Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7

ПРОГРАММА



«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

(срок реализации программы с 1 по 4 классы с 7 до 11 лет)

Автор-составитель программы:

учитель высшей категории

Сафина Рямзия Магруфовна

Уфа-2009


СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ 3

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ 5

КОНТИНГЕНТ ВОСПИТЫВАЕМЫХ ДЕТЕЙ 9

II.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА 10

Содержание программы 10

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ВОСПИТАНИЯ 20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА 21

Содержание программы 22

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ВОСПИТАНИЯ 32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА 33

Содержание программы 34

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ВОСПИТАния 47

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА 48

Содержание программы 49

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ВОСПИТАНИЯ 56

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ всего курса духовно-нравственного ВОСПИТАНИЯ 57

Рекомендуемая литература 67

приложение 72
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа факультативного курса «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» способствует решению одной из самых актуальных задач духовного и нравственного воспитания. Направленность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников должна соответствовать интегральной цели воспитания – формированию разносторонне развитой личности учащегося как гражданина российского общества, обладающего необходимыми знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.

Своей целью программа предусматривает проявление учащимися уважения и любви к тем, кто им дал жизнь – своим родителям; уважения и почитания своих учителей; уважения старших, помощь младшим; осведомленность учащихся о последствиях употребления спиртных, табачных изделий, наркотических средств и т.д.

Достижение запланированной цели предполагает органичное соединение в образовательном процессе обучения и воспитания. Знания и самопознания, дисциплины и ученического самоуправления. Подобное единство может служить основой для поддержания инновационной среды в духовно-нравственном воспитании младших школьников, в которой обеспечивается заинтересованная взаимодеятельность преподавателей и учащихся, их продуктивный диалог в широком социокультурном поле.

Данная программа как социальный феномен ориентирована на реализацию важнейших общественных функций: духовно-нравственное воспитание младших школьников, развитие и социализацию подрастающих поколений. Это определяет стратегическую значимость данной дисциплины как важнейшей сферы деятельности детского сообщества, обеспечивающей, впоследствии, развитие и продолжение самого общества.

Реализация социальных функций духовно-нравственного воспитания предполагает не только передачу новым поколениям знаний и умений, способности любить, уважать, сочувствовать и сопереживать, но и формирование у них бережного отношения к ценностям материальной и духовной культуры социума, стремления к их усвоению и творческому приумножению. Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно обеспечивать развитие и воспроизводство как содержательно-процессуального, так и мотивационно-ценностного аспектов жизнедеятельности подрастающего поколения в обществе.

Программа факультативного курса «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» предусматривает помощь преподавателям в приучении детей к высшим духовным качествам, нравственным ценностям, культуре поведения, здоровому образу жизни, этике, эстетике. Хотя сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную деятельность, т.е. мероприятия, направленные на организацию досуга учащихся. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание наряду с обучением является одним из компонентов образования, суть которого в развитии личности.

Обучение правилам, определяющим нравы, духовные и душевные качества людей, обучение определенным навыкам поведения в обществе полезны для любого человека, особенно для развития его умственной деятельности, его духовного мира. Выполнение этих правил показывает достоинство человека, уровень его воспитания.

Таким образом, воспитательная деятельность должна содержаться в учебной и внеучебной работе. В этой связи необходимо сформулировать миссию преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания учащихся в образовательных учреждениях; необходимо содействовать саморазвитию личности учащихся, повышению его духовного, нравственного и культурного уровня.

Работа опробована на практических занятиях с детьми школьного возраста.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основная цель преподавания факультативного курса «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» заключается в формировании жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, создание условий становления социально компетентной личности учащегося, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью.

Для достижения цели преподавания факультативного курса «Духовно-нравственное воспитание младших школьников», необходимо решить ряд задач:

- ориентация учащихся на гуманистические установки и жизненные ценности в новых социально-политических условиях;

- формирование личности учащегося, позитивной самооценки и самоуважения, гражданственности, национального самосознания, патриотизма, честности, усердия, милосердия, щедрости, воспитанности, скромности, дружелюбия, терпения, благодарности, справедливости, доверия, уважения к законности и правопорядку, уважения и любви к родителям, учителям, братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам, одноклассникам, родственникам, соседям, ко всем людям и т.д.;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям и сопереживать им;

- формирование социально адекватных способов поведения;

- формирование способности к организации самостоятельной и совместной деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости, формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, формирование умения планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, культуре поведения в школе, дома, на улице, в других общественных местах, культуре общения с ровесниками, со старшими и младшими по возрасту людьми;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание условий для укрепления физического и психического здоровья учащихся.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников должны предусмотреть общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Классификация методов духовно-нравственного воспитания предусмотренных для реализации данной программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников», на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников;

- методы стимулирования деятельности и поведения;

- методы контроля и самоконтроля в воспитании;

- методы самовоспитания.



Методы формирования сознания личности – это методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок.

Основные методы: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа, пример, диспут, анализ ситуаций.

Данный метод способствует решению таких задач, как:

- формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся представлений, понятий и ценностей;

- выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям;

- привнесение морали в сознание школьников;

- выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии);

- формирование адекватной самооценки.



Условия эффективности:

- опора на личный опыт учащихся, на практическую коллективную деятельность;

- создание эмоционального подкрепления (печали, радости, сочувствия и т.п.);

- активизация воспитания (активное включение воспитанников в обсуждение, приведение примеров, участие в инсценировании нравственных ситуаций и т.п.);

- авторитетность воспитателя;

- учет уровня воспитанности воспитанников и детского коллектива;

- незаконченность формулировок понятий, суждений, оценок (умение во время остановиться – трудное умение и его учителю надо формировать в себе всю жизнь).

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников – это путь воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Основные методы: поручение, упражнение, создание воспитывающей ситуации, приучение.

Данный метод способствует решению таких задач, как:

- накопление духовно-нравственного опыта;

- формирование положительных духовных чувств и нравственного поведения и дисциплинированности.

Условия эффективности:

- постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения;

- формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деятельности;

- выполнение деятельности на основе образца;

- организация активной самостоятельной позиции;

- опора на общественное мнение;

- опора на успех.

Методы стимулирования деятельности и поведения – это методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

Основные методы: требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, «взрыв».

Данный метод способствует решению таких задач, как:

- закрепление положительных форм поведения;

- предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков;

- формирование положительной мотивации поведения.



Условия эффективности:

- учет индивидуальных и половых особенностей воспитанников;

- предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков;

- педагогический такт;

- формирование положительной мотивации поведения.

Требование это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности.

Основные качества педагогического требования: целесообразность, принципиальность, справедливость, доступность и посильность, тактичность, твердость, доведенность до конца, гласность, постоянство, опора на мнение детского коллектива, последовательность, определенность и однозначность.

Классификация требований

Непосредственное требование (воспитатель, воспитанник)

Опосредованное требование (воспитатель, актив или большинство класса, воспитанник)

Прямое: приказ, запрет, указание.

Косвенное: совет, доверие, недоверие, просьба, намек, условие, осуждение.



Через актив (инициативную группу).

Через общественное мнение.



Характерны: императивность, определенность, конкретность, точность, понятные формулировки.

Характерно: психологически меньше принуждения, есть возможность выбора решения самим воспитанником.

Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

Виды поощрения – одобрение, предоставление почетных прав, похвала, материальное вознаграждение, награждение.

Технология поощрения:

- тщательная дозировка и осторожность;

- сравнение ребенка с самим собой;

- учет мотива действия;

- малые меры положительной оценки;

- использование внешних достоинств в целях проявления внутренних;

- использование метода «естественных последствий» (обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержке).

Поучения значат много, но поощрение – все… Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя (И.В. Гете).

Похвала возвышает душу (М.Ф. Квинтилиан).

Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступка, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отказ от наказания, отсрочение наказания, наложение дополнительных обязанностей.

Технология наказания:

- редкое применение;

- слабые методы, не наказывать большие группы;

- запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности;

- не серийность: один поступок – одно наказание;

- наказание на фоне положительной оценки личности;

- не напоминать о наказании, наказан – прощен;

- метод «естественных последствий»;

- опоздал с наказанием – не наказывай.

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, эффект, раскаяние, страх, оплошность.



Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель перед ним и по отношению к нему (М. Станеки-Козвоски).

Сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание (П.Ф. Лесгафт).

Методы контроля и самоконтроля в воспитании – это пути получения формации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия.

Основные методы: педагогическое наблюдение, создание контрольных ситуаций, анализ результатов деятельности воспитанников, педконсилиум, опросы, беседа, психодиагностика.

Данный метод способствует решению таких задач, как:

- обеспечение информации о ходе и результативности воспитания;

- своевременное выявление возникающих противоречий и проблем;

- формирование оценки и самооценки поведения;

- формирование оценки и самооценки своей педагогической деятельности у воспитателей.

Условия эффективности:

- -регулярность, систематичность;

- своевременность;

- педагогический такт;

- всесторонность оценки;

- объективность;

- компетентность воспитателя;

- учет качества воспитательной деятельности учителя и школы.



Методы самовоспитания – это методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.

Основные методы: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение, самонаказание, рефлекция и т.д.

Данный метод способствует решению таких задач, как:

- формирование потребности в самовоспитании и самообразовании;

- формирование способности к адекватной самооценке, к рефлекции;

-организация и стимуляция самостоятельной деятельности по самосовершенствованию;

- выработка умений и навыков самовоспитания.

Условия эффективности:

- педагогическая помощь и руководство;

- осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремление овладеть его технологией;

- взаимодействие воспитания и самовоспитания;

- активная деятельность воспитанников.

Пути самовоспитания

Социальные требования к личности

Самопознание

*Восприятие внешних *Самоанализ

оценок и воздействий *Самооценка


Планирование работы над собой

*Перспектива *Постановка *Составление

(цель) задач программы


Реализация программы

Готовность



Психологическая Практическая

*мотив *знание

*интерес *умение

*установка *навыки

*положительная личностная Я-концепция


Самоконтроль и самокоррекция

Самопознание

Социальные требования к личности

и.т.д. (круговорот повторяется бесконечно)

Приемы воспитания – это элементы педагогической технологии метода, педагогическая техника реализации метода воспитания.

Приемы, направленные на изменения взаимоотношений воспитанника с педагогом и окружающими:

- ролевая маска;

- непрерывная эстафета мнений;

- импровизация на свободную тему;

- импровизация на заданную тему;

- обнажение противоречий;

- взаимостимулирование встречными вопросами.

\Приемы организации общения:

- распределение ролей;

- коррекция позиций;

- самоотстранение воспитателя;

- распределение инициативы;

- инструктирование;

- мизансцена;

- обмен функциями. (29)


КОНТИНГЕНТ ВОСПИТЫВАЕМЫХ ДЕТЕЙ

Основной, наиболее благоприятный возраст для усвоения материала данной программы - с 7 до 11 лет (в зависимости от психологических особенностей детей).

Поэтому, контингент воспитываемых по этой программе – это учащиеся 1-4 классов любых национальностей, владеющих русским языком.

В состав группы могут входить 10-15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа рассчитана на 34 часа за один учебный год и 136 часов за весь курс духовно-нравственного воспитания младших школьников.


МОДЕЛИ И ВИДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Модели духовно-нравственного воспитания (по философской концепции):

Идеалистическая – развитие заложенных в душе вечных и неизменных целей.

Прагматическая – обучение практико-ориентированным знаниям и умениям.

Социетарная – истинна только определенная система ценностей (коммунистическая, религиозная и др.)

Гуманистическая – взаимодействие с личностью и уважение ее уникальности.

Технократическая – жесткое управление и контроль за воспитанником, технологичность педагогического процесса.

Виды духовно-нравственного воспитания (по характеру воспитательных целей и путей их достижения):

По институциональному признаку – семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях.

По стилю отношений между воспитателем и воспитанником – авторитарное, демократическое, либеральное. (29)
ФОРМЫ И УСЛОВИЯ организации ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И РЕКОМЕТДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Занятия факультативного курса «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» могут проводиться в игровых или классных комнатах, на улице, во дворе, в парке, на игровой площадке. Во время занятий дети могут сидеть (по обстоятельствам) на ковре, на траве, за партой, в зрительном зале на стульях, на креслах.

Средства воспитания: доска, мел, сказки, стихи, песни, рассказы для детей, ТСО, мягкие игрушки, наглядные пособия, сценарии, конспекты занятий и т.д.

Занятия в начальных классах лучше вести в поурочной форме факультативно. Занятие должен содержать игровые элементы, особенно в начальных классах.

Работа занятий факультативного курса «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе по факультативному курсу составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагается примерный порядок действий:

- знакомство класса с темой;

- выбор подтем (областей знания);

- сбор информации;

- выбор темы занятия;

- работа над темой;

- презентация работ по темам;

- итоги по теме.

Преподаватель выбирает общую тему или организует ее выбор учащимися. Критерием выбора темы может быть опыт работы преподавателя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по предлагаемой теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы преподавателю следует подсказать учащимся, как они могут сами их сформулировать.

Предлагаемые классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Также это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых имеются в виду не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов различных профессий с детьми.

Возможные экскурсии – это экскурсии в музеи, в мечети и церкви, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, преподаватель должен констатировать этот факт, напоминая запоздавшим учащимся о необходимости поторопиться. Преподаватель может обсудить с детьми, какие работы (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме.

Подобные занятия отличаются друг от друга:

* результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);

* числом детей:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллаж, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

* продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

* числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

* набором и иерархией ролей;

* соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

* необходимостью привлечения взрослых.

Учащиеся свободно могут выбрать, на исследованиях по каким темам, предложенных преподавателем, они могут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам виды деятельности (длительные или краткосрочные, индивидуальные, групповые или коллективные и т.д.).

Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно связать это умение с темой и предоставить ученику возможность проявить себя в том, что у него хорошо получается.

При распределении ролей на занятиях, помимо пожеланий учащихся, рекомендуется руководствоваться известными преподавателю способностями детей и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии на занятиях позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, так же требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью учащихся в ситуации сотрудничества и подчинения (временного в рамках одного занятия). Во время подобных проектов желательно наблюдение детского психолога.

Каждая тема должна быть доведена до успешного завершения и оставить у учащихся ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над темами преподаватель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы по заданной теме преподаватель должен предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать оценку в свой адрес. Желательно присутствие родителей на представлении результатов работы детей по заданной теме. Если темы большие и требуют выделения для реализации большего времени, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получат положительные подкрепления. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые мероприятия сами являются презентующимися – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д.

Каждое занятие, по факультативному курсу «Уроки нравственности в начальных классах», должно являться звеном в системе уроков.


II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА



ТЕМЫ УРОКОВ

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1


1 КЛАСС

Воспитанный человек. Какой он? Как стать воспитанным человеком?


5 ч.

2 ч.

3 ч.


2

Отношение к родителям. Отношение к бабушкам и дедушкам. Отношение к братьям и сестрам.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

3

Отношение к учителям. Отношение к одноклассникам.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

4

Мой друг. Моя подруга.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5

Поведение во время урока в школе. Поведение во время перемены в школе. Поведение в школьной столовой.

5 ч.

2 ч.

3 ч.

6

Поведение на улице.

2 ч.




2 ч.

7

Поведение дома. Правило выполнения домашнего задания.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

8

Семья за обеденным столом. Правило приема пищи.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

9

Поведение в гостях. Поведение при принятии гостей.

4 ч.

1 ч.

3 ч.




ИТОГО:

34 ч.

10 ч.

24 ч.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа «духовно-нравственное воспитание младших школьников»
1386.92kb.
7 стр.
«Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях влияния агрессивной информационной среды» Самко Светлана Ивановна, председатель методического объединения учителей опк и орксэ тихорецкого района Слайд 1 с названием темы
128.35kb.
1 стр.
Л. В. Финькевич декан факультета психологии бгпу им. М. Танка, кандидат психологических наук, доцент
418.91kb.
2 стр.
Духовно-нравственное воспитание учащихся в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема
94.7kb.
1 стр.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
596.48kb.
4 стр.
Программа «Духовно- нравственное воспитание»
153.85kb.
1 стр.
Программа по духовно нравственному воспитанию младших школьников «Птица счастья»
205.95kb.
1 стр.
Нравственное воспитание субъектов образовательного процесса на уроках литературы и русского языка
73.65kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
123.65kb.
1 стр.
Мероприятия библиотек мбук «цбс» города Сыктывкара в 2012 году, направленные на духовно-нравственное воспитание читателей
89.58kb.
1 стр.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики. Вакулина Зоя Александровна, учитель математики
71.65kb.
1 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе литературного образования
88kb.
1 стр.