Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8

4.Основные образовательные технологии

Инновационные (технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология предметно-ориентированного обучения, технология профессионально-ориентированного обучения, проектная методология обучения, технология организации самостоятельного обучения, интерактивные методы обучения); традиционные (лекция-визуализация, лекция-презентация, компьютерные симуляции, лабораторная работа, самостоятельная работа).



5.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ок10. ок11, ок12, ок13, пк2.



6.Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 академических часа)



7.Формы контроля

Зачет.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Физика»


1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Физика» включена в базовую часть математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы. Данная дисциплина является самостоятельным модулем.

2. Цель изучения дисциплины

Курс строится на основе сочетания лекций, лабораторных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов и имеет целью дать студентам: последовательную систему физических знаний, необходимых для становления их естественнонаучного образования, формирования в сознании физической картины окружающего мира;

практические навыки, необходимые для применения физических законов к решению конкретных физических задач и проведения физического эксперимента; представление о возможностях применения физических методов исследования в профессиональной деятельности специалистов естественного профиля.

3. Структура дисциплины

Физика как наука, изучающая наиболее общие свойства материи и формы ее движения. Методы физического исследования. Физические абстракции, роль моделей. Связь физики с другими науками и техникой. Важнейшие этапы в истории физики.

Кинематика материальной точки. Относительность движения. Система отсчета. Описание движения в координатной и векторной формах. Перемещение, скорость, ускорение. Тангенциальное и нормальное ускорения. Движение по криволинейной траектории. Движение по окружности.

Динамика материальной точки и системы точек. Закон Ньютона. Второй закон Ньютона в дифференциальной форме. Решение уравнений движения. Роль начальных условий. Центр масс и закон его движения. Закон сохранения импульса. Момент силы и момент импульса. Уравнение моментов. Закон сохранения момента импульса.

Работа и энергия. Работа и кинетическая энергия. Потенциальные и не потенциальные силы. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Универсальный закон сохранения энергии в замкнутых системах. Законы сохранения и симметрия пространства и времени.

Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Преобразования Галилея. Движение в неинерциальных системах. Силы инерции. Система координат, связанная с Землей. Проявление неинерциальности в геофизических явлениях.

Движение твердых тел. Число степеней свободы движения. Поступательное, плоское, вращательное движения. Момент инерции тел, уравнения их вращательного движения. Кинетическая энергия при плоском движении. Свободные оси вращения. Гироскопический эффект. Гироскопы и их применение.

Деформация тел. Типы и параметры деформаций. Закон Гука. Упругие и пластические деформации в земной коре, тектонические явления.

Движение жидкостей. Поле скоростей, линии и трубки тока жидкостей. Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли, его приложения. Течение вязкой жидкости.

Колебательное движение. Гармонические колебания, условие их возникновения. Уравнение гармонического осциллятора (груз на пружине, математический и физический маятники). Период и частота колебаний. Сложение колебательных движений, биения, фигуры Лиссажу. Затухающие колебания, вынужденные колебания. Явление резонанса, амплитудные и фазовые резонансные кривые.

Упругие волны. Монохроматическая упругая волна, ее уравнение и основные характеристики. Поляризация волн. Сложение волн, явление интерференции. Стоячие волны. Отражение волн от сред с различной плотностью. Сейсмография.

Молекулярно-кинетическая теория. Статистический подход к описанию системы многих частиц. Состояние вещества и определяющие его параметры. Модель идеального газа. Основное уравнение кинетической теории газов. Распределение молекул по скоростям (распределение Максвелла) и в поле потенциальных сил (распределение Больцмана). Барометрическая формула. Атмосфера Земли и других планет.

Явления переноса – диффузия, внутреннее трение и теплопроводность.

Первый закон термодинамика. Внутренняя энергия. Теплота и работа. Число степеней свободы молекул. Закон о равнораспределении энергии по степеням свободы. Теплоемкость идеального газа. Работа, совершаемая газом при различных изопроцессах.

Второй закон термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Циклические процессы. Цикл Карно, его КПД. Различные формулировки второго закона термодинамики. Понятие об энтропии – функции состояния системы. Свободная энергия. Возрастание энтропии при необратимых процессах. Границы применимости второго закона термодинамики. Роль термодинамики в биологии и почвоведении.

Реальные газы. Силы взаимодействия между молекулами. Переход из газообразного состояния в жидкое. Уравнение состояния реального газа. Критическое состояние, его параметры и свойства.

Молекулярные силы в жидкостях. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения. Давление под изогнутой поверхностью жидкости. Смачивание. Капиллярные явления, их роль в физических процессах в почве.

Электростатическое поле, его напряженность. Теорема Гаусса-Остроградского, ее следствия. Потенциал, разность потенциалов. Связь потенциала с напряженностью электрического поля. Уравнение Пуассона.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Распределение зарядов на проводнике в электрическом поле. Электростатическая защита. Электроемкость, конденсаторы. Емкость конденсаторов различной геометрической конфигурации. Энергия заряженного конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.

Диэлектрики в электрическом поле. Механизм поляризации диэлектриков. Полярные и неполярные молекулы. Диэлектрическая проницаемость. Сегнето- и пьезоэлектрики.

Постоянный электрический ток. Сила и плотность тока. Законы Ома и Джоуля – Ленца. Сторонние силы. Электродвижущая сила. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС, в дифференциальной форме. Разветвленные цепи, законы Кирхгофа.

Теория электропроводности твердых тел. Зависимость сопротивления металлов от температуры – классический подход. Явление сверхпроводимости. Высокотемпературная сверхпроводимость. Полупроводники. Электролиты.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Магнитный момент рамки с током. Закон Био-Савара-Лапласа. Поток вектора индукции магнитного поля через замкнутую поверхность. Теорема о циркуляции вектора индукции. Магнитная индукция в соленоиде. Действие магнитного поля на проводник с током, на движущийся заряд (сила Ампера, сила Лоренца).

Вещество в магнитном поле. Магнитный момент атома. Намагниченность. Магнитная восприимчивость. Диа-, пара- и ферромагнетизм.

Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция и индуктивность. Индуктивность соленоида. Плотность энергии магнитного поля. Взаимоиндукция. Трансформация токов и напряжений.

Переменный электрический ток и электрические колебания. Прохождение переменного тока через емкость и индуктивность. Закон Ома для цепей переменного тока, содержащих омическое сопротивление, емкость и индуктивность.

Колебательный контур. Дифференциальное уравнение собственных электромагнитных колебаний в контуре и его решение. Собственная частота колебаний. Затухающие колебания. Вынужденные колебания в последовательном контуре. Явление электрического резонанса.

Связь электрического и магнитного полей. Основные положения и обобщения теории Максвелла. Вихревое электрическое поле. Токи смещения. Уравнения Максвелла в интегральной форме. Волновое уравнение и его решение. Электромагнитная волна. Скорость распространения электромагнитных волн. Поток электромагнитной энергии. Проблема биополей. Шкала электромагнитных волн.

Принцип относительности в электродинамике. Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Лоренца, следствия из них: сокращение движущихся масштабов длин, замедление движущихся часов, закон сложения скоростей. Относительность электрических и магнитных полей.

Интерференция света. Световая волна. Природа света. Понятие об интерференции. Когерентность. Интерференционные схемы. Интерференция света в тонких пленках. Полосы равного наклона и равной толщины. Кольца Ньютона.

Дифракция света. Понятие о дифракции света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция Френеля на круглом отверстии. Дифракция Фраунгофера на щели. Дифракционная решетка.

Поляризация света. Естественный и поляризованный свет. Закон Малюса. Поляризация при отражении и преломлении. Закон Брюстера. Двойное лучепреломление в анизотропных кристаллах. Интерференция поляризованных лучей. Прохождение плоскополяризованного света через кристаллическую пластинку.

Взаимодействие света с веществом. Законы преломления и отражения световых волн. Полное внутреннее отражение. Поглощение света. Закон Бугера. Линии и полосы поглощения. Рассеяние света. Закон Рэлея. Дисперсия света. Явление нормальной и аномальной дисперсии.

Рентгеновские лучи. Природа рентгеновских лучей (сплошной спектр и характеристическое рентгеновское излучение). Дифракция рентгеновских лучей на кристаллической решетке. Формула Вульфа-Брэга, лауэграммы, дебаеграммы.

Тепловое излучение. Равновесное тепловое излучение. Закон Кирхгофа. Излучение абсолютно черного тела. Закон Стефана-Больцмана. Закон смешения Вина и его следствия. Формула Рэлея-Джинса. Гипотеза и формула Планка для излучения.

Фотоэффект. Опыт Боте. Фотоны. Эффект Комптона. Корпускулярно-волновой дуализм.

Боровская теория атома. Спектральные закономерности. Опыты по рассеянию -частицы. Модель атома Резерфорда. Постулаты Бора. Боровская теория атома водорода. Опыты Франка и Герца.

Элементы квантовой механики. Гипотеза де Бройля. Дифракция электронов. Волновые свойства частиц. Принцип неопределенности. Волновая функция. Уравнения Шредингера. Квантование энергии. Квантовый гармонический осциллятор. Момент импульса и спин электронов. Квантование момента импульса. Опыт Штерна и Герлаха.

Электронная структура атома. Квантовые числа. Принцип Паули. Распределение электронов по энергетическим уровням атома. Периодическая система элементов Менделеева. Спонтанное и вынужденное излучение. Принцип работы лазера.

Состав и характеристика атомного ядра. Масса и энергия связи ядра. Модели атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Ядерные реакции Деление ядер. Термоядерные реакции.



4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используем как традиционные, так и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы обучения: лекции, лекции-презентации, объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, лабораторные занятия, разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, реферативная работа, исследовательская работа, коллоквиум, информационное и модульное обучение.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ок5, пк2.



6. Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетные единицы (144 академических часа).



7. Формы контроля

Текущий контроль, промежуточная аттестация – зачет, экзамен.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Органическая химия »
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Органическая химия» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б4.1).

Дисциплина «Органическая химия» является базовой для последующего изучения других дисциплин математического и естественнонаучного цикла.

2. Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – сформировать профессиональные навыки, дать представление о строении, свойствах и практическом использовании органических соединений.

3. Структура дисциплины

Введение. Основные теоретические представления в органической химии. Алканы. Алкены. Алкадиены. Алкины. Спирты. Простые эфиры. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты и их производные. Жиры и масла. Углеводы. Амины. Аминокислоты. Алициклические соединения. Ароматические соединения. Фенолы. Гетероциклические соединения.



4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплин используются как традиционные (лекции, лекции-презентации, семинары, практические занятия, лабораторные занятия и т.д.); так и инновационные технологии (объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, технология развития критического мышления; активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций (кейсы), решение ситуационных задач, круглый стол и т.д.). Индивидуальные занятия, контрольные работы, реферативная работа, исследовательская работа, коллоквиум, информационное и модульное обучение.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Органическая химия» направлен на формирование следующих компетенций:

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных исследований в области химии (ПК-1);

- способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);

- способностью применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области химии (ПК-3);

- владением методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области химии (ПК-4);

- применением специализированных знаний фундаментальных разделов химии для освоения химических основ почвоведения (ПК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:


  • место органической химии в ряду других химических и естественнонаучных дисциплин, ее значение в жизни современного обществ;

  • взаимосвязь состава, строения и свойств веществ;

  • главнейшие классы органических соединений: их строение, физические и химические свойства, методы синтеза;

  • основные типы органических реакций, их механизмы;

  • методы идентификации, исследования структуры и реакционной способности органических соединений;

  • роль органических соединений в жизнедеятельности организмов;

  • основные положения техники безопасности при работе с органическими соединениями

  • основные законы, явления и процессы, изучаемые органической химией.

уметь:

  • составлять структурные и пространственные формулы соединений, относящихся к основным классам органических веществ по их названиям и составление их названий по формулам в соответствии с номенклатурой ИЮПАК и рациональной номенклатурой;

  • устанавливать взаимосвязь между строением соединения и его химическими свойствами;

  • планировать и осуществлять химический эксперимент, анализировать его результаты;

  • проводить химическую идентификацию органических соединений;

  • использовать в своей работе справочную, научную и научно-популярную литературу, быть подготовленными к самостоятельному анализу и приобретению новых химических знаний.

владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • основными химическими теориями, законами, концепциями о строении и реакционной способности органических веществ и закономерностях развития органического мира.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 академических часа)



7. Формы контроля

Промежуточная аттестация: экзамен.



8. Составитель

Сенчакова Ирина Николаевна, кандидат химических наук, доцент кафедры химии.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Общая и неорганическая химия»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Общая и неорганическая химия» относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин (Б2.Б.4.1).

Для освоения дисциплины «Общая и неорганическая химия» обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения предмета «Химия» в общеобразовательной школе.

В программе подчеркивается ведущая роль химии как науки о веществе, составляющем основу материального мира, знания которых будут способствовать дальнейшей профессиональной деятельности.



2. Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения, развитие химического мышления, необходимого при решении физико-химических проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности. Задачи дисциплины:

- изучение основных химических явлений;

- овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями химии, углубление и систематизация химических знаний;

- овладение методами и приемами решения конкретных задач из различных областей химии;

- формирование навыков проведения химического эксперимента;

- формирование способности использовать химические знания для решения прикладных задач учебной и профессиональной деятельности.

3. Структура дисциплины

Общая и неорганическая химия. Основные понятия и теоретические представления химии: химические элементы, простые и сложные вещества, основные законы стехиометрии, эквивалент, атомные и молекулярные массы, моль. Классификация и номенклатура неорганических веществ. Типы химических реакций. Периодический закон и периодическая система элементов Д.М.Менделеева. Строение вещества. Зависимость свойств веществ от химического строения. Химическая связь. Современные физико-химические методы исследования строения и реакционной способности соединений. Представления о кинетике и механизмах химических реакций. Элементы химической термодинамики. Химическое равновесие. Термодинамическая и кинетическая устойчивость соединений. Растворы. Свойства растворов. Электролитическая диссоциация. Равновесия в растворах электролитов. Современные представления о кислотах и основаниях. Протолитические равновесия в водных и неводных растворах. Гетерогенное равновесие «осадок-раствор». Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. Комплексные соединения: классификация, номенклатура, изомерия, строение, устойчивость в растворах. Химия неметаллов и их соединений. Состав, строение, свойства, получение, применение. Химия s и p-металлов и их соединений. Состав, строение, свойства, получение, применение. Металлы побочных подгрупп (d и f) и их важнейшие соединения. Состав, строение, свойства, получение, применение. химический практикум.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы обучения: технология объяснительно-иллюстративного объяснений с элементами проблемного изложения, технология профессионально-ориентированного обучения, лекции, объяснительно-иллюстративный метод с элементами про­блемного изложения, контрольные и лабораторные работы, коллоквиумы, разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Общая и неорганическая химия» происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную письменную речь (ОК-2);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные химические понятия;

- основные правила номенклатуры химических соединений;

- основные законы химии, химической термодинамики, электрохимии и кинетики;

- сущность учения о периодичности и его роль в прогнозировании свойств химических элементов и их соединений;

- квантово-механическое строение атомов, молекул и химической связи;

- единую природу химической связи в неорганических веществах;

- основные классы неорганических веществ, свойства их типичных представителей;

- химию элементов и их соединений.

уметь:

- применять химические теории и законы, концепции о строении и реакционной способности неорганических веществ;

- работать с измерительными приборами, используя физико-химические методы анализа;

- самостоятельно применять полученные навыки и знания при написании рефератов.

владеть:

- навыками работы с расчетными формулами, решать расчетные и экспериментальные задачи по химии;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

- работы с расчетными формулами, решать расчетные и экспериментальные задачи по химии;

- моделирования эксперимента по химии;

- рецензирования научной и научно-методической литературы.



6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 академических часа).



7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.



8. Составитель:

Оскотская Эмма Рафаиловна, доктор химических наук, профессор, заведующая кафедрой химии.

Карпушина Галина Ивановна, кандидат химических наук, доцент, кафедры химии.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Аналитическая химия»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Аналитическая химия» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б.4.3).

Дисциплина «Аналитическая химия» является базовой для последующего изучения других дисциплин вариативной части профессионального цикла «Физическая и коллоидная химия».

2. Цель изучения дисциплины

Преподавание аналитической химии имеет своей целью раскрыть теоретические основы современных методов анализа веществ, обеспечить их освоение и понимание возможности их применения для решения конкретных практических задач.



3. Структура дисциплины

Метрологические основы химического анализа. Типы химических реакций и процессов в аналитической химии. Методы обнаружения и идентификации. Методы разделения и концентрирования. Химические методы анализа. Физико-химические методы анализа.



4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы обучения: технология объяснительно-иллюстративного объяснений с элементами проблемного изложения, технология профессионально-ориентированного обучения, лекции, объяснительно-иллюстративный метод с элементами про­блемного изложения, контрольные и лабораторные работы, коллоквиумы, разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Почвоведение Аннотация к рабочей программе дисциплины
1156.82kb.
8 стр.
Аннотации к программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»
2739.82kb.
16 стр.
Аннотации к программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе
1515.95kb.
8 стр.
«русский язык», «литература» Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»
686.87kb.
5 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
27.89kb.
1 стр.
Руководство хореографическим коллективом Аннотация рабочей учебной программы дисциплины
26.77kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
23.13kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
16.2kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
22.28kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
255.52kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
38.81kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
16.93kb.
1 стр.