Главная
страница 1
П Р О Е К Т

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года»


Подпрограмма «Промышленные биотехнологии»

1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


К сфере реализации подпрограммы относится развитие новой для современной России отрасли промышленности – биотехнологической промышленности – крупно-тоннажного производства продукции с использованием биотехнологических методов. К указанным видам продукции относятся, в том числе:

  • кормовые добавки, в том числе белковые, аминокислоты, витамины, ферменты;

  • промышленные ферменты;

  • органические кислоты, спирты, эфиры и другие соединения, используемые в том числе в химической промышленности;

  • биологические композиты;

  • биологические средства защиты растений, биологические удобрения и биологические деструкторы;

  • аквабиотехнологии.

По мнению специалистов в области биотехнологий, доля продукции, производимой на базе возобновляемых источников сырья, в силу экономических и экологических преимуществ будет постоянно расти.

За прошедшие 20 лет в мире созданы принципиально новые биотехнологии и продукты, а производство ранее известных существенно оптимизировано. Россия почти не участвует в этом процессе. В итоге более 80 % биотехнологической продукции, которая потребляется в России, является импортной, а объемы ее потребления остаются несопоставимо низкими по сравнению как с развитыми, так и с развивающимися странами.

Институты и университеты продолжают исследования, но результаты этих исследований не коммерциализируются, поскольку малые предприятия не могут инвестировать значительные средства в развитие новых продуктов на рынке, и конкурировать с ведущими мировыми компаниями на условиях "равных возможностей" они не в состоянии. Кроме того, в России полностью отсутствует система "масштабирования" научных биотехнологических разработок для целей промышленного производства и другие экономические механизмы, необходимые для преобразования научных знаний в коммерческие продукты. Такое положение дел тем более нетерпимо, что в России сохранился потенциал для создания промышленных биотехнологий мирового уровня. Так, практически все мировое производство такой незаменимой аминокислоты как треонин и значительная доля производства кормового витамина В2 основаны на использовании микробиологических культур и технологий, полученных в России. И в настоящее время отечественные исследователи выполняют заказы ведущих мировых биотехнологических компаний на разработку современных штаммов-продуцентов и процессов.

В тех сегментах, где потребление продуктов промышленных биотехнологий относительно развито, доминируют международные компании: импортируется 100% аминокислот, 100 % ферментов для бытовой химии, 100% молочной кислоты. На российском рынке уже 20 лет представлена продукция ведущих биотехнологических компаний мира, но ни одна из этих компаний не организовала свое производство в России.

Вместе с тем, в последние годы в России задействован ряд инструментов поддержки развития биотехнологий. С целью выработки долгосрочной государственной стратегии в сфере биотехнологий в последнее время был принят ряд важных решений: утверждены Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - "ФАРМА- 2020"), Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года и принята федеральная целевая программа (далее - ФЦП) "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Таким образом, появились перспективы для улучшения ситуации в лесном секторе, в фармацевтической отрасли и медицинской промышленности.

Отдельные аспекты фундаментальных и промышленных биотехнологий разрабатываются в рамках ряда программ: ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы", ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы", иных программ, включая формируемые государственные программы Российской Федерации (в их числе: "Развитие здравоохранения" - Минздрав России; "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" - Минсельхоз России; "Воспроизводство и использование природных ресурсов" - Минприроды России; "Развитие рыбохозяйственного комплекса" - Росрыболовство и другие).

Биотехнологическая тематика активно поддерживается Российским фондом фундаментальных исследований и научными программами государственных академий - РАН, РАМН, Россельхозакадемии. Прикладные и внедренческие проекты финансируются Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, ОАО "РОСНАНО", ОАО "РВК". Реализуются региональные программы развития биотехнологий.

Сформированы и решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям включены в Перечень технологических платформ четыре технологические платформы биотехнологической направленности: "Медицина будущего", "Биоиндустрия и Биоресурсы - БиоТех2030" "Биоэнергетика" и "Технологии пищевой промышленности и сельского хозяйства".

В то же время, реализуемых мер явно недостаточно. Современное состояние биоиндустрии в мире таково, что многие технологии и продукты носят экспериментальный характер, применение биопрепаратов сложнее, чем применение традиционных химических продуктов, а их стоимость выше. Эти факты воспринимаются как повод для отказа от активного развития биотехнологий в России. Необходимо признать, что "промежуточный" статус многих технологических решений и биотехнологических продуктов является для России шансом войти в международную систему производства новых знаний и технологий.

Биоиндустрия в мире развивается высокими темпами, и через 10- 15 лет будут найдены решения и продукты, пригодные для массового и повсеместного внедрения. Если к этому времени в России будут созданы соответствующие условия, страна окажется в числе выгодоприобретателей и совладельцев новых технологий. Если существующий сегодня скептицизм сохранится, Россия окажется только потребителем на мировом технологическом рынке и будет вынуждена затрачивать огромные ресурсы на импорт новых отраслей. Масштабы этого технологического импорта могут быть сопоставимы с импортом индустриальных технологий в 30- е годы прошлого века.

Важно отметить, что масштабы и темпы необходимых перемен определяются не готовностью российской экономики, а скоростью, с которой эти перемены происходят в мире. Таким образом, необходимо принимать решения по широкому кругу вопросов в очень короткие сроки.

Развитие биоиндустрии в России невозможно без активного участия крупных промышленных корпораций: как российских, так и международных. Российские компании пока практически не инвестируют в создание активов в сфере биотехнологий, не внедряют биотехнологии на действующих производствах, поскольку такое внедрение, как правило, требует привлечения работников соответствующей квалификации, а также перехода на новые технологии управления. Международные компании, продукция которых представлена в России, заинтересованы в росте продаж, но не проявляют интерес к организации производства и переносу в Россию части исследований и разработок.

Исходя из проведенного анализа состояния биотехнологии в мире и России, можно заключить, что развитие биотехнологической отрасли, выведение научных исследований и промышленного производства в этой сфере на глобальный уровень конкурентоспособности невозможны без реализации целенаправленной государственной политики. Речь идет не только о финансовой поддержке, но и о снятии имеющихся регулятивных барьеров, в том числе в области таможенного, а также технического регулирования, создании стимулов для формирования биотехнологической отрасли, построении необходимой технологической инфраструктуры, создании спроса на продукцию, координации усилий государства, научных организаций и участников рынка.

Подпрограмма призвана:

сформировать технологическую базу для последующего перевода части промышленности на использование возобновляемых видов сырья в России;

обеспечить создание новых подотраслей, нацеленных на выпуск инновационных биотехнологических продуктов для сельского хозяйства, лесопереработки, пищевой и химической промышленности;

стимулировать развитие производства и потребления на существующих в России рынках.

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы


Приоритетами Подпрограммы являются направления развития промышленных биотехнологий, определенные Комплексной программой развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (Био-2020).

2.1. Кормовые добавки, в том числе белковые, аминокислоты, витамины, ферменты

Важнейшую в денежном и натуральном выражении группу продуктов промышленной биотехнологии составляют кормовые добавки – аминокислоты, витамины, белки, ферменты. Сырьевой базой для организации такого рода производств являются местные ресурсы (сахарная свекла, продукты вторичной переработки зерновых). Организация отечественного производства кормовых добавок будет способствовать созданию надежной сбалансированной кормовой базы в России, обеспечит возможность стабильного развития животноводства в стране, снизив зависимость производителей мяса от импорта аминокислот, и защитит их от конъюнктурных колебаний цен на кормовые добавки.
2.2. Промышленные ферменты
Ферментные препараты применяются в процессе производства пищевых продуктов, спиртовом, кожевенном производстве, в производстве моющих средств. Важнейшей областью применения промышленных ферментов является переработка растительного сырья для процессов промышленных биотехнологий производства амилаз для крахмал-содержащего сырья и целлюлаз для лигно-целлюлозного сырья.

В настоящий момент в России действует только одно предприятие, имеющее мощности для выпуска промышленных ферментных препаратов, которое было построено еще в советский период. Основное направление в производстве – ферменты, используемые в сельском хозяйстве.

Создание благоприятных условий для развития конкурентоспособных крупнотоннажных производств ферментов является приоритетной задачей развития промышленных биотехнологий в России.

2.3. Органические кислоты, спирты, эфиры и другие соединения, используемые в промышленности для производств различных продуктов.

На первом этапе для развития этого направления необходимо осуществить поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, позволяющих сформировать комплекс технологических решений, обеспечивающих промышленное производство готовой продукции (на всех этапах технологического цикла от первичного сырья до получения готовых товарных форм) в условиях рыночной конкуренции. На втором этапе необходимо создать условия, существенно повышающие инвестиционную привлекательность данного сегмента.
2.4. Биологические композиты

Развитие биотехнологий в этом направлении направлены на совершенствование способов использования сельскохозяйственных и промышленных отходов и органических кислот.

Биокомпозиты используются для замены пластиков в изготовлении пленок, тары, упаковки, древесных и металлических конструкционных материалов, новейших строительных материалов со сроком эксплуатации свыше 50 лет.

2.5. Биологические средства защиты растений, биологические удобрения и биодеструктуры

В течение последних 10 лет биотехнологическими методами удалось создать новые поколения биологических средств защиты растений, которые по стоимостным характеристикам вполне могут конкурировать с химическими средствами защиты. В результате наблюдается масштабный рост объемов применения биологических средств практически во всех крупных аграрных регионах мира.

Меры биологической защиты растений позволяют повысить урожайность, снизить потери в растениеводстве, внедрить интегрированные системы защиты растений, ведут к снижению остатков действующего вещества в конечной продукции, что крайне важно при контроле в странах - импортерах российской сельскохозяйственной продукции (на данном этапе зерновых).

В рамках Подпрограммы необходимо провести детальный анализ организационно-правовых условий, обеспечивающих переход данного сектора промышленности на инновационный путь развития, и в дальнейшем обеспечить разработку соответствующей нормативно-правовой базы и формирование необходимых организационных условия для развития данного сегмента.

2.6. Аквабиотехнологии

Развитие аквакультуры в мире идет колоссальными темпами. Рынок продукции этой отрасли в 2012 году составил более 120 млрд. долл. Аквабиотехнологии направлены на  интенсификацию производства и глубокую переработку продукции аквакультуры. Совершенствование современных морских биотехнологий позволит модернизировать отечественную производственную базу и увеличить перечень выпускаемой продукции.

Целью Подпрограммы является формирование в России высококонкурентного промышленного комплекса за счет параллельной реализации мер, направленных на замену традиционных видов сырья на возобновляемое сырье и переход к современным высокопроизводительным технологиям и продуктам.

Достижение цели Подпрограммы характеризуется следующими основными показателями:

увеличение в 2 раза объема потребления биотехнологической продукции;

увеличение объема производства биотехнологической продукции в 5 раз;

сокращение доли импорта в потреблении биотехнологической продукции на 50%;

увеличение доли экспорта в производстве биотехнологической продукции более чем в 6 раз;

выход на уровень производства биотехнологической продукции в Российской Федерации в размере около 1 % ВВП к 2020 году и создание условий для достижения не менее 3% ВВП к 2030 году.

К основным задачам Подпрограммы относятся:

создание инфраструктуры развития биотехнологий;

формирование и реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в области биотехнологий;

широкомасштабное развертывание биоиндустрии в регионах России;

создание современных образовательных программ и системы подготовки кадров в области биотехнологий;

интеграция отечественных биотехнологий в мировую биоиндустрию;

совершенствование правовой, экономической, информационной и организационной базы для развития биотехнологий.

Реализация стратегической цели Программы включает 2 этапа:

I этап - 2011 - 2015 годы,

II этап - 2016 - 2020 годы.

Цель реализации I этапа - развитие внутреннего спроса и экспорта биотехнологической продукции; создание производственно-технологической базы для формирования новых подотраслей промышленного комплекса на долгосрочную перспективу.

Для достижения цели I этапа Подпрограммы необходимо решение следующих основных задач:

1. Создание системы содействия продвижению продукции биоиндустрии на внутренний и внешний рынки для кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции биотехнологий, насыщения указанной продукцией соответствующих рынков.

2. Создание действенных стимулов для локализации производства части биотехнологических продуктов иностранных компаний в России. Повышение эффективности механизмов коммерциализации научных результатов исследований и разработок в области биотехнологий, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

3. Создание полноценной структуры биоиндустрии в России, включая пилотные, опытно- промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения биотехнологических продуктов.

4. Появление мотивированного круга промышленных компаний, способных стать локомотивом внедрения новых биологических технологий.

5. Создание организационных и правовых основ для формирования новых рынков биотехнологической продукции.

6. Создание системы добровольной экологической сертификации, учитывающей международный опыт применения "зеленых" стандартов.

7. Создание условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности исследований и разработок в области биотехнологий.

8. Формирование региональных биотехнологических программ и биопромышленных кластеров в ряде субъектов Российской Федерации.


Цель II этапа развития биоиндустрии в Российской Федерации заключается в формировании институциональных условий для проведения глубокой модернизации технологической базы за счет массового внедрения в производство методов и продуктов биотехнологий. Необходима интеграция научно-технологического сектора России в международную систему производства знаний с выходом на опережающее развитие научного потенциала, ориентированного на создание знаний и технологий, способных наряду с нанотехнологиями и информационными технологиями обеспечить модернизацию промышленного сектора.

Для достижения цели II этапа Программы должен быть решен комплекс задач, включая:

1. Формирование производственно-технологической базы по всем основным видам продукции промышленных биотехнологий.

2. Создание комплексной междисциплинарной системы исследований и разработок, глубоко интегрированной в международную технологическую среду.

3. Совершенствование механизмов поддержки малого инновационного предпринимательства, направленного на вовлечение потенциала научных организаций в создание и производство новых биотехнологических продуктов.
3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Достижение цели и решение задач Подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансирования мероприятий.

Реализация Подпрограммы предусматривается в два этапа, на каждом из которых предусматриваются меры государственной поддержки и регулирования:



Основное мероприятие 1. Формирование нормативно-правовой и нормативно технической базы

Важнейшая задача, без решения которой невозможно открыть рынки для продукции промышленных биотехнологий – это формирование новой нормативно-правовой и нормативно-технической базы. В этом направлении на первом этапе должны быть выполнены все основные работы.

Необходимо:

1) создать систему новых стандартов и правил (гармонизированную с международными стандартами), 2) реорганизовать систему регистрации и проведения сертификационных процедур с переходом на международные методики, 3) отрегулировать законодательство с целью выработки условий обращения на рынке биологических продуктов, 4) создать систему стимулов, поощряющих использование биологических продуктов в промышленности.



Основное мероприятие 2. Пилотные проекты регионального развития промышленных биотехнологий

В основе данного мероприятия лежат координационная деятельность Минпромторга России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и объединениями промышленников и предпринимателей по отбору пилотных регионов для развертывания мероприятий поддержки биоиндустрии. В настоящее время существуют предпосылки к тому, что начиная с 2014 года, проекты могут получить пакетные ресурсы (в виде различных субсидий и других инструментов господдержки, а также набора инструментов, которые предоставляют институты развития) для финансирования региональных программ.

В рамках этой работы необходимо проанализировать:


  • Наличие в регионе объективных предпосылок для развития конкретных направлений биоиндустрии

  • Наличие региональных промышленных компаний, готовых действовать в качестве якорных инвесторов программы

  • Предусмотреть создание часнто-государственных компаний в наиболее приоритетных направлениях биотехнологий

  • Наличие в регионе научного и кадрового потенциала для развитии биотехнологий

  • Качественные инвестиционные проекты в области биотехнологий.

  • Доступный и подтвержденный региональный спрос на биотехнологическую продукцию

  • Активная позиция исполнительной власти в регионе, готовность формировать на региональном уровне нормативную базу, стимулирующую производство и потребление биотехнологической продукции.

Основное мероприятие 3. Развитие экспорта

Уже сейчас целый ряд предприятий в России производит биотехнологическую продукции промышленного назначения. Эти предприятия активно выходят на внешние рынки, объемы пока не велики и необходимо создавать условия, повышающие конкурентоспособность предприятий на зарубежных рынках. В частности:

- Необходимо гармонизировать систему регистрации и сертификации биотехпродуктов в России с тем, чтобы компании не проходили все эти процедуры дважды: по одним методикам в России, по другим - в ЕС.

- Необходимо содействие в продвижении продукции через такой механизм как участие в крупнейших мировых биопромышленных форумах BIO Convention и Bio processing в США, Bio-Europe, Bio-Asia и др.

Активизация участия России в ведущих международных организациях, которые, во-первых, формируют регулирование этих рынков (например – Европейская ассоциация Биоконтроля) и, во-вторых, отвечают за предоставление помощи странам, находящимся в зоне различных экологических угроз. Ежегодно, например, FAO предоставляет странам Африки помощь в виде работ по обработке биопрепаратами природных очагов заражения, так же предоставляются ветеринарные вакцины и вакцины для человек. Объемы этих поставок – несколько миллиардов долларов, Россия и российские компании практически не участвуют в этих работах.

Одна из форм развития экспортного потенциала – создание в России промышленных предприятий, ориентированных на выпуск продукции по модели «контрактного производства» (CMO и CDMO), с последующим развитием этого направления. В мире сейчас формируется дефицит производственной мощности для промышленных биопродуктов (так называемая ферментационная мощность) и есть значительный интерес как европейских, так и китайских компаний в этом направлении.

Также необходимо в работе с инновационными компаниям (это в большей степени касается институтов развития) предусматривать обеспечение процедур регистрации и сертификации за рубежом. В целом ряде случаев механизм и стоимость этих процедур используются фактически как заградительная мера для доступа на рынок.

Основное мероприятие 4. Поддержка опытно-промышленной и экспериментальной базы

В секторе промышленных биотехнологий сложился разрыв между результатами научной работы и крупнотоннажным производством. Этот разрыв необходимо заполнить тремя инфраструктурными звеньями:



  1. Опытные производства, которые необходимы для отработки промышленных технологий и регламентов из лабораторных образцов. Этот этап решает технологические задачи по производству продукта в промышленном объеме.

  2. Экспериментальные производства. Это полноразмерные промышленные предприятия, задача которых добиться таких параметров производственных процессов, которые будут не только технологически стабильны, но и экономически эффективны.

Основное мероприятие 5. Формирование отраслевых программ внедрения продуктов и промышленных биотехнологий

Отдельно необходимо проработать вопрос создания центров по отработке технологий применения биотехпродуктов, поскольку эта задача часто бывает не менее значимой и ресурсоемкой, чем собственно разработка препарата.

Было бы целесообразно для решения таких комплексных проблем на этапе до и после промышленной фазы создать несколько инжиниринговых центров с комплексом сервисов, необходимых для доводки продукта до промышленной стадии и параллельно для стандартизации технологии применения

Основное мероприятие 6. Формирование интегральной программы исследований и разработок

Важнейшее направление связано с формированием научной программы обеспечивающий рост промышленности в этом секторе за счет освоения инновационной продукции. Необходимо сформировать комплексную междисциплинарную программу прикладных исследовании и увязать работу ученых с деятельностью инжиниринговых центров, пилотных и экспериментальных производств.



Основное мероприятие 7. Развитие кадрового потенциала

Для кадрового обеспечения программы минимум в двух регионах страны нужно сформировать новые учебные программы, материально-техническую базу, позволяющую готовить специалистов для работы на современных промышленных производствах.



На первом этапе реализации Подпрограммы предусматривается достижение следующих результатов:

  1. Сформировать в 5-7 пилотных регионах биопромышленные кластеры. В 2-3 регионах это будут комплексные (то есть включающие и инжиниринг и науку и производство и сервис) центры. Еще в 3-4 регионах - их отдельные элементы, как правило, производственные и опытно-экспериментальные.

  2. Создать 2-3 контрактных производственных предприятия для работы на внешних рынках.

  3. Локализовать производство и центры компетенций минимум двух международных компаний.

  4. Интегральным результатом первого этапа является рост объемов производства и экспорта продукции промышленных биотехнологий из возобновляемых источников сырья.

  5. Другой важнейших результат – запуск в этом направлении инновационного цикла – создание системы трансформации научных знаний в технологию, технологии – в конкурентоспособный продукт и сервис.

На втором этапе предполагается решить принципиальную задачу изменения структуры промышленного комплекса в России таким образом, чтобы он соответствовал параметрам конкурентоспособности на мировом рынке. То есть значительно увеличить долю возобновляемого сырья, а также биотехпродуктов.

4. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы


Ответственным исполнителем Подпрограммы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, соисполнителями - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по государственным резервам, Российская академия наук.

5. Анализ рисков реализации Подпрограммы


При реализации Подпрограммы существуют следующие риски, способные серьезно повлиять на ход выполнения программных мероприятий:

  • макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры и снижения темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;

  • финансовые риски, связанные с возникновением дефицита бюджета или изменением приоритетности финансирования государственных программ и, вследствие этого, сокращением уровня бюджетного финансирования, а также риски, связанные с сокращением уровня финансирования Подпрограммы из внебюджетных источников, в полной мере подверженных рыночным рискам;

  • рыночные риски – риски изменения конкурентной среды на рынке, связанные с критическими изменениями спроса и предложения: снижение темпов роста потребления при появлении новых технологий, волатильность цен, ценовой демпинг;

  • операционные риски, связанные с замедлением темпов реализации мероприятий Подпрограммы в связи с ошибочными техническими решениями, неверными оценками капитальных и операционных затрат и нестабильностью производства;

  • геополитические риски, связанные с возможным изменением приоритетов и направлений государственной политики;

  • международные риски – успешная интеграция в мировой рынок напрямую зависит от состояния отношений Российской Федерации с другими странами;

  • кадровые риски, связанные с несоответствием квалификации персонала потребностям, необходимым для реализации мероприятий Подпрограммы, а также физическим отсутствием квалифицированной рабочей силы на удаленных месторождениях;

  • инфраструктурные риски, связанные с отсутствием или недостаточным уровнем развития транспортной, инженерной (в т.ч. энергетической) и социальной инфраструктуры;

  • технологические риски, связанные с недостаточным уровнем компетенций отечественной науки, необходимым для реализации мероприятий Подпрограммы, невозможностью достижения приемлемых технико-экономических показателей на современном уровне развития науки и техники, а также сложность и комплексность технологических задач;

Оптимизация указанных рисков возможна за счет механизмов государственной поддержки развития отрасли на основе государственно-частного партнерства, рационального использования бюджетных средств и максимальной координации действий всех участников Подпрограммы.


Смотрите также:
Программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года»
201.28kb.
1 стр.
Программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
193.17kb.
1 стр.
Информация об итогах работы
187.22kb.
1 стр.
Справка о ходе реализации Программы «Производительность 2020» (итоги 2012 года) с начала реализации программы «Производительность 2020»
223.42kb.
1 стр.
Стратегия развития легкой промышленности Волгоградской области на период до 2020 года
458.13kb.
1 стр.
Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу
634.87kb.
4 стр.
Стратегия развития легкой промышленности Волгоградской области на период до 2020 года
453.49kb.
1 стр.
Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу
595.05kb.
4 стр.
Повышение конкурентоспособности региональной промышленности на основе кластерных инициатив
71.98kb.
1 стр.
Конкурс «компьютерный инжиниринг»
43.78kb.
1 стр.
Направления деятельности
621.39kb.
4 стр.
Замечания и предложения по Главе 15. («Преодоление территориальной разобщенности») промежуточного доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии на период до 2020 года «Стратегия-2020»
573.17kb.
4 стр.