Главная
страница 1




Окружающая среда для Европы




Бюллетень

Секретариата Национального оргкомитета (НОК) Украины по подготовке и проведению V Конференции министров "Окружающая среда для
Европы"

(Киев, 21-23 мая 2003 г.)

Выпуск 1 (сентябрь-2002)





Министр экологии и природных ресурсов Украины,

первый заместитель председателя НОК

Сергей Курыкин:

Киев вскоре станет центром событий процесса «Окружающая среда для Европы» - здесь развернутся самые горячие дебаты и будут приняты самые важные решения, ведь именно в украинской столице в мае следующего года состоится V Всеевропейская конференция министров окружающей среды. И уже сегодня в Киеве началась активная подготовка к этому глобальному мероприятию.

Процесс «Окружающая среда для Европы» впервые объединил все стороны, заинтересованные в том, чтобы Европа стала чистым и здоровым континентом. Больше десяти лет прошло с тех пор, когда в замке Добриш (бывшая Чехословакия) был сделан первый серьезный шаг к этой далекой и значительной цели. За десять лет произошло немало – у процесса появились важные достижения и промахи, у его участников – ценный опыт.

Структура процесса «Окружающая среда для Европы» интегрирована: к нему привлекаются государственные институты, финансовые учреждения, международные организации, важную роль играет общественность. Параллельно с министерской конференцией работает ЭкоФорум общественных экологических организаций из многих стран мира, роль которых в процессе непрерывно растет. И на Киевской конференции их мнение, наверняка, будет учтено.

Добриш в Чехословакии, Люцерн в Швейцарии, София в Болгарии, Орхус в Дании – города, где происходили конференции министров окружающей среды, на которых собиралось все больше заинтересованных. Последние встречи участников процесса происходили в Дубровнике и Кафтате (Хорватия), Алматы (Казахстан). И каждый новый шаг имеет свою особенную историю, свои особенные достижения. Очередной остановкой на пути к чистой Европе будет Киев, и это не случайно. Центральной и Восточной Европе на протяжении всего процесса уделялось особенное внимание, ведь именно здесь мы можем наблюдать абсурдное сочетание мощного природного потенциала и довольно сложного экономического положения, так что решение глобальных экологических проблем здесь особенно актуально.

Для того, чтобы ознакомить и постоянно держать в курсе событий участников и наблюдателей процесса «Окружающая среда для Европы», уже существуют самые разнообразные издания. Бюллетень, первый номер которого предлагается вам сейчас, задуман для того, чтобы непосредственно, с места событий сообщать обо всем происходящем в столице будущей конференции, а также о глобальных и локальных новостях процесса, помочь вам разобраться в нем, сделать собственные выводы и предложить их для всеобщего рассмотрения. Ведь никто из нас не должен оставаться равнодушным к своему будущему. И совсем скоро - в 2003 году в Киеве будут приниматься решения, касающиеся всего континента и каждого его жителя в отдельности. Любой из нас имеет отличную возможность представить собственные идеи и попробовать повлиять на процесс в целом.


Новая Европа: Пан-Европейское экологическое партнерство
"Восток-Запад" для устойчивого развития


Наш общий дом – Европа – сильно преобразился в последнее время. Строится Новая Европа: расширяется Европейский Союз, развиваются юго-восточные страны, распались старые и образуются новые связи между государствами Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Хотя страны ВЕКЦА не участвуют в процессе расширения Евросоюза, они являются частью континента, а значит, устойчивое развитие в Европе немыслимо без вовлечения всех этих государств в решение общих задач и проблем. Обеспечить баланс между тремя составляющими устойчивого развития (экономической, социальной и экологической) в таких разных по уровню странах – задача крайне сложная. Признано, что именно экологическая составляющая требует особого внимания, учитывая ее непосредственное влияние на экономическое развитие, торговлю и искоренение бедности в регионе. Новой Европе нужны новые формы сотрудничества, которые учитывали бы интересы Запада, не ущемляя интересов Востока, и основывались бы на прямой связи между общей безопасностью и состоянием окружающей среды.

Инициатива "Пан-Европейское экологическое партнерство "Восток-Запад" для устойчивого развития" была выдвинута 17 апреля этого года именно для того, чтобы найти пути и формы нового партнерства на континенте.

На Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 26 августа – 4 сентября 2002 года) новое партнерство поддержано и презентовано. Сотрудничество между различными странами и регионами, установление партнерских отношений – одно из достижений Всемирного саммита. И хотя эти инициативы являются инициативами "второго порядка", то есть не имеют пока обязывающей силы, их дальнейшее развитие должно привести к конкретным изменениям в наших странах. "Но для того, чтобы презентованные здесь концептуальные партнерские инициативы наполнились реальным содержанием, мы должны очень серьезно поработать до Киевской конференции", - подчеркнул министр экологии и природных ресурсов Украины Сергей Курыкин после оглашения партнерских инициатив.

Участниками партнерства являются правительства 12 стран ВЕКЦА (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан), правительства Голландии, Дании, Чешской Республики, межправительственные организации (Европейский Союз, ОЭСР, ЕЭК ООН, ПРООН, ЮНЕП РОЕ), а также неправительственные организации (Европейский Эко-Форум) и Региональные экологические центры Центральной Азии и Кавказа.

Суть инициативы в разработке общей европейской экологической стратегии. Собственно, это и есть попытка построить в Новой Европе новые типы сотрудничества. Стратегия, с одной стороны, будет направлена на поиск решений общих экологических проблем, прежде всего, трансграничных. Она должна быть основана на сотрудничестве государств и общем подходе к решению экологических проблем, которые определены как приоритетные в национальных политиках отдельных стран, и которые имеют общие "советские" корни и специфические черты экономики переходного типа.

С другой стороны, в политических рамках стратегии будет развиваться эколого-экономическое партнерство нового типа Восток-Запад (Европейский Союз – страны ВЕКЦА, которые не были охвачены процессом присоединения). Речь идет о совместном решении проблем торговли и окружающей среды, доступа к рынкам, передачи технологий, о возможностях ослабления долгового бремени при помощи, в частности, схемы «долги-за-природу», об экологически ответ­ственных прямых зарубежных инвестициях, повышении эффективности существующей официальной поддержки развития. Партнерство должно соответствовать как политикам стран ВЕКЦА, так и внешней политике ЕС согласно его Стратегии устойчивого развития.

Общие рамки партнерства в целом поддержаны всеми участниками, также как и конкретные совместные инициативы для достижения баланса между тремя составляющими устойчивого развития в Европейском регионе. В частности, водная инициатива Европейского Союза для устойчивого развития "Вода для жизни", предусматривающая сотрудничество со странами Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, также провозглашенная на саммите в Йоханнесбурге, будет осуществляться в рамках процесса «Окружающая среда для Европы». Именно решение проблем доступа к воде и безопасного водопользования рассматривалось на Всемирном саммите как ключевая составная преодоления бедности, улучшения здоровья, экономического развития и мира для всех государств.

Вода - основной лимитирующий фактор для развития во многих странах, в том числе и в Украине, несмотря на нашу относительную обеспеченность водными ресурсами. Поэтому на региональной встрече по вопросу подготовки к Всемирному саммиту министры экологии стран региона ЕЭК ООН отметили, что снабжение питьевой водой, улучшение ее санитарных качеств и независимое ее получение, утилизация загрязняющих отходов являются одними из основных вопросов. Успешная реализация Водной инициативы ЕС для устойчивого развития в наших странах позволит обеспечить интегрированное управление водными ресурсами и доступ к безопасной питьевой воде.

Всеевропейское экологическое партнерство "Восток-Запад" и разрабатываемые в его политических рамках конкретные инициативы должны стать инструментом осуществления целей «Повестки дня на ХХІ век» и укрепления экологической составляющей устойчивого развития региона.

Процесс подготовки к Киевской конференции министров “Окружающая среда для Европы” входит в заключительную стадию. Решения Всемирного саммита в Йоханнесбурге будут способствовать развитию нового партнерства между ЕС и ННГ и конкретной деятельности по улучшению водоснабжения в регионе ЕЭК ООН. Ожидается, что Европейская экологическая стратегия будет разработана до V Конференции министров и принята в мае будущего года в Киеве.


Источники:

сайт Комиссии ООН по экономическому развитию в Европе (UNECE)

http://www.unece.org/env/wgso/2002_main.htm,

а также сайты:



http://wssd.info,

http://www.johannesburgsummit.org


Программа действий "Повестка дня на ХХІ век",

«Украина в контексте "Повестки дня на ХХІ век",

Новости Европейского ЭкоФорума,

State of the World 2000, 2001 и др.



«

Структура процесса
"Окружающая среда для
Европы"


Правительства стран региона ЕЭК ООН (55 государств, включая страны Северной Америки), решения принимаются на уровне министров окружающей среды.

Межправительственные организации, на которых лежит выполнение решений: Секретариат процесса «Окружающая среда для Европы» - ЕЭК ООН; Комитет по экологической политике ЕЭК ООН; созданная в сентябре 1999 г. Рабочая группа старших должностных лиц для подготовки и проведения V Конференции министров (РГСДЛ), работу которой координирует Украина - страна, принимающая конференцию; исполнительные органы конвенций; Организация по экономическому сотрудничеству и развитию; Европейское экологическое агентство ЕС; Генеральный Директорат по вопросам окружающей среды ЕК; Всемирная организация здравоохранения; Европейский комитет по окружающей среде и здоровью; Европейский региональный офис Экологической программы ООН; Совет Европы.

Финансовые структуры: Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк.

Общественные организации: Европейский ЭкоФорум (открытая коалиция работающих в области устойчивого развития неправительственных организаций; ее цель – обслуживать сообщество неправительственных организаций и облегчать их участие в официальных европейских процессах; существует с 1991 г.), экологические НПО, коалиции и программы.

Национальный уровень:

  • Национальный оргкомитет по подготовке Киевской конференции, в который входят представители основных министерств и ведомств, а также об­щественности – официальная струк­тура правительственного уровня;

  • Оргкомитет общественных организаций, созданный решением второй Всеукраинской конференции экологической общественности в 2001 году – участвует в официальном процессе, занимается подготовкой параллельного форума общественности, председатель оргкомитета входит в состав координационного совета Европейского ЭкоФорума;


- программы общественных организаций и коалиций.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ
ЕВРОПЫ». ИСТОРИЯ ПРОЦЕССА


Длительное ухудшение экологической ситуации, вызванное индустриальной экспансией второй половины ХХ столетия, породило потребность в долгосрочном и интенсивном общеевропейском сотрудничестве на правительственном уровне, в активизации межотраслевых связей, а также в развитии соответствующей международной правовой базы. Важным вкладом в развитие институционных и договорных механизмов охраны окружающей среды стал процесс «Окружающая среда для Европы», инициированный Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН). Этот процесс состоит из множества международных встреч разного уровня, самыми важными из которых являются общеевропейские конференции министров охраны окружающей среды.

Шаг первый


Первая из таких конференций состоялась 21-23 июня 1991 г. в Добрише (бывшая Чехословакия). В ней приняли участие министры из 34 европейских стран, комиссар по вопросам окружающей среды Еврокомиссии, а также представители США, Бра­зилии, Японии, организаций системы ООН и множества других правительственных и неправительственных организаций. Самым существенным достижением этой встречи стала разработка и согласование основных направлений стратегического партнерства стран-участниц. Ими, в частности, предусмотрено активное сотрудничество с учетом экологических аспектов перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике, финансово-экономическая поддержка природоохран­ной деятельности в этих странах со стороны более развитых государств и улучшение экологических условий, которые непосредственно влияют на здоровье людей. Тогда же был провозглашен важный принцип – за состояние окружающей среды в глобальных масштабах ответственны все государства.

Шаг второй


Следующая конференция «Окружающая среда для Европы» состоялась в Люцерне (Швейцария) 28-30 апреля 1993 г. Количество стран-участниц на этот раз достигло 45, включая бывшие советские республики (в том числе и центрально­азиатские, которые после распада СССР вошли в регион ЕЭК ООН). Япония и Израиль также приняли участие в конференции. Итоговым документом встречи стала принятая 30 апреля Декларация министров, определившая политическую сущность процесса «Окружающая среда для Европы»: гармонизация природоохранных и политических процессов на континенте, обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития. Конференция одобрила Программу действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (ПДООС), для реализации которой была создана специальная рабочая группа.

Шаг третий


23-25 октября 1995 г. в Софии (Болгария) состоялась ІІІ Конференция, в которой приняли участие министры охраны окружающей среды региона ЕЭК ООН, а также Австралии, Мексики и Японии. Принятая 25 октября Декларация министров констатировала необходимость интегрированного подхода со внедрением природоохранных мероприятий во всех секторах общественной деятельности. Кроме того, в декларации детально излагались стратегия и методы деятельности по ключевым направлениям, которые отображены, в частности, в «Программе действий по охране окружающей среды для стран Центральной и Восточной Европы»: финансирование мероприятий в указанном регионе, привлечение частного сектора к партнерству, ответственность промышленников за состояние окружающей среды, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, ядерная безопасность. Конференция приняла Руководящие принципы по доступу к экологической информации и участию общественности, Общеевропейскую стратегию защиты ландшафтного и биологического разнообразия. Также была достигнута договоренность о создании новых Региональных экологических центров (РЭЦ) на территории ННГ, учитывая положительный опыт деятельности РЭЦ для Центральной и Восточной Европы, созданного в 1990 г. в Сентендре (Венгрия). Сейчас новые РЭЦ работают в Украине, Российской Федерации, Республике Молдова, на Кавказе и в Средней Азии.

Шаг четвертый


Во время IV Конференции, состоявшейся в Орхусе (Дания) 23-25 июня 1998 г., был проведен специальный круглый стол «Укрепление демократии для устойчивого развития» - впервые в истории процесса министры и представители НПО сидели за одним столом. В ходе его работы обсуждались и отрицательные, и положительные примеры взаимодействия правительственных структур и общественных организаций по экологическим вопросам. Позже на конференции большинством министров была подписана «Конвенция о доступе к информации, участии граждан в процессе принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция), ставшая самым значительным событием развития экологической демократии в Европе и во всем мире.

Министры договорились о переориентации процесса «Окружающая среда для Европы» на потребности Новых Независимых Государств (ННГ) – бывших республик Советского Союза. С тех пор принято ряд важных мер, однако экологическая ситуация в ННГ до сих пор остается сложной. Министры охраны окружающей среды этих стран указывают на необходимость дальнейших действий для укрепления процесса переориентации и внедрения его результатов для улучшения состояния окружающей среды в Европе.


Шаг пятый – еще впереди


На 5-ой сессии Комитета по экологической политике ЕЭК ООН в сентябре 1998 г. с согласия Президента Украины было принято решение о проведении V Всеевропейской конференции «Окружающая среда для Европы» в столице Украины – Киеве. Сейчас в стране уже создан Национальный оргкомитет по подготовке и проведению конференции под руководством премьер-министра Украины Анатолия Кинаха. Украина также координирует деятельность международной Рабочей группы старших должностных лиц, которая является ведущей официальной структурой, ответственной за подготовку и проведение V Конференции. Ее члены обсуждают ход подготовки к Киевской конференции, повестку дня, определяют политические рамки, основные задачи и цели, документы, которые должны быть приняты в Киеве, и уже сегодня пытаются очертить будущее процесса "Окружающая среда для Европы".

НОВОСТИ ПРОЦЕССА

Женева: третья встреча Рабочей группы старших должностных лиц


3-4 июля во Дворце Наций в Женеве (Швейцария) состоялась 3-я встреча Рабочей группы старших должностных лиц (РГСДЛ) Комитета по экополитике ЕЭК ООН. Ее участники одобрили новый проект "Политические рамки для Киева-2003". Обсуждая возможную основную тему конференции, отметили, что "Окружающая среда и безопасность" является крайне важным вопросом. В качестве возможной основной темы было также предложено "Укрепление экологической компоненты устойчивого развития в регионе ЕЭК ООН". Консультации и дискуссии по этому поводу пока продолжаются, окончательное решение будет принято на следующей встрече Рабочей группы, которая состоится в Женеве 7-8 ноября.

Обсуждая вопросы переориентации процесса "Окружающая среда для Европы" на страны ННГ, делегаты отметили важность проблем, которые представляют особый интерес для стран с переходной экономикой (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии) и юго-восточных европейских государств, не участвующих в процессе присоединения к ЕС. В то же время, по их мнению, нельзя забывать о необходимости общеевропейского подхода и ответственности всех стран региона ЕЭК ООН. Поэтому было предложено на Киевской конференции обратить пристальное внимание на вопросы трансграничного влияния и сбалансированного управления общими экосистемами, такими как трансграничные водные ресурсы и международные озера. Проблема водных ресурсов в контексте общей безопасности весьма актуальна в Центральной Азии. Старшие должностные лица этих стран предложили обсудить вопрос о воде, окружающей среде и безопасности и на Всемирном саммите по устойчивому развитию, и на Киевской конференции. Их мнение по поводу внесения такого пункта в повестку дня Киевской конференции поддерживают и представители других стран. В Киеве можно будет заложить базу для последующей работы в этом направлении. Впрочем, вопрос остается пока открытым.

Каково будущее процесса "Окружающая среда для Европы"? Что будет происходить в регионе после Киевской конференции? На эти вопросы участники встречи также попытались найти ответы, обсуждая предложенный председателем Комитета по экологической политике ЕЭК ООН г-ном Хуго фон Мейенфельдтом проект будущего управления охраной окружающей среды. Необходимо преодолеть недостатки в общем управлении процессом и выработать общее направление движения. Больше стоит ориентироваться на региональные связи, но не забывать об общеевропейском курсе. Надо постараться привести в действие уже принятые предыдущие решения, воплотить в жизнь существующие конвенции и наладить их взаимодействие.

При построении дальнейшего процесса необходимо учитывать изменения, произошедшие на континенте, а также принять во внимание решения и рекомендации саммита в Йоханнесбурге.

Для продолжения разработки этого документа создана специальная рабочая группа, в которой будут принимать участие представители министерств нескольких стран, в том числе и Украины, а также Еврокомиссии и ЭкоФорума.

На встрече обсуждался также ход подготовки к конференции непосредственно в Украине и финансовые потребности страны-хозяйки. Делегатов проинформировали о создании и планах работы Национального оргкомитета по подготовке и проведению конференции.


С документами 3-й встречи РГСДЛ можно ознакомиться на сайте:

http://www.unece.org/env/wgso/2002_main.htm



За более подробной информацией о третьей встрече РГСДЛ просьба обращаться к председателю Рабочей группы старших должностных лиц Анне Голубовской-Онисимовой (Министерство экологии и природных ресурсов Украины): +380 44 228 2522, annago@ukr.net

Повестка дня V Конференции министров "Окружающая среда для Европы"


(по итогам обсуждения на 3-й встрече Рабочей группы старших должностных лиц, 3-4 июля 2002 г. и на шестой встрече ее Исполкома, 13 сентября 2002 г., Женева)


  • Основная тема конференции дискутируется. Предлагается: "Окружающая среда и безопасность", "Укрепление экологической составляющей устойчивого развития в регионе".

  • Предлагается, чтобы Конференция проходила в течение двух с половиной дней, каждый из которых был посвящен конкретной теме: окружающая среда и безопасность, партнерство, будущее процесса «Окружающая среда для Европы»; и чтобы сессия, совместная с общественными организациями, проходила на протяжении трех часов во второй день.

  • Новое партнерство, включая Европейскую экологическую стратегию стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, водные инициативы (включая Водную инициативу ЕС и Водные вопросы Центральной Азии), Энергетическую инициативу и горные инициативы (включая Карпатскую и, возможно, Кавказскую конвенции).

  • Третий Общеевропейский доклад о состоянии окружающей среды - готовится.

  • К подписанию в Киеве должны быть подготовлены 3 региональных юридически обязательных протокола ЕЭК ООН:

    • по стратегической оценке природопользования (протокол к Конвенции Эспоо);

    • по гражданской ответственности и водным авариям (к Хельсинкской конвенции 1992 г. и к Конвенции по трансграничным авариям);

    • по реестрам выбросов и переносов загрязнений (протокол к Орхусской конвенции).

  • Руководящие принципы (юридически необязательные, их форма будет обсуждаться более подробно в ходе подготовительного процесса):

    • соблюдение и выполнение международных природоохранных соглашений;

    • реформа цен и субсидий на энергию;

    • участие общественности в международных природоохранных соглашениях.

  • Стратегия экологического образования для устойчивого развития будет подготовлена к Киевской конференции специально созданной рабочей группой (сопредседатели - Швеция и Россия). Проект документа будет подготовлен к заседанию Исполкома в сентябре 2002 г.

  • Планируемые отчеты:

    • ратификация Орхусской конвенции;

    • 10-летний опыт проведения обзоров деятельности по охране окружающей среды;

    • реализация Орхусского протокола по стойким органическим загрязнителям;

    • стратегия постепенного отказа от этилированного бензина;

    • энергетическая хартия;

    • общеевропейская стратегия биологического и ландшафтного разнообразия, включая предложения по дальнейшему развитию стратегии на основе результатов межправительственных конференций "Биоразнообразие в Европе" (февраль 2002 г., Будапешт) и "Биоразнообразие и сельское хозяйство" (июнь 2002 г., Париж).

  • Специальная сессия (аналогично сессии в Орхусе в 1998 г.) для министров и экологических НПО по интеграции экологических принципов в секторальные политики будет организована ЭкоФорумом в рамках официальной повестки дня конференции на уровне министров.

  • Руководящие указания по ГМО (продолжаются переговоры о включении этого документа в повестку дня как юридически необязательного дополнения к Орхусской конвенции).

НОВОСТИ ПРОЦЕССА

Национальный оргкомитет по подготовке и проведению
V Конференции министров «Окружающая среда для Европы»


К этому форуму, являющемуся ключевым в процессе создания и внедрения общей экологической политики на Евразийском континенте, страны входящие в регион ЕЭК ООН, а также многочисленные международные и национальные движения готовятся уже на протяжении четырех лет. В Украине, которая станет хозяйкой V Конференции министров, подготовка активизировалась в конце мая: Президентом Украины Леонидом Кучмой был издан соответствующий указ, в котором, в частности, сообщается о создании национального оргкомитета по подготовке мероприятия. Его председателем назначен премьер-министр Украины Анатолий Кинах, заместителями – министр экологии и природных ресурсов Сергей Курыкин и министр иностранных дел Анатолий Зленко. В состав комитета также вошли министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и зашиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Василий Дурдинец, председатель Госкомитета лесного хозяйства Николай Колесниченко, министр образования и науки Василий Кремень, министр юстиции Александр Лавринович, министр финансов Игорь Юшко, министр здравоохранения Виталий Москаленко, председатель Совета министров Автономной Республики Крым Сергей Куницын, председатель Госкомитета Украины по строительству и архитектуре Валерий Череп, председатель Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Иван Чиж, министр экономики Александр Шлапак, руководители других учреждений и ведомств, ведущие научные деятели, представители общественных организаций.

Первое заседание Национального оргкомитета по подготовке и проведению V Конференции «Окружающая среда для Европы» состоялось 19 июля. На нем министр экологии и природных ресурсов Украины Сергей Курыкин рассказал об истории и значении процесса "Окружающая среда для Европы", о его главных целях, задачах и основных темах повестки дня будущей конференции. Среди них - принятие протоколов по стратегической оценке природопользования и по созданию реестров выбросов и переносов загрязнителей, общеевропейская стратегия биологического и ландшафтного разнообразия, региональные конвенции для государств Карпатского и Кавказского регионов и пр. Председатель НОК Анатолий Кинах отметил важность отображения национальных приоритетов Украины в повестке дня конференции, в частности - особое значение Карпатской конвенции.

На заседании были представлены проект программы мероприятий подготовительного процесса и предложения по их обеспечению (которые предложено доработать с учетом замечаний ведомств и подать на второе заседание НОК для утверждения), одобрено создание секретариата НОК.

Местом проведения V Всеевропейской конференции «Окружающая среда для Европы» избран киевский Дворец Спорта.

Дополнительная информация: тел. +380 44 290 4157, факс +380 44 290 3719,

e-mail: kyiv-2003@ukr.net; secretariat@kyiv-2003.ln.ua; http://www.kyiv-2003.info



Протокол по реестру выбросов и переносов
загрязнителей (PRTR)


Бюллетень будет представлять Вам основные проекты и документы процесса, рассказывать о ходе их
обсуждения. Так, в этом номере представлен Протокол по реестру выбросов и переносов загрязнителей.

Одним из самых важных международных документов, которые будут рассмотрены на Киевской конференции министров охраны окружающей среды, является Протокол по реес­тру выбросов и переносов загрязнителей (Pollutant Release and Transfer Register Protocol, PRTR) к Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участии граждан в процессе принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция). Его основная цель состоит в том, чтобы вместо одного лишь «контроля на конце трубы» пойти путем предупреждения возможного загрязнения окружающей среды и контроля в начале технологического процесса. Этот подход доказал свою экономическую эффективность в тех странах, где применялся. Следует особо отметить, что участие в этом протоколе будет открыто и для тех стран, которые не ратифицировали Орхусскую конвенцию, ведь этот документ должен стать независимым инструментом.

Н


Дмитрий Скрыльников,

член рабочей группы по реестрам выбросов и переносов загрязнителей, НПО " ЭкоПраво-Львов":

- Согласно этому протоколу, страны должны будут создать у себя реестры выбросов и переносов загрязнителей (РВПЗ), которые во многих государствах уже доказали свою чрезвычайную эффективность, даже тогда, когда они регулируют вопросы информации, а не самого загрязнения.

РВПЗ является интегрированной системой сбора и распространения информации, которая должна включать данные об источнике (преимущественно о предприятии, цехе или установке), отдельных химических веществах и среде, в которую эти вещества поступают (вода, земля, воздух), данные о перемещении химических веществ в отходы (как минимум о тех, которые оказываются за пределами предприятия). Данные должны собираться и распространяться периодически, как правило, ежегодно. А доступ общественности к ним является одним из основных обязательных элементов РВПЗ.

Каждого человека, прежде всего, интересуют не обобщенные показатели, а информация о том, кто именно и чем именно загрязняет окружающую среду рядом с его домом или школой, в которой учатся его дети. Именно РВПЗ призван обеспечить быстрый доступ к такой информации, в том числе, и через Интернет. Это, как показывает практика многих стран, приводит к тому, что отдельные граждане эффективнее влияют на загрязнителей окружающей среды, а предприятия заинтересованы во внедрении экологически безопасных технологий.
а сегодняшний день в некоторых странах уже действуют на практике реестры выбросов и переносов загрязнителей. Государства и предприятия, которые работают на их территориях, в обязательном порядке ведут учет и информируют население о вредных выбросах и возможности их трансграничного переноса с целью принятия соответствующих мер безопасности.

Общеевропейские требования развивать подобные национальные реестры в каждой стране, что предусмотрено Статьей 5.9 Орхусской конвенции, в настоящее время начали постепенно реализовываться на практике. На международном уровне достигнута договоренность о том, что эти требо­вания будут действовать как законодательный акт - в виде протокола. В апреле 1999 г. в Молдове состоялась первая встреча официальных представителей стран, подписавших Орхусскую конвенцию; одним из главных ее результатов стало создание рабочей группы по реестрам выбросов и переносов загрязнителей (ведущая страна – Чехия).

Окончательную разработку протокола предполагается завершить к маю 2003 г. – для подписания его на Киевской конференции министров. После ратификации и до вступления документа в силу пройдет некоторое время – необходимо, чтобы его ратифицировали 16 стран (в случае с Орхусской конвенцией процесс ратификации длился 3 года). Кроме того, участники протокола должны успеть изменить свои национальные законодательства в соответствии с ним. Уже состоялось пять переговорных встреч международной рабочей группы. Секретариат по работе над документом подготовил его основной текст, в котором определены главные вопросы для обсуждения. 13-14 июля этого года в Сентендре (Венгрия) проходила очередная региональная встреча по протоколу, организованная Региональным экологическим центром стран Центральной и Восточной Европы. В ее работе приняли участие представители министерств и неправительственных организаций из 15 стран. Они обсудили последние события процесса разработки протокола, заслушали национальные доклады по этому поводу и дали рекомендации по работе 5-ой встречи международной рабочей группы (24-28 июня 2002 г., Женева).

Сейчас предметом одной из основных дискуссий по протоколу является прилагаемый к нему список веществ-загрязнителей. Например, не определено, будет ли включен в него ряд пестицидов и веществ, способствующих парниковому эффекту. Пока соглашение достигнуто по 24 химическим веществам. Само определение “загрязнитель” тоже вызывает ряд разногласий. В стадии обсуждения и список областей деятельности, подотчетных протоколу. Окончательно определено, что обязательное информирование включает в себя сведения о выбросах в воздух и воду, почва пока под вопросом. Кроме того, обсуждаются условия, при которых предприятие должно сообщать о выбросах: его размер и количество используемых на нем химических веществ или определенный уровень выбросов.

Более подробную информацию о ходе работы над Протоколом по реестру выбросов и переносов загрязнителей читайте на официальном сайте Орхусской конвенции: http://www.unece.org/env/pp/prtr.htm

НОВОСТИ ПРОЦЕССА

Информация и коммуникация на зеленой платформе


В конце июня в Харькове состоялась конференция «Использование информационно-коммуникационных технологий для сотрудничества украинских экологических неправительственных организаций на пути к конференции «Киев-2003», в рамках совместного проекта MilieuKontakt Oost-Europa и украинских НПО “На зеленой платформе”. В ней приняли участие представители 60 организаций из 17 областей Украины, гости из белорусских НПО, официальные представители Всеевропейского ЭкоФорума и оргкомитета украинских НПО по подготовке к Киевской конференции. На встрече речь шла о доступе к экологической информации в Украине, а также о ходе подготовки к конференции «Киев-2003» и параллельному международному форуму НПО. 27 июня состоялась первая в Украине видеоконференция, во время которой участники мероприятия через Интернет общались с главой Представительства ООН в Украине Дугласом Гарднером. Присутствующие сошлись в том, что информирование населения по процессу «Окружающая среда для Европы» и вообще по экологическим вопросам неудовлетворительно. Многие локальные организации не имеют доступа к информации, низким остается уровень их технического обеспечения. Среди сложнейших проблем - недостаточное знакомство с существующими информационными ресурсами и невозможность использования большинства из них из-за их англоязычности, что является серьезным препятствием для участия в международных процессах. На конференции были согласованы конкретные планы дальнейшей совместной работы, принята Харьковская декларация.

Общественные организации регионов готовятся к конференции


В июне 2001 г. Всеукраинская общественная экологическая организации "МАМА-86" в сотрудничестве с Всеукраинской коалицией НПО "Альтер-Эко" и британской организацией Stakeholder-Forum for Our Common Future начала осуществление проекта "Киев-2003". Этот информационный проект сети НПО, в котором принимает участие 56 организаций, ставит перед собой задачу привлечь к участию в процессе "Окружающая среда для Европы" и к подготовке Киевской конференции население отдаленных от центра регионов и маргинальных групп. Организаторы уверены, что проект не только поможет повысить уровень информированности населения регионов о процессе "Окружающая среда для Европы", но и предоставит реальную возможность жителям даже самых отдаленных районов Украины стать участниками и творцами экологической политики всего континента. В ходе проекта уже проведено социологическое исследование уровня информированности населения по экологическим вопросам, состоялись региональные семинары в Закарпатье, в Крыму и в восточном регионе (Бердянск).

Больше о проекте можно узнать из его бюллетеня, а также на сайте http://kyiv2003.org


Содержание





Вступительное слово министра экологии и природных ресурсов Украины Сергея Курыкина

1

Новая Европа: Пан-Европейское экологическое партнерство

"Восток-Запад" для устойчивого развития



2

«Окружающая среда для Европы». История процесса

4

Женева: третья встреча Рабочей группы старших должностных лиц

6

Повестка дня V Конференции министров "Окружающая среда для Европы"

7

Национальный оргкомитет по подготовке и проведению V
Конференции министров «Окружающая среда для Европы»

8

Протокол по реестру выбросов и переносов загрязнителей (PRTR)

9

Информация и коммуникация на зеленой платформе

10

Общественные организации регионов готовятся к конференции

10

Контакты

11

При подготовке бюллетеня использованы материалы сайтов


Европейской экономической комиссии ООН (UNECE)

http://www.unece.org



http://www.unece.org/env/pp/prtr.htm

Секретариата НОК Украины

http://www.kyiv-2003.info

Всемирного саммита по устойчивому развитию



http://wssd.info/

http://www.johannesburgsummit.org

Общественных организаций

http://kyiv-2003.org

http://kyiv2003.gluk.org

а также выпуски новостей Европейского ЭкоФорума и дайджеста «ЭкоНеделя»


Бюллетень издается Секретариатом НОК по подготовке и проведению V Конференции

министров "Окружающая среда для Европы" при финансовой поддержке Агентства по

защите окружающей среды Дании.

Выпуск подготовлен информационным центром "Зеленое досье". Над материалами работали

Тамара Малькова, Ольга Михайлюк, Мирослава Ганюшкина, Александр Савицкий.

Секретариат НОК приветствует распространение материалов бюллетеня, при

перепечатке просьба ссылаться на источник.

Дополнительную информацию можно получить по адресу:

Украина, Киев 01010, Инженерный переулок, 4Б, второй этаж

Тел.: +380 44 290 4157, +380 44 290 3007; GSM: +380 50 352 9670;

факс: +380 44 290 3719



kyiv-2003@ukr.net; secretariat@kyiv-2003.ln.ua; http://www.kyiv-2003.info



Смотрите также:
Окружающая среда для Европы
234.28kb.
1 стр.
Доступ: Общий 29 апреля 2011
3277.24kb.
25 стр.
Первая международная летняя школа для молодых ученых, аспирантов и магистров
42.94kb.
1 стр.
Здоровье-это не всё, но без здоровья всё – ничто! Цель
130.07kb.
1 стр.
Урок проводится в форме ролевой игры
175.22kb.
1 стр.
Фундаментальные теоретические инновации. Экология, окружающая среда, биосфера. Метод ингибиторного анализа взаимодействия видов
29.19kb.
1 стр.
Международный союз электросвязи мсэ-т
153.12kb.
1 стр.
Для полноценной жизни нам обязательно нужна здоровая окружающая среда
111.88kb.
1 стр.
Оглавлени е Раздел 1 Окружающая среда, экология и жизнедеятельность организмов
229.14kb.
1 стр.
1. Окружающая среда. Взаимодействие природы и общества
210.68kb.
1 стр.
17. международная научно-практическая конференция «Человек. Окружающая среда. Технологии.»
48.25kb.
1 стр.
Явления природы
115.9kb.
1 стр.