Главная
страница 1
Философия образования

Философия образования - широкая научная область, получившая развитие за рубежом, главным образом в США, Великобритании и Канаде. Дата организационного оформления филосо­фии образования - 1941 год, когда было образовано Американское общество философии образо­вания. В 1965 году такое же общество появилось в Великобритании, а в августе 1990 г. на международной конференции по демократизации образования была организована ассоциация под названием "Междуна­родная сеть философов образования". Кроме книг (в том числе пособий для студентов), в мире издаются журналы, посвященные этим проблемам, во многих зарубежных университетах (в первую очередь  (с. 19) англоязычных стран) имеются кафедры философии образования. Одна из наиболее известных работает в Институте образования Лон­донского университета. Её научная и учебная деятельность связана с именами известных теоретиков Р.С. Питерса, П.Н.  Херста, Дж. Уайта и П. Уайт.

Несмотря на видимое оживление, деятельности в данной сфере науки, её представители настроены достаточно самокритич­но. Один из видных американских учёных М. Эпл пишет: "Философия образования во многих западных странах стола почти бесполезной. Она настолько погрязла в технических тонкостях, что в конечном счёте достигла такого рубежа, на котором связи между нею и заботами и деятельностью педагогического сообщес­тва в целом стали в лучшем случае слабыми, а в худшем - почти незаметными" [Paideusis. Journal of the Canadian Philosophy of Education Society. - 1989 - V.2 - P.11.]

Исходная методологическая позиция, на которую в явном и неявном виде опираются фактически все разрабатывающие эту отрасль в странах английского языка, была в свое время четко сформулирована Дж. Дьюи. В книге "Источники науки об обра­зовании" он так излагает главную мысль, причем в разделе, заглавие которого дано в форме постулата: "Наука об образова­нии не имеет собственного содержания". Эту мысль он подтверждает так: "Не существует материала, который можно было бы выделить, так сказать, пометить клеймом, как содержание науки об образовании. Здесь пригодятся любые методы, любые факты и принципы, заимствованные у любой дисциплины, которые помогут решить проблемы обучения и [педагогического] руковод­ства" [Dewey, John. The Sources of a Science of Education. - N.Y., 1922, P. 48]. И тогда изучение образование распадается на множество исследований, выполняемых в предметах разных наук.

По существу ту же мысль высказывает П. Херст в статье, которая считается классической. Он полагает, что науки об образовании как единой научной дисциплины не существует и что философия - это лишь одна из нескольких дисциплин, каждая из которых особым образом соотносится с принципами образова­ния [Hirst, Paul N. Philosophy and Educational Тheory // British Journal of Educational Studies.  1963.  No 1].

Такая постановка вопроса отнюдь не является новой. На (с. 20) рубеже XIX и XX веков известные философы и педагоги П. Наторп, Ф. Паульсен, Г. Кершенштейнер тоже отрицали целесообразность выделения специальной науки об образовании и допускали возможность существования педагогики лишь как прикладной философии: по их мнению, педагогика есть не что иное, как конкретная прикладная философия. Т.е. они отрицали самую возможность и целесообразность существования единой научной дисциплины, в рамках которой можно было бы изучать факты, закономерности, принципы образования, или, как мы бы сказа­ли, педагогической действительности, целостно и системно, в их взаимосвязи и иерархии. Но в этом случае и философия образо­вания, очевидно, может выступать лишь как эклектическая область приложения отдельно взятых философских знаний, проблем и категорий к явлениям образования.

Об этом, в сущности, ведёт речь в аналитическом обзоре развития этой области знаний Р.Ф. Дирден. Он не считает, что философия образования нуждается в какой-либо единой парадиг­ме, "её структура и стратегия обоснования должны каждый раз перекраиваться применительно к обсуждаемому предмету, кото­рый обычно представляет собой какие-то общие концепции, принципы, позиции или определенные практические вопросы" [Dearden, R.F. Philosophy of Education, 1952-82 // British Journal of Educational Studies. - 1982. - No 1. - P.68]. Далее идёт примерный перечень направлений анализа, к которым автор относит выявление определенных различий с целью уточнения значений терминов, изучение возможностей, заложенных в тех или иных концепциях, раскрытие несостоятельности анализиру­емых утверждений, их непоследовательности, привлечение внимания к возможным, не замеченным альтернативам и т.п. Таким образом, дело сводится даже не столько к философскому, сколько к семантическому и логическому анализу не самой действитель­ности, а её отражения в научном познании. Работа в этой области представляет собой весьма пёструю картину. Даже беглый обзор проблематики, внешне объединен­ной названием "философия образования", показывает отсутствие в ней, по мнению Краевского,  системы, объединяющего начала.

Практически, содержание философии - это то, что в нашей педагогической науке распределено по различным отраслям: методологии педагогики, дидактике, мето­дикам, теории воспитания. Вопрос - что лучше: решать возника­ющие в сфере образования теоретические и практические задачи подручными средствами, не заботясь о том, откуда они берутся - из философии, психологии, социологии и т.п., или же выстро­ить единую теоретическую и прикладную дисциплину, которая имела бы собственный объект и предмет, использовала бы знания и методы из других отраслей науки, в первую очередь из философии, для решения своих специфических

Термин «философия образования» характеризуется смысловой
многозначностью, определяемой аспектами исследования, задачами анализа
и статусом данной проблемной области, что позволяет выделять

а) философию образования как научную педагогику или теорию образования


(научно-педагогический аспект);

б) философию образования как


методологию педагогической науки (методолого-педагогический аспект);

в) философию образования как осмысление процесса образования и его


соответствия родовой сущности человека (рефлексивно-философский
аспект);

г) философию образования как инструмент анализа педагогической


действительности (инструментально-педагогический аспект).

3. На первом этапе (40-50-е гг.) философия образования сводилась к


идеологическому освящению существовавшей в советской школе практики
общего и профессионального обучения и воспитания.

На втором —рационализаторском — этапе рубежа 50-60-х гг. стали вестись педагогические поиски по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в направлении повышения его эффективности посредством рационализации обучения.

На третьем — кибернетическом — этапе в 1960-е годы философия образования столкнулась с необходимостью введения в практику таких в целом технократических форм, как алгоритмизация и программирование обучения, его оптимизация и управление.

На четвертом — проблемном — этапе в 1970-е годы философия образования стала обосновывать такой, выходящий за сугубо технократические рамки, подход,.как проблемное обучение, стимулировавший познавательную активность учащихся. Критическая рефлексия проблемного обучения велась с позиций личностно-деятельностного подхода в психологии и системно-деятельностного в философии.

На пятом этапе в 1980-е годы философия образования активно разрабатывала диалогическую, а также культурологическую парадигмы.

На шестом — экологическом — этапе на рубеже 1980-90-х годов философия образования рассматривает свою проблематику в контексте взаимодействия различных развивающих сред: от семейной через школьную и вузовскую до социально-психологической, профессионально-деятельностной и информационно-социогенной.

4. На первом этапе на рубеже 1940-50-х годов, хотя проблематика философии образования еще не выделилась в самостоятельную область, все же отдельные элементы ее содержались внутри теоретических работ по философии, психологии, педагогике. На втором этапе на рубеже 1950-60-х годов начинают осознанно ставиться задачи философско-образовательного содержания. На третьем этапе на рубеже 1960-70-х годов разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование и
улавливающие различные аспекты философско-образовательной "проблематики. На четвертом этапе на рубеже 1980-90-х годов осознанно формулируется философско-образовательная проблематика, происходит рефлексия и смена парадигм в ее разработке, обсуждаются типы методологической работы как концептуальные схемы проектирования образовательной практики. На пятом — современном — этапе в 1990-е годы и далее философия образования конституируется в особую область знания, ведется систематическое изучение ее методологических, теоретических и социальных оснований. На шестом этапе она сосредоточилась на проблемах взаимодействия социокультурного и социотехнического аспектов в рамках 'гуманистической педагогики, рефлексивной психологии и понимающей социологии.

5. Основными мировыми тенденциями развития философии образования являются следующие: смена социокультурных парадигм образования, связанных с кризисом классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ; демократизация образования, создание системы непрерывного образования; гуманизация, гуманитаризация и компьютеризация образования; свободный выбор программ обучения и образования; создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества.

6. Тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования:

1). Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы;

2). Осмысление путей и способов разрешения данного кризиса.

3). Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культуре, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности.



Зыков М.Б. Философия образования. – Реферат: Краевский В.В. Что такое философия образования // Магистр. 1994. №3. С. 19-27.

Учебная программа дисциплины

Философия образования

1. Введение

Программа является составной частью (модулем) образовательной программы аттестационных курсов в системе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Основной целью программы “Философия образования” является обеспечение философско-методологической подготовки учителей общеобразовательных школ для достижения ими уровня профессиональной компетентности, позволяющего:

- решать задачи по содержательно-технологическому реформированию общего образования;

- осуществлять системный подход в педагогической деятельности;

- обеспечивать достижения учащихся в соответствии с требованиями государственных стандартов общего образования, личностных потребностей и возможностей учащихся; а также социокультурных потребностей общества.

Для реализации целей программа предполагает решение следующих задач:

- показать место и раскрыть роль философского анализа проблем образования в теории образования;

- предоставить слушателям системное изложение материала по проблемам образования и философской антропологии на основе историко-философского, социокультурного и компаративистского подходов;

- раскрыть специфику образования как явления культуры и социального института в его исторической и социокультурной динамике;

- раскрыть сущность системного подхода к образовательной деятельности, показать роль и функции педагога в ней;

- показать сущность и значение философской культуры педагога как составной части его профессиональной подготовки и методологической основы практической деятельности;

- на основе диагностики и самодиагностики слушателей определить основные направления и задачи их самостоятельной работы по совершенствованию своей философской культуры как необходимого условия осознанного участия в реформировании российского и регионального образования.

Тема 1. Предмет и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования.

Входная диагностика. Наука ли философия? Различные точки зрения на предмет философии и ее место в культуре. Философия как рефлексия культуры, выраженная в теоретической форме. Отличие философии от других форм культуры: науки, искусства, религии. Полифункциональный характер философии. Прикладная значимость философского знания для педагога-предметника. Предмет и задачи философии образования. История становления философии образования за рубежом и в России. Специфика философского уровня осмысления проблем образования. Проблематика философии образования. Основные тенденции развития современного образования.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”

 

Тема 2. Философско-антропологические основания образовательного процесса.



Понятие философской антропологии. Основные вехи развития философской антропологии как теоретической и мировоззренческой основы теории образования. Причины антропологического ренессанса в современной культуре. Антропоцентризм и системоцентризм как две модели миропонимания в современной культуре. Сущность антропологического подхода к образовательной деятельности. Основные принципы антропологического подхода к образовательной деятельности. Понятие “антропологической экспертизы”. Реализация антропологического подхода в практике современной школы.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”

 

Тема 3. Образование как феномен культуры и социальный институт.



Сущность образования как явления культуры. Взаимосвязь динамики культуры и эволюции образовательной деятельности в трансляции, воспроизводстве и порождение элементов культуры. Понятие “социокультурный тип образования”. Основные характеристики социокультурного типа образования. Понятие “идеал образованности”. Историческая конкретность и изменчивость данного понятия. Понятия “парадигма”, “образовательная парадигма”. Сущность смены образовательной парадигмы в современную эпоху.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”

Тема 4. Динамика социокультурных типов европейского образования. Цели образования на современном этапе.

Динамика социокультурных типов европейского образования. Основные этапы эволюции образования как социокультурного явления: античный тип образования, схоластическое образование средневековья, становление и развитие классического образования в 18-19 в.в. Становление неклассической парадигмы образования во второй половине ХХ века. Цели образования на современном этапе. Основные характеристики современного идеала образованности. Понятие “жизнеспособная личность”. Философская культура педагога как составная часть его профессиональной компетентности. Основные параметры философской культуры педагога.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”


Словарь понятий

3. Методические особенности реализации программы.

Так как программа предполагает обновление знаний, полученных педагогами в вузе, осуществляемое в дистанционной форме, то методическая сторона реализации программы ориентирована на:

- использование входной и текущей диагностики в форме системы открытых вопросов, предполагающих обращение слушателей к осмыслению своего опыта. Это является не столько средством диагностики знаний и профессиональных установок слушателей, сколько методическим приемом “введения”, формирования у них установки на понимание прикладной значимости философского анализа образования для педагога-предметника;

- информационные формы работы со слушателями (тезисы лекций к курсу, информационные материалы по проблемам философии образования банка педагогической информации ЦДИТ), занимающие основную часть учебного времени;

- активные формы проведения занятий, в том числе групповые и индивидуальные консультации, конференция в дистанционной форме по проблемам использования информационных материалов в процессе повышения квалификации и аттестации педагогов и т.д..

Значительное место в реализации курса “Философия образования” занимает самостоятельная работа слушателей. Для ее методического обеспечения предполагаются вопросы для самостоятельной работы со списком литературы.

Программа курса предполагает проведение итоговой диагностики в форме теста по основным вопросам курса.

4. Контрольные вопросы

1. Что такое философия? Чем она отличается от науки?

2. Назовите основные тенденции развития современного образования.

3. Что такое философия образования?

4. Каковы основные задачи философии образования?

5. Раскройте значение понятия “философская антропология”.

6. Что означает антропологический подход к образовательной деятельности?

7. Чем обусловлен антропологический ренессанс в современной культуре?

8. Назовите основные принципы антропологического подхода. Раскройте смысл наиболее значимых из них.

9. Раскройте значение понятия “образование”.

10. Раскройте значение понятия “социокультурный тип образования”. Чем определяется социокультурный тип образования того или иного общества?

11. Раскройте понятие “идеал образованности”. Приведите примеры, раскрывающие связь идеала образованности с социальными потребностями.

12. Каковы, на ваш взгляд, основные черты современного идеала образованности?

13. Раскройте содержание понятия “образовательная парадигма”.

14. Как вы понимаете тезис о смене основной образовательной парадигмы в современную эпоху? Чем обусловлена эта смена?

15. Каковы особенности античного типа образования?

16. Каковы особенности схоластического типа образования?

17. Каковы цели, содержание и методы классического типа образования?

18. Каковы цели образования на современном этапе? Чем они определяются?

19. Назовите основные требования к философской культуре педагога. Поясните наиболее значимые из них.

20. Какова, на ваш взгляд, практическая значимость философского знания для педагога-практика?

Тест по содержанию курса

1. Предмет философии – это

А) окружающий мир,

Б) природа,

В) отношение человека к миру.

2. Определение философии как науки о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления характерно для

А) К.Маркса,

Б) Н,А,Бердяева,

В) Ф.Ницше.

3. Философию как искусство познания определял

А) К.Маркс,

Б) Н,А,Бердяев,

В) Ф.Ницше.

4. Рефлексией культуры, выраженной в теоретической форме, называют

А) философию,

Б) искусство,

В) науку.

5. Основная задача философии образования – это

А) разработка технологий образовательной деятельности,

Б) измерение результатов образовательной деятельности,

В) осмысление тенденций развития образования.

6. Какая из названных тенденций является нетипичной для современного образования

А) кризис классического типа образования,

Б) идейно-мировоззренческий и ценностный вакуум,

В) возврат к отечественным традициям в сфере образования.

7. Социокультурный тип образования – это

А) исторический тип образования,

Б) тип конкретного образовательного учреждения,

В) характеристика, отражающая направленность образовательного учреждения.

8. Современный идеал образованности – это

А) жизнеспособная личность,

Б) человек универсальный,

В) знающий профессионал.

9. Сциентистская модель образования сформировалась в эпоху

А) античности,

Б) Просвещения,

В) Средневековья.

10. Сциентистская модель образования ориентирована на

А) науку,

Б) искусство,

В) религию.

11. С позиций классического типа образования, качество образования – это

А) уровень усвоения знаний, умений и навыков,

Б) культура личности,

В) личностное развитие.

12. С позиций антропологического подхода, главная цель и ценность образовательной деятельности – это

А) общество,

Б) человек,

В) личность.

13. Утверждение “Смысл жизни человека – в служении обществу” характерно для

А) социоцентризма,

Б) теоцентризма,

В) антропоцентризма.

14. Утверждение “Человек – вот мера всех вещей” характерно для

А) социоцентризма,

Б) теоцентризма,

В) антропоцентризма.

15. Какой из принципов не характерен для антропологического подхода

А) принцип целостности,

Б) принцип свободы,

В) принцип детерминизма,

Г) принцип многообразия.

16. Понятие “парадигма” ввел в философию науки

А) Т.Кун,

Б) К.Маркс,

В) К.Поппер.

17. Главный признак информационного общества – это

А) компьютеризация,

Б) доступность информации для каждого члена общества,

В) роботизация и автоматизация всех сфер производства.

18. Схоластический тип образования был характерен для

А) античности,

Б) Средневековья,

В) Нового времени.

Литература

I.

1. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1999.

2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Изд.корпорация “Логос”, 2000.

3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Урао, 1999.

4. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства.//Вопросы философии, 1996, № 10, с.46-57.

5. Кумбс Ф.Г. Кризис образования. - М., 1970.

6. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., 1992.

8. Философия, культура и образование (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии, 1999, №3, с.3-54.

9. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы “круглого стола”).- Вопросы философии, 1995, №11.



II.

1. Вялых В.А., Стрелец Ю.Ш. Антропологические исследования как фундамент смыслоориентированного образования. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.

2. Григорян В.Т. Философская антропология. - М., 1992.

3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. - М., 1997.

4. Панарин А.С. Философия политики. - М.: Новая школа, 1996.

5. Проблема человека в западной философии.- М., 1988.

6. Рачков П.А. Человек в зеркале философии. // Вестник МГУ. Философия. 1998, №3.

III.

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

2. Дюркгейм Э. Социология образования. – М.: ИНТОР, 1996.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977.

4. Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

5. Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

6. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

7. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.

IV.

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Урао, 1999.



2. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1999.

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Изд.корпорация “Логос”, 2000.

4. Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

5. Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

6. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

7. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.


 
 
 


 


Смотрите также:
Программа вступительного экзамена по философии
151.09kb.
1 стр.
Методические рекомендации (для всех направлений и специальностей университета) Москва 2003 Содержани е Тема Философия, круг ее проблем и роль в обществе стр. 3-12
1393.7kb.
8 стр.
Философский факультет
53.29kb.
1 стр.
Программа дисциплины «современная философия»
134.83kb.
1 стр.
Кафедра «философия» философия
567.95kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия» для направления 031400
546.51kb.
4 стр.
Инновационность дошкольного образования
73.68kb.
1 стр.
Философия образования
161.36kb.
1 стр.
Программа наименование дисциплины философия
311.34kb.
1 стр.
Философия в современном мире: компетентностный подход и новые задачи университетского образования
69.61kb.
1 стр.
Рассказанные истории» Натаниеля Готорна, «Философия обстановки», «Философия творчества»
156.08kb.
1 стр.
«Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции»
22.24kb.
1 стр.