Главная
страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 178

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА



«ЖУРНАЛИСТИКА: АЗЫ И ПЕРСПЕКТИВА»

СОСТАВИЛ:

учитель русского языка и литературы

МОУ школы № 178 г.о. Самара

Первова Татьяна Петровна

Утверждено:

На заседании м/о учителей русского языка и литературы

Протокол №1 от 30 августа 2008 года

Председатель м/о ________________/ Т.Я. Клычкова

Самара


Элективный курс

для учащихся 9-х классов



«Журналистика: азы и перспектива»

Пояснительная записка

Элективный курс «Журналистика: азы и перспектива» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов.



Актуальность данного курса состоит в том, что занятие журналистикой решает серьезную задачу формирования социально активной личности в процессе коммуникации. В современном мире объективная, правдивая информация становится одной из главных ценностей в обществе людей. Появляются новые информационные технологии, интенсивно развивается промышленность, появляются новые профессии – общество нуждается в энергичных и талантливых специалистах. Журналистика в силу многих объективных причин как род занятий признана четвертой властью. Человеку, особенно юному и не имеющему за плечами жизненного опыта, подчас нелегко ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, противоречивой информации. Данный элективный курс составлен для удовлетворения возрастающих потребностей подрастающего поколения в общении друг с другом, в получении и усвоении объективной информации.

Цели элективного курса:

  1. оказание учащимся помощи в выборе профиля обучения на старшей ступени (необходимо показать, чем интересно направление);

  2. развитие интереса к деятельности средств массовой информации, к творчеству журналиста, умения ориентироваться в сложном мире информационной прессы;

  3. овладение типичными видами деятельности (анализ текста, написание творческих работ и др.);

  4. предоставление ученикам возможности презентации своих творческих работ в школьной газете «ШРЕГ»;

  5. предоставление школьникам возможности проявить свои аналитические и творческие способности;

  6. формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности журналиста.

Задачи курса:

- формирование активной социальной позиции школьников;

- обучение умению адекватно воспринимать, анализировать, собирать и обрабатывать информацию, различать жанры газет и журналов;

- развитие активного творческого мышления.



Формы обучения:

лекции, практикумы, ролевые игры, уроки-проекты, работа в группах.



Способы мотивации учащихся:

- необычность названия и содержания курса;

- обоснование перспективности работы журналиста в газете, на радио и телевидении;

- предоставление ученикам возможности проявить свои творческие способности в выполнении итоговой зачетной работы — проекта;

- развитие основ профессиональных знаний.

Ожидаемые результаты изучения курса:

- выбор гуманитарного профиля;

- формирование представлений об основных видах деятельности, связанной с обучением на гуманитарном профиле;

- расширение кругозора;

- выполнение творческих работ (подготовка репортажа, интервью, статьи в газету, создание рекламы).

Программа элективного курса «Журналистика: азы и перспектива» рассчитана на 17 учебных часов.



Тематическое планирование



темы

Тема урока

Кол-во часов

Форма обучения

1.

Введение. Журналистика – профессия и призвание.

1

Лекция с элементами беседы

2.

Из истории российской журналистики

1

Лекция

3.

Типология СМИ. Печатные издания, их роль в жизни общества.

1

Лекция

4.

Особенности журналистского мастерства

1

Лекция

5.

Практикум. Разбор газетных материалов. Редактирование текстов.

1

Практикум

6.

Текст. Тема и идея текста. Типы речи: повествование, описание и рассуждение.

1

Практикум

7.

Стили речи, используемые в журналистике. Особенности художественного и публицистического стилей

1

Лекция

8.

Жанры газетной журналистики

1

Лекция

9.

Информационные жанры

1

Работа в группе

10.

Аналитические жанры

1

Практикум

11.

Художественно-публицистические жанры

1

Практикум

12.

Понятие о «других жанрах».

1

Практикум

13-14

Создание газетных статей разных жанров.

1

Практикум, работа в группах

15

Редактирование текста. Работа со словарями и справочниками.

1

Практикум

16.

Оформление, дизайн газеты.

1

Практикум

17.

Защита проекта. Выпуск газеты.

1

Практикум

Основное содержание курса

Введение (тема 1)

Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?



Из истории российской журналистики (тема 2)

Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.



Типология СМИ. Печатные издания, их роль в жизни общества (Тема 3)

Типологическое рассмотрение различных СМИ. Разбор материалов СМИ. Роль печатных изданий в жизни общества. Собеседование в библиотеке.



Материал для беседы.

1. Любой человек может написать статью в газету. Но чтобы его материал достиг цели, надо многое уметь и знать.

Многие писатели начинали свой путь в газете (Некрасов, Чернышевский, Тургенев), поскольку работа корреспондента требует умения ясно излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на события.

Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. При этом он обуздывает свое рвущееся на волю воображение. Вот что писал о трудностях профессии репортера Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».

Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом.

2.Что представляет собой газета, как она строится, какие материалы в ней помещаются?



  • О чем пишут в газетах?

  • Какое значение имеет газета в жизни человека?

Действительно, газета играет важную роль в нашей жизни.

Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представления о мире человек, общество не могут развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, в культуре, искусстве спорте.



  • Для того, чтобы ответить на вопрос, как строится газета, как располагается в ней материал, давайте рассмотрим номер газеты.

  • О чем говорится в материалах на первой, второй, третьей и четвертой страницах газеты?

Первая страница – наиболее важные материалы о происходящем в стране; о принятии, например новых постановлений.

Вторая - третья страница – освещаются вопросы о жизни, здесь можно найти материалы о работе предприятий и организаций, сообщения о праздниках культуры и искусства, выставках, о спорте и т.д.

Четвертая страница – рассказы, ребусы, анекдоты, письма читателей, объявления, реклама.

  • Назовите известные вам газетные жанры.

1. Хроника

2. Репортаж

3. Фельетон

4. Статья и др.

Все газетные жанры можно разделить на информационные и неинформационные.

Информационные

неинформационные

1.Главное: оперативное сообщение о каком-нибудь событии, факте – информация о чем-то.

2. Хроника

Заметка

Репортаж


Интервью

1.Главное: анализ, комментарии, затрагивающие какую-нибудь проблему, оценка, выражение своего отношения к событиям и фактам.

2. Статья

Очерк

Фельетон


Особенности журналистского мастерства (тема 4). Требования к журналистскому тексту. Заголовок, подзаголовок, рубрика, шапка. Умение отличить важное от неважного. Типы лидов. Стадии создания текста: 1) «окончательное формирование замысла», 2) конкретизация замысла, 3) «реализация замысла», 4) «авторское редактирование текста». Умелое использование технических средств.

Форма работы. Лекция учителя. Записи учащихся. Использование технических средств. Редактирование журналистского текста вместе с учителем.



Практикум (тема 5). Разбор газетных материалов. Редактирование текстов. Творческая работа.

Знакомство с основными речеведческими понятиями. Текст. Тема и идея текста (тема 6). Виды связи предложений в тексте. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ предложенных текстов.

Стили речи, используемые в журналистике. Особенности художественного и публицистического стилей (тема 7).Функциональные особенности публицистического стиля. Характерные черты публицистического стиля. Тексты публицистического стиля.

Типы заданий



  1. Вступительное слово.

В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль.

Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призвать.



  1. Работа над текстом № 1

1. Прочитайте текст. Какое сравнение составляет его основу?

2. Для чего журналист создал такое сравнение?

3. К чему он призывает нас, читателей?

4. Найдите ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена одинаковым началом их.



  1. Работа с текстом № 2

1. Подготовьте выразительное чтение текста.

2. Как в тексте подчеркнута связь между его частями?

3. Определите тему и основную мысль текста.


  1. Работа с текстом № 3.

1. Определите стиль текста.

2. Найдите в тексте антонимы.



  1. Средства языка, для публицистического стиля.

Для публицистического стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателей и слушателей:

- обращение;

- побудительные предложения;

- восклицательные предложения;

- торжественная лексика (святыня, доблесть)

- антонимы (доброта – злоба)

- слова с переносным значением ( военные годы – огненные)

- широко используются слова фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни (форум, фестиваль, демонстрация, люди доброй воли)



  1. Задание к тексту № 4.

Прочитайте заглавие статей, подумайте, по каким из этих заглавий можно предположить, что статья написана в публицистическом стиле.

  1. В текстах публицистического стиля нередко употребляются риторические вопросы.

    • Риторический вопрос не требует ответа: содержание его заключено в самом вопросе.

Кто не слышал весеннего пения птиц? – Всякий слышал весеннее пение птиц.

  • Риторический вопрос употребляется как выразительное средство языка.

  • Риторический вопрос характеризуется яркой восклицательной интонаций, содержаний, как правило, вопросительный оттенок.

  • После риторического вопроса ставится знак(?), допустим восклицательный(!) и сочетание этих знаков(?!).



  1. Работа с текстом № 5.

Выразительно прочитайте предложения, подумайте, в чем их особенность. Обратите внимание на постановку знаков препинаний.

  1. Работа с текстом № 6.

Замените повествовательные предложения риторическими вопросами.

  1. Работа с текстом № 7 .

Прочитайте примеры.

Укажите в каждом из них предложение, в котором названа тема высказывания.

Определите основную мысль каждого.

Задание к тексту № 8.

Определите стиль текста.

Какие средства выразительности речи в нем использованы. Для чего?

Задание к тексту № 9.

Определите стиль текста.

Какую роль в строении текста играет риторический вопрос?

Жанры газетной журналистики (тема 8). Понятие о жанрах. Виды жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические, «другие жанры». Отличия жанров: объекты отображения, особенности стилистики.

Информационные жанры (тема 9). Информация и заметка. Три основных вопроса: Что? Где? Когда? Виды заметок. Репортаж. Фоторепортаж. Телерепортаж. Отчет. Интервью. Умение задавать вопросы.

Форма работы. Лекция учителя. Деловая игра. Беседа за круглым столом.



Аналитические жанры (тема 10). Статья. Умение поразмышлять, проанализировать ситуацию, проблему, сравнивать, сделать выводы. Корреспонденция. Анализ событий на конкретном участке в конкретное время. Необходимые умения: познания и осведомленность, практика, объяснение неизвестного известным. Рецензия. Письмо. Обзор. Комментарий.

Форма работы. Лекция учителя. Типологическое рассмотрение СМИ. Вопрос- ответ.



Художественно-публицистические жанры (тема 11). Очерк. Виды очерков. Рецензия – критический разбор события. Критика в печати – искусство разбирать, обсуждение с целью дать оценку, сопоставление фактов, анализ… Отзыв. Зарисовки – материалы, созданные во время путешествий. Фельетон. Необходимые умения: хорошая выдумка, художественные краски, живая речь, живые диалоги. Эссе. Памфлет. Шарж.

Форма работы. Лекция учителя. Разбор материалов печати.



Понятие о «других жанрах» (тема 12). Официальные документы (постановления, указы, законопроекты, коммюнике, архивные справки…), статистические(анонсы, репертуары театров, поздравления, прогноз погоды, некролог, телепрограмма) материалы, реклама, развлекательные материалы(кроссворды, игры), иллюстрации( карикатуры, диаграммы).

Форма работы. Лекция учителя. Использование различных вырезок. Умение различать «другие жанры». Викторина.



Создание газетных статей разных жанров (тема 13-14). Практические занятия индивидуально и в группах по заранее выбранным темам

Редактирование текста. Работа со словарями и справочниками (тема 15). Практическое занятие.

Оформление, дизайн газеты (тема 16). Особенности верстки газетной полосы.

Защита проекта. Выпуск газеты (тема 17). Презентация творческих работ на заседании школьной редакции газеты «ШРЕГ».

Методические рекомендации для учителя

Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях преобладают лекции с элементами беседы и практических упражнений. На практических занятиях используются коллективные способы работы, метод проектов, игровые формы организации деятельности учащихся и другие элементы личностно ориентированных технологий обучения.

Начать курс следует с написания мини-сочинения «Что я знаю о профессии журналиста», чтобы выяснить, какой представляют себе учащиеся работу журналиста. Такое же сочинение нужно написать на одном из заключительных занятий, чтобы узнать, насколько расширились и углубились знания учащихся о профессии журналиста.

На первом занятии необходимо рассказать о том, чем будут заниматься ученики на протяжении всего курса, поставить задачу-минимум (иметь представление о профессии журналиста и научиться создавать собственные творческие работы) и задачу-максимум (создать и защитить проект). Это важно для формирования мотивов учения.

Далее читается лекционный материал, проводятся практические занятия и экскурсии, в ходе которых намечаются проблемы, предлагаемые для работы над проектом. Темы проектов выбирают учащиеся, но учитель должен их направить и сориентировать в зависимости от индивидуальных способностей и увлечений школьников. Следующим этапом является самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. В ее ходе обсуждаются способы сбора, систематизации и анализа полученных данных, оформления конечных результатов.

Заключительный этап работы — оформление проектов и их презентация. Это может быть выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; видеофильм или его сценарий; реклама для школьников и выпускников, их родителей; фоторепортаж; материалы для ведущих развлекательных программ; сценарий школьной радиопередачи и др.

Основным учебно-методическим пособием для элективного курса является книга «О профессии журналиста» под редакцией Э.А. Лазаревич, изданная в 2007 году. Пособие содержит цикл очерков о профессии журналиста и рассказы выпускников факультета журналистики МГУ о своей трудной и прекрасной профессии.

Список литературы, рекомендованной для учителя

1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста.- Лениздат, 1971.

2. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах) // Практика административной работы в школе. 2003. № 6. С. 10—13.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2008.



4. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодежи о профессиях»./ Под ред. ЭА. Лазаревич. — М.: ИСПС РАС, 2007.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М.:АРКТИ, 2009.


Смотрите также:
Элективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива»
129.28kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление
188.23kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Элективный курс "Основы журналистики"
113.4kb.
1 стр.
Пояснительная записка Элективный курс «Web-дизайн»
107.81kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 10 11 классов
381.49kb.
10 стр.
Элективный курс "Мода и здоровье"
63.76kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 5 классов и школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий гуманитарного профиля: «british folklore»
143.2kb.
1 стр.
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки»
193.03kb.
1 стр.
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье»
106.49kb.
1 стр.
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов
90.56kb.
1 стр.
Элективный курс 11 класс Учитель обществознания
144.6kb.
1 стр.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»
475.23kb.
3 стр.