Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Естественных наук

Кафедра «Химии»



Учебно-методический комплекс

Техногенные системы и экологический риск
Направление

020100.62 Химия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

очная

Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Естественных наук

Кафедра «Химии»



УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии института ИЕН

«_3_» __сентября__2012 г.

Протокол №_1_

Председатель УМК ИЕН

Л.А.Тулаева______________
Рабочая программа

дисциплины «Техногенные системы и экологический риск»


Направление

020100.62 Химия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

очная

Блок дисциплин Б2 ДВ 3

Семестр 3

Всего учебных занятий – 72 часа, 2 зачетные единицы.

В том числе:

Аудиторных – 36 часов, 1 зачетная единица, из них:

Лекций – 36 часов, 1 зачетная единица,

Самостоятельных – 33 часа, 1 зачетная единица.;

Занятия, проводимые в интерактивной и активной форме – 18 часа.

Контроль самостоятельной работы – 3 час.


Итоговый контроль – зачет
Сыктывкар 2012
Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана по направлению 020100.62 «Химия»

Составитель УМК

Д.х.н._____________ Л.С. Кочева

(подпись)
Сведения о рецензентах:
Ведущий научный сотрудник Института биологии Коми НЦ УрО РАН, профессор, д.х.н.____________________(Карманов А.П.)
Старший преподаватель кафедры химии ИЕН, к.х.н. _________________ (Броварова О.В.)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «химии»

Протокол заседания № 1 от 31.08.2012 г.
Заведующий кафедрой

к.х.н. _________________________ О.А. Залевская



(подпись)


  1. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Техногенные системы и экологический риск» является рассмотрение роли техногенных систем в проблеме устойчивого развития общества, классификация и описание наиболее существенных воздействующих факторов, методов контроля за ними и средств, ограничивающих их воздействие.

Содержание курса ориентировано на получение и последующее применение студентами ключевых представлений и методологических подходов, направленных на решение проблем обеспечения безопасного и устойчивого взаимодействия человека с природной средой.

Существенная роль в обеспечении устойчивого развития человечества принадлежит химической науке, особенно в создании новых безопасных производств, разработке методов минимизации отходов и их использования, разработке новых высокочувствительных и экспрессных методов диагностики и др.

Основными задачами курса являются формирование у студентов представлений об окружающей среде как системе, развивающейся во времени и испытывающей воздействие природных процессов и антропогенных факторов, сравнение их между собой, оценка взаимодействия химико-технологических процессов на состояние окружающей среды, обеспечение безопасности в сферах нормативно-организационной, технологической и экономической.

Студент должен знать: основные проблемы в области безопасности человека и окружающей среды, обеспечения устойчивости развития общества; понятие «опасности» и проблемы количественной оценки разных видов опасностей

Студент должен уметь: рекомендовать меры по снижению техногенного и экологического риска; дать оценку воздействия техногенных факторов на окружающую среду и человека; рекомендовать меры по снижению техногенных выбросов в окружающую среду, способам переработки отходов промышленных предприятий и сельского хозяйства.

Студент должен владеть: основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Техногенные системы и экологический риск» входит в вариативную часть блока дисциплин МЕН Б 2 ДВ 3 (дисциплины по выбору). Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологические системы и экологический риск» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: 020100 Химия.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Техногенные системы и экологический риск.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (ОК-18).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Владеет методами регистрации и обработки результатов химически экспериментов (ПК-8);

Владеет методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков (ПК-9).



4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Техногенные системы и экологический риск.
Содержание дисциплины: Окружающая среда как система. Основные принципы и законы формирования биосферы. Характеристика техносферы. Техногенная опасность. Факторы опасности. Антропогенные воздействия на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Опасные химические объекты и техногенный риск. Основные направления и меры борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. Методы очистки атмосферы, гидросферы от загрязняющих веществ. Место химических производств в концепции устойчивого развития. Характер и масштабы стационарных и аварийных выбросов. Специфика воздействия химических веществ. Радиационное загрязнение и защита биосферы. Оценка и нормирование радиоактивного излучения. Атомные станции. Санитарно-защитные зоны. Хранение, перевозка и ликвидация отходов радиоактивных продуктов. Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Основы теории опасности. Характеристика опасностей: классификация, уровни и методы оценки. Шкала опасности. Эволюция концепции безопасности. Управление безопасностью. Методология оценки риска. Основные понятия, определения, виды и управление риском. Анализ риска. Стоимостная оценка риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.



№ п/п

Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя

семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации



1

Техногенные системы и экологический риск

3

18

Л-36

С-33

зачет



Календарно-тематический план





Наименование разделов, тем




Количество часов по учебному плану

Масимальная нагрузка студентов

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции


1

Введение

4

2

2

2

2.

2.1.


Тема 1. Окружающая среда как система

Основные принципы и законы формирования биосферы



5

3

3

2

2.2.

Характеристика техносферы. Техногенная опасность. Факторы опасности.

4

2

2

2

3.
3.1.

Тема 2. Антропогенные воздействия на окружающую среду

Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду



6

3

3

3

3.2.

Опасные химические объекты и техногенный риск

6

3

3

3

4.

4.1.


Тема 3. Основные направления и меры борьбы с загрязнением окружающей среды

Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств



6

3

3

3

4.2.

Методы очистки атмосферы, гидросферы от загрязняющих веществ.

6

3

3

3

5.
5.1.

Тема 4. Место химических производств в концепции устойчивого развития.

Характер и масштабы стационарных и аварийных выбросов. Специфика воздействия химических веществ.



5

3

3

2

5.2.

Радиационное загрязнение и защита биосферы. Оценка и нормирование радиоактивного излучения. Атомные станции. Санитарно-защитные зоны. Хранение, перевозка и ликвидация отходов радиоактивных продуктов.

5

3

3

2

6.

6.1


Тема 5. Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды

Основы теории опасности. Характеристика опасностей: классификация, уровни и методы оценки. Шкала опасности.



6

3

3

3

6.2.

Эволюция концепции безопасности. Управление безопасностью.

4

2

2

2

6..3.

Методология оценки риска. Основные понятия, определения, виды и управление риском. Анализ риска. Стоимостная оценка риска.

4

2

2

2

7

Тема 6. Правовые основы обеспечения экологической безопасности

4

2

2

2

8

КРС

3










9

Итого:

69

36

36

33



Содержание дисциплины
В настоящее время безопасность в природно-техногенной сфере является важнейшей проблемой во всем мире. Бытовавшая ранее «концепция техники безопасности», опирающаяся на принцип «реагировать и выправлять» должна быть заменена на принцип «предвидеть и предупреждать». Система безопасности должна быть ориентирована на объекты, подвергающиеся воздействию, то есть на человека и окружающую среду, а не на источник.

Для объективного решения проблемы безопасности необходимо заранее оценить опасность количественно. Любая технология несет определенный риск для окружающей среды и человека, поэтому необходим тщательный анализ рисков, особенно для новых технологий.

Наука о риске сформировалась в последней четверти двадцатого века и безусловно будет одной из ведущих в новом столетии. Важнейшая особенность науки о риске – её междисциплинарный характер с теснейшим взаимодействием естественных и гуманитарных наук.

Химические производства являются одними из наиболее опасных источников воздействия на человека и объекты окружающей среды. Поэтому задача предотвращения аварий на опасных химических производствах, анализ и оценка риска, управление безопасностью химических производств – является важнейшей для специалистов-химиков. Основная цель данной дисциплины – содействовать подготовке специалистов в области оценки и снижения техногенного и экологического риска. Поставленная задача определяет содержание данной дисциплины.


Тема 1. Введение.

Студент должен знать: основные проблемы в области безопасности человека и окружающей среды, обеспечения устойчивости развития общества; понятие «опасности» и проблемы количественной оценки разных видов опасностей.

Содержание темы:

Введение: безопасность или защита человека и окружающей среды, обеспечение устойчивого развития цивилизации – важнейшая проблема современности, её многоплановость. Проблемы количественной оценки разнородных опасностей.


Тема 2. Окружающая среда как система.

Студент должен знать: основные компоненты окружающей среды (биосфера, техносфера, социосфера), законы и принципы их функционирования, а также условия и факторы, обеспечивающие безопасность человека в окружающей среде.

Студент должен уметь: рекомендовать меры по снижению техногенного и экологического риска.

Содержание темы:

2.1. Атмосфера, гидросфера, литосфера – основные компоненты природной среды. Законы и принципы функционирования биосферы.

Защитные механизмы природной среды и факторы, обеспечивающие её устойчивость. Динамическое равновесие в природной среде.

2.2. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. Опасные природные явления, параметры опасных природных явлений и оценка риска чрезвычайных ситуаций.



Практические занятия: Решение практических задач по расчету рассеивания дымовых газов тепловой электростанции.

Самостоятельная работа студентов:

а) аудиторная: освоение теоретических основ экологии, законов и принципов функционирования экосистем и техносистем.

б) внеаудиторная: подготовка к семинару по программе; подготовка докладов: 1) «Воздействие антропогенных факторов на экологические системы».

2) «Мониторинг состояния окружающей среды».



Основная литература:

1.Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.: Высш. Школа, 1986. 415 с.

2.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде, пер. с англ./ под ред. Ягодина Г.А. 1-3 ч. 1993 – 96с.

Дополнительная литература:

1. Брач Б.Я., Куликова Н.П. И др. Мониторинг окружающей среды в Республике Коми: Учебное пособие. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995. 208с.

2. Юфит С.С. Яды вокруг нас М.: Классик стиль, 2002.

3. Исидоров В.А. Введение в химическую экотоксикологию: учебн. Пособие.- С-Пб.: Химиздат. 1999.

4. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.-М.:изд.МНЭПУ.2001.-264с.

Тема 3. Антропогенные воздействия на окружающую среду.

Студент должен знать: глобальные экологические проблемы, важнейшие техногенные факторы риска, масштабы техногенных воздействий на окружающую среду в концепции устойчивого развития и проблемы экотоксикации, оценку качества окружающей среды.

Студент должен уметь: дать оценку воздействия техногенных факторов на окружающую среду и человека

Содержание темы:

3.1. Развитие производительных сил и рост народонаселения – важнейшие антропогенные факторы. Техногенные системы: определение, классификация.

Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Масштаб современных и прогнозируемых техногенных воздействий на окружающую среду. Основные загрязнители почвы, воздуха, воды; их источники: промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство.

Глобальные экологические проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение природных вод и др.

Химико-аналитический контроль объектов окружающей среды.

3.2. Опасные химические объекты и техногенный риск. Классификация потенциально опасных процессов химической технологии. Токсичные химические вещества. Методы оценки воздействия. Аддитивное воздействие, синергизм и антагонизм. Научные основы определения предельно-допустимых концентраций.

Экологические риски химически опасных техногенных объектов. Причины возникновения аварийных ситуаций. Технологические методы снижения опасности. Экологический подход к оценке состояния и регулирование качества окружающей среды. Экологическое нормирование и экологическая нагрузка. Зоны техногенного риска.

Показатели качества окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду.



Практические занятия: семинар на тему «Природа и характеристика опасностей в техносфере». Решение практических задач по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах.

Самостоятельная работа студентов:

а) аудиторная: освоение основных положений теории опасностей, факторов опасности и воздействия их на здоровье человека и состояние окружающей среды.

б) внеаудиторная: подготовка к семинару и докладу: «Влияние химических токсикантов на здоровье населения»

Основная литература:

1. В.В.Меньшиков, А.А.Щвыряев. Опасные химические объекты и техногенный риск: Учебное пособие-М.: изд.хим.фак.МГУ, 2003-254с.

2. Маршалл В. Основные опасности химических производств.-М.:Химия.1980

Дополнительная литература:

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (20.06.1997)// Гржданская защита. 1997, №11. с.68-75.

2. Белов П.Г. Сущность, принципы и методы регулирования техногенного риска. // Управление риском, 1998, №4. с.14-19.
Тема 4. Основные направления и методы борьбы

с загрязнением окружающей среды.

Студент должен знать: взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств, источники загрязнений и методы борьбы с загрязнением атмосферного воздуха, природной воды и почв, способы ликвидации вредных последствий воздействия токсикантов.

Студент должен уметь: рекомендовать меры по снижению техногенных выбросов в окружающую среду, способам переработки отходов промышленных предприятий и сельского хозяйства.

Содержание темы:

4.1. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств.

Методы очистки сточных вод от органических и неорганических веществ загрязнений. Физические и физико-химические методы очистки сточных вод. Методы коагуляции и флокуляции. Химические методы очистки сточных вод. Комплексная система очистки сточных вод. Методы флотации и ультрафильтрации. Биологическая очистка сточных вод. Озонирование.

Методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей: абсорбция, адсорбция, конденсация, каталитическая нейтрализация, дожигание. Улавливание аэрозолей в скрубберах, фильтрах, электрофильтрах. Очистка от пыли.

4.2. Термические схемы очистки производственных отходов. Оборудование. Средства контроля на примере химико-технологических производств. Использование твердых отходов промышленности.

Проблемы охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства. Нарушение биологического равновесия в результате применения удобрений и ядохимикатов. Диагностика, методы предотвращения и ликвидации вредных последствий их использования.



Практические занятия: решение задач по прогнозированию глубины зоны загрязнения ядовитыми химическими веществами. Семинар на тему “Методы борьбы с загрязнением окружающей среды”.

Самостоятельная работа студентов.

а) аудиторная: знакомство с основными методами борьбы с загрязнениями объектов окружающей среды.

б) внеаудиторная: подготовка к семинару и докладам:

“Борьба с загрязнением окружающей среды в целлюлозно-бумажной промышленности”;

“Способы переработки и использования радиоактивных отходов”.

Основная литература:

1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.: Высш. школа, 1986. 415 с.

2. Химическая технология неорганических соединений/Под ред. Ахметова, I, II кн., 2003.

Дополнительная литература.

1. Маршалл В. Основные опасности химических производств //Пер. С англ.// Под ред. Б.Б.Чайванова. М.:Мир, 1989,671с.

2. Куликова Н.П. Контроль загрязнений окружающей среды: Учеб. пособие. Сыктывкар, 1989.-102с.

3. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе, содержащихся в выбросах предприятий. М,: Госгидромет СССР, 1983.

4. Охрана окружающей среды /Под ред. С.В.Беляева,- М.: Высш.шк.1991,-319с.
Тема 5. Место химических производств в концепции

устойчивого развития.

Студент должен знать: роль химической науки и технологии в обеспечении решения проблем экологической безопасности, принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологии, знать о мероприятиях и действиях, нацеленных на прогноз аварийного риска.

Студент должен уметь: рекомендовать меры по снижению риска химических производств.

Содержание темы:

5.1. Характер и масштабы стационарных и аварийных химических выбросов. Динамика и прогнозы.

Крупномасштабные стационарные выбросы и специфика их воздействия на человека и окружающую среду.

Ресурсо- и энергоснабжение и комплексное использование сырья – стратегия решения экологических проблем.

5.2. Радиационное загрязнение и защита биосферы.

Виды радиоактивного излучения. Оценка и нормирование радиоактивного излучения. Атомные станции. Санитарно-защитные зоны. Хранение, перевозка и ликвидация отходов радиоактивных продуктов. Биологическое действие ионизирующего излучения. Нормирование ионизирующих излучений и способы защиты от них. Средства индивидуальной защиты. Единицы измерения ионизирующих излучений. Методы наблюдения и регистрации ионизирующих излучений..

Аварийные ситуации – чрезвычайный фактор воздействия на окружающую среду.

Специфика крупномасштабных экстремальных воздействий. Классификация аварийных ситуаций. Анализ причин возникновения аварий. Оценка последствий.



Практические занятия: решение задачи на тему: “Расчет предельно-допустимых выбросов токсичных пылей, содержащих уран».

Самостоятельная работа студентов.

а) аудиторная: знакомство с ролью химических знаний для обеспечения безопасности химических производств, с характером и масштабом стационарных и аварийных химических выбросов, специфика их действия на окружающую среду.

б) внеаудиторная: подготовка к семинару и докладу: “Крупномасштабные аварийные ситуации на атомных станциях”.

Основная литература:

1. Меньшиков В.В., Швыряев А.А. Опасные химические объекты и техногенный риск: Учебное пособие.- М.: изд. Хим. Фак. МГУ, 2003.-254 с.

2. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.-М.: изд.МНЭПУ.2001.-264с.

Дополнительная литература.

1. Корте Ф. И др. Экологическая химия. Пер. С нем.-М.:Мир 1996.-395с.

2. Маршалл В. Основные опасности химических производств //Пер. С англ.// Под ред. Б.Б.Чайванова. М.:Мир, 1989,671с.

3. Журнал ВХО им. Д.И.Менделеева “Химическая безопасность” т.35, №4.1990.


Тема 6. Принципы обеспечения безопасности

человека и окружающей среды.

Студент должен знать: эволюцию концепции безопасности, основные понятия, термины,, определения безопасности и риска, его оценку и анализ риска, экономический подход к проблеме безопасности.

Студент должен уметь: рекомендовать меры по снижению риска, делать анализ риска.

Содержание темы:

6.1. Основы теории опасностей. Опасное состояние; его параметры. Классификация опасностей. Уровень опасности и методы его оценки. Механизмы опасных воздействий. Шкала опасностей.

6.2. Эволюция концепции безопасности. От “нулевого” риска к концепции “приемлемого” риска. Методология оценки риска. Основные понятия, определения, термины. Индивидуальный и коллективный риск. Уровень риска. Распределение риска среди населения. Восприятие рисков и реакции общества на них.

6.3. Методы расчета вероятностей нежелательных событий и ущербов.

Определение достаточного количества элементов, вносящих вклад в риск. Сравнение и анализ рисков в единой шкале. Неопределенности в оценках риска. Риски от воздействия нескольких опасностей. Суммарный риск.

События с высокой и низкой вероятностью. Основные подходы к оценке риска крупных аварий с большими последствиями. Долгосрочные эффекты опасных воздействий. Границы применимости методологии оценки риска.

Региональная оценка риска. Критерии социального и экономического развития общества, обеспечивающие устойчивое развитие. Экономический подход к проблемам безопасности с экономическими возможностями общества.

Основы глобального экологического прогнозирования. Локальный и глобальный прогноз возможных изменений в окружающей среде под влиянием хозяйственной деятельности. Пути предотвращения и минимизации негативного воздействия.



Практические занятия: семинар на тему “Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты”.

1. Опасность и её параметры. Уровень и шкала опасностей.

2. Методология оценки риска. Виды риска: индивидуальный и коллективный, техногенный и экологический риск, суммарный риск, региональный риск и др. Уровни риска.

3. Основные определения и показатели в оценке экономического риска.

4. Управление безопасностью. Оптимизация затрат на снижение экологического и техногенного риска

5. Эволюция концепции безопасности: от “нулевого” риска к концепции “приемлемого” риска.



Самостоятельная работа:

а) аудиторная: усвоение основ теории опасностей и риска

б) внеаудиторная: подготовка к семинару и докладу “Управление безопасностью в химической промышленности”.

Основная литература:

1. Меньшиков В.В., Швыряев А.А. Опасные химические объекты и техногенный риск: Учебное пособие.- М.: изд. Хим. Фак. МГУ, 2003.-254 с.

2. Меньшиков В.В. И др. Анализ риска при систематическом загрязнении атмосферного воздуха опасными химическими веществами: учебн. Пособие. М.: изд.хим.фак.МГУ, 2003.120 с.

3. Меньшиков В.В. Концептуальные основы оценки экологического риска. М.:МНЭПУ, 2001.



Дополнительная литература.

1. Елохин А.Н. Анализ и управление риском: теория и практика. М.: Лукойл, 2000.-185с.

2. Ревич Б.А. Последствия воздействия стойких органических соединений на здоровье населения._М.:изд.”Джеймс”, 2000.

3. Белов П.Г. Сущность, принципы и методы регулирования техногенного риска//Управление риском, 1998. №4.с.14-19.


Тема 7. Правовые основы обеспечения экологической безопасности.

Студент должен знать: экологическое законодательство в области охраны окружающей среды, статьи 42,71,72 и 76 Конституции РФ, законодательные и нормативные документы.

Студент должен уметь: ориентироваться в приоритетных направлениях законодательства в области обеспечения безопасности человека и устойчивого развития.

Содержание темы:

Конституция России. Экологическое законодательство. Законодательные и нормативные документы.

Методы управления природопользованием. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза, лицензирование природопользования, сертифицирование, декларирование безопасности опасных природных объектов, экологический аудит. Экологическая безопасность и страхование.

Практические занятия: семинар на тему: “Развитие российского законодательства в области охраны окружающей среды”.

1. Значение законодательства в системе мер по обеспечению безопасности и качества жизни. Что устанавливает экологическое законодательство.

2. Ответственность за нарушение экологического законодательства: уголовная, административная, материальная.

3. Основные федеральные законы, принятые Верховным Советом РФ и Государственной Думой.

4. Международное законодательство и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Самостоятельная работа:

а) аудиторная: знакомство с основными законами в области обеспечения безопасности человека и качества жизни.

б) внеаудиторная: подготовка к семинару. Доклад “Закон об охране окружающей среды”, “Закон об атмосферном воздухе”, “Закон о питьевой воде” и др.

Основная литература:

1. Бебих Г.Ф. Основная документация при разработке и внедрении новых химико-технологических процессов. Метод. Разработки. Вып.1. Изд.М.:изд.хим.фак.МГУ 1988.-35с.

2. Всероссийский съезд по охране природы. Тезисы пленарных докладов. -М.:РЭФИА, 1995.-32с.

5. Образовательные технологии
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе:

- презентации

- специализированные научные фильмы по профилю подготовки

- обучающие компьютерные программы по профилю подготовки



Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе:

- тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов)

- учебные дискуссии на заданную тему

- мастер-классы ведущих специалистов Институтов Коми НЦ УрО РАН

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % аудиторных занятий.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Рабочей программой дисциплины «Техногенные системы и экологический риск» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 33 часа. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

  • чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

  • подготовку к практическим занятиям;

  • работу с Интернет-источниками;

  • подготовку к сдаче коллоквиумов, выполнению тестовых заданий.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины, следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме, а также для освоения последующих разделов курса.

Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com.


Виды внеаудиторной работы студентов: ответы на контрольные вопросы по:

        1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде, перев. С англ. / Под ред. Ягодина Г.А. т.1-3. 1993-1996.




        1. Д.П.Никитин, Ю.В. Новиков. Окружающая среда и человек. – М.: Высш.шк. 1986.-415с.


Дополнительная литература:
1. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.-М.: изд. МНЭПУ.2001.-264с.

2. Исидоров В.А. Введение в химическую экотоксикологию:Учеб. Пособие. – С-Пб.: Химиздат. 1999.

3. Маршалл В. Основные опасности химических производств // Пер. С англ.// Под ред. Б.Б. Чайванова. М.: Мир, 1989,-671с.

4.. Белов П.Г. Сущность, принципы и методы регулирования техногенного риска // Управление риском, 1998. №4. С.14-19.

5. Брач Б.Я., Куликова Н.П. и др. Мониторинг окружающей среды в Республике Коми: Учебное пособие. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995. 208с.

Вопросы к ЗАЧЕТУ

Вопросы для зачета соответствуют компетенциям ОК-18, ПК-8, ПК-9.




  1. Окружающая среда как система. Основные проблемы экологической безопасности и устойчивого развития в мире и Российской Федерации. Пути их решения.

  2. Принципы и законы функционирования биосферы. Сравнительная характеристика биосферы и техносферы.

  3. Принципы, факторы и причины усиления техногенной опасности. Классификация факторов опасности. Методы идентификации и уровни опасности.

  4. Специфика химической опасности. Основные загрязнители почвы, воздуха, воды.

  5. Воздействие техногенных систем на окружающую среду: экологические системы и человек.

  6. Экологический риск. Экотоксиканты. Влияние загрязняющих веществ на здоровье населения.

  7. Основные положения концепции безотходных и экологически чистых производств. Технологические методы уменьшения промышленных выбросов.

  8. Роль химии и химической технологии в решении экологических проблем; снижения экологического риска и обеспечения безопасности человека и окружающей среды.

  9. Методы борьбы с загрязнением окружающей среды; способы очистки атмосферного воздуха и воды от токсикантов. Переработка твердых отходов.

  10. Управление и обеспечение безопасности химических производств. Характер и масштаб стационарных и аварийных химических выбросов, специфика их действия на окружающую среду и человека.

  11. Методология оценки риска. Шкала опасностей.

  12. Характеристика видов риска: экологического, техногенного, индивидуального, коллективного, социального. Суммарный риск. Уровни риска.

  13. Основные определения и показатели в оценке экологического риска. Анализ риска.

  14. Управление безопасностью. Оптимизация затрат на снижение техногенного и социального риска. Эволюция концепции безопасности: от «нулевого» риска к концепции «приемлемого» риска.

  15. Правовые основы обеспечения экологической безопасности, их значение.

  16. Ответственность за нарушения экологического законодательства.

  17. Конституция РФ и основные федеральные законы, направленные на обеспечение экологической безопасности.

  18. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасности.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Техногенные системы и экологический риск
а) основная литература:

1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде, перев. С англ. / Под ред. Ягодина Г.А. т.1-3. 1993-1996.



  1. Д.П.Никитин, Ю.В. Новиков. Окружающая среда и человек. – М.: Высш.шк. 1986.-415с.


Б) дополнительная литература:

1. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.-М.: изд. МНЭПУ.2001.-264с.

2. Исидоров В.А. Введение в химическую экотоксикологию:Учеб. Пособие. – С-Пб.: Химиздат. 1999.

3. Маршалл В. Основные опасности химических производств // Пер. С англ.// Под ред. Б.Б. Чайванова. М.: Мир, 1989,-671с.

4.. Белов П.Г. Сущность, принципы и методы регулирования техногенного риска // Управление риском, 1998. №4. С.14-19.

5. Брач Б.Я., Куликова Н.П. И др. Мониторинг окружающей среды в Республике Коми: Учебное пособие. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995. 208с.



В) Интернет-ресурсы:

  1. http://www.wpi.edu/Academics/Depts/Chemistry/Courses/General/

  2. http://www.wpi.edu/Academics/Depts/Chemistry/Courses/General/kinfephtim.html

  3. http://wps.pearsoned.co.uk/ema_uk_he_housecroft_inorgchem_2/

  4. http://www.usd.edu/~gsereda/computer.html

  5. http://www.jce.divched.org/CERS/

  6. http://www.uni-regensburg.de/Fakultaeten/nat_Fak_IV/Organische _Chemie/Didaktik/Keusch/link.htm

http://www.rsc.org/Membership/Networking/InterestGroups/EducationalTechniques/ChemistryCassettes/index.asp

г) программное обеспечение:

Пакет Microsoft Office, включающий в себя Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook.



КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Дисциплина «Техногенные системы и экологический риск»

Блок дисциплин МЕН Б 2 ДВ 3

Направление подготовки 020100.62 Химия «бакалавр»

Институт естественных наук

Форма обучения: очная


Число студентов

Список литературы



Количество экземпляров

Количество экземпляров на 1 студента

23


Основная литература:

1. Ю. Л. Хотунцев .Экология и экологическая безопасность :— М. : Академия, 2004.— 480 с.

2. Майстренко В.Н., Клюев Н.А. Эколого-аналитический мониторинг окружающих органических загрязнителей. М., Бином. Лаборатория знаний. 2012. -325 с.

Дополнительная литература:

1. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. М.: изд. МНЭПУ.2001.-264с.

2. Л.Ф. Голдовская Химия окружающей среды. М.: Бином. Лаборатория знаний: Мир, 2008. – 295 с.


34
эбс

8

8



1
1

Составитель, д.х.н. ___________________ Л.С. Кочева

Зав. кафедрой химии _______________________________ О.А. Залевская

Дата составления карты « » 20 г.


СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ ____________________



« » _____________ 20 г.


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс Техногенные системы и экологический риск Направление 020100. 62 Химия Квалификация (степень) выпускника
269kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины Аналитическая химия Направление 020100. 62 Химия Квалификация (степень) выпускника бакалавр
848.41kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Решение задач по химии повышенной сложности Направление 020100. 62 Химия
451.55kb.
5 стр.
Программа учебной практики Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
239.01kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация
487.67kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «введение в специальность» Направление подготовки: 130400 Горное дело
106.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс история государства и права зарубежных стран уровень основной образовательной
4204.81kb.
23 стр.
Программа учебной дисциплины «Обогащение полезных ископаемых» Направление подготовки: 130400 Горное дело
203.91kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «реконструкция горных предприятий» Направление подготовки: 130400 Горное дело
233.19kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «реконструкция подземных сооружений» Направление подготовки: 130400 Горное дело
223.52kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «история обогащения полезных ископаемых» Направление подготовки: 130400 Горное дело
246.69kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для гуманитарных специальностей: 020100 философия; 022200 религиоведение; 020200 политология; 021400 журналистика
516.37kb.
5 стр.