Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет

имени И. П. Шамякина»

ПЛАН РАЗВИТИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. П. ШАМЯКИНА»

НА 2011–2015 ГОДЫ

Мозырь


2011

Содержание

1 Паспорт плана развития учреждения 4
2 Характеристика учреждения образования и стратегия его развития 6

Описание реальных достижений и успехов 6

Приоритеты дальнейшего развития университета: 16

Анализ внутренних и внешних факторов, влияющих


на функционирование и развитие университета 17

Проблемы, которые требуют решения 17


3 Основные направления развития университета 18

Оптимизация структуры и объемы подготовки специалистов 18

Развитие факультета повышения квалификации
и переподготовки кадров 25

Организация научно-исследовательской работы 26

Организация идеологической и воспитательной работы 36

Развитие, усовершенствование и укрепление материально-технической базы 44

Совершенствование кадрового обеспечения 46

Социальная защита студентов 48

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности 50

Социальное партнерство 53

Информатизация учреждения образования 55

Международное сотрудничество 57


1 Паспорт плана развития учреждения
План развития университета разработан в соответствии
с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими деятельность системы образования, Государственными и областными программами развития образования на 2011–2015 годы; образовательными стандартами; документами, отражающими состояние и основные направления развития образования, достижения науки, техники и культуры.

План развития разрабатывается в целях:

  • обеспечения надлежащего качества подготовки высоко-квалифицированных педагогических кадров с высшим образованием, способных к интеллектуальному и духовному развитию и сочетающих
    в себе профессиональную компетентность с высоким уровнем
    общей культуры, активной гражданской позицией и социальной ответственностью;

  • повышения уровня удовлетворенности внешних и внутренних потребителей.

Достижение целей плана развития обеспечивается путем:

  • создания необходимых условий для совершенствования качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса вуза, а также внедрения эффективных инновационных образовательных технологий;

  • развития и расширения сферы и объема научно-исследовательской и инновационной деятельности преподавателей и студентов;

  • внедрения и использования достижений современной науки
    в образовательном процессе вуза;

  • учета изменений на рынке труда и определения наиболее востребованных специальностей с целью удовлетворения запросов потребителей;

  • обеспечения условий для постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета, стимулирования их качественной работы;

  • непрерывного совершенствования системы управления интел-лектуальными, финансовыми, материальными ресурсами университета
    на основе применения современных эффективных форм, методов
    и технологий;

  • внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009.

Исполнители плана развития: администрация, педагогический, студенческий коллектив, социальные партнеры и др.

Организация выполнения плана развития осуществляется администрацией, советом университета, кафедрами и другими структурными подразделениями вуза.

План развития разрабатывается в соответствии с требованиями общей системы стратегического и годового планирования, принятого


в стране на календарный (финансовый) год. Часть показателей
(прием, открытие новых специальностей и т. п.) устанавливается на дату начала учебного года. Все экономические показатели планируются
на финансовый год. План развития является документом, открытым
для внесения изменений и дополнений. Предложения по корректировке плана развития подаются руководителями структурных подразделений
и ответственными за отдельные направления работы. Корректировка плана развития осуществляется ежегодно.

Результаты поэтапного выполнения плана развития рассматриваются на заседаниях совета университета.



Выполнение плана развития обеспечивается за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств. Возможно выделение целевых средств финансирования университета на реализацию отдельных мероприятий плана развития.

Ожидаемые результаты реализации плана развития:

  • стабильная работа университета на основе долговременной программы развития;

  • определение путей решения перспективных и актуальных проблем;

  • выполнение социальных стандартов;

  • организация деятельности каждого структурного подразделения
    в соответствии с планом развития;

  • взаимосвязь стратегического и текущего планирования;

  • информированность подразделений о ресурсном обеспечении
    на перспективу;

  • повышение качества подготовки специалистов и наиболее полное удовлетворение внутренних и внешних потребителей;

  • внедрение современных технологий обучения;

  • прогнозирование спроса на рынке труда выпускников;

  • повышение активности и надежности связей с социальными партнерами;

  • повышение материальной заинтересованности работников
    в результатах своего труда;

  • повышение деловой репутации университета.


2 Характеристика учреждения образования
и стратегия его развития

Описание реальных достижений и успехов
В результате выполнения предыдущего плана развития университета на период 2006–2010 гг. были в основном решены намеченные задачи формирования и становления вуза в статусе университета, отработаны механизмы повышения результативности деятельности университета
в новых условиях социально-экономического уклада.

Сегодня УО МГПУ им. И. П. Шамякина – это 4 учебных корпуса,


в которых располагаются 10 факультетов, объединяющих 33 кафедры.

В настоящее время в университете обучается 7456 человек, в том числе по дневной форме 3471 (47%), по заочной – 3985 (53%) студентов. Соотношение студентов-бюджетников к студентам-платникам 42:58. Наряду с гражданами Республики Беларусь в университете обучаются 42 иностранных студента из России, Украины, Азербайджана


и Туркменистана. На второй ступени высшего образования обучается свыше 30 магистрантов.

Студенты и магистранты обучаются по широкому спектру специальностей, специализаций и направлений, востребованных в регионе. Университет осуществляет подготовку кадров на первой ступени высшего образования по 16 специальностям, 8 направлениям, 4 специализациям


и 16 дополнительным специальностям педагогического и экономического профилей, на второй ступени – по 4 специальностям, ведется переподготовка на базе высшего образования по 6 специальностям.

В 2010 г. получено разрешение для открытия двух новых специальностей: 1-31 03 03-02 01 Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность). Математическая физика. 1-01 01 02-05 Дошкольное образование. Логопедия.

С целью усиления практической подготовки студентов
в 2010 – начале 2011 гг. организовано 5 филиалов кафедр, на факультетах заключены долгосрочные договора о творческом сотрудничестве
с учреждениями образования. Кроме того, в качестве баз практики университет использует свыше 300 учреждений образования и организаций реального сектора экономики Беларуси.

Основная часть выпускников распределяется в отделы образования, остальные получают направления в различные учреждения и организации Гомельской области. По отдельным специальностям востребованность в специалистах значительно выше, чем выпускает университет.


Так, наблюдается устойчивый спрос на учителей биологии, информатики, математики, специалистов в области практической психологии
и логопедии. Географически распределение выпускников охватывает преимущественно Гомельскую область, в то же время небольшая часть выпускников распределяется по другим областям.

Университет обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов педагогического профиля, о чем свидетельствуют


не только результаты текущих форм контроля, экзаменационных сессий
и государственных экзаменов, но достаточно высокая оценка выпускников вуза администрациями школ и отделов образования.

Результаты распределения свидетельствуют как о значительной потребности учреждений образования, предприятий и организаций региона в молодых специалистах, так и о высоком уровне подготовки выпускников.

Например, в 2008 г. было направлено на работу 463 чел., в том числе бюджетников – 441 чел., договорников – 22 чел. В систему образования – 413 чел., в другие ведомства – 28 чел.

В 2009 г. было направлено на работу 407 чел., в том числе бюджетников – 366 чел., договорников – 41 чел. В систему образования – 354 чел., в другие ведомства – 12 чел.

В 2010 г. было направлено на работу 383 чел., в том числе бюджетников – 362 чел., договорников – 21 чел. В систему образования – 334 чел., в другие ведомства – 28 чел.

В июле 2009 г. начата разработка внутривузовской системы менеджмента качества. В результате плодотворной работы всего коллектива в данном направлении в феврале 2011 г. был осуществлен совместный с представителями БелГИСС внутренний аудит по определению готовности СМК университета к сертификации. Сертификационный аудит планируется


в апреле 2011 г.

Аспирантура университета готовит специалистов высшей научной квалификации по следующим специальностям трех отраслей наук:



01.00.00 Физико-математические науки:

01.04.05 Оптика;

01.04.07 Физика конденсированного состояния;

10.02.00 Филологические науки:

10.02.01 Белорусский язык;

10.02.02 Русский язык;

13.00.00 Педагогические науки:

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по отраслям
и уровням дошкольного и школьного образования).

Планирование подготовки научных кадров базируется на перспективном плане развития вуза и осуществляется с учетом потребностей в подготовке научных работников высшей квалификации. Проведен мониторинг потребности в кадрах высшей научной квалификации в учреждениях образования региона. С целью повышения качества набора в аспирантуру вуза в 2010 году отбор претендентов на заявленные места в основном осуществлялся из числа выпускников магистратуры.

В текущем году после окончания магистратуры поступили
в аспирантуру 6 человек. По целевому направлению университета
в аспирантурах ведущих вузов Республики Беларусь (БГУ, НИО, БНТУ) проходят обучение 4 человека. С 2007 года начата целевая подготовка аспирантов для Речицкого районного отдела образования. В 2010 году
по целевому направлению Калинковичского районного отдела образования принят на обучение в аспирантуру 1 человек.

Обучение ведется только на контрактной основе.

В 2010 году в аспирантуре УО МГПУ им. И. П. Шамякина обучались 23 человека, из них 21 – очно и 2 – заочно.

Научное руководство аспирантами осуществляют 10 профессоров, докторов наук и 3 доцента, кандидата наук. Тематика диссертаций аспирантов определяется приоритетными направлениями развития науки


в Республике Беларусь.

Результативность работы по подготовке кадров высшей квалификации подтверждается успешными защитами кандидатских


и докторских диссертаций. За последние пять лет преподавателями
и сотрудниками вуза защищено 5 докторских и более 20 кандидатских диссертаций. Из 370 человек профессорско-преподавательского состава, 242 женщины (65%); 8 докторов наук (2,1%) (из них 2 женщины); 117 кандидатов наук (32,1%) из них 61 женщина. Критерий на статус университета – 40%.

С организацией учебно-воспитательного процесса единый комплекс составляет научная работа в вузе. Учеными университета выполняются задания в рамках Государственных научно-исследовательских программ, отдельные проекты научных исследований, хозяйственные договора, гранты. Результаты исследований находят применение в практической деятельности ведущих предприятий и организаций региона, учебном процессе учреждений образования.

Учеными университета в 2010 году завершены работы по 8 заданиям, которые вошли в 5 Государственных научно-исследовательских программ различного уровня: фундаментальных, комплексных и ориентированных фундаментальных («Ресурсы растительного и животного мира», «Белорусский язык и литература», «Фотоника», «Кристаллические и молекулярные структуры», «Высокоэнергетические технологии»).

Из средств Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований финансировались 3 НИР, из них 1 НИР – в рамках конкурса «Наука» и 2 – в рамках конкурса «Наука-М». В 2010 году выполнялся 1 отдельный проект и 1 грант аспирантом, которые получили целевое финансирование Министерства образования Республики Беларусь.

В 2010 году выполнены 52 НИР с объемом финансирования 250,9 млн. руб. В том числе: 13 НИР за счет средств республиканского бюджета с общим объемом финансирования 232,9 млн. руб.; 20 хозяйственных договоров за счет внебюджетных средств с общим объемом финансирования 18,0 млн. руб.

Профессорско-преподавательским составом во второй половине дня выполнялись 19 НИР.

Количество работ по хозяйственным договорам увеличилось
по сравнению с 2006 годом в 10 раз. В 2010 году проводились работы по выполнению 20 хоздоговорных работ: 1 – по договорам с ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»; 1 – по договору с Рогачевским заводом «Диапроектор»; 1 – по договору с филиалом РУП «ГОМЕЛЬЭНЕРГО» Мозырские электрические сети; 1 – по договору с ООО «СКТ Стройлес»;
1 – по договору с ЧПУП «Альком Стройлес»; 1 – по договору
с КСУП «Ломовичи»; 1 – по договору с УО Речицкий ясли-сад № 2»;
1 – по договору с филиалом УО «Гомельское государственное училище олимпийского резерва»; 1 – по договору с частным унитарным предприятием по оказанию услуг «Элит-Клаб»; 6 – по договору с учреждением образования «Мозырский государственный областной лицей»; 1 – по договору с Отделом образования Ельского районного исполнительного комитета; 1 – по договору с Отделом образования Мозырского районного исполнительного комитета; 1 – по договору
со Слободским сельскопроизводственным кооперативом «имени Ленина»; 1 – по договору с КСУП «Совхоз-комбинат «Заря»; 1 – по договору
с частным предприятием «ЛЭМТ».

На 31.12.2010 года в учреждении образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина»


на постоянной основе работает 373 преподавателя, в том числе 7 докторов наук, 119 кандидатов наук. На условиях штатного совместительства
(0,25 и 0,5 ставки) работает 32 специалиста с учеными степенями и (или) званиями, из них: 13 докторов и 15 кандидатов наук.

Наиболее эффективны внедренные НИОКР.



В сельскохозяйственной отрасли: 1. Разработаны практические рекомендации профилактических и зоотехнических мероприятий по профилактике болезней животных. Выявлены закономерности возникновения микроэлементозов сельскохозяйственных животных. Результаты внедрены в КСУП «Ломовичи» Октябрьского района. 2. Разработан метод работы по внедрению ректоцервикального способа осеменения непосредственно на местах, который дает возможность работать с техниками-осеменаторами без отрыва от производства, отрабатывать полученные навыки на животных своей фермы в течение последующих 6 дней. При появлении вопросов или затруднительных ситуаций есть возможность их быстрого
и предметного разрешения. Ректоцервикальный способ внедрен в ССПК «имени Ленина» Мозырского района. Экономический эффект составил более 40,0 млн. рублей.

В производственной отрасли: 1. Оптимизирована производственная программа ГОЛХУ «Мозырский опытный лесхоз». 2. Разработано и внедрено приспособление для получения кромок деревянных изделий произвольного профиля ЧПУП «Альком Стройлес».

В области высоких технологий: Выполнен теоретический расчет условий оптимального акустооптического взаимодействия в одноосных кристаллах при возбуждении ультразвуковых волн со сканируемым полем системой встречно-штыревых преобразователей (ВШП) для создания широко-полосных акустооптических дефлекторов с поверхностным возбуждением ультразвука для измерителей параметров СВЧ – радиосигналов.
Заказ ЧПУП «ЛЭМТ». Объем выполненных работ 30,0 млн. рублей.

В сфере образования: 1. В рамках выполнения ОНТП «Современная образовательная среда» совместно с учеными НМУ «Национальный институт образования» МО РБ разработаны следующие учебные пособия:

    1. Трудовое обучение. Технический труд: учеб. пособие для 5 кл., общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения / С. Я. Астрейко [и др.];
      под ред. С. Я. Астрейко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 152 с.

    2. Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца: вучэб. дапам. для 5 кл. агульнаадук. устаноў з бел. мовай навучання / С. Я. Астрэйка [і інш.];
      пад. рэд. С. Я. Астрэйка. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2010. – 152 с.

    3. Астрейко, С. Я. Трудовое обучение. Факультативные занятия: пособие для учителей общеобраз. учреж. с бел. и рус. яз. обучения
      / С. Я. Астрейко. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 80 с.

    4. Астрейко, С. Я. Трудовое обучение. Факультативные занятия: пособие для учащихся общеобраз. учреж. с бел. и рус. яз. обучения
      / С. Я. Астрейко. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 88 с.

    5. Астрейко, Е. С. Формы организации обучения учащихся
      физике: учеб.-метод. пособие / Е. С. Астрейко. – Мозырь: УО МГПУ
      им. И. П. Шамякина, 2009. – 137 с.

2. В рамках выполнения ГПФИ «Белорусский язык и литература» разработано и издано учебное пособие «Курсавыя працы па сучаснай беларускай мове: тэматыка, бібліяграфія, метадычныя парады» для студентов высших учебных заведений по специальностям «Белорусский язык и литература. Русский язык и литература», «Белорусский язык
и литература. Мировая и отечественная культура», рассмотрена
и рекомендована к изданию на заседании научно-методического совета
по гуманитарному образованию УМО высших учебных заведений Республики Беларусь при МО РБ (В. В. Шур, д. филол. н., проф.).

3. В рамках выполнения кафедральной НИР «Теория и практика преподавания учебных дисциплин в современной начальной и средней школе» разработано учебное пособие «Землязнаўства і Краязнаўства» в 2 частях:

1 часть («Землязнаўства») – для студентов высших учебных заведений по специальностям «Начальное обучение», «Начальное обучение. Дополнительная специальность», рассмотрена на заседании секции дисциплин по географии, геологии, геодезии и картографии НМС при МО РБ и рекомендована президиумом НМС к изданию (Л. А. Лисовский, к. пед. н., доц.);

2 часть («Краязнаўства») – для студентов высших учебных заведений по специальностям «Начальное обучение», «Начальное обучение. Дополнительная специальность», рассмотрена на заседании секции дисциплин по географии, геологии, геодезии и картографии НМС при МО РБ и рекомендована президиумом НМС к изданию (Л. А. Лисовский, к. пед. н., доц.).

4. Разработаны и внедрены в учреждении образования «Речицкий ясли-сад № 2»: практическое пособие по организации патриотического воспитания в дошкольных учреждениях; методические рекомендации по организации процесса воспитания патриотизма у дошкольников средствами народной игры и игрушки; блок тематических планов-конспектов занятий с наглядно-дидактическим комплексом народных игр и игрушек.

5. Создана база данных по исходному уровню функционального состояния гребцов на байдарках. Показатели будут использованы при планировании тренировочных нагрузок в циклических видах спорта на базе учреждения образования «Гомельское государственное училище олимпийского резерва».

6. Разработаны структурные модели содержания и методов организации углубления знаний старшеклассников учреждения образования «Мозырский государственный областной лицей» по химии, биологии, русскому, английскому и немецкому языкам. Внедренные методики помогли детям получить высокие результаты на Республиканских олимпиадах, повысить общий уровень знаний, развить креативное мышление).

7. Разработаны модули обучающих программ для педагогов. Апробированы учебные модули посредством занятий с педагогами г. Мозыря и Мозырского района по заказу Отдела образования Мозырского районного исполнительного комитета.



С серийным производством: В условиях ремонтно-механического цеха ОАО «Мозырский НПЗ», на внедренной ранее авторской установке,
в соответствии с технологическим процессом в течение 2010 года нанесено тонкопленочное упрочняющее покрытие на 41 вал. Проведенные производственные испытания подтвердили высокие эксплуатационные характеристики (работоспособность и долговечность покрытия) в условиях высокотемпературной газовой коррозии в контакте с кислород-содержащими средами. Тонкопленочные покрытия позволяют увеличить сроки эксплуатации пресс-форм для производства резино-технических изделий в 2,5–3 раза, а также решить проблему их коррозионной стойкости в условиях длительного хранения в атмосфере производственных помещений (заявка на полезную модель – № u 20100984).

В учреждении образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» в 2010 г. организовано и проведено 7 конференций: 5 международного и 2 республиканского уровней. Проводились семинары, тренинги и т. д. В международных мероприятиях, проводимых вузом, приняли участие более 100 иностранных участников


из России, Украины, Молдовы, Казахстана, Польши, Китая.

По результатам научных исследований в 2010 году издано


1130 единиц научной продукции: 6 монографий, 7 сборников материалов научных конференций, 2 сборника научных трудов; 3 учебных пособия (рекомендованные УМО МО РБ для студентов высших учебных заведений), 5 учебных пособий (рекомендованные ГНУ НИО МО РБ
для общеобразовательных школ); 4 патента, 166 статей, 906 докладов.

Создана служба по правовой охране и управлению интеллектуальной собственностью, ее функции и порядок взаимодействия с другими подразделениями закреплены приказом № 306-к от 23.06.2010. В ее составе работает 1 инженер по патентно-изобретательской деятельности (0,5 ставки).

Разработано и одобрено Советом университета положение
о служебных объектах интеллектуальной собственности УО МГПУ им. И. П. Шамякина, положение о коммерческой тайне УО МГПУ
им. И. П. Шамякина в области науки, техники и технологий.

Всего авторов (соавторов) изобретений – 15.

В 2010 году подано заявок на изобретения и полезные модели для получения патентов – 5.

Получено патентов на изобретения – 2:

1. №13479 опубл. 07.05.2010 «Способ изготовления химически стойкой трубы из полимерного композиционного материала». Валетов В. В., Колдаева С. Н., Васюта В. А., Екименко А. Н., Колдаев Ю. Н., Колдаев О. Ю.

2. №13572 опубл. 08.06.2010 «Способ считывания пропускающей голограммы, записанной в кубическом оптически активном фото-рефрактивном кристалле со структурой силленита в диффузионном режиме». Шепелевич В. В., Ропот П. И.

Получено патентов на полезные модели – 2:

1. Оснастка для изготовления заготовок из пластифицированной древесины методом контурного прессования: пат. 7019 Респ. Беларусь, МПК (2009) B 27 М 1/00 / В. А. Валетов, С. Н. Колдаева, В. А. Васюта, А. Н. Екименко, О. Ю. Колдаев, Н. А. Екименко, Л. Н. Полищук; заявитель УО МГПУ


им. И. П. Шамякина – № u 20100059; Заявл. 26.01.2010; опубл. 30.12.2010
// Афіцыйны бюлетэнь Нац. цэнтра інтэлект. уласнасці. – 2010. – № 6.

2. Устройство для изготовления погонажных изделий из пресс-масс: пат. 7062 Респ. Беларусь, МПК(2009) B 29 С 55/00 / В. А. Валетов, С. Н. Колдаева, В. А. Васюта, А. Н. Екименко, О. Ю. Колдаев, Н. А. Екименко, Л. Н. Полищук; заявитель УО МГПУ им. И. П. Шамякина – № u 20100588; Заявл. 28.06.2010; опубл. 30.12.2010 // Афіцыйны бюлетэнь Нац. цэнтра інтэлект. уласнасці. – 2010. – № 6.

В настоящее время университет плодотворно сотрудничает с 46 вузами и научными центрами следующих стран: Российской Федерации, Республики Чувашии, Республики Башкортостан, Удмуртской республики, Республики Казахстан, Украины, Республики Молдова, Германии, Болгарии и др.

В 2010 году заключены договоры с Межрегиональным институтом экономики и права (г. Санкт-Петербург), Магнитогорским государственным университетом, Уральским государственным педагогическим университетом (г. Екатеринбург), Армавирским государственным педагогическим универ-ситетом, Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Мелитопольским государственным педагогическим университетом имени Б. Хмельницкого; Волгоградским государственным университетом, ГОУ ВПО «Югорский государственный университет» (г. Ханты-Мансийск).

Во всех формах НИРС в 2010 году принимали участие 1047 человек.

Студенты вуза занимаются в научных кружках (86). Студенческие научные кружки и группы работают на всех факультетах. Они формируются вокруг определенной темы исследования. Такой принцип формирования кружков позволяет углубленно изучать интересующую студентов тематику под руководством высококвалифицированных преподавателей. В работе кружков принимали участие 738 студентов.

Члены кружка «Олимпиадные задачи по теоретической механике» (рук. В. Н. Навныко) приняли участие в международной олимпиаде по теоретической механике, проходившей в УО «БелГУТ» (г. Гомель, апрель 2010 г.).

На III Республиканскую выставку современного визуального творчества студентов высших учебных заведений «Арт-академия» было представлено 5 работ, работа Комаровой Ольги «Весна надежды» стала лауреатом 1 премии в номинации «Смешанная техника».

Студенты-иностранцы приняли участие в олимпиаде по русскому языку как иностранному, состоявшейся в рамках фестиваля иностранных студентов.

Результатами научно-исследовательской работы студентов явились: разработка учебно-вспомогательных материалов для школы, изготовление наглядно-дидактических материалов к различным курсам, презентаций («Текстовый редактор Microsoft WORD», автор Канаш О. В.; «Символьные и строковые величины. Операция над символьными и строковыми величинами», автор Письмак Т. А.; «Табличный процессор MS EXCEL»; автор Гулюта А. А. и др.), электронных учебников («Основы Web-конструирования», автор Романюк Е. А.; «Алгоритмизация и программирование», автор Белко Н. Г.; «Электронный учебник по информатике», автор Гончаров С. А.; «Компьютерные коммуникации Интернета», автор Борисенко Ю. М. и др.), организация выставок студенческих научных и творческих работ, подготовка и защита творческих проектов, составление информационных сборников.

Под руководством доцента А. Т. Ребко работала исследовательская группа в составе 6 студентов физико-математического факультета по разработке и изготовлению самодельных приборов для внедрения в учебный процесс, предназначенных для повышения эффективности использования инновационных технологий обучения. За отчетный год изготовлен и внедрен в учебный процесс ОШ № 11 г. Мозыря «Таутохронный маятник» (автор Шкут Е. А.).

Студентами подготовлено и представлено на выставках 134 экспоната (республиканских – 106, городских – 18, вузовских – 10).

Активное участие студенты вуза принимали в 5 Международных
и 1 Республиканской научно-практических конференциях, проходивших
в УО МГПУ им. И. П. Шамякина, а также в научных мероприятиях, проводимых в республике и за ее пределами: в Региональной научно-практической конференции студентов вузов Могилевской области «Студенческая наука – 2010» (г. Могилев, 20 апреля 2010 г.); в III Между-народной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии
в системе современных экономических отношений» (Минск, 28–29 января 2010 г.); в XIV Республиканской научно-практической конференции «Линг-вистические аспекты гуманитарного образования» (Брест, 25 февраля 2010 г.); в IV Международной научной конференции «ARS GRAMMATICA» (Минск, 2–3 ноября 2010 г.); в XXXIX студенческой научно-практической конференции УО «ГГУ им. Ф. Скорины» «Дни студенческой науки» (Гомель, 5–6 мая 2010 г.); в VII Международном форуме студентов и учащейся молодежи «Первый шаг в науку-2010» (Минск, 3–6 мая 2010 г.).

За отчетный год студентами прочитано 385 докладов на конференциях различного уровня и опубликовано 348 материалов конференций.

Апробация результатов студенческих научно-исследовательских работ представлена актами о внедрении в школах Гомельской области (113 актов).

Организация очередной студенческой научной конференции стала результатом целенаправленного и системного вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, стимулом творческого поиска молодежи. В отчетном году XVII Республиканская студенческая научно-практическая конференция «От идеи – к инновации» проходила 29 апреля. В конфе-ренции приняли участие 700 студентов, в том числе 368 студентов из других вузов. По актуальным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук было прочитано 653 доклада (в том числе 331 доклад прочитали студенты других вузов). К началу конференции был издан сборник материалов конференции (От идеи – к инновации: материалы XVII респ. студ. науч.-практ. конф., Мозырь, 29 апр. 2010 г.: в 2 ч. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: И. Н. Кралевич (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2010.). Имеющийся


в вузе опыт издания материалов докладов и сообщений студенческих конференций указывает на то, что научная работа занимает важное место в воспитательной парадигме, способствуя профессиональному становлению личности, ее способности к саморазвитию и творчеству.

В Республиканском конкурсе научных работ студентов вузов Республики Беларусь приняли участие 30 студентов, на конкурс были представлены 30 работ. По результатам конкурса 21 работа удостоена категории, что составило 70% от общего количества работ: 3 работы получили первую категорию, 8 работ – вторую и 10 работ – третью.

В 2010 году во временных научных коллективах по бюджетной и хоздоговорной тематике 11 аспирантов, 1 магистрант, 18 студентов, которые работали в выполнении научных исследований на платной основе.

Участие студентов в научной работе учитывается при назначении стипендий (в 2010 году 4 студента вуза получали Стипендию Президента Республики Беларусь; 1 студент – стипендию им. Ф. Скорины, 1 студент – стипендию имени Я. Колоса, 1 студент – стипендию имени П. Бровки, 2 студента – стипендию имени М. Богдановича, 1 студент – стипендию имени И. П. Шамякина, 2 студента – стипендию имени Я. Купалы)


и при рекомендации в магистратуру и аспирантуру (в отчетном году 14 человек получили рекомендации для поступления в магистратуру
и 6 человек – в аспирантуру).

Руководство университета уделяет большое внимание поощрению талантливой молодежи и ее руководителей.

По результатам студенческой научной конференции и итогам Республиканского конкурса НИРС, а также за активную и систематическую работу по эффективному руководству НИРС производится поощрение студентов и научных руководителей лучших студенческих научных работ.

По результатам отличной учебы и активного участия в научно-исследовательской работе студенты университета получают стипендию Президента Республики Беларусь. В настоящее время стипендиатами фонда Президента Республики Беларусь являются 4 студента физико-математического, иностранных языков и технологии: Дубина Максим Викторович; Бойко Наталья Юрьевна; Реутская Ольга Александровна, Реутская Наталья Александровна.

В октябре 2010 г. на базе 132 аудитории открыт электронный читальный зал с бесплатным доступом студентов к сети Internet. По состоянию на
14 февраля 2011 г. база данных электронного читального зала составляет свыше 2200 электронных документов. Наполненность базы данных электронного читального зала составляет в зависимости от специальности от 35% до 90%. Кроме того, организована установка ЭУМК в электронном читальном зале по дисциплинам Химия, Физика, Философия, Экономическая теория и некоторым другим, разработанным МО РБ.

Самое пристальное внимание уделяется условиям учебы и проживания студентов. В общежитиях университета обеспечены надлежащие условия, соответствующие государственным социальным стандартам. Функционирует санаторий-профилакторий, в котором оздоравливаются около 1000 студентов в год. Кроме этого, студенты университета ежегодно проходят оздоровление в санаториях республики.

Представление вуза на международном уровне осуществляется через научные и культурные связи, а также спорт высших достижений. Почетная миссия в очередной раз представить университет на международной арене (Олимпиаде в Пекине) в составе национальной олимпийской сборной легла на плечи 7 представителей вуза, двое из которых (Р. Петрушенко, А. Литвинчук) стали Олимпийскими чемпионами.

Материально-техническая база вуза, соответствующая современным требованиям, обладающая широким набором технических средств (11 компьютерных классов, 5 лингафонных кабинетов, порядка 80 специализированных кабинетов, лабораторий и мастерских, спортивных и тренажерных залов), также позволяет обеспечивать учебный процесс


на самом высоком уровне.

Сегодня сплоченный коллектив вуза демонстрирует высокий творческий потенциал, гражданскую и политическую зрелость, готовность активно решать задачи социально-экономического, образовательного, научного


и культурного развития Полесья и достойно представлять этот уникальный уголок Беларуси.

Университет по праву занимает одно из ведущих мест в жизне-деятельности региона, принимая активное участие в реализации программ инновационного развития различных отраслей экономики, Государственной программы возрождения и развития села, Национальной программы развития туризма. Особая роль Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина дополняется тем, что он решает важную государственную задачу по обеспечению высококвалифицированными педагогическими кадрами территории Гомельщины, возрождающейся


после аварии на ЧАЭС. Этим в значительной степени определяются приоритетные направления, на реализацию которых нацелен
коллектив вуза.

следующая страница >>
Смотрите также:
План развития учреждения образования
1115.38kb.
5 стр.
Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
521.24kb.
2 стр.
Викторина «Минская область: путешествие в далёкое и близкое» Январь цтдм, учреждения общего среднего образования
47.93kb.
1 стр.
Учебный план на 2012-2013 учебный год Годовые планы-графики План воспитательной работы Программа психолого-педагогического сопровождения
2275.44kb.
18 стр.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
742.65kb.
4 стр.
Программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
1539kb.
9 стр.
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
76.7kb.
1 стр.
Основание для проверки: План контрольных мероприятий муниципального учреждения управление финансов муниципального образования «Чердаклинский район»
168.26kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования (недельный) муниципального бюджетного образовательного учреждения
231.02kb.
1 стр.
Центр образования «Школа здоровья» №46
391.86kb.
3 стр.
Программа развития государственного Образовательного Учреждения Детский сад №539 Западного Окружного Управления Образования Департамента Образования г. Москвы
421.81kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.