Главная
страница 1
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней № 59

Харьковского городского совета Харьковской области


Конспект урока

по Всемирной истории в 6 классе

на тему:

«Древняя Индия»

Чут Наталия Васильевна

учитель истории и правоведения

Тема урока: « Древняя Индия»
Цели урока: ознакомить учащихся с природно-климатических условиями, географическим положением Индии, с древ­нейшими цивилизациями долины реки Инд; совер­шенствовать навыки установления взаимосвязи между географическим положением и хозяйственным разви­тием страны; осветить различные научные подходы к проблеме арийского вторжения в Индию.

Ожидаемые результаты: после этого урока ученики смогут:


  • соста­вить представление о природно-климатических усло­виях и географическом положении Индии;

  • рассказать об основных этапах освоения человеком полуострова Индостан;

  • совершенствовать навыки работы с учебни­ком и контурной картой;

  • понять, что могут существовать различные под­ходы в освещении исторических событий.

Основные термины и понятия: Индская цивилизация, арии, раджа, Чандрагупта, Ащока.

Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, Хрестоматия по истории Древнего мира, мультимедиа-презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

ІІІ. Изучение нового материала.

План

1.Природно-климатические условия и географическое положение Индии.



2. Древнейшие цивилизации долины реки Инд.

3. Приход ариев. Возникновение цивилизации в долине реки Ганг.

4.Государства Древней Индии.

IV. Закрепление новых знаний.

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание.



ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы на повторение.

1.Что такое цивилизация?

2.Где возникли первые цивилизации? С чем это было связано?

3. Назовите ранние города. Как они возникали?

Учитель подводит итоги беседы. Первые цивилизации возникали обычно в долинах рек. Жизнь на берегу реки означала наличие пло­дородной почвы, запаса рыбы. По реке было легче, чем по суше, перевозить грузы. Вероятно, поэтому в Египте люди селились на берегу Нила, в Месопотамии — на берегах Тигра и Евфрата.

Тема нашего сегодняшнего урока – Древняя Индия.

«Мозговой штурм» - ассоциации со словом «Индии».

Как видим, об этой таинственной и далёкой стране вы кое что знаете и слышали. На уроках литературы, когда изучали творчество выдающегося английского писателя Дж. Киплинга, и на уроках географии в 7 классе будете знакомиться с Индией. Смотрели индийские фильмы, танцы, слушали индийские песни или познавательные передачи по ТВ, в которых рассказывается об этой стране.

Легко перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово - Индия.

На территории Древней Индии сегодня находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.



III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Природно-климатические условия и географическое положе­ние Индии.

Если из Двуречья путешествовать на восток, то мы с вами попадаем в сказочную страну – Индию. Она находится на полуострове Индостан и омывается водами Индийского океана на юге, на западе - водами Аравийского моря, а на востоке – водами Бенгальского залива. На севере Индии расположены величайшие в мире горы—Гималаи. Вершины их сплошь покрыты льдами и сне­гом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гима­лаях находится самая высокая на земле вершина — Джомо­лунгма, ее высота 8848 м. Слово «Джомолунгма» означает «под­небесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вер­шине горы обитают боги. В областях, рас­положенных близ Гималайских гор, порой бывает так же хо­лодно, как и в Северной Европе. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко.

Самые широкие и многоводные реки Индии - Инд и Ганг. Синдху - так называли одну из своих главных рек обитатели Древней Индии; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены - как инды.

Инд и Ганг берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. (стих)

Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта:

- здесь так же жарко,

- ежегодно Ганг и Инд широко разливаются

- и несут вместе с водой плодоносный ил.



Работа с документом. Природные богатства Индии

Документ № 1

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

II, 36. …Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а так­же олово и другие металлы, необходимые для изготовления ук­рашений, предметов повседневного пользования, и для военного снаряжения.

Помимо плодов Деметры (пшеница), в Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и так называемый боспор (один из видов проса) и, кроме того, многое, другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью — дикорастущее...

Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей, недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый - год там бывает по два дождливых сезона — один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой — летний, во время которого сеют рис и боспор, а также сезам и просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев. А если плоды одного урожая не вызревают, то и в этом случае они не остаются без плодов.

И дикорастущие ягоды, и произрастающие по болотистым местам различные корни, благодаря своей сладости, доставляют людям обилие пищи. Ведь почти все равнины этой страны пропитаны сладкой влагой от рек и летних ливневых дождей, что имеют удивительное обыкновение обильно выпадать в одно и то же время каждый год. Это происходит оттого, что теплая влага все время оседает из окружающего воздуха, и оттого, что жар сваривает в болотах корни, особенно больших трост­ников.

Вопросы к документу.

1.На какие полезные ископаемые богата Индия? Чему способствовали залежи таких ископаемых?

2. Ка­кому занятию благоприят­ствовали природные усло­вия долин Инда и Ганга в древности?

3. Какие с/х культуры выращивали древние индийцы?

4. Почему индийцы никогда не знали голода?
Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и
Ганга
.

В долине реки Инд редко выпадают дожди, в долине реки Ганг – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали


топкие болота и джунгли — непроходимые заросли деревьев и
кустарников. Джунгли не похожи на леса нашей Украины: поражает ог­ромная высот деревьев, густота растительности — здесь всегда было темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Ги­гантскими гирляндами свешивались лианы, создававшие сплош­ную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В долине Ганга во­дились слоны, тигры, пантеры, множество птиц и змей.

  1. Древнейшие цивилизации долины реки Инд.

Проблемный вопрос. Предположите, какая из речных долин Ин­дии была раньше заселе­на земледельцами. Почему? (Долина Инда сравнитель­но с долиной Ганга, покры­той джунглями, была бо­лее благоприятна для жизни в древнейшие времена.)

Самостоятельная работа учеников.

По данной информации составьте пять вопросов, начинающихся словами кто, что, где, когда, почему.



Рассказ учителя.

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник ІІ в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

В городах обнаружены большие склады для хра­нения зерна, по которым можно судить, что в те времена в до­лине Инда было развито земледелие и применялось искусственное орошение. Жилые дома имели ван­ные и туалеты. В городах была оборудована канализация — система труб из обожженного кирпича. Даже в современной Индии многие города лишены тех удобств, которые существо­вали в глубокой древности.

В городах Мохенджо-Даро и Хараппа жили ремесленники. Они изготовляли красивую посуду с узорами, ткали тонкие ткани, выплавляли из меди и бронзы орудия труда и украшения. В развалинах домов археологи нашли зернотёрки, ступки, топоры, ножи, оружие, и всё это было сделано из меди и бронзы. Железа древние индийцы не знали. Города вели оживлённую торговлю. Об этом свидетельствуют большие и маленькие бронзовые гири, найденные при раскопках.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме - юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты - жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу - круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

Особенно обрадовались археологи, найдя надписи на че­тырехугольных печатках, медных пластинках и других пред­метах. Но вот досада! Все попытки расшифровать эти надписи ни к чему не привели: неизвестно, какой народ жил здесь и на каком языке он говорил; к тому же найденных надписей сов­сем немного. И какой порядок жизни существовал в древнейших городах? Пока не прочитаны письменные источники, точно ответить на этот вопрос трудно. Можно только предполагать.

Эта цивилизация была названа Индской в честь реки Инд или Хараппской, а местное населении – дравиды. Когда в 15 в. до н.э. с Иранского нагорья спустились кочевники арии. Они увидели руины цветущих городов. До сих пор ученым неизвестно, по­чему древнейшие города Индии прекратили свое существование. Точно причина упадка не установлена, но известно, что в это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий или миграционными процессами, проходившими в это время между Кавказом и долиной Инда.



  1. Приход ариев. Возникновение цивилизации в долине реки Ганг.

В середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Индоарийцы были пастушеско-земледельческими патриархальными племенами, их было 9. Племена возглавляли раджи. Главным племенем было племя бхаратов. Все племена арийцев объединялись в союз, во главе стоял – махараджа. Главным занятием было скотоводство. Арии разводили овец, коров, лошадей. Даже слово война на языке ариев обозначала «поиск коров». Постепенно арийцы переняли у местного населения оседлый образ жизни, стали заниматься обменной торговлей и даже земледелием. А со временем занятие земледелием стало считаться занятием почётных - уделом «благородных».

Появление арийцев в Индии еще не так давно было принято объяснять как завоевательное вторжение племен высшей расы, частично истребившей, частично поработившей и ассимилировавшей местное население. Но открытие Индской цивилизации в 20-х годах XX в. доказывает, что культура дравидов была выше, чем у пришельцев. Конечно, отношение пришельцев с местным населением далеко не всегда были мирными, но в результате этнических перемещений и взаимных контактов происходила ассимиляция населения Индии; в то же время арии передавали свой язык – санскрит.



! Санскрит – литературный древнеарийский язык, на котором говорили в Древней Индии.

Рассказ учителя. Самым важным достижением в истории Индии в конце ІІ тыс.до н.э. было хозяйственное освоение и заселение долины Ганга, до этого поросшей джунглями. К середине I тыс. н. а. и в долине Ганга основной отраслью хозяйства стало земледелие.

Появление железных орудий труда позволила расширить территорию пахотных земель за счёт осушения болот и орошения полупустынных земель.



Задание.

Однажды древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину:

Индия удивительнейшая страна, - рассказывал он другу.

Там на кустах растет белая шерсть...

Этого не может быть, ты лжешь!

Нисколько... Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец и делают из нее ткани. А из тростника выжима­ют сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

Вранье! На свете нет ничего слаще меда!



Вопросы к заданию.

Подумайте, лгал ли путешественник?

О каких продуктах и вещах он говорил?

(Хлопок. Сахар.)

Выращивались ячмень, пшеница, бобовые, рис, хлопок, сахарный тростник, кунжут.

Ведущим пахотным орудием был плуг, в который запрягали волов и буйволов. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаме­ним. Он обладает силой и выносливостью, поедает разные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы ос­воить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участ­ков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне. Грудь боевого слона была защищена панцирем, лоб — медным или железным щитом, клыки удлинены желез­ными клинками, кривыми, как сабля. На спине слона была укреплена башенка, где находились стрелки из лука, на шее си­дел воин с длинным копьем.

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул (помесь осла с лошадью) — эти семь считаются домашними животными».



Какие выводы можно сделать из этих слов?

Сохраняло важное значение скотоводство. Из домашних животных были известны коровы, буйволы, овцы, козы, ослы, верблюды, лошади.

В индийской книге «Веды» есть упоминания о плотниках, ткачах, кузнецах, гончарах и других мастерах свидетельствуют об известной специализации ремесленного производства.

Между различными племенами становится всё более частым обмен. Роль первых денег играли в древней Индии коровы, но, по-видимому, наиболее обычной в этот период была меновая торговля.

Рабы у древних индийцев были, но данные о применении их труда очень скудны. Чаще всего рабы упоминаются как домашние слуги, но это объясняется, видимо, характером источников (религиозная литература, эпос).

Рабы находились на положении, мало отличающемся от положения домашнего скота. Их продавали, дарили, передавали вместе с другим имуществом как приданое. Они передавались зависимыми царями в качестве дани. В источниках сохранились воспоминания о человеческих жертвоприношениях, причём в жертву приносились также рабы. Слова «раб», «сын рабыни» считались ругательствами. Рабы исполняли самые тяжёлые работы, подвергались избиениям, заковывались в цепи и т. п.

В первой половине 1 тыс. до н.э. снова в Древней Индии возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные "пуры". Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом.

4. Государства Древней Индии.

Объединение ариев началось в 4 в. до н.э. при царе Чандрагупте из рода Маурьев. Наивысшего могущества оно достигло во времена правления его внука Ашоки в 3 в. до н.э.("Лишенный печали"). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока ("Жестокий Ашока"). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: "...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам" (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: "И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно". Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам. Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению.

После смерти Ашока начался распад царства и в 187 г. До н.э. последний правитель из династии Маурьев был убит.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Графический диктант.

Среди предложенных утверждений имеются истинные и ложные. Обозначьте истинные утверждения знаком - ↑, а ложные - ↓.

1. Индийская цивилизация возникла в долине реки Инд.

2. Самыми крупными городами Индской цивилизации были Иерихон и Чатал-Гуюк.

3. Высокоразвитая Индская цивилизация — третья по древности на Земле после Египта и Шумера.

4. Во второй половине II тыс. до н. э. в Северную Индию проникли племена ариев.

5. Природные условия в долине реки Ганг были более благоприят­ными для хозяйственной деятельности, чем в бассейне реки Инд.

6. Вожди арийцев назывались раджами.

7. Основными занятиями жителей Индии были торговля и мореплавание.

V.ИТОГИ УРОКА

Учитель выборочно проверяет диктанты, указывает на типичные ошибки; акцентирует внимание учащихся на основных моментах урока.



Вывод.

  • Древнейшая цивилизация Индии процветала в долине Инда в конце III- начале II тыс, до н.э.

  • Один из крупных городских центров этой цивилизации раско­пан археологами в Мохенджо-Даро и Хараппа.

  • Во второй половине II тыс. до н. э. в Северную Индию проник­ли племена ариев.

  • К середине I тыс. до н. э. была заселена долина Ганга, сформи­ровались государства.

  • В 4 в. до н.э. возникло государство ариев при царе Чандрагупте из династии Маурьев..

  • Наивысшего своего расцвета это государство достигло в 3 в. до н.э. при царе Ашока из династии Маурьев.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать текст параграфа 20, зад. 7 на стр. 114 (письменно).



2. Выполнить задания по контурным картам.

3. Подготовить сообщения по теме «Древнеиндийские религии»


Смотрите также:
Древняя Индия: Каутилья «Артхашастра»
317.24kb.
1 стр.
Древняя Индия. Быт, религия, культура Майкл Эдвардс Древняя Индия. Быт, религия, культура
2245.25kb.
9 стр.
Заключение 4 Литература 5 Введение Проблема сознания занимает одно из основных мест в системе научно – психологического знания в частности, в «Аналитической психологии»
30.78kb.
1 стр.
Южная Индия в магадхско-маурийскую эпоху
145.28kb.
1 стр.
Республика Индия
16.28kb.
1 стр.
Древняя Индия
134.44kb.
1 стр.
Индия является одной из старейших цивилизаций мира. Ее история насчитывает более 5`000 лет. Индия
121.59kb.
1 стр.
Тема: Древняя Индия. 5 класс. Раздаточный материал
26.58kb.
1 стр.
Южная индия: древняя земля тамил наду мадрас ( ченнай)
121.01kb.
1 стр.
Урок с применением икт «Индийские касты»
66.5kb.
1 стр.
Столица. Дели (15,3 млн чел., по состоянию на 2005 г.). Время
35.15kb.
1 стр.
Южная индия
109.37kb.
1 стр.