Главная
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12


Санкт-Петербургский Государственный

Университет информационных технологий, механики и оптики


Кафедра Социологии

Г. В. Алексеев

Правоведение

Учебное пособие

для студентов ВУЗов специализирующихся

на информационных технологиях и информатизации.


Санкт - Петербург

2006

Санкт-Петербургский Государственный



Университет информационных технологий, механики и оптики

Научный редактор: Заведующая кафедрой Социологии СПб ГУ ИТМО, доктор социологических наук, профессор Л.Я. Орлова


Рецензенты:
Директор института массовых коммуникаций СПБ ГУКиТ, доктор политических наук, профессор И.Б. Орлов
Заведующий кафедрой Государственного и международного права СПб ГМТУ, кандидат юридических наук, кандидат военных наук, профессор В.С. Солодченко

Содержание.


Введение. 3
Раздел I. Основы теории государства и права. 4


    1. Понятие государства и права. 4

    2. Правовые системы современности. 8

    3. Система права России. 11

    4. Источники права и система законодательства. 15

    5. Правоотношения. 19

    6. Юридическая ответственность. 24

    7. Защита субъективных прав. 27

Раздел. II. Отраслевые юридические науки. 31

1. Конституционное право. 31

2. Административное право. 40

3. Гражданское право. 48

4. Трудовое право. 98

5. Гражданско-процессуальное право. 106

6. Уголовное право 110

7. Уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право 119

8. Земельное право 124

9. Информационное право. 140
Заключение. 141

Введение.


Учебная дисциплина «правоведение», как совокупность общих положений касающихся правовой системы России, носит гуманитарный, воспитательный характер для студентов технических и других неюридических специальностей. Для студентов экономистов и менеджеров курс правоведение имеет важное прикладное значение.

Изучение дисциплины "правоведение" имеет своими целями повышение правовой культуры студентов, приобретение ими элементарных навыков по юридической защите своих гражданских прав и свобод. Данные цели достигаются в ходе изучения дисциплины «правоведение» посредством ознакомления с комплексом юридических наук, изучения правовой системы РФ, изучения механизма действия права и его природы.

Прикладной характер состоит в том, что в ходе освоения материала приобретаются навыки по обращению в органы государственной власти, такие как прокуратура, суды, нотариат, милиция. Раскрываются общие принципы оказания правовой помощи населению учреждениями адвокатуры.

В результате изучения дисциплины "правоведение" студенты должны приобрести базовые знания в области теории права, ознакомиться с сущностью отраслевых юридических наук, сформировать навыки и умения по работе с законодательством РФ, толкованию правовых норм, защите субъективных прав.

Кафедрой Социологии СПб ГУ ИТМО разработан авторский курс по дисциплине «правоведение», специфика которого обусловлена профилем подготовки студентов в СПб ГУ ИТМО. В процессе работы над учебным пособием учитывалось то, что, во-первых, при изучении институтов теории права, таких как правовое отношение, например, основной целью является формирование представления о праве, как о необходимой социальной реальности и акценте на отрицании оправданности правового нигилизма в среде студентов, а во-вторых, курс ориентирован на углублённое изучение проблем правового регулирования правовых отношений в информационной сфере.

Раздел. I

Основы теории государства и права.


    1. Понятие государства и права.

Государство – это один из древнейших социально-политических феноменов, который возникает в процессе трансформации и развития патестарных (родо-племенных) обществ в более прогрессивную форму организации. Государство, как форма организации общества, есть общественный политико-правовой союз. Из настоящего утверждения можно сделать вывод, что у государства, как у социальной системы, есть политическая и правовая составляющие.

Государство как понятие не имеет единого, чёткого определения и является полисемичным понятием, то есть в содержание понятия государства в зависимости от контекста могут быть вложены различные взаимодополняющие смысловые значения. Можно, например, употребить термин государство для обозначения страны, или государственной власти, или как суверенного лица в международном праве. С другой стороны по своей социальной природе государство сегодня это и есть общество, разделить общество и государство просто невозможно. Всесторонне охарактеризовать все проявления государства в едином определении просто невозможно. В политологии и теории государства и права раскрывается понятие государства традиционно через его признаки.

У государства есть сущностные и атрибутивные признаки. Атрибутивными признаками являются флаг, герб и гимн, а так же название государства, в монархиях портреты (профили) монархов. К сущностным признакам государства в частности относятся наличие территории, суверенитета, государственной власти и аппарата, налоговой системы, армии, национальной валюты и другие, при рассмотрении вопроса взаимосвязи государства и права особенно важно выделить такой признак как наличие правовой системы.

Для успешного функционирования государственного механизма необходимо наличие правовой системы – это утверждение является одной из основных закономерностей науки «Теории государства и права», в предмет которой входит изучение государства и права как феноменов, рассмотрение взаимосвязи права и государства, процессы политогенеза и правогенеза.

Ещё более сложным социальным явлением, чем государство является, право. Теоретически право является системой общезначимых, общеобязательных, управомачивающе-обязывающих социальных норм, с этим практически все теоретики-юристы соглашаются. Однако дальше каждый вкладывает в понятие «право» свой смысл в зависимости от подхода различных учёных к различным проявлениям права.

Подходы к феномену права традиционно в теории государства и права именуются типами правопонимания. Доктрина выделяет множество типов правопонимания, в том числе и три основных: этатизм, юснатурализм и социологический подход.1 У всех типов правопонимания есть что-то общее, так или иначе, право регулирует общественные отношения, то есть отношения, складывающиеся в обществе между людьми, так что научные споры ведутся лишь о сущности, а не о назначении права.

Этатизм, известный так же как концепция государственного права, исходит из того, что право, базируясь на государственном принуждении, существует только в государстве, которое право санкционирует, и за исполнением которого осуществляет постоянный контроль. В противном случае, по мнению сторонников концепции, право просто не будет действовать, так как при нарушении правовой нормы не будет механизма ответственности за правонарушение. Соответственно, право представляется сторонникам этатизма как закон, как воля государства.

По своей сути этатизм имеет как ряд важных преимуществ, так некоторые существенные недостатки. В соответствии с данной концепцией закон легко обнаружить - необходимо лишь найти нужный документ. Соответственно закон легко и применять – его достаточно прочесть и истолковать.

Негативной стороной этатизма является возможность образования мёртвого, т. е. недействующего права. Государство теоретически способно озаглавить не иначе как «Закон» документ любого содержания, даже тот, который невозможно воплотить в общественную жизнь, более того таких документов создано достаточно много в России в 90-е годы двадцатого века.

С точки зрения этатизма такие образцы неудачного нормотворчества, так же как и все реализуемые на практике законы тоже являются правом, а это, во-первых, теоретически неверно, а во-вторых, порождает в обществе правовой нигилизм, то есть безразличное отношение к праву. Правовой нигилизм возникает у граждан вследствие того, что логика подсказывает им не соблюдать вообще никакие законы, раз можно постоянно и безнаказанно нарушать некоторые из них. Позиции жёсткого этатизма и являются самой благодатной почвой для произрастания в обществе правового нигилизма.

Юстнатурализм – более сложная умозрительная концепция правопонимания. Она базируется на философском тезисе, выдвинутом французскими просветителями, который сводится к мысли о том, что право объективно существует как социальная реальность вне зависимости от воли государственной власти. Государство, в этом свете, не может регулировать социальные отношения по своему усмотрению, оно должно согласовывать издаваемые законы с объективно существующими социальными реалиями и только на основании них строить законы. Этот процесс соотнесения состояния общественных отношений и воли государства в научной литературе часто называется поиском норм естественного права. Фактически речь здесь идёт о поиске правовых норм как фрагментов объективной социальной реальности свойственный, определённой стадии социального развития в отдельно взятых историко-культурных и географических условиях..

Государство в процессе реализации своей правотворческой функции, с позиции данного типа правопонимания, лишь трансформирует незримый естественно-правовой закон в писаную форму и властными методами обеспечивает неукоснительное его соблюдение.

В качестве примера существования естественно-правового закона рассмотрим право человека на свободу мысли. Например, государство нормативным актом запретит гражданам думать о любви, с целью концентрации интеллектуальных способностей человека на народном хозяйстве. Будет ли действовать такая норма права? Вопрос явно риторический, очевидно, что люди всё равно, несмотря на законодательный запрет, будут думать о том, о чём хотят, а власть при этом ничего и никогда не узнает. Вот пример первой естественно-правовой нормы.

Право человека на жизнь так же, представляет собой норму естественного права. Если оно нарушается, то исчезает субъект правового регулирования, право в этом случае теряет какое либо значение для умершего, все правоотношения с его участием так же исчезают. Право между тем реальность социальная и соответственно существует для блага людей и только там, где эти люди есть, соответственно высшей ценность является сама жизнь.

Существенным теоретическим плюсом юснатурализма является определение базовых идеологических правил (гуманистических, прежде всего) нормотворчества и правогенеза, концепция сообщает законодателю определённую ценностную шкалу, показывает, какие социальные феномены нуждаются в первоочередной правовой защите. Минусом является неизбежная идеологизация естественного права, на сегодняшний день концепция естественного права – это идеология стран Западной Европы, находящаяся в неразрывной связи с концепциями правового государства и гражданского общества. Идеология с точки зрения науки практически всегда исключает рациональное познание и единообразное понимание феномена. Соответственно юснатурализм распространён только в странах стоящих на позиции создания гражданского общества и не принимается странами Ислама, например.

В рамках естественно-правовой концепции слабо проработан вопрос о том, кто в государстве формирует и применяет естественно-правовые нормы. И поскольку на практике не ошибается только тот, кто ничего не делает, неизбежно возникают ошибки и в определении норм естественного права.2

Третий подход к праву к определению содержания термина «право» сформирован в рамках социологической научной школы права. В рамках социологической концепции право предстаёт перед нами как исключительно социальный феномен, оно лишь регулируется законами, а по своей сути является управомачивающе-обязывающими социальными отношениями. С позиции социологии права, если в законе говорится, что работодатель не может уволить работника без согласия профсоюза, а профсоюз всегда согласен с работодателем, то фактически правовая норма сводится к тому, что работодатель может уволить работника по своему усмотрению, несмотря на предписание закона, который лишь устанавливает определенные формальности.

С позиций социологической концепции, при поиске правовой нормы ориентироваться необходимо на реально существующие социальные отношения. При социологическом подходе норму права следует искать в исполненном судебном решении. Поскольку именно на этой фазе у социального отношения проявляется и санкция за несоблюдение общепринятого порядка.

Такой подход к праву означает, что правовая норма в деталях соотносится с реальным положением вещей в обществе. Недостатки концепции в том, что любой социальный беспредел фактически является особого рода правовой системой, причём сама система крайне казуистична.

Праву при наличии трёх, часто противоречивых подходов невозможно дать четкого определения и создание единой интегративной концепции правопонимания является важной задачей современной юриспруденции. Одна из наиболее удачных и интересных попыток решения данной проблемы предпринята А. В. Поляковым, однако недоработок в интегративном правопонимании ещё достаточно, и ситуация усугубляется высокой степенью философской сложности интегрального правоведения.3 Исходя из этого весь наш курс, рассчитанный для студентов не юридических специальностей, мы будем строить исходя из этатизма, традиционного для российской школы права.

То есть в целях рационализации изучения дисциплины «Правоведение» автор предлагает считать, что под правом понимается система действующих управомачивающе-обязывающих, общезначимых, общеобязательных норм социального поведения, санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением.

Право как система норм установленных законом всегда нормативно. Соответственно, дальнейшее изложение будет строиться именно в соответствии с выдвинутым нами тезисом и с позиций умеренного этатизма. Для его понимания необходимо определить термин «нормативность». Норма права как элементарный его сегмент представляет собой действующее в обществе правило поведения. Любое правило состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза есть предположение относительно ситуации, в которой правило должно применяться. Диспозиция представляет собой модель надлежащего поведения в случае гипотетической ситуации. А санкция являет собой последствия за следование или нарушение правовой нормы. Современная теория права выделяет позитивные санкции, то есть поощрения, что не позволяет говорить о санкции как исключительно неблагоприятном последствии за правонарушение.

Нормативность, однако, в теории права означает, что право предназначено для неоднократного применения по неопределённому кругу лиц. То есть норма права применима к любому, заранее неизвестному субъекту, и применяется многократно и системно.

1.2 Правовые системы современности.


Правовая система представляет собой способ организации норм права в отдельно взятом государстве. Правовая система это своего рода общий внешний вид правовой организации социума. Правовая система определяется для каждого государства уникальными социальными и культурными традициями, определяющими внешнее упорядочение правового массива.

Не следует путать правовую систему и систему права, последняя имеет узкое правовое значение и в теории права означает структурирование правовых норм в разделы и подразделы в зависимости от предмета правового регулирования.

Правовая система – явление политическое и социальное, оно определяет внешний вид права и место его дислокации в системе социокультурных ценностей. Другими словами, правовая система или правовая семья, как её иногда называют в литературе, чтобы избежать путаницы с системой права, – это форма правового уклада государства.

Правовые системы современных обществ различны, каждый автор стремится отыскать новую типологию, оно и понятно, правовая система каждого государства в той или иной мере уникальна и специфична. Наиболее авторитетным научным исследованием в данной сфере является труд Рене Давида «Правовые системы современности». На наш взгляд, с некоторыми разумными допущениями, любое современное государство можно считать представителем одной из трёх правовых систем: Романо-германской правовой системы, Англо-американской правовой системы и Правовой системы стран ислама – Шариата.

Романо-германская правовая система свойственна для стран континентальной Европы. Зародилась она в процессе рецепции, то есть заимствования, норм римского частного права французским императором Наполеоном Бонапартом, создавшим так называемый Кодекс Наполеона – Гражданский кодекс Франции, который действует там с некоторыми изменениями до сих пор. Римское право было чрезвычайно развито в институциональном и теоретическом аспектах. Римские юристы и политики, такие как Ульпиан и Юстиниан, труды которых актуальны и сегодня, формировали правовое мировоззрение граждан Рима столетиями, так что рецепция норм римского права была более чем оправдана исторически.

Основные черты Романо-германской правовой системы это:

1. Формальная определённость права, право выражено в форме нормативных актов. Основной источник права – закон.

2. Право делится на частное и публичное с дальнейшей высокой степенью институциональной систематизации правового массива.

3. Институты гражданского права детально проработаны. Установлены чёткие границы понятий собственность, договор, юридическое лицо. Данное обстоятельство во многом результат рецепции норм римского частного права.

Россия – страна с Романо-германской правовой системой. Право в РФ формально-определено, в судах юристы ссылаются на нормативно-правовые акты, правовые нормы систематизированы по отраслям права и законодательства.

Англо-американская правовая система сформировалась как традиционное право в Великобритании. Собственный путь развития Англии и всего Соединённого Королевства сделал, по сути, британские суды основным нормотворческим органом. Логика англо-американской системы права заключается в обязательности следования установившемуся социальному порядку. Обычный жизненный уклад подавляющего большинства населения становится правом для остальных. Право с позиции англичан это то, что всем давно известно и чему все следуют. В случае когда складывается спор по поводу нового социального отношения, то применяются по аналогии ранее действовавшие нормы права, если аналогичных отношений и норм нет, то применяется справедливость, причём так как её видит суд. Экспертом в области справедливости, общеизвестности и здравого смысла является суд, наделённый здесь широкими полномочиями.

Право англо-американской системы существует в обычной форме до тех пор, пока нет спора. В ситуации, когда возникает судебный спор, на основе правового обычая через вынесение судебного решения возникает судебный прецедент. Прецеденты нижестоящих судов обобщаются и проверяются вышестоящими судами. На основе сопоставления отдельных правовых прецедентов формируется общее право Англии. Основными странами воспринявшими английскую модель нормотворчества являются США и Австралия, так как они долгое время находились под влиянием британской империи.

Отличительные черты Англо-американской семьи следующие:

1. Основной источник – права судебный прецедент. Существует общее право, состоящее систематизированных прецедентов.

2. Проработанных детально институтов права нет, они существуют в обычно-правовой форме и раскрываются в трудах юристов, которые тоже являются источником права.

3. Право делится на разделы по объектам регулирования, уровень систематизации правового массива низкий, как следствие казуистичность отдельных норм права.

Всё вышесказанное не должно восприниматься как критика англо-американской правовой системы. Не смотря на кажущуюся сложность, на практике она оказывается на удивление эффективной, за счёт её максимальной приближённости к реальной жизни. Из негативных черт прецедентного права можно отметить помимо казуистичности норм, чрезвычайно большой объём действующих правовых источников в данной системе.

Правовая система стран ислама основана на религиозных книгах таких как Коран – священное писание, Сунны – сказания о жизни пророка Мухаммеда, Иджма – правовая доктрина стран ислама и Кияса – труды известных юристов шариата. Право идеологизировано, религиозно казуистично до той степени, с которой священное писание связано с отдельными религиозными притчами о жизни святых. Если ознакомиться с источниками права системы шариат, то станет ясно, что при всём позитивном значении, скажем Сунн, конкретные примеры из жизни пророка с силой закона хороши только для правоверного мусульманина, а для остальной части населения, и в особенности для атеистов, нормы шариата неприемлемы.

Шариат как правовая система имеет множество ответвлений и форм своего существования. Страны радикального шариата склонны к экстремизму в политике и буквальному толкованию сунн в правоприменительной практике. Такие страны как Иран, например, имеют уже относительно развитую систему мусульманского права, которая основана на принципе применения к верующим мусульманам законов Шариата, а к остальным субъектам правовых отношений норм государственного права исламской республики Иран. В Турции применение законов шариата допускается только при согласии сторон на применение к правоотношению законов шариата, турецкое государство руководствуется вообще исключительно светским законодательством. Действие параллельно светского права и законов шариата в странах развитого ислама называется дуализмом правовой системы. Дуализм позволяет при сохранении традиционного жизненного уклада мусульман относительно защитить права той части населения, граждан и туристов, которые ислам не исповедуют.

Характеристики системы развитого Шариата:

1. Источники права – священные книги, правовые обычаи – труды юристов без строгой иерархии.

2. Правовое положение женщины специфично от статуса квазивещи до особого субъекта права, что остальным системам не свойственно.

3. Действует принцип распространения норм шариата только на правоверных мусульман, то есть в праве стран ислама существует дуализм. На правоотношения между правоверными мусульманами действуют нормы шариата, а на правоотношения с участием неверующих действуют нормы светского государственного права.4

Система несовершенна, с позиции европейской юридической науки недостатки сводятся к отсутствию единообразия судебных решений по сложным правовым вопросам, непредсказуемость позиции суда порождает неопределённость, а это, как известно, самое страшное для постиндустриальной социальной системы.


1.3 Система права.
Исследование нормативной базы по любому вопросу должно строится исходя из того, что право имеет определённую систему. Знание системы права даст нам возможность наиболее полно изучить любой раздел законодательства и верно его истолковать. Вопросы организации, вопросы структурирования чрезвычайно важны для научного подхода к изучению феномена права.

Право как система представляет собой структурированную совокупность норм социального поведения имеющих управомачивающе-обязывающий характер и направленных на регулирование общественных отношений наиболее конструктивным образом. Система права способствует стандартизации социальных отношений и активизации общественной жизни путем внедрения в жизнь моделей правовых отношений. Ещё римские юристы отмечали, что решение задач стоящих перед законодателем осуществляется по двум направлениям: регулирование публичных и частных правоотношений. Соответственно, во всех странах включая Россию, на которые оказала влияние рецепция римского права, весь правовой массив так же подразделяется на частное и публичное право.

Частное регулирует отношения невластного характера и преследует своей целью защиту интересов личности, то есть индивидов – физических и юридических лиц. Публичное право регулирует отношения в сферах где используется государственная власть. Целью публичного права является защита интересов государства или народа, что в идеале одно и то же.

Правовая защита тех интересов частных лиц, которые охраняются государством в рамках частного права, происходит, прежде всего, на основе принципа равенства субъектов и равнозначности их интересов.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебное пособие для студентов вузов специализирующихся на информационных технологиях и информатизации. Санкт Петербург 2006
2347.42kb.
12 стр.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012
3455.98kb.
18 стр.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2003
3145kb.
12 стр.
Учебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2003
2201.34kb.
16 стр.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов
2879.64kb.
40 стр.
Учебное пособие по практической грамматике английского языка для студентов II курса
761.8kb.
7 стр.
Учебное пособие для студентов отделения Лечебное Дело, Сестринское Дело по английскому языку /
312.29kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов металлургических специальностей Павлодар
1618.77kb.
9 стр.
Учебное пособие для студентов вузов
5323.31kb.
35 стр.
Учебное пособие / Под ред. В. С. Автономова и др. М.: Ниц инфра-М, 2013. 784 с.: 60x90 1/16.
152.46kb.
1 стр.
Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006 Моргунов Г. В. Философия: Учебное пособие для студентов всех специальностей. Новосибирск: нф рап, 2006
3457.73kb.
40 стр.
Учебное пособие для студентов экономических вузов, подготовки слушателей высших школ бизнеса и специалистов по программе мва «Мастер делового администрирования»
3071.72kb.
16 стр.