Главная
страница 1
С.Ю. Радченко

Лаборатория стратегических исследований

проблем цивилизации и культуры (Екатеринбург)
Основная проблема России в III тысячелетии

(Что делать? Или взгляд на проблему с позиций научной философии – основы интеллектуального потенциала общества)
В результате осмысления генезиса человечества лучшими представителями этого самого человечества был оформлен довольно-таки жестокий вывод, непреложность которого народы и отдельные индивидуумы постигают постоянно и, к сожалению, непременно трагично: основой познания и критерием истинности наших знаний (о мире и обществе) является общественная практика. А само научное (теоретическое) знание является более поздним феноменом, что, однако, поскольку все цивилизации (это касается и отдельных индивидуумов) стоят на плечах своих предшественников, не ставит вопрос о игнорировании самого научного знания и научной философии как его онтологического основания в частности.

Ирония истории такова, что научная философия, как основа интеллектуального потенциала общества, оказалась этим обществом в лице ее основной «движущей и правящей силы» последних десяти лет - исполнительной власти России или нашей «политической элитой», что практически до недавнего времени одно и то же, несмотря на внешние, далеко не онтологические и не антагонистические противоречия, - не востребованной.

А в результате, «не набив шишки», а породив серьезные социально-экономические катаклизмы, вызвавшие не менее грандиозные социально-экономические, политические последствия, – под сомнение поставлен сам факт существования нашей страны.

Данная ситуация и политически, и интеллектуально предельно напряженная, требует соответствующего разрешения – ответа.

Как отмечал Карл Маркс, «процесс познания не начинается с теоретического отношения к миру». И потому проблема, которую мы пытаемся заявить, не в том, что мы согласны с классиком в самой методологии постановки вопроса, что люди действительно начинают с того, что активно воздействуют на окружающую их действительность, овладевают посредством действий предметами внешнего мира и таким путем удовлетворяют свои потребности, - начинают с производства, а позже на ступени общественной практики, как ее обобщение, возникает теоретическое (научное) знание, а в том, почему это знание о мире и обществе или научная философия, основа интеллектуального потенциала общества, оказались не востребованными в России (здесь и теперь)?

Может быть, то, что выдавалось нашей научной элитой за научную философию, не являлось ею, а являлось чем-то другим, и в силу этого мы не можем рассматривать эту социальную группу как научную элиту? Или (попробуем быть максимально щадящими – ведь это наши, родные – близкие) проблема в чем-то другом?

Но реальность такова (факт остается фактом) - наша научная элита не смогла ответить на вызов времени. - Не смогла быть современной (созвучной времени). – Не смогла дать онтологически адекватный ответ на вопрос «Что делать?», т.е. на уровне не отдельных представителей, пытающихся решить данную проблему (профессор С. Кара-Мурза, г.Москва: д.ф.н., профессор В.В. Орлов, г. Пермь; д.ф.н., профессор С.Н. Некрасов, г. Екатеринбург и другие), а в целом не смогла предложить обществу в конце ХХ в. диалектику понятий, являющуюся современным отражением диалектического движения действительного мира. Именно это является причиной ряда неадекватных действий таких организаций, как РКРП и других общественных объединений людей, искренне переживающих за нашу страну.

Именно это, пока данная проблема не будет решена, не позволит выстроить наиболее оптимальную, характеризующуюся минимальными потерями (издержками), траекторию движения нашей страны в мировом социальном и физическом пространстве.

И поэтому, используя научную философию, мы должны произвести анализ и сделать выводы.

Первым из них является следующий: у нас нет оформленной в масштабах России обществоведческой научной элиты – интеллектуального центра, а есть отдельные коллективы, личности, которые в перспективе - я хотел бы на это надеяться, даже научно поверить, основываясь на существующих исторических примерах, - могут интеллектуально объединиться и стать новой настоящей обществоведческой научной элитой России. Именно о ней я и говорю, а не о наших высококвалифицированных «слесарях» от механики с физикой, и «поварах» от химии, металлургии и других важных и нужных наук, испытывающих на крепость природу и органическое тело человека.

Проигнорировав народную мудрость о сапожнике и пирожнике, мы из-за ложно понятой корректности – вежливости (в том числе и академической, хотя есть же древний рецепт выработанный нашими предшественниками – Платон мне друг, но истина дороже), вовремя не указали на действительную роль и место в системе прогнозирования и проектирования всей целостности социальных отношений, не обществоведов, а узких специалистов из других сфер человеческой деятельности, не обладающих ни соответствующей подготовкой, ни мировоззрением, выстроенным по критериям научной философии, и позволили (поспособствовали, породили), к нашему прискорбию, ряд феноменов начиная академиком по разряду естественных наук г. Сахаровым, продолжая и, к сожалению, пока не заканчивая г. Чубайсом.

Вторым выводом является то, что в стране, несмотря на всю сложность ситуации, не ведется (будем надеяться, что пока) публичная научно–философская интеллектуальная дискуссия. Нужна всероссийская публичная научная философская интеллектуальная дискуссия на тему : «Что делать?».

Ситуация парадоксальна - уже наемные работники, мнящие себя собственно государством, чиновники госаппарата обращаются к научной общественности за помощью, а обществоведы молчат. Чиновники обновленного госаппарата обращаются к естествоиспытателям и инженерам, да не по нужному адресу обращаются; но ведь они не знают, куда и к кому обращаться. Они новые, а старых, опытных еще г. Горбачев разгонять начал, а г. Ельцин закончил и В.В. Путину приходится работать с тем, что осталось.

Третий вывод. Не ведется систематическая учеба по проблемам связанным с изучением, анализом и совершенствованием всей системы социальных отношений и социальной структуры в России и мире. Мы должны учитывать, что естествоиспытатели в своем большинстве до сих пор находятся под влиянием «синдрома Сахарова» и совершенно искренне считают, что можно решить проблему улучшения жизни людей без совершенствования социальной структуры общества. Если провести открытую дискуссию, то наверняка выяснится, что большинство из них стоит на этих позициях. Думается, что нельзя их бросать на произвол судьбы так же, как и чиновников, - ведь в одной стране живем и в той или иной мере обречены на общность исторической судьбы.

Вывод представляется очевидным: нужно их учить, учить государственному строительству, социальному проектированию и многому, многому другому с позиций научной философии. Нужно помогать В.В. Путину как человеку, гражданину, новому президенту России. В этом мне видится наш гражданский долг: ведь республика есть не что иное, как народ со всеми вытекающими отсюда последствиями. А как, в каких формах это решаемо? Думается, что чиновники и естествоиспытатели предложат эти формы.

Подводя итог размышлениям на тему, заявленную в заголовке тезисов, я бы переформулировал ее так: как привлечь основу интеллектуального потенциала общества (России) – научную философию - к решению стоящих перед страной и народом России проблем?



Уверен в том, что если мы начнем решать данную проблему, то мы сможем сформировать обществоведческую научную элиту и решить те задачи, которые ставит перед нами время. С честью выполним возложенную на нас историческую миссию.

© С.Ю. Радченко, 2001


Смотрите также:
Основная проблема России в III тысячелетии
49.27kb.
1 стр.
История Португалии
330.85kb.
1 стр.
Кремлевский
186.23kb.
1 стр.
Основная проблема, которую решал коллектив, воспитание у учащихся интереса к знаниям, преодоление массового второгодничества. Школа занималась в 2 смены
26.46kb.
1 стр.
Человек-iii и первохристианская метакультура Пики-ii и пики-iii
159.85kb.
1 стр.
Неподконтрольные деньги в политике – главная коррупционная угроза во всем мире Это показали результаты всемирного исследования в россии по-прежнему остро стоит проблема подконтрольности ветвей власти
44.42kb.
1 стр.
Образовательная программа «школа россии» пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования для гбоу сош №790 г. Москвы, работающего по умк «Школа России»
3073.53kb.
15 стр.
Террористический акт: проблемы квалификации
615.18kb.
3 стр.
Государственная деятельность императора александра III
45.6kb.
1 стр.
Селекции и семеноводства
541.19kb.
4 стр.
Сергазин Е. Ф. Ену им. Л. Н. Гумилева, кафедра политологии «Шанхайская организация сотрудничества одна из самых молодых региональных организаций, возникших в третьем тысячелетии»
100.5kb.
1 стр.
Сказание о князьях Владимирских
142.98kb.
1 стр.