Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
Глава 2. Основные принципы работы с Flash
Основы пользовательского интерфейса Flash
Рассмотрим базовые принципы работы с пакетом Macromedia Flash.

Итак, нам нужно создать изображение. Статичное или анимированное (то есть, фильм), простое или интерактивное (фактически, программу) - неважно. Что делать?

Прежде всего, четко представлять, что мы хотим сделать. Это означает, что нам нужно предварительно спланировать свое пока еще не существующее изображение. Лучше всего нарисовать его на бумаге, хотя это необязательно. Важно просто хорошо представлять себе окончательный результат. Это нужно хотя бы для того, чтобы в процессе работы не забыть, что мы хотим сделать. Ведь если мы что-то забудем, переделывать уже сделанное будет гораздо труднее, чем делать это сразу, правильно.

Второй этап - собственно рисование. Если в наши планы входит создание анимации, то сначала подготовим неподвижную часть графики. Потом займемся созданием самой анимации. Повторяю, здесь мы создаем саму графику, не затрагивая интерактивные возможности, если они есть. Нарисуем все, что нужно, даже те элементы, которые необходимы только для реализации интерактивных возможностей. Это нужно, чтобы проверить саму композицию нашего изображения и при необходимости вовремя исправить ее.

Интерактивными возможностями займемся на третьем этапе. Именно здесь мы создадим все элементы, которые будут отвечать только за интерактивность. И. конечисх напишем сценарии на языке ActionScript, которые и будут реализовывать эту интерактивность. Здесь же мы выполним отладку и исправим ошибки в этих сценариях.

Самый последний, завершающий этап - это публикация готового изображения в один из форматов, пригодных для распространения. Что подразумевается под публикацией, стоит рассмотреть более подробно.

Когда вы работаете в среде Flash, вам нужно сохранять промежуточные и окончательные результаты работы. Для этого Flash, как и все программы, предоставляет возможность создания файлов своего собственного формата, называемого документом Flash. Это файл с расширением - довольно больших размеров, в котором хранится вся графика и все сценарии ActionScript, привязанные к этой графике. Кроме того, в данном файле хранится вся информация, необходимая для того, чтобы вы могли в любой момент исправить как графику, так и сценарии. Подобная информация зачастую весьма объемиста, поэтому файл документа Flash имеет такие большие размеры - до сотен килобайт.

Вот поэтому Flash поддерживает два графических формата. Один из них служит для сохранения результатов работы в самой среде Flash - это фор-мат документов Flash, записываемых в файлы с расширением fla. Второй формат служит только для распространения графики и включает лишь ту информацию, которая нужна для отображения этой графики и придания ей интерактивности. Эта информация сильно оптимизирована, чтобы уменьшить размер файла и ускорить его обработку. Такие файлы называются распространяемыми файлами Shockwave/Flash. He перепутайте эти два формата данных - они совершенно разные и служат разным целям, хотя и тот, и другой предназначены для сохранения графики.

Формально последним этапом создания Flash-изображения является его распространение. Но мы не будет рассматривать, как это осуществляется. В конце концов, это проблемы уже не Flash. Здесь мы опишем только, как и с помощью какого программного обеспечения можно просмотреть готовое изображение.

Скажем сразу, что изображение Flash можно экспортировать в другом формате, например, Apple QuickTime, AVI или тех же GIF или JPEG. Правда, кое-какая информация при этом потеряется, в частности, сценарии ActionScript. Поэтому в другие, альтернативные Shockwave/Flash, форматы стоит экспортировать только ту графику, которая не имеет никаких интер-активных возможностей.

В отличие от изображений GIF и JPEG, поддерживаемых всеми существующими на данный момент программами Web-обозревателей, изображение Shockwave/Flash для просмотра требует специальной программы - проигрыватвля Shockwave/Flash. Этот проигрыватель может быть встроен в Web-обозреватель в качестве модуля расширения или существовать в виде программы, запускаемой отдельно. В этом формат Shockwave/Flash схож с форматами Apple QuickTime и AVI, для которых также нужны отдельные проигрыватели, в первом случае - одноименный проигрыватель фирмы Apple, во втором - Универсальный проигрыватель фирмы Microsoft, поставляемый в составе Windows.

Но с проблемами распространения своего творчества мы столкнемся еще не скоро. Пока что мы не знакомы с самой средой Flash. Познакомимся же с ней поближе.

Главное (или основное) окно программы Macromedia Flash показано на рис. 1.1. Рассмотрим его подробнее.

Скажем сразу, что Flash - приложение с многодокументным интерфейсом или просто многодокументное приложение. Это значит, что вы можете открыть в одном и том же рабочем окне программы сразу несколько документов. В этом случае окна, содержащие открытые документы, открываются внутри большого окна самой программы. К многодокументным приложениям также относятся Microsoft Word и Adobe Photoshop. Этим они отличаются от приложений с однодокументным интерфейсом (однодокументных приложений), в которых можно открыть только один документ, а чтобы открыть второй, нужно запускать вторую копию приложения. Примерами однодокументных приложений являются, в частности, текстовый редактор Microsoft WordPad и графический редактор Microsoft Paint, поставляемые в составе Windows.

Окно документа Flash занимает большую часть окна программы. Его заголовок совпадает с именем открытого в нем файла. Вы можете перемещать, свертывать и развертывать это окно и изменять его размеры, в общем, проделывать с ним те же манипуляции, что и с любым другим окном Windows. Единственное исключение: вы не можете "вытащить" это окно за пределы окна программы (так называемого родительского окна).

При первом запуске Flash MX выводит на экран еще одно небольшое окно. Это так называемое приглашение, содержащее текст, предлагающий пользователю прочитать некоторые справочные данные или запустить интерактивные презентации, объясняющие, как работать во Flash. Вы можете просмотреть их или сразу же закрыть это окно. При последующих запусках окно-приглашение появляться больше не будет.

Левее окна документа находится главный инструментарий Flash или просто инструментарий. (Его также называют панелью инструментов, но мы не будем употреблять этот термин, чтобы избежать путаницы.) Эта небольшая серая панель, вытянутая по вертикали, содержит в себе набор кнопок. Нажимая кнопки, вы можете выбирать те или иные инструменты, предлагаемые Flash для рисования или правки графики.

Если вы "захватите" инструментарий мышью за особую "ручку", отображаемую в виде набора точек на темно-сером фоне в ее верхней части (рис. 1.3), то он "отклеится" от края родительского окна и превратится в независимое окно (рис. 1.4). Таким образом вы можете увеличить площадь окна документа Flash. Можно перемещать это окно по экрану так же, как любое другое окно. Есть даже возможность "вытащить" его за пределы окна программы, что недоступно для окон документов. Однако менять размеры окна, содержащего инструментарий, вы не можете - они всегда постоянны.

Если же вы не хотите, чтобы инструментарий маячил постоянно перед глазами, вновь "приклейте" его к краю окна. Для этого "поднесите" его мышью к левому или правому краю родительского окна и оставьте там. Отследить момент "приклеивания" и "отклеивания" очень просто: если при перетаскивании инструментарий меняет толстый контур на тонкий, то при отпускании кнопки мыши он будет "приклеен". И наоборот, если тонкий контур меняется на толстый, инструментарий будет "отклеен". Чтобы ин-струментарий ни в коем случае не "приклеивался" к краю окна, при его перетаскивании удерживайте нажатой клавишу .

Если вы хорошенько присмотритесь к инструментарию, то увидите, что он разделен на четыре области. Перечислим их сверху вниз.

1. Область основных инструментов (заголовок Tools). Здесь находятся кнопки, предоставляющие доступ ко всем инструментам, что предусмотрены во Flash для рисования и правки уже нарисованного.

Область вспомогательных инструментов (заголовок View). Здесь находятся всего две кнопки, которые мы рассмотрим в этой главе.

Область задания цвета (заголовок Colors). Здесь находятся элементы управления, позволяющие вам задавать цвет.

Область модификаторов (заголовок Options). Здесь находятся кнопки, предоставляющие доступ к модификаторам - дополнительным режимам, предусмотренным в том или ином выбранном в данный момент инструменте.

Не всегда в данный момент времени в инструментарии присутствуют все четыре области. Область модификаторов в некоторые моменты может быть пуста.

Панель может быть перемещена в любое место экрана, даже за пределы главного окна программы. Перетаскивать панель можно как за ее "ручку", так и за заголовок ее окна. Кроме того, вы можете изменять размеры окон панелей, что недоступно для инструментария.

Большинство панелей имеют так называемое дополнительное меню. Оно открывается при щелчке мышью по небольшой кнопке, расположенной в правом верхнем углу панели и имеющей изображение списка из трех позиций и небольшой стрелки, направленной вниз (рис. 1.9). В дополнительном меню находятся пункты, выполняющие редко используемые команды.

Пункт Tools служит для вывода на экран или скрытия главного инструментария. Если слева от имени этого пункта стоит галочка, это значит, что инструментарий выведен на экран (или, как еще говорят, что соответствующий пункт меню "включен"). Чтобы убрать его, снова выберите этот пункт; инструментарий исчезнет вместе с галочкой. Если впоследствии вы еще раз выберете этот пункт, инструментарий и галочка снова появятся. Такие пункты меню, меняющие свое состояние на противоположное при выборе, называют выключателями. Вместо выбора этого пункта вы можете нажать "горячую" комбинацию клавиш +.

Большую часть меню Window занимает набор аналогичных пунктов-выключателей, служащих для вывода на экран или скрытия различных панелей. Далее в книге мы рассмотрим эти пункты вместе с рассмотрением той или иной панели.

Если вам для какой-то цели нужно закрыть все панели и инструментарии, например, чтобы просмотреть без помехи все изображение, выберите пункт Close All Panels. Все панели будут тут же закрыты. Но имейте в виду, что открывать вам их придется вручную.

Если же вам нужно не закрыть безвозвратно, а просто скрыть на время все панели и инструментарии, выберите пункт Hide Panels в меню View. Этот пункт работает как выключатель, т. е. при первом выборе он скрывает все панели, а при втором - снова выводит их на экран. Вы также можете нажать клавиши <ТаЬ> или - это проще и быстрее, чем лезть в меню.

Есть еще один весьма удобный способ организовать свое рабочее место: пользовательские раскладки панелей. В двух словах это можно объяснить следующим образом. Вы открываете нужные вам в данный момент панели, располагаете на экране так, как вам удобно, и сохраняете их расположение в настройках Flash. После этого вы можете закрыть их совсем или переместить на другие места. Но чтобы вернуться к прежнему состоянию, вам достаточно будет выбрать сохраненную ранее раскладку, и все панели выстроятся на экране так, как они были выстроены при сохранении выбранной раскладки. Таких сохраненных раскладок может быть сколько угодно.

Чтобы сохранить раскладку панелей, выберите пункт Save Panel Layout. На экране появится диалоговое окно Save Panel Layout (рис. 1.12). Введите в поле ввода Name имя сохраняемой раскладки и нажмите кнопку ОК. Если вы передумали сохранять раскладку, нажмите кнопку Cancel.

Окно документа

Окно документа Flash показано на рис. 1.13. Рассмотрим его подробнее.

Как видите, окно документа Flash разделено на две неравные части. Разделены они тонкой серой линией, которую вы можете перетаскивать мышью, меняя размеры этих частей. Ниже этой серой линии, практически сливаясь с ней, находится также небольшая панель с кнопками, которую невозможно скрыть.

Эта панель принадлежит окну документа, а не главному окну программы. Теперь обратим внимание на нижнюю, большую часть окна. В ней на сером окне находится белый прямоугольник, ограниченный тонкими черными иниями.

Небольшое изображение, нарисованное нами для примера, находится как раз внутри этого прямоугольника. Этот прямоугольник схематически представляет наш рисунок, и размеры его совпадают с размерами этого изображения, заданного при его создании.

То, что не входит в пределы этого прямоугольника, не попадает в наше изображение и отбрасывается Flash при сохранении в формате Shockwave/Flash. Назовем этот прямоугольник рабочим листом или просто листом, а всю серую область, где рисуется графика, - рабочей областью.

Как вы уже поняли, изображение рисуется в рабочей области. При этом все,что не попадает на рабочий лист (то есть, находится на окружающем его сером поле), не войдет в окончательное изображение, сохраненное в файле Shockwave/Flash. Однако в файле документа Flash сохраняется все: и попадающее на рабочий лист, и находящееся на сером поле. Этим можно пользоваться, размещая некоторые части изображения на сером поле и перетаскивая их на лист, когда в них появится нужда.
Типовые функции Flash
Разобравшись с пользовательским интерфейсом Flash и предоставляемыми им возможностями, перейдем к работе с файлами. В этой главе мы расскажем о файловых операциях Flash, точнее, об их особенностях по сравнению с другими Windows-приложениями, создающими файлы документов.Когда вы набираете текст в любимом Microsoft Word, вы сохраняете его на жестком диске в виде файла. Файл - это массив информации, записанный на дисковом устройстве и имеющий уникальное имя, по которому его можно однозначно распознать. Кроме имени, файл имеет также набор атрибутов: признак "го ,ько для чтения", даты создания и последнего изменения, комментарий и т. п. Но, как правило, опознается файл по имени. Документы Microsoft Word хранятся в файлах. Документы Macromedia Flash также хранятся в файлах, как и готовые к распространению изображения формата Shockwave/Flash. Сама программа Flash хранится в виде огромного многомегабайтного файла. А уж сколько файлов занимает интерактивное руководство по Flash - страшно представить!Любое приложение, создающее какие-либо документы, должно сохранять их в файлах. А для этого оно должно поддерживать так называемые файловые операции: создание, открытие, закрытие, сохранение, сохранение под другим именем (пересохранение). Таким образом, файловые операции относятся к типовым операциям, которые должны поддерживаться всеми подобными программами. Также к типовым операциям относятся печать документа и предварительный просмотр его перед печатью.В приложениях, написанных для Windows, выполнение типовых операций стандартизировано. Windows предоставляет стандартные диалоговые окна открытия, сохранения файлов, печати и настройки принтера. (Исключение составляют разве только ученические и совсем уж хитроумные программы.) Обычные диалоговые окна вам, конечно, знакомы, поэтому мы не будем их описывать. Сосредоточимся только на особенностях, присущих именно Flash.

Прежде, чем начать работать с документом, его нужно создать. Давайте же выясним, как создать новый документ (точнее, новый файл документа) в среде Flash.

Создать сам документ очень просто. Для этого выберите в меню File пункт New или нажмите комбинацию клавиш +. Внутри окна программы Flash откроется новое окно документа с пустым рабочим листом и пустой временной линией. На этом этапе никаких новых диалоговых окон, запрашивающих дополнительную информацию, на экране не появляется.

Собственно, когда вы запускаете программу Flash щелчком по ее ярлыку на Рабочем столе, в меню Start (Пуск) или на самом исполняемом файле, новый документ создается автоматически сразу после ее запуска. Прибегать к пункту New меню File вам нужно только тогда, когда вы хотите создать еще один новый документ в процессе работы с программой.

Сохранение документа в файле выполняется после выбора пункта Save меню File или нажатия комбинации клавиш +. Если сохранение выполняется первый раз, т. е. документ еще не был сохранен в файле, то на экране появится стандартное диалоговое окно сохранения файла Windows, где вы должны будете задать имя файла. Впоследствии Flash будет просто сохранять документ, не спрашивая имени файла.

Flash MX также предоставляет вам возможность сохранить документ в формате Flash 5 (предыдущей версии Flash). Для этого просто выберите в списке типов файла стандартного диалогового окна сохранения пункт Flash 5 Document.

Если вам нужно пересохранить документ в другом файле под другим именем, выберите пункт Save As в меню File или нажмите комбинацию клавиш ++. На экране появится стандартное диалоговое окно сохранения файла Windows, где вы должны будете задать имя нового файла.

Если вы после множества изменений хотите загрузить последнюю сохрг ненную версию документа, выберите пункт Revert в меню File. Учтите только, что этот пункт недоступен, если вы ни разу не сохранили текущий документ или ни разу не изменяли его после загрузки.

Чтобы закрыть открытый файл, активизируйте окно документа, в котором он открыт, и выберите пункт Close меню File или нажмите комбинацию клавиш +. Хотя проще всего будет закрыть это окно (имеется в виду окно документа, а не окно программы).

Кроме того, Flash предоставляет возможность отправки открытого в его среде документа по электронной почте. Для этого выберите пункт Send в меню File. На экране появится окно программы почтового клиента, установленного в системе в качестве клиента по умолчанию. В этом окне будет сформировано готовое письмо с вложенным в него файлом, содержащим отправляемый документ. Вам останется только вписать адрес, тему и, возможно, текст письма и запустить отправку почты.


Печать
Печать документов, созданных в среде Flash, несколько отличается от печати документов в других программах. Сейчас мы рассмотрим эти отличия. И заодно перечислим все операции, связанные с печатью документов.

Собственно печать документа Flash осуществляется обычным для Windows-приложения способом. Вы выбираете пункт Print в меню File или нажимаете комбинацию клавиш +


. После этого на экране появляется стандартное диалоговое окно печати Windows, в котором вы можете выбрать принтер, задать количество копий и выбрать страницы, которые должны быть напечатаны. Flash для печати использует стандартное окно без всяких изменений.

Как и многие Windows-приложения, работающие с документами, Rash предоставляет возможность просмотра документа в том виде, в котором он будет распечатан. Для этого выберите пункт Print Preview в меню File. На экране появится окно предварительного просмотра, где будет показан документ.

В верхней части этого окна находится набор кнопок, с помощью которых над показанным в нем документом выполняются различные манипуляции. Всего этих кнопок семь:

Print - ззапуск печати документа;

Next Page - переход на следующую страницу мента, если она есть;

Prev Page - переход на предыдущую страницу многостраничного документа, если она есть;

One Page или Two Page - одна и та же кнопка, переключающая режимы отображения одной или двух страниц документа одновременно;

Zoom In - увеличение изображения;

Zoom Out - уменьшение изображения;

О Close - закрытие окна предварительного просмотра.

Опять же, как и многие программы, предусматривающие печать своих документов, Flash предоставляет возможность задать параметры печати. Эти параметры включают задание размера

бумаги, отступов, масштаба и центрирования изображения. Чтобы получить доступ к этим настройкам, выберите пункт Page Setup в меню File. На экране появится диалоговое окно Page Setup (рис. 2.6).



Интерактивная справка Flash

Для вызова интерактивной справки вам нужно просто нажать клавишу или выбрать пункт Using Flash в меню Help. После этого на экране появится окно встроенной справочной системы, показанное на рис. 2.8. Как видите, справочная система Flash использует для работы Web-обозреватель, установленный в системе по умолчанию.

В левой части окна справки расположен древовидный список статей. Вы можете щелкнуть мышью по названию статьи, чтобы просмотреть ее содержание, развернуть или свернуть ветвь "дерева" статей. Содержание выбранной статьи отображается справа.Вы можете искать определения различных терминов, встретившихся в руководстве. Выполняется такой поиск ледующим образом. Над списком тем находится небольшое.меню из трех пунктов. Пункт Contents выводит собственно список тем. Пункт Index отображает набор букв алфавита (латинского, естественно). Выберите нужную букву, и на экране появится список терминов, начинающихся на эту букву. Вам останется только щелкнуть нужный термин, чтобы просмотреть его разъяснение.
Настройка Flash
Разработчики практически каждого программного продукта стремятся сделать свое детище популярным, распространить его на максимальное количество пользователей. Любой программист, даже если он написал всего одну примитивнейшую бесплатную утилиту, в своих самых сладких снах видит себя королем программного обеспечения, а свое детище - установленным на каждом компьютере мира. И это нормально. Тщеславие свойственно человеческой природе так же, как и любопытство.

И, наряду с любопытством, оно правит этим миром. Более того, оно движет его вперед, объединяет людей, делает их единым целым - человечеством. В самом деле, представьте на минутку, что было бы, если каждый станет творить только для себя любимого, забыв об остальном человечестве? Мир бы раскололся на множество индивидуальных мирков; в чем-то эти мирки, несомненно, будут богаче большого мира, но в остальном - несравнимо беднее. "Настоящий творец творит только для себя", - сказал какой-то высоколобый мизантроп, но заприте этого умника в уютный карцер, изолируйте его от остального мира и посмотрите - много ли он натворит.

В этой главе мы поговорим о тщеславии, человеколюбии и пользовательских настройках Flash. Как это связано между собой, мы сейчас объясним.

Итак, если программист не относится к числу "настоящих творцов", он стремится сделать свой программный продукт доступным максимальному количеству пользователей. То есть, как можно более популярным. Но, по-скольку люди и их привычки очень разные, возникает проблема: как угодить всем, как сделать, чтобы всем было удобно? Существует два пути решения этой проблемы.

Путь первый: переписывание программы под каждого конкретного пользователя (как правило, за отдельную плату). Такого подхода придерживаются разработчики бухгалтерских, складских, учетных, расчетных и прочих "деловых" программ. Хорошо известно, что бухгалтерия и складской учет в разных странах существенно отличаются, поэтому каждую такую программу приходится иной раз писать заново для каждого конкретного заказчика. А поскольку стандартизацией учета и контроля здесь и не пахнет, разработчики деловых программ всегда будут иметь свой кусок хлеба (и свою головную боль).

Путь второй: создание гибких, настраиваемых программ. Такой подход выгоден для универсальных программ, которыми пользуются все: текстовых редакторов, обработчиков электронных таблиц, систем управления базами данных (СУБД), графических программ, системных утилит, проигрывателей видеофильмов и т. п. Разработчик оснащает свою программу возможностями ее настройки пользователем, эти возможности могут быть более или менее широкими, в зависимости от программы. В самом деле, не будет же он переписывать весь текстовый редактор полностью, чтобы изменить набор кнопок на инструментальной панели, да еще требовать за ую деньги! (Мягко говоря, его не поймут.)

Macromedia Flash относится как раз ко второй категории программ, имею-щих возможности настройки пользователем. Эти возможности довольно широки, мы рассмотрим их в отдельной, третьей главе книги, в ее первом разделе. И рассмотрим очень подробно.

Вы уже знаете, что многим пунктам меню Flash присвоены клавишные комбинации. Таким образом, вы можете вызвать команду, просто нажав эту комбинацию, а не обращаясь к меню - так гораздо быстрее. Но Flash позволяет вам также перенастроить эти комбинации клавиш, если стандартные вас почему-то не удовлетворяют. Настройке клавиатурных комбинаций посвящен второй раздел этой главы.



Настройка программы

Все пользовательские настройки Flash осуществляются в диалоговом окне настроек Preferences. Чтобы вызвать его на экран, выберите пункт Preferences в меню Edit (или нажмите комбинацию клавиш +). Само это диалоговое окно, точнее, вкладка General, где настраиваются основные параметры программы.

В поле ввода Undo Levels задается количество операций пользователя, сведения о которых Flash хранит в памяти. Это нужно для выполнения операции так называемого отката, т.е. отмены результата последней операции пользователя. (Подробнее об откате см. главу 5.) В большинстве случаев лучше оставить значение по умолчанию (100). Если вы хотите сэкономить оперативную память компьютера для других нужд, можете уменьшить это значение вплоть до нуля. Если же, наоборот, вы считаете, что не уверены в себе, то можете увеличить его до 200.

Включение флажка Disable PostScript позволит вам отключить PostScript-вывод при печати на принтере, поддерживающем PostScript. Это может замедлить печать, так что включайте этот флажок только при наличии проблем с выводом изображения на принтер.

Если флажок Shift Select включен (а он включен по умолчанию), то для выделения нескольких графических фрагментов на листе вам придется удерживать нажатой клавишу . Если же он выключен, вам не нужно удерживать клавишу - Flash будет выделять фрагменты при последовательных щелчках мышью. Включать или не включать этот флажок - на наш взгляд, дело вкуса.

Флажок Show Tooltips включает или отключает вывод всплывающих подсказок при наведении курсора мыши на кнопки и другие элементы управления панелей и инструментариев. Если этот флажок отключен, то в строку статуса окна программы также не будет выводиться справочная информация по пунктам меню.

Включение флажка Disable Panel Docking отменяет возможность "приклеивания" панелей к краям окна программы. Включение флажка Disable Timeline Docking отменяет ту же самую возможность для временньй шкалы. О временньй шкале и анимации вообще см. часть 3.

Если включен флажок Span Based Selection, то при щелчке на растянутом кадре будет выделен весь кадр. Если этот флажок выключен, то при щелчке будет выделен только тот промежуточный кадр, по которому щелкнули мышью. Фактически, флажок Span Based Selection заставляет Flash MX вести себя как предыдущая версия этого пакета Flash 5. Изначально он отключен, включите его, если вы переходите на Flash MX с предыдущей версии.

Если включен флажок Named Anchor on Scene, Flash делает первый кадр каждой сцены именованным "якорем". О сценах и "якорях" см. главу 13.

С помощью переключателей Highlight Color можно задать цвет, которым будут выделяться экземпляры образцов и группы графических фрагментов. (О группах см. главу 5, а об экземплярах - главу 10.) Если выбран переклю-чатель Use this color, вы сможете задать цвет в расположенном правее этого переключателя селекторе цвета. Если же выбран переключатель Use layer color, то Flash будет использовать текущий цвет линии.

Раскрывающийся список Font Mapping Default позволяет установить шрифт, который будет подставляться вместо отсутствующих в системе шрифтов. Выберите любой шрифт, который вам нравится.
Работа со статичной графикой.

Форматы статичной графики

Итак, с пользовательским интерфейсом Macromedia Flash мы разобрались. Как выполняются типичные для всех Windows-приложений задачи, выяснили. Теперь самое время приступить к работе над графикой.

Да, мы так и поступим. Сначала рассмотрим создание статичной графики, потом перейдем к анимации. Ну, а уж после того, как мы научимся делать анимированные картинки, можно рассмотреть и программирование во Flash: интерактивные фильмы, пользовательские интерфейсы интернет-программ и т. п. Таким образом, к концу этой книги вы узнаете все, что может Flash, и сможете использовать это "все" в своих целях.

Но не торопитесь. Сначала немного поговорим о самой компьютерной графике.

Вы скажете: мы уже говорили о ней во введении. Мы узнали, какое место в компьютерном мире вообще и в Интернете в частности она занимает сейчас, даже познакомились с краткой ее историей. Да, кое-что вы уже знаете, но этого для настоящей работы недостаточно. Современный компьютерный художник должен знать значительно больше.

Чтобы полноценно работать с компьютерной графикой, нужно знать, в каких форматах она хранится, что они собой представляют, и какой формат в каком случае используется. Формат хранения графики - это способ записи графической информации в файле на диске. Чтобы корректно отобразить тот или иной графический файл, программное обеспечение должно поддерживать формат, в котором он записан.

Форматов хранения графической информацией трудолюбивое человечество наплодило великое множество. Основная их масса была создана достаточно давно, вместе с программами для обработки графики, т. е. они являлись фирменным, "родным" форматом для той или иной программы. Очень немногие графические форматы были задуманы специально для обмена графическими файлами между разными программами (межпрограммные или программно-независимые форматы). К первым форматам можно отнести известный формат BMP, созданный специально для хранения графики в Windows-программах, а ко вторым - популярнейший формат GIF. В дальнейшем многие форматы графики исчезли (зачастую вместе с программами, для которых они были созданы), и лишь малое число их дожило до нашего времени.

В живом мире действует жестокий закон эволюции. Это же справедливо и для мира компьютеров. Любое устройство, программа, любая технология нежизнеспособны, если они не найдут для себя "экологическую нишу", т. е. будут использоваться людьми. Так же как и любой графический формат. Те из них, что остались "живы", более или менее активно используются и покрывают практически все нужды современных компьютерных художников. Их-то и поддерживает большая часть современного графического программного обеспечения.


Растровая графика

Если взять обычную газетную иллюстрацию и хорошенько ее рассмотреть, желательно под лупой, то можно увидеть, что она на самом деле состоит из множества точек. Эти точки могут быть как жирно-черными (в тех местах, где на иллюстрации виден глубокий черный фон), так и более или менее серыми (где присутствуют полутона) или вообще быть почти незаметными (на белых местах). Если рассматривать такую иллюстрацию на некотором расстоянии, а не вплотную, как сделали мы, отдельные точки сливаются в единое изображение. Можно сказать, что обычная газетная иллюстрация - классический пример растровой графики.

Растровая графика впервые была создана полиграфистами для того, чтобы с минимальным расходом краски печатать на бумаге иллюстрации. При этом на исходное изображение словно бы накладывается тонкая сетка, называемая растром, и изображение оказывается разбитым на множество точек (пикселов). После этого остается только вычислить интенсивность черного цвета в каждой точке растра или, для цветного изображения, цвет точки и, возможно, ее прозрачность. Этот процесс называется растеризацией. Полученные в результате растеризации данные либо сразу же переносятся на типографские пленки, либо записываются в файл для дальнейшей обработки.

Векторная графика

Предположим, что любое, даже очень сложное графическое изображение можно разбить на простейшие элементы: прямые, кривые, эллипсы, прямоугольники и т. п. Эти простейшие элементы, называемые графическими примитивами, можно описать определенными формулами. В результате получится набор параметров, используя которые, можно точно воссоздать исходный набор графических примитивов, а значит, и исходное изображение.

Такая графика, состоящая из отдельных примитивов, называется векторной графикой. Именно в таком виде сохраняются изображения Flash.

Гибридная графика

Собственно, гибридная графика - это разновидность векторной графики, содержащей внутри себя растровые изображения. Благодаря этому часто удается преодолеть главнейшие недостатки и растровой, и векторной графики: большой размер (у растровой графики) и невозможность точной передачи полутоновых изображений (векторной графикой).

Гибридное изображение разбито на фрагменты, часть из которых выполнена в растровом, а часть - в векторном виде. Обычно все полутоновые фрагменты выноски, схемы, карты и т. п. Таким образом достигается компромисс между качеством изображения и размером файла.

Все современные редакторы векторной графики, в том числе Flash, предоставляют возможность создания гибридной графики. Фактических можно даже назвать редакторами гибридной графики. Также гибридную графику создают и программы настольных издательств.



Применение разных видов графики

Если на свете существует два вида компьютерной графики, значит, это ко-му-то нужно. Давайте же выясним, кому и, главное, в каких случаях это нужно.

Главный козырь растровой графики - точность передачи сканированных изображений. При этом растровая графика занимает тем больший объем, чем больше само изображение, и не предоставляет никаких возможностей по его обработке (масштабированию, искажению, повороту, перекрашиванию). Главный козырь векторной графики - исключительные возможности обработки изображения. Недостаток - невозможность сохранения в векторном виде полутоновых изображений в близком к оригиналу виде. Исходя из этого, можно определить область применения для каждого вида компьютерной графики.

Итак, растровая графика применяется для:

сохранения полутоновых изображений (сканированные или изначально нарисованные на компьютере картины, фотографии);

создания небольших по размеру изображений для оформления программ или Web-страниц. В этом случае, как правило, критичны скорость вывода на экран и размер "ответственного" за вывод программного кода, а отнюдь не размер изображения.

Векторная графика лучше всего подойдет, если нужно:

сохранить штриховые изображения (карты, чертежи, рисунки карандашом, гравюры) в электронном виде;

создать небольшие изображения, которые'в дальнейшем будут всячески обрабатываться при выводе. Хороший пример таких изображений - шрифты формата TrueType, которые при выводе на экран не только мас-штабируются, но и раскрашиваются в разные цвета, поворачиваются и т. п. и растровую графику. Помните, и, разумеется, знайте об их преимуществах.

Большинство распространенных графических форматов - растровые. Сначала их и рассмотрим.



BMP

Формат BMP (BitMaP - битовая матрица) - простейший формат записи растровых изображений. Разработан фирмой Microsoft для сохранения графики в операционной системе Windows и совместимых с ней программах.

Для этого поддержка формата BMP была встроена непосредственно в ядро системы Windows. Также известен под названием DIB (Device Independent Bitmap - битовая матрица, не зависимая от устройства вывода).

Графика сохраняется в файлах с расширением bmp или dib (встречается очень редко). Поддерживает все цветовые видеорежимы. Графические данные могут быть сжаты с использованием простейшего алгоритма RLE (Run Length Encoding - кодирование с переменной длиной строки). Если сжатие не используется, размер графического файла может быть очень велик.

В настоящее время - один из самых распространенных графических форматов. Поддерживается практически всеми графическими программами. Из-за своей простоты требует для вывода очень мало системных ресурсов, поэтому основное его предназначение - хранение изображений, используемых как элементы пользовательского интерфейса операционной системы. В частности, именно в формате BMP хранятся системные "обои", заставки, иконки и т. п.

PCX

Формат PCX - один из самых старых графических форматов. Он был разработан в начале восьмидесятых годов не существующей ныне фирмой Z-Soft для собственного растрового графического редактора PC Paintbrush, работавшего в среде MS-DOS. Также поддерживался множеством других программ, работавших в среде DOS и Windows, и продолжает поддерживаться и поныне, хотя и является устаревшим.



GIF

Формат GIF (Graphic Interchange Format - формат обмена графикой) был разработан фирмой CompuServe в 1987 году для использования в собственной одноименной компьютерной сети. Получил огромное распространение в компьютерных сетях, в частности, в Интернете. Пожалуй, в настоящее время большинство компьютерной графики, использующейся в Web-дизайне и вообще для распространения изображений в Интернет, сохранено в этом формате.

Графика хранится в файлах с расширением gif. Поддерживаются цветовые видеорежимы до 256 цветов включительно. Для сжатия графики используется алгоритм LZW, разработанный израильскими математиками Лемпелом и Зивом. Графика может быть сохранена с чередованием (по-английски -interleaving) строк; в этом случае изображение как бы постепенно "проявляется" строка за строкой по мере загрузки файла.

В 1989 году формат GIF был расширен; новая версия стандарта получила название С} Р89А. Во-первых, была введена поддержка прозрачности или "прозрачного" цвета, т. е. один цвет из всех доступных на изображении мог быть помечен как прозрачный, и сквозь него будет "просвечивать" фон изображения. (Профессиональные графики часто называют "прозрачный" цвет альфа-каналом, по-английски - alpha channel или просто alpha.) Во-вторых, появилась возможность сохранять в одном файле несколько изображений, которые могут демонстрироваться как фильм (так называемые "анимированные GIF-файлы"; о них мы поговорим в главе 12).

Формат GIF прекрасно подходит для сохранения изображений с резкими цветовыми переходами. В частности, Web-дизайнеры создают в этом формате элементы оформления и рекламные баннерыдля своих страниц, а поддержка прозрачности и анимации им только на руку. Иногда в этом формате создаются начальные заставки и графические элементы интерфейса программ.

PNG

Формат PNG (Portable Network Graphic -- переносимая сетевая графика) разработан сообществом независимых профаммистов в качестве замены ус-таревающего и переходящего в разряд коммерческих продуктов формата GIF. Хотя он и поддерживается в настоящее время многими фафическими пакетами, однако большой популярности в Интернете пока не снискал, хотя автору встречались сайты с PNG-фафикой. Также используется для хранения фафики, разрабатываемой в пакете интернет-фафики Macromedia Fireworks.

Графика хранится в файлах с расширением png. Поддерживает все цветовые видеорежимы. Для сжатия графики применяется очень мощный алгоритм Deflate (буквально - Чс , :иии ), обеспечивающий более сильное сжатие по сравнению с LZW. Графика может быть сохранена с чередованием не только строк, но и столбцов, таким образом, изображение будет "проявляться" и по строкам, и по столбцам. Также поддерживаются 256 фадаций прозрачности (альфа-канала) против всего двух у GIF и автоматическая коррекция яркости.

Однако, по сравнению с GIF, формат PNG имеет и недостатки. Первый огромный недостаток - PNG не поддерживает анимацию. Правда, вряд ли это так уж актуально в связи с повсеместным переходом Web-аниматоров на Flash. Второй недостаток - файлы формата I'NCi больше, чем GIF, примерно на один килобайт из-за того, что в заголовке файла хранится гораздо больше информации. На мой взгляд, это тоже не очень значительный недостаток: получился файл чуть больше - ну и что? Так что, в принципе, вышеприведенные недостатки не повлияют на распространение формата PNG в Интернете.

Пока что формат PNG используется для хранения графики, разработанной в Fireworks, и в некоторых "продвинутых" сайтах. Однако, как уже говорилось, его поддерживают практически все графические пакеты.
JPEG

Формат JPEG (Joint Picture Encoding Group - группа кодировки неподвижных изображений) разработан одноименной группой программистов специально для распространения высококачественной графики в компьютерных сетях. Именно для этого он и используется в настоящее время. JPEG - второй по распространенности формат графики в Интернете.

Графика сохраняется в файлах с расширениями jpeg, jpe или jpg. Поддерживается только цветовой видеорежим TrueColor (24-битный цвет). Для сжатия графики используется исключительно мощный алгоритм под названием JPEG, фактически включающий в себя несколько алгоритмов сжатия для разных случаев. Этот алгоритм реализует сжатие данных с потерями, когда некоторая часть информации о цвете отбрасывается, и результирующий массив данных становится меньше. Во всех других форматах графики со сжатием применяются алгоритмы сжатия данных без потерь.

При использовании алгоритмов сжатия с потерями качество графики ухудшается. Чем сильнее сжатие, тем сильнее искажается изображение. Однако художник может регулировать процент сжатия, выбирая тем самым компромисс между качеством изображения и размером результирующего JPEG-файла.

Формат JPEG, в отличие от GIF и PNG, не поддерживает ни анимацию, ни прозрачность. Однако существует разновидность формата JPEG, называемая "прогрессивный JPEG" (progressive JPEG или p-JPEG), поддерживающая чередование строк.

Область применения формата JPEG достаточно узка - распространение высококачественной полутоновой графики в Интернете. Сканированные полутоновые изображения при использовании умеренного сжатия получаются очень даже неплохими. Особенно популярны "в народе" подборки картин Бориса Вальехо и других так называемых "фэнтезийных" живописцев, сохраненные в JPEG-файлах.


TIFF

Формат TIFF (Tag Image File Format - теговый файловый формат изображений) был разработан фирмой Aldus, разработчиком известнейшего пакета настольного издательства PageMaker, для другого своего продукта - растрового редактора PhotoStyler, не дошедшего до наших времен. Применяется для сохранения высококачественной полноцветной графики без потери качества для издательских целей. Часто используется для обмена высококачественной графикой между пользователями различных программ.

Графика записывается в файлы с расширением tif или tiff. Поддерживаются все цветовые видеорежимы, прозрачность и несколько алгоритмов сжатия: LZW, Deflate и JPEG. Фирменной особенностью этого формата является возможность записи в графический файл так называемых тегов: специальных примечаний, вносимых художником или самой программой графического редактора.

Существует две разновидности формата TIFF: совместимый с PC и с Apple Macintosh. Это вызвано различиями в архитектуре перечисленных компьютерных платформ.

Формат TIFF поддерживается всеми графическими программами профессионального уровня. Более того, поддержка какой-либо программой этого формата говорит об ее профессиональной ориентации.

Векторные форматы

Векторных форматов почему-то значительно меньше, чем растровых. Вероятно, это связано с тем, что реализовать обработку и вывод векторной графики несравнимо труднее, чем растровой. А люди - увы! - всегда идут по пути наименьшего сопротивления.



Shockwave/Flash

Разумеется, мы не могли не начать рассмотрение форматов векторной графики с "родного" формата Macromedia Flash. Как-никак, именно в нем нам предстоит сохранять свои творения.

Формат Shockwave/Flash разработан фирмой Macromedia для сохранения изображений и фильмов, созданных в пакете векторной графики Shockwave. Позднее на основе Shockwave был создан пакет интернет-графики Flash, "унаследовавший" этот формат. Поэтому говорят, что существует единый формат Shockwave/Flash.

Как вы уже знаете, фактически существует два формата представления графики Flash. Во-первых, это формат, в котором сохраняются подготавливаемые в среде Flash изображения и фильмы, - формат документов Flash. Во-вторых, формат, в котором хранится уже завершенная, экспортированная и подготовленная для публикации графика, которую можно загрузить в проигрыватель, - формат распространяемой графики Shockwave/Flash.

Документы Flash сохраняются в файлах с расширением fla. Экспортированная же графика хранится в файлах с расширением swf.

Помимо самого пакета Flash оба этих формата поддерживаются другими продуктами фирмы Macromedia: Dreamweaver, Fireworks и др. Также эти форматы поддерживаются некоторыми другими графическими программами.



Windows Metafile и Enhanced Windows Metafile

Формат Windows Metafile - простейший формат записи векторных изображений. Разработан фирмой Microsoft для сохранения векторной графики в операционной системе Windows и совместимых с ней программах. Поддержка этого формата встроена непосредственно в ядро системы Windows.

Возможности формата исключительно слабы, более-менее сложную графику сохранить в нем невозможно.

В настоящее время формат Windows Metafile, в отличие от BMP, распространен очень мало, хотя поддерживается практически всеми графическими программами и требует очень мало системных ресурсов для вывода и обработки. Используется для хранения векторных изображений в некоторых программах (например, начальных заставок или элементов пользовательского интерфейса). В частности, Microsoft Word свой комплект картинок (так называемый "клипарт" от английского clipart) хранит в формате Windows Metafile. Вероятно, фирма Microsoft, хочет показать таким образом, что этот формат тоже пригоден для распространения графики.

Формат Enhanced Windows Metafile - дальнейшее развитие Windows Metafile. Он также разработан Microsoft, однако "в народ" почему-то не продвигался и мало-мальски широкого распространения поэтому не получил. Автору за всю его достаточно длинную карьеру компьютерщика не попадалось на одного файла этого формата. Остается добавить, что формат предписывает сохранять графику в файлах и поддерживается многими современными графическими пакетами.

Adobe Illustrator

Этот формат был разработан фирмой Adobe для векторного графического редактора Illustrator. В настоящее время поддерживается практически всеми пакетами векторной графики и используется для обмена векторными изображениями между пользователями различных программ.

Графика сохраняется в файлах с расширением ai. Формат очень устойчив к сбоям, испорченный файл, как правило, с большой вероятностью все же можно прочитать.

CorelDRAW!

Был разработан фирмой Corel для векторного редактора CorelDRAW!. Фактически позволяет хранить гибридную графику. Иногда используется для обмена графикой.

Графика сохраняется в файлах с расширением cdr. Имеет несколько привлекательных возможностей по сравнению с Adobe Illustrator (например, сжатие графики, причем растровая и векторная графики сжимаются отдельно), но несовместимость различных версий формата и невысокая устойчивость к сбоям отнюдь не идут на пользу ею популярности.

Этот формат Flash не поддерживается. Чтобы импортировать графическое изображение в формате CorelDRAW!, вам придется преобразовать его в другой формат, например, Adobe Illustrator или Windows Metafile, используя другую графическую программу.



Encapsulated PostScript

Этот формат был разработан фирмой Adobe для обмена векторной графикой между пользователями различных программ. Собственно, это даже не формат, а целый язык, базирующийся на языке описания графики для высококачественных принтеров PostScript. Фактически, файл в этом формате можно скопировать на поддерживающий язык PostScript принтер, набрав в командной строке: copy graphic_file.eps prn и он будет напечатан.

Графика сохраняется в файлах с расширением eps. Такой файл представляет собой простой текстовый документ, содержащий набор команд для принтера напечатать тот или иной примитив. Таким образом, EPS-файл может быть отредактирован в любом текстовом редакторе при наличии знания языка PostScript.

Поддерживается практически всеми графическими пакетами. Поэтому используется для переноса больших графических изображений между различными программами.



VML

Формат VML (Vector Markup Language - язык векторной разметки) разработан фирмой Microsoft для использования в собственной программе Web-обозревателя Internet Explorer версии 5.0 и более поздних. Так же, как и Encapsulated PostScript, это не столько формат, сколько текстовый язык описания векторной графики. По задумке, фрагменты таких описаний помещаются внутрь Web-страниц, среди обычного HTML-кода, и описывают их графические элементы. Таким образом, можно будет отказаться от традиционной Web-графики, представляющей собой внедренные элементы, хранящиеся в отдельных файлах.



PDF

Формат PDF (Portable Document Format - формат переносимых документов) был разработан фирмой Adobe для создания переносимых платформно-независимых электронных документов. Такие документы могут содержать, кроме форматированного текста, различную векторную и растровую графику, разбиваться на страницы, печататься на принтере или просматриваться на экране компьютера. Помимо этого, документы в этом формате имеют очень малый размер (используется сжатие, причем каждый вид графики сжимается по самому подходящему для него алгоритму), таким образом, их можно распространять через Интернет.

Документы этого формата сохраняются в файлах с расширением pdf. Они создаются с помощью пакета Adobe Acrobat, а читаются - с помощью программы чтения Adobe Acrobat Reader, распространяемой бесплатно. По названию этих двух программ формат PDF получил свое второе название - формат документов Acrobat.

Формат PDF получил огромную популярность для распространения электронных документов с богатым форматированием и графикой. Фактически, этот формат теперь стоит на втором месте, после HTML, по распространенности. Кроме Adobe Acrobat, создание документов PDF поддерживают множество других текстовых и графических пакетов. A Adobe Acrobat Reader -одна из популярнейших в мире программ.



VRML

Формат, точнее, язык, VRML (Virtual Reality Modeling Language - язык моделирования виртуальной реальности) был разработан группой независимых разработчиков. Он служит для создания так называемых виртуальных миров и распространения их через Интернет. Описание такого виртуального мира представляет собой текстовый файл с расширением vrm или vrml, содержащий набор команд на языке VRML. Такой файл может быть "проигран" с помощью особых программ -"проигрывателей" VRML; самым распространенным из них является Cortona VRML Client фирмы Parallel Graphics.

Хоть язык VRML и поддерживающее его программное обеспечение, предназначенное для создания и "проигрывания" виртуальных миров были широко разрекламированы в свое время, распространение он получил очень ограниченное. Связано это с тем, что мощностей современных компьютеров пока что не хватает для создания чего-то более сложного, чем странные геометрические фигуры из двух сфер и конуса. К тому же, виртуальная реальность, похоже, потеряла для простых людей свою притягательность. Поэтому будущее VRML так же туманно, как и настоящее...
Рисование

Познакомившись с двумя фундаментальными разновидностями компьютерной графики, выяснив их преимущества и недостатки, рассмотрев современные форматы записи графических данных в файл, можно приступить непосредственно к рисованию. Что мы и сделаем в этой главе.

Кратко напомним, что такое векторная графика. Векторное графическое изображение состоит из графических примитивов: простейших составных частей, каждая из которых может быть описана особой формулой. К графическим примитивам относятся прямые и кривые линии, простейшие геометрические фигуры (эллипсы, прямоугольники и пр.), текстовые надписи и импортированные растровые изображения. (Формально, если векторное изображение содержит в своем составе достаточно большое количество растровых изображений, говорят о гибридной графике, но мы не будем играть в терминологические игры, чтобы не запутаться.) Для каждого примитива в графическом файле сохраняются его тип и параметры описывающей его формулы: местоположение, размеры, цвет, кривизна, радиусы и т.п. Графическая программа, считав с диска такой файл, подставляет в соответствующие формулы нужные параметры, и мы получаем на экране или принтере исходное изображение.

Процесс преобразования векторной графики в растровую называется растеризацией. В частности, программа векторного графического редактора выполняет растеризацию всякий раз, когда выводит векторное изображение на экран или принтер - устройства изначально растровые. Обратный процесс - преобразование растровой графики в векторный вид - называется векторизацией. Векторизация растрового изображения чревата большими потерями в качестве, особенно плохо векторизуется высококачественное полутоновое фотографическое изображение.

Для выбора цвета линии и заливки создаваемых графических примитивов служит небольшая область в середине инструментария, носящая заголовок Colors.

Прежде всего, заметим, что в нижней части этой области находятся три небольшие кнопки. Эти кнопки включают особые цветовые режимы, мы рассмотрим их в главе 6. В данный же момент нас больше интересуют два селектора цвета, занимающие большую часть области Colors. С их помощью и задаются цвета графики. (Правда, кроме них, возможность выбора цвета предоставляют различные панели; реализуется это с помощью все тех же селекторов цвета.)

Как видите, селекторов цветов в области Colors два. Верхний из них устанавливает цвет линии об этом говорит значок карандаша слева от селектора. Нижний задает цвет заливки, что подтверждает значок опрокинутого ведра.

"Линия"

Как вы уже знаете, этот инструмент служит для проведения прямых линий. Чтобы выбрать его, щелкните в инструментарии кнопку или нажмите на клавиатуре клавишу . После этого курсор мыши примет вид небольшого крестика, - это значит, что теперь вы можете проводить мышью прямые линии.

Чтобы провести на рабочем листе прямую линию с помощью инструмента "линия", сделайте следующее. (Имеется в виду, что вы уже выбрали этот инструмент.) Поместите курсор мыши в том месте, где у вас будет начало линии, и нажмите левую кнопку мыши. После этого, не отпуская эту кнопку, протащите мышь в то место, где у вас будет конец линии. Пока вы буксируете мышь, от начала линии за ее курсором будет тянуться "резиновая" линия. Чтобы поставить вторую точку - конец прямой - и тем самым нарисовать ее, просто отпустите левую кнопку мыши в нужной точке. Все, прямая линия создана.

Вы можете проводить таким образом линии любой длины и под любым углом. Если же вам нужно провести линию под углом, кратным 45°, то во время проведения линии удерживайте нажатой клавишу . В этом случае проводимая линия будет автоматически "подгоняться" под подходящий угол.

Если включен модификатор "притягивание" различных частей вашей графики друг к другу, при рисовании линий это учитывается. При буксировке мыши, если какой-либо из концов линии окажется достаточно близко от другой линии (возможно, принадлежащей другому графическому примитиву), правее и ниже курсора мыши появится небольшой кружок, сигнализирующий об этом. Если теперь отпустить кнопку мыши, завершив рисование линии, ее конец будет "приклеен" к уже нарисованной линии, к которой он приблизился.

Вы можете изменять цвет линии с помощью уже знакомого вам селектора цвета линии. Селектор цвета заливки никакого влияния на рисуемые прямые линии не оказывает, так как у линий нет заливки.



"Прямоугольник" и "эллипс"

Оба этих инструмента очень похожи. Разница проявляется лишь в результате их применения. Поэтому мы и описываем их здесь вместе.

Прямоугольник создается следующим образом. Поместите курсор мыши в том месте, где у вас будет его левый верхний угол, и нажмите левую кнопку мыши. После этого, не отпуская эту кнопку, протащите мышь в то место, где у вас будет находиться правый нижний угол прямоугольника. Пока вы буксируете мышь, Flash отображает "резиновый" прямоугольник, так что вы всегда будете видеть, что получается. Переместив курсор в нужную точку отпустите левую кнопку мыши - и прямоугольник будет нарисован.

Эллипс создается аналогичным способом. Вы выбираете точку, соответствующую левому верхнему углу воображаемого прямоугольника, в который будет вписан эллипс, и буксируете мышь в точку правого нижнего угла этого прямоугольника. В процессе перетаскивания мыши Flash будет показывать вам "резиновый" эллипс.

Вы можете рисовать, таким образом, прямоугольники и эллипсы любой формы. Если же вам нужно нарисовать правильный квадрат или правильную окружность, то во время рисования удерживайте нажатой клавишу .

Каждый нарисованный вами прямоугольник и эллипс будет иметь заливку.

Цвет заливки задается нижним селектором цвета в области Colors инструментария. А цвет линий, как вы помните, задается с помощью верхнего селектора цвета.

Прямоугольники, создаваемые с помощью одноименного инструмента, могут иметь скругленные углы. Для этого служит модификатор "скругленные углы". Включается он нажатием небольшой кнопки, появляющейся в области Options инструментария, если выбран инструмент "прямоугольник".



"Карандаш"

Этот инструмент позволяет рисовать линии любой (как говорят профессиональные компьютерные художники - свободной) формы. Работает он так же, как обычный карандаш, отчего и получил свое название. Вы нажимаете левую кнопку мыши и, не отпуская ее, рисуете линию, какая вам нужна. Пример такой линии показан на рис. 5.7.

Чтобы выбрать инструмент "карандаш", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу . Курсор мыши при этом примет вид карандаша.

Чтобы нарисовать с его помощью линию, поместите курсор мыши в точку, где она должна начинаться, и нажмите левую кнопку мыши. После этого, не отпуская левой кнопки, двигайте мышь по нужной траектории и, когда курсор мыши окажется в точке, где должен быть конец линии, отпустите кнопку мыши. Rash будет рисовать проводимую вами линию прямо во время движения мыши. Если вам нужно провести строго прямую горизонтальную или вертикальную линию, то во время рисования удерживайте нажатой клавишу .

Вы можете задавать цвет линии, пользуясь верхним селектором цвета, расположенным в области Colors инструментария. Нижний селектор цвета никакого влияния на проводимые "карандашом" линии не оказывает.

Вы, наверно, заметили, что Flash автоматически сглаживает проведенную вами линию. Эта замечательная особенность, введенная программистами фирмы Macromedia, позволяет вам с помощью инструмента "карандаш" в любом случае проводить прямые линии. Как вы знаете, человеческая рука - не очень точный инструмент, и Flash это учитывает, сглаживая мелкие неровности проводимых вами линий. Однако, иногда такая "услужливость" может навредить, например, если вам нужно нарисовать что-то очень точно, со всеми неровностями и шероховатостями. Для регулирования степени сглаживания служит модификатор "сглаживание линий", представляющий собой кнопку, расположенную в области Options инструментария.

Вы можете заметить, что в правом нижнем углу этой кнопки имеется небольшая черная стрелка, направленная направо вниз. При нажатии этой кнопки на экране появится меню, предлагающее пользователю на выбор несколько вариантов. Такие кнопки с меню часто применяются во Flash.

"Перо"

Этот мощнейший инструмент поможет вам рисовать как прямые, так и кривые линии, точно указывая начальную и конечную точки и радиус кривизны. Кривые линии, рисуемые с помощью этого инструмента, называют также кривыми Безье по имени математика, выведшего формулу для описания этих кривых. (Прямую линию можно считать вырожденным случаем кривой Безье.) Кроме того, "перо" предоставляет возможность создания ломаных линий, состоящих из множества прямых или кривых отрезков, и весьма сложных геометрических фигур.

Чтобы выбрать инструмент "перо", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу <Р>. Курсор мыши при этом примет вид чертежного рейсфедера.

Рисование прямых с помощью "пера" выполняется следующим образом. Поместите курсор мыши в точку, где должно быть начало прямой, и щелкните левой кнопкой мыши. (Имейте в виду - нужно именно щелкнуть!) В этом месте на листе появится небольшая полая точка. Далее поместите курсор в конечную точку прямой и снова щелкните мышью. Прямая будет тотчас проведена.

Если вы продолжите щелкать мышью в разных местах на рабочем листе, то сможете построить ломаную линию, аналогичную показанной на рис. 5.12. Чтобы завершить рисование ломаной, при создании последней ее точки сделайте двойной щелчок мышью вместо одинарного. Вы также можете сразу после последнего щелчка выбрать другой инструмент или щелкнуть где-либо на пустом пространстве рабочего листа, удерживая нажатой клавишу .

Существует возможность проводить прямые линии под углом, кратным 45°.

Для этого вам нужно при втором щелчке удерживать нажатой клавишу .

При создании ломаной вы можете замкнуть ее, для чего подведите курсор мыши к одной из уже созданных ее точек так, чтобы ниже и правее его появился небольшой кружок, и щелкните левой кнопкой мыши. В этом случае Flash автоматически создаст замкнутую область и поместит в нее заливку



"Кисть"

Этот инструмент ведет себя аналогично реальной кисти. С его помощью вы можете наносить мазки разной формы и толщины. Пример таких мазков показан на рис. 5.16.

Чтобы выбрать инструмент "кисть", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу <В>. Курсор мыши при этом может принимать разные формы; в зависимости от настроек, заданных с помощью модификаторов.
"Ведро с краской".

Этот инструмент служит для создания заливок. Заливкой называется особый графический примитив, заполняющий замкнутый контур, образованный линиями. Часто Flash создает заливки автоматически, например, когда вы рисуете, используя инструменты "прямоугольник", "эллипс" и "перо". Если же вы применяете другие инструменты для создания графики, о заливках вам придется позаботиться самостоятельно.

Инструмент "ведро с краской" ведет себя аналогично реальному ведру с краской: если "опрокинуть" его над замкнутым контуром, краска "разольется" и заполнит ее. Если же контур имеет "прореху", например, вы забыли его замкнуть, заливка создана не будет. Как видите, Flash не допускает, чтобы "краска" "вытекла" наружу.

Чтобы выбрать инструмент "ведро с краской", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу <К>. Курсор мыши при этом примет вид опрокинутого ведра с краской.


Правка графики

Итак, создавать графику мы научились. Теперь давайте выясним, как ее редактировать.

Под редактированием графики мы будем понимать изменение ее формы, а также ее полное или частичное удаление. Как добавить новые линии или фигуры вы уже должны знать - воспользуйтесь для этого одним из рассмотренных нами инструментов рисования.

Для изменения графики Flash предоставляет четыре мощных инструмента: "стрелка выделения", "дополнительная стрелка выделения", "лассо" и "ластик". Первые два инструмента предназначены для выделения и правки элементов изображения, третий - для "вырезания" из фигур "лоскутков" произвольной формы, а четвертый - полного или частичного удаления фигур или их частей. Пользуясь этими четырьмя инструментами, вы сможете проделывать со своей графикой все что угодно.


Выделение графики

Для выделения (или, как еще говорят, выбора) фрагментов графики для редактирования служит инструмент "стрелка выделения" (или просто "стрелка"). Щелкните кнопку в инструментарии или нажмите клавишу на клавиатуре. Курсор мыши примет вид небольшой черной стрелки.


Фрагментация и слияние графики.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению способов правки уже созданной графики, поговорим еще об одной особенности Flash. Это так называемая фрагментация графики. Суть ее в том, что Flash-графика в определенных случаях "разваливается" на независимые фрагменты. Иногда это бывает полезно, иногда не очень.

Фрагментации подвержены сложные фигуры, состоящие из множества графических примитивов, нарисованных разным цветом. Это основное правило фрагментации. Вы можете также разбить на фрагменты и монолитные фигуры, но об этом мы поговорим чуть ниже.

Чтобы лучше понять, что такое фрагментация, приведем небольшой пример. Нарисуем на листе Flash несложную фигуру, показанную на рис. 5.33. На этой фигуре мы и рассмотрим фрагментацию Flash-графики как явление.

Нарисовав фигуру, выберем инструмент "стрелка выделения" и щелкнем на пустом месте, чтобы снять любое выделение. После этого выделим какой-либо из концов линии, выступающих за пределы перечеркнутого круга. Вместо того чтобы выделить всю линию, Flash выделил только ее фрагмент.

Это произошло потому, что линия, рассекшая эллипс на четыре части (две половинки контура и две половинки заливки), и сама оказалась разделенной на три отрезка. На рис. 5.35 это проиллюстрировано наглядно.

Как видите, фрагментация налицо.

Монолитная, казалось бы, фигура "развалилась" сама собой на семь частей. И каждая ее часть является абсолютно независимым фрагментом.

С фрагментацией тесно связана и другая особенность Flash-графики - слияние фигур. Заключается оно в том, что если два или более графических фрагментов, нарисованных одним цветом, соприкасаются, они превращаются в единое целое.
Правка графики

Flash предоставляет практически те же возможности по редактированию созданной графики, что и другие программы векторных графических редакторов. Если вы знакомы с ними, вам будет совсем просто. Если же нет, не беда - все операции правки графики выполняются исключительно просто и наглядно, так что вы быстро приобретете нужные навыки. Рассмотрим их подробнее.

Проверьте, выбран ли у вас инструмент "стрелка выделения" на панели инструментов. Подавляющее большинство операций по правке графики выполняются с помощью именно этого, хорошо уже знакомого вам инструмента. Если для каких-либо операций понадобятся другие инструменты, мы специально предупредим об этом.
Перемещение и удаление графики

Перемещение и удаление графики - самые простые и наглядные операции. Мы рассмотрим их вместе.

Прежде всего, вы можете перемещать выделенные фрагменты. Для этого сначала выделите их. Далее установите курсор мыши на какую-либо часть выделенного фрагмента, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите выделенный фрагмент на новое место, после чего отпустите кнопку. Если вам нужно переместить графику в направлении под углом, кратным 45°, удерживайте во время перетаскивания клавишу .

Для точного перемещения графики можно воспользоваться клавишами-стрелками. Выделите нужный фрагмент и нажимайте клавиши-стрелки, пока он не окажется на нужном месте. При однократном нажатии на клавишу-стрелку происходит смещение на один пиксел. Если же вы при этом будете удерживать клавишу , при каждом нажатии выбранный фрагмент будет смещаться сразу на 8 пикселов.

На новое место можно переместить не сам выделенный фрагмент, а его копию. Для этого просто перетащите его, удерживая нажатой клавишу . Вы также можете выбрать пункт Duplicate в меню Edit или нажать комбинацию клавиш +, чтобы создать новую копию выделенного фрагмента, а потом перетащить ее на новое место обычным способом.

Удалить ненужную графику совсем просто. Для этого выберите ее и либо нажмите клавишу или , либо выберите пункт Clear в меню Edit.


"Притягивание" графики

Ранее мы уже сказали, что графические фрагменты, перетаскиваемые по рабочему листу, могут "притягиваться" к другим фрагментам, линиям сетки и направляющим. Это сильно облегчает рисование сложных геометрических фигур: не нужно точно подгонять одну линию к другой. Обратите внимание, что "притягивается" та точка на линии или заливке, за которую вы "ухватились" мышью. Эта точка (назовем ее "точкой отображается в виде достаточно большой черной окружности).

Однако это может быть и вредно, например, если вы хотите нарисовать очень сложную и извилистую кривую с помощью карандаша или провести две линии очень близко друг к другу. Поэтому Flash предоставляет вам возможность временно отключить "притягивание".

Отключить "притягивание" очень просто. Если у вас выбран инструмент "стрелка выделения", становится доступным модификатор "притягивание". Он представляет собой кнопку. По умолчанию эта кнопка нажата, т.е. модификатор включен. Чтобы его отключить, "отожмите" эту кнопку. Впоследствии вы, конечно, сможете снова его включить.

Если инструментарий у вас скрыт, вы можете воспользоваться меню. Пункт-выключатель Snap to Objects меню View и одноименный пункт контекстного меню листа действуют так же. Но быстрее всего, вероятно, нажать комбинацию клавиш ++.

Отключить "притягивание" к линиям координатной сетки и направляющим также очень просто. В первом случае отключите пункт-выключатель Snap to Grid подменю Grid меню View или нажмите комбинацию клавиш ++<'>. Во втором случае, по аналогии, отключите пункт-выключатель Snap to Guides подменю Guides меню View или нажмите комбинацию клавиш ++<;>. (Подменю Guides и Grid также присутствуют в контекстном меню листа.) Чтобы временно отключить "притягивание" к линиям пикселной сетки, вы можете нажать клавишу <С>; когда вы ее отпустите, "притягивание" включится снова.


Работа с буфером обмена.

Все современные более-менее сложные Windows-приложения позволяют работать со стандартным буфером обмена Windows. Пользователь может помещать в буфер обмена фрагменты текстов, графических изображений, схем, программных компонентов и затем вставлять их в другое место этого же или совсем другого документа, открытого совсем в другом приложении.

Разумеется, Flash также поддерживает работу с буфером обмена. И предоставляет стандартный набор операций, которые мы сейчас перечислим.

Вы можете "вырезать" выделенный графический фрагмент с листа и поместить его в буфер обмена. При этом сам выделенный фрагмент с листа пропадает. Чтобы "вырезать" фрагмент, выделите его и выберите пункт Cut меню Edit или контекстного меню или нажмите комбинацию клавиш +.

Вы также можете скопировать в буфер обмена выделенный графический фрагмент, оставив его на листе. Для этого выберите пункт Сору меню Edit или контекстного меню или нажмите комбинацию клавиш +.

Чтобы вставить содержимое буфера обмена на лист, выберите пункт Paste меню Edit или контекстного меню или нажмите комбинацию клавиш +. Содержимое буфера обмена будет помещено в центр листа.

Если вы хотите поместить содержимое буфера обмена в ту же позицию, клг находится изначальный фрагмент, выберите пункт Paste in Place меню Edit или контекстного меню или нажмите комбинацию клавиш ++. Эта операция характерна только для Flash, в других программах она может и не поддерживаться.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Общие сведения о мультипликации и анимации Немного истории
1415.25kb.
7 стр.
Лекция 1 Основные принципы анимации Диснея и аниме. Анимация во Flash. Тайминг в анимации
210.34kb.
1 стр.
Общие сведения о конкурсе
515.11kb.
3 стр.
Программные средства компьютерной анимации
128.55kb.
1 стр.
Общие сведения о химическом оружии и отравляющих веществах 1 Общие сведения об отравляющих веществах
207.42kb.
1 стр.
«Общие сведения о мастере производственного обучения» Общие сведения о мастере производственного обучения Лаптевой Марине Васильевне
169.73kb.
1 стр.
Баянова Э. Р турова Л. А
7835.27kb.
48 стр.
Тема История возникновения компьютерной анимации и эстетические принципы
239.45kb.
1 стр.
Расчёт (эмпирический) потребности в тепле помещения и необходимого количества батарей. Немного об истории расчёта
95.67kb.
1 стр.
Кинематографические направления (общие типологические сведения)
42.27kb.
1 стр.
Ска «петербург» празднует 5-летие проекта «смешарики»! 1 июня Студия Компьютерной Анимации
73.05kb.
1 стр.
Пояснительная записка Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в мбдоу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников мбдоу
4657.91kb.
22 стр.