Главная
страница 1страница 2


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Юридический факультет

Учебная программа дисциплины

«История отечественного государства и права»
для специальности 030900.62, «Юриспруденция»

1 курс


Авторы: Почекаев Роман Юлианович

Санкт – Петербург

2012

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «История отечественного государства и права».

Программа разработана в соответствии с:

- Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавр».

2. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История отечественного государства и права» являются:

- получение базовых знаний о закономерностях и национальных особенностях развития права и государства у народов нашей страны;

- получение знаний о многообразии правовых систем, источников права;

- изучение эволюции функций, формы, механизма российской государственности;

- изучение эволюции российских правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии на разных этапах истории страны;

- приобретение первичных навыков историко-правового и сравнительно-правового анализа юридических текстов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины


В результате освоения данной дисциплины студенты должны:

1. Знать:

- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государственности и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;

- основные исторические этапы развития отечественного государства и права;

- механизм российского государства, систему российского права, механизм и средства правового регулирования, реализации права на отдельных исторических этапах;

- основные источники отечественного права, структуру российской правовой системы на отдельных исторических этапах;

- характерные черты исторических правовых систем, действовавших в разное время на территории нашей страны, общее и особенное в их становлении, структуре и элементном составе.

2. Уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями с учетом их исторической эволюции;

- анализировать юридические факты и возникавшие в связи с ними правовые отношения в историко-правовом и сравнительно-правовом аспектах;

- анализировать, толковать правовые нормы в историко-правовой ретроспективе.

3. Владеть:

- юридической и историко-правовой терминологией;

- навыками работы с правовыми актами историко-правового содержания;

- навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОНК-3

Качественное выполнение практических заданий, успешное написание проверочных работ

Лекционные и семинарские занятия, проверочные работы

Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОНК-5

Качественная подготовка домашних заданий, написание курсовых работ и эссе

Семинарские занятия, курсовые работы, самостоятельная работа

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОНК-6

Качественная подготовка практических заданий, знание источников права (правовых памятников) и специальной литературы

Семинарские занятия, домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Успешное написание проверочных работ, выполнение практических заданий

Семинарские занятия, проверочные работы

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную

речь


СЛК-2

Участие в дискуссиях, защита выполненных работ, успешное написание проверочных работ

Семинарские занятия (диспуты), проверочные работы, участие в научных кружках и конференциях

Способность понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе

СЛК-3

Качественное выполнение домашних заданий, написание курсовых работ, эссе, статей

Семинарские занятия, домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

ПК-4

Решение казусов, выполнение практических заданий

Семинарские занятия

Способность толковать различные правовые акты

ПК11

Решение казусов, правильная квалификация правовых актов в проверочных работах

Семинарские занятия, проверочные работы

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой (обще-профессиональной) части профессионального цикла дисциплин.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Конституционное право;

- Административное право;

- Гражданское право;

- Гражданский процесс;

- Трудовое право;

- Уголовное право;

- Уголовный процесс;

- Российское предпринимательское право;

- Международное право;

- Международное частное право;

- Семейное право;

- Уголовно-исполнительное право;

- Арбитражный процесс;

- Налоговое право.

5. Тематический план учебной дисциплины








Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары или практические занятия




Введение в историю отечественного государства и права

20

2




18

Раздел I. Государственность и право Древней Руси и Московского царства

Т. 1

Государственность и право Древней Руси (IX-XIV вв.)

46

10

10

26

Т. 2

Государственность и право периода Русского централизованного государства (XV-XVI вв.)

50

8

4

38

Т. 3

Государственность и право Московского царства (XVI-XVII вв.)

36

8

4

24

Раздел II. Государственность и право Российской империи

Т. 4

Государственность и право Российской империи XVIII в.

18

4

4

10

Т. 5

Государственность и право Российской империи XIX в.

20

6

4

10

Т. 6.

Государственность и право Российской империи начала ХХ в.

16

4

2

10

Раздел III. Государственность и право СССР

Т. 7

Государственность и право в период образования Советского государства (1917-1930-е гг.)

42

8

4

30

Т. 8

Государственность и право СССР 1940-1980-х гг.

40

6

4

30

Т. 9

Государственность и право в период распада СССР и образования Российской Федерации (1990-е гг.)

36

4

2

30

Итого




324

60

38

226

6. Формы контроля знаний студентов




Тип

контроля

Форма контроля

Модули

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Домашнее задание










*

ТиИ ГиП

Письменная работа, выполняется вне аудитории

Контрольная работа № 1







*




ТиИ ГиП

Письменная работа, 40 минут (два задания)

Контрольная работа № 2







*




ТиИ ГиП

Письменная работа, 40 минут (два задания)

Контрольная работа № 3










*

ТиИ ГиП

Письменная работа, 40 минут (два задания)

Промежу­точный

Зачет







*




ТиИ ГиП

Устные ответы на вопросы (два вопроса)

Итоговый

Экзамен











*

ТиИ ГиП

Письменная работа 60 минут (три задания)

6.1 Критерии оценки знаний, навыков

6.1.1. Домашнее задание (реферат по тематике курса, тема и реферируемая работа (работы) согласуются с преподавателем):

Шкала и критерии оценки:



Количество баллов

Обоснование

2

Реферат написан грамотно и логично, без ошибок и недочетов

1

Реферат написан грамотно и логично, оформлен правильно, имеются незначительные ошибки и недочеты или погрешности в оформлении

0

Реферат написан неграмотно или оформлен неправильно или имеется значительное число ошибок и недочетов

Максимальное количество баллов – 2.

Домашнее задание выполняется во IV модуле.

Количество баллов при определении результирующей (10-балльной) оценки умножается на коэффициент 0,5.
6.1.2. Контрольные работы (два задания):

Шкала и критерии оценки за каждое задание:



Количество баллов

Обоснование

2

Оба задания выполнены правильно

1

Выполнено только одно задание

0

Не выполнено ни одно задание или оба задания выполнены неправильно

Максимальное количество баллов за каждую контрольную работу – 4.

Контрольная работа № 1 выполняется в III модуле.

Контрольная работа № 2 выполняется в III модуле.

Контрольная работа № 3 выполняется в IV модуле.

Количество баллов, полученных за три контрольные работы (максимум 12 баллов)аботе) при определении результирующей (10-балльной) оценки умножается на коэффициент 0,25.

6.1.4. Зачет (два вопроса):



Количество баллов

Обоснование

5

Уверенный, правильный, логичный и грамотный ответ

4

Ответ дан с незначительными недочетами или погрешностями

3

Ответ дан с ошибкой в датировках, либо фактах, либо терминологии

2

Ответ дан с ошибками в датировках, фактах и терминологии

1

Имеется лишь общее представление о предмете

0

Не дано ответа на вопрос или ответ неправильный

Зачет проводится в конце III модуля.

Оценка за зачет не учитывается при определении результирующей оценки, а выставляется в отдельную ведомость и зачетную книжку студента. Общая оценка (по 10-балльной шкале) выставляется в виде суммы оценок за 2 ответа. При получении 4 и более баллов выставляется зачет. При получении одного балла зачет может быть выставлен при условии активной работы студента на семинарских (практических) занятиях. При получении 0 баллов студент не получает зачета.


6.1.5. Экзамен (три задания):

Шкала и критерии оценки за каждое задание:



Количество баллов

Обоснование

Задание 1

4

Задание выполнено верно и исчерпывающим образом

3

Задание выполнено верно более, чем наполовину

2

Задание выполнено верно менее, чем наполовину

1

Задание выполнено не более чем на четверть

0

Задание выполнено неверно

Задание 2

3

Задание выполнено верно

2

Задание выполнено верно наполовину

1

Задание выполнено не более чем на треть

0

Задание выполнено неверно

Задание 3

3

Задание выполнено верно, терминология использована корректно

2

Задание выполнено неполно, либо есть некоторые ошибки в терминологии

1

Продемонстрировано общее представление о предмете

0

Задание выполнено неверно

Экзамен проводится в конце IV модуля.

Количество баллов, полученное за каждое задание, суммируется (максимум 10 баллов) и при определении результирующей (10-балльной) оценки умножается на коэффициент 0,6.

7. Содержание дисциплины
Введение в историю отечественного государства и права

Предмет истории отечественного государства и права. Источники знаний по истории отечественного государства и права. Методология. Периодизация истории отечественного государства и права. История отечественного государства и права как наука и учебная дисциплина. Соотношение отечественной истории государства и права с другими юридическими дисциплинами.

Раздел I. Государственность и право Древней Руси и Московского царства
Темы лекционных занятий:
Тема 1. Государственность и право Древней Руси (IX-XIV вв.)

Периодизация истории древнерусской государственности. Протославянские племенные объединения. Первые славянские объединения на территории Руси. Раннефеодальная монархия. Киевская Русь. Государственная раздробленность в эпоху феодализма. Русская государственность под властью Золотой Орды. Собирание земель вокруг Москвы; Московское великое княжество.

Система высших органов власти. Вечевая демократия. Князь. Дружина старшая и младшая. Боярство. Княжеская администрация. Государство и церковь. Власть золотоордынских ханов над русскими князьями.

Местные органы власти. Дворцово-вотчинная система управления. Великие и удельные князья. Наместники. Местное самоуправление. Особенности административно-территориального устройства в период владычества Золотой Орды; десятичная система. Золотоордынская система налогообложения на Руси.

Судебная компетенция органов управления. Уровни суда. Церковный суд.

Источники права. Религиозные, социальные, этические нормы в регулировании социальных отношений в Древней Руси. «Закон русский» и его источники. Русская правда. Княжеские и церковные уставы. Каноническое право. Правовые обычаи. Ханские ярлыки.

Правовое положение различных социальных групп. Князья-Рюриковичи, боярство, дворянство. Горожане и крестьяне. Духовенство. Закупы и другие зависимые категории населения.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс.


Тема 2. Государственность и право периода Русского централизованного государства (XV-XVI вв.)

Русское централизованное государство. Централизация власти. Освобождение от золотоордынской зависимости.

Система высших органов власти. Великий князь – государь всея Руси. Боярская дума. Княжеская администрация. Приказы. Сейм и сеймики в Литовско-Русском государстве. Государство и церковь.

Местные органы власти. Уделы. Княжеские наместники. Система кормлений.

Источники права. Псковская и Новгородская судные грамоты. Двинские грамоты. Княжеские грамоты и договоры. Церковное право. Обычное право.

Судебная система и ее реформирование.

Правовое положение различных социальных групп. Князья-Рюриковичи, боярство, дворянство. Горожане и крестьяне. Духовенство. Зависимые категории населения.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс.


Тема 3. Государственность и право Московского царства (XVI-XVII вв.)

Московское царство. Усиление самодержавия. Признание царского статуса московских государей на международной арене. Ливонская война. Кризис власти после смерти Ивана Грозного и Смута. Воцарение Романовых. Сословно-представительная монархия.

Система высших органов власти. Царь. Боярская дума; местничество. Земский собор. Приказы. Государство и церковь; церковные иерархи в системе органов власти.

Местные органы власти и самоуправления. Уделы и борьба с ними. Опричнина и земщина. Воеводы-наместники. Выборные органы самоуправления; городское и общинное управление. Вхождение в состав России пост-ордынских государств. Развитие налоговой системы. «Медные» и «соляные» бунты.

Источники права. Царские указы. Соборные уложения. Судебник Ивана IV. Церковное право; Стоглав.

Правовое положение различных социальных групп. Боярство и дворянство. Горожане и крестьяне. Духовенство. Закрепощение крестьян.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс.

Темы семинарских занятий:
Семинар 1. Договоры Руси с Византией Х в.


  1. Источники сведений о договорах.

  2. Содержание договоров.

  3. Соотношение древнерусского и византийского права в договорах.

  4. Социальная принадлежность лиц, подписавших договоры.

  5. Место договоров в системе источников древнерусского права.

Семинар 2. Русская Правда (решение казусов).

  1. История создания.

  2. Структура памятника.

  3. Сферы регулирования.

  4. Социальная направленность.

  5. Уголовно-правовые нормы.

  6. Процессуальные нормы.

Семинар 3. Грамоты русских князей (работа в группах).

  1. Княжеские грамоты в системе источников права Древней Руси.

  2. Виды грамот.

  3. Юридическая сила грамот.

  4. Действие грамот в пространстве, времени и по кругу лиц.

Семинар 4. Новгородская судная грамоты и двинские грамоты.

  1. История появления памятников.

  2. Социальная направленность грамот.

  3. Сферы регулирования.

  4. Соотношение общерусского и регионального права в грамотах.

Семинар 5. Псковская судная грамота.

  1. История памятника.

  2. Источники норм.

  3. Действие норм в пространстве, времени по кругу лиц.

  4. Социальная направленность.

Семинар 6. Судебник 1497 г. (дискуссия).

  1. История появления памятника.

  2. Структура.

  3. Юридическая техника в сравнении с другими актами.

  4. Сферы регулирования.

  5. Степень соответствия уровню социально-политического развития государства.

Семинар 7. Судебник 1550 г. (решение казусов).

  1. История памятника.

  2. Судебник в системе источников русского права.

  3. Судебник как источников сведений об административных институтах.

  4. Сферы регулирования.

  5. Вопросы частного права.

  6. Вопросы процессуального права.

  7. Сравнительно-правовая характеристика Судебников 1497 и 1550 гг.

Семинар 8-9. Соборное уложение 1649 г. (деловая игра).

  1. История появления памятника.

  2. Соборные уложения в системе источников права.

  3. Сословная направленность.

  4. Круг регулируемых вопросов.

  5. Система преступлений и наказаний.

  6. Роль в дальнейшем развитии русского права.


Литература по разделу:
См. следующие п.п. из раздела 11:

1; 2; 3; 4-5; 7-8; 11-12; 15-21 (тт. 1-3); 25-31; 34; 44-45; 49-50; 62-63; 70; 72; 74-80; 85; 87; 89-93; 97; 99; 106; 111; 114; 116-120.


Раздел II. Государственность и право Российской империи
Темы лекционных занятий:
Тема 4. Государственность и право Российской империи XVIII в.

Складывание абсолютной монархии при Петре I. Сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполнительной, судебной, церковной) в руках монарха. Российская империя. «Кондиции» 1730 г. Реформаторская деятельность Екатерины II.

Система высших органов власти. Император. Совещательные органы при императоре и их эволюция (Кабинет его величества, Императорский совет, Непременный совет). Сенат и эволюция его статуса. Коллегии. Ближняя канцелярия Петра I. Собственная его императорского величества канцелярия.

Местные органы власти и управления. Упразднение «царств» и института воевод. Губернские реформы 1710-1720-х, 1775, 1845 гг. Жалованные грамоты Екатерины II дворянству и городам. Органы местного (дворянского и городского) самоуправления. Вхождение в состав России Прибалтики, Польши, Казахстана; система управления ими.

Формирование единой судебной системы и ее эволюция. Сенат – высшая судебная инстанция. Суды губернские, областные, местные и ведомственные. Церковный суд.

Источники права. Указы и указные книги. Манифесты. Регламенты. Уставы. Артикул воинский 1715 г. Судебная практика. Кодификационные работы 1710-1720-х, 1760-х, 1830-х гг. Работа уложенных комиссий при Елизавете Петровне и Екатерине II (1754-1771). Устав благочиния 1782 г.

Правовое положение различных социальных групп. Дворянство и его привилегии. Чиновничество как особое сословие. Духовенство и эволюция его статуса. Горожане (мещане) и торговцы и их категории. Крестьянская община. Крепостное крестьянство.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право. Развитие торговых отношений. Государственные и дворянские монополии. Новые виды договоров.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Новые требования для вступления в брак. Положение незаконных детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс. Сословный характер судопроизводства. Формирование системы полицейских органов.


Тема 5. Государственность и право Российской империи XIX в.

Попытки конституционных преобразований при Александре I. «Бюрократическое государство» Николая I. Кризис системы власти. Начало преобразовательной деятельности при Николае I. Мартовский манифест Александра II 1856 г. «Великие реформы» 1861-1874 гг.

Система высших органов власти. Император. Совещательные органы при императоре и их эволюция (государственный совет и пр.). Сенат и эволюция его статуса. Коллегии и министерства. Собственная его императорского величества канцелярия.

Местные органы власти. Реформа земского (1864 г.) и городского (1870 г.) самоуправления. Выборные органы с всесословным представительством. Реформа управления «национальными окраинами» Российской империи.

Вхождение в состав России Финляндии, государств и областей Закавказья, Южного Казахстана и Туркестана; система управления ими. Протектораты России в Средней Азии. Их правители в системе российских органов власти.

Источники права. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Правовое положение различных социальных групп. Дворянство и его привилегии. Чиновничество как особое сословие. Духовенство и эволюция его статуса. Горожане (мещане) и торговцы и их категории. Крестьянская община. Крепостное крестьянство. Законодательство Александра I и Николая I о расширении имущественных прав «неблагородных» сословий.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право. Развитие торговых отношений. Государственные и дворянские монополии. Новые виды договоров.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Новые требования для вступления в брак. Положение незаконных детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс. Сословный характер судопроизводства. Корпус жандармов. Институт приставов. Реформа судебной системы (1864 г.). Формирование всесословного суда. Суды местные и общие. Отделение суда от административных органов. Министерство юстиции и прокуратура.


Тема 6. Государственность и право Российской империи начала ХХ в.

Революция 1905-1907 гг. Конституционные преобразования при Николае II. Манифест от 17 октября 1906 г. Основные законы Российской империи 1906 г. Формирование многопартийной системы. «Третьиюльская монархия».

Система высших органов власти. Император. Государственный совет. Государственная дума. Особые органы власти в период Первой мировой войны.

Источники права. Указы и манифесты императоров. Свод законов Российской империи (официальные и неофициальные издания). Уголовное уложение 1903 г.

Правовое положение различных социальных групп. «Временнообязанные» крестьяне. Права и свободы российских подданных в политической, экономической, социальной сфере в соответствии с Основными законами Российской империи 1906 г. Избиратели и их курии.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право и реформы П. А. Столыпина. Развитие торговых отношений. Товарищества и общества и правовое обеспечение их деятельности. Государственные субсидии предпринимателям. Протекционизм.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс. Принцип состязательности в суде. Адвокатура. Изменение роли мировых судей. Отмена церковных наказаний. Изменения в статусе полиции и жандармерии.



Темы семинарских занятий:
Семинар 10. Артикул воинский (решение казусов).

  1. Условия появления.

  2. Общая характеристика структуры и содержания.

  3. Юридическая техника.

  4. Сферы регулирования.

  5. Виды преступлений и наказаний.

  6. Действие по кругу лиц.

Семинар 11. Жалованные грамоты Екатерины II дворянству и городам (1785) (дискуссия).

  1. Обстоятельства издания грамот.

  2. Сравнительно-правовая характеристика грамот.

  3. Круг регулируемых вопросов.

  4. Права сословий по грамотам.

  5. Место и роль грамот в системе русского права эпохи абсолютизма.

Семинар 12. Указы императоров Александра I и Николая I о правах различных социальных групп (1801-1848) (работа в группах).

  1. Социально-политические условия издания указов.

  2. Круг регулируемых вопросов.

  3. Адресаты указов.

  4. Эволюция прав мещан и крестьян в соответствии с указами.

  5. Роль указов в дальнейшем развитии права.

Семинар 13. Акты «великих реформ» 1861-1874 гг. (коллоквиум).

  1. История появления актов.

  2. Сферы регулирования.

  3. Эволюция прав различных групп населения.

  4. Влияние на последующее развитие права.

Семинар 14. Основные государственные законы Российской империи

от 23 апреля 1906 г.



  1. Условия издания.

  2. Общая характеристика структуры и содержания.

  3. Статус монарха.

  4. Высшие органы власти.

  5. Законодательный процесс.

  6. Права и свободы подданных.

  7. Место в системе источников права.


Литература по разделу:
См. следующие п.п. из раздела 11:

1; 2; 3; 12-14; 21 (Тт. 4-8); 28; 32; 35; 40; 47; 51-52; 56; 64; 71; 75; 83-88; 96; 98-105; 110; 112-115.


Раздел III. Государственность и право СССР
Темы лекционных занятий:
Тема 7. Государственность и право в период образования Советского государства (1917-1930-е гг.)

Февральская революция 1917 г. и отречение Николая II. Провозглашение республиканского строя. Временное правительство. Октябрьский переворот. Установление советского строя. Монополия советов на власть. «Белые» и националистические режимы в годы Гражданской войны. Создание СССР. Конституции 1918, 1922 (1924), 1936 (1937) гг. Культ личности И. В. Сталина.

Система высших органов власти. Двоевластие: Временное правительство и Петросовет. Всероссийский съезд советов. Созыв и роспуск Учредительного собрания. ЦИК в системе органов власти. Совет народных комиссаров и народные комиссариаты. Партийные и государственные органы. Особые органы власти в годы Гражданской войны (Реввоенсовет, Совет Рабоче-крестьянской обороны и др.). ВСНХ.

Местные органы управления. Уездные и волостные земские собрания и местные советы. Установление власти советов на местах. Административно-территориальные преобразования. СССР и союзные республики: система органов власти и их компетенция.

Судебная система. Создание единой системы судов. Особые и отраслевые трибуналы. Основы судоустройства и судопроизводства СССР 1926 г.

Источники права. Законодательство Временного правительства. Первые декреты советской власти. Решения Съезда советов. Постановления ЦИКа. Наказы и постановления СНК. Кодификация советского законодательства. КЗоТ 1918 и 1922 гг., ГК РСФСР 1922 г. и ГПК РСФСР 1923 г., УК РСФСР 1922 г. и УПК РСФСР 1923 г. УК СССР 1926 г.

Правовое положение различных слоев населения. Поражение в правах лиц непролетарского происхождения (дворянство, чиновничество, интеллигенция, кулаки и пр.). Избирательная система и ее реформы. Законодательство о социальном обеспечении.

Правовое регулирование имущественных отношений. Отмена частной собственности; национализация. «Военный коммунизм». Частичное восстановление частной собственности в период НЭПа. Государственное регулирование экономики; система планирования. СТО, ВСНХ, ЭКОСО и другие регулирующие структуры.

Земельное право. Отмена частной собственности на землю. Коллективизация и борьба с кулачеством. Общие начала землепользования и землеустройства СССР 1928 г.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Отмена церковного брака; обязательность его государственной регистрации. Наследственное право.

Преступления и наказания. Определение наказания по аналогии. Система правоохранительных органов: милиция, НКВД, ВЧК – ОГПУ. Система репрессивных органов. Показательные процессы и политические репрессии 1930-х гг.
Тема 8. Государственность и право СССР 1940-1980-х гг.

СССР в годы Великой Отечественной войны. Оккупационный режим на захваченных нацистами землях. Государственные преобразования в послевоенный период. «Оттепель» и попытки преобразований Н. С. Хрущева. Период «развитого социализма» и «застой». Конституция СССР 1977 г. и конституции союзных республик. Кризис советского строя. Перестройка. Предпосылки распада СССР.

Система высших органов власти. Руководящая роль КПСС. Съезд советов и Верховный совет, его реформирование. Совет министров. Министерства и их подразделения.

Местные органы власти и управления. Местные советы и парткомы. Разделение советов и парткомов на отраслевые и сельскохозяйственные при Н.С. Хрущеве и повторное их объединение при Л. И. Брежневе. Административно-территориальные изменения в составе СССР. Делегирование дополнительных полномочий союзным республикам.

Реорганизация судебной системы. Верховный суд СССР и изменение его роли. Прокуратура и ее полномочия.

Источники права. Кодифицированное законодательство СССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства СССР 1958 г. и УПК союзных республик; Основы уголовного законодательства СССР 1960 г., УК союзных республик 1960-1964 гг.; Основы гражданского законодательства СССР 1961 г. и ГК союзных республик 1961-1964 гг.

Права и свободы населения. Ужесточение регламентации трудовых отношений в годы войны. Реформа социального обеспечения и закон о государственных пенсиях 1956 г. Формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум по Конституции 1977 г. Упразднение цензуры, гласность и демократия в эпоху перестройки. Новые юридические лица. Введение хозрасчета в 1960-е гг. Централизация управления деятельностью колхозов и совхозов. Появление первых частных предприятий в 1980-е гг.

Правовое регулирование имущественных отношений. Замена гражданско-правовых отношений административными в годы Великой Отечественной войны. Либерализация в сфере имущественных правоотношений в период «оттепели». Автономность колхозов; стимулирование труда колхозников. Восстановление частной собственности и внесение соответствующих изменений в гражданское законодательство. Новые виды договоров.

Преступления и наказания. Суд и процесс. Отмена чрезвычайных судебных процедур. Усиление роли прокуратуры и реформа органов прокурорского надзора. Создание КГБ. Упразднение и восстановление МВД СССР. Законы о милиции и адвокатуре. Органы партийного и советского контроля. Появление Комитета конституционного надзора СССР и Конституционного суда РСФСР. Формирование системы арбитражных судов.
Тема 9. Государственность и право в период распада СССР и образования Российской Федерации (1990-е гг.)

«Парад суверенитетов». Попытки сохранения СССР путем преобразования его в конфедерацию. Внесение изменений в Конституцию СССР. Введение поста Президента СССР. ГКЧП. Упразднение СССР («Беловежское соглашении»). Борьба за сохранение целостности РСФСР – РФ. Противостояние законодательной и исполнительной власти в 1993 г.

Система высших органов власти. Верховный совет и его эволюция. Президент СССР. Правительство и министерства. Кризис власти: Президент и Верховный Совет РСФСР – РФ. Упразднение Верховного совета и созыв Федерального собрания РФ. Конституция РФ 1993 г.

Местные органы власти. Противостояние союзного руководства и руководства союзных республик. Провозглашение самостоятельности союзных республик. СНГ и его руководящие органы.

Судебная власть. Изменения в статусе судей. Формирование арбитражной судебной системы.

Источники права. Законы и указы президента. Внесение изменений в законодательство СССР. Кодексы РФ – Гражданский (1994); Уголовный (1996) и др.

Права и свободы граждан. Развитие новых форм юридических лиц. Биржи и контроль их деятельности. Изменения в трудовом законодательстве.

Правовое регулирование имущественных правоотношений. Равенство всех форм собственности. «Ваучеры». Приватизация и акционирование государственных предприятий.

Преступления и наказания. Отмена ряда составов преступлений. Новые виды наказаний. Реорганизация правоохранительной системы.
Темы семинарских занятий:
Семинар 15. Первые декреты советской власти.


  1. Условия появления.

  2. Юридическая техника.

  3. Нормы материальные, декларативные и нормы-принципы.

  4. Социальная направленность.

  5. Юридическая сила декретов.

Семинар 16. Право эпохи НЭПа (коллоквиум).

  1. Система источников права о НЭПе.

  2. Формы собственности.

  3. Основные виды договоров.

  4. Отражение социалистической идеологии в законодательстве эпохи НЭПа.

Семинар 17. Конституция СССР 1936 г. (работа в группах).

  1. Условия принятия.

  2. Система высших органов законодательной власти.

  3. Государственное устройство.

  4. Избирательный процесс.

  5. Права и свободы граждан.

Семинар 18. Законодательство СССР в период Великой Отечественной войны.

  1. Источники права СССР в годы войны.

  2. Расширение компетенции властных и правоохранительных структур.

  3. Появление новых органов власти и их статус.

  4. Эволюция прав и свобод граждан.

  5. Особенности трудового законодательства.

  6. Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Семинар 19. Конституция СССР 1977 г.

  1. История принятия.

  2. Структура.

  3. Высшие органы власти. Статус КПСС.

  4. Полномочия СССР и союзных республик.

  5. Статус народных депутатов. Избирательный процесс.

  6. Права и свободы граждан.


Литература по разделу:
См. следующие п.п. из раздела 11:

1; 2; 3; 6; 9-10; 22-24; 28 (Ч. 2); 33; 36-39; 41-43; 46; 48; 53; 55; 57-61; 65-69; 72-73; 81-82; 94-95; 107; 109; 114.

8. Образовательные технологии
1. Проведение лекционных занятий с использованием мультимедийных технологий (презентаций).

2. Активные формы занятий:

- деловые игры;

- решение казусов;

- работа в группах.

3. Интерактивные формы занятий:

- дискуссии;

- коллоквиум;

- защита выполненных заданий.

9. Оценочные средства для текущего контроля

и аттестации студентов
9.1. Тематика заданий текущего контроля
9.1.1. Домашнее задание: написание реферата по одной из тем учебного курса. Выбор темы и литература для реферирования (не более 2-3 работ) выбираются студентом и согласуется с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Структуру реферата доводит до студентов на одном из первых семинарских занятий.

9.1.2. Тематика контрольных работ определяется на основании пройденных тем учебной дисциплины. Содержание заданий определяется следующей направленностью (задания могут варьироваться): 1) представление системы органов власти России в тот или иной период времени; 2) сравнение аспектов государственности и права России на различных этапах развития; 3) извлечение информации правового характера из исторического неправового памятника; 4) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития соответствующего государства в определенный период; 5) классификация предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха и государство); 6) дача определения отдельных ключевых терминов и понятий. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, небольшого эссе или же завершения предложения, включенного в задание.


9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Вопросы для промежуточного контроля (зачета) формулируются на основании содержания тем учебной дисциплины, пройденных ко времени проведения зачета. Темы, по которым будут сформулированы вопросы для зачета, заранее объявляются студентам.
9.3. Задания для итогового контроля
Задания для экзамена формулируются на основании содержания любых тем учебной дисциплины. Темы, по которым будут сформулированы вопросы для экзамена, заранее объявляются студентам. Содержание заданий может варьироваться, но в целом соответствует типам заданий, выполняемых при написании контрольных работ (см. п. 9.1.2). Ответы должны быть, соответственно, представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, небольшого эссе, завершения предложения, включенного в задание и т. д.
10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка представляет собой сумму оценок, полученных по итогам текущего контроля и на экзамене при умножении на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле:

Одисциплина = k1·домашнее задание1 + k2·(Оконтрольная работа 1+ ·Оконтрольная работа 2+ Оконтрольная работа 3 ) )+ k3·Оэкзамен
где Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов),

k1 = 0,5,

О домашнее задание– оценка, полученная за домашнее задание (максимум 2 балла),

Оконтрольная работа 1 – оценка, полученная за контрольную работу № 1 (максимум 4 балла),

Оконтрольная работа 2 – оценка, полученная за контрольную работу № 2 (максимум 4 балла),

Оконтрольная работа 3 – оценка, полученная за контрольную работу № 3 (максимум 4 балла),

k2 = 0,25,

Оэкзамен– оценка полученная на экзамене (максимум 10 баллов).

K3 = 0,6

11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины




следующая страница >>
Смотрите также:
Учебная программа дисциплины «История отечественного государства и права» для специальности 030900. 62, «Юриспруденция» 1
400.51kb.
2 стр.
Рабочая программа дисциплины история отечественного государства и права направление подготовки 030900 юриспруденция
812.42kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины б. 2 История отечественного государства и права кафедра истории государства и права
222.26kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «История отечественного государства и права» для очного и заочного отделения по направлению 030900 «Юриспруденция»
327.15kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства и права специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
1266.96kb.
7 стр.
Учебная программа специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
814.58kb.
4 стр.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
858.75kb.
5 стр.
Программа курса «история отечественного государства и права» Тема Предмет истории отечественного государства и права
100.54kb.
1 стр.
Учебная программа дисциплины «Актуальные проблемы вещного права» для специальности 030501. 65, «Юриспруденция» 4
179.62kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных стран Направление подготовки 030900 Профиль подготовки
284.81kb.
1 стр.
Программа дисциплины: «Гражданский процесс»
574.91kb.
6 стр.
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
544.5kb.
3 стр.