Главная
страница 1





Национальная образовательная

инициатива «Наша новая школа»




Федеральные государственные образовательные

стандарты общего образования



Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение «Гимназия №31»

города Кургана

Программа экспериментальной

работы

«Обеспечение преемственности в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном

уровне»


Курган

2012

Бурункин Д.А. Программа экспериментальной работы «Обеспечение преемственности в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне» – Курган : МБУ КГИМЦ, 2012. – 30 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета МБУ города Кургана «Курганский городской инновационно-методический центр»


Рецензенты:

Щербакова Е.Л., заместитель директора МБУ города Кургана КГИМЦ по научно-методической работе




Голубкова А.Н., заместитель директора МБУ города Кургана КГИМЦ по учебно-методической работе

В брошюре рассмотрены вопросы реализации инновационной деятельности по проблеме преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Данные материалы могут быть полезны специалистам муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб, руководителям и педагогическим работникам системы образования, занимающихся вопросами введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
© Бурункин Д.А., 2012 г.

Программа экспериментальной работы

МБОУ «Гимназия №31» г.Кургана

«Обеспечение преемственности в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне»


Авторы-исполнители программы


Древницкая Наталья Леонидовна, директор МБОУ «Гимназия № 31»,

Мазжухина Ирина Вячеславовна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по научно-методической работе,

Штурбабин Андрей Валентинович, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по учебно-воспитательной работе,

Максимовских Юлия Григорьевна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по учебно-воспитательной работе,

Штейнбок Елена Михайловна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по учебно-воспитательной работе,

Вторушина Вера Иосифовна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по воспитательной работе,

Ширинкин Сергей Юрьевич, заместитель директора по информатизации.
Актуальность

На сегодняшний день разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для всех ступеней общего образования. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, переход на ФГОС во всех общеобразовательных учреждениях, реализующих соответствующие основные образовательные программы, предусмотрен в первых классах с 2011 года, а в пятых классах – с 2015 года.

Несмотря на общие методологические основания (системно-деятельностный подход, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования и др.), первоначально утвержденные федеральные стандарты начального и основного общего образования имели существенные отличия в своей структуре.

Однако после внесения изменений в ФГОС НОО в 2010 и в 2011 годах (приказы Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357 соответственно) были установлены и единые подходы к проектированию основных образовательных программ для первой и второй ступеней общего образования.

Таким образом, на федеральном уровне была обеспечена преемственность новых стандартов начального и основного общего образования в методологическом и содержательном аспектах.

Кроме того, на всероссийском уровне подчеркивалось (семинар-совещание в г. Москве, февраль 2010 г.), что важнейшим фактором, обеспечивающим успешность введения федеральных стандартов, является системность подготовки к введению и комплексность всех видов сопровождения введения ФГОС на всех ступенях общего образования. И эта работа должна проводиться на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

В то же время, рамочный характер новых стандартов общего образования не задает для образовательных учреждений однозначных путей реализации своих требований. Методические материалы Минобрнауки России по отдельным вопросам введения ФГОС общего образования (письма Департамента общего образования от 19 апреля 2011 г. № 03-255 и от 12 мая 2011 г. № 03-296) также предполагают возможность разных вариантов достижения планируемых результатов основных образовательных программ общего образования посредством выбора, в частности, различных:


    • организационных моделей реализации внеурочной деятельности (базовая модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель);

    • учебников из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

    • рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

    • механизмов создания условий (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических и т.д.);

    • моделей взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами.

Особенно важно чтобы все эти механизмы, по возможности, имели универсальный характер в отношении ступеней общего образования, т.е. могли быть использованы как на первой, так и на остальных ступенях общего образования.

В этом случае методологическая и содержательная преемственность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования будет дополнена и технологическим аспектом, позволяющим образовательному учреждению оптимальным образом обеспечить введение и реализацию новых стандартов.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что возникает противоречие между необходимостью перехода на федеральные государственные стандарты общего образования и отсутствием на институциональном уровне механизмов и инструментально-методического обеспечения введения и реализации ФГОС общего образования, обеспечивающих их преемственность.

Таким образом, мы можем сформулировать следующую тему экспериментальной работы: «Обеспечение преемственности в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне».


Объект исследования: педагогическая система образовательного учреждения.
Предмет исследования: педагогическая система образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС общего образования.
Цель: разработать и апробировать на практике механизмы, обеспечивающие преемственность в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • актуализировать проблему преемственности в реализации ФГОС начального и основного общего образования в педагогическом коллективе гимназии;

    • обобщить имеющийся в гимназии опыт по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

    • проанализировать ФГОС общего образования и выделить их инвариантные характеристики;

    • сформировать методический инструментарий учителя (совокупность приемов, методов, технологий и т.д.), обеспечивающий реализацию системно-деятельностного подхода;

    • разработать основные организационные механизмы реализации ФГОС начального и основного общего образования;

    • спроектировать систему механизмов, обеспечивающих создание необходимых для ФГОС НОО и ООО кадровых, информационных, материально-технических и других условий на институциональном уровне;

    • разработать модель взаимодействия участников образовательного процесса с целью формирования соответствующей части основных образовательных программ начального и основного общего образования;

    • интегрировать все спроектированные механизмы в педагогическую систему гимназии для обеспечения преемственности в реализации ФГОС НОО и ООО на институциональном уровне;

    • обеспечить информационное сопровождение экспериментальной работы.


База эксперимента: педагогическая система гимназии на ступенях начального и основного общего образования.
Гипотеза:

Создание и интеграция в педагогическую систему гимназии механизмов, обеспечивающих преемственность в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне, будет успешным, если:



  1. формирование методического инструментария учителя будет основано на принципах технологизации образовательного процесса, обеспечивающих как его воспроизводимость, так и возможность учета при проектировании образовательного процесса множества факторов, связанных с необходимостью достижения планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирования и развития универсальных учебных действий и т.д.

  2. при отборе механизмов, обеспечивающих преемственность в воспитательном процессе, будет отдано предпочтение тем из них, которые основаны на системно-деятельностном подходе, способствуют реализации программно-целевого планирования воспитательного процесса и обеспечивают интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

  3. организационные механизмы реализации ФГОС общего образования будут учитывать требования для всех ступеней общего образования;

  4. управленческие механизмы и механизмы создания условий не только обеспечат успешную реализацию программ, входящих в соответствующие основные образовательные программы, но и распределят ответственность между участниками образовательного процесса;

  5. деятельность инновационной площадки будет поддержана системой инновационных проектов институционального уровня и реализацией соответствующих программ профессионального саморазвития педагогов;

  6. будет организовано профессионально-общественное обсуждение промежуточных и итоговых результатов экспериментальной работы, реализующее ключевую идею новых стандартов как общественного договора между личностью, семьей, обществом и государством.


Теоретико-методологическая основа исследования

Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими теоретико-методологическую основу данного исследования, являются:



    • теория управления образованием (В.С.Лазарев, Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, С.А.Репин, П.И.Третьяков и др.);

    • теория педагогического проектирования (Н.А.Алексеев, Е.С.Заир-Бек, Г.Л.Ильин, Е.А.Крюкова, В.Е.Радионов, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и др.);

    • методология социокультурной модернизации образования (А.Г.Асмолов);

    • теория технологизации образования (Н.А.Алексеев, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.В.Гузеев и др.);

    • теория культурно-деятельностной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.);

    • теория образовательного и социального пространства (В.Д.Семенов, А.С.Белкин, Г.И.Драчева, В.Г.Спиркина, Г.Н.Сериков, В.Я.Ядов, Д.И.Фельдштейн и др.);

    • теория инновационной деятельности в образовании (В.Я.Ляудис, В.И.Загвязинский, Н.Р.Юсуфбекова, И.О.Котлярова, К.Ангеловски, Т.Г.Новикова и др.);

    • теория деятельности и взаимодействия субъектов деятельности (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, К.А.Абульханова-Славская и др.);

    • концепции воспитания (Н.Е.Щуркова, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Н.М.Таланчук, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман и др.).



Нормативно-правовая база эксперимента


  1. Об образовании : закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в действующей редакции).

  2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (в действующей редакции).

  5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.

  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.

  7. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений : приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209.

  8. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (в действующей редакции).

  9. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений : утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

  10. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников : утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.



Методическая база эксперимента


  1. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255.

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования : письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296.

  3. Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации «Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – М., 2010.

  4. Материалы Всероссийского семинара-совещания «Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», Москва, 19-30 апреля 2012г.

  5. Общие рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений : письмо Департамента стратегического развития Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. №13-312.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения).

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 201с. – (Стандарты второго поколения).

  8. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся : письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03.


Методы исследования

Эмпирические методы:

    • изучение литературы по теме исследования;

    • анализ школьной, учительской документации;

    • социологические методы (опрос, беседа, интервьюирование);

    • ранжирование;

    • изучение и обобщение опыта.

Теоретические методы:

    • мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация);

    • прогнозирование, проектирование, моделирование;

    • построение мыслительного эксперимента;

    • анализ понятийно-терминологической системы.


Этапы подготовки и проведения исследования

1. Диагностико-прогностический этап (2012 год). Анализ готовности гимназии к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Сбор, систематизация теоретического материала по проблеме. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях эксперимента.

2. Проектировочный этап (2012 год). Постановка цели эксперимента, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, продумывание компенсационных мероприятий. Подготовка программы экспериментальной работы. Разработка перспективного комплекса мероприятий и плана работы на текущий учебный год. Обсуждение и утверждение программы экспериментальной работы

3. Организационно-практический этап (2012-2015 годы). Обеспечение условий для реализации программы эксперимента (распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение, организация взаимодействия с социальными партнерами); составление планов работы на текущий учебный год, отслеживание промежуточных (текущих) результатов, корректировка программы экспериментальной работы.

4. Обобщающий этап (2015 год). Обработка данных, анализ всех результатов, соотнесение их с поставленными целью и задачами, корректировка гипотезы и системы механизмов, обеспечивающих преемственность в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне. Обобщение результатов экспериментальной работы.

Состав участников эксперимента


Древницкая Наталья Леонидовна, директор МБОУ «Гимназия № 31»;

Мазжухина Ирина Вячеславовна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по научно-методической работе;

Штурбабин Андрей Валентинович, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по учебно-воспитательной работе;

Максимовских Юлия Григорьевна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по учебно-воспитательной работе;

Штейнбок Елена Михайловна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по учебно-воспитательной работе;

Вторушина Вера Иосифовна, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по воспитательной работе;

Ширинкин Сергей Юрьевич, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 31» по информатизации;

Ширяева Екатерина Валерьевна, заведующая кафедрой русского языка и литературы;

Шелепина Мария Александровна, заведующая кафедрой математики и информатики;

Сбродова Наталья Александровна, заведующая кафедрой иностранных языков;

Смирнова Галина Михайловна, заведующая кафедрой истории и обществознания,

Князева Жанна Владиславовна, заведующая кафедрой естественных наук;

Васильева Ольга Борисовна, заведующая кафедрой физического воспитания, технологии и декоративно-прикладного творчества;

Белых Лариса Валентиновна, заведующая кафедрой начальных классов;

Сметанина Марина Владимировна, заведующая кафедрой воспитательной работы;

Бердникова Марина Сергеевна, педагог-психолог;

Михальчук Наталья Никитична, педагог-психолог;

учителя, работающие на ступенях начального и основного общего образования.



Функциональные обязанности участников

эксперимента


Директор гимназии:

    • общее руководство и контроль за ходом эксперимента;

    • подбор и расстановка кадров для проведения эксперимента;

    • руководство разработкой системы механизмов, обеспечивающих создание необходимых для реализации ФГОС общего образования кадровых, материально-технических, финансово-экономических условий на институциональном уровне;

    • создание системы материального и морального стимулирования участников эксперимента.

Заместитель директора по научно-методической работе:

    • обоснование инновационного проекта, организация предварительной экспертизы программы экспериментальной работы;

    • руководство разработкой пакета локальных актов образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    • проектирование механизмов создания учебно-методического обеспечения реализации ООП ООО;

    • мониторинг реализации программы экспериментальной работы;

    • консультирование участников эксперимента по вопросам инновационной деятельности;

    • организация взаимодействия с научно-методическими организациями и учреждениями по вопросам реализации программы экспериментальной работы;

    • координация действий участников эксперимента.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

    • руководство проектированием и апробацией организационных механизмов реализации ООП ООО, в том числе учебного плана основного общего образования;

    • руководство проектированием рабочих программ учебных предметов на второй ступени общего образования;

    • руководство проектированием методического инструментария учителя, обеспечивающего реализацию системно-деятельностного подхода;

    • консультирование участников инновационной деятельности по вопросам организации учебного процесса;

    • обеспечение интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Заместитель директора по воспитательной работе:

    • проектирование и реализация модели организации внеурочной деятельности и соответствующих механизмов, обеспечивающих преемственность с первой ступенью общего образования;

    • руководство проектированием рабочих программ курсов внеурочной деятельности на второй ступени общего образования;

    • проектирование и реализация модели взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью формирования соответствующей части основных образовательных программ начального и основного общего образования;

    • руководство проектированием программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

    • консультирование участников инновационной деятельности по вопросам организации воспитательной работы и внеурочной деятельности.

Заместитель директора по информатизации:

    • проектирование и реализация модели информационно-образовательной среды гимназии;

    • информационное обеспечение инновационной деятельности;

    • консультирование участников инновационной деятельности по вопросам, связанным с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    • ведение раздела, посвященного реализации инновационной деятельности, на официальном сайте гимназии в сети Интернет.

Педагоги-психологи:

    • проектирование и реализация системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, обеспечивающей соответствующие условия реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования

    • психолого-педагогическое сопровождение участников программы экспериментальной деятельности;

    • диагностика удовлетворенности участников экспериментальной деятельности промежуточными и конечными результатами эксперимента.

Заведующие кафедрами гимназии:

    • руководство институциональными инновационными проектами, сопровождающими программу экспериментальной работы.

Учителя, работающие на ступенях начального и основного общего образования:

    • участие в разработке и апробации механизмов, обеспечивающих преемственность в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне.


Ожидаемые результаты

В результате экспериментальной работы будет создано и разработано:



    • проект учебного плана основного общего образования гимназии;

    • модель организации внеурочной деятельности на ступенях начального и основного общего образования;

    • проект плана внеурочной деятельности гимназии для ступени основного общего образования;

    • пакет рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности для ступени основного общего образования;

    • система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, обеспечивающая соответствующие условия реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования;

    • методический инструментарий учителя (совокупность приемов, методов, технологий и т.д.), обеспечивающий реализацию системно-деятельностного подхода;

    • система механизмов, обеспечивающих создание необходимых для ФГОС общего образования кадровых условий на институциональном уровне;

    • пакет локальных актов образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    • модель информационно-образовательной среды гимназии, обеспечивающая информационно-методические условия реализации новых стандартов на первой и второй ступенях общего образования;

    • модель взаимодействия участников образовательного процесса с целью формирования соответствующей части основных образовательных программ начального и основного общего образования;

    • информационно-методические материалы для участников образовательного процесса по введению и реализации ФГОС основного общего образования.

В качестве ожидаемого системного эффекта предполагается готовность гимназии к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Формы представления результатов

    • доклады и выступления на научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня;

    • статьи в научно-методических журналах и тезисы в сборниках материалов научно-практических конференций;

    • мультимедийные презентации;

    • электронные материалы на сайте гимназии и других научно-методических ресурсах в сети Интернет;

    • сборник научно-методических материалов по проблеме экспериментальной работы;

    • видеоматериалы о реализации программы экспериментальной работы и ее результатах;

    • публикации и выступления в печатных и электронных средствах массовой информации;

    • материалы в информационных буклетах гимназии.



Критерии оценки ожидаемых результатов





Критерии

Средства оценивания

1. Сформированность единых требований к рабочим программам учебных предметов в соответствии с ФГОС общего образования

Анализ учебно-методической документации

2. Сформированность единых требований к рабочим программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования

Анализ учебно-методической документации

3. Соответствие системы кадровых, материально-технических, финансово-экономических и других условий требованиям ФГОС общего образования

Анализ локальных актов образовательного учреждения

4. Интеграция урочной и внеурочной деятельности на ступенях начального и основного общего образования

Анализ учебно-методической документации

5. Преемственность организационных механизмов реализации основных образовательных программ первой и второй ступени общего образования

Анализ учебных планов и планов внеурочной деятельности первой и второй ступени общего образования

6. Вовлеченность обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников в процесс формирования соответствующей части основных образовательных программ начального и основного общего образования

Анализ части основных образовательных программ начального и основного общего образования, формируемых участниками образовательного процесса

7. Наличие информационных и методических материалов для апробации и внедрения механизмов, обеспечивающие преемственность в реализации ФГОС начального и основного общего образования на институциональном уровне

Информационно-методический банк

8. Удовлетворенность участников экспериментальной деятельности конечными результатами инновационного проекта

Анкетирование участников реализации программы экспериментальной деятельности

Прогноз возможных негативных тенденций и способов их устранения


Негативные тенденции

Способы устранения

1. Неприятие вводимых новаций субъектами инновационной деятельности в силу отсутствия мотивации

Формирование мотивации через первоочередное создание соответствующей системы ценностей. Внедрение новаций с опорой на базовые ценности и традиции образовательного учреждения

2. Несогласованность действий участников программы экспериментальной работы

Корректировка функциональных обязанностей участников экспериментальной деятельности

3. Несоответствие промежуточных результатов экспериментальной деятельности поставленным задачам

Организация консультаций с научно-методическими учреждениями и организациями

4. Снижение самомотивации, связанной с заниженной самооценкой субъектов инновационной деятельности

Психологический консалтинг, групповые психологические тренинги, направленные на создание ситуации успеха

5. Низкая активность участников образовательного процесса при формировании соответствующей части основных образовательных программ

Расширение информационно-просветительской деятельности и внедрение интерактивных методов взаимодействия с участниками образовательного процесса. Усиление роли органов государственно-общественного управления образовательным учреждением

Механизм реализации программы

1. Согласование действий по реализации программы экспериментальной работы с Программой развития гимназии.

2. Составление ежегодного плана работы гимназии с учетом реализации программы экспериментальной работы.

3. Организация взаимодействия с соисполнителями проекта (привлечение научных консультантов, экспертов).

4. Согласование плана методической работы гимназии, программ профессионального саморазвития педагогов, участвующих в инновационной деятельности, с программой экспериментальной работы.

5. Участие в конкурсах грантов для всесторонней поддержки инновационного проекта.


Управление программой и контроль за ее реализацией

1. Распределение функциональных обязанностей между исполнителями программы экспериментальной работы.

2. Осуществление мониторинга реализации программы инновационной деятельности.

3. Своевременная корректировка перспективного комплекса мероприятий и плана работы на текущий учебный год.

4. Подготовка и проведение ежегодных отчетов по результатам работы экспериментальной площадки на педагогическом совете гимназии, заседании регионального координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

5. Создание необходимых материально-технических условий для реализации программы экспериментальной работы.



6. Разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования руководящих и педагогических работников, принимающих активное участие в реализации инновационного проекта.

Перспективный комплекс мероприятий

на 2012 – 2015 годы


п/п

Наименование мероприятия

Сроки

1.

Актуализация проблемы преемственности в реализации ФГОС начального и основного общего образования в педагогическом коллективе гимназии

2012 г.

2.

Обеспечение организационных, научно-методических, материально-технических условий реализации программы

2012-2013 гг.

3.

Реализация программ институциональных инновационных площадок гимназии

2012-2015 гг.

4.

Проектирование системы механизмов, обеспечивающих создание необходимых для ФГОС НОО и ООО кадровых, информационных, материально-технических и других условий на институциональном уровне

2012-2014 гг.

5.

Формирование методического инструментария учителя, обеспечивающего реализацию системно-деятельностного подхода

2012-2014 гг.

6.

Мониторинг реализации программы экспериментальной работы

ежегодно

7.

Размещение материалов по экспериментальной деятельности на сайте гимназии и других научно-методических ресурсах в сети Интернет

2012-2015 гг.

8.

Проведение с педагогическим коллективом совещаний, семинаров, педагогических советов по проблеме инновационной деятельности

ежегодно

9.

Повышение квалификации руководящих и педагогических работников гимназии, участвующих экспериментальной работе

2012-2015 гг.

10.

Участие в научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня

2012-2015 гг.

11.

Проведение анализа эффективности реализации программы экспериментальной работы.

ежегодно

12.

Разработка основных организационных механизмов реализации ФГОС начального и основного общего образования

2013 г.

13.

Промежуточный отчет о деятельности инновационной площадки по программе экспериментальной работы

2013 г.

14.

Разработка модели взаимодействия участников образовательного процесса с целью формирования соответствующей части основных образовательных программ начального и основного общего образования

2013-2014 гг.

15.

Публикации статей в научно-методических журналах и тезисов в сборниках материалов научно-практических конференций

2013-2015 гг.

16.

Участие в профессиональных конкурсах различного уровня по проблеме инновационной деятельности

2013-2015 гг.

17.

Интеграция спроектированных механизмов в педагогическую систему гимназии для обеспечения преемственности в реализации ФГОС НОО и ООО на институциональном уровне


2013-2015 гг.

18.

Подготовка информационных материалов для профессионально-педагогического сообщества, а также печатных и электронных средств массовой информации

2013-2015 гг.

19.

Промежуточный отчет о деятельности инновационной площадки по программе экспериментальной работы

2014 г.

20.

Подготовка и издание сборника научно-методических материалов по проблеме экспериментальной работы

2014-2015 гг.

21.

Итоговый отчет о деятельности инновационной площадки по программе экспериментальной работы

2015 г.



План работы на 2012-2013 учебный год


п/п

Наименование мероприятия

Сроки

1.

Подготовка проекта программы экспериментальной работы

июнь-август 2012 г.

2.

Проведение первого этапа мониторинга реализации программы экспериментальной работы

июнь-август 2012 г.

3.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры воспитательной работы гимназии «Апробация и внедрение новых форм и видов деятельности в ходе осуществления воспитательной работы в гимназии»

август-сентябрь 2012 г.

4.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры математики и информатики гимназии «Разработка форм и методов системы оценивания достижений обучающихся в ходе освоения ООП ООО»

август-сентябрь 2012 г.

5.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры русского языка и литературы гимназии «Организация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие достижения предметных и метапредметных результатов»

август-сентябрь 2012 г.

6.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры естественных наук гимназии «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по изучению естественно-научных предметов как средство достижения личностных результатов»

август-сентябрь 2012 г.

7.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры физического воспитания, технологии и декоративно-прикладного творчества гимназии «Развитие эстетического сознания обучающихся через освоение художественного наследия народов России и мира на уроках по изучению предметной области «Искусство» как результат достижения личностных результатов освоения обучающимися ООП ООО»


август-сентябрь 2012 г.

8.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры начальных классов гимназии «Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков»

август-сентябрь 2012 г.

9.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры истории и обществознания гимназии «Воспитание российской гражданской идентичности обучающихся на уроках по изучению общественно-научных предметов как средство достижения личностных результатов освоения ООП ООО»

август-сентябрь 2012 г.

10.

Подготовка проекта программы для институциональной инновационной площадки кафедры иностранных языков гимназии «Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития ИКТ-комптенций школьников»

август-сентябрь 2012 г.

11.

Утверждение программ институциональных инновационных площадок гимназии и программы экспериментальной работы

сентябрь 2012 г.

12.

Размещение первичных материалов по инновационной деятельности в сети Интернет на сайте гимназии и сайте информационной поддержки реализации ФГОС общего образования в Курганской области


сентябрь 2012 г.

13.

Реализация программ институциональных инновационных площадок гимназии

в течение учебного года

14.

Проведение совещания «Структура основной образовательной программы основного общего образования: целевой, содержательный и организационный разделы»


сентябрь 2012 г.

15.

Проведение совещания «Механизмы, обеспечивающие преемственность в реализации ФГОС начального и основного общего образования»


октябрь 2012 г.

16.

Проведение совещания «Системно-деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС»


октябрь 2012 г.

17.

Разработка организационного раздела ООП ООО

октябрь 2012 г.

18.

Разработка программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

октябрь-ноябрь 2012 г.

19.

Проведение педагогического совета «Преемственность в развитии УУД на ступени начального и основного общего образования»

ноябрь 2012 г.

20.

Определение необходимых изменений в кадровом, материально-техническом, финансово-экономическом обеспечении реализации ФГОС общего образования на институциональном уровне

ноябрь 2012 г.

21.

Проведение совещания «Программы отдельных учебных предметов, курсов как часть содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования»

декабрь 2012 г.

22.

Публикации статей в научно-методических журналах и тезисов в сборниках материалов научно-практических конференций

в течение учебного года

23.

Проведение совещания «Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов основной образовательной программы»

декабрь 2012 г.

24.

Психолого-педагогическое сопровождение участников программы экспериментальной деятельности


в течение учебного года

25.

Разработка рабочих учебных программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности

январь 2012 г. - февраль 2013 г.

26.

Проектирование модели информационно-образовательной среды гимназии в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

февраль 2013 г.

27.

Участие в научно-практических конференциях различного уровня

в течение учебного года

28.

Подведение промежуточных итогов работы институциональных инновационных площадок на заседаниях кафедр


март 2013 г.

29.

Участие в областных и муниципальных педагогических чтениях

в течение учебного года

30.

Проведение второго этапа мониторинга реализации программы экспериментальной работы

апрель 2013 г.

31.

Проведение диагностики удовлетворенности участников экспериментальной деятельности промежуточными результатами эксперимента

апрель 2013 г.

32.

Подведение промежуточных итогов экспериментальной работы за 2012-2013 учебный год на педагогическом совете

апрель 2013 г.

33.

Корректировка системы методической работы гимназии, соответствующего плана работы и программ профессионального саморазвития педагогов, участвующих в экспериментальной работе

апрель-май 2013 г.

34.

Корректировка плана по повышению квалификации педагогов гимназии в соответствии с приоритетами инновационной деятельности

май 2013 г.

35.

Разработка плана работы на 2013-2014 учебный год, корректировка перспективного комплекса мероприятий до 2015 года

май 2013 г.

36.

Подготовка информационных материалов для размещения на сайте гимназии

май 2013 г.




Смотрите также:
Программа экспериментальной работы «Обеспечение преемственности в реализации фгос начального и основного общего образования на институциональном уровне»
342.41kb.
1 стр.
«Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации»
659.72kb.
4 стр.
Г. Челябинск, 2012г. Организационный раздел
280.36kb.
1 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений чеченской республики
523.24kb.
3 стр.
«08» мая 1998 г. №148 в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
559.52kb.
4 стр.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
1337.89kb.
5 стр.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
5450.66kb.
26 стр.
Т. А. Маслова основная образовательная программа начального общего образования содержание Целевой раздел. Стр. 3-46
4446.37kb.
21 стр.
Рабочая программа по английскому языку 5 9 классов (срок реализации 5 лет) Разработчик: Козырева О. В
967.84kb.
4 стр.
935-пп от 05. 09. 2008 г. О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
347.9kb.
1 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Программа 1 основного общего 1 образования 1
4936.15kb.
27 стр.