Главная
страница 1
Тема урока: КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

10 класс. Учитель Пузырева В.В.



Задачи: 1) дать понятие о комплексных соединениях, их номенклатуре, диссоциации, применении и значении;

2) продолжить развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать;

3) продолжить работу над воспитанием ответственного отношения к учению.

Оборудование: пробирки, штативы для пробирок.

Вещества: желтая кровяная соль, хлорид железа (II), хлорид железа (III), роданид калия.

Ход урока

/. Проверка знаний учащихся



  1. Каковы свойства амфотерных неорганических и органических соединений?

  2. Каково строение и свойства неорганических, и органических оснований?
    //. Изучение нового

План лекции:

  1. Координационная теория.

  2. Диссоциация комплексных соединений.

  3. Наменклатура, классификация.

  4. Значение и применение комплексных соединений.

1. Соединения, в состав которых входят комплексные (сложные) ионы, существующие как в кристалле так и в растворе называются комплексными или координационными.

Впервые объяснил строение комплексных соединений в 1893 г. шведский ученый А.Вёрнер. Затем его координационную теорию дополнили в своих работах русские ученые Чугаев, Черняев, Гринберг.



внешняя координационная сфера внутренняя координационная сфера




центральный комплексообразователь лиганды (« - » - е или электронейтральные

(«+» - й ион или атом) частицы)



  1. В комплексном соединении один из ионов или атомов считается

центральным его называют комплексообразователем.

  1. Вокруг комплесообразователя расположено (координировано)
    определенное число противоположно заряженных ионов или полярных
    молекул, называемых лигандами.

  2. Центральный ион комплексообразователь с лигандами образует
    внутреннюю сферу соединения, которую при написании заключают в
    квадратные скобки.

  3. Число лигандов называется координационным числом

(обычно оно равно 2,4, 6, 8)

5. Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от центрального иона (атома), образуют внешнюю координационную сферу.

Связь в комплексных соединениях ковалентная полярная образованная по донарно- акцепторному механизму.

II.


При диссоциации комплексных соединений образуются комплексные ионы, которые обладают значительной прочностью, их степень диссоциации очень мала.

Например: Nа2 [Си (ОН)4] → 2Nа + [Си (ОН)4 ]2-

К3 [Аз S4] → ЗК+ + [АзS4]3-

III. В названии комплексных соединений первым указывают анион, вторым катион.

В названиях комплексных ионов первыми указывают лиганды, перечисляя их в алфавитном порядке.

В зависимости от того, какие частицы являются лигандами различают:

а) аммиакаты- лигандами являются молекулы аммиака [СО(NН3)6] С13

б) аквакомплексы (лиганды молекулы воды) [А1 ( Н2О)6] С13

в) ацидокомплексы (лиганды- кислотные остатки) К2 [Р1 С16 ]

г) гидроксиды содержащие - гидроксогруппы Nа2 [Sn (ОН)4 ]

д) переходные (различные лиганды) [Сг (NН3 )з С1 ] С12

Заряд комплексного иона равняется алгебраической сумме зарядов составляющих

его простых ионов.

Например:

2+1[Сu+2(ОН)4-1 ]-2 - тетрагидроксокуприт натрия
Задание учащимся на определение зарядов ионов:

2 [Рt С1 4] , К3[Аз S4] , [(Н2О)4] (NО3)2, К4 [Fе (СН)6] , К3 [Fе (СN)6 ],

[Со (NН3)5С1] С12. Назовите данные комплексы.

IV.


1. Комплексные соединения имеют очень важную роль в природе.
Например, гемоглобин - комплексное соединение содержащее железо;

Хлорофилл -…магний.

2. Химические методы извлечения многих металлов (высокой степени чистоты) Из руд связаны с образованием легкорастворимых, легкоплавких или летучих комплексов.

3. Комплексные соединения являются катализаторами при синтезе высокомолекулярных соединений. Химической переработке нефти.

4. Применяются в качестве красителей.


  1. Для устранения жесткости воды.

  2. В аналитической химии для определения многих ионов.


Лабораторная работа

" «Определение ионов Fе2+ и Fе3+»

Провести качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3 , записать уравнения реакций.


1. ЗFе С12 + 2К3 [Fе (СN)6] →6КС1 + Fе3 [ Fе (СN)б]2

Красная кровяная турнбуллева синь

cоль (гексационо (гексационно феррат(III)

феррат (III) калия) железа (II)

3 Fе2+ + 2[Fе (СN)6 ]3- → Fе3[ Fе (СN)б]2
2. а) FеС13 + 3 КСNS→ Fе (СNS)3↓ + ЗКС1

красный роданид

железа (III)

3+ + ЗСNS-→Fе (СNS)3


b) 4FеС13 + К4 [Fе (СN)6 ] → Fе4 [Fе (СN)6 ]3 + 12 КС1

желтая кровяная соль синий

гексационоферрат (III) берлинская лазурь

калия гексацианоферрат (II) железа (III)

4Fе3+ + 3[Fе (СN)6 ] → Fе4 [Fе (СN)6 ]3

cиний
III. Подведение итогов урока.



  1. Домашнее задание: записи в тетради, (конспект лекции).



Смотрите также:
Комплексные соединения. Комплексными
30.39kb.
1 стр.
Лекции по дисциплине «Химия» на тему: «Комплексные соединения»
141.36kb.
1 стр.
Комплексные соединения
48.44kb.
1 стр.
Р. А. Алиева, Ф. С. Алиева
39.71kb.
1 стр.
Комплексные соединения
65.55kb.
1 стр.
Курс «Комплексные соединения»
10.38kb.
1 стр.
Урок химии в 11 классе «Комплексные соединения. Строение. Классификация и номенклатура»
59.62kb.
1 стр.
Кислородсодержащие соединения галогенов
100.88kb.
1 стр.
Лекция 14. Полимерные материалы
35.47kb.
1 стр.
Комплексные геофизические исследования в Монголии
144.64kb.
1 стр.
Соединение деталей гвоздями
73.67kb.
1 стр.
3. 7 Соединения аiiвvi и другие халькогениды
48.31kb.
1 стр.