Главная
страница 1страница 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноярская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО МОУ «Красноярская ООШ»

М. Ю. Романова

Протокол № ___ от «__»

__________________2011г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

М. М. Глухова

«__»________________2011г.




«Утверждаю»

Директор МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

В. Г.Архипов

Приказ № ___ от «__»_______________2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебному курсу «Литература»

6 класс

учителя русского языка и литературы

Романовой Марины Юрьевны

2011-2012 учебный год



Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем, в классе 4 человека, 50 % качество знаний, 100 % успеваемость.

Перечень разделов учебного курса


Содержание

Кол-во часов

Сочинения

Мифы

7




Устное народное творчество

4




Древнерусская литература

2




Литература XIX века

31

2

Литература XX века

19

3

Зарубежная литература

7




ИТОГО

70

5



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:



  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Полухина В.П. и др. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М. Просвещение. 2006.

Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 6 класс. М. Просвещение. 2006.

Полухина В.П. Литература. 6 класс. Методические советы. М. Просвещение. 2006.

Календарно – тематическое планирование





Тема урока

Кол. час.

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Мифы (7 часов)

1

Понятие о мифе

1

Миф. Отличие мифа от сказки. Появление мифов. Работа с книгой Н. Куна

Чтение статьи учебника, слово учителя, запись определения «миф» в тетрадь, знакомство с книгой Н. Куна

Знать, сто такое миф, как возникли мифы. Понимать отличие мифа от сказки. Познакомиться с книгой Н. Куна

Знакомство с книгой

«Скотный двор царя Авгия» прочитать







2

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг)

1

Мифы Древней Греции. Боги Олимпа. Подвиги Геракла. Шестой подвиг Геракла. Возникновение олимпийских игр

Чтение мифа, ответ на вопросы, пересказ, устное словесное рисование

Знать о мифах Древней Греции, шестой подвиг Геракла. Ориентироваться в древнегреческой мифологии, знать имена богов Олимпа

Пересказ, ответ на вопросы

«Яблоки Гесперид» прочитать







3

Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид»

1

Двенадцатый подвиг Геракла.

Чтение мифа, ответ на вопросы, запись в тетрадь, пересказ

Знать о двенадцатом подвиге Геракла. Уметь делать выводы по произведению

Ответ на вопросы

«Пан», «Сизиф», «Прометей» и др. прочитать







4

Внеклассное чтение. «Пан», «Сизиф», «Прометей»

1

Мифы Древней Греции. Фразеологизмы, пришедшие из мифов

Пересказ мифов, ответ на вопросы, объяснение значений фразеологизмов

Знать содержание мифов. Уметь объяснять значение фразеологизмов, пришедших из мифов

Пересказ

«Легенда об Арионе» прочитать







5

«Легенда об Арионе»

1

Легенда. Легенда и миф. «Легенда об Арионе». Тема искусства в «Легенде об Арионе». Автор легенды. Стихотворение А.Пушкина «Арион»

Чтение легенды, ответ на вопросы, устное словесное рисование, анализ стихотворения А. Пушкина «Арион»

Знать содержание легенды. Понимать отличие и схожесть легенды и мифа. Уметь сопоставлять «Легенду об Арионе» и стихотворение А. Пушкина «Арион»

Ответ на вопросы

«Одиссей на острове циклопов. Полифем» прочитать







6

Гомер. «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

1

Значение творчества Гомера в мировой культуре. «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Комментированное чтение фрагментов поэмы, ответ на вопросы, составление плана отрывка, словесное рисование

Понимать значение творчества Гомера в мировой культуре. Знать содержание отрывка поэмы «Одиссея», воспринимать его

Беседа по отрывку

«Мифы древних славян» прочитать







7

Мифы древних славян. «Народный миф о солнце»

1

Мифы древних славян. Соответствия между греческим и славянским пантеонами. «Народный миф о солнце». Образность языка. Представления древних славян о мире

Комментированное чтение мифа, ответы на вопросы, работа со словарями

Знать содержание мифа. Находить соответствия между греческим и славянским пантеонами. Видеть образность языка мифа

Комментированное чтение

«Обрядовый фольклор» прочитать







Устное народное творчество (4 часа)

8

Обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни

1

Обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора

Прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника, ответы на вопросы, выразительное чтение

Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен. Понимать их эстетическую и художественную ценность, содержание, характер исполнения, ритм мелодии. Уметь соотносить календарно- обрядовые песни с событиями народного календаря

Выразительное чтение обрядовых песен

«Пословицы и поговорки» прочитать







9

Пословицы и поговорки

1

Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, мини- сочинение. Защита иллюстраций к пословицам

Знать определение понятий «пословица», «поговорка», их отличительные особенности, средства художественной выразительности. Понимать образный язык народной мудрости, прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Уметь объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в речи

Написать мини- сочинение об одной из пословиц

Составить устный рассказ с использованием пословиц







10

Знакомство с Библией. Рождество Иисуса Христа

1

Библия. Ветхий и Новый завет. Библия – духовная книга. Создание библии. «Рождество Иисуса Христа»

Слово учителя о книге, ответ на вопросы, комментированное чтение, составление тезисного плана

Знать, что такое Библия, как она создавалась, из каких частей она состоит. Понимать значение Библии. Знать содержание «Рождество Иисуса Христа»

Комментированное чтение

Прочитать притчи Иисуса Христа







11

Притчи Иисуса Христа

1

Притча. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине».Смысл и значение притч

Комментированное чтение, ответ на вопросы, работа с репродукциями, выразительное чтение

Знать, что такое притча, содержание притч. Понимать смысл и значение притч

Комментированное чтение

«Сказание о кожемяке» прочитать







Древнерусская литература (2 часа)

12

Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о кожемяке»

1

Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов. Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством. «Сказание о кожемяке»

Чтение статьи в учебнике, слово учителя, ответ на вопросы, устное словесное рисование, просмотр репродукций

Знать, что такое летопись, как создавалась русская летопись, кто её автор, содержание «Сказания о кожемяке». Понимать отражение народных идеалов в сказании. Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

Ответ на вопросы

«Сказание о белгородском киселе» прочитать







13

«Сказание о белгородском киселе»

1

Отражение народных идеалов в сказании

Чтение сказания, ответ на вопросы, комментированное чтение

Знать содержание сказания. Понимать отражение в сказании народных идеалов

Выразительное чтение, комментирование текста

«И.И. Пущину» прочитать







Литература 19 века (31 час)

14

А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении « И. И. Пущину»

1

Лицейские годы и лицейская лирика А. С. Пушкина. Искренняя, глубокая дружба поэта и И. Пущина. Жанр стихотворного послания

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения, пересказ истории создания стихотворения, ответы на вопросы, выразительное чтение, описание репродукций картин, анализ текста

Знать факты биографии Пушкина, историю создания стихотворения, художественные особенности жанра стихотворного послания. Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить признаки жанра послания

Выразительное чтение стихотворения

«И. И. Пущину» наизусть







15

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стремление к свободе

Прослушивание и восприятие стихотворения, осмысление сюжета, ответы на вопросы, выразительное чтение, комментирование

Знать факты биографии и творческой деятельности поэта, понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения. Определять поэтические средства изображения чувств лирического героя

( эпитеты, обращения, повторы, контраст, слово-образ)



Выразительное чтение стихотворения

«Узник» наизусть







16

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»,

«Зимняя дорога».



1

Пейзажная лирика А.Пушкина. Воплощение в стихотворениях мысли о гармонии природы и человека. Звуковая инструментовка стихотворений.

Чтение и восприятие стихотворений, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование

Знать, какие художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза и др.) использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. Уметь при чтении интонационно передавать любование сказочной красотой зимнего утра, радость полноты жизни и мотив грусти. Анализировать художественные средства, толковать их роль

Устное словесное рисование

«Зимнее утро» наизусть







17

Двусложные размеры стиха

1

Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, чётные и нечётные. Стопа. Стих

Чтение статьи учебника, определение размера стихотворения, литературоведческий анализ текста

Знать определение понятий «ямб», «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих». Уметь определять размер, расставляя ударения, составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения

Определить размер стихотворения

«Дубровский» 1-4 главы прочитать







18

Роман А. С. Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров

1

История создания романа: время, отраженное в нём. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения

Выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, характеров главных героев, ответы на вопросы, комментирование художественного произведения, анализ текста

Знать историю создания романа. Понимать зависимость поведения человека от социальной среды. Сравнивать образы Троекурова и А. Дубровского, указывая на сходство и различия их характеров, отмечая взаимную привязанность и неприязнь, правильно оценивать поведение героев, представлять картины жизни русского дворянства 20 годов 19 века

Ответы на вопросы

Главы 5- 11 прочитать







19

Образ благородного «разбойника» в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

1

Протест В. Дубровского против произвола и деспотизма

Выборочное чтение, осмысление сюжета, поведения героев, ответы на вопросы, анализ текста, пересказ

Знать содержание анализируемых глав. Уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев

Ответ на вопросы

Прочитать до конца







20

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

Воспитание и характер Маши Троекуровой, её взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения Дубровского и Марьи Гавриловны. Второе свидание Маши и Дубровского

Выборочное чтение, осмысление сюжета, поведения героев, их характеров, пересказ, ответы на вопросы, устное словесное рисование, анализ 12-19 глав романа

Знать содержание анализируемых глав романа. Понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову. Уметь составлять устное описание портрета героя

Устное описание, пересказ

Составить простой план романа







21

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

Композиция и сюжет

Осмысление сюжета художественного произведения, ответы на вопросы, обсуждение плана

Знать определение понятий «композиция», «сюжет», последовательность событий. Уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку, выделять основные событийные линии, делать вывод об организации сюжета в романе

Определить последовательность событий. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия

Письменный ответ на вопрос: как бы мог развиваться сюжет романа, если бы на псарне не было Парамошки и на дерзкие слова Дубровского Троекурову пришлось бы отвечать самостоятельно?







22-23

Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

2

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Отбор материала. Цепь сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения

Подготовка к сочинению

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы. Уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера), делать вывод

Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А. Пушкина «Дубровский»)

Дописать сочинение







24

Внеклассное чтение. «Молодые наши проказы» (А. С. Пушкин). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»

1

«Повести Белкина»- цикл повестей. «Барышня-крестьянка»

Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы

Знать сюжет и героев повести. Понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества – самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви

Пересказ

«Парус», «Тучи» прочитать







25

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Парус». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

1

Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М. Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворений

Выразительное чтение стихотворений, осмысление содержания, устное словесное рисование

Знать факты биографии поэта, историю появлений стихотворений. Находить художественно- выразительные средства. Понимать, в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек, паруса, особенности композиции, настроение

Ответ на вопросы

«Парус» наизусть







26

Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

1

Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один их художественных приёмов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация

Выразительное чтение стихотворения, осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы, устное словесное рисование, анализ текста

Знать определение понятий: «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация». Понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием. Уметь определять художественные средства языка, их роль, выразительно читать, сохраняя особую интонацию

Анализ текста

«Утес», «Листок», «На севере диком» прочитать







27

Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утёс», «Листок»

1

Антитеза как основной композиционный приём стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества

Выразительное чтение, осмысление сюжета, ответы на вопросы, устное словесное рисование, анализ текстов

Знать определение понятий: «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия». Понимать настроение стихотворений. Уметь определять средства художественной выразительности, объяснять их роль

Выразительное чтение

Выучить одно стихотворение наизусть,

«Бежин луг» прочитать









28

И. С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Изображение крестьянских детей в рассказе. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям

Выборочное чтение, осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы, устное словесное рисование, комментирование фрагментов текста, анализ текста

Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла, исторически реальные детали, содержание рассказа «Бежин луг». Понимать авторское отношение к героям. Уметь связно рассказывать о героях, характерах, выборочно пересказывать

Ответ на вопросы

Найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки







29

Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа

1

И. С. Тургенев – мастер пейзажа. Изображение природы в рассказе. Роль детали. Смысл названия рассказа

Выборочное чтение, художественный рассказ о Бежине луге, устное словесное рисование, комментирование текста, анализ текста

Знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажные зарисовки». Понимать, почему описаниям природы уделено особое внимание. Уметь анализировать эпизоды текста

Анализ текста

«Ночь перед Рождеством» прочитать сцены: «Чёрт украл месяц», «Два кума отправились в дорогу»







30

Н. В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»

1

Гоголь в Петербурге. История создания «Вечеров…». Повесть «Ночь перед Рождеством». План повести

Чтение статьи в учебнике, выборочное чтение, составление плана повести

Знать факты биографии Гоголя, историю создания «Вечеров…». Уметь составлять план повести

Рассказывание биографии, истории создания

Прочитать до сцены «Прощай, Оксана!»







31

Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1

Юмор в произведении. Картины народной жизни

Анализ эпизодов, пересказ, составление плана

Знать содержание повести. Уметь составлять план

Составление плана

Прочитать до сцены «Вакула во дворце»







32

Приключения кузнеца в поисках черевичек

1

«Вакула у Пацюка», «Вакула на черте», «Вакула в Петербурге»

Анализ эпизодов, выборочное чтение, устное словесное рисование, составление плана

Знать содержание повести. Уметь составлять план

Пересказ

Прочитать до конца







33

Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством»

1

«Вакула у запорожцев», «Вакула во дворце», «Счастливое возвращение кузнеца». Соотношение реалистического и фантастического в повести. Подведение итогов

Ответ на вопросы, комментированное чтение

Знать содержание повести. Уметь подводить итоги

Комментированное чтение

«Железная дорога» прочитать







34

Н. А. Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе»(К. И. Чуковский)

1

Н. А. Некрасов – певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей

Выразительное чтение, ответы на вопросы, сообщение о поэте, устное словесное рисование, анализ текста

Знать факты биографии поэта, определение понятий «сюжет», «фабула». Понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора

Ответ на вопросы

Подготовить устный рассказ на тему: «Правда о строительстве первой железной дороги»







35

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

1

Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реального и фантастического, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов

Выразительное чтение, ответы на вопросы, устный рассказ «Правда о строительстве первой железной дороги», анализ текста

Знать определение понятий: «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула».Уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа

Определить элементы фабулы, ответ на вопросы

«Дедушка» прочитать







36

Внеклассное чтение. Историческая поэма Н. А. Некрасова «Дедушка»

1

Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова: изображение декабриста, поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, рассказ об истории жизни главного героя, выразительное чтение, комментирование художественного произведения

Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя. Понимать, почему Некрасова волновала декабристская тема, его отношение к описываемым событиям. Уметь выразительно читать

Ответ на вопросы

Написать сочинение на тему: «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России»







37

Трёхсложные размеры стиха

1

Стопа. Поэтический размер. Ударный и безударный слоги. Трёхсложные размеры стиха: дактиль, анапест, амфибрахий

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, литературоведческий анализ поэтического текста

Знать определение понятий: «стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий». Уметь определять размер стихотворений

Определить размер стихотворений

«Левша» прочитать







38

Н. С. Лесков. «Левша». Изображение русского характера

1

«Левша» - «шедевр лесковского творчества»

(Ю. Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека



Чтение художественного текста, ответы на вопросы, анализ текста

Знать факты жизни писателя, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша». Уметь воссоздать портрет главного героя

Рассказать о характере левши

Подготовить чтение по ролям сцен: «Платов у туляков», «Левша у англичан», «Англичане дарят стальную блоху царю»







39

«…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

(Н. Лесков). Народ и власть в сказе



1

Проблема народа и власти в сказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя

Ответы на вопросы, выразительное чтение сцен, комментирование художественного произведения, анализ текста

Знать содержание рассказа. Понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти. Уметь объяснять авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе

Ответ на вопросы

Ответить на вопрос: кто и когда произносит пословицы, поговорки, новые слова в сказе?







40

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

1

Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка. Понятие каламбура

Комментирование художественного произведения, анализ языка произведения

Знать и понимать сходство и отличие между сказом Лескова и волшебной народной сказкой. Понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции. Уметь выделять приёмы сказочного повествования, их роль

Анализ языка сказа: стилизация под народную речь. Найти приёмы сказочного повествования. Перефразировать каламбурные обороты. Найти примеры новых слов

«Лошадиная фамилия» прочитать







41

А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия»

1

Слово о Чехове. Юмористические рассказы Чехова. «Лошадиная фамилия». Особенности стиля Чехова

Чтение статьи учебника «Из воспоминаний об А. П. Чехове», выразительное чтение, ответ на вопросы, комментирование произведения

Знать факты жизни писателя, содержание рассказа. Понимать особенности стиля писателя

Ответ на вопросы

«Налим», «Пересолил» прочитать







42

Мой любимый юмористический рассказ А. П. Чехова

1

«Налим», «Пересолил» и др. Комическое в рассказах. Краткость и лаконичность рассказов. Язык произведений. Сюжет

Пересказ, анализ произведений, устное рисование

Знать содержание рассказов, их особенность

Пересказ

«Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»







43-44

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

2

Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Изображение переходных состояний природы

Выразительное чтение стихотворений, осмысление содержания, ответы на вопросы, устное словесное рисование, анализ текстов

Знать авторов, определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «образ-символ», «антитеза», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «монолог». Понимать глубинный смысл стихотворений, мысли о всеобщем законе природы, о единстве и гармонии в ней

Выразительное чтение, анализ

Одно стихотворение наизусть, «В прекрасном и яростном мире» прочитать







следующая страница >>
Смотрите также:
Романовой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка Статус документа Настоящая программа
319.36kb.
2 стр.
Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
400.04kb.
4 стр.
Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
443.22kb.
4 стр.
Юсупова Юнуса Исхаковича I категория Ф. И. О., категория по физике 11 кл предмет, класс и т п 2011 2012 учебный год пояснительная записка. Настоящая рабочая программа курса
351.79kb.
1 стр.
Публичный доклад директора мбоу сош №2 им. В. Н. Михайлова Ивановой Марины Юрьевны за 2011-2012 учебный год 2012г
823.19kb.
5 стр.
Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
199.25kb.
1 стр.
Пояснительная записка Статус документа
339.87kb.
1 стр.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 9 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
547.46kb.
5 стр.
Александр Юрьевич Алтынцев Салба 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
193.71kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Закона Амурской области «Об областном бюджете на 2011 год»
981.72kb.
12 стр.
Пояснительная записка статус документа
195.1kb.
1 стр.