Главная
страница 1
«Использование нравственно-эстетических ценностей

осетинского народа в воспитании подрастающего поколения»

(НАЙФОНОВА Ирина Олеговна, директор МБОУ СОШ №21)

(2012г.)


памятник коста хетагурову во владикавказе на проспекте

Я в шоке... зашел на страницу к одной "принцесске" в одноклассниках... Смотрю фотки... вижу фотографию с памятникомКоста на проспекте с подписью:"С Костиком на свидании"... Она сидит рядом с ним, обняв его одной рукой и при этом водрузив ему на колени ноги... нормально так да? Под фотографией 40 комментариев ни одного нормального замечания, лишь намеки, зато изобилуют фразы подобного рода:"Дорогая, на свадьбу не забудь пригласить", "Кaкaя красивaя парa...", "Держись за него всеми руками, и ногами", "так вы встречаетесь тайно...ммм....как романтично!!!". Делаю замечание...не грубое... и вот какой диалог следует дальше...
Павел Мачильский
Хоть какую-то совесть надо иметь... это же памятник К. Л. Хетагурову или вообще нет никаких культурных ценностей? 
¤ПрЫнЦêсСк@¤
по братски
Павел Мачильский
Про таких как ты уже статьи пишут - region15.ru/articles/2569/
$ GOLD $ $ OSETIN $
Не заходи туда!
Павел Мачильский
Пусть зайдет и почитает, может проснется совесть и вспомните где живете.
Батрадз Кцоев
Э Э Э ТЫ АДРЕСОМ ОШИБСЯ ? ! ТЫ ЧЕ НАЕЗЖАЕШЬ НА НЕЕ, НЕ НРАВИТСЯ НЕ СМОТРИ !
$ GOLD $ $ OSETIN $
Вообще,срыгни от сюда.И там сиди сам!
Павел Мачильский
Ну если для вас Коста пустой звук и вас не научили уважению к старшим то извините пожалуйста видимо вы не с Осетии, я ошибся.
$ GOLD $ $ OSETIN $
Давай,береги себя,петух!
Батрадз Кцоев
Я ТИБЕ ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЯЮ, ПОТЕРЯЙСЯ ! НЕ ПИЩИ ЕЁ БОЛЬШЕ !
Комментарии излишни...

Все активнее и активнее подтягивается "подписка": "Анж,че за напряги в сторону тебя?""а ему какое дело!?пускай на свои фото посмотрит,потом что-то говорить будет!"


Ни стыда, ни совести... Меня пугает тот факт, что я - не осетин, ругаюсь с осетинами за 
осетинскую культуру... Возникает вопрос... точнее давно уже возник:"Осетины! Вы где?" Только не GOLD OSETINI, а настоящие!
Или может быть я что-то не так понимаю?


В современный период в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, к бездуховности.


Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. В своих геополитических интересах наши противники ставят перед собой цель — дальнейшее ослабление России в мировом сообществе. Ими стимулируется сепаратизм в национальных республиках, насаждаются несвойственные нашему менталитету морально-нравственные ценности, разжигается межэтническая и межконфессиональная вражда. Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации, возникли деформации её культурного и информационного пространства.

Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач.

Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

На протяжении многих веков ведущее место в воспитании подрастающего поколения осетин занимает использование нравственно-эстетических ценностей народа.

Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.

Ярким примером этого является этнопедагогика русского народа. Практически все ее средства и факторы в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для русского этноса.

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Совершенная личность – это человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Утрата исторических и духовных ценностей, созданных нашими предками, разобщенность и отчужденность поколений может привести к бездуховности, дисгармонии личности, потере внутреннего стержня и дисбалансу в сознании людей. Сегодня мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде.

Все более очевидно, что современная школа не может и не должна дистанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, от особенностей национальной психологии народа, его обычаев и традиций. Возникла необходимость воспитать Личность, устремленную к высоким нравственным идеалам через внутренне свободный самодостаточный разум, способный самостоятельно, по собственной воле контролировать свои влечения и поступать сообразно добродетели. Установка современного человека «знать и уметь» взяла верх над способностью «чувствовать и сопереживать». Между тем общество, относящееся с пренебрежением к духовной сфере человека, рано или поздно окажется лицом к лицу перед тревожной дилеммой: быстрый прогресс или неизбежное вырождение.

Таким образом, актуальность темы исследования подтверждается тем, что сегодня и школа, и ученые, и общественность, и пресса говорят о том, что без решения важнейшей задачи воспитания подрастающего поколения на национальных традициях, проникнутых высоконравственным национальным идеалом, не может быть полноценного, всестороннего воспитания.

В условиях радикально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих во всех сферах нашей действительности в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения.

Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках отдельных этнических образований, в частности в Осетии, невозможно без национальной ориентации, учёта психолого-этнических особенностей осетинского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков.

Такой подход к возрождению национального воспитания будет способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовно-нравственных, нравственно-эстетических ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев, что в конечном итоге, обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации.

Вместе с тем, нынешняя социальная ситуация в России такова, что зачастую игнорируются национальные особенности, этнопедагогические стереотипы, отражённые в нравах, обычаях, что на практике нередко приводит к тому, что национально-психологические особенности детей вступают в противоречие с целями, средствами, методами нравственного воспитания.

Следует также отметить, что современные процессы, осуществляемые в нашей стране с целью демократизации и обновления общества, раскрепощения духовно-нравственного сознания людей, приносят не только пользу, но и значительный ущерб делу воспитания.

Вот почему современное состояние нравственного воспитания в школе далеко неудовлетворительное. Оно не отвечает требованиям жизни в смысле нравственно-психологической подготовки детей к жизни. Утрачиваются веками передаваемые из поколения в поколение обычаи уважения старших, женщин, любви к труду. Дети не знают свою национальную культуру, обычаи, родной язык. Школа не воспитывает детей в духе прежней целеустремлённости, коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, единения, подлинной человеческой гражданственности, свободных гуманных отношений.

В этих условиях большое значение приобретает использование богатого опыта и идей нравственного воспитания, имеющихся в осетинской народной педагогике, что могло бы подсказать нам много полезного для совершенствования системы нравственного воспитания детей в семье и обществе.

Поэтому, возрождая современную осетинскую школу, необходимо опираться на опыт и идеи нравственного воспитания, нашедшие своё отражение в этнопедагогике осетинского народа.

К вопросам народной педагогики большой интерес проявляли классики педагогики. В частности, основоположник мировой педагогической науки Я.А. Коменский одним из первых дал теоретическое обоснование народному воспитанию, оставил блестящий образец практической реализации

педагогики в классическом труде «Мудрость старых чехов», не потерявшем своего значения до настоящего времени.

Особое внимание народному опыту воспитания уделял великий русский педагог К.Д. Ушинский. В итоге глубокого анализа систем воспитания ведущих стран мира, он пришёл к выводу, что у каждого народа существует «своя национальная система воспитания».

Современными для нашего времени являются мысли великого педагога, по достоинству оценённого историками как создателя русской народной педагогики, о том, что на воспитание большое влияние оказывают характер народа, его национальные и психологические особенности, его быт, историческая культура и т.д.

Прав и видный мыслитель России И.А.Ильин, горячий поборник национального воспитания, который считал, что «каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую «данность» и духовно проработать её, одолеть её, одухотворить её по-своему, пребывая в своём, своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное священное право; в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, религиозная обязанность. Он не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, - он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдёт с лица земли».

Значение идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали крупнейшие классики-педагоги Запада и России: Ж.Ж. Руссо, Н, А. Константинов, А.С.Макаренко, Е.М. Медынский, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский и другие. Василий Александрович Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьёзно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, -писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национально характера, лицо народа».

Актуальность этих взглядов усиливается проблемами, возникающими в настоящее время в связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания, неподготовленностью в разрешении национально - культурного возрождения межэтнических и межнациональных отношений.

Выявленные социально-педагогические противоречия и практика нравственного воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в осетинской народной педагогике.

Таким образом, с учётом вышеизложенного мной был сделан выбор темы исследования « Использование нравственно-эстетических ценностей

осетинского народа в воспитании подрастающего поколения», проблема которой сформулирована так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы формирования нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Решение данной проблемы составляет цель моего исследования.

Объект исследования - богатейший воспитательный опыт осетинского народа, отражённый в духовной жизни, обычаях, обрядах, традициях, в фольклоре. Предметом исследования являются идеи и опыт нравственного воспитания, ценностные ориентации личности в осетинской народной педагогике.

Эта система включает в себя идеал, цель и задачи нравственного воспитания, его процесс, средства и методы педагогического воздействия, социализации личности и характеризует результаты приобретения и использование подрастающими нравственно-эстетических ценностей в практической деятельности.

Важнейшую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения играет семья. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода.

Большая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Задача государства, гражданского общества заняться своевременной и эффективной профилактической работой, влиять на семью, укреплять институт семьи, организовывать досуг молодежи, объединять подростков и детей для совершения добрых дел.

Семейные традиции осетин, вобрав в себя опыт многих поколений, передаваемые потомкам, служили механизмом накопления духовных ценностей и являлись эффективными способами передачи информации между поколениями.

В этнопедагогике осетинской семьи тщательно продумана и представлена идея «всестороннего совершенства» человека. Использование нравственно-эстетических ценностей наблюдается, например, в тостах-молитвах осетин, произносимых в честь новорожденного, народ просит для него у Стыр Хуыцау (у Всевышнего) силы, здоровья, чтобы он впоследствии стал опорой, защитой, надеждой для своего народа, приносил ему счастье. Высшее стремление родителей – увидеть своих детей идеальными во всем. Одним из наиболее используемых в речи осетин благопожеланий является: «Дæ цоты хорздзинад фен» (Будь свидетелем благополучия (совершенства) своих детей). Это - мечта народа. «Фыдæй фырт хъуамæ хуыздæр суа» (Сын должен стать лучше отца), говорят осетины. Это стремление любого народа, это залог его прекрасного будущего. Идеал совершенного человека в этнопедагогике осетин отражается в произведениях устного народного творчества: нартских сказаниях, легендах, песнях, пословицах и поговорках, сказках, семейных преданиях, в рассказах о знаменитых людях народа и т.д. Поэтому программу формирования гармоничной личности необходимо строить с учетом этнопедагогического знания. Настоящей школой познавательного, нравственного, эстетического воздействия на подрастающие поколения являются нартские сказания осетин. Любовь к свободе, чувства дружбы и товарищества, долга и ответственности, бесстрашие и находчивость в бою с врагами Родины, уважение к женщине, к старшим, уважение к другим народам - основные характеристики нартовских героев.

В обращении к изучению жизни и наследия национальных личностей-символов видится шаг к школе, которая научит любить мир, служить ему, сформирует людей не только грамотных, но и добрых, гуманных, способных

на братские отношения. Пример таких людей не может не помочь преодолеть национальную вражду, шовинизм, нетерпимость, религиозное противостояние. Достижение основной цели воспитания – формирование совершенного человека в этнопедагогике осетин рассматривается не как дальняя конечная перспектива, а как практическое руководство к непрерывному поэтапному формированию характера, личностной сферы (физической, духовно-нравственной, интеллектуальной) младенца, ребенка, подростка, юного человека, взрослого. Её осуществление связано с реализацией содержания воспитания посредством методов, приёмов, средств и форм педагогического воздействия.

Следует отметить, что в современных условиях некоторые этноэтикетные нормы все же уже исчезли из нашей жизнедеятельности, иные под влиянием времени и обстоятельств начинают исчезать, другие традиции и обычаи трансформируются и видоизменяются; также следует иметь в виду искусственное исторически обусловленное разрушение многих из существовавших ранее норм и правил поведения.

В последние годы предметом достаточно острого научного обсуждения стали духовные ценности общества и объективные причины снижения внутренней культуры подрастающих, будущего интеллектуального, политического, экономического и культурного общества республики.. В этих условиях все более актуальной становится проблема исследования факторов, способствующих усилению приоритетности духовной культуры, концентрирующей в себе лучший социальный опыт многих поколений людей.

Несомненно, процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, опытом, личностными нравственно-ценностными качествами затрагивает сферу образования, ее содержание, формы и методы, систему взаимоотношений между учителем и учеником.

В последние годы в России усилилось внимание и требовательность к образованию со стороны общественности, родителей и власти. И обусловлено это не только необходимостью улучшения качества обучения, но и состоянием воспитания молодого поколения. 
Проблема нравственного развития молодежи обострилась сложившейся ситуацией в современном обществе. Различные катаклизмы, выпавшие на долю России в последнее время, породили кризис воспитания подрастающего поколения и расслоили общество в социальном, политическом, духовном планах. С развалом страны образовавшийся идеологический вакуум восполняется гражданами, молодежью стихийно, фрагментарно из различных источников. Резкое ухудшение материальной жизни большинства россиян, безработица и правовая незащищенность породили в семьях и обществе устойчивые тенденции индивидуализма, эгоцентризма, прагматизма и личной выгоды, разрушили основы коллективной психологии. Налицо размытость и девальвация важнейших моральных ценностей, разрушение мировоззренческих устоев, упадок культуры. Все перечисленное наблюдается, конечно же, и в нашей республике. Отсутствует целенаправленная государственная политика, сориентированная на нравственное становление детей и подростков, не определены шкалы ценностей в восприятии окружающей действительности. Школы и вузы свели свою работу к чисто образовательному аспекту. Воздействие суррогатов «массовой культуры» на сознание значительной части населения через средства массовой информации наряду с экономическими проблемами породили бездуховность и, как следствие, рост наркомании и преступности. 



В этих условиях должна быть возрождена культура воспитания, уходящая корнями в глубь веков. Обращения к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать много полезного для решения современных проблем воспитания.
Успешное развитие воспитания подрастающего поколения зависит в определенной степени от знания духовных ценностей, педагогической культуры народа, и умения использовать опыт народного воспитания в развитии и формировании человека. Поэтому одной из важнейших проблем современной педагогической науки является проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта воспитания.
Решением данной проблемы должны заниматься сообща родители, общественность, власть. Исключительная роль в духовном воспитании молодежи отводится школе.
Согласно определению, данному в Законе Российской Федерации «Об образовании»: «Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства». Базовым же звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но на развитие личности, его нравственного и духовного развития.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно быть органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и духовного развития наряду с формированием у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В решении этих задач важная роль отводится общеобразовательным школам. В школах Республики Северная Осетия–Алания реализуются разные модели национально – регионального компонента. Культурное своеобразие осетинского народа изучается интегрировано в курсе учебных дисциплин: осетинского языка и литературы, истории, географии, музыки, изобразительного искусства, физической культуры. Учебные программы по этим предметам разработаны с учетом включения национально- регионального компонента. Кроме того, национально- региональный компонент (далее НРК) реализуется во внеурочной деятельности. 
С целью сохранения и возрождения национально- культурной самобытности осетинского народа в 8-9 классах школах республики, как обязательный предмет, изучается «Традиционная культура осетин». 
Цель данного курса - предоставить учащимся возможность освоить тот минимум этнологических и историко-культурных знаний, который необходим для правильной интерпретации сохранившихся до настоящего времени традиционных институтов, определения их места в социальной и духовной жизни современного общества. При грамотном изложении программа данного курса поможет заложить прочный фундамент в освоении детьми осетинской национальной культуры и явлений мировой культуры, сформировать представление об осетинской национальной культуре как о явлении полифункциональном, органично слитом с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью человека и традиционными мировоззренческими установками народа и о том, что народная культура является одним из типов исторической памяти человечества и формой народного самосознания.
Проблема формирования духовной культуры современной молодежи Осетии имеет разнополярную направленность. Эффективное их решение возможно при наличии следующих педагогических условий и принципов:
-соответствующей научно–методической базы;
-интеграции учебно–воспитательного процесса;
-компетентных педагогических кадров;
-обеспеченности современной материально – технической базы;
-единого социо–педагогического пространства;
-системной оценки и учета уровня сформированности духовной культуры молодежи.
Соответствующая научно – методическая база предполагает наличие учебных программ, учебников, методических пособий и дидактического материала, отвечающих предъявляемым к ним требованиям. 
Интеграция учебно – воспитательного процесса возможна при непрерывном взаимодополняемом и взаимообусловленном единстве обучения и воспитания.
Соответствие компетентных педагогических кадров предусматривает высокий уровень профессиональных знаний и мобильность преподавателей, способных решать адекватные педагогические задачи; обеспечение устойчивого, динамичного развития социума. 
Обеспеченность современной материально – технической базы предусматривает оснащение учебных пособий и программ типовыми комплектами, разработанными в соответствии с рекомендациями учебно – методического совета; учебной техникой; современными информационно- техническими средствами.
Принцип единого социопедагогического пространства должен быть направлен на соблюдение интересов социокультурного пространства, преодоление этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфесий.
Оценка уровня сформированности духовной культуры молодежи должна включать три уровня контроля: внутренний – осуществляемый самими образовательными учреждениями; промежуточный – осуществляемый муниципальными органами управления образованием; внешний – осуществляемый государственным органом управления образованием.
Результативность должна определяться по следующим показателям и критериям, соответствующими современным требованиям развития образования:
- сформированости у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- приобщению их к нравственным общечеловеческим ценностям, способствующих узнаванию и укреплению национального самосознания, как важного для сохранения самобытности общества и истории;
- формированию культуры нового поколения, образования и приобщения ко всему богатству этнокультуры, которые позволяют соотносить себя с другими культурами и их носителями, осознавая свое место и предназначение в цивилизационном развитии;
- овладению ценностями окружающей социоприродной среды в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенных в отобранных этносом духовно-нравственных идеях-ценностях и осваиваемых в деятельности;
- готовности молодежи к принятию накопленного опыта, знаний, основных этнических ценностей и норм. 
Таким образом, возрождение этнической культуры в современных условиях, несомненно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования и при соблюдении нами определенных педагогических условий и принципов. Для этого необходимы ясное осознание нового качества современной этнокультуры, обновление существующей практики в системе образования и воспитания национальной школы.
Стратегия возрождения духовной культуры должна включать признание роли родного языка, развитие национальной культуры, признание ценностей культуры в образовании. 
Таким образом, цель предмета «Традиционная культура осетин» и предметов, включающих национально – региональный компонент - обеспечить передачу базового образования и этнокультуры и на их основе создать условия для духовного развития личности. Изучение данных предметов — необходимое условие воспроизводства национальной культуры, главный институт общества, созданный для формирования и социализации личности. 
В условиях, когда ослабляются традиционные механизмы передачи этнокультурного опыта молодому поколению (семья, традиции, ритуалы), система образования, как целенаправленно организованный социальный институт этноса, становится основным каналом передачи, воспроизводства и развития этнической культуры. В условиях возрождения этнической культуры система образования призвана обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции.
Для Осетии, как в целом для России, нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры различных народов.

Дошкольное образование, школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке. Должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ жизни. Это осуществимо средствами организованного этического воспитания дошкольников и школьников, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс. Ведь этика, как наука о нравственной жизни человека, о нравственном добре и зле, только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный этический диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни.

Этика, изучая нравственную жизнь человека, направляет личность на внутреннее самосовершенствование. Отношение к жизни и человеку, как наивысшим ценностям и должно стать содержанием курса этики в дошкольном и школьном образовании, закладывающем основу этической культуры в подрастающем поколении. Сегодня это становится особо значимо.

Говоря о дошкольном и школьном воспитании, нельзя не сказать об игрушках, играх, на которых происходит процесс воспитания. Много говорится и пишется в СМИ о низком качестве, а порой и о наличии в материалах, из которых делаются игрушки вредных и токсических веществ. Большим потоком такие игрушки поступают из Китая. Но еще большую озабоченность вызывает смысловая нагрузка многих игрушек и игр.

Закон, защищающий детей от информации, «причиняющей вред их здоровью и развитию», подписанный Президентом в 2010 году, вступит в силу только 1 сентября 2012 года. Кто-то пролоббировал этот закон так, чтобы была отсрочка на два года, чтобы использовать это время для уничтожения наших детей. Когда нужно было изменить Конституцию и срок президентства, этот сложнейший закон за неделю прошел все законодательные закорючки. А закон, который должен сохранить наших детей для будущего, нужно еще ожидать два года. Странная позиция! Законодатели разъясняют, что надо подготовить финансовую базу и так далее. Какую финансовую базу? Ведь очевидно: надо как можно скорее просто запретить некоторые компьютерные игры, те, которые продаются по всей стране: террористы уничтожают наших десантников, бойцов, которые защищают правопорядок в зоне конфликтов. А что стоит бесконтрольная продажа многочисленных петард, лазерных указок и т.д. Мы тоже в детстве играли, но привыкли к тому, что всегда побеждали наши танки с красной звездой, наши самолеты. Что сегодня происходит? Одна подоплека во всех этих играх: как обойти закон и уничтожить законные формирования ради победы незаконных. Эти игры миллионными тиражами идут сегодня в наши детские аудитории. Это ужасно, и никто этого не запрещает. Они еще два года будут безнаказанно выпускать и реализовывать эту продукцию.

Кроме эстетического воспитания, необходимо возрождать духовно- нравственное воспитание. Утрата стержневой роли традиционных религий, изменение понимания сути духовности в нашей современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах:

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

- нравственно-эстетическом (в контексте нравственного учения о человеке, цели его жизни);

- этнокультурном (на основе национальных традиций народов России).

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Современная школа либо совсем отказывается от своей воспитательной функции, либо находится в растерянности из-за непонимания того, какой цели в деле воспитания она должна придерживаться, к какому идеалу вести ребенка. И это скорее не вина современной школы, а ее беда, поскольку дважды за прошедшее столетие рушилась сложившаяся в нашей стране система воспитания. В начале XX века коммунистический режим полностью разрушил систему религиозного воспитания. В конце этого же века разрушена система атеистического советского воспитания, полноценной замены которой на государственном уровне нет до сих пор. Сегодня отсутствует единый системный подход в вопросах воспитания, поскольку нет единой цели, а воспитывать «чему-нибудь» и «как-нибудь» невозможно.

Одним из существенных недостатков современного школьного воспитания является его оторванность от реальной внешкольной среды обитания подрастающих поколений, которая и обуславливает его низкую эффективность, малозначимость при выборе нравственных ценностей выпускниками школ. Лишь 2,5% в городе и 4,4% в селе из числа опрошенных ответили, что на выбор ими только некоторых нравственных ценностей повлияло школьное воспитание1.  

На такой же вопрос 33,2% в городе и 44,5% в селе ответили, что на выбор ими аналогичных нравственных ценностей повлияли требования традиций и обычаев, все еще имеющих место в быте современных осетин. 

В целом, согласно данным исследований, 52,8% в городе и 59,8% в селе приоритет отдают традиционным нравственным ценностям. Мало того, что нравственные ценности этих двух институтов воспитания для личности оказываются не адекватными, они еще и взаимоизолированы, и, таким образом, школьное воспитание не получает своего дальнейшего развития и закрепления вне школьной среды. 

Между тем общество, принимая школу за официальный государственный институт воспитания, ожидает, что она должна не просто использовать воспитательный потенциал семьи в практической деятельности, но и благотворно, управляемо влиять на воспитательную среду семьи, где, как известно, процесс формирования личности нередко протекает с существенными отклонениями от социально значимых целей. 

Процесс демократизации и гуманизации школьной жизни, перестройка системы образования из государственной в государственно-общественную предполагает также (иначе перестройка невозможна) не только уважение к личности ребенка, но и точное знание условий его формирования вне школы. Но к такому Вмешательству современный школьный педагог не подготовлен. Вмешательство в семейную воспитательную среду требует компетентности, предполагая, по крайней мере, в специалисте знание традиций и обычаев с заключенными в них нравственными ценностями, равно как и знание традиционного общего мнения по вопросам нравственности, а также нравственного идеала конкретного народа. Но здесь возникают трудности. 

Это, во-первых, то, что сами традиции и обычаи педагогической наукой мало изучены, не говоря о практическом использовании хотя бы их незначительной части. 

И, во-вторых, то, что они выпадают из поля зрения широкой педагогической общественности. 

И, наконец, сами рамки существования официальной педагогической науки не способствуют взаимодействию школьной и семейной педагогики, что особенно недопустимо при кризисе современного воспитательного дела. 

Разумеется, здесь речь прежде всего идет о привлечении интереса к прогрессивной части традиционной педагогики и нравственным ценностям. Само невнимание к этому духовному достоянию породило трафаретную, общую для самых несхожих между собой народов педагогику, не принимающую в расчет то, каждый из них на протяжении истории своего развития выработал свои специфические традиционные нормы поведения, имеет свои нравственные ценности, критерии оценок, приемы воспитания и т. д. 

Так, например, в осетинском быте и поныне можно указать характерные, повсеместно имеющие еще признание нормы поведения, обусловленные обычаями и традициями: 

в семье родители и дети не садятся за один обеденный стол, (22,0% в городе и 26,0% в сельской местности); 

соблюдается старшинство в очередности замужества и женитьбы детей (51,5% и 61,0%); 

имеет место обычай избегания, когда молодые невестки не разговаривают со старшими членами семьи, рода (33,2% и 34,0%). Причем обычай этот продолжает существовать в различных своих формах. Например, супруги в семье не называют друг друга по имени. В связи с этим нередки случаи, когда у родителей по два имени, из которых настоящее никогда и никем в семье не произносится; 

дети в семье непосредственно с отцом не общаются, общение происходит через мать. Кроме того, и сами отцы избегают собственных малолетних детей, а молодые супруги не появляются вместе в обществе; 

Все еще имеет место половозрастная дифференциация видов трудовой деятельности, их деление на сугубо мужские и женские; 



исполнение родственного долга для осетина продолжает иметь социальный смысл и т. д. 

Понятие о нравственном и безнравственном в осетинском быте до сих пор тесно связано с традициями и обычаями, а само общее мнение, его содержание сконцентрировано в устном творчестве народа. 

Даже небольшой обзор устного творчества свидетельствует о том, что обстоятельное исследование в этой области обогатит содержание взаимных усилий семьи и школы по нравственному воспитанию, не говоря уже о том, что такое исследование полезно с точки зрения сохранения многих нравственных ценностей и ориентаций, которые и сегодня могут с наибольшей пользой работать на прогресс общества. 

Исследования показывают, что для положительного решения проблемы формирования у молодежи нравственной культуры необходимо установить связь нравственного воспитания с трудовым, ибо именно высоконравственное отношения к труду составляет основу нравственной культуры личности и общества. Высший уровень нравственной культуры - это показатель социальной зрелости, который выражается во внутренней готовности в любых ситуациях совершать достойные поступки и формирует у будущих специалистов высоконравственное отношение к овладению профессией. Иными словами, это нравственная надежность личности, подразумевающая культуру чувств, культуру поведения, культуру отношений и культуру деятельности. Имеется в виду процесс формирования у современных студентов профессионального кодекса чести, отсутствие которого, как правило, приводит, в конечном счете, к деградации личности. Не случайно выдающиеся мыслители считали, что разрушение трудовой морали, неизбежно приводит к падению нравов в обществе в целом. Мы должны избавить общество от полуинтеллигентов, полупрофессионалов, качество знаний и умений которых ниже всякой критики.

В заключении представляю общие выводы:

1. В современных условиях возникает необходимость переосмысления воспитательной системы, возрождения традиционной культуры воспитания. Обращение к прогрессивным народным традициям, сохраняющим в концентрированном виде демократическую направленность национальной культуры, может способствовать решению современных проблем воспитания, нейтрализации межнациональной нетерпимости, ибо всестороннее урегулирование и прекращение аспектов межэтнической напряженности является жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества.

2. Чтобы воспитать современную молодежь в духе гражданского мира и межнационального согласия, научить понимать и ценить культуру, традиции и обычаи своего народа, уважать культуру других этносов и религий, необходимо кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи в рамках образовательных учреждений лежит в контексте изменения учебных программ, включающих совмещение объема необходимых общих знаний с глубокими знаниями народной культуры, формированием потребности и способности ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов и конфессий.

3. Дальнейшее исследование в этой области будет направлено на более глубокое изучение процесса формирования национальной культуры, развития самосознания молодежи. Перспективы данного исследования я связываю с происходящим в настоящее время совершенствованием образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях и остро стоящей перед государством и обществом проблемой гармонизации межнациональных отношений.

Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими, как свобода совести, открытость общества, демократизм, гласность и др.) стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления».

В силу несформированности мировоззренческих позиций, наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка» низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Не имея опоры внутренней, молодежь утратила поддержку внешнюю (семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений), поскольку российское общество продолжительное время пребывало в состоянии растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена.

Перечисленное наглядно демонстрирует насколько необходима определенная система ценностей для каждого человека, для общества и государства. Она является той основой, опираясь на которую можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом.

Подрастающее поколение все более отлучается от традиционных национальных культур. В связи с этим на современном этапе исторического развития возрастает роль традиций и обычаев в деле формирования прекрасных черт и качеств личности, в обогащении духовного мира людей и утверждении принципов морального кодекса.

Сегодня мы должны понять и сохранить все лучшее, что существовало в воспитательных традициях народов Северо-Кавказского региона в прошлом, используя его в целях совершенствования всей нашей воспитательной системы.

Гостеприимство, речевой этикет, отношение к старшим, женщинам, застольный этикет, этикет общения…

Для начала приведу некоторые примеры культурного воспитания в Осетии. Например, строго регламентировались этикетом и формы поведения осетин в общественных местах, в речах соблюдалась учтивость, все, в том числе и дети, должны были знать традиционные формы приветствия и прощания. Горцы учили своих детей тому, что человек - существом разумное, которое создает материальные и духовные ценности, что он должен быть поддержкой другому, а отношения между людьми должны строиться на основе взаимного уважения и гуманизма. Особенно ценным качеством, считали горцы, было умение вести себя на людях, важным фактором которого являлся речевой этикет при обращении, рассчитанный на разные ситуации. К детям в педагогических целях обращались так: "Хороший парень", "Хорошая девушка", потому что такое обращение и малыш, и подросток обязательно оправдывали. Молодежь искренне приветствовала пожилых людей, зная их чувствительность и стремление к точному соблюдению этикета; прощание также должно было заканчиваться пожеланием всего самого хорошего. Народная педагогика требовала, чтобы юные горцы приветливо относились к людям, умели себя вести во всех случаях жизни - уважительно обращаться и относиться к старшим, женщинам, сверстникам.

Каждый ребенок, живший в горах, с самого раннего возраста был знаком с этикетом приема гостя, в котором есть много позитивного в смысле нравственного воспитания людей и, в первую очередь, чувства гуманизма у молодежи. Институт гостеприимства, описанный многими русскими и европейскими путешественниками, сложился в своеобразных природно-климатических условиях и позволил горцам не только выжить, но и сохранить самобытность и нравственное здоровье. Небольшое нарушение этикета гостеприимства становилось предметом анализа и осуждения в семье.

Строго регламентированным на Северном Кавказе был и застольный этикет, также имеющий немалое значение для формирования лучших человеческих качеств у молодежи, исполнению всех тонкостей застольного этикета учили с раннего детства. Полновластным хозяином стола на Кавказе всегда был тамада (тхамада), по негласному указанию которого менялись блюда, поднимались тосты; ему помогали юноши, обслуживающие стол, которые учились вежливости и умению себя вести. Младшие не садились за один стол со старшими, которые никогда не показывали, что голодны, тщательно следили за своим поведением и речью, в меру употребляли спиртное. Молодежь не пила спиртного вообще, о нарушивших же закон говорили с презрением, такой юноша награждался позорными кличками и прозвищами.

В этикете общения горцев Северо-Кавказского региона наблюдались и некоторые консервативно-архаичные моменты - обычаи кровной мести, купли и продажи девушек, избегания и некоторые другие негативные явления, сопровождавшие отдельные традиции, имевшие позитивный характер.

Радикальные изменения, происшедшие сегодня в России, требуют серьезного осмысления проблем воспитания, в том числе и вопросов о национальной ценности каждого народа - его педагогики, так как изменения характера горского этикета происходит на наших глазах. Этикет северокавказских горцев гибко приспосабливается к изменениям, происходящим сегодня, и мы должны уберечь все лучшее, что существует в воспитательных традициях народов Северо-Кавказского региона.

Проведенный анализ возможностей национального этикета в формировании и усвоении школьниками традиционных этикетных норм поведения и общения позволил провести экспериментальное изучение уровня знаний и применения национального этикета учащимися, состоящее из двух этапов: констатирующего и обучающего. Результаты экспериментов позволили назвать факторы, определяющие и влияющие на формирование у учащихся интереса к этноэтикетным нормам и правилам поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше время воочию заставляет убедиться в том, что без культурной памяти, без знания, понимания и уважения к прошлому нет и не может быть достойного настоящего, что именно прошлое закладывает будущее, объясняет сегодняшние успехи и неудачи и, в конце концов, помогает нам понять самих себя. Только сейчас мы начинаем понимать, что нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны нам предшествующими поколениями.

Исследование этикета приобретает особое звучание в связи с необходимостью глубокого понимания характера нашего культурного наследия, осмысления его исключительно своеобразных ценностей, складывающихся на протяжении предшествующих столетий и продолжающих жить в нас и поныне в виде архетипов национальной психологии, стереотипов поведения, зафиксированных в этикете, обычаях и традициях.

Успешной реализации целей воспитания осетинского этикета в народной педагогике способствуют обычаи, традиции, обряды и словесные средства воспитания - эпические произведения, сказки, притчи, легенды, песни, пословицы, поговорки, в которых отражены содержание, формы, методы и приемы народного воспитания. Народы Северного Кавказа за многие века накопили богатый воспитательный потенциал, создали замечательные традиции и этикет, в которых сконцентрирован позитивный опыт народа в области воспитания человека.

В крае сложились свои представления о необходимых умениях и навыках, об уважении к старшим по возрасту, к женщине, о стереотипных поведения человека в обществе. Вместе с молоком материи горцы как бы усваивали этикет и традиции своего народа, пожизненно соразмеряли с ним свои действия и поступки в обществе и семье. Своды неписаных законов «Адыгэ-хабзэ», «Tay адет», «^Ефсарм», «Зхь-эздел» регулировали поведение горцев, предусматривая все случаи, происходящие в жизни.

Одним из главных требований этикета горцев было уважение к старшим по возрасту, к тем, кто имел богатый жизненный опыт, обладая житейской мудростью и знаниями. При общении со старшим горский этикет предписывал молодым вставать и не садиться, беседу поддерживать тихим голосом, отвечать на его вопросы вежливо и почтительно. Для северокавказских горцев, не имеющих письменности, опыт и знания старших играли огромную роль, в том числе и в процессе воспитания молодежи.

Иной, двойственный характер, носил этикет уважения к женщине: он обуславливался двойственным ее положением в обществе - с одной стороны, общество с уважением относилось к женщине матери, с другой — в семье женщина всегда была бесправным существом, занятым бесконечной работой, хотя самую тяжелую работу выполняли мужчины. Чем старше становилась женщина, тем свободнее она чувствовала себя, а старшая женщина - глава женской половины дома - даже имела право сидеть вместе с мужчинами. Внешне суровое отношение к женщине компенсировалось уважительным отношением к ней: ударить женщину, считалось позором, при ней не сквернословили, на нее не распространялось обычай кровной мести, любая ссора прекращалась, если женщина бросала между дерущимися головной платок.

В большой горской семье отношения ее членов также были строго регламентированы и регулировались следующими требованиями этикета: проявление родительских чувств в присутствии посторонних недопустимо, супруги должны были избегать друг друга на людях, взять малолетнего ребенка на руки мужчина не мог ни при каких обстоятельствах, даже если ему грозила смерть, воспитанием детей, в патриархальной семье при полной загруженности матери домашней работой занималось старшее поколение - дедушки и бабушки. Однако пример родителей, постоянно занятых разными видами труда, способствовали воспитанию в детях трудолюбия, дети росли физически крепкими и выносливыми. Методами воспитания в горской семье были не частые наказания и угрозы, а личный пример взрослых, поощрение детей словом и делом, подарками, а иногда и порицаниями. Средствами воспитания в семье были легенды, предания, сказки, пословицы, загадки, при помощи которых родители, воздействуя на сознание и чувства детей, предостерегали их от хвастовства, зависти, жадности, трусости.

Этикет установления горцами Северного Кавказа искусственного родства - куначество, побратимство, аталычество, усыновление - также имел большое воспитательное значение. Так, институт куначества предполагал воспитание юноши, проводящего свое детство в кунацкой, в духе уважения к представителям других народов. Здесь он училсяобращаться с гостями, со старшими, постигал застольный этикет, принимал участие в музыкальных и танцевальных увеселениях, демонстрировал свою благовоспитанность. Дружеские связи, установленные путем куначества и побратимства, воспитывали детей и юношей в духе взаимной поддержки, товарищества, они предполагали оказание помощи слабым и не имеющими в крае родственников представителями разных народов.

В горах счастливой считалось только многодетная семья, поэтому бездетные семьи могли прибегнуть к усыновлению. Формой установления искусственного родства был обычай воспитывать детей в чужой семье, имевший социально-политические цели и способствующий установлению связей между отдельными фамилиями и даже между народами. Воспитанника  учил учтивости в обращении со старшими, ловкости, горскому этикету, он получал военно-физическую подготовку, выучивался петь и танцевать.

Строго регламентировались этикетом и традиционные формы поведения горцев в общественных местах, значение которых для формирования подрастающего исключения было исключительно ценным, так как дети воспитывались в духе гуманизма и взаимного уважения между людьми. В ауле все делалось гласно, поэтому ложь, сплетни, наговоры и интриги, которые при всех обсуждались на ныхасе, были редким явлением. Народные педагоги воспитывали в детях доброжелательность, вежливость, деликатность, тактичность и другие положительные качества. Воспитанность человека определялось и по тому, насколько горец знал тонкости речевого этикета, ибо его нормы были рассчитаны на любые жизненные ситуации; всему этому юные учились у старших.

Одним из самых известных на Северном Кавказе считается институт гостеприимства, описанный многими русскими и европейскими учеными и путешественниками и имеющий общечеловеческую ценность. Этикет гостеприимства был разработан до мелочей. Старшие подростки, которые становились участниками церемонии гостеприимства, учились искренне любить друзей, помогать друг другу, оказывать помощь в нужную минуту. Народ выше других человеческих качеств ставил честь и достоинство человека, его доброжелательность, искренность, честность, этим качествам учили детей с малых лет.

Прошел испытание временем и застольный этикет северокавказских народов; по всем важным событиям горцы обычно устраивали угощение для родственников и соседей, на котором присутствовала молодежь; это делало застольный этикет одной из важных форм народного воспитания. Здесь проявлялись не только знание обычаев и традиций, но и незаурядные умственные способности человека, тактичность, красноречие, умение красиво вести беседу. Тамадой избирался только тот старший, который умел произносить соответствующие месту и ситуации тосты, сохранять выдержку в отношении спиртного, мог оказать гостям необходимые знаки внимания. Молодежь за столом не сидела и не притрагивалась к спиртному, пьянство в присутствии молодых также осуждалось; этикет требовал и проявления умеренности в еде. Каждый из ритуалов, сопровождавшихся пиршеством, нес воспитательно-эмоциональные функции, так, молодежь во время свадьбы убеждалась, что брак — это важный общественный институт, с которым связаны были рождение и воспитание детей, продолжение рода.

Однако в этикете народов Северного Кавказа были и определенные консервативно-архаичные моменты; таковыми этикете северокавказских горцев следует считать обычаи кровной месте, купли и продажи девушек, избегания, разорительные поминки и некоторые другие явления, имеющие антигуманный характер и оказывающие отрицательное воздействие на молодежь.


Смотрите также:
«Использование нравственно-эстетических ценностей осетинского народа в воспитании подрастающего поколения»
367.14kb.
1 стр.
Нравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и пения при обучении немецкому языку
60.11kb.
1 стр.
С 26 января по 2февраля в сдк п. Безлесный была оформлена тематическая выставка, посвященная Сталинградской битве
10.84kb.
1 стр.
Влияние телевидения на формирование нравственных ценностей у подростающего поколения
34.74kb.
1 стр.
Роль музыки в воспитании нравственности подрастающего поколения
62.87kb.
1 стр.
Герои «Молодой гвардии»
59.77kb.
1 стр.
Ч 5 сентября 2012 года ►
46.8kb.
1 стр.
Учиться строить отношенья, а не читать или писать, Мы ходим в школу для ученья
28.14kb.
1 стр.
Социальное проектирование в укреплении духовно-нравственных ценностей в обществе Плисенко НатальяГавриловна
63.06kb.
1 стр.
I глава. Этапы развития технологий записи звука и их использование в кинематографе
149.85kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий
349.15kb.
1 стр.
Тенденции развития государственности осетинского народа: историко-политологический анализ и прогноз
1081.88kb.
6 стр.