Главная
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Хлобыстова Муниципального образования Кольский район Мурманской области

«Утверждаю»
Директор школы ______________ С. В. Петренко
«____» ________________ 2011 г.


Рабочая программа

по музыке

4 класс


на 2012 – 2013 учебный год

(срок реализации программы 1 год).

Разработчик: Котова О.В.

учитель музыки


Обсуждена и согласована на

методическом объединении

протокол № ___________ от

«___» _____________ 2012 г.



Принята на педагогическом

совете


протокол № ___________ от

«__» ______________ 2012 г.



Килпъявр

2012 г.
Пояснительная записка



Музыка

4 класс

Рабочая программа по музыке в 4 классе составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М.:«Просвещение», 2007–128 с.; 4 кл.-с.15-19), в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения (2004г.) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 20/80 (Федеральный перечень учеников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/ 2012 учебный год).

Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. На изучение музыки в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа.

Программа ориентирована на основные требования Министерства образования и науки РФ. Среди них:

— ориентация на базовые компоненты содержания образования предмета «Музыка»;

— научная корректность содержания;

— учет возрастных особенностей при отборе и изложении учебного материала;

— оптимальность объема содержания;

— реализация принципов дидактики - систематичности, доступности, наглядности;

— опора содержания на ранее полученные знания и навыки;

— ясность, точность и лаконичность изложения учебного материала;

— содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстративного материала;

— обоснованность отбора учебного материала с учетом взаимосвязей с элементами содержания других предметов.

Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Тематическое планирование по предмету «Музыка» максимально скоординировано с содержанием программ и учебников для 4 класса по предметам гуманитарно-эстетического цикла. В первую очередь, с такими, как «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Введение в историю». Прослеживаются междисциплинарные тематические блоки — «Природа в литературе и искусстве», «Сказки и былины», «Мировая культура разных стран».

Содержание уроков музыки включает многочисленные фрагменты из литературно-поэтических произведений, изучаемых в 4 классе в рамках предмета «Литературное чтение». Иллюстративный изобразительный материал во многом связан с материалом программ по изобразительному искусству.

Стилистика и лексика текстов учебника скоординирована с классическим учебником по русскому языку для учащихся 4 класса.

Широко используется методический прием, направленный на воспитание культуры речи у школьников.

В разделе учебника «Вопросы и задания» неоднократно приводятся слова для справок, которые помогут ребятам подобрать точные слова-определения, отражающие настроение музыки, образные характеристики персонажей.

Развитие стилевого подхода направлено на постепенное формирование у школьников чувства стиля.

Содержание учебно-тематического планирования 4 класса развивает и углубляет содержание основных тематических блоков, представленных в программе начальной школы. Это следующие блоки:


  • Природа в музыке.

  • Сказочные и былинные образы в музыке.

  • Наши любимые праздники.

  • Музыка — живопись — поэзия.

  • Великие композиторы, великие произведения.

  • Жанры музыки.

  • Музыкальные представления.

  • Музыкальные инструменты, виды оркестров.

  • Основы музыкальной грамоты.

В 4 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальное путешествие». Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили:

- стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония №40; Л. Бетховен. Симфония №5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей»);

- стиль творчества отдельного композитора (В.А.Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);

- стиль музыкального течения («Могучая кучка»);

- стиль направления (венский классицизм).

Учебник по музыке включает:

а) основной текстовой материал (тексты-предложения, абзацы текстов; ключевые слова);

б) иллюстративный материал (изобразительный и литературно-поэтический);

в) нотные примеры;

г) вопросы и задания к теме.

Фрагменты из литературно-поэтических произведений в ряде случаев не только иллюстрируют основную мысль, но и помогают путем сравнения установить общность и различие художественных образов (настроений), представленных в различных произведениях искусства.

Краткие нотные примеры, представленные в некоторых темах учебника, выполняют важную смысловую функцию. Иногда нотная запись показывает соответствие музыкального образа и его графического изображения. В других случаях нотные примеры имеют обучающее значение. Вопросы и задания учебника носят проблемный характер. Они направлены на активизацию мышления учащихся, постепенное формирование культуры речи. Среди наиболее распространенных типов вопросов и заданий следующие:

1) вопросы на наблюдение и размышление;

2) вопросы на сравнение;

З) вопросы на обобщение;

4) вопросы на развитие творческого воображения;

5) вопросы, формирующие культуру речи.

Тематическое содержание курса «Музыка. 4 класс» предстает, с одной стороны, как самостоятельный, завершенный этап, с другой — как промежуточное звено в рамках целостной концепции музыкально-эстетического воспитания школьников. Ряд тем курса, как и некоторые музыкальные произведения, в последующих классах будут представлены на обогащенном смысловом уровне (принцип развития по спирали).

Реализация задач осуществляется через различные формы музыкальной деятельности, главные из которых:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация;

- беседа.

Для прослушивания предлагаются сочинения (или фрагменты) композиторов-классиков, а также песенные произведения. Их отличает яркая образность, очевидная интонационная выразительность и изобразительность.

При отборе песен в вокальном репертуаре отражаются важнейшие воспитательные проблемы. Эти проблемы направлены на формирование у школьников духовно-нравственных качеств личности — чувства доброты и сострадания к ближним, к окружающему миру, умения дружить.

Песенные произведения, включают элементы импровизации и театрализацию, и позволяют активизировать эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие возможности ребят. Как указывается в программе по музыке, именно индивидуальность и неповторимость, оригинальность в опоре на личную инициативу, особенности мышления и фантазии школьников должны являться критериями оценки их деятельности.

В тематический план были внесены изменения: поменялся материал в контексте регионального компонента, указан материал заданий на дом.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.



Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.



Форма контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- тест.

Промежуточная аттестация проводится в форме теста. Организация учебного процесса – классно-урочная.



Содержание учебного материала
В структуре изучаемой программы выделяют следующие блоки:


Тема (блок)

Количество часов

Музыка моего народа

9

Между музыкой моего народа и музыкой других независимых государств нет непереходимых границ

6

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

9

Композитор – исполнитель - слушатель

8

Региональный компонент

2

Итого:

34



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
4 класс

Название раздела

Общее кол-во часов

Содержание раздела

Тематическое планирование

1

1


Представления о музыке

16

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.

Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.

Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.





  1. Музыка русского народа.
  2. Народная музыка и выросшая из нее композиторская музыка выражает разные настроения, мысли и чувства.


  3. Истоки народной музыки
  4. Жанр частушки.

  5. Жанр трудовой и солдатской песни.

  6. Солдатская песня - величие духа русского народа.


  7. Песня в борьбе за мир
  8. Идейность, патриотизм народной и композиторской музыки. М. Глинка

  9. Народная музыка – зеркало жизни народа. Рус. нар. творчество

  10. «Мой мачтовый город». Песни о Мурманске. (р.к.)





  1. Богатство мировой музыки состоит из музыкальных богатств многих народов.

  2. Сопоставление песен о реках: Волге и Днепре.




  1. Близость русской, украинской и белорусской музыки.




  1. Музыка народов Закавказья.




  1. Музыка народов Средней Азии.




  1. Музыка народов Прибалтики.


4

2


Представления о музыкальной жизни страны

18

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.

Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.



Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н.А.Сац — первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.


  1. Музыкальный язык разных народов понятен без перевода.

  2. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Э. Григ

  3. Знакомство с болгарской, немецкой, норвежской музыкой

  4. Венгерская и чешская музыка – контраст и сходство с молдавской музыкой.

  5. Польская музыка

  6. Французская музыка и ее использование Моцартом в своем творчестве.

  7. Знакомство с музыкой Италии

  8. Японская музыка, связь с русской музыкой.

  9. Обобщение темы: «Связь музыки разных народов»

Русский народный праздник Масленица

  1. Композитор – исполнитель – слушатель.

  2. Творчество Кабалевского

  3. Музыка русской православной церкви

  4. « А север России манит дымкой синей…» (р.к.)

  5. Творчество Рахманинова

  6. Колокольные звоны

  7. История русского народного костюма

  8. Русские народные инструменты

  9. Урок-концерт

Детский музыкальный фольклор




Учебно – методическое обеспечение

Перечень литературы и средств обучения
Методическая литература для учителя

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.- 240с.

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

  4. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.- 140с.

  5. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.

  6. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.

  7. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.

  8. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.

  9. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.

  10. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.

  11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.

  12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.

  13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  14. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.

  15. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.- 128с.

Литература для учащихся.

  1. Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.

  2. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.

  3. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.- 79с.

  4. Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.- 96 с.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

  2. Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.

  3. Соната. Не только классика. Образовательная мультимедиа программа.

  4. Музыка в цифровом пространстве. Образовательная мультимедиа программа.


Требования к уровню подготовки обучающихся

По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- слова и мелодию Гимна России;

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров и форм музыки;

- народные песни, музыкальные традиции родного края;

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментов);

- высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учётом полученных знаний);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия - подголоски), музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);



использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;



- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.


Смотрите также:
Рабочая программа по музыке 4 класс на 2012 2013 учебный год
139.21kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Геометрия» 11 класс на 2012 2013 учебный год
252.66kb.
1 стр.
Рабочая программа по биологии Класс 7 «А» 2012-2013 учебный год
635.07kb.
4 стр.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класс, II ступень на 2012-2013 учебный год
282.47kb.
1 стр.
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2012-2013 учебный год год разработки 2011 Учитель биологии-химии первой категории
561.29kb.
4 стр.
Рабочая программа по музыке в 4 классе учительI квалификационной категории Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год
204.2kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 7 класс 2012 2013 учебный год
755.19kb.
10 стр.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 10 класс 2012 2013 учебный год
861.01kb.
5 стр.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 11 класс 2012 2013 учебный год
552.43kb.
3 стр.
Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год Русский язык 2 класс пояснительная записка рабочая программа курса
1293.51kb.
8 стр.
Рабочая программа курса «искусство» 8-9 класс 2011-2012 учебный год
367.98kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.