.08.11

1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



3.

Повышение методического уровня классного руководителя по БДД, ПДД и профилактике ДДТТ

1.Изучение НПА по БДД и ПДД, по профилактике ДДТТ.

2.Приобретения методической литературы, совершенствования и развитие учебно-материальной базы по БДД.

3.Участие в обучающих семинарах методического объединения классных руководителей «Об организации работы на по привитию навыков соблюдения ПДД», «О формах внеклассной работы по профилактике детского травматизма».



01.09.11-

30.09.11


в течение учебного года

1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



4.

Оборудование уголка БДД в классном кабинете и систематическое обновление его информационного содержания.

сентябрь

в течение учебного года



1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



5.

Составление, утверждение и корректирование ВР по БДД и ПДД в рамках программы ВР

25.08.11-31.08.11

1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



6.

Формирование базы учащихся, нарушивших ПДД и проведение с ними индивидуально - профилактической работы.

в течение учебного года

1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



7.

Выявление детей, имеющих велосипеды, скутеры и ролики, организация с ними занятий по ПДД.

01.09.11-

15.09.11


1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



8.

Проведение бесед «Минутка безопасности».

ежедневно

1-4

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



9.

Участие в деятельности общешкольного отряда ЮИД «Дорожный дозор».

еженедельно,

по четвергам



4–е

классы


Македонова В.В.

Николаева В.Г.

Волков В.А.

Кл. рук-ли



10.

Проведение месячника безопасности и правил дорожного движения, акции «Внимание! Дети!»





1-4

классы


Македонова В.В.

Николаева В.Г.

Волков В.А.

Кл. рук-ли



10.1.Проведение классных часов «Дорожные ловушки».

05.09.11-

10.09.11


10.2.Проведение практического занятия «Безопасные маршруты».

05.09.11-

10.09.11


10.3.Выставка рисунков по ПДД «Безопасная дорога».


12.09.11-

30.09.11


10.4.Выставка поделок «Мой друг – Светофор».

12.09.11-

30.09.11


10.5.Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Смешарики. Азбука дорожного движения».

14.09.11

10.6.Обеспечение участия родителей в практикуме «Взаимодействие образовательного учреждения и родителей в формировании навыков личной безопасности и приобщению к ПДД» на общешкольном родительском собрании

14.09.11

10.7.Выступление ЮИД «В гостях у Светофора Светофорыча» отрядом ЮИД.

21.09.11

10.8.Проведение Уроков Безопасности и тематических бесед о ПДД сотрудниками правоохранительных органов.

01.09.11-

30.09.11


10.9.Организация выставки в школьной библиотеке по материалам газет «Добрая дорога детства» «Стоп – газеты».

01.09.11-

30.09.11


10.10.Подведение итогов месячника безопасности дорожного движения. Награждение победителей.

29.09.11-

30.09.11


11.

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

в течение учебного года

1-4

классы


Македонова В.В.

Николаева В.Г.

Кл. рук-ли


12.

Проведение занятий безопасности и правилам дорожного движения в 1-х классах. Тематика:

12.1. Дорога в школу и домой


12.2. Наша улица. Город, село, деревня, где мы живем
12.3. Движение пешеходов по улицам и дорогам
12.4. Общие правила перехода улиц и дорог
12.5. Дорожные знаки
12.6. Где можно играть?
12.7. Мы – пассажиры
12.8. Игра – соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
12.9. Обобщающее занятие. Решение задач по ПДД.

не реже 1 раза в месяц

1-е

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



13.

Проведение занятий безопасности и правилам дорожного движения в 2-х классах. Тематика:

13.1. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Повторение ПДД.


13.2. Наземный транспорт.
13.3. Обязанности пассажиров. Общественный транспорт.
13.4. Элементы улиц и дорог.

13.5. Движение пешеходов по улицам и дорогам.


13.6. Правила перехода улиц и дорог.
13.7. Дорожные знаки.
13.8. Игра-соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
13.9. Обобщающее занятие. Решение задач по ПДД.

не реже 1 раза в месяц

2-е

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



14.

Проведение занятий безопасности и правилам дорожного движения в 3-х классах. Тематика:

14.1. Введение. Причины дорожно – транспортного травматизма.


14.2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.
14.3. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы светофоров и их значение .

14.4. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы регулировщика и их значение.


14.5. Дорожные знаки и их группы.
14.6. Правила перехода улиц и дорог .
14.7. Тормозной путь транспортных средств.
14.8. Правила езды на велосипеде.
14.9. Как вести себя на улице и загородном шоссе.
14.10. Обобщающее занятие. Решение задач по ПДД 1

не реже 1 раза в месяц

3-и

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли



15.

Проведение занятий безопасности и правилам дорожного движения в 4-х классах. Тематика:

15.1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.


15.2.Светофор и дорожные знаки.
15.3.Типы перекрестков.
15.4. Правила перехода проезжей части дороги.
15.5.Остановочный и тормозной путь автомобиля.
15.6.Правила перехода железной дороги.
15.7. Правила езды на велосипеде.
15.8. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
15.9. Экскурсия «Я – пешеход».
15.0. Итоговое занятие.

не реже 1 раза в месяц

4 –е

классы


Македонова В.В.

Кл. рук-ли






Проведение Уроков Дорожной Безопасности сотрудниками ГИБДД и ОДН.

В течение года










Диагностика и мониторинг знаний обучающихся по безопасности и правилам дорожного движения.

По итогам четверти

1-4 классы

Македонова В.В.

Кл. рук-ли





Диагностические материалы

Вопросы итогового контроля знаний учащихся 1 класса
1. Назови участников дорожного движения.
2. Назови части дороги.
3. Как называется место, где пересекаются улицы.
4. Какие бывают пешеходные переходы?
5. Расскажи свой путь «Дом – школа».
6. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
7. Что такое зебра?
8. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
9. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
10. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы, дороги?
11. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
12. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах?
13. Где должны ходить пешеходы?
14. Какие дорожные знаки тебе известны?
15. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку

Вопросы итогового контроля знаний учащихся 2 класса
1. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
2. Назови части дороги.
3. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой...»
4. Как называют место, где пересекаются улицы?
5. Назови типы перекрестков.
6. Какие бывают пешеходные переходы?
7. Расскажи свой путь «Дом - школа».
8. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
9. Где следует ожидать общественный транспорт?
10. Расскажи о правилах посадки в общественный транспорт.
11. Расскажи о правилах выхода из общественного транспорта.
12. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (трол¬лейбуса, трамвая)?
13. Что такое «зебра»?
14. Что такое «островок безопасности»?
15. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
16. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
17. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги)?
18. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
19. Где должны ходить пешеходы?
20. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
21. Какие дорожные знаки тебе известны?
22. Что влияет па выбор безопасного пути к другу, в магазин, киноте¬атр, библиотеку, на спортивную площадку?

Вопросы итогового контроля знаний учащихся 3 класса
1. Почему нельзя выходить на дорогу или улицу из-за стоящей машины, кустов, каких-либо сооружений?
2. В какой последовательности располагаются сигналы светофора?
3. Что изображено на пешеходном светофоре?
4. что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток?
5. На какой светофор надо смотреть при переходе перекрестка?
6. Какая опасность может быть, если стоять на повороте перекрестка у края проезжей части дороги?
7. Куда надо смотреть при переходе проезжей части дороги?
8. Что такое остановочный и тормозной путь7
9. От чего зависит длина тормозного пути?
10. Зачем нужен шлагбаум на железнодорожном переезде?
11. Как правильно переходить железно дорожный переезд?
12. До какого возраста велосипедист не должен выезжать на улицы и дороги?
13. Чего нельзя делать, катаясь на велосипеде?
14. Как правильно переходить дорогу после высадки из маршрутного транспорта?
15. С какого возраста ребенок может сидеть на переднем сиденье автомобиля?
16. Может ли водитель сразу остановить автомобиль, увидев на своем пути пешехода?
17. Что такое культура поведения на улицах, дорогах, в транспорте?

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
1. Где должны ходить пешеходы.
2. Почему нельзя ходить на проезжей части.
3. Части улиц и дорог.
4. Как надо переходить улицу.
5. Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
6. Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
7. Как надо пересекать перекресток.
8. Свой путь в школу и обратно.
9. О переходе улицы группой.
10. Места ожидания общественного транспорта.
11. Правила поведения в общественном транспорте.
12. Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
13. Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
14. Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
15. Для чего служит пешеходная дорожка.
16. Правила движения пешеходов на загородной дороге.
17. Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
18. Сигналы регулировщика.
19. Для чего служат дорожные знаки.
20. Группы дорожных знаков.
21. Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?
22. Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь.
1. Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.
2. Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.
3. Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
4. Применять на практике полученные знания.

Методическая литература

1.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя) для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.

2.Материалы газеты «Добрая дорога детства».

3.«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.

4.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5.Правила дорожного движения Российской Федерации


6.. Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Методическое пособие - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007
7.Методические рекомендации: для органов управления образования и образовательных учреждений - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
8.Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.
9.Рыбин А.Л.Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей,М: «Просвещение»,2008.
10.Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, М: «Глобус».


Смотрите также:
По безопасности дорожного движения, правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно – транспортного травматизма среди обучающихся 9-11 классов
107.44kb.
1 стр.
По безопасности дорожного движения, правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно – транспортного травматизма среди обучающихся 5-8 классов
112.26kb.
1 стр.
По безопасности дорожного движения, правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно – транспортного травматизма
155.63kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по Правилам дорожного движения Подольск 2012 г. Викторина по правилам дорожного движения «счастливый случай»
55.31kb.
1 стр.
Программа «Осторожно, дорога»
544.74kb.
7 стр.
Семинар с руководителями детских объединений о формах работы с учащимися по предупреждению детского дорожного травматизма летом июнь
28.23kb.
1 стр.
«Дед Мороз и правила дорожного движения»
51.58kb.
1 стр.
Тезисы выступления по 1-му вопросу открытого заседания №18
89kb.
1 стр.
Программа «повышение безопасности дорожного движения в городском округе шуя в 2013-2015 годах»
140.4kb.
1 стр.
Разработка внеклассного мероприятия для младших школьников квн клуб «Внимательный пешеход» Цель мероприятия
102.24kb.
1 стр.
Знаешь ли ты «правила дорожного движения»?
61.52kb.
1 стр.
Классный час "Правила дорожного движения"
68.52kb.
1 стр.