Главная
страница 1страница 2страница 3
Департамент образования города Москвы

ГБОУ Педагогический колледж №4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

(с элементами рабочей тетради)

по междисциплинарному курсу

«Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

для студентов очной формы обучения

специальности 050144

"Дошкольное образование"
преподаватель ГБОУ СПО ПК 4

Шахова Елена Николаевна, к.п.н.

30092008(040)
Содержание


  1. От автора……………………………………………………………………3

  2. Специальные задачи обучения детей дошкольного возраста изобразительному творчеству……………………………………………..6

  3. Словесные приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности ……………………………………………………………...10

  4. Структура конспекта занятия по изобразительному творчеству……...12

  5. Конспект занятия по рисованию во II младшей группе «Коврик для собачки»…………………………………………………………………...13

  6. Конспект занятия по рисованию в средней группе «Дома на нашей улице»……………………………………………………………………..15

  7. Задачи предметного и сюжетного рисования в старшей и подгото-вительной группах………………………………………………………..19

  8. Конспект занятия по рисованию «Осенние деревья» (гуашь) старшая группа ДОУ………………………………………………………………..20

  9. План-конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по эпизоду из сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка»………………….23

  10. Система занятий по обучению старших дошкольников рисованию городецких узоров и методика проведения занятий …………………..24

  11. Нетрадиционная техника рисования……………………………………28

  12. Конспект занятия по лепке во 2 младшей группе «Тортик для медвежонка» ……………………………………………………………...38

  13. Конспект занятия по лепке в средней группе «Козленок» ……………39

  14. Основные задачи обучения лепке в старшей и подготовительной группах…………………………………………………………………….41

  15. Конспект занятия по лепке в старших группах «Подсвечник» ……….41

  16. Конспект занятия по лепке в подготовительной группе

«Дети танцуют" ………………………………………………………….43

  1. Конспект занятия по аппликации в средней группе «Варежка для медвежонка»……………………………………………………………...45

  2. Задачи обучения аппликации в старшем дошкольном возрасте……..47

  3. Конспект занятия по аппликации в старшей группе

«Фрукты в вазе»………………………………………………………….47

  1. План занятия по конструированию в младшей группе ''Бассейн для рыбок ''......................................................................................................50

  2. План конспект занятия по конструированию из бумаги

для детей средней группы "Альбомчики для рисования"............................51

  1. Задачи и методика обучения конструированию из строительного материала в старших группах детского сада…………………………...53

  2. Изобразительное творчество дошкольников вне занятий: формы работы……………………………………………………………………..54


От автора

Междисциплинарный курс «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» адресован студентам педагогического колледжа – будущим воспитателям дошкольных учреждений и обеспечивает их подготовку к реализации образовательной области "Художественное творчество".

Данный МДК предполагает изучение студентами теоретических основ формирования различных видов продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется образовательной и развивающей направленности художественного творчества, подчеркивается его важная роль в психическом и физическом воспитании детей дошкольного возраста.24092008(002)

В процессе изучения МДК у будущего специалиста формируются необходимые профессиональные и общие компетенции.

Значительное место при изучении МДК отводится рассмотрению практических вопросов организации, содержания, методов и приемов работы по формированию у дошкольников навыков изобразительной деятельности и конструирования, знаком-ству студентов с разнообразными способами рисования, лепки, доступными детям 3-7 лет, созданию условий для формирования творческого потенциала детей дошкольного возраста.

МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» в течение 2 семестров – 100 часов учебные занятия (из них 40 часа – практические занятия), 50 часов самостоятельная работа студентов. Контроль знаний студентов осуществляется через устные опросы, выполнение практических заданий. Учебным планом предусмотрено - одна контрольная работа (IV семестр), один экзамен (V семестр).


Результаты освоения программы МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности

детей дошкольного возраста»

Результатом освоения программы МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» в рамках изучения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Организация различных видов деятельности и общения детей», в том числе, профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:





Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2

Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3

Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4

Организовывать общение детей.

ПК 2.5

Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6

Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 5.1.

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2.

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4


Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.


p1020656.jpg

Задачи обучения детей дошкольного возраста

изобразительному творчеству
Задачи обучения детей изобразительному творчеству делятся на общие и специальные.

«Усатый-полосатый»



Специальные задачи

Изобразительные умения

(И.У.)

Технические навыки

(Т.Н.)

Это внешняя сторона рисунка, лепки

содержание работы – что изображено


изображение предмета с характерными особенностями; цвет,
композиция


Это то, что можно увидеть глазами

Внутренняя сторона работы –
-навыки работы с материалом (правильно держать кисть, промывать ее в воде, смешивать краски)
- способы рисования или лепки (концом или ворсом кисти, примакиванием, набрызгом, пальчиком).
Это то, что порой скрыто от зрителя


Задание 1. Подобрать примерное программное содержание к занятию по детскому рисунку:

Рисование «Уточки на пруду» (акварель) старший дошкольный возраст
picture

Изобразительные умения:

содержание –

цвет –

композиция –




Технические навыки:

навыки работы с материалами –

способы изображения –

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 2. Подберите и напишите программные задачи к занятию по рисованию во II младшей группе «Скворечник» (гуашь):



picture

Изобразительные умения:


Технические навыки:


Воспитательные задачи:



Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 3. Подберите и напишите вопросы к детям младшей группы по обследованию натуры «Неваляшка» (в соответствии с этапами обследования)


picture

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 4. Заполните таблицу, пользуясь учебными пособиями – Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» (С.97-100) и «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» (С.114-116):


Словесные приемы обучения дошкольников

изобразительной деятельности

Виды приемов

Цель приема

Место приема

Методические особенности использования

Вводная беседа










Художественное слово










Рассказ воспитателя










Уточнения, указания











Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 5. Внимательно прочитайте материалы учебника Погодиной С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Академия, стр. 162-164 и, пользуясь таблицей, дайте характеристику этапам развития детского рисунка по Г. Кершенштерну и К.Риччи.






Этапы и стадии

Характеристика стадии

Доизобразительный этап

1.






2.






Изобразительный этап

3.






4.






5.






6.






7.






8.






Структура конспекта занятия по изобразительному творчеству


  1. Вид изобразительной деятельности, возрастная группа, тема (материал), например, Конспект занятия по рисованию в 2 мл. группе, «Пирамидка» (гуашь)

  2. Программное содержание:

Изобразительные умения

Технические навыки

Воспитательные задачи


  1. Подготовка к занятию:

предварительная работа с детьми:

материалы и оборудование: для воспитателя и для детей



  1. Организация детей и методика проведения занятия.

I часть. Расписывается подробно в соответствии с методическим алгоритмом. Подробно прописать все, что говорит воспитатель по 3 и 4 методическому шагу (рассматривание наглядного материалы – вопросы к детям; действия и слова педагога во время показа).

II часть. Прописать методические приемы руководства самостоятельной работой детей: индивидуальный показ, дополнительное рассмотрение наглядного материала, похвала, напоминания, пассивные движения и т.д..

III часть. Форма рассматривания, вопросы к детям, художественное слово.
07102008(010)Задание 6. Прочитать конспект и выписать методические приемы, используемые в первой части занятия.
Конспект занятия по рисованию во II младшей группе

«Коврик для собачки»

Программное содержание:

Учит рисовать прямые горизонтальные и вертикальные полоски и круги, располагать на одинаковом расстоянии. Продолжать знакомить с основными цветами.

Закреплять умение рисовать всем ворсом кисти, кружки – пальчиком. Упражнять детей в правильном использовании гуаши: правильно держать кисть, набирать краску всем ворсом кисти, лишнюю капельку снимать о край баночки, промывать кисть, пользоваться тряпочкой.

Развивать интерес к занятиям по рисованию, аккуратность, самостоятельность, желание помочь.



Подготовка к занятию:

Предварительная работа с детьми: рассматривание узоров на ковриках, салфетках.

Материал и оборудование:


  • для воспитателя – красивая собака – игрушка, 2 крупных образца ковриков (разных по цвету и расположению элементов), мольберт, столик с материалом для показа способов рисования;

  • для детей – тонированные «коврики», силуэты щенков, гуашь 4-х цветов (в розетках на подносах), кисточки, подставки, тряпочки, баночки с водой.

Методика проведения занятия:

I часть

Воспитатель подзывает детей к себе (д.б. достаточно большое свободное пространство).

- Посмотрите, ребята, какой симпатичная собачка пришла к нам в гости! Зовут её Муха. Давайте с ней поздороваемся. Муха очень весёлая собака, хочет с вами поиграть. Она будет вас догонять, а вы – убегать.

Воспитатель имитирует желание поймать детей, собака лает, но никого не ловит (2-3 раза).

- Собака Муха поиграв, устала. Вот тебе, Муха, коврик, ляг, отдохни.

Воспитатель кладёт на свободный стол свой образец и укладывает на него собачку.

- А вы, ребята, хотите нарисовать для других щенков красивые коврики? Тогда садитесь за столы.

Воспитатель вывешивает на мольберт ещё 1 образец.

- Чем украшен коврик? (Линиями и кружочками).

- Как расположены линии? (На одинаковом расстоянии).

- Какого цвета?

- Как расположены кружочки? (Между линиями, тоже на одинаковом друг от друга расстоянии).

- Какого цвета кружочки?

- Чем отличаются коврики? (Если дети не скажут, то воспитатель сам сравнивает – расположение линий и цвет).

- А сейчас я научу вас рисовать такие коврики.

Полный показ воспитателя, особо обратить внимание на работу с гуашью, все действия проговорить – не больше 2 минут.

- Расположить линии вы можете по-разному и цвет можете выбрать любой. Рисуем аккуратно. Стараемся! Чтобы ваши щенки, как собачка Муха, с удовольствием отдыхали на ваших красивых ковриках.

II часть – Самостоятельная работа детей

Образцы можно оставить на мольберте.

Методические приёмы:

- индивидуальный показ (только на листочке воспитателя);

- пассивное движение;

- похвала;

- обыгрывание.

Кто выполнил работу быстро, тому дать нарисовать ещё один коврик (сделать запасные).



III часть – Рассматривание работ

Рассмотреть коврики. похвалить всех детей. Дать каждому ребёнку по силуэту щенка.

- Как только коврики подсохнут, ваши собачки лягут на них отдыхать, будут сладко спать и видеть красивые, разноцветные сны.
Методические приемы, используемые в первой части занятия:

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 7. Придумайте и запишите возможные варианты начала и окончания данного занятия:



Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Дома на нашей улице»

Программное содержание:

Учить детей рисовать несложную сюжетную композицию, включающую разнообразные многоэтажные дома, деревья. Учить располагать предметы на одной лини. Учить использовать цвет для передачи замысла рисунка.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: печатка. Закреплять умение рисовать концом и всем ворсом кисти, закрашивать дома в одном направлении, не выходя за контур. Учить рисовать печаткой по высохшему слою краски.

Развивать творческие способности детей, чувство цвета.



Подготовка к занятию:

Воспитателю – иллюстрации с изображением городских улиц, 2 образца (крупных), один незаконченный образец для показа способов рисования, материал для показа, клей, кисть.

Детям – фон для наклеивания своих работ, гуашевые краски, печатки, кисти, баночки с водой, тряпочки.

Методика проведения занятия:

Предложить детям сесть за столы. На мольберте выставлены картинки.

Ребята! Посмотрите, какая красивая улица нарисована на картине.

Ребята! А как можно догадаться, что это улицы города? Что можно увидеть на московских улицах? Давайте, ребята, нарисует огромный, красивый город с многоэтажными домами, деревьями, дорогами, машинами, пешеходами. Для этого каждый из вас должен нарисовать свою улицу, а потом все рисунки мы наклеим вот сюда (показать) и получится у нас настоящий город.

Вот посмотрите, часть улицы я уже нарисовала.

Что нарисовано на этой улице?

Какой формы бывают дома? (разной), что есть у дома?

Как расположены дома? ( на одной линии)

Какие цвета можно использовать? (любые)

А сейчас я научу вас рисовать такие ровные окошки - частичный показ на незаконченном образце. Все действия сопровождать словами. Показ д.б. хорошо виден всем детям. Уточнить: рисовать печаткой можно только тогда, когда высохнет покрашенный дом, окошки располагаем на одной линии, на одинаковом расстоянии.

А теперь вы нарисуете каждый по маленькой улице, очень красивой, а из ваших рисунков мы сделаем одну большущую улицу города. Весь наглядный материал убрать!

2 часть - руководство самостоятельной работой детей.

3 часть - соединить все рисунки в одну коллективную работу. Работы приклеивает педагог. Рассмотреть город и прочитать стихотворение:


Посмотрите, дети, чудо!

Город взялся здесь откуда?

Вы его создали сами

С разноцветными домами.

В каждом доме есть окошки,

Посмотрите, в этом - кошка

Щурит свой зеленый глаз.

В этом - бабушка-старушка


Посидеть вдруг собралась.

Вы, ребята, потрудились,

Дома у всех вас получились:

Подъезд и лифт, для почты ящик,

Все как в доме настоящем.

А еще для украшенья

Посадили мы деревья.

Улица будто проснулась,

Даже солнце улыбнулось.




picture
Заинтересовывающие приемы:

Рассматривание детских работ:Задание 8. Разработать и написать конспект занятия по сюжетному рисованию «Рыбки в аквариуме» (средняя группа)
Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Рыбки в аквариуме»

Программное содержание:

Изобразительные умения:


Технические навыки:

Воспитательные задачи:

Подготовка к занятию:
Организация детей и методика проведения занятия.


I часть:

II часть:


III часть.

Задание 9. Внимательно прочитать задачи обучения рисованию в старшем дошкольном возрасте и выделить маркером новые изоумения и технические навыки, появляющиеся в подготовительной группе.



Задачи предметного и сюжетного рисования

Старшая группа

изобразительные умения

технические навыки

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных Обращать внимание детей на отличие предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Способствовать овладению композиционными умениями, учить передавать положение предметов в пространстве листа бумаги, произведений.

Учить передавать движения фигур. Закреплять знание уже известных цветов, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета.


Учить детей разным способам и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти), Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Учить детей разным способам рисования кистью: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге.

Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.



Подготовительная к школе группа

изобразительные умения

технические навыки

Учить изображать предметы по памяти и с натуры, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги)

Продолжать учить детей сюжетному рисованию, размещая изображения па листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше), передавать соотношение изображений по величине . Учить передавать движения людей, животных.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты. Развивать цветовое восприятие с целью обогащения колористической гаммы


Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (краски - гуашь, акварель, пастель - сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.), учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа, учить нетрадиционным способам работы

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении рисунка



Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 10. Отработайте технику показа рисования птиц и зверей для детей старшего дошкольного возраста с использованием интернет-ресурса www.risovashk.ru (уроки рисования). Зарисуйте 3-4 изображения в пособие.




Конспект занятия по рисованию «Осенние деревья» (гуашь),

старшая группа ДОУ
Программное содержание:

Учить рисовать пейзажную композицию, включающую осенние деревья и кустарники. Учить рисовать деревья, передавая их особенности: ствол, ветки, осенняя листва. Учить подбирать цветосочетания, характерные осеннему сезону. Закрепляя навыки расположения деревьев на широкой полосе, развивать чувство композиции.

Закрепить навыки рисования гуашью, продолжа учить пользоваться, правильно промывать кисть в воде («сверху вниз»).

Продолжать учить рисовать деревья концом и ворсом кисти, листву- щетинной кистью.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, учить видеть красоту осенней природы.

Коррекционные задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, глазомер.

Активизация словаря: осень, художница, крона, кустарник, изгибаются веточки и др.

Подготовка к занятию:

Предварительная работа с детьми: наблюдения в природе, чтение стихов, рассматривание иллюстраций.



Материал и оборудование:

Для воспитателя: доска для работы, мольберт, волшебная палочка, незаконченный образец, иллюстрации, столик для показа материала.

Для детей: тонированные листы бумаги (на выбор детей) с разными вариантами линий горизонта, разведенная тушь на подносах, кисти + щетинная (для листвы), подставки, тряпочки, баночки с водой.
Организация детей и методика проведения занятия

Предложить детям сесть за столы (они уже готовы – только нет фона ). Фон лежит в стороне, на отдельном столе.

Вводная беседа:

- Дети, какое за окном время года?

- Что происходит осенью на улице?

- Про осень говорят, что она художница?

- Как вы думаете почему? (все вокруг осень расписывает яркими красками!)

Послушайте, какое красивое стихотворение об осени-художнице написала Зоя Федоровская: Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает Осень: « Не жалейте лета!

Посмотрите, роща золотом одета».
Постановка цели:

Сегодня, дети, мы будем рисовать осенние деревья. И такое красивое время года мы сохраним в наших рисунках. И даже когда наступит зима, мы посмотрим на свои рисунки и вспомним про осень-художницу.

Воспитатель вывешивает на мольберт иллюстрации:

- Посмотрите , как красиво рисуют художники осень. Давайте рассмотрим дерево: (выбрать самое простое дерево, крупное):

- Какие части есть у дерева (ствол, ветки)?

- Как растут веточки у дерева (к верху, к солнцу)?

- Посмотрите веточки тонкие, изгибаются?

- Чем отличается кустик от дерева (нет ствола, все веточки растут из одной точки)?



Показ способов рисования одного дерева и одного кустика:

30092008(023)

Воспитатель вывешивает незаконченный образец (на нем уже несколько деревьев и кустиков нарисовано, но оставлено место для дерева и куста). Воспитатель показывает стоя за мольбертом, как бы немного сзади него.

Показ длиться не более 2 минут. Особенно обращать внимание на технику рисования:

Дерево: ствол рисуем сначала кончиком кисти, потом всем ворсом, он не должен быть слишком ровным, веточки рисуем кончиком кисти вверх, плавными, свободными движениями.

Крона: щетинной кистью – набивкой набираем желтую краску, сразу можно чуть-чуть красной и кисточкой ударяем по листочку бумаги сверху вниз.

Куст – только показать веточки.

Указания: будем рисовать много деревьев и кустарников, они будут разного цвета, величины.

Теперь вы подойдите к стволу и выберите тот фон, который вам нравиться.

Дети садятся за столы.

- А что бы у вас, дети, рисунки получились красивые, я вам помогу. У меня есть волшебная палочка - я сейчас превращу вас в художников.

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой и выразительно произносит:

«Раз, два, три! В художников всех преврати…».

Воспитатель включает тихую музыку (лучше классическую). Музыка, дети, тоже волшебная, она, как и волшебные палочка вам поможет.

Образец убрать!

2 часть. 30092008(035)

индивидуальный показ (на материале воспитателя)

- пассивное движение

- дополнительно рассмотреть образец

- похвала
3 часть. Вывесить все детские работы

Полюбоваться рисунками. Похвалить детей. Предложить придумать название своим рисункам, как это делают настоящие художники:

- Осенний день;

- Золотая осень;

- Осенний парк;

- Воспоминания об осени и любые другие.



Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

по эпизоду из сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

Программное содержание

Изобразительные умения: учить детей рисовать по содержанию отрывка из сказки, изображать основных героев, их характерные особенности, место действия; учить располагать предметы на листе бумаги по своему желанию (на всем листе, на широкой полосе; ближе-дальше, выше-ниже).

Технические навыки: закреплять умения делать набросок сюжета простым карандашом, рисовать гуашью; упражнять в смешивании красок на палитре; использовать разные приемы рисования: концом, всем ворсом кисти, тычком, наложением цвета на цвет и т.д.

Воспитательные задачи: развивать творчество детей, воображение; учить анализировать свою работу.

Подготовка к занятию

Предварительная работа с детьми: знакомство детей с художниками-иллюстраторами, чтение сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка», предметное рисование лисы, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и утки.

Материал и оборудование

Для воспитателя: детские книжки с известными художниками-иллюстраторами, иллюстрация с изображением отрывка из сказки.

Для детей: тонированные листы бумаги, гуашь, кисти № 3 и № 9, подставки для кистей, простой карандаш, баночки с водой и тряпочки.

Методические приемы

1 часть


  • Все дети любят книжки с картинками. Рисунки в книжках помогают нам лучше понять содержание, увидеть основных героев.

  • Как называются художники, рисующие картинки к книжкам? (Художники-иллюстраторы).

  • Каких художников-иллюстраторов вы знаете?

Показать несколько детских книг с иллюстрациями Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.М. Конашевича.

  • Сегодня вы будете художниками-иллюстраторами и нарисуете иллюстрацию по отрывку из сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Чтение отрывка: «И лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой шейки замерло сердце. Но лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок».

  • Как вы представляете, что же происходило в момент, описываемый автором?

  • А как это можно нарисовать? (Спросить 2-3 детей).

  • Как можно нарисовать лису?

  • Где ее можно расположить?

  • Как можно изобразить испуганную уточку?

  • Что можно еще нарисовать?

  • А теперь посмотрите, как этот эпизод нарисовал художник (выставить иллюстрацию на мольберт)?

  • Сейчас вы приступите к рисованию. Подумайте, как вы расположите главных героев сказки, какую окружающую обстановку нарисуете, какие краски будете использовать? Листочек бумаги можно расположить по-разному. Сначала нужно представить себе будущую картинку, нарисовать ее основные части, и только потом приступить к работе красками.

2 часть – Самостоятельная работа детей

Методические приемы:

- Напоминания

- Индивидуальный показ

- Дополнительное рассматривание иллюстраций

- Советы


3 часть – Рассматривание детских работ

В форме «Расскажи о своем рисунке». Выбор наиболее удачных работ.



Система занятий по обучению старших дошкольников рисованию городецких узоров и методика проведения занятий
Процесс обучения декоративному рисованию можно разделить на 2 этапа:

  1. Ознакомительный, где ребёнок знакомится с историей и основными характеристиками того или иного промысла; рекомендуется провести 2-3 беседы с демонстрацией наглядного материала. Можно организовать выставку изделий народного промысла, а также закрепить знания детей в процессе просмотра слайдов или видеофильмов.

  2. Практический, где ребёнок осваивает изобразительные умения и технические навыки в изображении отдельных элементов росписи и узора в целом.

  1. На ознакомительном этапе по городецкому промыслу в первой беседе необходимо рассказать детям об истории развития городецкого промысла (время и место возникновения, основные традиции); можно рассказать детям о характерных особенностях городецких узоров, дать правильное название каждого элемента. В процессе такой беседы желательно использовать художественное слово, народную музыку, дидактические игры и т.д. С помощью родителей желательно организовать выставку изделии городецких мастеров. Помимо натуральных предметов можно представить иллюстративный материал и образцы воспитателя, а также книги, в том числе книжки-раскраски.

  2. Практическое обучение рисованию городецких узоров.

1 занятие. Тема: «Бутоны и листья на полосе» (оттенки даются в готовом виде).

    • Вводная беседа с рассматриванием изделий декоративного промысла

(Как называется этот вид росписи? Почему он так называется? Чем необычен городецкий узор?)

    • Цель: Будем учиться рисовать самые простые элементы росписи – бутоны и листья.

    • Рассматривание 2-х вариативных образцов разных по цвету (сине-голубой и красно-розовый)

(Сколько бутонов нарисовано? Из чего состоит бутон? Где расположен глазок? Чем украшен бутон? Какого он цвета? Где находятся листочки? Какого они цвета и формы?)

    • Частичный показ на незаконченном образце

Воспитатель рисует на центральном круге глазок, оживку, 2 листочка.



    • Уточнение последовательности выполнения работы. (Начинаем с центрального круга, затем рисуем 2 круга справа и слева на одинаковом расстоянии. Пока круги сохнут, рисуем листочки, а потом всё остальное).

    • Напоминание (если большой круг розовый, то глазок и оживка могут быть только красными, если большой круг голубой, то – синими).

На данном занятии образцы можно не убирать, так как не ставится задача развития творческого потенциала ребёнка.

2 занятие. Тема: «Ромашковый розан в квадрате».

Можно знакомить детей с техникой смешивания красок. Используются хорошие кисти.



  • Игровая ситуация. В гости приходит Незнайка и просит научить его рисовать красивые узоры.

  • Цель.

  • Рассматривание вариативных образцов.

  • Частичный показ. Обратить внимание на последовательность рисования лепестков.




  • Уточнения: цвет узора.

3 занятие. Тема: «Кухонная дощечка». Творческая работа с использованием всех знакомых элементов.

В показе можно научить рисовать раскрывшийся розан.



4 занятие. Тема: «Сказочная птица».

При рассматривании птицы задать следующие вопросы:



  • Чем эта птица похожа на настоящую? (Те же части, формы, мелкие детали).

  • Чем отличается? (яркостью, необычностью цвета, наличием украшений).

Показ: схематичный, на доске мелом.

5 занятие. Тема: «Городецкая мастерская».

Детям предлагаются на выбор разные вырезанные формы.



  • Стихи о городецких узорах.

  • Цель: игровая. Сегодня мы с вами настоящие городецкие мастера.

  • На доске висит большое количество иллюстраций. Отметить, что все городецкие узоры яркие, украшены оживкой.

  • Уточнить, что нужно смешивать цвета.

Рисуем под тихую народную музыку.

III. Выставка творческих работ. Чаепитие. Ярмарка.


Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 11. Разработайте серию занятий по обучению декоративному рисованию старших дошкольников по мотивам народной росписи (по выбору студента) по аналогии с городецким промыслом с указанием темы занятия и основных элементов узоров. В процессе выполнения задания можно пользоваться пособием А. Грибовской.




Система занятий по обучению старших дошкольников рисованию ________________узоров (впишите название росписи)





темы занятий

краткое содержание с обозначение элементов узоров






































Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 12. Прочитайте статью, нарисуйте 3-4 работы формата А5 с использованием нетрадиционных техник рисования.



Нетрадиционная техника рисования

«ПАЛЬЧИКИ-ПАЛИТРА»

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнём в красную крас-ку, другой – в синюю, третий – в жёлтую… Чем не палитра!.. Какие темы для рисования в этой технике можно предложить детям?



Младшая группа

«Рассыпались мамины бусы» или «Посыпался весёлый горох». Падают горошины, подпрыгивают… Вот так, высоко и весело! И остаются на альбомных листах. (Знакомим с цветом, формой, Ритмом и положением в пространстве).

«Разноцветный дождь». Один «цветной» палец рисует свою тучу и свой дождь, другой – свою… Выбирайте, пальцы, любую краску! От цветного дождя на душе становится весело. (Даём возможность порадоваться разным цветам и их сочетаниям, не бояться краски).

«Подарим маме ткань на платье». Выбирай розетку с любой краской и рисуй что хочешь: ягоды, горошины, бусины… Маме обязательно понравится!

«Падает пушистый снег». «Белый» палец рисует снег на розовой бумаге (раннее утро), голубой (яркий солнечный день), фиолетовый (тёмная ночь)

«Украсим ёлку к Новому году». Посмотрите, какая ёлка (на большом листе нарисована ёлка). Давайте все вместе нарядим её к празднику: повесим бусы, шары…

«Солнечный зайчик» или «Расцвели одуванчики». (У каждого ребёнка лист бумаги, на котором нарисована зелёная лужайка). А теперь представьте, что по Лужайке прыгают весёлые солнечные зайчики, а навстречу солнцу тянут свои золотые головки одуванчики. (Даём возможность детям почувствовать теплоту жёлтого цвета, полюбоваться яркими и радостными цветовыми пятнами).

«Соберём ягоды». (У каждого ребёнка лист бумаги с нарисованными на нём большой и маленькой банкой). Вот одна ягода упала в банку, другая… А вот эти собираем в маленькую банку. Соберём и угостим маму и папу.

Средняя группа

«Дорожка для дымковской барыни». Вот она, красавица! На юбке у неё круги и точки разных цветов. Давайте нарисуем дорожку, по которой она отправится на гуляние, и украсим дорожку таким же, как на юбке, узором. (Знакомим с одним из самых известных народных промыслов, учим распо-лагать узор на полосе).

«Вспомним лето». Вспомните всех, кто радовал вас летом (солнце, цветы, бабочки…), и подарите свою радость другим!

«Весёлые цыплята». У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец – это туловище, а теперь указательный – это голова. Возьмём кисточку и изобразим ею глаза, лапки, клювы… Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!..

Старшая группа

«Забавная игрушка». (Её можно нарисовать, многократно приклады-вая к листу бумаги «разноцветные» пальцы). Фантазируй! Что у тебя полу-чилось?

«Дымковская фантазия». Выбери любую игрушку (заранее нарисо-ванное контурное изображение) и раскрась её так, чтобы и тебе самому, и всем, кто её увидит, стало весело.

«Подари маме цветы». Давай нарисуем лепестки так: приложим к бумаге «жёлтый» палец, а чуть ниже – «красный». Что за чудо! Прямо на глазах появился волшебный цветок необычного цвета. А теперь пробуй то же самое любыми другими красками!

«Гроздья спелой рябины». Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже ещё раз, чуть ниже ещё. Тонкой кистью пририсуем веточки и чёрные точки… Зимнее угощение снегирям готово!

«Волшебные облака». Приглядись к ним! И увидишь… пушистого зайчонка, забавного котёнка, а может быть, и себя самого.

Подготовительная к школе группа

В этом возрасте дети уже свободно владеют «пальчиковой» техникой и сами придумывают темы для рисования. Если они всё же испытывают затруднения, можно предложить им подумать над такими замыслами, как «Космический сон», «День смеха», «Весёлые звери Фокуса-Покуса», «В гостях у облака», «Когда я плачу…» и т.д.



«ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ»

Обмакнём всю ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сна-чала робко, потом всё смелей и смелей…

Предложите детям представить: «Потеряли котятки на дороге пер-чатки…» Приложим руку к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (учимся рисовать левой) и приложим её рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились.

А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чьё-то лицо. Может быть, к нам в гости пришёл домовёнок Кузька? Или гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

И ещё. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь – туловище; отставленный в сторону большой палец – шея), важного индюка, задиристого петуха, Гадкого утёнка, на глазах превращающегося в прекрасного лебедя…

Фантазируй, твори! Угадай, что бы это могло быть: кактус в цветочном горшке? злой волк? индеец с раскрашенным лицом? Правда, Интересно?



«ПЕЧАТКА»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

«Печатки» несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Теперь прижмём её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Детям младшей группы предложите нарисовать цветы для пчёлки Майи, бабочек, порхающих над лугом, грибную полянку.

В средних группах можно использовать «печатки» с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник) и меняться ими.

Старшие дошкольники способны составлять более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали («Закладки для книги», «Праздничный платок для бабушки»).



ТАМПОНИРОВАНИЕ

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и, лёгкими прикосновениями к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное.

В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются!

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, весёлых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (ап-пликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «ТРАФАРЕТ».

Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… Чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! Всё то же самое можно повторить другим цветом и в дру-гом месте.

А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.

«НАБРЫЗГ»

Непростая техника. Её суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щётка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё… Вот и всё.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, поэтому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке. А теперь за работу.

«Салфетка для мамы». Сделаем «набрызг» разными красками и полю-буемся полученным эффектом.

«Снегопад». По разному цветному фону белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод.

«Закружилась осень золотая». Золотой краской набрызгать кружа-щуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы.

МОНОТИПИЯ

Нам понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижмём к правой и разгладим. Откроем лист… Что получилось? Мяч? А может быть, солнце? Тогда пририсуем лучи.

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесём яркие пятна на одну половину листа, прижмём к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернём… Угадай, что получилось?

- Зайчонок!

- А у меня цветы.

- Нет, бабочки, бабочки!..

А теперь предложите детям такие задания.

«В стране Двуляндия». Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую рожицу, сложу лист пополам, разверну – их две. А что есть в вашей Двуляндии?

«Каких я видел бабочек». А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками!

«Осенний парк». Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверху и внизу. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Маски для колядования». Маску нарисуем в рассматриваемой техни-ке, вырежем её, сделаем отверстия для глаз и носа, приклеим резинку. Маска готова!

«Я и мой портрет» или «Близнецы». Нарисуем себя и все вместе пос-меёмся.

«Город на реке». Нарисуем город, согнём бумагу по горизонтали – город отразился в воде.

«КЛЯКСОГРАФИЯ»

(по определению

О. Белобрыкиной)

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте!



РИСОВАНИЕ ПО СЫРОЙ БУМАГЕ

Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмём акварельный мелок и нарисуем всё, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложите следующие темы.



Средняя группа

«И поплыли по небу облака». Проведи плавную линию – и она волшебным образом превратится в… Например, пушистого зверька. А на что ещё похожи ваши облака?

«Аквариумные рыбки». Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – в воде заколыхались водоросли.

«Зайцы на поляне». Провёл линию, а увидел серенькую пушистую шубку непоседы.

Старшая группа

«Летний дождик». Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей-то зонтик. И я бы побежал под дождём, да так, чтобы брызги в разные стороны.

«Воробушки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили пёрышки. Ничего, скоро весна!

«Когда меня обижают». Каким тогда мне кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда станет не так одиноко.

«Мой добрый маленький друг». Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке!

Подготовительная к школе группа

«На дне морском» или «В гостях у Нептуна». Покажи, как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист». Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. И только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…

«В метель». Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колет лицо. Он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешеном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В батискафе». Что ты видишь сквозь толщу воды? Водоросли, солнечные лучи, стайки разноцветных рыбок… Удивительно красиво!

«Радуга-дуга». Только что прошёл дождь, по небу ещё несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга. Цвета расположены в ней в строго определённом порядке. Смотри, не перепутай!

«ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ»

Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист… А нитки-то волшебные!..

Давайте попробуем.

«Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.

«Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски тёплых и холодных тонов.

«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво?

ГРАТТАЖ

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называ-лась рисованием по восковой прокладке, в процарапывании. Итак, за дело!

Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон пол-ностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёр-ной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рису-нок. Чем не гравюра!

Имейте в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

«В рождественскую ночь». Чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звёзды, тонкий месяц выглянул из-за туч.

«Что за звёздочки резные на пальто и на платке!» Ни одна снежинка на другую не похожа.

«Ночной мотылёк». Яркий фонарь показался любопытному мотыльку солнцем. Нет, малыш, это всего лишь фонарь.

«Салфетка для мамы». Она может быть круглой, квадратной, треу-гольной. И узор придумай, какой хочешь.

«Дворец для Снегурочки». Нарисуй сказочный дворец Берендея, в котором живёт Снегурочка.

«Волшебная поляна». Кто-то недобрый закрасил лесную поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот и цветок поднял головку.

«Полёт в космос». Космонавтов приветствуют холодные звёзды, не-знакомые планеты, звёздные корабли.

«Вечерний город». Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.

«У семи гномов». Гномы – добрый и трудолюбивый народец! Пред-ставьте, что вы пришли к ним в гости.

«Ветер по морю гуляет…» Летит кораблик на всех парусах по безбреж-ной водной глади.

РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нару-шается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной – это называют эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети СА-ми могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ ИЛИ СВЕЧОЙ

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведём по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

Итак, нам понадобятся розетки с разной краской, флейцевые кисти или тампоны, восковые мелки.

Младшая группа

«Солнце согревает травку». Проведём голубой, розовой, жёлтой краской по верхней части листа, а зелёной – по нижней.

«Дождевые капли». Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Как хочется побегать по ним босиком! Проведём по листу розовой, жёлтой, голубой краской…

«Ёлочки в лесу». Пошёл снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы их всё равно найдём. Проведём по листу краской любого цвета. Вот они, стройные и пушистые.

Средняя группа

«Весёлые зайчата». Мама-зайчиха сидит под ёлочкой и наблюдает за своими шалунами.

«Рыбки в аквариуме». Весёлая стайка шустрых рыбок то всплывёт вверх, то опять нырнёт на дно.

«Смешной снеговик». Зимой мы лепили его из снега, а теперь нарисуем.

Старшая группа

«Утренняя зарядка». Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка – на прямоугольник, шорты как два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок.

«Заиндевелое дерево». Стоит, не шелохнётся. И в утренние часы (голубой фон), и солнечным днём (жёлтый), и таинственной ночью (фиолетовый).

«Что мы видели в лесу?» Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ёжика, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто что увидел в лесу.

Подготовительная к школе группа

«Пушки с пристани палят…» Нарисуй остров с высокими маковками дворца, кораблик в море. Выбери любую краску и раскрась.

«Царевна есть, что не можно глаз отвесть…» А какой ты её себе представляешь?

«Нарисуем весёлую картину для малышей». Вы уже много умеете. Давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем всё, что они захотят, а потом покажем, как картина оживает.

Нетрадиционные техники рисования (а мы рассказали лишь о некоторых из них) помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.


Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 13. Составьте план занятия по рисованию с использованием необычных нетрадиционных техник изображения с опорой на интернет- ресурс www.litmixbest.ru (Уроки рисования для малышей) по своей возрастной группе.


План занятия по рисованию (возрастная группа, тема)

Программное содержание:

Подготовка к занятию:

Материал и оборудование:



  • для воспитателя –



  • для детей –



Методика проведения занятия:

I часть

II часть – Самостоятельная работа детей

III часть – Рассматривание работ

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Задание 14. Внимательно прочитайте материалы учебника Погодиной С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Академия, стр. 158-161 и сделайте краткий конспект.


Условия развития детского изобразительного творчества

Конспект занятия по лепке во 2 младшей группе «Тортик для медвежонка»

Программное содержание:

Учить лепить красивый тортик из лепешки.

Учить раскатывать глину круговыми движениями, расплющивать шар между ладонями. Учить украшать готовый тортик кружочками с помощью печатки (колпачка).

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, развивать индивидуальность ребенка.



Подготовка к занятию:

Игры детей с игрушками, рассматривание иллюстраций.



Материал и оборудование:

Для воспитателя: игрушка-медвежонок, материал для показа; 2-3 крупных глиняных образца по-разному украшенных.

Для детей: глина, дощечки, салфеточки под торт по типу снежинок с именем ребенка, колпачки-печатки.

Организация детей и методика проведения занятия:

Воспитатель подзывает детей к себе.

Ребята, посмотрите, кого я встретила и пригласила к нам в гости! Это медвежонок. Мишутка, а почему ты не спишь? Ведь все медведи с наступление зимы должны спать в своей уютной, теплой берлоге.

Мишка: А я уснуть никак не могу, я уже и до пяти считал, и сказку придумывал - ничего не получается. Только вроде начну дремать, вот уж засыпаю совсем, мне сразу снится что-то очень вкусное, сладкое, и глазки мои опять открываются (Мишка говорит очень выразительно, грустно-удивленным голосом)

Воспитатель: Да, ребята... (думает), что же делать? Как помочь нашему сладкоежке? Мишенька, ты здесь пока посиди, а мы с ребятами подумаем как тебе помочь.

Давайте, ребята, слепим для медвежонка вкусные тортики из пластилина с кремом, с орехами, с медом и угостим нашего гостя.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Показать образцы: торты бывают разные, вот какие красивые есть у меня. Давайте их внимательно рассмотрим:


  1. На какую форму похож тортик (обрисовывающий жест)?

  2. Чем украшен тортик?

А сейчас я научу вас лепить такие торты: воспитатель проводит полный показ способов лепки, сопровождая его объяснением. В момент показа воспитатель сидит на большом стуле за столом. В процессе показа можно использовать формообра-ующее движение: а теперь вы покажите, как вы будете раскатывать шар между ладонями - имитация.

А теперь вы слепите тортик для мишки, а украсить его можно по-разному.07102008(009)



2 часть:

Индивидуальная работа с детьми:

а) инд. показ на материале педагога;

б) дополнительное рассматривание образцов;

в) похвала, напоминания, уточнения

г) активное использование игрушки.



3 часть:

Предложить детям положить тортики на салфеточки и угостить Мишу, налить ему теплого чая. Общая положительная оценка. Поблагодарить детей от имени Медвежонка. Уложить Мишу спать, спеть или включить запись колыбельной песенки.


Задание 10: Прочитать внимательно конспект занятия и определить новые задачи и методические приемы обучения, используемые в средней группе.

следующая страница >>
Смотрите также:
Методическое пособие (с элементами рабочей тетради) по междисциплинарному курсу
582.43kb.
3 стр.
Методическое пособие по выполнению курсовых работ по курсу
153.17kb.
1 стр.
Практическая работа Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюиса Кэрролла: Варкалось. Хливкие шорьки
285.12kb.
1 стр.
Учебные пособия по курсу «Кубановедение»
137.37kb.
1 стр.
Методическое пособие по курсу «Язык разметки xml. Часть 1» Методическое пособие для студентов специальности «Компьютерные системы и сети»
682.79kb.
3 стр.
Методическое пособие по курсу персональная электроника жидкокристаллические мониторы Для студентов специальности 200800
254.83kb.
1 стр.
Учебное пособие по междисциплинарному курсу «Технология работ по наладке станков и манипуляторов с программным управлением»
243.74kb.
1 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой
1269.9kb.
12 стр.
Методическое пособие по курсу «Введение в языкознание»
1793.71kb.
13 стр.
Учебно-методическое пособие для практических занятий по курсу «Геология четвертичных отложений»
423.9kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое пособие Ижевск 2012 (075)
420.54kb.
3 стр.
Методическое пособие по курсу «Язык разметки xml. Часть 1» Методическое пособие для студентов специальности «Компьютерные системы и сети»
685.63kb.
3 стр.