Главная
страница 1
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

История Переславля-Залесского

Озеро Плещеево и окружающие его леса явились хорошим местом для расселения здесь человека. В XI веке на высоком северо-западном берегу озера славяне основали укрепленное городище под названием "Клещин" . Недалеко от него, на берегу реки Трубеж, в 1152 году Юрий Долгорукий закладывает Переславль, как место административного княжеского управления, строительство которого начинает с сооружения валов и Спасо-Преображенского собора, ныне являющегося древнейшим памятником архитектуры в Центральной России.



1179 Образование Переславского Княжества. Первым переславским князем становится Всеволод Большое Гнездо, названный так потому, что у него было много детей: восемь сыновей и четыре дочери. В XII веке здесь было написано "Слово Даниила Заточника" - шедевр древнерусской литературы.

1194 На переславских земляных валах возводятся крепостные стены. По тому времени новый город был одним из крупных политических и культурных центров Северо-Восточной Руси. В 1212-1302 Переславль становится во главе удельного княжества, первый князь которого - внук Юрия Долгорукого Ярослав Всеволодович (1212-1240).

1220 В Переславле-Залесском родился Князь Александр Невский. После смерти он был причислен к лику святых, и в центре города на Красной Площади была построена Церковь Александра Невского.

1408 Город взят и разграблен татаро-монголами.

1608 Польско-литовские интервенты взяли город. В следующем году армия под командованием Скопина-Шуйского освободила Переславль.

1612 Жители Переславля присоединились к ополчению Минина и Пожарского и принимали участие в освобождении Москвы.

Переславль был излюбленной вотчиной московских князей и царей. Они делали щедрые вклады на строительство и украшение церквей и монастырей. На средства Василия III в XVI веке возводится Троице-Данилов монастырь. По инициативе царя Ивана Грозного в 1564 году перестраиваются крепостные стены, башни и собор древнейшей Переславской обители – Никитского монастыря. В честь рождения царского сына Федора в Федоровском монастыре закладывается собор Федора Стратилата. В смутное время переславцы оказались задействоваными в основных столкновениях гражданской войны, а город был полуразрушен. Возрождение Переславля происходит в XVII веке.



1688 Царь Петр I начал строительство потешного флота на Плещеевoм озере.

1692 В августе этого года были устроены торжественные смотрины флоту. Это считается датой основания Военно-Морского Флота России (другие города, например, Воронеж, придерживаются других точек зрения).

В начале XVIII века Переславль-Залесский был уездным центром Московской губернии, а в конце века отошел в состав Владимирской. По сравнению с другими городами, не исключая Владимир, Переславль-Залесский превосходил их обширностью размеров, количеством населения и числом зданий. Это был первый по значимости, торговле и промышленности город во Владимирском наместничестве. Здесь были основаны одни из первых русских полотняных мануфактур. На средства переславского купечества возводятся и новые храмы. К концу XIX века в городе и уезде насчитывалось около 25 обителей и 50 церквей.



1744 Создание Переславской Епархии, центром которой становится Успенский Горицкий Монастырь.

1783 Во время большого пожара в городе сгорели все корабли петровской флотилии, сохранился только бот "Фортуна", который сейчас находится в музее "Ботик", открытом в 1803 году.

1894 В.И.Ленин работал в деревне Горки Переславского уезда.

1913 Царь Николай II посетил Переславль-Залесский во время празднования трехсотлетия династии Романовых.

1919 Открытие Переславского Историко-Художественного Музея, где хранятся великолепные образцы древнерусского искусства.

Уникальная природа земли Залесья, ее памятники архитектуры и истории привлекали многих деятелей культуры и искусства: М. Пришвина, Н. Островского, М. Горького, Ф.Шаляпина, Д. Кардовского, О. Дела-Вос Кардовскую, К. Коровина и В. Серова.

Современный город - это третий по величине в Ярославской области районный центр. Здесь проживает около 45 тысяч человек.

В последние десятилетия Переславль-Залесский становится научным и образовательным центром. В городе работает Институт программных систем Российской Академии Наук, который занимает ведущее место в области информационных технологий. Благодаря поддержке и помощи института, средние школы Переславля еще в 1980-е годы одни из первых в стране начали процесс компьютеризации и информатизации образовательной деятельности. На базе

Института Программных систем открыт университет. В городе работают и три университета на коммерческой основе, функционируют два профтехучилища, кинофотохимический колледж.

Ведущее предприятие города - ОАО "Компания Славич", которое было основано на базе первой в стране фабрики кинопленки. В настоящее время это многопрофильный холдинг, объединяющий 35 различных предприятий, производящих упаковку и упаковочные материалы, фотоматериалы, а также материалы для полиграфии, строительства, электроники. Одним из крупнейших в России производителей вышитых тканей и шитья является Переславская фабрика

"Новый мир", продукция которой известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Традиции местных керамических промыслов, уходящих корнями в глубокое прошлое, продолжает ЗАО "Переславская керамика". Его изделия – это разнообразная по форме и росписи посуда, подсвечники, кашпо и различная сувенирная продукция.

В городе также действуют завод информационных технологий "ЛИТ", предприятия по переработке молочных и мучных продуктов, текстильная и швейная фабрики.


Клещинский комплекс Археологический памятник "Клещинский комплекс" расположен на берегу Плещеева озера. В глубокой древности в этих местах находились поселения меря и славян. Его центром был летописный предшественник Переславля город Клещин, сохранивший свои земляные валы XII в. У подножия холмов, на берегу озера, находится знаменитый Синий камень - овеянный легендами громадный валун ледникового происхождения, серо-синего цвета, объект культового поклонения наших предков.

В состав комплекса входит и Александрова гора или Ярилина плешь, где в древности также жили племена мери и славян.



Синий Камень Он лежит на северо-восточном берегу озера. Вес камня 12 тонн.

Жители Переславля до XVII века соблюдали многие языческие обряды. В этот камень, по словам современника .вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля мужей и жен, и их детей. И они служили ему и стекались из года в год и творили ему почесть..

Ежегодно весной переславцы устраивали вокруг камня игрища и приносили жертвы.

По совету Иринаха ростовского, дьякон переславский Ануфрий Горский свалил этот камень в яму. Впоследствии за этот поступок ему досталось от сограждан.

В дальнейшем этот камень имел необычную историю. Зарытый на краю оврага в землю, под влиянием дождей, через много лет, он вновь оказался наверху. В 1788 году приступили к постройке Переславской церкви и решили использовать этот камень для фундамента. Спустив с горы на озеро, зимою повезли по льду. Лёд не выдержал, треснул и камень утонул близ берега. Через несколько лет силой весенних льдов его вытолкнуло к северной стороне озера и выкинуло на берег близ Александровой горы.

Никитский монастырь Никитский монастырь- один из самых древних. Его основание относят к концу XI - началу XII веков. Все первоначальные монастырские постройки были деревянные и не сохранились.

В XVI веке вместо деревянных появились новые каменные строения – крепостные стены и башни, храмы, трапезная палата. Особенно бурно перестраивается монастырь в 60-е годы XVI века. Это было время, когда Иван IV (Грозный) задумал перенести столицу из Москвы в Вологду, и Переславль-Залесский превратился в важный стратегический пункт на этом пути. Считается, что в благодарность за исцеление наследника, царь щедро одарил обитель и отстроил ее в камне. В начале ХVII в., во время смуты, после героической трехнедельной обороны, монастырь был полуразрушен войсками Яна Сапеги. Восстановлен к середине ХVII в. на царские и боярские пожертвования.

В этот период возводится Никитский собор (1561-1564), крепостные стены, трапезная палата. В XVIII веке в ансамбле монастыря произошли изменения - снесены ветхие строения и построены новые - корпус келий, часовня Никиты. В XIX веке были возведена надвратная колокольня. В начале 60-х годов XX века прошли реставрационные работы.

Здесь, в настоятельских покоях, согласно преданию, останавливался Петр I во время своих первых приездов в Переславль в 1688-1689 гг.

Упразднен монастырь в 1923 г. Главное место в замечательном архитектурном ансамбле ХVI- ХVII вв. принадлежит могучему пятиглавому Никитскому собору, возведенному в 60-е годы ХVI в. Он включает в себя и "старую" церковь в честь местного чудотворца Никиты, построенную при великом князе Василии III и превращенную в южный придел собора.

Интересны и бесстолпная церковь Благовещения с бесстолпной же трапезной палатой и шатровой колокольней ХVI-ХVII в.

В 1984 г. здесь произошла трагедия - обрушилась центральная глава Никитского собора, повредив при этом своды и стены.

В 1990-х годах монастырь вновь стал действующим. В 2000 году были вскрыты мощи Святого Никиты Столпника, долгое время лежащие под спудом.

Никита Столпник - местный святой (дата рождения неизвестна, умер 24 мая 1186 года). Современник Юрия Долгорукого. Сохранилось несколько версий легенд о Никите. Легенда, записанная местным историком - краеведом М.И. Смирновым, повествует о том, что Никита был княжеский казначей. Был он человеком жадным и жестоким, любил пьянствовать. Однажды во время пира он увидел, что из котла, где варилось мясо, высовываются головы и руки, замученных им людей. Видение поразило и испугало Никиту и коренным образом изменило жизнь этого человека. Никита уходит в монастырь, куда его принимают не сразу. Чтобы изгнать «беса», Никита накладывает на себя тяжелые испытания. Как говорит летопись, он «Скопал себе столп»; т.е. вырыл землянку в форме колодца и из нее прокопал подземный ход в церковь. Так провел он 35 лет своей жизни. Жизнь Никиты, его страстная вера привлекали в монастырь толпы паломников, которые шли для исцеления.В 1186 году Никиту убили разбойники. Никита был канонизирован и получил имя «Столпник». В Никитском монастыре есть часовня Никиты и подземная пещера, выполненные в XVIII веке.

Симеоновская церковьРасположенная в центре города, Симеоновская церковь возведена в 1771 году. Построенная в характере провинциального барокко, с шатровой колокольней, своим декоративным убранством она особенно привлекает внимание. Храм двухэтажный - в первом этаже устроен теплый зимний храм, на втором этаже - летняя церковь. Рядом - одноэтажная сторожка, соединенная с церковью аркой ворот.

Вплоть до 1929 года храм был действующим и имел приход более 100 человек. В первое десятилетие после Октября 1917 года церковь Симеона Столпника разделила судьбу многочисленных православных храмов в Советской России. Голод в Поволжье и Крыму в результате засухи стал поводом к тому, что в феврале 1922 года государство потребовало сдачи церковных ценностей. На деньги, вырученные от продажи, правительство намеревалось снабжать подовольствием голодающих. Созданной в Переславле комиссии по изъятию церковных ценностей пришлось считаться с местным населением, которое с самого начала очень отрицательно отнеслось к изъятию вообще. В Симеоновской церкви комиссия отобрала 12 серебряных предметов - оклады от двух евангелий, кресты 18 века, дарохранительницу 1788 года, кадило, ризы с икон и потиры. Эти предметы предполагалось отправить в Уездный финансовый отдел, но была одна загвоздка. Директор музея М. И. Смирнов имел на руках мандаты от Главмузея и от зав. Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса Н.И.Троцкой, дававшие ему право отбирать и оставлять все исторические и художественные предметы в музее. В данном случае комиссия была бессильна, и половину этих ценностей впоследствии не переплавили и не продали за границу. Сохраненные в музее, сегодня они являются памятниками искусства и старины.

В начале 1929 года духовенство объявили политическим противником ВКПб, выполняющим задания для контрнаступления на мероприятия Советской власти. Чуть позднее в средствах массовой информации появились статьи на антирелигиозную тему. Из них следовало, что весенне-летние церковные праздники срывают сельхозхозяйственные работы, а колокольный звон мешает слушать радио. Переславль-Залесское Отделение связи в июле 1929 года вынесло на заседание президиума Горсовета ходатайство о принятии срочных мер к закрытию церкви Симеона Столпника, как мешающей колокольным звоном работе Отделения. Для установления "факта мешаемости" создали комиссию под руководством начальника городской милиции. После проверки комиссия постановила "воспретить производить звон на колокольне Симеоновской церкви, как мешающей работе телеграфа". Через год в Переславле стали снимать и отправлять в Рудметалторг монастырские колокола. Немного позднее та же участь постигла и церкви. При снятии колоколов с колокольни церкви Симеона Столпника в западном и северном оконных проемах в нижней части с обеих сторон была выломана часть стены.

В начале 1930 годов в храме разобрали иконостасы как поздние, 19 века. Повсеместно происходили разрушения, и сотрудники музея поспешили вывезти из Симеоновской церкви в музей деревянную резную скульптуру. К этому времени церковь уже была закрыта. Когда решался вопрос о ее дальнейшей судьбе, комиссия во главе с представителем комитета по охране исторических памятников при Президиуме ВЦИКа. Голосовым установила, что памятник имеет сходство с Московской Сухаревской башней и представляет собой архитектурный интерес. Некоторое время Переславская Симеоновская церковь значилась в

списке памятников в Комитете при ВЦИК. Но она не пустовала. В первой половине 1930-х г.г. в ней размещался клуб строителей. Затем храм сдавался в аренду Переславскому торгу: верх - под Красный уголок, низ - под склад товаров. Позднее в этом здании был устроен Народный театр, который существовал там и в 1980-е г.г.

В 1992 году церковь Симеона Столпника вновь стала действующей. Вновь с ее колокольни в центре города слышен звон колоколов. На фоне многих других разрушенных в 1930-е годы в Переславле храмов - Сергиевской, Духовской, Варваринской и др., Симеоновской церкви повезло - ее не взорвали. И по сей день она является украшением нашего города.



Покровская церковь Церковь Покрова, построенная в 1769 году, сохранилась почти без изменений. За долгие годы своего существования Покровская церковь никогда не закрывалась. Внутри церкви сохранились образцы иконописи, церковной утвари и резьбы по дереву, в основном относящиеся к XVIII веку.

Городские валы Валовое кольцо - исторический памятник XII века. Протяженность валов - 2,5 км, высота в определенных местах - 10 м. Возведение валов началось в XII веке, одновременно с закладкой города. Назначение валов - защита города от внешних врагов. По верху валов проходили деревянные крепостные стены и сторожевые башни. До XVIII века в городской крепости было трое ворот - северные, южные и тайницкие. В XVIII веке крепость перестраивается. Предполагается, что на валах размещалось 12 башен, из них 4 - проезжих.

В 1759 году деревянные стены и башни разобрали за ненадобностью. По своей сохранности валы Переславля-Залесского занимают одно из первых мест среди подобных сооружений в Центральной России. В строительстве валового кольца принимал участие княжеский казначей Никита, который впоследствии стал местным святым Никитой Столпником.



Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенский собор - древнейший архитектурный памятник белокаменного зодчества древней Руси. Собор был заложен в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Строительство было завершено в 1157 году.

Здание построено из белого известняка. В плане храм четырехстолпный с тремя выступающими полукруглыми апсидами и одной главой.

Внутри собор был расписан. Пол был из майоликовых плиток. К сожалению, внутреннее убранство храма не сохранилось. Фрагмент фресок Спасо-Преображенского собора хранится в Москве в историческом музее. Храмовая икона «Преображение» , приписываемая Феофану Греку, находится в Третьяковской галерее, серебряный потир - вклад Юрия Долгорукого – в Оружейной палате.

Нынешнее внутреннее убранство - мраморный иконостас и металлическая лестница - выполнены в XIX веке. В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.

Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о "благолепии", сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

К юго-востоку от Спасо-Преображенского собора находится церковь Петра Митрополита (1584 г.) - одно из самых красивейших зданий Переславля.

В 1310 году в городе состоялся суд над сторонником Москвы – владимирским митрополитом Петром. Иерарх обвинялся тверским князем в симонии – торговле церковными должностями. Петра оправдали. В память об этом событии на площади возвели деревянную церковь. Первое упоминание о ней относится к 1420 г. Иван Грозный, каясь перед смертью, обратился к святому митрополиту Петру, покровителю великокняжеского дома и построил на месте деревянного храма каменный.

Церковь Петра Митрополита - замечательный образец шатрового зодчества конца XVI в.

Из более поздних построек на Красной площади сохранилась часть ансамбля Богородицко-Сретенского новодевичьего монастыря: собор Сретенья иконы Владимирской Божьей матери, церковь Александра Невского и фрагмент монастырской стены.

Владимирский собор и церковь Александра Невского В самом центре древнего Переславля, рядом с Пушкинским парком, соседствуют два пятиглавых храма - Владимирский собор и церковь Александра Невского. Они были построены в 1740-х годах на средства переславского купца Ф. Угрюмова и располагались на территории Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря. Во второй половине 18 века, в связи с упразднением Переславской епархии, небогатая обитель была закрыта, а ее храмы обратили в обычные приходские церкви.

В начале ХХ века после капитального ремонта просторный Владимирский храм стал Новым Городским собором, и к нему приписали старый Спасо-Преображенский собор. Церковь Александра Невского и Владимирский собор были наполнены богослужебной утварью - серебряными потирами, дарохранительницами, иконами 16-18 вв. и пр. При них стояла колокольня в виде высокой круглой башни с хорошим набором колоколов, слышимых далеко за пределами города. Когда в 1918 году в Переславле вновь была создана епархия, почти все архиерейские службы проводились во Владимирском соборе, именуемом тогда кафедральным. Но это длилось недолго – после всеохватывающего изъятия церковных ценностей многие приходские церкви закрылись, в связи с чем прекратила свое существование и Переславская епархия.

В 1920-е годы Владимирский собор и церковь Александра Невского находились в ведении религиозного общества, ядро которого составляли 19 человек. В ноябре 1925 года, минуя сторожа, в собор проникли воры. В числе похищенных ценностей оказались серебряные оклады и украшенные камнями венцы с икон Печерской Божьей матери и Спаса Нерукотворного 17 в., дарохранительница 18 в. Общий вес похищенного серебра составил около 10 фунтов. Расследование не дало никаких результатов.

Владимирский собор был закрыт в 1929 году, когда в стране началась активная антирелигиозная пропаганда. Уже в ноябре этого года на заседании Президиума Переславль-Залесского Городского Совета подняли вопрос о сносе колокольни и ограды собора, расположеных в "самом центре проезда 1-ой Советской улицы". В это время церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, а колокольня, уже без колоколов, пустовала. По плану будущего Переславля, выполненного Картоиздательством НКВД, предполагалось расширение Пушкинского сквера за счет соединения его с площадкой физкультуры, оборудованной в ограде собора. Это было возможно только при условии сломки ограды. Спустя некоторое время на постановление Переславль-Залесского Городского Совета о сломке колокольни и ограды Владимирского собора Главнаука ответила согласием, и в 1933 году эти строения исчезли с лица земли.

Позднее планы Городского Совета в отношении Дома физкультуры изменились, и по разрешению экспертного Совета Ярославского Горкомунотдела произвели внутреннюю реконструкцию Владимирского собора под хлебопекарню. В алтаре церкви Александра Невского был устроен хлебный магазин. В остальной части храма размещался гараж Леспромхоза, и там имелись два колодца для ремонта автомобилей. К этому времени внутри храмов от прошлых столетий почти ничего не осталось: живопись 19 века в соборе сильно попортилась, не было иконостасов. Вокруг здания лежал строительный мусор. Дальнейшая судьба храмов была неясна. В 1936 году для осмотра состояния и использования "исторического памятника Городских соборов - Александра Невского и Владимирского" прибыла комиссия. Ею было отмечено, что данные памятники расположены рядом с собором и валом 12 века, а также с церковью Петра Митрополита 16 века, что являлось очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения развития истории русской архитектуры. В связи с этим Владимирский собор и церковь Александра Невского были сохранены.

Прошли годы забвения. Начиная с 1990-х г.г., в храмах вновь возобновилось Богослужение, и стараниями местных священнослужителей здесь была открыта первая после Октября 1917 года православная гимназия. О том же, что рядом с Красной площадью в Переславле когда-то располагался монастырь, нам напоминает лишь оставшийся фрагмент монастырской стены со сторожкой. А фундамент церковной колокольни оказался под расширенным полотном Ярославского шоссе.



Церковь Сорока мучеников Церковь расположена на живописном берегу Плещеева озера, в древней Рыбной слободе.

Построенная в 1775 году на средства прихожан у впадения реки Трубеж в озеро, церковь Сорока Святителей служила ориентиром для рыбаков.



Никольский монастырь Дата основания Никольского монастыря - 1302 год. Основатель монастыря - Дмитрий Прилуцкий. Опираясь на исторические документы можно предположить, что расцвет монастыря относится к концу XVII века. В народе монастырь был известен, как "Никола на болоте" и славился своей терпимостью к старообрядчеству.

Среди настоятелей наиболее известен игумен Питирим (1704-1719) - расколоучитель, после обращения в православие превратившийся в известнейшего борца против раскола.

К концу ХIХ в. монастырь запустел. В 1898 г. по предложению переславского гражданина А. Варенцова для "поддержания и благоустройства древней обители" мужской Никольский монастырь был обращен в женский. К сожалению, архитектура ансамбля монастыря сохранилась плохо. Особое внимание заслуживают фрагменты северной стены и надвратная церковь (конец XVII века).

Сретенская церковь У дороги, ведущей в Москву, на верху круто поднявшегося откоса, стоит Сретенская (Александро-Невская) церковь. Здание построено в 1776 году.

Этот скромный храм занимает в панораме Переславля заметное место. Его силуэт хорошо виден с гребня валов, из центра города, с озера. От самого храма открываютcя чудесные виды на город раскинувшийся в низине, на огромное Плещеево озеро, на ансамбли Данилова и Горицкого монастырей.



Данилов монастырь Один из самых богатых переславских монастырей, Троице-Данилов, был основан во времена великого князя Василия III, в 1508 г., его духовником, старцем Даниилом. В 1530-1532 г. в честь рождения великокняжеского наследника Ивана в монастыре был возведен Троицкий собор, а старец Даниил стал крестным отцом будущего царя Ивана Грозного.

Обитель серьезно пострадала в Смутное время, в начале ХVII в. Заново ее удалось отстроить в конце ХVII - начале ХVIII в. Крупнейший благотворитель - видный дипломат, боярин И.П.Барятинский, пожертвовал в обитель свыше 20 тысяч рублей и был погребен у северной стены настоятельских покоев в 1701 г.

В 1667-1669 г.г. настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненый в паперти собора. В начале следующего столетия монастырем управлял Варлаам Высоцкий - духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

Упразднен монастырь в 1923 г. Возобновлен в 1995г.



Троицкий собор возводился с 1530 по 1532 года из кирпича с применением белокаменных деталей. Собор в плане четырехстолпный, с тремя гранеными апсидами и одной главой. Три дверных проема, обрамленные красивыми порталами, служили входами в храм. Фасады собора почти лишены убранства. Внутри храм свободен и светел. Стены и своды собора покрыты росписью, относящейся к 60-м годам XVII века. Это работы замечательных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. Фрески отличаются выразительной композицией и прекрасными цветовыми сочетаниями.

Особого внимания заслуживают и Похвалинская церковь с трапезной палатой и настоятельскими покоями (1695г.), отличающаяся своими необычными архитектурными формами. Очевидно, заказчик, кн. И.П. Барятинский, был хорошо знаком с западно-европейской архитектурой.

В 1689 году была возведена колокольня. Это необычное по своим пропорциям здание было построено костромскими каменщиками. Колокольня состоит из большого четырехугольного основания, разделенного внутри сводами на два этажа. В южной стене четверика - лестница, ведущая на площадку звона, в юго-западном углу - помещение для часового механизма. Циферблат башенных часов находился на западном фасаде. На четверик поставлен массивный каменный шатер с небольшими оконцами-слухами и маленькой главой.

Горицкий монастырь

История Успенского Горицкого монастыря

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана - будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.

Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа - архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор - это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную "команду", где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны - из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: "вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел". Около столетия пребывали Горицы в небрежении.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.

Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно "краса и светоч Переславля": "Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом - ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены". Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -"время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства".

К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.



Архитектура Успенского Горицкого монастыря

Проездные ворота Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы - по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях - ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков - правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ. Верхняя надстройка над воротами поздняя, она была сделана во второй половине XIX века.

Палата привратника. XVII век. К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен. Оставленные чистыми плоскости подчеркивают декоративное богатство фасадов. Наиболее пышно украшены верхняя половина стен и углы палаты. Трудно выделить какую-либо часть здания, во всем чувствуется мастерство и талант его создателей.

Святые ворота. Никольская надвратная церковь. XVII век. К западной части палаты привратника примыкают парадные ворота. Зрительно они составляют с ней единое целое. В декоративном убранстве ворот много деталей, которые есть на фасадах палаты привратника. Но ворота имеют свои четкие и ясные архитектурные членения, свою ось симметрии. Впечатление от ворот было бы еще более ярким и запоминающимся, если бы над ними возвышалась надвратная церковь, сооруженная теми же мастерами. Никольская надвратная церковь резко отличается от ворот и палаты привратника. Убранство ее значительно менее сложно и плохо увязано с нижними строениями.Вероятно, строительство церкви относится к концу XVII или первым годам XVIII столетия, об этом говорят и ярусное завершение храма, и восьмигранное окно на южном фасаде.

Часовня из деревни Старово. XIX век. Это одна из двух часовен, перевезенных на территорию музея. Такие небольшие деревянные строения ставили на околицах сел и деревень, у проезжих дорог. Их строительство не занимало много времени и часто совершалось в течении одного дня. В сооружении часовен принимало участие почти все население деревни или села, но иногда их возведением занималась странствующая артель плотников, специально подряженая для этой цели на деньги, собранные "миром". Часовня из деревни Старово после восстановления вновь получила пять главок и крылечко с резными столбами.

Юрий Долгорукий. Юрий Долгорукий (1090-1157) - основатель Переславля-Залесского. Работа известного советского скульптора Сергея Михайловича Орлова. Это погрудное двухнатурное повторение памятника Юрию Долгорукому в Москве. В 1963 году бронзовый бюст был передан Переславскому музею-заповеднику Министерством культуры Российской Федерации, и установлен в саду на территории музея. До передачи в переславский музей памятник украшал центральный зал Музея истории и реконструкции Москвы.

Богоявленская церковь. Колокольня. XVIII век. Над восточной стеной возвышается массивная колокольня, ее начали возводить в шестидесятые годы XVIII столетия, но затем работы приостановились и возобновились в конце семидесятых годов. Если внимательно присмотреться к зданию, то заметно, что верхний ярус колокольни по характеру убранства и четкости членений отличается от нижних ярусов. Следовательно, достраивал колокольню уже другой архитектор. Здание построено из кирпича и белого камня - известняка, из которого выполнены цоколь, межъярусные карнизы и другие архитектурные детали.

В настоящее время верхний ярус колокольни служит смотровой площадкой для посетителей. Отсюда открывается великолепный вид на город и его окрестности.



Успенский собор. XVIII век. Крупнейшее здание монастыря - Успенский собор сооружался во второй половине пятидесятых годов XVIII века. Его планировка и композиция необычны для русской архитектуры. Квадратное в плане главное помещение соединяется с крытыми галереями, расположенными с севера и юга, а с востока - полукруглой апсидой, к которой примыкают два восьмигранника. По замыслу архитектора, создавшего проект перестройки Горицкого ансамбля, собор и несохранившееся здание так называемой Гефсимании представляли единое целое и соединялись широкой аркой; через Гефсиманию нужно было подниматься на хоры собора. На западном фасаде храма видны заложенные проемы и следы примыкавших стен несохранившегося строения. Фасады Успенского собора довольно сдержанны по убранству. Наибольшее впечатление производит восточный фасад, где четко видна пирамидальная композиция здания, его устремленность вверх.

Интерьер Успенского собора просторен и высок, хорошо освещен, украшен пышно и со вкусом. Храм похож на дворец и по богатству убранства вполне выдерживает сравнение с соборами, которые строились в середине XVIII века в Петербурге и Москве по проектам лучших архитекторов столетия. Своды и стены собора покрыты тончайшими лепными картушами, вензелями, гирляндами цветов, изображениями групп ангелов. Белая лепнина эффектно выделяется на голубом фоне, она размещена на плоскостях стен и сводов с большим тактом и тонким пониманием конструктивной значимости каждой детали. Кроме лепнины, стены собора в его центральной части, южной и северной галереях приделов и в алтаре украшают живописные панно. Алтари главного помещения и приделов закрыты от взоров молящихся великолепными резными золочеными иконостасами, со сводов храма спускаются на затейливых длинных цепях большие нарядные люстры-паникадила, подобные сказочным цветам.

Успенский собор был неотапливаемым летним храмом, что, к сожалению, не способствовало сохранности барочных росписей, украшавших стены, как центрального объема, так и прилегающих к нему галерей-приделов.

Иконостас Успенского собора выделяется своим великолепием даже на фоне пышной отделки стен. Он был закончен в 1759 году и сразу же стал главным украшением храма. Иконостас поднимается от пола алтарного возвышения до основания главного свода. Его составляют пять рядов икон. Всю резьбу выполнили мастера московской артели Якова Жукова. Живопись икон принадлежит художникам из иконописной мастерской Ново-Иерусалимского монастыря.



Всехсвятская церковь. XVII век. Всехсвятская церковь, судя по сохранившимся деталям убранства и конструкциям, сооружалась во второй половине XVII века, по-видимому, в его последние десятилетия. На фасадах церкви сохранились нарядные белокаменные оконные наличники, полуколонки по углам, декоративные полукружия, расположенные в верхней части стен.
Трапезная палата. XVII век. Здание было сооружено в конце XVII века. Первоначальный облик трапезной палаты до неузнаваемости изменен. Перестройки и ремонты XVIII и XIX веков исказили его настолько, что сейчас даже трудно поверить, что фасады палаты имели характерные для XVII столетия фигурные детали, придававшие зданию нарядный, приветливый вид. Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма выразительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды. Площадь палаты свыше трехсот квадратных метров. Долгие годы трапезная была перегорожена поперечными стенами, которые загромождали помещения и искажали его oблик. В 1971 году стены были разобраны, и светлое просторное помещение предстало в своей первозданной красе. В процессе дальнейшей реставрации были воссозданы первоначальные формы карниза, цоколя, фигурных обрамлений окон.

Духовное училище. XIX век. Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.

Часовня из деревни Фонинское. XIX век. К югу от трапезной палаты в саду стоит маленькая деревянная часовня, перевезенная на территорию музея из деревни Фонинское Переславского уезда. К квадратному срубу с запада примыкает крылечко, а с востока сделан небольшой прируб для иконостаса. Четырехскатная кровля, увенчанная главой, прорезана круто поднимающимися шипцами, которые обогащают силуэт постройки. Бревенчатый сруб обшит тесом. Под кровлей проходит фриз с деревянными узорами, имитирующими детали кирпичного карниза. Северная и южная стены прорезаны довольно большими шестигранными окнами.

Звонница. XIX век. Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

Башни. XVII-XVIII века. Стены, окружающие строения Горицкого монастыря, строились в XVII и XVIII столетиях. Более старые стены, как и надлежало крепостным строениям, имеют три ряда бойниц - верхние, нижние и наклонные. Их наружный фасад украшен рядами поребриков. В толще кирпичной кладки размещены лестницы, ведущие на боевой ход, по которому можно было пройти от башни к башне. Стены, сооруженные в XVIII веке, не имеют нижних бойниц, а на некоторых участках и наклонных. Бойницы в них - скорее дань традиции, чем военная необходимость. В этом убеждают две северные башни, также построенные в XVIII веке, их грани прорезаны широкими окнами, боевые отверстия отсутствуют. Из трех башен наиболее выразительная по своему облику юго-западная. Она, как и прилегающие к ней стены, построена в XVII столетии. Восьмигранная высокая башня имеет несколько рядов бойниц, но зодчие, воздвигая ее, бесспорно, думали и о внешнем виде, заботились о красе крепостных строений Гориц. Об этом убедительно свидетельствуют полуколонны, ряды поребриков, ниши и наличники, обрамляющие верхние бойницы. Немногочисленное декоративное убранство размещено продуманно, с чувством меры, отчего башня выглядит величавой и стройной. Северные башни возведены были во второй половине XVIII столетия, они уже совсем непохожи на оборонительные сооружения - просторные оконные проемы, пилястры по углам, барочная форма кровель. В конце XIX века сильный ураган, пронесшийся над Переславлем, повредил покрытия горицких башен. Долгие годы они стояли без кровель, разрушались. В конце пятидесятых-шестидесятых годов XX столетия башни и прилегающие к ним участки стен были реставрированы. Над юго-западной башней был возведен шатер, а над северными башнями - покрытия криволинейного очертания с барабанами, завершенными шпилями, с позолоченными флажком и парусным корабликом.

Сад и пруд. Пруд в Горицком монастыре появился в середине XVIII века. "В средине монастыря, для предосторожности от пожарных случаев, ископан был пруд с укрепленными по берегам обрубами и земляным обвалом, мерою 58 сажен длины и 16 сажен ширины. Для наполнения его водою проведены были деревянные трубы, из другого пруда, стоящего за оградой.

В 1925 году силами сотрудников музея на территории был высажен фруктовый сад, созданный как для украшения территории музея, так и для получения качественных фруктов. Закладывая сад, сотрудники музея могли вполне рассчитывать на его долгую жизнь, и, как показало время, их надежды оправдались, сад живет и успешно плодоносит до настоящего времени.



Федоровский монастырь

Впервые Федоровский монастырь упоминается в XV веке, но предполагают, что он основан ранее. В середине ХVI века на средства царя Ивана Грозного, в честь рождения сына, царевича Федора, здесь был возведен Федоровский собор. В 1667 г. монастырь был обращен в женский. Вскоре царским указом его превратили в место насильственного заточения женщин за самые разные преступления. Среди его узниц - сторонницы царевны Софьи Алексеевны, жена генерал-прокурора Сената П.И. Ягужинского и др.

Одновременно в монастыре жили и монахини, не только не потерявшие связь с внешним миром, но и сохранившие отношения с двором. Среди них особое место занимает воспитанница царицы Натальи Кирилловны - Наталья Взимкова, чьи взаимоотношения с семьей Петра I до сих пор окутаны тайной.

В это время обитель неоднократно посещалалась царем Петром I и членами его семьи. Несколько тысяч рублей пожаловала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. На эти средства в начале ХVIII века были построены Казанская (1714) и Введенская (1710) церкви.

В 1988 году архитектурный ансамбль монастыря был передан Академии Наук СССР. За короткий период времени были проведены большие реставрационные работы.

В 1989 году ИПС РАН передал строение Федоровского монастыря Никольскому женскому монастырю.

Собор Федора Стратилата был сооружен в 1557 году по приказу Ивана Грозного в честь рождения его сына. В первые годы XVIII века были сооружены паперти, которые в XIX веке разобрали и в 1886 году на их месте соорудили пышную по убранству галерею с шатрами-башенками.

Основной план собора традиционен - четырехстолпный с тремя полукруглыми апсидами.



Музей Ботик

История создания Петром I потешной флотилии на Переславском озере

С древнейших времен большую роль в истории Переславского края играло Плещеево озеро. Жемчужина России ? один из самых больших и глубоководных водоемов европейской равнины, оно издавна было собственностью московских государей.

Впервые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к «Морскому уставу»: «А охота стала от часу быть более , того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать». Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии».

Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голандские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс. К апрелю 1689 года «суды все, кроме большого корабля в отделке» - и удались все зело хороши» -писал Петр матушке.

Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к «корабельной потехе». Царский «потешный двор» И «деловой двор» расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу. На строительство кораблей и содержание двора вводится специальный сбор, в основном с монастырских вотчин «по гривне со двора». Петр принимал самое активное участие в создании судов, с ним трудились и 16 преображенцев, соратников по сухопутным потехам.

К лету 1692 года на воду Переславского озера была спущена флотилия - около сотни кораблей, вооруженных артиллерией и укомплектованных экипажами. То был первый русский военный флот - предвестник будущего морского могущества России. Через год жажда настоящего морского простора уводит Петра в Архангельск, на Белое море, а переславские корабли остаются не у дел. В феврале 1722 года Петр в последний раз посещает Переславль-Залесский.

Разгневанный плачевным состоянием кораблей, он пишет грозный указ: "Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года".

Пожар 1783 года поставил окончательную точку в трагической судьбе петровской флотилии. Счастливая судьба выпала на долю бота, пророчески названного «Фортуна». Ему довелось уцелеть. После пожара сохранились остатки царского дворца, других кораблей, уникальные корабельные украшения.

Следуя указу Петра I от 1722 года о сохранении остатков потешной флотилии, был создан музей. Музей-усадьба Ботик - филиал Переславского историко-художественного музея. Расположен в 4 километрах от города на южном берегу Плещеева озера.

В 1803 году был основан Петровский музей в усадьбе «Ботик». Здание музея было построено на средства, собранные жителями Переславского уезда. На фронтоне этого здания была надпись: .Петру Великому - усердный Переславль..

В 1850 году прошла закладка памятника Петру I в усадьбе «Ботик». Открытие памятника состоялось 17 августа 1852 года. Это - гранитный обелиск работы А.С.Кампиони. Рядом с памятником - якоря с больших петровских кораблей.

Торжественная закладка памятника произошла 17 августа 1850 года. Ровно через 2 года - 17 августа 1852 года состоялось его открытие. Памятник выполнен по проекту художника А. С. Кампиони из финского гранита. Имеет вид усеченного обелиска, поставленного на пьедестал и украшенного бронзовой арматурой. Памятник венчает царский герб, на четырех гранях обелиска - чеканные золоченые надписи с датами закладки и открытия памятника, с петровским указом 7 февраля 1722 года.

На территории музея есть и другие интересные здания – «Дворец» и танцевальная площадка «Ротонда», сооруженные в 1852-1853 годах. В 1852 году в усадьбе с южной стороны были воздвигнуты триумфальные ворота по проекту архитектора Жеребцова.

Дворец или Белый дом сооружен в 1852- 1853 годах. Здание было построено, главным образом, на средства переславских фабрикантов- Угрюмова, Темерина и Куманина. С возведением этого здания, усадьба «Ботик» приняла тот вид, который сохранила до наших дней.

При въезде в усадьбу «Ботик» с южной стороны находятся триумфальные ворота. Автор сооружения - архитектор Жеребцов. Это каменные арочные ворота, украшенные бронзовой арматурой военной тематики.

В настоящее время в музее хранится бот «Фортуна» и постоянная экспозиция, посвященная истории отечественного флота - вещи адмирала Г.А. Спиридова, модели современных морских судов.



Плещеево озеро Плещеево озеро ледникового происхождения. Возраст около 30000 лет. Озеро почти правильной формы. Береговая линия - 27 км. Наибольшая длина – от устья реки Трубеж до выхода из озера реки В╖ксы - 9,5 км, максимальная ширина по линии село Соломидино - село Городище - 6,5 км. Самое глубокое место - 25 м. В озеро впадает 19 рек и ручьёв, самой крупной из которых является Трубеж. Вытекает одна река В╖кса с северо-западной стороны.

На северном берегу озера находится Синий камень - древний памятник природы, важный атрибут языческих обрядов.

В озере водятся 16 видов рыб, в том числе знаменитая ряпушка (царская сельдь). С 18 века на гербе города Переславля-Залесского присутствует ряпушка.

Европейская ряпушка относится к наиболее ценным видам рыб озера Плещеево. Внешними характерными признаками этой рыбы является стройное прогонистое тело, серебристые бока и брюхо, темноватая спинка. Позади спинного плавника имеется небольшой жировой плавничок, один из основных показателей принадлежности ряпушки к семейству лососевых. Рот маленький, верхний. Тело покрыто мелкой, легко опадающей в руках чешуей. В Плещеевом озере обитает редкая крупная форма ряпушки. В прошлом столетии отдельные экземпляры достигали веса 400 г. В промысловых уловах «мерной сельдью» считалась рыба длиной шесть вершков, т.е. 27 см. В настоящее время средняя длина составляет 22-23 см, а вес - около 100 г. Раньше ряпушка доживала в озере до 9 лет, сейчас максимальный возраст не превышает 7 лет. Основу стада ряпушки составляют особи в возрасте 2-3 лет.

Обычно икрометание происходит в конце октября - ноябре. Икра у ряпушки донная, но к грунту не приклеивается, а свободно лежит на песчаном субстрате. Личинки развиваются медленно.

Ряпушка питается планктонными организмами, в основном ветвистоусыми и веслоногими рачками. Любит прохладную воду - 16-17 градусов.



Федоровская часовня (часовня "Крест") В трех километрах от Переславля, у дороги, ведущей к Москве, стоит выложенная из красного кирпича Федоровская часовня. По местному преданию, часовня поставлена на месте рождения в 1557 году сына Ивана Грозного - Федора.


Смотрите также:
Переславль-залесский
332.79kb.
1 стр.
Переславль – Залесский
8.38kb.
1 стр.
Малое Золотое кольцо России
46.19kb.
1 стр.
Доклад руководителя г. Переславль-Залесский 2012г. I. Аналитическая часть
116.33kb.
1 стр.
Гюлалиевой Валентины Юрьевны г. Переславль- залесский 2011 г. Структура рабочей программы
187.65kb.
1 стр.
Гюлалиевой Валентины Юрьевны г. Переславль- залесский 2011 г. Структура рабочей программы
137.2kb.
1 стр.
2-й этап Кубка России по парусному спорту в классе "Зимний кайт" Переславль-Залесский 23. 01. 2013 28. 01. 2013 Официальные результаты, класс "Курс-рейс, сноуборд"
64.65kb.
1 стр.
Паломническая поездка в Переславль-Залесский
31.96kb.
1 стр.
Г. Переславль-Залесский 20 г
199.77kb.
1 стр.
Золотое кольцо – туристический маршрут протяженностью около 1000 км. В него входят самые яркие большие и малые города центральной России, которые объединяет древняя история и общие черты старинной архитектуры
30.46kb.
1 стр.
Инновационные аспекты подготовки
136.46kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.