Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И

МАТЕМАТИКИ
кафедра Информационно-коммуникационных технологий

Отчет по преддипломной практике
На тему: «Разработка прототипа Web-сайта для электронного представительства Центра сертификации обучения»

Студент группы С-105:


Фроленкова Марина Павловна
Руководитель проекта:
Азаров Владимир Николаевич

Москва 2012 г.



Оглавление

Цель работы 3

Задачи, решаемые в ходе работы 3

Анализ текущей структуры, решений, информации 5

Обзор существующих решений приема средств с помощью электронных кошельков 8

Обзор существующих подходов к проектированию пользовательских интерфейсов 16

Обзор существующих методов юзабилити-тестирований 18




Введение

Цель работы


Целью работы является проектирование программного человеко-машинного интерфейса для электронного представительства европейского Центра по Качеству, в рамках которого разрабатывается концепция будущего веб-сайта и детальные прототипы основных экранов системы.

Задачи, решаемые в ходе работы


  • Анализ текущей структуры, решений, информации используемой на сайтах http://quality21.ru/ и http://eqc.org.ru/

  • Сбор и анализ пользовательских и бизнес-требований к объектам исследования:

    • Анализ целевой аудитории (кто эти люди, возраст, цели, мотивы)

    • Сбор и анализ задач решаемых пользователями в системе (какой контент реально необходим для пользователей, какая информация актуальна)

    • Анализ требований бизнеса (какая информация должна быть освещена на сайте, какие основные требования предъявляются к размещаемой информации)

    • Выявление недостатков в информационном наполнении сайта, актуализация существующей информации

  • Проведение юзабилити-тестирования существующих продуктов

    • Тестирование и анализ доступности информации

    • Тестирование методов представления информации

    • Измерение показателей пользовательской продуктивности и эффективности в контексте решения задач

  • Анализ полученных в ходе тестирования данных, выработка рекомендаций по улучшению

  • Создание прототипов веб-сайтов http://quality21.ru/ и http://eqc.org.ru/ с учетом полученной информации

  • Повторное тестирование


Обзорно-аналитическая часть

Интернет – своеобразная арена, «витрина» для представителей бизнеса: от самых маленьких компаний, фирм до всемирно известных корпораций и холдингов. «Лицо» компании в сети Интернет – это сайт: от «визитки» до Интернет-магазина или развлекательного портала. Разработчики программного обеспечения и веб-сайтов часто рассматривают функциональность системы отдельно от ее пользовательского интерфейса, который, по их мнению, является дополнением к функциям. Однако пользователи не проводят такого разделения. Для тех, кто использует программный продукт (будь то программное обеспечение или веб-сайт), именно пользовательский интерфейс является программой. Удобство и логичность организации взаимодействия пользователя с системой влияет на его мнение о системе в целом.


Пользовательский интерфейс часто ассоциируют с внешним видом программы или веб-сайта. Это не совсем верно, так как через него пользователь воспринимает всю систему в целом.
Пользовательский интерфейс включает в себя:

  • средства отображения информации, отображаемую информацию, форматы и коды;

  • командные режимы, язык «пользователь — интерфейс»;

  • устройства и технологии ввода данных;

  • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером, обратную связь с пользователем;

  • поддержку принятия решений в конкретной предметной области;

  • порядок использования программы и документацию на неё.



Анализ текущей структуры, решений, информации


Сайт www.eqc.org.ru.

В настоящее время сайт www.eqc.org.ru носит информационный характер. На портале представлена информация о самой организации – время создания, каким органом является. А так же учредители, виды деятельности, результаты деятельности, аттестация специалистов, издательская деятельность, проведение конференций, сертификация систем менеджмента качества, диплом качества, филиалы, руководство, лицензии организации.

На сайте публикуются новости о новых наборах на подготовку специалистов в области информационной безопасности, специалистов в области качества и специалистов в области ИКТ. И так же размещаются новости и конференциях в сфере менеджмента качества и менеджмента информационных систем.

Фонд Европейского центра по качеству постоянно выпускает тематические книги. Такие, как: «Метрология, стандартизация и сертификация на CD», «Финансово-экономические аспекты управления инновациями», «Психология менеджмента качества», «Методы и средства измерений, испытаний и контроля на CD», «Введение в методологию инновационной деятельности», «Статистические методы в управлении качеством на CD», «Защита информации и информационных интегрированных системах», «Управление интеллектуальной деятельностью», «Управление качеством» и «Библиотека менеджера по качеству». Данные книжки можно заказать с доставкой и способом оплаты заказа, а именно: курьерская доставка (предоплата через банк), постовая доставка (предоплата через банк), самовывоз. Реквизиты высылаются по факсу или по электронной почте после получения заказа. От заказчика требуются такие данные: Полное название организации, Ф.И.О. контактного лица, Почтовый адрес/адрес доставки (с почтовым индексом), e-mail (для подтверждения заказа), Телефон/факс, дата заполнения бланка. Затем бланк отправляется по почте, по факсу или на электронную почту.

Следующим большим разделом сайта идет журналы Европейского центра по качеству. Сам центр выпускает 2 журнала: «Качество. Инновации. Образование» и «Качество и ИПИ(CALS) – технологии». На журналы можно оформить подписку - через отделения связи или через редакцию. На сайте указаны банковские реквизиты редакции (Фонд «Европейский центр по качеству»), стоимость и адрес редакции. А так же указаны технические требования, предоставляемые к публикации в журнале. На сайте можно почитать статьи, публикуемые в журналах.

Раздел Конференции является новостным. Здесь публикуются новости о проведенных конференциях.

В разделе обучения указаны модули, по которым происходит обучение, программа курсов, график обучения, экзамены и сертификаты, заявка и стоимость обучения, программа семинаров, реестр специалистов в области качества, нормативная документация. Заявка на обучение копируется с сайта и отправляется на почту центра по качеству. В нормативной документации находится документы: «Критерий для присвоения квалификации», «Кодекс профессионального поведения ЕОQ» , «Правила проведения экзаменов», «Квалификационный перечень специальностей в области качества», «Система сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством системы сертификации ГОСТ Р», «Заявка для продления регистрации», «Правила функционирования системы добровольной сертификации персонала в области качества», «Заявка для регистрации» , «Система аттестации и регистрации персонала в области качества».

Сайт www.quality21.ru.

Этот сайт тоже носит новостной-информационный характер. На сайте размещены основные разделы – Новости, Конкурс дипломов, Контакты.

На нем постоянно обновляются новости о проведение конференций, выхода новых статей и журналов и о начале подготовки специалистов разного профиля.

Новости подразделяются на подразделы: Новости портала, Журнал «Качество и CALS(ИПИ)-технологии», Анонсы, Что. Где. Когда, Конференция в Судаке, Журнал «Качество и жизнь», Конференция в Ершово, Конкурс дипломов по качеству, Журнал «Качество. Инновации. Образование», Конференция в Хорватии, Реклама.

У сайта есть основное меню в подразделами: Конференции, Обучение, Проект «Tempus».

Умо с подразделами – Нормативные документы и Перечень ВУЗов. Конкурс – 4й конкурс, Протокол 4ого конкурса, Сводная Таблица, Реестр победителей. Партнеры – Журналы по качеству, Европейский центр по качеству, МИЭМ.


Обзор существующих решений приема средств с помощью электронных кошельков


Все больше операций по переводу средств и денежных доходов передается через сеть Интернет. Большинство операций проходят через электронные платежные системы.

Платёжная система Интернета — это система расчётов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и Интернет-пользователями при покупке-продаже товаров и за различные услуги через Интернет. Эти системы представляют собой электронные версии традиционных платёжных систем и по схеме оплаты делятся на:



  • дебетовые (работающие с электронными чеками и цифровой наличностью);

  • кредитные (работающие с кредитными карточками).

Платежная система Интернет - система проведения расчетов между финансовыми, бизнес-организациями и Интернет-пользователями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет. Именно платежная система позволяет превратить службу по обработке заказов или электронную витрину в полноценный электронный портал. Выбрав подходящее обучение со всеми стандартными атрибутами на сайте центра по качеству клиент может осуществить платеж, не отходя от компьютера.

В системе электронной коммерции платежи совершаются при соблюдении ряда условий:



  • Соблюдение конфиденциальности. При проведении платежей через Интернет покупатель хочет, чтобы его данные (например, номер кредитной карты) были известны только организациям, имеющим на это законное право.

  • Сохранение целостности информации. Информация о покупке никем не может быть изменена.

  • Аутентификация. Покупатели и продавцы должны быть уверены, что все стороны, участвующие в сделке, являются теми, за кого они себя выдают.

  • Средства оплаты. Возможность оплаты любыми доступными покупателю платежными средствами.

  • Авторизация. Процесс, в ходе которого требование на проведение транзакции одобряется или отклоняется платежной системой. Эта процедура позволяет определить наличие средств у покупателя.

  • Гарантии рисков продавца. Осуществляя торговлю в Интернет, продавец подвержен множеству рисков, связанных с отказами от товара и недобросовестностью покупателя. Величина рисков должна быть согласована с провайдером платежной системы и другими организациями, включенными в торговые цепочки, посредством специальных соглашений.

  • Минимизация платы за транзакцию. Плата за обработку транзакций заказа и оплаты товаров, естественно, входит в их стоимость, поэтому снижение цены транзакции увеличивает конкурентоспособность. Важно отметить, что транзакция должна быть оплачена в любом случае, даже при отказе покупателя от товара.

Системы подразделяются на дебетовые и кредитные.

Дебетовые системы.

Дебетовые схемы платежей построены аналогично их оффлайновым прототипам: чековым и обычным денежным. В схему вовлечены две независимые стороны: эмитенты и пользователи. Под эмитентом понимается субъект, управляющий платежной системой. Он выпускает некие электронные единицы, представляющие платежи (например, деньги на счетах в банках). Пользователи систем выполняют две главные функции. Они производят и принимают платежи в Интернет, используя выпущенные электронные единицы.

Электронные чеки

Электронные чеки являются аналогом обычных бумажных чеков. Это предписания плательщика своему банку перечислить деньги со своего счета на счет получателя платежа. Операция происходит при предъявлении получателем чека в банке. Основных отличий здесь два. Во-первых, выписывая бумажный чек, плательщик ставит свою настоящую подпись, а в онлайновом варианте - подпись электронная. Во-вторых, сами чеки выдаются в электронном виде.

Проведение платежей проходит в несколько этапов:



  1. Плательщик выписывает электронный чек, подписывает электронной подписью и пересылает его получателю. В целях обеспечения большей надежности и безопасности номер чекового счета можно закодировать открытым ключом банка.

  2. Чек предъявляется к оплате платежной системе. Далее, (либо здесь, либо в банке, обслуживающем получателя) происходит проверка электронной подписи.

  3. В случае подтверждения ее подлинности поставляется товар или оказывается услуга. Со счета плательщика деньги перечисляются на счет получателя.

Простота схемы проведения платежей, к сожалению, компенсируется сложностями ее внедрения в России. Здесь чековые схемы пока не получили распространения и не имеется сертификационных центров.

Для реализации электронной подписи используют систему шифрования с открытым ключом. При этом создается личный ключ для подписи и открытый ключ для проверки. Личный ключ хранится у пользователя, а открытый может быть доступен всем. Самый удобный способ распространения открытых ключей - использование сертификационных центров. Там хранятся цифровые сертификаты, содержащие открытый ключ и информацию о владельце. Это освобождает пользователя от обязанности самому рассылать свой открытый ключ. Кроме того, сертификационные центры обеспечивают аутентификацию, гарантирующую, что никто не сможет сгенерировать ключи от лица другого человека.

Электронные деньги

Электронные деньги полностью моделируют реальные деньги. При этом, эмиссионная организация - эмитент - выпускает их электронные аналоги, называемые в разных системах по-разному (например, купоны). Далее, они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. При эмиссии каждая денежная единица заверяется электронной печатью, которая проверяется выпускающей структурой перед погашением.

Одна из особенностей физических денег - их анонимность, то есть на них не указано, кто и когда их использовал. Некоторые системы, по аналогии, позволяют покупателю получать электронную наличность так, чтобы нельзя было определить связь между ним и деньгами. Это осуществляется с помощью схемы слепых подписей.

Стоит еще отметить, что при использовании электронных денег отпадает необходимость в аутентификации, поскольку система основана на выпуске денег в обращение перед их использованием.

Ниже приведена схема платежа с помощью цифровых денег.

Покупатель заранее обменивает реальные деньги на электронные. Хранение наличности у клиента может осуществляться двумя способами, что определяется используемой системой:



  • На жестком диске компьютера.

  • На смарт-картах.

Разные системы предлагают разные схемы обмена. Некоторые открывают специальные счета, на которые перечисляются средства со счета покупателя в обмен на электронные купюры. Некоторые банки могут сами эмитировать электронную наличность. При этом она эмитируется только по запросу клиента с последующим ее перечислением на компьютер или карту этого клиента и снятием денежного эквивалента с его счета. При реализации же слепой подписи покупатель сам создает электронные купюры, пересылает их в банк, где при поступлении реальных денег на счет они заверяются печатью и отправляются обратно клиенту.

Наряду с удобствами такого хранения, у него имеются и недостатки. Порча диска или смарт-карты оборачивается невозвратимой потерей электронных денег.

Покупатель перечисляет на сервер продавца электронные деньги за покупку.

Деньги предъявляются эмитенту, который проверяет их подлинность.

В случае подлинности электронных купюр счет продавца увеличивается на сумму покупки, а покупателю отгружается товар или оказывается услуга.

Одной из важных отличительных черт электронных денег является возможность осуществлять микроплатежи. Это связано с тем, что номинал купюр может не соответствовать реальным монетам (например, 37 копеек).

Эмитировать электронные наличные могут как банки, так и небанковские организации. Однако, до сих пор не выработана единая система конвертирования разных видов электронных денег. Поэтому только сами эмитенты могут гасить выпущенную ими электронную наличность. Кроме того, использование подобных денег от нефинансовых структур не обеспечено гарантиями со стороны государства. Однако, малая стоимость транзакции делает электронную наличность привлекательным инструментом платежей в Интернет.

Кредитные системы

Интернет-кредитные системы являются аналогами обычных систем, работающих с кредитными картами. Отличие состоит в проведении всех транзакций через Интернет, и как следствие, в необходимости дополнительных средств безопасности и аутентификации.

В проведении платежей через Интернет с помощью кредитных карт участвуют:



  • Покупатель. Клиент, имеющий компьютер с Web-браузером и доступом в Интернет.

  • Банк-эмитент. Здесь находится расчетный счет покупателя. Банк-эмитент выпускает карточки и является гарантом выполнения финансовых обязательств клиента.

  • Продавцы. Под продавцами понимаются сервера Электронной Коммерции, на которых ведутся каталоги товаров и услуг и принимаются заказы клиентов на покупку.

  • Банки-эквайеры. Банки, обслуживающие продавцов. Каждый продавец имеет единственный банк, в котором он держит свой расчетный счет.

  • Платежная система Интернет. Электронные компоненты, являющиеся посредниками между остальными участниками.

  • Традиционная платежная система. Комплекс финансовых и технологических средств для обслуживания карт данного типа. Среди основных задач, решаемых платежной системой, - обеспечение использования карт как средства платежа за товары и услуги, пользование банковскими услугами, проведение взаимозачетов и т.д. Участниками платежной системы являются физические и юридические лица, объединенные отношениями по использованию кредитных карт.

  • Процессинговый центр платежной системы. Организация, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками традиционной платежной системы.

  • Расчетный банк платежной системы. Кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками платежной системы по поручению процессингового центра.

Клиент выбирает на сайте возможность оплатить кредитной картой. Далее, параметры кредитной карты (номер, имя владельца, дата окончания действия) должны быть переданы платежной системе Интернет для дальнейшей авторизации. Это может быть сделано двумя способами:

  • через магазин, то есть параметры карты вводятся непосредственно на сайте магазина, после чего они передаются платежной системе Интернет;

  • на сервере платежной системы.

Очевидны преимущества второго пути. В этом случае сведения о картах не остаются в магазине, и, соответственно, снижается риск получения их третьими лицами или обмана продавцом. И в том, и в другом случае при передаче реквизитов кредитной карты, все же существует возможность их перехвата злоумышленниками в сети. Для предотвращения этого данные при передаче шифруются.

Шифрование, естественно, снижает возможности перехвата данных в сети, поэтому связи покупатель/продавец, продавец/платежная система Интернет, покупатель/платежная система Интернет желательно осуществлять с помощью защищенных протоколов. Наиболее распространенным из них на сегодняшний день является протокол SSL (Secure Sockets Layer). Подробнее о нем можно будет узнать в разделе "Защита информации". Здесь лишь отметим, что в его основе лежит схема асимметричного шифрования с открытым ключом, а в качестве шифровальной схемы используется алгоритм RSA. Ввиду технических и лицензионных особенностей этого алгоритма он считается менее надежным, поэтому сейчас постепенно вводится стандарт защищенных электронных транзакций SET (Secure Electronic Transaction), призванный со временем заменить SSL при обработке транзакций, связанных с расчетами за покупки по кредитным картам в Интернет. Среди плюсов нового стандарта можно отметить усиление безопасности, включая возможности аутентификации всех участников транзакций. Его минусами являются технологические сложности и высокая стоимость.



  • Платежная система Интернет передает запрос на авторизацию традиционной платежной системе.

  • Последующий шаг зависит от того, ведет ли банк-эмитент онлайновую базу данных (БД) счетов. При наличии БД процессинговый центр передает банку-эмитенту запрос на авторизацию карты и затем, получает ее результат. Если же такой базы нет, то процессинговый центр сам хранит сведения о состоянии счетов держателей карт, стоп-листы и выполняет запросы на авторизацию. Эти сведения регулярно обновляются банками-эмитентами.

  • Результат авторизации передается платежной системе Интернет.

  • Магазин получает результат авторизации.

  • Покупатель получает результат авторизации через магазин или непосредственно от платежной системы Интернет.

  • При положительном результате авторизации магазин оказывает услугу, или отгружает товар;

  • процессинговый центр передает в расчетный банк сведения о совершенной транзакции. Деньги со счета покупателя в банке-эмитенте перечисляются через расчетный банк на счет магазина в банке-эквайере.

Для проведения подобных платежей в большинстве случаев необходимо специальное программное обеспечение. Оно может поставляться покупателю, (называемое электронным кошельком), продавцу и его обслуживающему банку.

Российские платежные системы

CyberPlat

www.cyberplat.com

кредитная / дебетовая

Платежи с открытием счета в банке системы и при помощи пластиковых карт

WebMoney

www.webmoney.ru

дебетовая

Платежи с помощью цифровых наличных, хранящихся на компьютере пользователя

PayCash

www.paycash.ru

дебетовая

Платежи с помощью цифровых наличных, хранящихся на компьютере пользователя

Instant!

www.paybot.com

дебетовая

Платежи с открытием счета в банке системы и при помощи пластиковых карт

Cashew

www.cashew.ru

кредитная

Авторизация платежей по банковским карточкам

Элит

www.imbs.com/protokol.htm

кредитная

Платежи с использованием пластиковых карт

int.eCom

www.int.com.ru

кредитная

Платежи с использованием пластиковых карт

Assist

www.assist.ru

кредитная

Платежи с использованием кредитной карты или цифрового сертификата

Eaccess

www.eaccess.ru

кредитная

Оплата информации совместно со счетом за телефонные услуги



Зарубежные платежные системы

CheckFree

www.checkfree.com

кредитная/дебетовая

CyberCash

www.cybercash.com

кредитная/дебетовая

DataCash

www.datacash.com

кредитная

NetBill

www.netbill.com

дебетовая

NetCheque

www.netcheque.com

дебетовая

NetChex

www.netchex.com

дебетовая

DigiCash

www.digicash.com

дебетовая

NetCash

www.isi.edu/gost/info/netcash/

дебетовая

Mondex

www.mondex.com

Дебетовая

E-Gold

www.e-gold.com

дебетовая

PayPal

www.paypal.com

дебетовая


Обзор существующих подходов к проектированию пользовательских интерфейсов

Человеко-машинный или, иначе, пользовательский интерфейс обеспечивает взаимодействие, то есть обмен действиями и реакциями на эти действия, между пользователем и компьютером.


Исследования в области человеко-машинного взаимодействия показывают, что любой пользовательский интерфейс должен обеспечивать выполнение следующих четырех функций#:

  1. управление компьютером путем действий пользователя: инициация, прерывание, отмена компьютерных процессов и т.д.

  2. ввод данных, осуществляемых пользователем, и отклик системы;

  3. отображение данных, вводимых пользователем;

  4. поддержка пользователя в процессе деятельности, что включает в себя обратную связь и сбор информации об ошибочных или случайных действиях пользователя.

Хорошо спроектированный пользовательский интерфейс должен соответствовать представленным ниже принципам:

  1. иметь низкий порог вхождения, то есть способствовать быстрому освоению пользовательского интерфейса, формированию у пользователя устойчивых навыков;

  2. обеспечивать ввод информации естественным образом, не демонстрируя пользователю ход вычислительного процесса;

  3. удовлетворять рабочие потребности пользователя, а не заострять его внимание на процессе обработки данных.

Для получения эффективного результата разработки пользовательского интерфейса используют различный подходы к проектированию. Основные из них перечислены ниже:

  1. Подход, ориентированный на пользователя (User-Centered Design), который характеризуется следующими признаками (стандарт ISO 13407):

    • активным вовлечением пользователей в процесс проектирования и тестирования программного продукта;

    • четким пониманием пользовательских требований и задач;

    • оптимальным распределением функций между пользователями и технологиями;

    • интерактивностью и мультидисциплинарностью подхода.

Доказано, что применение данного подхода при разработке пользовательского интерфейса для достижения высоких показателей в области юзабилити (согласно ISO 9241-11, это степень эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которой продукт может использоваться определенными пользователями для достижения определенных целей в определенном контексте) приводит к сокращению расходов на разработку и повышению эффективности продукта как в отношении бизнеса (дополнительная прибыль), так и в удовлетворенности пользователей (повышение лояльности к продукту и разработчику).

  1. Подход, ориентированный на деятельность (Activity-Centered Design). Согласно  определению Дональда Нормана (Donald Norman), деятельность включает задачи, которые состоят из действий, в свою очередь составленных из операций. Подход к проектированию интерфейсов, предлагаемый Норманом, уделяет внимание прежде всего  пониманию деятельности пользователя. Он утверждает, что человек приспосабливается к имеющимся инструментам и что понимание деятельности, выполняемой человеком при помощи инструментов, может положительно сказываться на  интерфейсе этих инструментов.


  1. Целеориентированный подход  (Goal Centered Design) . В основе данного метода лежат конечные цели пользователей, которые должны быть ими достигнуты посредством взаимодействия с программным продуктом.


  1. Подход, ориентированный на данные (Data Centered Design). Проектирование интерфейса поддерживает такую модель взаимодействия пользователя с системой, при которой первичными являются обрабатываемые данные, а не требуемые для этого программные средства. Другими словами, при таком подходе основное внимание пользователя концентрируется на тех данных, с которыми он работает, а не на поиске и загрузке необходимого приложения.
    При использовании этого подхода основным программным объектом является документ, который представляет собой некоторое абстрактное устройство хранения данных, используемых для выполнения заданий пользователей и для их вза-имодействия. Документ должен быть доступен как различным приложениям, используемым для его обработки, так и всем взаимодействующим пользователям.

  1. Итеративный подход (Agile) - метод последовательных приближений. Суть итеративного подхода заключается в создании изначально самого простейшего прототипа с целью формирования у заказчика и самого проектировщика  общего видения проекта. Затем постепенно прототип дорабатывается и детализируется.

При разработке интерфейса целесообразно гибко пользоваться существующими подходами, учитывая при выборе методов назначение разрабатываемого продукта, целевую аудиторию, время и бюджет разработки.

Обзор существующих методов юзабилити-тестирований

Юзабилити-тестирование (тестирование удобства использования)  - наиболее часто применяемый метод тестирования при проектировании интерфейсов. Идея этого метода состоит в том, что юзабилити-аналитик создает ранжированный по приоритету набор заданий для программного продукта и предлагает пользователям выполнить эти задания. На основе результатов выполнения задания, юзабилити-аналитик делает вывод об успешности этапа проектирования продукта.


Методы анализа часто делят на количественные и качественные. Количественные методы ориентируются на числовые данные. Их задача - дать достоверные, воспроизводимые результаты, основанные на целевой пользовательской группе. Количество пользователей, включенных в состав группы (так называемый объем выборки), для успешного применения такого метода должно быть достаточно большим, чтобы на основании результатов, полученных в этой группе, можно было сделать выводы о реакции группы в целом в пределах заданного диапазона погрешности. В общем и целом такой подход к исследованию с формальным планированием и обработкой результатов отличается большей научностью. Основное внимание здесь уделяется оценке имеющегося интерфейса (в том числе в сравнении с другими версиями того же интерфейса, с конкурирующими продуктами или с набором стандартных значений метрик).


Таким образом, количественное исследование подразумевает большее количество участников, позволяющее компенсировать расхождения между отдельными личностями — различия в скорости ввода, опыте взаимодействия с аналогичными продуктами и т.п.
Напротив, в качественных методах центральное место занимает не доверительная вероятность и повторяемость результатов, в вникание в контекст и суть поведения пользователей. В их основе лежит интерпретация проектировщиком полученной информации. Качественный подход делает тестирование более открытым процессом, что способствует исследованию новых идей и проникновению в сущность проблемы; обсуждение с пользователем играет столь же важную роль, как и его конкретные действия. Основной целью является совершенствование текущего интерфейса - наблюдение за реакциями пользователей на представленные материалы и изучение их реакций, позволяющее выдвигать новые идеи.

Особенности количественного подхода:



  • Количественный подход позволяет установить измеримые критерии, с которыми можно сверяться при последующих итерациях для оценки продвижения к цели (например, сокращение времени оформления заказа на 20% или выявление 8о% юзабилити-проблем в системе). Кроме того, такой подход хорош при формальном сравнении двух интерфейсов или оценке конкретного интерфейса.

  • Полученные результаты могут быть проверены статистическими методами. Это может быть важно для защиты рекомендаций перед заинтересованными лицами, предпочитающими принимать решения на основании объективных данных.

  • Сокращается вероятность того, что на результат повлияет субъективность конкретного проектировщика интерфейсов.

  • Повышается уверенность в том, что полученные результаты отражают объективную и могут быть перенесены на всю пользовательскую аудиторию.

  • Существует наглядный числовой критерий проверки полученных результатов (например, сколько пользователей столкнулось с одной и той же проблемой).

  • При количественном тестировании следует запланировать большое количество участников: 20 участников на один цикл исследований.#  Однако, для выявления большинства самых серьезных ошибок в интерфейсе достаточно 5-6 пользователей.

Особенности качественного подхода:

  • Качественный подход способствует накоплению опыта и навыков эмпатии у проектировщика и приводит к появлению решений, ориентированных на конечного пользователя.

  • В области юзабилити-тестирования качественный подход часто обходится дешевле количественного, поскольку позволяет обойтись меньшим количеством участников и не требует знания формальных статистических методов анализа и обработки данных.

  • Данные количественного анализа очень легко интерпретировать неверно. Тем самым качественный подход фактически сопряжен с меньшим риском, чем количественный, в тех случаях, когда тестирование было проведено некорректно.

  • При качественном исследовании обычно достаточно групп из 5-8 пользователей на каждый цикл исследований. В идеале следует проводить несколько циклов исследования для выявления проблем, которые некоторые пользователи не замечают из-за других проблем или случайно введенных  в новой версии пользовательского интерфейса.

В рамках данной дипломной работы будет проведено сравнительное юзабилити-тестирование разработанного прототипа веб-сайта электронного центра по качеству с целью получения качественных и основных количественных данных.
Список использованной литературы

  1. Сергеев С.Ф., Паденко П.И., Назаренко Н.А. Введение в проектирование интеллектуальных интерфейсов: Учебное пособие – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 108 с.

  2. Акчурин Э.А. Человеко-машинное взаимодействие. Учебное пособие. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008. – 96 с.

  3. Nielsen, J. Usability engineering - Massachusetts: Academic Press , 1993.

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%91%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0

  5. http://www.usability.ru/glossary.htm


Смотрите также:
Разработка прототипа Web-сайта для электронного представительства Центра сертификации обучения
225.69kb.
1 стр.
Проектирование web-сайта образовательного учреждения и размещение его в сети Интернет Разработка web-сайта
264.93kb.
1 стр.
Лекция №7 проектирование web-сайтов учебные вопросы: Этапы создания Web сайта
220.28kb.
1 стр.
Анализ эффективности работы web-сайта с применением методов иад
117.4kb.
1 стр.
Web-дизайн. Создание сайта
26.43kb.
1 стр.
Дипломная работа по специальности 230201. 65 «Информационные системы и технологии»
1509.33kb.
24 стр.
Техническое задание на разработку сайта этапы и сроки создания сайта
59.42kb.
1 стр.
Техническое задание на разработку промо-сайта этапы и сроки создания сайта
34.74kb.
1 стр.
В регламентированной области (по состоянию на 20. 01. 2010)
218.38kb.
1 стр.
Инструкция по установке приложения «Удостоверяющий центр ммвб» Общая конфигурация. Система состоит из: web-приложения (сайта), базы данных, в которой web-приложение хранит свои данные
28.07kb.
1 стр.
Создание веб-сайта обычно проходит в несколько этапов
21.67kb.
1 стр.
Регламент на техническую поддержку электронного представительства в сети Интернет
40.52kb.
1 стр.