Главная
страница 1

Составил капитан дальнего плавания Борискин О.И. 2002 год



Примерный алгоритм действий по расчету маневрирования при работе с маневренным планшетом.

  1. Заполнить первую строчку таблицы данных .

  2. Нанести свой вектор (найти свой курс, на нем отметить скорость судна(15 узлов – 1,5 кабельтова)). Свой вектор наносится из центра маневренного планшета.

  3. Нанести цели. В месте пересечения окружности дистанции и радиальной линии – пеленга ставится заметная точка, которую необходимо обвести кружочком диаметром 3-5 мм.

  4. Цели надо обозначить буквенным или цифровым способом. Возле целей необходимо поставить время (0)

  5. С помощью параллельной линейки перенести свой вектор к целям. Вектор должен стрелкой упираться в цель, (здесь будет начало вектора цели), а второй конец вектора обозначается крестиком – это центр вращения векторов(ЦВВ).

  6. Заполнить вторую строчку таблицы данных (через 6 минут).

  7. Анализируем ситуацию:

  • если пеленг на цель не меняется, а расстояние уменьшается, то эта цель является опасной и существует угроза столкновения.

  • если пеленг и расстояние на цель не меняются, то эта цель – сателлит, то есть судно, следующее таким же курсом и дистанцией.

  • если пеленг на цель меняется и линия относительного движения (ЛОД) проходит перед носом судна (см. свой вектор), то судно проходит у нас впереди и пересекает наш курс

  • если пеленг на цель меняется и линия относительного движения (ЛОД) проходит за кормой судна (см. свой вектор), то судно проходит у нас сзади и наше судно пересекает ему курс

  1. Наносим цели на планшет. Рядом с отметками указываем время (6). Цели обводим кружочками.

  2. Через нулевую и шестую точки каждой опасной и потенциально опасной цели проводим ЛОДы, которые проходят немного дальше центра маневренного планшета.

  3. Завершаем построение векторного треугольника.(Из точки вращения векторов векторы только выходят)

  4. Находим дистанцию (Dкр) и время(tкр) кратчайшего сближения: дистанция кратчайшего сближения находится в месте касания ЛОД судна с концентрической окружностью от центра планшета. Помечаем точку кратчайшего сближения отчерком перпендикулярно ЛОД. Линия, соединяющая найденную точку и центр экрана – это и есть дистанция кратчайшего сближения с данным судном. Найдем время кратчайшего сближения по каждому судну. Для этого измерим расстояние от 6-минутной точки до дистанции кратчайшего сближения раствором измерителя, соответствующим 6-минутным отрезком. Это время укажем возле 6-минутной отметки данного судна. Отсчет ведется от 6-й минуты. После этого ставим дробную черту. За дробной чертой надо будет указать время пересечения курса.

  5. Находим дистанцию (Dпер) и время(tпер) пересечения курса.

  • для опасного судна Dпер и tпер не определяются, поскольку они равны соответственно Dкр и tкр;

  • для судов, проходящих по корме, Dпер определяется следующим образом: параллельная линейка прикладывается параллельно вектору цели и переносится относительно центра планшета. Когда линейка, параллельная вектору цели, находится напротив центра планшета, отмечают на ЛОД точку. Расстояние от этой точки до центра планшета равняется дистанцией пересечения нашим судном курса этого судна.

  • для судов, проходящих по носу, Dпер определяется следующим образом: вектор нашего судна продолжается до ЛОД судна. Точка пересечения и является точкой пересечения курса цели нашего курса.

  1. Определим время пересечения курса раствором относительного вектора до точки пересечения курса. Отсчет ведется от 6-й минуты. Время пересечения курса ставим через дробь после времени кратчайшего сближения(например: 15/13)

  2. Анализ ситуации. Итогом анализа должен стать маневр. Необходимо помнить, что допускаются только два маневра: сбавление хода и отворот направо. В случае, если сзади следует судно-сателлит, то маневр снижения скорости невозможен. В случае, если справа следует судно, то маневр отворота вправо нежелателен, ибо это судно становится опасным. Как правило выбирается маневр отворота направо. Если при этом выясняется, что при маневре отворота вправо для расхождения с опасным судном, другое судно, потенциально опасное, становится опасным, то маневр по выполнению поворота необходимо рассчитывать относительно этого судна.

  3. Расчет маневра отворота вправо рассчитывается на момент наступления 12-й минуты, если не потребуется иного. Поэтому необходимо отложить по ЛОДам судов соответствующие им 6-минутные отрезки и отчеркнуть на ЛОД позицию судна, которая, как мы полагаем должна быть на 12-й минуте. Точку в кружок не обводим. 12-я минута –это начало маневра, поэтому рядом с отметкой ставим 12 в кружочке.

  4. По условиям задачи дается зона(дистанция) безопасного расхождения, которая отмечается кругом на планшете.

  5. Из точки, соответствующей началу маневра(12 в кружочке) каждого опасного и потенциально опасного судна проводим касательную к зоне безопасного расхождения. При этом надо учитывать, что судно повернет направо, следовательно, касательная должна быть слева от судна. Эта касательная – это и есть ожидаемая линия относительного движения(ОЛОД), по которой пойдет судно в случае нашего маневра. Судно пройдет в радиусе дистанции безопасной зоны слева по борту.

  6. Найдем курс, которым должно следовать наше судно для каждой ОЛОД: параллельной линейкой перенесем направление ОЛОД в 6-минутную точку(конец вектора относительной скорости) и проводим наш новый вектор в сторону, противоположную ОЛОДу. Из точки вращения векторов раствором циркуля откладываем на нанесенном векторе точку. Определяем угол отворота. После определения угла отворота у всех целей определяем угол отворота по наибольшему. Расходиться будем с этим судном, а остальные – вести.

  7. С помощью параллельной линейки переносим вектор нашего судно новый в центр планшета.

  8. Перенесем вектор нашего судно новый в 6-минутную точку других целей для контроля и найдем по новому вектору вектор относительного движения судна новый . Он не должен быть направлен в центр планшета и проходить ближе, чем заданная дистанция минимального сближения. Таким образом, мы рассчитали маневр уклонения от столкновения.

  9. Рассчитаем момент окончания маневра уклонения. После окончания уклонения судно вернется на прежний курс. Момент, когда это можно сделать необходимо рассчитать графически: судно повернет на прежний курс, следовательно отметки целей будут на экране РЛС передвигаться параллельно ЛОД до маневра. Таким образом можно определить время возврата на прежний курс после прохождения целями на безопасном расстоянии. Точку окончания маневра отворота можно определить для каждой цели пересечением ОЛОД и перенесенной параллельной линейкой ЛОД каждого судна, проведенной касательно к дистанции безопасного расхождения(радиус опасной зоны, заданная дистанция). Найдя точки окончания маневра для каждой цели соответствующим раствором нового(!!!) вектора относительного движения судна вычислим время окончания маневра отворота, поставим это время возле найденной точки и обведем ее в кружочек. Наибольшее время будет являться собственно временем возврата на прежний курс.

  10. Рассчитаем дистанцию отхода от первоначального курса. Отнимем от времени окончания маневра время начала маневра. Получим время маневра(tотх). Найдем пройденное расстояние. Для этого воспользуемся логарифмической таблицей «Дистанция-время-скорость» в правой части навигационного планшета. Возьмем раствором измерителя расстояние на линейке между цифрой «60», соответствующей верхнему краю линейки и цифрой скорости нашего судна, приложим этот раствор одной лапкой измерителя к цифре, соответствующей времени маневра, другой лапкой измерителя определим дистанцию, на которую судно во время маневра уклонилось от прежнего курса. Пройденное расстояние можно найти графическим способом: отложим по нашему вектору время tотх в 6-минутных отрезках Откладываем на нашем новом векторе этот отрезок и из его конца опускаем перпендикуляр на вектор нашего судна . Величина этого перпендикуляра (расстояние от конца отрезка до курса нашего судна) равняется отклонению судна от курса судна в милях(Dотх).


Смотрите также:
Примерный алгоритм действий по расчету маневрирования при работе с маневренным планшетом
53.53kb.
1 стр.
Термины и определения Алгоритм
40.32kb.
1 стр.
Алгоритм действий при террористических актах
81.86kb.
1 стр.
Парольная аутентификация пользователя до загрузки операционной системы
32.15kb.
1 стр.
При выполнении фигур пилотажа в диапазоне углов
831.86kb.
6 стр.
Задача Порядок действий при работе с программой MultiLab
83.76kb.
1 стр.
Примерный алгоритм разработки программы исследования
54.1kb.
1 стр.
План-конспект для проведения группового занятия Тема: №2 «Опасности возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий»
176.38kb.
1 стр.
Алгоритм действий по повышению финансового результата сельскохозяйственного предприятия путем выбора оптимальной технологии в условиях волатильности цен на продукцию и средства производства
30.92kb.
1 стр.
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тема №2: «Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих
1076.9kb.
4 стр.
2. опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них
338.2kb.
1 стр.
Алгоритм действий
93.43kb.
1 стр.