Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

________________________________________________________________

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ


Направление подготовки



022000 – Экология и природопользование

Профиль подготовки



022010 – Экология
Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

очная

Ижевск 2011



1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины: познакомить студентов с основами экологической токсикологии как одной из отраслей фундаментальной экологии.

Задачи освоения дисциплины:

  • сформировать систему понятий экологической токсикологии;

  • показать её место и роль в системе биологических наук;

  • обсудить главные проблемы современной экотоксикологии;

  • сформировать у учащихся отчётливое понимание механизмов воздействия химикатов на организм и экосистему в целом;

  • рассмотреть прикладные аспекты экотоксикологии - оценка и управление риском, биологические методы контроля.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


  • Курс входит в цикл профессиональных дисциплин вариативной составляющей ООП бакалавриата.

  • Курс адресован студентам, обучающимся по профилю подготовки «Общая экология» 4-го года обучения.

  • Курс предполагает знание основных дисциплин естественнонаучного цикла и основ экологии (курсы биология, химия, общая экология, экология человека, экология животных, экология растений и микроорганизмов).

  • Для успешного освоения курса должны быть сформированы общекультурные компетенции ОК-4, ОК-5, ОК-7 и общенаучные компетенции ПК-2 на пороговом уровне.

  • Программа курса построена линейно-хронологически.

  • Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.

– Учебно-исследовательская работа студентов включает написание рефератов, подготовку научных докладов, написание контрольных работ.

– Освоение содержания курса предполагает проведение промежуточного и итогового контроля знаний. Промежуточный контроль осуществляется при помощи оценки выполнения контрольных работ, итоговая форма контроля - экзамен.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины (модуля)
ПК-2 – обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;

ПК-8 – знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов.


В результате освоения курса «Экологическая токсикология» обучающийся должен:

  • Знать:

  • базовые понятия, термины, правила и принципы экотоксикологии как отрасли фундаментальных экологических знаний;

  • механизмы функционирования организмов и надорганизменных живых систем в условиях химического загрязнения;

  • основные методы токсикологических исследований: биотестирования, биоиндикации;

  • Уметь:

  • легко ориентироваться в учебной и справочной литературе экотоксикологического профиля;

  • правильно и аргументированно использовать понятия и термины экотоксикологии в ходе своих логических рассуждений;

  • использовать полученные знания на практике, в частной жизни и в педагогической деятельности.


4. Структура дисциплины «Экологическая токсикология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Из них аудиторных 54 ч, самостоятельная работа студентов 36 часов.
Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Неделя семестра

Виды учебной

работы


(в часах)

Формы текущего

контроля


успеваемости

(по неделям)


Л.

Сем.


СРС

Тема 1. Экотоксикология как наука,

основные термины, понятия.



1

2




1




Тема 2. Меры токсичности веществ

1

2




1




Тема 3. Вещества загрязнители:

особенности и классификация.



1

2




1




Тема 4. Поведение химикатов

в окружающей среде, процессы

биотрансформации в окр. среде.


2

2

2

4




Тема 5. Механизмы токсического

действия. Общая теория адаптации.



2-3

4




2




Тема 6. Особо опасные экотоксиканты

3-4

8




2

Контр. Работа

Тема 7. Токсичность органических веществ

4-5




4

4




Тема 8. Токсичность ксенобиотиков

сложного состава



5




2

2




Тема 9. Яды растительного и

животного происхождения



5-6




6

2




Тема 10. Токсины грибов

и бактерий



6




2

2




Тема 11. Популяционная

экотоксикология человека



7

2

2

2




Тема 12. Популяционная

экотоксикология



7-8

2

2

4

Контр. Работа

Тема 13. Биологические методы

контроля: биотестирование и биоиндикация



8

2

2

2




Тема 14. Экологическое нормирование

9

1




2




Тема 15. Примеры экотоксикологических

исследований.



9




5

4




ВСЕГО ЧАСОВ




27

27

36






5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации

Тема 1. Экотоксикология как наука, основные термины, понятия (2 часа).

Предмет, задачи экотоксикологии, химическая и популяционная экотоксикология, экотоксикант, ксенобиотики, ассимиляционная емкость экосистемы, биомагнификация, биоконцентрирование, бионакопление, суперэкотоксиканты,

Тема 2. Меры токсичности веществ (2 часа)

Летальные дозы, летальные концентрации, время экспозиции.

Тема 3. Вещества загрязнители: особенности и классификация. Яды и противоядия (2 часа).

Поллютанты, суперэкотоксиканты. Классификация загрязнителей


  1. По действию на организмы;

  2. По пространственному распространению;

  3. По силе действия;

  4. По источнику возникновения. Яды, классы их опасности. Антидоты- противоядия, механизмы действия противоядий.

Тема 4. Поведение химикатов в окружающей среде, процессы биотрансформации в окружающей среде (2 часа).

Абиотические превращения: гидролиз, восстановление, окисление. Биотрансформация: неорганические экотоксиканты, органические экотоксиканты. Влияние абиотических факторов среды на содержание токсических веществ в компонентах биоты. Роль пищевых рационов в накоплении техногенных загрязнителей.

Тема 5. Механизмы токсического действия (4 часа).

Общая теория адаптации.

Поступление токсических веществ в организм, их распределение, превращение и выделение. Биохимические механизмы токсического действия химических веществ. Адаптация. Компенсация.

Тема 6. Особо опасные экотоксиканты. (8 часов)

Хлорорганические экотоксиканты. Полихлорированные бифенилы, диоксины. Полиароматические углеводороды. Тяжелые металлы. Неметаллы. Разнообразие токсических эффектов: эмбриотоксические, иммунотоксические, гистопатологические, метаболические, эндокринотоксические, нейротоксические, канцерогенные.

Тема 11. Популяционная экотоксикология человека (2 часа).

Действие ядов на организм человека. Химическое загрязнение и здоровье населения. Основные источники поступления токсических веществ в организм человека. Биологические особенности организма влияющие на токсический процесс.

Острые отравления. Стадии стресса.

Тема 12. Популяционная экотоксикология (2 часа).

Токсический эффект на уровне популяций. Популяционный характер зависимости доза-эффект. Роль зоосоциальных отношений в популяции.

Тема 13. Биологические методы контроля: биотестирование и биоиндикация (2 часа).

Понятие о биоиндикации и биотестировании. Требования предъявляемые к биоиндикаторам. Биоиндикация токсических загрязнений в пресноводных экосистемах. Использование тест-организмов, видов биологических мишеней, органов-мониторов, тканей-мониторов. Применение биотестов, для контроля качества питьевой и природной вод.

Тема 15. Экологическое нормирование. (1 час)

Общая концепция экологического нормирования. Последовательность экологического нормирования. Виды нормативов. Временные этапы процедуры нормирования.


5.2. Программа семинарских занятий

Семинарские занятия проводятся один-два раза в неделю. Студентам предлагается перечень вопросов (тем), выносимых на обсуждение. Каждый выбирает тему и готовит по ней доклад. На занятии выступающий раскрывает основные вопросы данной тематики, происходит обсуждение темы группой с постановкой вопросов к выступающему. Преподаватель выступает в качестве слушателя и регламентера.


Тема 1. Поведение химикатов в окружающей среде. Процессы биотрансформации в окружающей среде (2 часа).

Вопросы для подготовки:



  1. Поверхностно активные вещества в окружающей среде.

  2. Биотрансформация нефтяных углеводородов в почве и пресных водах.

  3. Поведение стоков ЦБК в пресных водах.

  4. Поведение парниковых газов в атмосфере.

  5. Биотрансформация пластмассовой тары в окружающей среде.

  6. Поведение стоков металлургических комбинатов в окружающей среде.

Основная литература:

  • Каплин В.Г. Основы экотоксикологии. М.: КолосС, 2006. 232 с.

  • Исидоров В. А. Введение в химическую экотоксикологию. СПб.: Химиздат, 1999. - 144с.

  • Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: Загрязнение воды и воздуха. Кн. 2: Пер с англ. М.: Мир, 1994. 296 с.

  • Шеховцев А.А., Жильцов Е.В., Чижов С.С. Влияние отраслей экономики РФ на состояние природной среды в 1993-1995 гг. М.: Метеорология и гидрология, 1997.

  • Проблемы экологии, биоразнообразия и охраны природных экосистем Прибайкалья. Сб. статей. Иркутск: Изд-во Иркут .ун-та, 200. 195 с.

  • Химия для всех. Хрестоматия. Книга IV. Все из нефти. Ижевск: Изд-Й дом Удм. Ун-т, 2000. – 98 с.

Дополнительная литература:

  • Заиков Г.Е., Маслов С.А., Рубайло В.Л. Кислотные дожди и окружающая среда. М.: Химия, 1991. 142 с.

  • Метелев В.В., Канаев А.И., Дзасохова Н.Г. Водная токсикология. М.: Колос, 1971. 247 с.

  • Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Современные проблемы охраны атмосферного воздуха. Казань: «Табигать», 1997. 368 с.

  • www.nbrb.ru/books/ Проблемы Байкала

  • Журнал «Химия и жизнь»

Тема 2. Токсичность органических веществ (2 часа).

Вопросы для подготовки:



        1. Токсичность альдегидов.

        2. Токсичность кетонов.

        3. Токсичность этиленгликоля.

        4. Токсичность фенолов.

        5. Токсичность бензола.

Основная литература:

  • Экологическая химия / под ред. Ф. Корте. М.: Мир, 1997. 396 с.

  • Бабикова Н.Д. Экологическая химия. 2003. 87 с.

  • Ким А.М. Органическая химия. Новосибирск, 2004.

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. Органическая химия. М.: Изд-во «Просвещение», 2003.

Тема 3. Ксенобиотики сложного состава (2 часа).


Вопросы для подготовки:

  1. Происхождение нефти

  2. Рекультивация нефтезагрязненных почв

  3. Токсичность высокоминерализованных пластовых вод.

Основная литература:

  • Мониторинг фонового загрязнения природных сред. Выпуск 7. Под ред. Ю.А. Израэля и Ф.Я. Ровинского. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

  • Экологические проблемы Предуралья: стратегия изучения и пути решения. – Ижевск, 1994.

  • Геоэкологические проблемы Удмуртии. Учебное пособие. – Ижевск: УдГУ, 1998.

  • Давыдова С.Л., Тагасов В.И. Нефть и нефтепродукты в окружающей среде. М.: Изд-во РУДН, 2004. 163 с.

  • Миронов О.Г. Биологические ресурсы моря и нефтяное загрязнение. М.: «Пищевая промышленность», 1972. 105 с.

  • Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. М.: Дело, 2006. 552 с.

Тема 4. Яды растительного и животного происхождения (6 часов)

Вопросы для подготовки:



  1. Яды растений;

  2. Пчелиный яд;

  3. Токсины других насекомых;

  4. Яды скорпионов;

  5. Яды многоножек;

  6. Яды пауков;

  7. Яды змей;

  8. Яды амфибий;

  9. Яды рыб;

Основная литература:

  • Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б. Зоотоксинология. Ядовитые животные и их яды. (Кафедра экологии животных)

  • Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. Л.: Наука, 1982.

Тема 5. Токсины грибов и бактерий

Вопросы для подготовки:


  1. Микотоксины. Их виды и борьба с грибками.

  2. Токсичность микотоксинов.

  3. Токсины бактерий.

  4. Бактериальные токсикозы и токсикоинфекции.

Основная литература:

  • Каплин В.Г. Основы экотоксикологии. М.: КолосС, 2006. 232 с.

  • Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. Л.: Наука, 1982.

Тема 6. Популяционная экотоксикология человека (2 часа).

Вопросы для подготовки:


  1. Влияние алкоголя на организм человека.

  2. Влияние табачного дыма.

  3. Влияние трансгенных продуктов на организм человека.

  4. Влияние нитратов и нитритов на организм человека.

Основная литература:

  • Каплин В.Г. Основы экотоксикологии. М.: КолосС, 2006. 232 с.

  • Козлов А.И. Экология питания // Экология человека. М., 1995

  • Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993

  • Медицинская экология. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 192 с.

Тема 7. Популяционная экотоксикология (2 часа).

Вопросы для подготовки:

1. Влияние загрязнений окр. среды тяжелыми металлами на популяцию бобра в Удмуртии.

2. Популяционная экотоксикология птиц и млекопитающих.

3. Влияние антропогенного загрязнения на популяцию плотвы.

Основная литература:



  • Безель В.С. Популяционная экотоксикология млекопитающих. М.: Наука, 1987.

  • Давлетов Э.З. Влияние загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами на популяцию бобра. Дисс. на соиск. уч. степ. к.б.н. Ижевск. 1999.

  • Котегов Б.Г. Морфобиологические особенности плотвы Rutilus rutilus антропогенных водоемов Удмуртии. Дисс. на соиск. уч. степ. к.б.н. Ижевск. 2002.

Тема 8. Биологические методы контроля: биотестирование и биоиндикация (2 часа).

Вопросы для подготовки:


  1. Виды биоиндикаторов в экотоксикологии.

  2. Проблемы соотношения результатов биотестирования, полученных на разных тест-объектах и разными методами.

  3. Примеры комплексного биомониторинга в экотоксикологии.

Основная литература:

  • Экологический мониторинг. Учебное пособие под редакцией Т.Я.Ашихминой. М.: Академический Проспект, 2005, - 416 с.

  • Израэль Ю.А. Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка изменений состояния окружающей природной среды. Основы мониторинга/ Метеорология и гидрология, 1974. №7. – с.3-8.

  • Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1984. – с.238-245.

  • Израэль Ю.А., Филиппова Л.М., Семевский Ф.Н. и др. О некоторых принципах экологического мониторинга в условиях фонового загрязнения окружающей природной среды//Доклады АН СССР. – 1978. - Том 241. - № 1. – С.253-255

  • Израэль Ю.А., Цыбань А.В. Проблемы мониторинга экологических последствий загрязнения океана.- Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

Дополнительная литература:

  • Межжерин В.А. Специфика экологического мониторинга//Экология. - 1996. - №2. – С.83-88

Тема 9. Примеры экотоксикологических исследований (5 часов).

Основная литература:



  • Ж. «Экология», Диссертации и дипломные работы по экологии.



5.3. Программа самостоятельной работы студента

Структура СРС

Код формируемой компетенции

Тема

Вид

Форма

Объем учебной работы (часов)

Учебно-методические материалы

ПК-2

ПК-8


1-5;

6, 11


подготовка к контрольной работе

СРС

6 часов




ПК-2

ПК-8


4, 7-13, 15

подготовка доклада

СРС

30



Виды СРС:



  • подготовка к контрольной работе;

  • подготовка к коллоквиуму;

  • подготовка реферата, доклада;

  • подготовка к деловым играм;

  • решение задач;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • написание курсовой работы.

По одной теме может быть несколько видов СРС.
Формы СРС:

  • СРС без участия преподавателя;

  • КСР контроль самостоятельной работы студента.


График контроля СРС
График самостоятельной работы студента по курсу «Экологическая токсикология».

Семестр

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

VIII

C

С

К

С

С

С

К

С

С

Обозначения: С – семинар, К – контрольная работа
6. Образовательные технологии
Процесс организации познавательной деятельности студентов, обеспечивающий формирование заявленных компетенций, востребует разнообразия образовательных технологий.

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция, семинар.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения, такие как компьютерная презентация.

При проведении практических занятий используются:



  • работа в группах, в парах;

  • выступления с компьютерными презентациями;

  • использование сети Интернет для подготовки к семинарам и для написания рефератов, если есть такая необходимость.

Данные технологии обеспечивают формирование навыков и умений анализа и обработки полученной информации, передачи информации с помощью презентации; повышают уровень сформированности общекультурных и общепрофессиональных компетенций с порогового до повышенного уровня.
7. Оценочные средства контроля

Текущий контроль проводится в форме контрольных работ по терминам.



Экзамен проводится в форме теста.
Тесты к экзамену по Экологической токсикологии

для студентов 4 курса

  1. Ксенобиотики – это …


  1. Суперэкотоксиканты – это …


  1. Что такое токсичность?



  1. При отравлении некоторого числа животных среднесмертельной дозой токсического вещества гибнет

а) 25% особей б) 50% особей в) 75% особей г)100% особей

  1. Что такое кумуляция?


  1. Микотоксины – это …



  1. Токсическое действие мышьяка не проявляется в а) уродствах плода, б) индуцировании развития опухолей, в) нарушениях движения крови, г) поражении желез внутренней секреции

  2. Соединения свинца относятся к классу опасности а) I б) II в) III г) IV

  3. Кадмиевая интоксикация организма человека приводит к возникновению болезни а) «черная стопа» б) «итай-итай» в) Вильсона

  4. Применяются ли соединения фтора для консервации пищевых продуктов?

  5. Биомагнификация – это …


  1. Какие основные химические реакции происходят с химикатами в окружающей среде а) электролиз, б) окисление, в) восстановление, г) гидролиз, д) фотохимические реакции,

е) биохимические реакции

  1. Наличие бриофитов в рационе а) уменьшает поступление токсических веществ в организм, б) увеличивает поступление токсических веществ, в) никак не влияет

  2. Приведите классификацию загрязнителей по пространственному распространению


  1. Какая маркировка у веществ 2-3 классов опасности

а) зеленая, б) желтая, в) синяя, г) красная

  1. Какой путь поступления загрязняющих веществ в организм является наиболее опасным а) через ЖКТ, б) через поверхность тела, в) через дыхательную систему

  2. Наибольшее количество микросомальных монооксигеназ локализуется в

а) коже, б) легких, в) кишечнике, г) печени

  1. Функция микросомальных монооксигеназ а) разрушение токсикантов, б) выведение токсикантов из организма в) подготовка токсикантов к коньюгации

  2. Наиболее примитивной формой коньюгации является а) глутатионовая, б) сульфатная,

в) глюкуронидная

  1. Толерантность – это…


  1. Сенсибилизация – это…


  1. Назовите биологические особенности организма, влияющие на токсический процесс



  1. Может ли меняться иерархическая структура популяций под воздействием токсикантов?

  2. Из всех полиароматических углеводородов наиболее токсичным является а) антрацен, б) бенз(а)пирен, в) перилен, г) пирен

  3. Диоксины оказывают влияние на активность а) тироидных, б) стероидных, в) кортикотропных гормонов

  4. Расшифруйте ДДТ




  1. У человека ДДТ концентрируется преимущественно в а) костной, б) нервной в) жировой, г) мышечной ткани

  2. При хроническом отравлении марганцем возникает заболевание …

  3. Стибин – фумигант для борьбы с насекомыми, содержащий а) сурьму, б) ванадий, в) мышьяк, г) кобальт

  4. Наиболее токсичны соединения хрома

а) Cr(III), б)Cr(VI), в) Cr(II)

  1. В состав витамина В12 входит а) Mg, б) Zn, в) Mn, г) Co

  2. Курение источник отравления а) Mn, б) Ni, в) Pb, г) Zn

  3. Магнетит, сидерит, пирит – минералы содержащие а) Са, б) Zn, в)Fe, г) Co

  4. Избыток железа вызывает

а) поражения зубов, б) потемнение кожи, в) выпадение волос

  1. Заболевание флуороз возникает под воздействием а) фосфора, б) хлора, в) фтора, г) брома


8. Учебно-методические материалы

8.1. Основная литература

  1. Безель В.С., Большаков В.Н., Воробейчик Е.Л. Популяционная экотоксикология. М.: Наука, 1994. 80 с.

  2. Вадковская И.К., Лукашев К.И. Химические элементы и жизнь в биосфере. Минск: , 1981.

  3. Голиков С.Н. Общие механизмы токсического действия.

  4. Ершов Ю.А., Плетнева Т.В. Механизмы токсического действия неорганических соединений. М. 1989

  5. Исидоров В. А. Введение в химическую экотоксикологию. СПб.: Химиздат, 1999. - 144с.

  6. Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. М.: Наука, 1982

  7. Каплин В.Г. Основы экотоксикологии. М.: КолосС, 2006. 232 с.

8.2. Дополнительная литература

  1. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов I – IV групп. Л.: 1988

  2. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов V – XIII групп. Л.: 1988

  3. Мельников Н.Н. Пестициды и окружающая среда // Защита растений. 1989. - № 4. – с. 4-7

  4. Израэль Ю.А., Цыбань А.В. Проблемы мониторинга экологических последствий загрязнения океана.- Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

8.3. Периодика

  1. «Соросовский образовательный журнал»

  2. «Экология»

  3. «Национальный доклад о состоянии окружающей среды Удмуртской Республики»


8.4. Электронные образовательные ресурсы:

Вид ресурса

Размещение

Технология

Необходимое
оборудование

Экологический вестник России. Ежемесячный журнал.

Интернет

http://ecovestnik.ejournal.ru/about.html

сетевая

Компьютер с подключением к сети Интернет.

Экология производства. Ежемесячный журнал.

Интернет

http://www.ecoindustry.ru/

сетевая

Компьютер с подключением к сети Интернет.

Экология урбанизированных территорий.

Интернет

http://www.ecoregion.ru/index.php?razdel=eut

сетевая

Компьютер с подключением к сети Интернет.

Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал.

Интернет

http://www.ecolife.ru

сетевая

Компьютер с подключением к сети Интернет.

Экотоксикология

Интернет

http://ekotoksikologia.ru/394



сетевая

Компьютер с подключением к сети Интернет.


9.Оборудование по дисциплине
Перечень основного оборудования в соответствии с ГОС

по дисциплине: «Экологическая токсикология»

форма обучения: дневная
2011/2012 учебный год


№ п/п

Наименование оборудования

Количество

Примечания (сведения о наличии, необходимости обновления,

приобретения)



1.

Ноутбук

1

в наличии

2.

Проектор

1

в наличии

3.

Экран

1

в наличии

Контактное лицо: И.А. Каргапольцева

Телефон: 916-433
Методические указания для преподавателей
Практические (семинарские) занятия проводятся в форме обсуждения проблемы по обозначенным направлениям, для чего студенты готовят сообщения, доклады, презентации. Могут быть организованы диспуты, ролевые игры по обсуждению конкретных ситуаций, например, с привлечением данных из средств массовой информации.

Основной целью таких занятий является формирование у студентов представлений об основных региональных проблемах, о возможностях, методах и приемах их разрешения.

Заключительное занятие может быть проведено в форме беседы за круглым столом, где каждый студент будет иметь возможность высказать свое мнение в отношении региональных экологических проблем, предложить варианты их решения, сделать прогноз на будущее и обозначить свою роль как специалиста-эколога, жителя Удмуртской Республики, в решении обозначенных проблем.

10. Регламент утверждения рабочей программы
Разработчик рабочей программы дисциплины


ФИО

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебные E-mail и телефон)

Холмогорова Н.В.

Канд. биол. наук



Старший преподаватель

917-368


Экспертиза рабочей программы

Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

протокола

Общей экологии







Выписка из решения

Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Уполномоченный орган (методическая комиссия)

Дата принятия решения

протокола










Выписка из решения

Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины

(ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)


Документ об оценке качества

Дата документа

протокола


















Утверждение рабочей программы дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

документа









Внесение изменений в рабочую программу дисциплины



(обновление и переутверждение рабочей программы)

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

протокола





























Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины (модуля) экологическая токсикология направление подготовки 022000 Экология и природопользование
240.87kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология грибов и лишайников Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
234.51kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины биоразнообразие Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
503.91kb.
4 стр.
Направление- 022000. 62 «Экология и природопользование» Байыр-оол Шончалай Орлановна
306.12kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Экология металлургического производства
221.17kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) правоведение направление подготовки: Информационная безопасность Профиль подготовки
1525.79kb.
12 стр.
Рабочей программы дисциплины Радиационной экологии по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование»
14.6kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «информационные технологии в юридической деятельности» Направление подготовки
573.84kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях» Направление подготовки
782.1kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Криминология и предупреждение преступлений Направление подготовки
464.14kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) физическая культура направление подготовки 111100 Зоотехния Профиль подготовки Зоотехния
774.64kb.
5 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «информатика»
146.68kb.
1 стр.