Главная
страница 1
ВВЕДЕНИЕ
Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 гг. определены следующие приоритеты: обеспечение социально-профессиональной мобильности личности, внедрение моделей непрерывного профессионального образования, противодействие негативным тенденциям, связанным с отрывом профессионального образования от структуры потребностей региональных рынков труда. При этом и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет одними из важнейших задач формирование профессиональной элиты, выявление и поддержку наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, а также обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства от 4.10.2000 г. №751, определяет формирование здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта в качестве ос­новных и приоритетных задач системы образования. Формирование у детей го­товности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни гаранти­руется образовательным учреждением согласно Государственному стандарту «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных уч­реждениях общего образования».

Приоритеты эти, будучи реализованными в конкретных образовательных программах нового поколения, позволят обеспечить конкурентное преимущество Российской Федерации как высокоразвитой страны.

Понятие здоровья здесь следует рассматривать в самом широком смысле. С социологической точки зрения здоровье – это такое состояние, когда индивид может полноценно выполнять социальные и биологические функции, предписанные (присущие) ему как общественному существу. Роль человека заботящегося о своем здоровье посредством ведения здорового образа жизни позволяет ему успешнее выполнять ролевой набор – работника, семьянина, гражданина.

Областной центр детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр» является уникальным профильным образовательным учреждением, которое проводит работу по развитию технических видов спорта и связанного с ними технического творчества как неотъемлемой части непрерывного технического образования. Миссия Автомотоцентра – техническую элиту воспитывать делом – и положена в основу воспитательной системы и образовательного процесса в учреждении. Развитие технических видов спорта и связанного с ними технического творчества рассматривается педагогическим коллективом Автомотоцентра как фактор влияния на становление профессионально компетентной и здоровой (в формулировке ВОЗ – см. стр. 2) личности.

Автомототехника с момента изобретения неизменно привлекает мальчишек (а также многих девочек) всех возрастов. И сначала восторг вызывала не столько скорость «колясок, передвигающихся без посторонней помощи» сколько техническая выдумка, изобретательская находчивость конструкторов-изобретателей, иными словами то самое техническое творчество, которое определяется, в частности, как вид деятельности, в результате которой создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. В работе Н.К.Моисеева «Выбор решений при создании новых изделий» под творчеством понимается взаимодействие, ведущее к развитию; под техническим творчеством – создание новых структур изделий.

Таким образом, техническое творчество, здоровье (физическая культура, спорт), ориентация на освоение рабочих (инженерных) профессий – это и есть «три кита», лежащие в основании образовательного процесса в Автомотоцентре.

На основании вышеизложенного можно констатировать тот факт, что образовательные программы по техническим видам спорта являются уникальным синтезированным средством развития одновременно творческих и физических способностей человека, а, кроме того, и многих других социально значимых качеств личности, о чем будет подробно рассказано ниже.

Основными понятиями образовательной программы Автомотоцентра следует считать следующие:



Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия (в формулировке Всемирной организации здравоохранения).

Цель образования – развитие способности к самостоятельному решению проблем различного уровня на основе использования социального опыта, приобретаемого и обновляемого на протяжении всей жизни (определение педагогов-теоретиков Санкт-Петербургской школы).

Уровень образования – уровень развития способности решать проблемы в различных сферах деятельности, соответствующий потенциалу участников образовательного процесса.

Компетентность – «это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А.В. Хуторский). Под компетенцией понимается совокупность качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Техническое творчество – ориентировочно-исследовательская деятельность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы конкретной технической задачи, направленную на развитие нетрадиционного мышления в области конструирования новых структур изделий. Результатом технического творчества в системе дополнительного образования становится овладение навыками конструирования, а также формирование новых умственных действий, направленных на поиск нестандартных приёмов конструкторской деятельности, умением работать со справочной и специальной литературой, с инструментами и техническим оборудованием», навыков конструирования и др.

Спорт – «составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям» (ФЗ-80 от 24.04.1999 г.).

Автомобильный спорт – вид спорта, включающий различные соревнования на автомобилях. В основных видах автоспорта и формах проведения соревнований используются серийные, спортивные, гоночные и рекордные автомобили. Создаются также специальные кроссовые автомобили (багги), микроавтомобили (карты) и другие разновидности автомобилей для спорта. Основными критериями автомобильного спорта являются уровень водительского спортивного мастерства и степень технического совершенства автотехники.

Мотоциклетный спорт – соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог. Включает: шоссейные гонки; шоссейные кольцевые гонки по замкнутой трассе; мотокросс; мотоциклетное многоборье; трековые гонки (спидвей) по гаревой или ледяной дорожкам стадиона; ипподромные гонки по земляной дорожке ипподрома; фигурное вождение – на площадке, оборудованной искусственными препятствиями; заезды на установление рекордов на трассах, позволяющих развивать максимальную для данного класса мотоциклов скорость; мотобол – командная игра спортсменов-мотоциклистов с мячом.

Велосипедный спорт – соревнования в езде на безмоторных колесных транспортных средствах (велосипедах), включающие гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, велокросс ВМХ, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах – велополо и велобол. Велосипед с двигателем внутреннего сгорания называется мопедом.
ПРОБЛЕМНО-ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Сегодня можно зафиксировать существующие проблемы, разрешение которых может послужить основой для формирования современных стратегий развития технических видов спорта и технического творчества в сфере дополнительного образования детей.

ПРОБЛЕМА «Кадровый кризис в промышленном производстве и сельском хозяйстве». Трудности, вызванные экономическими преобразованиями, происходящими в стране на протяжении двух последних десятилетий, привели к отсутствию социального заказа общества на технически грамотную молодёжь (особенно в 90-е годы прошлого века) и, как следствие, к значительному снижению качества содержания образования в учреждениях дополнительного образования технической направленности. Напротив, сегодня рынок рабочих мест испытывает острый дефицит технически образованных кадров.

Сегодня в структуре организации детского технического творчества разрушена целостная система взаимодействия государственных и общественных организаций, работавших в данном направлении, недостаточно тесные связи складываются между учебным процессом и внеклассной работой, между учебными заведениями и промышленными организациями, заинтересованными в высококвалифицированных кадрах.



В результате непрестижность и низкая привлекательность для современной молодежи рабочих и инженерных профессий может привести к глобальному кризису в производственно-промышленной и сельскохозяйственной сферах.

Смежная с предыдущей ПРОБЛЕМА «Неисполнение всего объема государственных гарантий в сфере образования населения». Согласно документам, отражающим Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации – Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательного учреждения и т.д. – государством гарантируются:

  • создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании;

  • расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации профильного обучения;

  • обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной направленности;

  • обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей «группы риска» через развитие клубных объединений по месту жительства.

Как показывает практика, в настоящее время, несмотря на усилия департамента образования Новосибирской области, других заинтересованных учреждений и ведомств, указанные государственные гарантии в образовательном пространстве Новосибирской области не могут быть выполнены в полном объеме в силу следующих причин:

  1. По статистике личностные потребности детей в образовании удовлетворяются образовательными учреждениями общего и дополнительного образования большей частью по таким направлениям как художественно-эстетическое развитие, декоративно-прикладное творчество, народные ремесла и промыслы, развитие социально-педагогического потенциала;

  2. В силу, с одной стороны, высокой ресурсоемкости функционирования детских творческих объединений технического творчества и технических видов спорта и, с другой стороны, в связи с фактическим разрушением централизованной системы поддержки и развития материально-технической базы подобных объединений, существовавшей в Советском Союзе, за последние 15 лет их количество резко сократилось. Так, если до 1991 года доля технических и спортивно-технических объединений составляла 50% от общего количества детских творческих объединений, то сейчас их количество едва ли составляет 4%. Отсутствие же таких объединений в образовательных учреждениях ведет к нарушению права на равный доступ к образованию юных граждан мужского пола, что в значительной мере обеспечивает рост правонарушений и преступности в подростковой среде.

  3. В то время как учеными доказывается, что профильное обучение в сельской школе должно соответствовать интересам развития инфраструктуры муниципального образования, в Новосибирской области, как и по всей стране, процесс профилизации школ проходит без учета специфики конкретных городов, районных центров, сел и деревень. В результате, как показывает опыт, например, Красноярского края, дети вынуждены осваивать профессии, востребованные в первую очередь в условиях крупных мегаполисов, получают в основном гуманитарное образование и по окончании ВУЗов уже не возвращаются в сельскую местность. Таким образом, резкий крен в сторону гуманитарного образования привел к фактическому исчезновению технической элиты как класса работоспособного населения.

Здесь интересно привести один из результатов исследования, проведенного специалистами Института содержания и методов обучения РАО Л. Н. Боголюбовым, А. А. Журиным, Т. В. Ивановой, М. В. Рыжаковым, И. А. Сасовой и представленного в сборнике научных трудов «Общая методология, концептуальные основы, функции и структура государственных образовательных стандартов второго поколения» (М, 2005). Это исследование показало, что «основным мотивом получения образования является интерес, посмотрим связь интереса с выбором профессии. На первом месте оказались профессии, связанные с получением гуманитарного образования. Это юристы, учителя, психологи, переводчики, воспитатели. Причем из всех учащихся, выбравших в качестве будущего занятия гуманитарную сферу, 25,5% составляют юристы, 24% — медики и 23% — учителя. Остальные профессии набрали не более 1%. На втором месте с отрывом почти на 50% оказались профессии, требующие технического образования, включая и рабочие специальности. В этой группе ведущее место занимает профессия водителя (18,7%), на втором месте программисты (13,1%), далее идет профессия механика (12,1%), строители занимают четвертое место (9,0%)». Следовательно, технические и рабочие специальности по прежнему востребованы, однако система дополнительного образования в наше время уделяет ориентированию детей на получение знаний в этой области поразительно мало внимания.

ПРОБЛЕМА «Ослабленное здоровье детей, подростков и учащейся молодежи». Еще одна проблема, стоящая сегодня перед обществом в целом и перед системой образования в частности – это социальное, психологическое и физическое здоровье подрастающего поколения, как важнейшего государственного ресурса.

Здесь следует отметить, что общеобразовательные учреждения предлагают лишь общефизическую подготовку обучающихся на занятиях по физической культуре и лишь за редким исключением, благодаря усилиям педагогов-энтузиастов, включают в учебные планы занятия, призванные формировать личную заинтересованность детей и подростков в соблюдении здоровьесберегающего стиля поведения. Статистика неумолимо свидетельствует об увеличении процента заболеваемости среди учащихся. Особенно увеличилось число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечнососудистой деятельности организма.

Школьные программы по физической культуре не способны противодействовать возникновению этих заболеваний (бороться с дополнительными факторами) и в полной мере купировать их последствия. Между тем в системе подготовки спортсменов, сложившейся в нашей стране в ХХ веке, накоплен огромный опыт по преодолению многих проблем сохранения здоровья и развития навыков здоровьесберегающего стиля поведения. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом (Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы"). Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают учебу или работу по состоянию здоровья.

Смежная с предыдущей ПРОБЛЕМА «Детский дорожно-транспортный травматизм»

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения, которая должна вырабатываться с раннего школьного возраста.

С целью преодоления данной проблемы разработана и в настоящий момент реализуется Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», предполагающая помимо прочего решение следующих задач: предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Изучение правил дорожного движения является обязательным компонентом образовательной программы Автомотоцентра. Кроме того, Автомотоцентр в настоящее время становится методическим центром для районных учреждений дополнительного образования детей, которые в свою очередь рассматриваются как базовые центры по организации работы общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования в данной сфере деятельности. Открыт специальный отдел по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, специалисты которого являются постоянными соорганизаторами таких традиционных мероприятий как конкурсы-фестивали «Зеленая волна», «Безопасное колесо», Глобальная неделя безопасности, проходящая под эгидой ООН и т.д.

Следует со всей ответственностью заявить, что если проблема сохранения здоровья и жизни (!!!) детей не будет решена в ближайшее время, то риск потери большей части человеческого капитала государства резко возрастет. Решение данной проблемы, по мнению нашего выдающегося спортсмена и представителя кабинета министров России Вячеслава Фетисова, заключается (в значительной мере) в деятельности по развитию детско-юношеского спорта.

Содержание и принципы образовательного процесса в автомобильном, мотоциклетном, велосипедном спорте и связанном с ним техническим творчеством обучающихся предполагают в обязательном порядке воспитание личности, способной успешно адаптироваться и реализоваться в современной культурной, гражданской и экономической социосфере.

Основную гипотезу авторов данной образовательной программы можно сформулировать следующим образом: только в практической спортивной и трудовой деятельности под руководством опытного, профессионального, авторитетного тренера-преподавателя ребёнок может сформироваться как человек рабочей профессии (технической элиты), способный реализоваться в сфере производства, сельского хозяйства, спортивной педагогики, внести весомый вклад в развитие инфраструктуры своей малой Родины, уметь эффективно управлять процессами саморазвития и самообучения на протяжении всей жизни, быть правово образованным и законопослушным гражданином, ориентированным на здоровьесберегающий стиль жизнедеятельности.
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Образовательная программа Автомотоцентра по техническим видам спорта является прямым дополнительным образовательным курсом к школьной программе учебных курсов «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и косвенным к учебным курсам «Физика», «Химия», «Анатомия и физиология» и т.д.

Целью образовательной программы Автомотоцентра является обеспечение современного качества, доступности для детей и учащейся молодежи и эффективности образовательных услуг в области технических видов спорта и связанного с ним технического творчества.

Для достижения данной цели педагогический коллектив учреждения решает следующие задачи:



Методические:

  • Реализация образовательных программ профильных структурных подразделений учреждения – Детско-юношеской спортивно-технической школы (далее – ДЮСТШ), Детско-юношеской автомотошколы (далее –ДЮАМШ), спортивно-оздоровительного комплекса.

  • Организация работы методического кабинета в учреждении и виртуального методического кабинета в сети интернет;

  • Разработка и проведение тематических семинаров районного, областного уровней для различных категорий специалистов с обязательным проведением мастер-классов тренеров-преподавателей учреждения с участием обучающихся;

  • Разработка и распространение методических пособий по тематике работы учреждения на бумажных и электронных носителях;

  • Разработка и распространение методических рекомендаций;

  • Разработка и реализация в ходе работы тренерских советов программы Школы профессионального мастерства для тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования учреждения;

  • Разработка положения и проведение конкурса профессионального мастерства для тренеров-преподавателей "Автомотоцентра";

  • Помощь тренерам-преподавателям в подготовке самоанализов к аттестации, формирование портфолио.

Воспитательные:

  • Привитие и развитие личностной, технической и технологической культуры личности (подробнее см. Воспитательную систему Автомотоцентра);

  • Приобщение обучающихся к трудовой культуре (трудовая дисциплина, деловая этика, коллективная ответственность за личный результат и личная – за коллективный);

  • Открытие для обучающихся преимуществ и привлекательности технических профессий, мира любительского и профессионального спорта;

  • Воспитание настойчивости, упорства в достижении поставленных целей, умения самостоятельно и последовательно («технологично») решать возникающие проблемы;

  • Развитие социально-педагогического потенциала личности;

  • Развитие чувства патриотизма, как чувства приверженности ВЫСШИМ идеалам и ценностям российского народа;

  • Воспитание бережного отношения к продукту чужого труда.

Обучающие:

  • Обеспечение изучения детьми и учащейся молодежью правил дорожного движения;

  • Обеспечение изучения обучающимися базовой части технических знаний;

  • Обеспечение изучения детьми и учащейся молодежью устройства, принципа действия и правил ремонта автомобильных, мотоциклетных и велосипедных транспортных средств;

  • Обеспечение изучения обучающимися правил проведения и участия в спортивных соревнованиях;

  • Обеспечение изучения детьми и учащейся молодежью истории отечественной автомототехники;

  • Обеспечение изучения обучающимися основ доврачебной и медицинской помощи;

  • Обеспечение изучения детьми и учащейся молодежью основ физиологии, гигиены, режима труда и отдыха;

  • Обучение детей и учащейся молодежи навыкам практического вождения авто- мото- и велотехники;

  • Обучение детей и учащейся молодежи навыкам выживания в экстремальных ситуациях (на дороге, в условиях длительных автомотопоходов и автопробегов).

Развивающие:

  • Содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся (закаленность, выносливость, режим дня, правильное распределение нагрузки);

  • Осуществление общей и специальной физической подготовки юного спортсмена;

  • Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности обучающихся;

  • Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации обучающихся;

  • Специализация и углубленная тренировка обучающихся в избранном виде спорта;

  • Совершенствование спортивного мастерства одаренных спортсменов;

  • Реализация индивидуальных возможностей обучающихся;

  • Развитие у детей морально-волевых качеств: усердия, терпения, воли, стремления к освоению знаний и работе над собой;

Управленческие:

  • Содействие широкому привлечению детей и юношества к занятиям техническими видами спорта и связанным с ними техническим творчеством на всей территории Новосибирской области;

  • Сбор, анализ и внедрение в деятельность учреждения лучшего опыта работы родственных учреждений и организаций;

  • Содействие формированию и обеспечение участия детско-юношеских сборных команд Новосибирской области в соревнованиях различного уровня (областных, региональных, Всероссийских);

  • Управление развитием различных видов детских (юношеских) интересов, актуализируемых в процессе занятием техническим творчеством и техническими видами спорта;

  • Содействие развитию умения управлять собой, развитию детского самоуправления, внедрению форм самоуправления в жизнедеятельности коллектива учреждения.

ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ


Образовательная программа Автомотоцентра состоит из нескольких самостоятельных курсов по следующим видам спорта: картинг, автокросс (дивизион «D3-мини», автокросс «Классика», автомногоборье (искусство фигурного вождения автомобиля), автотуризм, трековые автомобильные гонки, мотокросс, мотомногоборье (искусство фигурного вождения автомобиля), спидвей (гаревый и ледовый), скийоринг, мототуризм, мототриал, велоспорт, велокросс ВМХ. Кроме того, в образовательную программу учреждения входят курсы объединения ретротехники, школы юных спасателей и военно-патриотического клуба.

Ввиду обширности количества курсов, было принято решение объединить их в комплексные образовательные программы структурных подразделений – ДЮСТШ, ДЮАМШ, спортивно-оздоровительного комплекса и выделить программы, реализуемые исключительно в сфере дополнительного образования детей с минимальным использованием спортивных элементов.


Таким образом, программу Автомотоцентра можно рассматривать на трех уровнях:

  1. Программы сферы дополнительного образования детей ориентированы в основном на развитие творческих качеств личности и оздоровление детей, подростков и учащейся молодежи.

  2. Программы, реализуемые в ДЮАМШ, ориентированы в основном на обучение детей искусству грамотного законопослушного практического вождения и управления транспортным средством.

  3. Программы, реализуемые в ДЮСТШ, ориентированы на воспитание спортсменов, которые в состоянии показывать стабильно высокие соревновательные результаты и входить в состав сборных команд Новосибирской области.

В настоящий момент разрабатывается также образовательная программа спортивно-оздоровительного комплекса, переданного Автомотоцентру в 2007 году, которая позволяет проводить не только восстановительно-оздоровительные мероприятия в условиях Заельцовского бора, но и осуществлять в щадящем режиме учебно-тренировочный процесс.

Таким образом, образовательная программа Автомотоцентра является уникальным многоуровневым комплексом программ детско-юношеских технических видов спорта, не имеющим на сегодняшний день аналогов на территории Российской Федерации.

Источниками, использованными при составлении образовательной программы Автомотоцентра, являлись: личный профессиональный спортивный и в малой мере педагогический опыт тренеров-преподавателей, немногочисленные типовые программы кружковой работы 60х-70х годов прошлого века и опять же немногочисленная литература, описывающая различные стороны данного направления деятельности. И именно в таком порядке. Устаревшие типовые программы не позволяют в полном объеме реализовать эффективный учебно-тренировочный процесс – их учебно-тренировочные планы не рассчитаны на достаточное количество часов, содержание не учитывает современный уровень развития спортивной техники, современные формы и методы тактико-технической подготовки спортсмена. В то же время, литература по данной тематике, издаваемая в настоящее время, ориентирована, во-первых, на взрослую аудиторию, практически не учитывает собственно педагогическую составляющую процесса. С другой стороны, педагогический опыт тренеров-преподавателей трудно обобщить и облечь в понятные современному педагогу формулировки, поскольку в автоспорт на тренерскую работу приходят в основном автоспортсмены-энтузиасты, желающие передать свои спортивные навыки молодежи и техники-механики, зачастую не имеющие педагогического образования. Тем не менее, именно на личный опыт тренеров-преподавателей опирался педагогический коллектив Автомотоцентра в первую очередь при создании данной образовательной программы.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Возраст обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы Автомотоцентра, можно определить в интервале от 5 до 18 лет. При этом возрастной ценз для каждого вида автомотоспорта свой. Так, например, картингом и автокроссом (Дивизион D3-мини) можно начинать заниматься уже с пяти лет, автомногоборьем с 7 лет, а классическим автокроссом лишь с 14. Это связано и с особенностями учебно-тренировочного процесса, и с возрастными психофизиологическими особенностями юных спортсменов, и с техническими особенностями спортивного транспортного средства, и с правилами соревнований. Можно, например, пояснить, что такая психологическая возрастная особенность детей 5-7 лет, как несформированное чувство опасности, в случае с картингом играет положительную роль, а в случае с классическим автокроссом – крайне отрицательную.

Нет смысла описывать в рамках данной пояснительной записки все возрастные особенности детей. Важно отметить, что для каждого вида автомотоспорта подход к отбору детей в группы сугубо индивидуален, также как индивидуализируется и сам учебно-тренировочный процесс в отношении каждого ребенка. Поэтому тренер-преподаватель Автомотоцентра должен помнить, что:



В младшем школьном возрасте воспитание, обучение и развитие младшего школьника – очень ответственный этап образовательного процесса.

Тренеру-преподавателю необходимо учитывать в этой возрастной группе традиционность неопытного малыша, очень быстро входящего в контакт с соци­альной жизнью и не знающего её законов, а потому исполняющего всё, что ему предписывается. В сознании младшего школьника появляется ориентация на значимость усвоения знаний и опыта поведения, начинается «закладка» мотивов са­мосовершенствования и самоопределения. Авторитет педагога в этом возрасте непререкаем. Общение реализуется посредством игры, игровой деятельности.

В отношении развития основных двигательных навыков большое внимание уделяется ощущениям усиления естественных движений, тренируется приспособ­ляемость к внешним предметам (велосипеду, карту, багги) и особый характер движения во взаимодействии с ними.

Переходный период (6-9 кл.). Возрастные особенности переходного периода характеризуются противоречивостью поведения. Чрезмерная активность, «безумная» весёлость сменяются унынием, эгоизм чередуется с альтруизмом, живая лю­бознательность переходит в умственное равнодушие.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со свер­стниками, которое определяет общественно значимую деятельность, включаю­щую в себя такие её виды, как: трудовая, учебная, спортивная и творческая.

Создание ситуации успеха в значимой для подростка деятельности – самый эффективный путь его нравственного развития. Позитивное отношение педагога способствует росту самооценки подростка, раскрытию творческого потенциала.

Первоочередная задача тренера-преподавателя – убедить подростков в их че­ловеческой ценности, т.к. это определяет их успехи и поведение.

Специалисты Вальдорфских школ отмечают, что «активизирующаяся дея­тельность половых желез в этом возрасте приводит к резкой дифференциации по­лов, а также устанавливает непосредственную связь между движением и увеличе­нием мышечной массы. В центре оказываются напряжение и расслабление как основные составляющие мышечной динамики. Ловкость, как оптимальное взаи­модействие всех групп мышц, и храбрость оказываются в центре всех дисцип­лин». К седьмому классу начинает познаваться работа сухожилий. Гибкость и эластичность движений оказываются в центре особого внимания, тренируется ар­тистичность движений. В 8-9 классах переживается механический элемент костей с суставами. На первый план выступает тренировка волевых качеств, а хорошая осанка и дисциплинированность создают первую надежную опору растущему ор­ганизму.

Юность. Юность – период завершения первичной социализации, период са­моопределения: социального, личностного, профессионального, духовно­практического, которое составляет основную задачу юношеского возраста.

В этот период деятельность, связанная с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, приобретает личностной смысл. Юношеский период по­рождает немало иллюзий: представление о своих безграничных силах и возмож­ностях.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать в старшеклассниках представление, что каждый из них уникален по-своему, а потому эту уникальность нельзя считать основанием для проявления превосходства над другими.

Важно, чтобы тренер-преподаватель формировал у обучающихся уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

«Самоопределение цели» в этом возрасте может дать ощущение связи дви­жения и мышления. Наблюдение и познание хода движения, осознанное познание формы, динамики и ритма должны помочь юным спортсменам постепенно взять на себя полную ответственность за свои физические и спортивные действия.
Организация образовательного процесса.
В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Под образованием понимается це­ленаправленный процесс воспитания и обучения» На первом месте здесь стоит воспитание, без которого не построишь процесс обучения, а развитие является ре­зультатом этого процесса.

Образовательный процесс в объединениях Автомотоцентра в основном (бывают исключения!) строится следующим образом.



Подготовительный период включает:

  1. приобретение и дальнейшее улучшение общей физической подготовленно­сти обучающихся с помощью разнообразных средств и различных видов спорта (подвижные игры, спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжи и пр.); дальнейшее развитие выносливости, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, тренировку и развитие определенных для каждого вида спорта групп мышц, высокий уровень развития которых способствует подъё­му уровня в специальной физической подготовленности;

  2. дальнейшее совершенствование морально-волевых качеств, приобретение новых теоретических знаний.

Подготовительный период включает в себя предсезонную подготовку гоночной и спортивной техники (капитальный ремонт, покраска и др.).

Подготовительный период подразделяется на 2 этапа: общеподготовитель­ный и специальноподготовительный.

На первом этапе средства общей подготовки преобладают над специальными.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок характеризуется постепен­ным увеличением их объёма и интенсивности. Тренировочная нагрузка должна носить волнообразный характер: в тренировочной неделе 2 волны (каждая из 1-3 дней со средней нагрузкой, 1-2 дней с большой нагрузкой и 1 день с малой нагруз­кой). При планировании занятий в недельном цикле следует включать день отды­ха: 1 день в неделю для обучающихся 3 и более годов обучения, а для обучающихся 1-2 года - через 2-3 дня тренировок.



Соревновательный период включает в себя отрезок времени от первых до последних соревнований сезона. Задачи соревновательного периода следующие:

  • дальнейшее повышение уровня общей и специальной подготовленности обучающихся;

  • изучение, закрепление. Совершенствование техники спортсмена;

  • овладение различными вариантами техники и тактики, приобретение сорев­новательного опыта.

Для осуществления всего вышесказанного используются различные виды тренировок.

Обязательным в соревновательный период является поддержание в хорошем состоянии гоночной и спортивной техники. Для этого проводится еженедельный ремонт, а при необходимости и ежедневный.

Переходный период начинается по окончанию соревнований и продолжается до возобновления тренировок в подготовительном периоде. Продолжительность данного периода составляет от 0,5-1,5 месяца, но не более 2-х месяцев.

Задачи переходного периода:



  • сохранение уровня общей тренированности на достаточно высоком уровне; обеспечение активного отдыха обучающихся;

  • устранение недостатков в физической, технической и тактической подго­товленности.

В переходном периоде постепенно снижается продолжительность и интен­сивность занятий. В то же время в этот период тренировочный процесс не прерывается, так как это позволяет начать новый цикл подготовительного периода с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. Основное содержание за­нятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка.

Во всех трёх периодах учитывается уровень подготовленности, достигнутый за прошедший период подготовки: её слабые и сильные стороны, особенности тренировки, связанные со спецификой биологического становления организма юного спортсмена. При необходимости с отдельным спортсменом проводятся индивидуальные тренировки.

Как мы уже говорили выше, в Автомотоцентре обучаются дети с 5 до 18 лет. Но нельзя говорить о сроке реализации образовательной программы Автомотоцентра как о какой-то фиксированной цифре. Образовательный процесс не заканчивается даже с выпуском обучающегося из Автомотоцентра. Учреждение реализует проект «Непрерывное автомобильное образование», который организован следующим образом:


    1. Обучающиеся первого года обучения зачисляются в группы дополнительного образования спортивно-технической направленности и получают возможность ознакомления со всем спектром технических видов спорта ввиду возможности перехода из одной группы в другую.

    2. Ко второму году обучения, выбрав для себя наиболее отвечающий их потребностям вид спорта, стиль отношений в группе и с тренером-преподавателем, обучающиеся зачисляются (при их желании) либо в объединения Детско-юношеской автомотошколы (срок реализации программы от одного года до пяти лет – в зависимости от уровня), либо в группу начальной подготовки Детско-юношеской спортивно-технической школы (срок реализации программы от трех до десяти лет).

    3. ДЮАМШ является начальной стадией проекта «Непрерывное автомобильное образование», основной целью которого является формирование компетенций представителей рабочих (инженерных) профессий. Этот проект осуществляется в рамках социального партнерства Автомотоцентра с Новосибирским автотранспортным техникумом, Инженерным институтом Новосибирского аграрного университета, Управлением ГИБДД НСО, Новосибирской автомобильной федерацией, Центром высшего водительского мастерства, работающим по методикам профессора Э.С. Цыганкова, автошколами и другими заинтересованными организациями и учреждениями.



Построение и структура учебно-тренировочного занятия.


При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на 4 части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Во вводной части создается рабочая обстановка, пе­ред обучающимися ставятся задачи, создается четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 минут.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную размин­ки. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно­двигательного аппарата и функции основных систем организма, особенно сердеч­но-сосудистой и дыхательной.

Основная часть занятия бывает простой и сложной. Простая основная часть характеризуется однотипной деятельностью. Например, езда по одному заданию. Обычно бывает в подготовительном периоде или начале соревновательного, а также в группах 1 и 2 годов обучения. В сложную основную часть занятия вклю­чаются разнообразные задания. Перед началом такой основной части тренировки определяется порядок выполнения заданий.

В заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной работы и др.

Вообще же цель спортивной тренировки – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.

Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить на группы: физическая (специальная и общая), тактическая, теоретическая, психологическая. С теоретической подготовкой мы вроде бы разобрались. А три другие замечательно охарактеризованы на сайте www.gled.myorel.ru:

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка проводится в течение всего годичного цикла тренировки.



Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других – аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых – равномерным развитием различных физических качеств.



Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды – называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результат образовательной программы Автомотоцентра может быть выражен в модели (идеальной) выпускника учреждения:

Выпускник учреждения должен:



  • обладать высокоразвитой личностной, технической, технологической и спортивной культурой (см. Воспитательная система учреждения);

  • приобщен к трудовой дисциплине и неукоснительно соблюдать ее на протяжении всей дальнейшей жизни;

  • ориентирован на приобретение рабочих, инженерных, спортивно-тренерских профессий;

  • демонстрировать социально-педагогический потенциал личности, настойчивость, упорство в достижении поставленных целей, бережное отношение к продукту чужого труда, уметь самостоятельно и последовательно («технологично») решать возникающие проблемы;

  • обладать развитым чувством патриотизма, как чувства приверженности ВЫСШИМ идеалам и ценностям российского народа;

  • знать правила дорожного движения и неукоснительно соблюдать их;

  • обладать необходимыми техническими знаниями;

  • досконально знать устройство большей части транспортных средств, уметь выполнить их ремонт;

  • знать основы доврачебной и медицинской помощи, технику безопасности, основы физиологии, гигиены, режима труда и отдыха;

  • знать историю отечественной автомототехники;

  • уметь грамотно управлять большинством транспортных средств;

  • уметь успешно преодолевать трудности экстремальных ситуаций;

  • быть ориентирован на ведение здорового образа жизни;

  • быть хорошо физически развит и подготовлен;

  • быть усерден, терпелив, обладать волевой закалкой, стремиться к самостоятельному освоению знаний и работе над собой;

Эта модель выпускника, будучи реализована в полном объеме, позволяет говорить, что выпускник Автомотоцентра, определившись со своей дальнейшей профессиональной перспективой, в итоге становится одним из представителей прогрессивной молодежи, способной решать серьезные проблемы российского народа и, в частности жителей, Новосибирской области. Об этих проблемах мы говорили выше. Для коллектива Автомотоцентра не сомнений в том, что воспитание человека рабочей профессии (технической элиты), способного реализоваться в сфере производства, сельского хозяйства, спортивной педагогики, внести весомый вклад в развитие инфраструктуры своей малой Родины – является основной целью деятельности учреждения. Кадровые потребности сельского хозяйства и промышленного комплекса могут быть удовлетворены только технически и технологически грамотными людьми, имеющие огромный (с детства заложенный!) опыт «общения» с автомобильной, мотоциклетной и станочной техникой, умеющие в совершенстве владеть инструментом, разбирающимися в устройстве механизмов.

Проблема дорожного травматизма (теперь не только детского, но и взрослого) также решается тогда, когда на дороге оказывается грамотный участник дорожного движения, будь он пешеход или водитель или родитель, самостоятельно и со знанием дела обучающий ребенка правилам поведения на дороге.



Оздоровление нации по нашему мнению также начинается, прежде всего, с развития детского спорта. А государственные образовательные учреждения, реализующие подобные образовательные программы «помогают» государству выполнять свои обязательства и гарантии в полном объеме и в конечном итоге сохранять свой главный капитал – человека.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ
При диагностике результатов используется следующий инструментарий:

  • Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.);

  • Цветовой тест Люшера;

  • Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Голланда»

  • Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;

  • Шкала оценки потребности в достижении;

  • Опросник А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»;

  • Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным;

  • Методика «Профиль спортсмена»;

  • Рейтинговая система оценки достижений.

  • Методика оценки роста уровня общей и специальной физической подготовки.

  • Методика оценки уровня технической и технологической культуры личности.

  • Экзамен на знание правил дорожного движения.

  • Контрольные соревнования (промежуточные и итоговые).

Диагностика проводится как самим тренером-преподавателем так и педаго­гом-психологом ОЦД(Ю)ТТ «Автомотоцентр».
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для подведения итогов реализации программы (здесь мы говорим о промежуточных итогах, поскольку многие ее аспекты имеют отсроченный результат) используются следующие формы:

  1. Спортивно-технический праздник для выпускников учреждения, проводимый в рамках ежегодного автомотофестиваля «Автосиб».

  2. Проект «Гонка поколений» для спортивных династий, которых с каждым годом становится все больше.

  3. Анализ итогов профессионального самоопределения выпускников.

  4. Подведение итогов реализации очередного годового этапа реализации программы на педагогическом совете.





Смотрите также:
Формирование профессиональной элиты
321.43kb.
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной области»
46.54kb.
1 стр.
Программа учебно-методического курса «Основы применения икт в профессиональной деятельности педагога»
387.46kb.
1 стр.
Каким должен быть юрист XXI века
77.79kb.
1 стр.
Карина Плай: «Элиты-Центра»
82.6kb.
1 стр.
Формирование профессиональной компетентности слушателей вузов фсин россии
423.62kb.
2 стр.
Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза будущих офицеров рвсн
446.32kb.
3 стр.
Формирование готовности будущих офицеров рвсн к профессиональной деятельности в области автомобильной
404.58kb.
3 стр.
Программа курса (факультатив) «элиты, власть и общество в испании. ХХ начало ХХI в в»
164.27kb.
1 стр.
Концепция управления профессиональной ориентацией в условиях рыночных отношений и модернизации образования в Самгму
117.25kb.
1 стр.
Н. А. Эшанкулова Политическая элита Кыргызстана после 24 марта Для элитолога анализ той или иной политической системы или политического процесса, прежде всего, является анализ элиты, а исследование
81.99kb.
1 стр.
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа через использование технологии коллективной мыслительной деятельности (кмд) на уроках музыки и методики музыкального воспитания
91.15kb.
1 стр.