Главная
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8

4.Краткое содержание практики. Практика проводится в аудиторной и внеаудиторной форме, включая задания для самостоятельного выполнения.

Проведению практики предшествует подготовительный период, в течение которого определяются оптимальные объемы и планы работы. Планирование объемов работ определяется с учетом возраста студентов и соотношения полов в студенческих группах, количество точек копания (основных разрезов, полуразрезов и прикопок).

В полевом периоде необходимо, используя ранее полученные знания проводить рекогносцировочное обследование с целью определения на местности наиболее характерных мест почвенного покрова.

В результате полевой практики студенты должны научиться грамотно, определять на местности район заложения почвенного разреза. Открытый выполненным разрезом почвенный профиль должен быть характерен для данной местности. При описании условий почвообразования, которое проводится по специальной форме, отмечаются наиболее важные характеристики рельефа, растительности, засоренности и т. д.

Программа практики включает также и камеральный период. Камеральная обработка материалов полевых обследований почв включает следующие виды работ: лабораторные исследования и анализы почв, составление окончательного отчета о состоянии почвенного покрова, написание очерка (пояснительная записка к почвенной карте и картограммам).

5. Общая трудоемкость практики.

1,5 зачетные единицы (1 недели).



6. Место и время проведения учебной практики.

Практика проводится в 4 семестре.



7. Формы контроля.

Зачет. Время проведения зачета – последняя неделя прохождения практики.


Аннотация к рабочей программе практики по Химии почв
1.Место практики в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки бакалавра. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практика базируется на освоенных учебных дисциплинах базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов



2.Цель прохождения практики. научить студентов выполнять некоторые физико-химические анализы по изучению химических свойств почв, знать области практического применения полученных теоретических знаний по химии почв.

3.Требования к результатам прохождения практики

В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

владеет современной культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы


(ОК-10);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);

способен применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);

способен применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);

владеет методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-4);

умеет работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми, разъяснять и самостоятельно и выполнять порученные задания (ПК-13)

знает принципы составления проектов производственных работ по исследованию почв (ПК-14);

умеет пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-15).



4.Краткое содержание практики. Практика проводится в аудиторной и внеаудиторной форме, включая задания для самостоятельного выполнения.

Общее руководство практикой осуществляется научным руководителем программы, который на основе действующего положения о практике на факультете естественных наук решает конкретные вопросы ее организации.



Пункт: национальный парк Орловское полесье.

Объекты изучения: Дерново-подзолистые, серые лесные, болотные почвы, пойменные почвы, песчаные почвы.

Пункт: Моховское опытное лесничество (Шатиловская опытная станция). Урочище Черниково

Объекты изучения: Черноземы выщелоченные. Подготовка и сдача отчетов по практике.

Форма и вид отчетности – лабораторный журнал, отчет по установленной форме, участие в итоговой аттестации по научно-исследовательской практике.



5. Общая трудоемкость практики.

1,5 зачетные единицы (1 недели).



6. Место и время проведения учебной практики.

Практика проводится в 6 семестре.



7. Формы контроля.

Зачет. Время проведения зачета – последняя неделя прохождения практики.


Аннотация к рабочей программе практики по Земледелию и растениеводству
1.Место практики в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки бакалавра. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практика базируется на освоенных учебных дисциплинах базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов



2.Цель прохождения практики. Основной целью практики по земледелию является знакомство с растениеводческой отраслью сельского хозяйства, структурами севооборотов, с современными орудиями обработки почв и их работой.

3.Требования к результатам прохождения практики

В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

владеет современной культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы


(ОК-10);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);

способен применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);

способен применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);

владеет методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-4);

умеет работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми, разъяснять и самостоятельно и выполнять порученные задания (ПК-13)

знает принципы составления проектов производственных работ по исследованию почв (ПК-14);

умеет пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-15).



4.Краткое содержание практики. Содержание и форма прохождения практики каждого бакалавра определяется научным руководителем бакалавра. Научный руководитель разрабатывает и выдает бакалавру индивидуальную тему исследования, определяет место проведения практики, отвечает за соблюдение бакалавром правил техники безопасности, проводит консультации и оказывает помощь, контролирует ход выполнения практики, проверяет отчетную документацию и выставляет зачет.

Введение: где, когда проходила практика; состав бригады, руководитель.

II. Краткая характеристика районов проведения практики: геология, геоморфология, гидрогеология, климат, растительность, особенности почвообразования (к отчету прилагается выкопировка почвенной карты или плана хозяйства с указанием места расположения разреза).

III. Морфологическое описание исследуемой почвы с приложением зарисованного профиля, результатов визуального определения гранулометрического состава почвы и описание ее структуры.

IV. Физические свойства почвы.

Рассматриваются по генетическим горизонтам в следующей последовательности:

1. Влажность почвы: массовая (в % от массы сухой почвы), относительная (в % к полевой влагоемкости).

2. Диапазон активной влаги. Общие запасы воды и запасы продуктивной влаги (в мэ/га и мм).

3. Плотность сложения почвы.

Пористость почвы (в % объема): общая; объем пор, занятых водой и воздухом при насыщении почвы до полевой влагоемкости; объем пор, занятых водой и воздухом при влажности в период работы.

V. Агрохимические свойства почвы.


  1. Содержание и запасы гумуса.

  2. Содержание основных элементов питания

  3. Виды кислотности почвы.

VI. Выводы и рекомендации по оптимизации свойств исследуемой почвы.

Каждый раздел сопровождается соответствующими таблицами, графиками и фотографиями. В конце должна быть приложена сводная таблица всех свойств по генетическим горизонтам.

В отчете должны быть указаны горизонты и глубины взятия образцов, горизонты и глубины "рабочих" площадок.

К отчету прилагаются все лабораторные тетради.



5. Общая трудоемкость практики.

1,5 зачетные единицы (1 недели).



6. Место и время проведения учебной практики.

Практика проводится в 6 семестре.



7. Формы контроля.

Зачет. Время проведения зачета – последняя неделя прохождения практики.


Аннотация к рабочей программе практики по Охрана почв от эрозии
1.Место практики в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки бакалавра. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практика базируется на освоенных учебных дисциплинах базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов



2.Цель прохождения практики. Обеспечить связь научно-теоретической и практической подготовки бакалавров по определению видов антропогенной деятельности вызывающих загрязнение почвы в связи с этим ознакомить с основными мерами комплексной охраны почв от их деградации т.е. создать условия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

3.Требования к результатам прохождения практики

В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

владеет современной культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы


(ОК-10);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);

способен применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);

способен применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);

владеет методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-4);

умеет работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми, разъяснять и самостоятельно и выполнять порученные задания (ПК-13)

знает принципы составления проектов производственных работ по исследованию почв (ПК-14);

умеет пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-15).



4.Краткое содержание практики. Проводится по следующему плану:

I. Введение: где, когда проходила практика; состав бригады, руководитель.

II. Краткая характеристика района работы: геология, геоморфология, гидрогеология, климат, растительность, почвы (к отчету прилагается выкопировка почвенной карты или плана хозяйства с указанием места расположения разреза).

III. Морфологическое описание исследуемой почвы с приложением зарисованного профиля, результатов визуального определения гранулометрического состава почвы и описание ее структуры.

IV. Физические свойства почвы. Рассматриваются по генетическим горизонтам в следующей последовательности:

1. Влажность почвы: массовая (в % от массы сухой почвы), относительная (в % к полевой влагоемкости).

2. Диапазон активной влаги. Общие запасы вода и запасы продуктивной влаги (в м3/га и мм).

3. Энергетическое состояние почвенной влаги (динамика капиллярно-сорбционного давления влаги в почве).



  1. Температура почвы.

  2. Плотность почвы.

  3. Пористость почвы (в % объема): общая; объем пор, занятых водой и воздухом при насыщении почвы до полевой влагоемкости; объем пор, занятых водой и воздухом при влажности в период работы.

7. Водопроницаемость почвы: а) с поверхности; б) по генетическим горизонтам; в) коэффициент горизонтальной фильтрации.

8. Полевая влагоемкость (в %) и профиль смоченности (где это возможно).

9. Твердость почвы.


  1. Почвенный воздух (состав и содержание основных компонентов почвенного воздуха).

  2. Вертикальное и послойное электрическое зондирование, электрическое профилирование.

V. Выводы и рекомендации по оптимизации свойств исследуемой почвы.

Каждый раздел сопровождается соответствующими таблицами, графиками и фотографиями. В конце должна быть приложена сводная таблица всех свойств по генетическим горизонтам.

В отчете должны быть указаны горизонты и глубины взятия образцов, горизонты и глубины «рабочих» площадок.

К отчету прилагаются все лабораторные тетради.

В процессе учебной полевой практики по эрозии и охране почв бакалавры обязаны пройти все ее последовательные этапы: от выбора места и подготовки базового разреза с проведением всех физических исследований свойств и процессов почв, до отбора образцов для лабораторного практикума по эрозии и охране почв. Кроме этого, бакалавры решают индивидуальные задания, выбранные ими в рамках научно-исследовательской работы. Они должны готовиться ко всем физическим исследованиям почв, заранее изучив соответствующие методики. Прохождение практики, возможно только специально отведенные учебным планом сроки под руководством преподавателя. Обязательно ежедневное присутствие студента на всех этапах прохождения практики.

В случае непосещения студентом учебной полевой практики по эрозии и охране почв по неуважительной причине более 2-х дней подряд, он отстраняется от ее прохождения.



5. Общая трудоемкость практики.

1,5 зачетные единицы (1 недели).



6. Место и время проведения учебной практики.

Практика проводится в 6 семестре.



7. Формы контроля.

Зачет. Время проведения зачета – последняя неделя прохождения практики.


Аннотация к рабочей программе практики по Физике и мелиорации почв
1.Место практики в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки бакалавра. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практика базируется на освоенных учебных дисциплинах базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов



2.Цель прохождения практики. В результате прохождения практики студент должен изучить физические свойства и процессы основных типов почв.

3.Требования к результатам прохождения практики

В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

владеет современной культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы


(ОК-10);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);

способен применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);

способен применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);

владеет методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-4);

умеет работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми, разъяснять и самостоятельно и выполнять порученные задания (ПК-13)

знает принципы составления проектов производственных работ по исследованию почв (ПК-14);

умеет пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-15).



4.Краткое содержание практики. Выбор места проведения исследований

Положение разреза на местности. Метод "ключей". Заложение почвенных разрезов. Ориентация почвенного разреза. Карта или план разреза. Описание почвенного профиля.



Описание почвы

Методика описания почвы. Граница вскипания. Влажность почвы. Цвет почвы. Гранулометрический состав ("сухой" и "мокрый" метод). Структура почвы. Сложение почвы. Новообразования в почве: новообразования химического происхождения; биологические новообразования; включения. Взятие образцов почв для лабораторного исследования.



Определение физических свойств почв

Влажность почвы. Методы определения почвенной влажности. Термостатно-весовой метод. Конструкции почвенных буров для отбора почвенных образцов для определения влажности почвы. Расчет по данным массовой влажности: 1) коэффициента пересчета массы влажной почвы к сухой; 2) объемной влажности; 3) относительной влажности; 4) запасов влаги: а) в мм води, ст., б) в тоннах или м3. Расчет по данным влажности завязания: 1) диапазона активной влаги; 2) запаса продуктивной влаги. Оценка запасов продуктивной влаги.

Энергетическое состояние почвенной влаги. Определение давления влаги в почве в полевых условиях с помощью тензиометров. Устройство тензиометра. Проверка и установка тензиометра. Работа с тензиометром. Расчет капиллярно-сорбционного давления влаги по тензометрическим данным.

Температура почвы. Метода определения. Измерение температуры термометрами Савинова. Методика измерения. Устройство минимального, срочного и максимального термометров. Методика измерения. Измерение температуры транзисторным электротермометром ТЭТ-2. Подготовка прибора к работе. Хроноизотермы температуры почвы.

Плотность почвы. Определение плотности почвы буровым методом. Взятие проб почвы из пахотного слоя. Взятие проб почвы из уплотненных горизонтов. Определение плотности торфяных почв. Определение плотности каменистых почв.

Пористость почвы.

Водопроницаемость почвы. Коэффициент фильтрации. Полевые методы определения водопроницаемости почв. Метода заливаемых площадей. Установка рам. Методика определения. Определение водопроницаемости прибором ПВН-00 (прибор Нестерова). Методика определения. Метод трубок. Методика определения. Метод трубок с переменным напором. Методика определения. Определение коэффициента фильтрации по восстановлению уровня воды в скважине. Расчет коэффициента фильтрации.

Полевая влагоемкость почвы. Взятие проб из траншеи. Взятие проб буром из скважин.

Твердость почвы. Методы определения. Определение твердости почвы приборами различной конструкции. Твердомер Качинского. Описание прибора, методика работы с прибором. Твердомер Ревякина. Описание прибора, методика работы с прибором. Микропенетрометр МВ-2, описание, методика работы.

Газовый состав почвенного воздуха. Отбор проб почвенного воздуха. Игла-бур конструкции Ястребова. Игла-бур Вершинина и Поясова (АФИ). Пипетка Зегера. Анализ почвенного воздуха.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Почвоведение Аннотация к рабочей программе дисциплины
1156.82kb.
8 стр.
Аннотации к программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»
2739.82kb.
16 стр.
Аннотации к программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе
1515.95kb.
8 стр.
«русский язык», «литература» Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»
686.87kb.
5 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
27.89kb.
1 стр.
Руководство хореографическим коллективом Аннотация рабочей учебной программы дисциплины
26.77kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
23.13kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
16.2kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
22.28kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
255.52kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
38.81kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
16.93kb.
1 стр.