Главная
страница 1страница 2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института искусств

__________________________

_____________ В.С. Елагин

«______»____________ 20__ г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «РИСУНОК» 540700

Профиль: Изобразительное искусство

Квалификация выпускника: бакалавр художественного образования
Статус дисциплины: ДПП. Б.1

(код по УП)

Новосибирск 2011г.
Одобрено: кафедра рисунка и скульптуры

Протокол № от года.

Зав. кафедрой: Карнушина И.А.

(доцент кафедры рисунка и скульптуры.)


Рекомендовано: совет факультета ___________

Председатель совета: _______________________

«_____» __________ 20___ г.

Аннотация

УМКД по курсу «Введение в теорию рисунка» составлен на основе ГОС ВПО по направлению 540700 Художественное образование, по профилю изобразительное искусство, квалификация выпускника: бакалавр художественного образования, утвержденному 31 января 2005 г. и учитывает требования ГОСТ Р ИСО 9001-2000 СМК.

Курс разработан на основе системы точечно-направленных и в то же время логически дополняющих друг друга мелких блоков, заключенных в единую программу, базирующуюся на теоретическом и практическом материале.

УМКД представляет собой комплекс учебных, учебно-методических и информационных ресурсов, которые, благодаря своей временной динамичности, могут подвергаться небольшой коррекции, не наносящей ущерба специфике учебной программы дисциплины.

УМКД предназначен для студентов и преподавателей института искусств НГПУ.

Составитель:

И.А. Карнушина – доцент кафедры рисунка и скульптуры



Рецензент:

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

Структура учебно-методического комплекса


  1. Учебная программа дисциплины

  2. Методические указания по изучению дисциплины для студентов

  3. Методические рекомендации для преподавателей

  4. Контролирующие материалы по учебной дисциплине



  1. Цели освоения дисциплины

Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно-педагогического образования и эстетического воспитания будущих бакалавров художественного образования. Рисунок как самостоятельный учебный предмет имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей студентов, для формирования эстетического вкуса и эстетических потребностей, для приобретения специальных умений и навыков реалистического отображения действительности.

В основу академического рисунка положен принцип единства обучения основам изобразительной грамоты и формирования умений и навыков реалистического изображения, т.е. принцип единство теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.

Перед бакалавром художественного образования стоит задача воспитания художественного вкуса и творческих способностей. Эти задачи, возможно, решить только в процессе овладения умениями, навыками реалистического отображения действительности. Бакалавр художественного образования должен не только сам владеть достаточно высоким уровнем умений, навыков реалистического рисования, но и глубоко понимать сущность творчества, ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отображения объективной действительности в изобразительном искусстве.

В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры. В процессе работы с натуры у студентов развиваются зрительная память и наблюдательность, они учатся видеть типичное в окружающей действительности. Эти же качества будущим педагогам предстоит развивать у учащихся.

Вся учебная работа по рисунку неразрывно связана с практическим изучением перспективы, пластической анатомии и законов распределения светотени на объемной форме. Одновременно рекомендуется изучение классического наследия и методической литературы по рисунку.

Основной принцип работы над рисунком – последовательное его выполнение от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему, от простого к сложному.

Практические занятия рисунком развивают у студентов умение правильно изображать видимые конкретные формы в условиях реальной среды, видеть и передавать объемную форму предметов в пространстве на двухмерной плоскости листа бумаги. Обучение рисунку дает будущему учителю не только профессиональную грамотность, но и воспитывает его эстетически, что крайне важно для дальнейшей работы по эстетическому воспитанию школьников.



Основное место в программе уделено изображению человека – самого сложного и содержательного объекта изобразительного искусства. На первом курсе объектами натурных постановок являются гипсовые модели, натюрморты и т.п., но уже в программу первых курсов включены наброски фигуры человека. Это вызвано необходимостью подготовить, студентов к работе над эскизами тематических композиций.

Необходимо также учитывать, что задачи подготовки художников-бакалавров требуют проявления особенного внимания к учебно-методической стороне обучения рисунку, поскольку выпускаемым институтом искусств бакалаврам предстоит осуществлять педагогическую работу в общеобразовательной школе.

Для получения зачета студенты представляют на кафедру все работы, выполненные в течение семестра. Зачеты проводятся всем коллективом кафедры. Просмотр практических работ проводится в зачетный период.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО




ДПП


Дисциплины профильной подготовки 540709 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1600

ДПП.01

Рисунок. Технология работы с графическими материалами.

Выбор места с учетом расстояния, линии горизонта, освещенности. Компоновка изображаемого объекта в листе при выполнении рисунка с натуры. Способы построения трехмерного пространства на плоскости листа. Линейная перспектива, светотеневая моделировка, воздушная перспектива. Передача структуры и фактуры изображаемого материала в возможностях графических техник.

Изучение композиционных и технических средств при рисовании гипсовых орнаментов. Изучение соразмерности и пропорциональных отношений в листе при рисовании гипсовых слепков. Главное и второстепенное в пластической анатомии. Особенности рисования фигуры человека. Задачи учебной постановки. Возрастные и половые анатомические особенности человека. Анатомический анализ скелета и мышечной системы человека применительно к задачам учебного рисунка фигуры человека (пропорции человеческого тела, возрастные особенности).

Анализ пластической формы и конструкции человеческого тела в рисунке. Принцип рисования одетой фигуры как анатомическое и пластическое исследование.

Принцип рисования обнаженной фигуры как синтез умений в академическом рисунке. Принципы изображения фигуры человека в свободном пространстве, в интерьере (на примерах рисунков мастеров).


450



3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины Рисунок

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:



а) общекультурными (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);

  • владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 11);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональными (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

  • в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11)



в) профильно-профессиональными (ППК)
- имеет представление о задачах станковой живописи; методически грамотно строит процесс изображения натюрморта, портрета, одетой и обнаженной фигуры человека живописными средствами; владеет навыками уверенного живописного изображения натуры (ППК-1);

- знает закономерности воздушной и линейной перспективы, природы цвета, колорита; сознательно применяет на практике основы изобразительной грамоты (ППК-2);

- владеет основами академического рисунка; пластической анатомией фигуры человека; принципами конструктивного построения изображения; методами и технологией классических техник станковой графики (ППК-3).

- технически грамотно работает в различных живописных и графических техниках (акварель, гуашь, масляная живопись, темпера, пастель, мягкий материал и др.); применяет художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в своей творческой деятельности (ППК-4);

- знает основы композиции различных жанров изобразительного искусства и их особенности; анализирует образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; реализует художественный замысел в практической художественной и педагогической деятельности (ППК-5).
4. Структура и содержание дисциплины Рисунок

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 168 часов.



Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

Формы текущего контроля

Форма промежуточного контроля



Форма итогового контроля

Лекция

П/З

Л/З

СРС

час

балл

час

балл

час

балл

час

балл

1




3













68




8




Зачет

2




4













80




8




-




Итого
















148




16








Содержание дисциплины
Тематический план 2 курс 3 семестр



Наименование разделов и тем

Количество часов

Лек.

Л/З

СРС

1

Рисунок черепа в двух поворотах




16

4

2

Рисунок обрубовочной и анатомической модели головы (Экорше) 2 в листе.




16




3

Зарисовки головы натурщика в трех поворотах




12

4

4

Рисунок головы натурщика




24







Итого:




68

8



Содержание дисциплины

2 курс 3 семестр

Практические занятия.

  1. Изображение черепа в двух положениях /бумага, карандаш/.

Задачи: изучить строение конструктивно-анатомической структуры, характер формы костей с различных точек зрения, их взаимосвязь.

  1. Рисунок обрубовочной и анатомической модели головы Экорше (Гудон) /бумага, карандаш/.

Задачи: изучить конструкцию форму головы, пластику лица в зависимости от основных мышц;

3. Зарисовки головы натурщика в трех поворотах

Задачи: анализ особенностей анатомического строения головы, выявление анатомической структуры (выступы скуловых костей, глазные впадины, носогубные складки). Выявление материальности (блеск глаз, фактура волос, особенности кожи).

4. Рисунок головы натурщика /бумага, карандаш/.

Задачи: анализ особенностей анатомического строения головы, выявление анатомической структуры (выступы скуловых костей, глазные впадины, носогубные складки). Выявление материальности (блеск глаз, фактура волос, особенности кожи).

5. Зачет.


Тематический план 2 курс 4 семестр



Наименование разделов и тем

Количество часов

Лек.

Л/З

СРС

1

Рисунок головы натурщика с введением фона




24




2

Рисунок головы натурщика в легком движении (м/м)




16




3

Зарисовка головы натурщика с плечевым поясом с введением фона (материал по выбору)




16




4

Рисунок головы натурщика с плечевым поясом в легком повороте (костюмированная постановка)




24




5

Копии с классических образцов







8




Итого:




80

8


Содержание дисциплины

2 курс 4 семестр

Практические занятия.

1. Рисунок головы натурщика с введением фона /бумага, карандаш/.

Задачи: передать пластическую и психологическую характеристику модели, проанализировать соотношение анатомического строения головы, шеи и плечевого пояса.

2. Рисунок головы натурщика в легком движении (м.м.)

Задачи: на примере копий с работ мастеров научиться приемам ведения рисунка, умение добиваться результата различными средствами и техникой.

3. Зарисовка головы натурщика с плечевым поясом с введением фона /материал по выбору/.

Задачи: умение вести линейно-конструктивный рисунок, закрепление знаний основных пропорций и умение грамотно вводить в рисунок детали.

4. Рисунок головы натурщика с плечевым поясом в легком повороте (костюмированная постановка)/бумага, карандаш/.

Задачи: выявить динамику и ритм движения, умело соотнести фигуру с фоном.

5. Копии с классических образцов

Задачи: закомпоновать фигуру в интерьере, используя предметы быта и драпировки для передачи образности модели.
5. Образовательные технологии


    Базу профессионального освоения графического мастерства составляет практическая деятельность студента. Особое внимание в освоении курса уделяется технологии работы с графическими материалами, изучению композиционных и технических средств при рисовании гипсовых орнаментов, гипсовых моделей головы, натюрмортов, изучению соразмерности и пропорциональных отношений в листе. Дисциплина введение в методику рисунка предполагает широкое использование в учебном процессе практических и самостоятельных форм проведения занятий, мастер-классов, факультативов с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В начале курса предусмотрена вводная лекция.

    6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины

    Получаемые на практических занятиях знания закрепляются в процессе самостоятельной работы студентов. Роль преподавателя организовать и направить эту работу (создать условия для занятий, осуществлять методическое руководство и т.д.).

    Самостоятельная работа контролируется кафедрой и учитывается при аттестации в конце семестра.

    Баллы за домашние наброски и зарисовки выставляются преподавателем еженедельно и суммируются на просмотре.

    Текущий контроль осуществляется в форме индивидуальных консультаций во время работы над постановкой и еженедельной проверки домашнего задания.

    В середине семестра ведущие преподаватели проводят предварительный просмотр студенческих работ, проставляя соответствующие баллы за каждую работу, контролируя, таким образом, текущую успеваемость.



    Критерии оценивания заданий по итогам текущего контроля.



      Критерии оценивания

      Баллы

      мин

      макс

      1

      Владение законами воздушной и линейной перспективы, принципами конструктивного построения изображения.

      0,33

      2

      2

      Знание и владение принципами формы образования модели.

      0,33

      2

      3

      Знание методов и технологий классической техники станковой графики.

      0,34

      1



      Итого:

      1

      5

    В зависимости от задач и сложности постановки минимальное количество балов может варьироваться.



    Критерии оценивания заданий по результатам итогового просмотра.



      Критерии оценивания

      Баллы

      мин

      макс

      1

      Соответствие количества выполненных заданий учебному плану.

      0

      10

      2

      Знание и владение законами композиционного построения рабочей плоскости листа.

    1. Владение законами воздушной и линейной перспективы, принципами конструктивного построения изображения.

      10



      15



      4

      Знание и владение принципами формы образования модели.

      10

      15

      5

      Знание методов и технологий классической техники станковой графики.

      10

      10



      Итого:

      30

      50

    На кафедре устанавливается следующая шкала соответствия между оценками, выставляемыми по многобальной системе, и оценками по пятибалльной системе:

    «отлично» - 45-50 баллов.

    «хорошо» - 38-44 балла.

    «удовлетворительно» - 30-38 баллов.

    «неудовлетворительно» - 0 баллов.



    7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Рисунок

    Список основной и дополнительной литературы



    1

    Кузин Владимир Сергеевич.
       Рисунок. Наброски и зарисовки : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. : Доп. Мин. образования РФ / В. С. Кузин. - М. : Академия, 2004. - 232 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 230. - ISBN 5-7695-1421-3.

    2

    Кузин Владимир Сергеевич.
       Наброски и зарисовки : пособие для учителей / В. С. Кузин. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1981. - 160с. : ил.

    3

    Бабияк Вячеслав Вячеславович.
       Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII-начала ХХ века : учебно-метод. пособие для пед. вузов. : Доп. Учебно - метод. объединением Мин. образования РФ / В. В. Бабияк. - СПб. : Гиппократ, 2004. - 296 с. : ил. - Список иллюстраций , указатель имен , список сокращений. - Библиогр . с284 - 292. - ISBN 5-8232-0012-9.

    4

    Кирцер Юзеф Михайлович.
       Рисунок и живопись : учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М. : Высшая школа : Академия, 2000. - 272 с.

    5

    Беда, Георгий Васильевич.
       Основы изобразительной грамоты : Рек. ГУМУ общего ср. образования Госкомитета СССР / Г. В. Беда. - Москва : Просвещение, 1989. - 192с. : ил. - (Библиотека учителя изобразительного искусства). - Библиогр.: с. 190. - ISBN 5-09-000990-2.

    6

    Ли Николай Геннадьевич.
       Основы учебного академического рисунка : учебник для студ. вузов : доп. М-вом образования РФ / Н. Г. Ли. - М. : ЭКСМО, 2004. - 480 с. : ил. - Библиогр. : с.477. - ISBN 5-699-04508-2.

    7

    Хогарт Берн.
       Игра света и тени для художников : учебное пособие / Б. Хогарт; пер. с англ. Матвеева В.С. - Тула : Родничок ; М. : Астрель : АСТ, 2001. - 152 с. : ил. - ISBN 5-17-006044-0 (ООО "Издательство АСТ"). - ISBN 5-89624-065-1 (ООО"Издательство "Родничок"). - ISBN 5-271-01659-5 (ООО"Издательство Астрель").

    8

    Ростовцев Николай Николаевич.
       Рисование головы человека : учебное пособие для худож. училищ : доп. Управ. кадров учеб. завед. и научных учрежд. МК СССР / Н. Н. Ростовцев. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - 304 с. : ил. - ISBN 5-85200-079-5.

    9

    Чиварди Джованни.
       Техника рисунка : инструменты, материалы, методы ; практические советы / Д. Чиварди ; пер. с итал. Л. Агаева. - М. : Эксмо, 2003. - 64 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-04-009959-2.

    10

    Чиварди Джованни.
       Рисунок : Художественный образ в анатомическом рисовании / Д. Чиварди ; пер. с итал. К. Мольков. - М. : Эксмо, 2003. - 168c. : ил. - (Классическая библиотека художника). - Приложения с. 154-159. - Указ. с. 6. - ISBN 5-04-008469-2.

    11

    Чиварди Джованни.
       Рисунок : Пейзаж : методы, техника, композиция / Д. Чиварди ; пер. с итал. О. Семенов. - М. : Эксмо, 2004. - 64 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-04-008473-0.

    12

    Ростовцев Николай Николаевич.
       Академический рисунок : учебник для студ. худ. - граф. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 237 с. : ил. - Словарь: с. 228-236. - Библиогр.: с.237-238. - ISBN 5-09-004262-4.

    13

    Норлинг Эрнест.
       Объемный рисунок и перспектива / Э. Норлинг ;пер. с англ. М. Авдонина. - М. : ЭКСМО, 2004. - 160 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-699-05940-7.

    14

    Никодеми Г. Б.
       Рисунок : Школа рисунка / Г. Б. Никодеми ; пер. с итал. Г. Семеновой. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 160 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-04-088002-0.

    15

    Гордон Луиза.
       Рисунок : Техника рисования головы человека / Л. Гордон ; пер. с англ. Е. Зайцевой. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 120 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - Указ. с. 117-119. - ISBN 5-04-005202-2.

    16

    Медведев Леонид Георгиевич.
       Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку : учебное пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. вузов : доп. М-вом просвещения СССР / Л. Г. Медведев. - М. : Просвещение, 1986. - 159 с. : ил. - Библиогр.: с. 158.

    17

       Энциклопедия рисования / оформ. Н. Рис ; ред. А. Смит, Дж. Тетчелл ; пер. с англ. Т. Покидаевой. - М. : Росмэн, 2005. - 128 с. - Словарь: с. 126-127. - Библиогр.: с. 128. - ISBN 5-353-00471-Х.

    18

       Учебный рисунок : учебное пособие для высш. худож. учеб. заведений : доп. М-вом культуры СССР / под ред. В. А. Королева ; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 125 с. : ил.

    19

    Шешко Иосиф Брониславович.
       Построение и перспектива рисунка : учебное пособие для студ. пед. вузов по специальности "Педагогика и методика нач. обучения" : доп. М-вом просвещения СССР / И. Б. Шешко. - 3-е изд., доп. - Минск : Вышэйшая школа, 1981. - 136 с. : ил. - Словарь: с. 130-134. - Библиогр.: с. 129.

    20

    Терентьев Анатолий Ефимович.
       Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства : пособие для учителей / А. Е. Терентьев. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с. ил. - Библиогр.: с. 174.

    21

    Секачева Ангелина Викторовна.
       Рисунок и живопись : учебник для средн. спец. учеб. заведений : доп. М-вом легкой промышленности СССР / А. В. Секачева, А. М. Чуйкина, Л. Г. Пименова. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 216 с. : ил. - Библиогр.: с. 210.

    22

       Рисуем костюм : материалы, композиция, техника / авт.-сост. А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. - Минск : Харвест, 2003. - 48 с. : ил. - (Учимся рисовать). - ISBN 985-13-1630-Х.

    23

       Рисуем лошадь : материалы, композиция, техника / авт.-сост. А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. - Минск : Харвест, 2006. - 48 с. : ил. - (Учимся рисовать). - ISBN 985-13-7411-3.

    24

       Рисуем деревья : материалы, композиция, техника / авт.-сост. А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. - Минск : Харвест, 2003. - 47 с. : ил. - (Учимся рисовать). - ISBN 985-13-1628-8.

    25

    Баммес Готфрид.
       Изображение фигуры человека : пособие для художников, преподавателей и учащихся / Г. Баммес ; пер. с нем. В. А. Виталса. - М. : Сварог и К, 1999. - 336 с. : ил. - Указ. предмет.: с. 333-334. - Указ. имен.: с. 335-336. - Библиогр.: с. 332. - ISBN 5-93070-015-Х.

    26

       Все о технике: рисунок : незаменимый справочник для художников / пер. текста А. И. Ильфа. - М. : Арт-Родник, 2000. - 143 с. : ил. - Указ.: с. 142-143. - ISBN 5-88896-041-1.

    27

    Харрисон Хазэл.
       Энциклопедия техник рисунка / Х. Харрисон ; пер. с англ. И. А. Сергеевой. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 160. : ил. - Указ.: с. 156-159. - ISBN 5-17-030978-3 (ООО "Издательство АСТ"). - ISBN 5-271-11331-0 (ООО"Издательство Астрель"). - ISBN 1-84448-019-4 (англ.).

    28

    Барбер Баррингтон.
       Основы мастерства = The Fundamentals of Drawing / B. Barber : рисунок : полный профессиональный курс для художников : пер. с англ. / Б. Барбер. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 208 с. : ил. - ISBN 5-17-033417-6 (АСТ). - ISBN 5-271-12127-5 (Астрель). - ISBN 1-84193-068-7 (англ.). - ISBN 985-13-5606-9 (Харвест).

    29

    Лушников Борис Васильевич.
       Рисунок : Изобразительно-выразительные средства : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Б. В. Лушников, В. В. Перцов. - М. : Владос, 2006. - 240 с. : ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 239. - ISBN 5-691-01575-3.

    30

    Лушников Борис Васильевич.
       Рисунок : Портрет : учебное пособие для вузов по специальности " Изобразительное искусство" : доп. УМО вузов РФ / Б. В. Лушников. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 144c. : ил. - (Учебное пособие для вузов). - Библиогр.: с. 142. - ISBN 978-5-691-01224-2.

    31

    Копылов А. С.
       Рисунок : методические рекомендации для абитуриентов Института искусств НГПУ / авт.-сост. А. С. Копылов, Карнушина И. А. ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2006. - 70 с. : ил. - Словарь: с. 19-20. - Библиогр.: с. 10.

    32

    Мясников Игорь Петрович.
    33   Рисунок : учебное пособие : рек. УМО вузов РФ / И. П. Мясников. - М. : Ассоциация ст34роительных вузов, 2007. - 208 с. : ил. - Библиогр.: с. 205. - ISBN 5-93093-452-5.

    33

    Сервер Франсиско Асенсио.
       Рисунок для начинающих : учебное издание / Ф. А. Сервер ; пер. с нем. О. Асписовой. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 175 с. : ил. - Словарь: с. 4. - ISBN 5-17-023-735-9 (АСТ). - ISBN 5-271-08581-3 (Астрель). - ISBN 3-8290-8857-4 (нем.).

    34

    Станир Питер.
       Рисунок : базовый курс : пер. с англ. / П. Станир, Т. Розенберг. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 239 с. : ил. - ISBN 5-17-029179-5 (АСТ). - ISBN 5-271-11121-0 (Астрель). - ISBN 0-84013-540-9 (англ.). - ISBN 985-13-3034-5 (Харвест).

    35

    Медведев, Леонид Георгиевич.
       Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев ; рец. С. П. Ломов. - Омск : ИД "Наука", 2008. - 290 с. : ил.

    36

    Гаррисон, Хейзл.
       Рисунок и живопись : Полный курс. - Москва : Эксмо, 2007.

    37

    Джилл, Роберт У.
       Рисование пером и тушью / Р. У. Джилл ; пер. с англ. А. В. Виноградского. - Москва : Высшая школа, 1983. - 344 с. : ил.

    38

    Курячий, Алексей Александрович.
       Композиционный рисунок пейзажа на пленэрной практике : методические рекомендации для студентов ИИ НГПУ / А. А. Курячий ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 12 с. - Библиогр.: с. 10.

    39

    Курячий, Алексей Александрович.
       Кратковременный рисунок обнаженной фигуры : методические рекомендации для ИИ НГПУ / А. А. Курячий ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 12 с. - Библиогр.: с. 10.



    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. Копийные материалы для студентов 1 и 2 курсов/ ii.grafika@yandex.ru



    9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Оборудование мастерских:



  • Мольберт для работы стоя.

  • Мольберт для работы сидя.

  • Стулья.

  • Подиум вертикальный.

  • Подиум натюрмортный горизонтальный.

  • Софит.

    Натурный фонд:

  • Гипсовые копии с классических образцов.

  • Натюрмортный фонд (драпировки, бытовые предметы, муляжи овощей и фруктов).

    Наглядные пособия:

  • Копии работ классических мастеров.

  • Студенческие работы из фонда кафедры.

  • Работы преподавателей ИИ.

  • Методические работы.



    10. Технологическая карта студента по дисциплине Рисунок на 3 семестр.



    Виды учебной деятельности студентов

    Баллы

    Форма отчетности

    Сроки сдачи

    Полученный балл/оценка

    Подпись преподавателя

    мин

    макс

    балл

    оценка

    1

    Посещение практических занятий

    1

    5

    Журнал посещаемости













    2

    Рисунок черепа в двух поворотах

    2

    5

    Просмотр













    3

    Рисунок обрубовочной и анатомической модели головы (Экорше) 2 в листе.

    2

    5

    Просмотр













    4

    Зарисовки головы натурщика в трех поворотах

    3

    5

    Просмотр













    5

    Рисунок головы натурщика

    3

    5

    Просмотр













    6

    Домашние наброски и зарисовки

    17

    25

    Журнал

    Итоговый просмотр















    7

    Зачет

    30

    50

    Итоговый просмотр
















    Итого:

    58

    100

















    Технологическая карта студента по дисциплине Рисунок на 4 семестр.



    Виды учебной деятельности студентов

    Баллы

    Форма отчетности

    Сроки сдачи

    Полученный балл/оценка

    Подпись преподавателя

    мин

    макс

    балл

    оценка

    1

    Посещение практических занятий

    1

    5

    Журнал посещаемости













    2

    Рисунок головы натурщика с введением фона

    8

    12

    Просмотр













    3

    Рисунок головы натурщика в легком движении (м/м)

    8

    12

    Просмотр













    4

    Зарисовка головы натурщика с плечевым поясом с введением фона (материал по выбору)

    8

    16

    Просмотр
















    Рисунок головы натурщика с плечевым поясом в легком повороте (костюмированная постановка)

    8

    16

    Просмотр













    5

    Копии с классических образцов

    5

    9

    Просмотр













    6

    Домашние наброски и зарисовки

    20

    30

    Журнал

    Итоговый просмотр


















    Итого:

    58

    100


















Примечание:



  1. Посещение практических занятий

Отсутствие пропусков занятий – 5 баллов

Посещение не менее 80% занятий – 4 балла

Посещение не менее 70% занятий – 3 балла

Посещение не менее 60% занятий – 2 балла

Посещение не менее 50% занятий – 1 балл

Посещение менее 50% занятий – 0 баллов



  1. Баллы за аудиторные постановки ставятся преподавателем на предварительных просмотрах.

  2. Баллы за домашние наброски и зарисовки выставляются преподавателем еженедельно:

10 зарисовок – 1 балл (недельный план).

4. Экзамен оценивается по критериям учебных постановок на итоговом просмотре.

5. Зачет проводится в форме просмотра.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Специфика методики преподавания данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается студентами в процессе практических занятий. Каждое практическое занятие начинается с короткого лекционного введения, в процессе которого преподаватель определяет основные задачи и требования, выполнение которых предусматривает текущий объем практической работы, а также максимально полно раскрывает техники и методы осуществления поставленных задач. Любое практическое занятие сопровождается необходимой теоретической информацией, направленной как индивидуально на работу каждого студента, так и в целом на всю группу. Каждое практическое занятие осуществляется на станке с использованием бумаги требуемого заданием рабочего плана формата и графическими материалами, определяющими используемую технику.

Курс «рисунок» предусматривает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов, обозначенную рабочим планом дисциплины.

Аудиторная самостоятельная работа состоит из решения графических задач, поставленных для выполнения основной длительной работы, либо зарисовок и набросков ей предшествующих, а также выполнение срезовых внутрисеместровых работ по темам разделов дисциплины.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента заключает в себя систематическое (ежедневное) выполнение набросков и зарисовок, предполагающих накопление навыков ведения графической работы, а так же как подготовительный материал к следующему заданию.

Обязательный минимум самостоятельных работ студентов и график их выполнения освещается в учебной программе, прилагаемой в электронном варианте и твердой копии, а так же методических рекомендациях: Рисунок. Методические рекомендации для абитуриентов Института искусств: методические рекомендации/ А.С.Копылов, И.А. Карнушина.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.- 70с.


Обязательный минимум самостоятельных работ студентов
Для наиболее полного изучения дисциплины обеспечивается доступ каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню задач дисциплины, к методическим пособиям: Композиционный рисунок пейзажа на пленэрной практике: методические рекомендации/ А.А. Курячий.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008.- 12с., фондам учебной литературы, а также наглядным пособиям: ii.grafika@yandex.ru.(Копийные материалы для студентов 1 курса).

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «рисунок» 540700 Профиль: Изобразительное искусство
374.49kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
603.06kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»/ Ижевск: УдГУ. 2010. с Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»
598.32kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории Направление подготовки 020400. 68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология»
533.93kb.
5 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.