Главная
страница 1страница 2страница 3
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2011.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2011. История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику А А.Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой, Волгоград, 2003. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:


  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно - деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В программе предусмотрены вводный и повторительно – обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:



1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.



5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ЧАСОВ)

урока


Тема уроков

Содержание темы

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Планируемый результат

Виды контроля

Информационно-методическое обеспечение

























1

Что изучает история?

Основные понятия: исторические периоды, дописьменная история, письменная история.

Основные факты: история Древнего мира - первый период в истории человечества

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа. Работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение


Ответы на вопросы

Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. М:.АСТ- 2001

2

Древнейшие люди

Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Работа с текстом, с иллюстрациями. Составление рассказа по иллюстрациям

Уметь:

- давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

- описывать условия существования древнейших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека



Беседа по вопросам

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А. Вигасина и др., Волгоград, 2003



3

Первобытные собиратели и охотники

Основные понятия: орудия труда, «человек разумный», родовые общины.

Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Работа с текстом, с рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

- описывать условия существования древнейших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека



Составление рассказа

Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1986. - С. 4-23

4

Возникновение искусства и религии.

Основные понятия: религия, тотем, наскальная живопись, магия.

Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства

Комплексное применение ЗУН

Заполнение таблицы, работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий: религии, искусство, колдовской обряд, душа;

— высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

- называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей



Устный опрос

Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. 1986

5

Первобытные земледельцы и скотоводы

Основные понятия: присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать.

Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Развитие ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати

Изучение и первичное закрепление нового знания

Групповые формы работы

Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;



- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени



Беседа, тесты

Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. - М., 1986.-С. 4-23

6

Появление неравенства и знати

Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа

с учебником и рабочей тетрадью



Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;



- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени



Устный опрос

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А.Вигасина и др., Волгоград, 2003



7

Первобытный мир

(повторение и обобщение пройденного материала)



Понятия и факты по теме

Контроль, коррекция и

Оценка знаний



Самостоятельная работа

Уметь: - определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

- описывать условия пер хода от первобытности к цивилизации




Контрольная работа №1




8

Счет лет в истории

Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени

Урок усвоения новых знаний

Работа с рабочей тетрадью, решение задач

Уметь:

решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени

-осмыслить
различие понятий:


  • год,

  • век,

  • столетие,

  • эра

исторический период

Познавательные задачи

Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. М:.АСТ- 2001

9

Государство на берегах Нила.

Основные понятия: государство, папирус, дельта,

фараон.


Исторические факты

местоположение и природные условия,

объединение Египта


Урок - образ


Групповые формы

Работы. Составление таблицы



Уметь:

- показывать на исторической карте местоположение

Древнего Египта;

- характеризовать природные условия

Древнего Египта

(разливы Нила, плодородие почв,

жаркий климат);

- объяснять причины возникновения древнеегипетского государства




Составление таблицы

Историческая карта

«Древний Египет».

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013


10


Как жили земледельцы

и ремесленники в Египте



Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы.

- Исторические факты:

труд, жилище, быт

земледельцев и ремесленников;

чиновники, жрецы


Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

— давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги;

-характеризовать

существенные признаки и интересы

различных общественных групп


Беседа по вопросам, творческое задание

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

11

Военные походы фараонов

Основные понятия:

колесницы, дротики,

египетское войско, рабы,

завоевательные походы.

Исторические факты:

цели, причины, направления, итоги военных

походов египетских

фараонов



Урок логического мышления

Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами

Уметь:

- давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

- называть характерные

признаки и особенности

верований древних египтян


Понятийный диктант

Школьная энциклопедия. История Древнего мира М:.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

12

Религия древ-

них египтян.



Основные понятия:

мифы, верования, религия,

«олимпийские боги».

Исторические факты:

боги и жрецы; мифы,

отражающие природные

явления; священное

животное; загробное

царство.


Изучение

и первичное

закрепление

новых знаний



Работа с тестом, составление таблицы

Уметь:

- давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

- называть характерные

признаки и особенности

верований древних египтян;


Тест

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира /

Г. И. Страбинская. - М,1998.-С. 27.

БСЭ. Мифы народов

мира. -М., 1998.-С. 33



13

Искусство древнего Египта

Основные понятия: храмы, пирамиды, сфинкс,

Исторические факты:

литература и искусство



Комплексное применение ЗУН

Работа с учебником, с рабочей тетрадью.

Описывать:

-предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.



Устный опрос

Античное искусство.

Н.А.Дмитриева ,

Л.И.Акимова

М, 1998


14

Письменность и знания древних египтян

Основные понятия: иероглифы, папирус.

Исторические факты: научные познания древних египтян. Письменность. Древнеегипетская школа. Литература и искусство

Урок усвоения новых знаний

Словарная работа. Работа с учебником, с рабочей тетрадью

Уметь :

-в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации



Исторический диктант

История Древнего мира. Поурочные планы (к учебнику

А А.Вигасина и др.) Волгоград, 2003



15

Древнее Двуречье

Основные понятия: Евфрат, Тигр, клинопись Исторические факты: письменность.

Урок - образ

Исторический диктант, работа с картой

Уметь: сравнивать природные условия древнейших государств, работать с картой

умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации



Устный опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Основное понятие: -законы.

Исторические факты: возвышение Вавилона, законы Хаммурапи

Урок логического мышления

самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей


Беседа по вопросам

Хрестоматия по истории Древнего мира Е.А.Черкасова М., 1991. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

17

Финикия. Финикийские мореплаватели

Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит.

Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев

Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

- характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры


Тест

Школьная энциклопедия. История Древнего мира М:.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

18

Библейские сказания.

Основные понятия: Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, правление Соломона, Давида.

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия; жертвенник.



Работа с документами

История Древнего мира. Поурочные планы учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



19

Древнееврейское царство

Основные понятия:

Иордан, филистимляне, Иерусалим



Урок логического мышления

Работа с рабочей тетрадью, с текстом учебника

Знать:

- новые понятия темы



Уметь:

- объяснять причины появления государственности у древних евреев.

- пересказывать мифы,

- на основе иллюстрации составлять описание объекта



Опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

20

Ассирия - военная держава

Основные понятия: бронза, конница.

Исторические факты: Ассирийское войско. Завоевательные походы. Путешествие в столицу Ниневию

Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

- определять причины возникновения и гибели Ассирии;

- характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; - сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы


Беседа по вопросам

Хрестоматия по истории Древнего мира Е.А.Черкасова М., 1991. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

21

Персидская держава «царя царей»

Основные понятия: Держава «Царь царей».

Исторические факты: образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Дария I. Управление Персидской державой

Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на карте расположение Персидской державы;

- раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

- сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства



Работа с документами

Школьная энциклопедия. История Древнего мира М:.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

22

Древняя Индия.

Основные понятия: джунгли, касты, Брахма, жрецы, Будда.

Исторические факты: природные условия, занятия населения, религиозные верования, легенды и сказания

Урок - образ

Работа с рабочей тетрадью, с документами

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

- анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст


Работа с контурной картой

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

23

Индийские касты

Основные понятия: касты, жрецы, «неприкасаемые» Исторические факты: четыре касты, периоды жизни брахмана

Урок - образ

Работа со словарем, текстом учебника

Знать: новые понятия темы

Уметь:

- объяснять существование сословий во всех обществах Древнего мира,

- работать в тетради,
- делать выводы

Устный опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

24

Древний Китай. Китайский мудрец единого Китая

Основные понятия: империя, «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена», конфуцианство, компас

: природные условия, империя Цинь, император и подданные, философское учение Конфуция, научные знания и открытия

Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

- определять особенности географических и природных условий Китая;

- сравнивать учения Будды и Конфуция;

- высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая



Тест - опрос

Карта «Индия и Китай в древности». Хрестоматия по истории Древнего мира Е.А.Черкасова М., 199.1 Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

25

Первый властелин единого Китая

Гунны, Великая Китайская стена

Урок логического мышления

Работа с рабочей тетрадью, с текстом учебника

Знать:

- новые понятия темы



Уметь:

- определять причины самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствия.

- выписывать из текста учебника реформы Цинь Шихуана.


Беседа по вопросам

Хрестоматия по истории Древнего мира Е.А.Черкасова М., 1991. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

26

Древний Восток (повторение и обобщение изученного материала)

Повторение основных понятий и фактов по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Групповые формы работы

Уметь:

- определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

- описывать исторические объекты и культурные памятники;

- выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока



Контрольная работа №2



27

Древнейшая Греция. Греки и критяне

Основные понятия: ахейцы, дорийцы.

Исторические факты: природные условия, население и его занятия, древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война

Урок - образ

Групповые формы работы

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

- сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

— характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»



Составление сравнительной таблицы

Энциклопедия. История. Древний мир.

Хрестоматия по истории Древнего мира Е.А.Черкасова М., 1991. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013



28

Микены и Троя

Ахейцы, дорийцы, Троя

Усвоение новых знаний

Работа с рабочей тетрадью, с текстом учебника

Знать:

- новые понятия темы

Уметь:

- давать описание событий, участниках.



-объяснять причины Троянской войны.

Работа с контурной картой

История Древнего мира. Поурочные планы учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



29

Поэма Гомера «Илиада»

Основные понятия: эллины, «Илиада», миф.

Исторические факты: Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея»

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа.

Групповые формы работы



Уметь:

- рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Илиада»;

- характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

- высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности



Пересказ содержания поэмы

Виппер, Р. Ю. История Древнего мира/ Р. Ю. Виппер. Энциклопедия. История. Древний мир. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998.-С. 88

30

Поэма Гомера «Одиссея»

Основные понятия: эллины, «Илиада», миф.

Исторические факты: Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея»







Знать:

- новые понятия темы



Уметь:

- понимать красоту и звучание стихов Гомера,

- анализировать их и делать выводы.


Пересказ содержания поэмы

История Древнего мира. Поурочные планы учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



31

Религия древних греков

Основные понятия: религия, мифология.

Исторические факты: сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков, природные явления в религии древних греков

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

- называть имена мифических богов;

- объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались



Составление таблицы

Мифы Древней Греции. В.Л. Успенские Ленинград, 1989

32

Земледельцы Аттики.

Основные понятия: демос, граждане, народное собрание

Исторические факты: законы Дракона

Комплексное применение ЗУН

Работа над словарем, с рабочей тетрадью

Знать:

- понятия и термины.



Уметь:

- объяснять результаты борьбы демоса со знатью



Тест - опрос

История Древнего мира. Поурочные планы учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



33

Зарождение демократии в Афинах.

Основные понятия: демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты.

Исторические факты: развитие земледелия и ремесла, демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона

Урок логического мышления

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять значение понятий:

- раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

- анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам


Устный опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

34

Древняя Спарта

Основные понятия: спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга.

Исторические факты: воспитание спартанцев, Спарта - военный лагерь, лаконичная речь

Урок логического мышления

Индивидуальная работа

Уметь:

- сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

- описывать образ жизни спартанцев и илотов;

- высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев



Беседа по содержанию текста

Немировский А.И. Хрестоматия по истории Древнего мира. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

35

Основание греческих колоний

Основные понятия: колонии, скифы, эллины, Эллада.

Исторические факты: местоположение колоний; Массилия, Сиракузы, Пантикапей, Херсо-нес, скифы-кочевники

Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний;

- раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии



Тест - опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

36

Олимпийские игры

Основные понятия: Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром.

Исторические факты: олимпийские игры -общегреческое празднество, Милон, Феаген

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром, Феаген;

- раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

- описывать ход проведения Олимпийских игр;

- излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных


Составление рассказа

Школьная энциклопедия. История Древнего мира М:.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

История Древнего мира. Поурочные планы учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003


37-38

Греко-персидские войны

Основные понятия: Мильтиад, Фемистокол, Ксеркс, стратег, триера, фаланга, марафон. Исторические факты: марафонская битва, битва у Фермопильского ущелья, Саламинское сражение

Урок логического мышления

Индивидуальная работа.

Групповые формы работы



Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

- раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

- рассказать о наиболее крупных сражениях



Тест - опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

39

В гаванях афинского порта Пирей

Основные понятия: афинские граждане, метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз.

Исторические факты: продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа.

Групповая форма работы



Уметь:

- раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

- описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов


Беседа по содержанию

Античное искусство.

Н.А.Дмитриева ,

Л.И.Акимова

М, 1998


40

В городе богини Афины




Урок - образ

Работа с рабочими тетрадями, описание иллюстраций

Уметь:

- составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.



Составление рассказа - описания

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013


41

В афинских школах и гимнасиях

Основные понятия:

педагог, палестра, гимнасия, красноречие, стиль,



Урок-игра

Составление рассказа, беседа

Уметь:

-в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации



тест, беседа

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



42

В театре Диониса

Основные понятия:

театр, трагедия, комедия.

Исторические факты: зарождение театра в Греции, Аристофан, Софокл.


Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

- раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков;

- рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана


пересказ

Античное искусство.

Н.А.Дмитриева ,

Л.И.Акимова

М, 1998


43

Афинская демократия при Перикле

Основные понятия: демократия, народное собрание, оратор.

Исторические факты: Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

- объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

- называть характерные черты политического устройства Афин;

- анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл);

- составлять характеристику Перикла


Текущий контроль

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



44-45

Македонские завоевания в IV веке до н. э.

Основные понятия: междоусобные войны, македоняне, осадные башни

Исторические факты: Македонское царство, потеря Грецией независимости, походы Александра Македонского, держава Александра Македонского и ее распад

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Словарная работа, работа с текстом учебника

Уметь:

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

- показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

- высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого



Устный опрос, тест - опрос

Всемирная история в лицах. - М., 1999

46

В Александрии Египетской

Обсерватория, музы, Фаросский маяк.

Изучение новой темы

Работа с текстом, описание иллюстраций

Знать:

- греческие «чудеса света»

- понятия и термины.

Уметь:

- понимать достижения эллинистической культуры



Составление рассказа

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



47

Древняя Греция (повторение и

обобщение изученного материала)




Изученные понятия

и факты по теме



Обобщение и

систематизация

ЗУН


Групповая форма

работы


Уметь:

- определять значение

культурного наследия

древней Греции




Контрольная работа № 3




48

Древняя Италия

Древний Рим.



Основные понятия:

латины, ликторы,

сенат, патриции, плебеи,

народное собрание.

Исторические факты:

природа и население

Древней Италии, занятие и положение населения


Изучение

и первичное

закрепление

новых знаний



Работа с текстом

Уметь:

- показывать на карте

местоположение Древней

Италии;


- объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

- описывать условия жизни древних латинян;

- называть дату освоения Рима;

- излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима




Составление сравнительной

таблицы


Школьная энциклопедия. История Древнего мира М:.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013



49

Завоевание Римом Италии

Основные понятия: консулы, галлы.

Исторические факты: Римская республика, господство Рима над Италией



Урок - образ

Фронтальная, индивидуальная формы работы

Уметь:

- определять даты основных событий;

- объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии;

- характеризовать войско римлян и галльских племен



Устный опрос

Древний Рим. Книга для чтения

Просвещение,

М.:196. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013


50

Устройство Римской республики

Основные понятия: республика, народные трибуны, консулы, форум, легион.

Исторические факты: управление Римской республикой, римское войско

Урок логического мышления

Групповая работа

Уметь:

- объяснять основные понятия и термины;

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войско римлян



Фронтальный опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

51

Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном

Основные понятия: пунические войны.

Исторические факты: войны Рима с Карфаге-ном, создание военного флота



Урок логического мышления

Индивидуальная работа

Уметь:

- характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

- объяснять значение основных понятий;

- давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону



Устный опрос

Энциклопедия. История. Древний мир.

Хрестоматия по истории Древнего мира. Е.А.Черкасова М., 1991 Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013



52

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Основные понятия: триумф, император.

Исторические факты: установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

Урок логического мышления

Индивидуальная, групповая работа

Уметь:

- рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; - объяснять значение основных понятий; - раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья



Беседа по вопросам

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

53

Рабство в Риме

Основные понятия: раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы.

Исторические факты: рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои

Урок логического мышления

Групповая работа

Уметь:

- объяснять основные понятия; - описывать положение рабов в Древнем Риме; - рассказывать о гладиаторских боях



Тест - опрос

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

54

Земельные реформы братьев Гракхов

Основные понятия: гражданская война, закон.

Исторические факты: гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов

Урок логического мышления

Групповая работа

Уметь:

- объяснить основные понятия; - раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов; - анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов



Работа над вопросами

Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе/В.В.Шоган, Н.В. Оболенко, Е.В. Сторожакова.-ростов н\Д: Феникс, 2013

55

Восстание Спартака

Основное понятие: восстание.

Исторические факты: восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная, групповая работа

Уметь:

- описывать восстание рабов в Риме; - раскрывать причины, ход, результат восстания; - давать характеристику Спартака; - высказывать свое мнение о значении восстания Спартака



Составление рассказа

Картина «Бой Спартака с римским отрядом».

56

Диктатура Цезаря

Основные понятия: единовластие, ветераны.

Исторические факты: кризис управления Цезаря

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

- раскрывать причины возвышения Цезаря;

- анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы; - работать с историческим источником


Тест - опрос

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



57

Установление империи

Основные понятия: преторианцы, империя, император.

Исторические факты: борьба Антония и Октавиана, создание империи

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

- рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

- характеризовать римского императора Октавиана



Беседа по вопросам

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



58

Соседи Римской империи в первые века до н. э.

Исторические факты: территория Римской империи, управление империей

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

- показывать на исторической карте территорию Римской империи;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления



Беседа по вопросам




59

В Риме при императоре Нероне

Исторические факты: обожествление императоров, Нерон, восстание в армии, гибель Нерона

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

- показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

- раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме


Тест - опрос

Школьная энциклопедия. История Древнего мира М:.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

История Древнего мира. Поурочные планы учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003


60

Первые христиане и их учение

Основные понятия: Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие».

Исторические факты: зарождение и распространение христианства

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о жизни и деятельности христиан;

— объяснять суть христианского учения;

- сравнивать учение христианства с другими религиями


Работа с документами, тест




61

Расцвет империи во 2 веке

Основные понятия: Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Исторические факты: Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповая работа

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- описывать повседневную жизнь римлян;

- составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

- определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки


Составление рассказа

Карта «Римская империя в 1-Ш вв. до н. э.» Картина К. И. Брюллова «Последний день Помпеи». Я познаю мир. История, с. 85, 102

62

Вечный город и его жители

Основные понятия: колоны, бетон, оратор.

Исторические факты: возникновение и развитие колоната

Изучение нового материала

Работа с рабочей тетрадью, с текстом учебника

Знать:

- понятия и термины.



Уметь:

- давать описание быта римлян, его особенности.

- самостоятельно подготовить «Экскурсию» по Древнему Риму.


Исторический диктант

Античное искусство.

Н.А.Дмитриева ,

Л.И.Акимова

М, 1998


63

Римская империя при Константине

Основные понятия: варвары, епископ, священник, Новый Завет

Исторические факты: правление Константина, признание христианства, основание Константинополя


Комплексное применение знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- характеризовать деятельность Константина;

- рассказывать о переменах в положении христиан;

- раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток


Беседа по вопросам

Школьная энциклопедия. История Древнего мира М:.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

История Древнего мира. Поурочные планы учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003


64

Взятие Рима готами

Основные понятия: готы, вандалы.

Исторические факты: распад Римской империи, вторжение готов в Италию, падение Римской империи

Комплексное применение знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о борьбе римлян с варварами;

- объяснять причины распада Римской империи



Устный опрос

История Древнего мира. Поурочные планы к учебнику

А А. Вигасина и др. Волгоград, 2003



65

Культурное,

политическое

наследие Древнего Рима

(повторение

и обобщение)


Изученные понятия

и факты по теме



Обобщение

и систематизация

ЗУН


Групповая, индивидуальная работа

Уметь:

- анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

- описывать основные

памятники культуры;



Контрольная работа № 4

О. И. Бахтина. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. М» Просвещение»,

1988


66-67

Наследие Древнего

мира - фундамент

современной

цивилизации



Изученные понятия и факты

Обобщение и систематизация ЗУН

Фронтальная, групповая работа

Уметь:

- сравнивать древние мировые цивилизации;

- определять общее и различное


Вопросы и задания, викторина




68

Итоговый повторительно – обобщающий урок

Изученные понятия и факты

Обобщение и систематизация ЗУН

Самостоятельная работа




Контрольная работа №5





Содержание учебного предмета.
Введение

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ


следующая страница >>
Смотрите также:
Данная программа реализуется на основе умк по предмету
813.53kb.
3 стр.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
1205.2kb.
6 стр.
Программа по предмету «Физическая культура» содержит три системно взаимосвязанных между собой раздела: «Знания о физической культуре»
468.78kb.
4 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету
1817.42kb.
7 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса
524.5kb.
3 стр.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 3 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
236.1kb.
3 стр.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А. 2012 год п. Плоское
385.58kb.
2 стр.
Программа рассчитана на учащихся 1 2 курса (16 17 лет) Реализуется в течение 1 учебного года
222.16kb.
1 стр.
Программа курса английского языка к умк «Епjоу English»
60.45kb.
1 стр.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования. Технология обучения
466.8kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «биология» для обучающихся 6 9 классов
956.18kb.
8 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
2638.52kb.
10 стр.