Главная
страница 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Типы, формы и структурные элементы современного урока.

Дидактическая теорияоснова профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок, цель урока, проблемный урок.

Урок является элементарной структурной образующей единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения.

Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений, и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:

  1. вводный;

  2. тренировочный;

  3. контрольный (проверочный);

  4. закрепление ЗУН;

  5. урок самостоятельной работы;

  6. урок с использованием ТСО и ЭВТ;

  7. урок практической работы;

  8. комбинированный урок;

  9. повторительно-обобщающий урок;

  10. урок повторения;

  11. урок овладения ЗУН;

  12. предметный урок (характерен для начальных классов).

ТИПЫ УРОКОВ ПО С.В. ИВАНОВУ:

  1. вводный урок;

  2. урок первичного ознакомления с материалом;

  3. урок образования понятий, установления законов, правил;

  4. урок применения знаний на практике;

  5. урок навыков (тренировочный);

  6. урок повторения и обобщения;

  7. контрольный урок;

  8. смешанный или комбинированный урок.

ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ

  1. урок усвоения новых знаний;

  2. урок освоения новых знаний умений и навыков;

  3. урок комплексного применения новых знаний;

  4. урок обобщения и систематизации знаний;

  5. урок проверки, оценки и коррекции знаний;

  6. комбинированный урок

ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Я. ЛЕРНЕРУ, М.Н. СКАТКИНУ

урок предъявления и изучения нового учебного материала;



  1. урок применения знаний и формирования навыков и умений;

  2. проблемный урок с творческим применением знаний и умений,

  3. урок обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;

  4. урок, сочетающий разные элементы,

Известны и другие классификации уроков.

Тип урока определяет и структуру урока.

Под структурой урока понимается устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяется примерный порядок и способы действия учителя и учащихся. Структура урока варьируется в зависимости от системы дидактических задач внутри каждого типа урока.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

1. Организационный этап

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания

3. Этап всесторонней проверки ЗУН

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

5. Этап усвоения новых знаний

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

7. Этап закрепления нового материала

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Недостатки традиционного урока:

1. Урок, построенный по схеме «опрос-объяснение - закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.

2. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности.

3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается).



4. Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Организационный этап

1. Дидактическая задача этапа

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

2. Содержание этапа

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности

3. Условия достижения положительных результатов

Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся

5. Требования к реализации дидактической задачи урока

Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность

6. Способы активизации на уроке

Запись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

Этап всесторонней проверки домашнего задания


1. Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН

2. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты

3. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся классов

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом

5. Требования к реализации дидактической задачи урока


Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и

формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет

возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий

характер поисковых и проблемных заданий



6. Способы активизации на уроке


Использование различных форм и методов контроля. Поисковые,

творческие, индивидуальные задания учащимся




7. Ошибки, допускаемые при реализации

Этап всесторонней проверки ЗУН

1. Дидактическая Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся 1-4-х клас-задача этапа сов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования

2. Содержание этапа Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН

3. Условия достиже- Использование самых различных методов проверки знаний, на-ния положительных чиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая результатов тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе

4. Показатели вы- Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но полнения дидактиче- также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, уме-ской задачи урока ния использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

5. Требования Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа ;6. Ошибки, допускав- Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие мые при реализации аргументов отметок


Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

Этап всесторонней проверки ЗУН

1. Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся 1-4-х клас этапа сов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования

2. Содержание этапа

Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН

3. Условия достижения

положительных результатов



Использование самых различных методов проверки знаний, на чиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая результатов тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе

4. Показатели выполнения дидактической задачи

Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

5. Требования к реализации дидактической задачи урока


Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа .

6. Способы активизации на уроке


Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Дидактическая задача этапа

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся


2. Содержание этапа

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы


3. Условия достижения

положительных результатов



Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимо для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках

4. Показатели выполнения дидактической задачи

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапа

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

2. Содержание этапа

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

3. Условия достижения

положительных результатов



Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний у чащихся.

4. Показатели выполнения дидактической задачи

При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их

5. Требования

Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляции интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала.

6. Способы активизации на уроке

Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.

Этап понимания учащимися нового материала

1. Дидактическая задача этапа

Усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание новых нонятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

2. Содержание этапа

Проверка глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности понятий

3. Условия достижения

положительных результатов



Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, обращение к учителю с требованием проверить, дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое более рациональное решение, учет дополнительных ответов

4. Показатели выполнения дидактической задачи

Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекает к оценке их ответов, пор ходу добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала. Уровень осознанности нового материала большинством

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы


2. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

3. Условия достижения

положительных результатов



Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения учениками

4. Показатели выполнения дидактической задачи

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. предупреждение о возможных затруднениях и способах их

ликвидации, повышение интереса к домашнему заданию



5. Требования к реализации дидактической задачи урока

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

6. Способы активизации на уроке


Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность

Этап подведения итогов урока.

1. Дидактическая задача этапа

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели задача этапа и наметить перспективу на будущее


2. Содержание этапа

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку,

предложения о возможных изменениях на последующих уроках



3. Условия достижения

положительных результатов



Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке положительных своей работы

4. Показатели выполнения дидактической задачи

Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

5. Требования к реализации дидактической задачи урока


Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

6. Ошибки данного этапа

Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, Поощрения. Расплывчатость, необъективность в оценке

Дидактические требования к современному уроку:

1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.

3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.

4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в учении.

5. Реализация на уроке всех дидактических принципов, создание условий для успешного учения учащихся.



АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПРОВЕДЕННОГО УРОКА УЧИТЕЛЕМ

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных,


слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?

10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся для воспитания их нравственных черт, воли, культуры поведения?

12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15. Оценка результативности урока.

16. Самооценка урока учителем.



17. Пути совершенствования урока.
Признаки, характерные для полноценного урока

  • развитие навыков труда, мышления, способности и умения применять знания на практике;

  • опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, по использованию ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации;

  • развитие способностей и воображения учащихся (репродуктивное, творческое, фантастическое и т.д.);

  • развитие творческого воображения на уроке, способность учителя побуждать учащихся к поиску, выдвижению гипотез, представлений, собственным объяснениям событий, к маленьким открытиям, учить фантазировать;

  • умение учителя развивать мышление и речь учащихся на уроке;

  • умение учителя обучать проникновению в сущность факта, явления, предмета; вычленять его главные, самые существенные качества, признаки, понимать закономерности, предвидеть ход событий;

  • умение учителя обучать делать умозаключения: дедуктивные (из общего вытекает частное), индуктивные (из частных факторов следует общий вывод);

  • виды работ, применяемые учителем для обучения школьников методам познавательной деятельности на уроке;

  • способы опроса учащихся на уроке;

  • нестандартный урок как активизирующий познавательную деятельность всех учащихся, повышающий интерес к знаниям;

  • формы, методы, приемы, применяемые учителем при мотивации обучения;

  • творческая деятельность учащихся на уроке;

  • стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроке;

  • целенаправленная деятельность на уроке по достижению учебно-воспитательных задач через постановку триединой дидактической цели;

  • степень влияния целевой ориентации на качество урока;

  • работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

  • работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружение учащихся способами познавательной деятельности;

  • уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

  • вооружение учеников техникой учебной работы, создание ситуации успеха в учении;

  • развитие речи учащихся, обогащение ее словарного запаса, усиление коммуникативности, развитие выразительных свойств языка при обучении иностранному языку;

  • методы обучения, используемые учителем в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Действенность этих методов;

  • формы организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения;

  • место самостоятельной познавательной деятельности школьников в обучении различным предметам;

  • формы организации познавательной деятельности на уроке, их взаимодействие с методами;

  • организация коллективно-распределительной деятельности учеников на уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения


По материалам педагогической печати


Смотрите также:
Типы, формы и структурные элементы современного урока
199.9kb.
1 стр.
Структурные элементы (этапы урока) Задания, стимулирующие деятельность учащихся
61.48kb.
1 стр.
Современный танец в системе детского хореографического образования
108.23kb.
1 стр.
Тематическое планирование номера. Структурные элементы издания. Оформительские элементы издания. Жанровая структура газеты
40.37kb.
1 стр.
Урок Дата Тема урока Домашнее задание 1 урок Географическая наука § 1 Типы стран современного мира § 2
24.37kb.
1 стр.
Привести пример коллизионной нормы и выделить в ней структурные элементы
50.75kb.
1 стр.
1. Материалы и элементы электронной техники
58.35kb.
1 стр.
№ урока. Дата. Разделы примерной программы (стандарты второго поколения). Тема урока. Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся
372.49kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Тип урока Элементы содержания или основные понятия урока Виды деятельности
333.36kb.
3 стр.
Урока по теме «Предмет и метод экономической науки. Типы экономических систем». Составьте логическую схему «Проблема выбора в экономике»
60.99kb.
1 стр.
Приложение к письму
118.47kb.
1 стр.
Структурные типы данных
62.68kb.
1 стр.