Главная
страница 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ»





информационная модель системы

(Миненок Александр, Хримпач Константин)


Москва 2010

Содержание.


1

Инфологическое представление данных 3

Описание предметной области 3

Преамбула 3

Анализ 3

Общее представление о функциях системы 4

Пользователи системы 5

Описание формального представления предметной области 7

Концептуальное представление предметной области 7

Даталогическое представление данных 10

Выбор СУБД 10

Разработка структуры данных 10

Концептуальная модель БД 10

Хранение шаблонов. 12


Инфологическое представление данных

Описание предметной области

Преамбула


В современном мире большое распространение получили системы автоматизации документооборота на предприятии. Учебные заведения имеют специализированную область документооборота. Помимо обычных сотрудников и документов, связанных с основной деятельностью организации, таких как приказы руководства, назначения на должности и т.д., в учебных заведениях значительная часть документов связана с учебным процессом.

Информация об учениках, их успеваемости и учебном процессе в целом храниться в учебных заведениях на бумажных носителях, что сильно осложняет документооборот и управление учебным процессом. В связи с этим предлагается реализовать систему автоматизации учебного процесса и документооборота ВУЗа.


Реализация системы будет производиться на примере НИЯУ МИФИ.

Анализ


Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» представляет собой высшее учебное заведение федерального значения, имеющее сложную организационную структуру. Документы в учебных заведениях хранятся в основном на бумаге. Документация имеет различную структуру и назначение, и затрагивает различных участников, как административной деятельности, так и учебного процесса. Для обработки, изменения и хранения больших массивов информации требуются большие временные и физические затраты.

В отделе кадров хранится информация о сотрудниках института (административных работниках и преподавателях) и студентах (абитуриентах, действующих студентах и выпускниках). На каждого сотрудника и студента имеется личное дело. Личные дела сотрудников и студентов хранят в себе различную по структуре информацию. Помимо общих сведений, таких как фамилия, имя, отчество, контактная информация и т.д., личные дела сотрудников содержат информацию о трудовой деятельности, занимаемой должности, часах работы и т.д. В личных делах студентов также присутствуют общие сведения, но в отличие от сотрудников, студенты характеризуются курсом, группой, академической успеваемость и т. д.

Кроме информации, характеризующей текущее состояние учебного процесса, существуют документы нормализующие деятельность института: приказ «Об отнесении должностей работников МИФИ к профессиональным квалификационным группам и к квалификационным уровням» и прочее.

Кроме статической информации, обновляемой раз в семестр, в процессе обучения присутствует и динамическая информация, обновляемая ежедневно: текущая успеваемость, текущие задания, посещаемость занятий и т.д. Также ежедневно для управления деятельностью института составляются и подписываются приказы, служебные записки и т.д.

Большое место в организационной структуре учебного заведения занимает составление учебного плана и расписания.

Также стоит отметить, что учебные заведения такого уровня как МИФИ могут иметь представительства и филиалы в других городах.



Общее представление о функциях системы


Проведя анализ предметной области, были определены основные функции системы. Система состоит их четырех связанных между собой компонентов:

  • подсистема учета и контроля абитуриентов;

Включает в себя:

  1. Загрузка и изменение личных данных;

  2. Составление расписаний и контрольных мероприятий;

  3. Мониторинг результатов контрольных расписаний;

  4. Автоматизация отбора.

  • подсистема автоматизации учебного процесса;

Включает в себя:

  1. Формирование и внесение изменений в учебные планы, задания и ведомости;

  2. просмотр и уведомление о текущем состоянии указанных выше объектов.

  • подсистема электронного документооборота административной деятельности учебного заведения;

Включает в себя:

  1. Хранение;

  2. Формирование и редактирование электронных шаблонов;

  3. Визирование и публикация;

  4. Формирование отчетов.

  • подсистема библиотеки.

Включает в себя:

  1. Добавление и изменение информации о книгах;

  2. Поиск и контроль выдачи книг;

  3. Контроль возврата и учета штрафных санкций.

Указанные компоненты системы взаимодействуют с помощью системы управления базами данных, которая является центральной частью системы. Каждая подсистема включает с себя реализацию заданных бизнес-процессов и возможность создания новых.


Пользователи системы


Гибкость системы обеспечивается возможностью сочетания нескольких статусов пользователей. К примеру, студент может одновременно быть читателем библиотеки. В системе определены основные категории пользователей:

  1. Абитуриент – категория, позволяющая пользователям просматривать свои личные данные, просматривать данные по контрольным мероприятиям проводимых для этой категории пользователей;

  2. Студент - категория, позволяющая пользователям просматривать свои личные данные, просматривать данные других пользователей этой же категории и категории «Преподаватель», просматривать данные по контрольным мероприятиям проводимых для этой категории пользователей;

  3. Преподаватель - категория, позволяющая пользователям просматривать свои личные данные, просматривать и редактировать данные по контрольным мероприятиям проводимых для категории пользователей «Студент»

Внутри самой категории «Преподаватели» есть разделение прав доступа для:

  • Лекторов, имеющих доступ к информации по всему потоку пользователей «Студентов», возможности добавления и изменения контрольных мероприятий по всему потоку.

  • Старших преподавателей, имеющих доступ к информации по тем группа пользователей «Студентов», у которых они преподают, возможности добавления и изменения контрольных мероприятий для тех групп, у которых они преподают.

  • Младших преподавателей, имеющих доступ к информации по тем группа пользователей «Студентов», и набору функциональных возможностей определенных специальным образом;

  1. Административный сотрудник - категория, позволяющая пользователям просматривать свои личные данные, управлять электронным документооборотом и бизнес процессами. Данная категория включает в себя широкий набор различных должностных позиций, которые могут сильно различаться по уровню доступа к системе документооборота и функциям бизнес процессов.

  2. Сотрудник приемной комиссии - категория, позволяющая пользователям просматривать свои личные данные, управлять учебным процессом, электронным документооборотом и бизнес процессами. Сотрудники в эту категорию переходят из категорий «Преподаватель» и «Административный сотрудник», сохраняя основные свойства присущие этим категориям.

  3. Библиотекарь - категория, позволяющая пользователям просматривать свои личные данные, просматривать и изменять данные пользователей категории «Читатель», добавлять или удалять книги из списка «Читателя».

  4. Читатель - категория, позволяющая пользователям просматривать свои личные данные.

Каждая категория может иметь свои подкатегории, что позволяет создавать более конкретный класс пользователей системы с оптимальным набором функций. Администратор системы может создавать новые категории пользователей на любом уровне иерархии и определять для них права доступа. Созданные категории сохраняются в системе. Они сопровождаются описание и ссылкой на родительскую категорию. При регистрации пользователя в системе ему присваивается категория. Пользователь наделяется теми правами, которые определены для выбранной категории. При необходимости базовые права, определенные для конкретной категории пользователей могут быть изменены для одного пользователя. Расширение прав без создания новой категории возможно только с добавлением прав, определенных для родительской категории.

Для пользователя, имеющего несколько категорий, основное меню его страницы в системе содержит список категорий, соответственно при входе в определенную категорию пользователь будет иметь возможность использовать только функции, определенные для этой категории.

Описание формального представления предметной области

Концептуальное представление предметной области


1. Информационная модель подсистемы работы с абитуриентом.

Данная подсистема представляет собой систему автоматизированного учета и контроля процесса приема новых студентов.


Входами данной подсистемы служат:

  1. информация об абитуриентах (ФИО, паспортные данные, номер аттестата, средний балл, баллы ЕГЭ, желаемый факультет и кафедра, прочие данные);

  2. информация о составе и обязанностях сотрудников приемной комиссии (ФИО, должность, обязанности)

Все сотрудники приемной комиссии (кроме лиц, ответственных за вступительные испытания) могут добавлять/редактировать информацию по абитуриентам. В упрощенной модели данной системы можно выделить следующие типы сотрудников приемной комиссии и выделить их дополнительные возможности:

а) глава приемной комиссии (может назначать остальных сотрудников приемной комиссии и лишать их полномочий);

б) лица, ответственные за проведение вступительных испытаний (составление графиков проведения, назначение экзаменаторов, составление списков абитуриентов);

в) рядовые сотрудники приемной комиссии.

3) различные параметры (напр. проходной балл)
Выходами данной подсистемы служат:


  1. присвоение успешным абитуриентам статуса «студент» и извещение оных;

  2. расформирование приемной комиссии.

Внутренние состояния системы:



  1. предварительная стадия (доступно только изменение состава приемной комиссии и заполнение предварительных параметров);

  2. стадия приема документов (доступно только добавление и редактирование информации об абитуриентах);

  3. сдача вступительных испытаний (здесь также могут быть доступны операции с информацией об абитуриенте, т.к. эти 2 пункта часто совмещены на практике);

  4. подведение итогов и формирование списков студентов (никакие операции добавления/удаления абитуриентов недоступны).

Кроме функций хранилища система предоставляет следующие базовые функции:



  1. генерация списков абитуриентов, которым необходимо сдать вступительные экзамены;

  2. распределение экзаменующихся по аудиториям;

  3. генерация списков групп зачисленных на первый курс.

Данные по всем абитуриентам (в том числе принятым) хранятся в системе 6 лет (во избежание потерь документов до получения диплома).


Система является неполной и может быть дополнена в соответствии с нуждами конкретного клиента.
Примечание: информация об абитуриенте не может быть удалена из системы ни при каких обстоятельствах. Каждое изменение значимых параметров (желаемая кафедра, баллы по ЕГЭ) должно подкрепляться заверенными документами.


Даталогическое представление данных

Выбор СУБД

Разработка структуры данных

Концептуальная модель БД


Рис. концептуальная модель классов.



Хранение шаблонов.


В системе шаблоны представляют собой специальным образом размеченные файлы. Пользователь имеет возможность выбирать в документе индексируемые поля, для которых затем в БД хранимых документов будут созданы поля. После создания шаблонов автоматически генерируется таблица с базой данных по документам, сделанным на основе данного шаблона.

Документ представляет собой заполненный шаблон.




Смотрите также:
Информационная модель системы (Миненок Александр, Хримпач Константин) Москва 2010
85.15kb.
1 стр.
Информационная война против российской оппозиции 2005-2010 годов
109.25kb.
1 стр.
Энерго-информационная модель экстрасенсорных явлений
24.7kb.
1 стр.
Хозяйственная деятельность 4 футбол 5 Коммерсантъ (Москва) 18. 01. 2010 5 александр кержаков завершил круг 5 Нападающий московского футбольного клуба "Динамо" Александр Кержаков перешел в петербургский "Зенит"
236.71kb.
1 стр.
Александр Прозоров Информационная война против России
501.65kb.
3 стр.
Модель вариантов использования системы ведения видеоархива телеканала юургу-тв технический отчет tr-videoStorm-01
174.01kb.
1 стр.
Модель вариантов использования системы ведения видеоархива телеканала юургу-тв технический отчет tr-videoStorm-01
164.75kb.
1 стр.
Программа учебного курса по географии 6 класса
345.5kb.
1 стр.
Симонов k. Константин симонов и его лирика
37.9kb.
1 стр.
«Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина
14.83kb.
1 стр.
Модель адаптивной системы стереозрения для подвижного робота
71.82kb.
1 стр.
4. Принцип устройства обучаемых систем управления Биогидравлическая модель нервной системы
228.9kb.
1 стр.