Главная
страница 1
Г. Ставрополь

МБОУ СОШ №20


Н.В.Гоголь

поэма «Мёртвые души»


Тема: «Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа»

(На примере персонажа Манилова)

0_4fc88_2795c922_xl.jpg


Урок в 10 классе

Учитель русского языка и литературы

Новикова Дина Николаевна

2013-02-05

Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Урок в 10 классе

Тема: «Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа»

(На примере персонажа Манилова)

Цели:

  • Образовательная: раскрыть идейный замысел поэмы «Мёртвые души» и её жизненную основу; показать авторскую позицию через построение сатирических образов с использованием детали.

  • Воспитательная: путём анализа образа персонажа раскрыть понятие «маниловщина»; приобщить учащихся к исследовательской работе.

  • Развивающие: обучить умению анализировать текст и находить «ключ» к постижению образа-персонажа.


Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

(Перечитать вторую главу поэмы; выписать цитаты, характеризующие Манилова.)

Приложение


  1. Создание проблемной ситуации

Слово учителя
Начнем наш разговор о Манилове с двух противоположных высказываний, которые записаны на доске.

1. С.Т. Аксаков в статье о «Мертвых душах» заметил, что Манилов вовсе не такое уж страшное зло и что Гоголь отнес к нему «без всякой досады, без всякого смеха, даже с участием»

2. «Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге: в действительности же избави Бог с ними встречаться...» — В.Г. Белинский.

Чтобы не сделать неверных выводов, попытаемся более внимательно всмотреться в образ, не пропустив ни одной детали.

Читая или цитируя текст, постарайтесь высказать свое мнение по отношению к образу Манилова, стройте свои рассуждения логично и последовательно.


  1. Характеристика образа Манилова.

Работа с текстом.

Учитель организует беседу по прочитанному тексту; ставит вопросы.



(Важно, чтобы дети не только цитировали текст, но и обращали внимание на способы и приёмы изображения героя.)


Авторская характеристика Манилова (способы и приемы изображения; цитирование текста)


Речевая деятельность учащихся

(логика рассуждения, выводы, их содержание)


  1. Внешность Манилова




«Помещик Манилов, ещё вовсе человек не

пожилой...» (1 гл.).

«На взгляд он был человек видный... был белокур, с голубыми глазами» (2гл.).


В портретной характеристике Манилова автор подчеркивает, что он видный человек, но только «на взгляд»; черты его лица не лишены приятности, «но приятность эта какая-то приторная, липкая («сахарная»); манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая», «белокур, с голубыми глазами». Первое впечатление, что Манилов добрый, приятный человек, затем чувствуется какая-то неопределенность, она даже и автором подсказывается: «ни то ни се...».


  1. Характер Манилова

«Человек так себе, ни то ни се...»; « Один Бог разве может сказать... о чем он думал, тоже разве Богу было известно.»


Первой фразой Гоголь подчеркивает отсутствие у Манилова чего-либо определенного: «У всякого есть свой задор <...> ... словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было». Характер этого человека как бы сливается с тоном серого, скучного, безжизненного пейзажа.


Описание природы

«Поодаль, в стороне, темнел каким-то

скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась. »




Даже пейзаж, который видит Чичиков, подъезжая к имению Манилова, говорит о какой-то неопределенности, бесцветности.

Употребляя эпитеты «скучно-синеватый», «светло-серый», Гоголь подчеркивает чувство смертельной скуки, которая ощущается и около Манилова. Почему скуки? Да потому, что «у всякого есть свой задор», интерес, увлечение, а Манилов лишен всяких желаний. «От него не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова.» Манилов ко всему равнодушен. Об этом свидетельствует и его запущенная усадьба.




Описание усадьбы

«Дом господский стоял одиночкой на юру... везде глядело только одно бревно.»


Описание деревни и усадьбы характеризуют помещика Манилова как ленивого и бесхозяйственного: дом стоял «открытым всем ветрам», в усадьбе пруд покрылся зеленью. Автор иронически замечает, что это «не в диковинку в аглицких садах русских помещиков». Березы здесь «мелколистые, жиденькие», вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые избы» и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени...». Здесь тоже чувствуется ирония автора.


Хозяйство Манилова

«Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался... ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать.»


Автор прямо говорит о том, что помещик хозяйством не занимается. А ведь в его власти сотни крепостных душ (Чичиков насчитал более двухсот изб в Маниловке). Хозяин не знает, что делается в его имении. Отсутствие живого дела, бесхозяйственность Манилова и его жены действуют и на окружающих, превращает их в таких же бездельников.


Окружение Манилова

«Приказчик явился... проснувшись в девятом часу утра, поджидал самовар и пил чай.»


Манилов не знает своего хозяйства, не знает, сколько у него крестьян, какие они, сколько умерло; он мало интересуется этой «прозой жизни», за него все делают другие. Все заботы он поручает приказчику. Но как и хозяин, приказчик тоже делами не занимается. Об этом говорят его внешность и манеры: «желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины...».


Риторические вопросы

«Зачем, например, глупо и без толку готовится в кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? Зачем воровка-ключница? Зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? Зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?»


Используя прямые риторические вопросы, автор призывает нас, читателей, возмутиться вместе с ним такой никчемной жизнью супругов Маниловых. А затем Гоголь иронически прибавляет, что «все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо».


Воспитание и образование Манилова


«Скромнейший, деликатнейший, образованнейший...»; «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная на 14 странице...»


Сама комната, которую Манилов называет «кабинетом», говорит о вкусе хозяина: «Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой...». И кабинет соответствует Манилову, человеку приятному, на первый взгляд, но, как говорит автор, человеку «ни то ни се» и вызывающему скуку смертельную. В армии Манилов считался «образованнейшим» офицером. Неизвестно, какими были по уровню образования люди, превозносившие его, но из текста мы узнаем, что он уже два года «читает» одну книгу. О его культуре и образованности говорят его словесные выражения и мысли.


Речь героя

«...Если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку...»; «Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял...»


В выражении лица Манилова при разговоре, в речи, в подборе слов, в манерах и интонациях голоса автором отмечается та же преувеличенная чувствительность, сентиментальность, а главное — умственная ограниченность, бессодержательность, беспомощность мысли. Манилов пытается вести возвышенный разговор, разбираться в жизненных фактах. Он много говорит, употребляет ничего не значащие слова, не может закончить фразы, вместо них — жесты, заменяющие высказывание. Все это говорит об отсутствии содержания мысли Манилова, о его глупости. Чичиков, сразу понимая это, втягивает Манилова в мошенническую сделку.


Поступки Манилова

«...стояли уже несколько минут перед дверями гостиной... Наконец оба приятеля вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга.»


Поведение Манилова, с одной стороны, вызывает смех, а с другой — раздражение, недоумение.

Комическая сцена у дверей в гостиной характеризует Манилова чересчур любезным, навязчивым. Опять в герое чувствуется «приторная сладость». Раздражает в Манилове его доверчивость. Он бездумно доверяет приказчику, слугам, жене, детям... Он растерян и беспомощен перед предложением Чичикова продать мертвые души. Гоголь хорошо передает это, описывая мимику и жесты героя. Удивляет, что, не зная человека (Чичикова), Манилов сразу ему доверяет и старается всячески услужить, доказать «сердечное влечение»... После этого он не обдумывает свой поступок, а предается радостным размышлениям, что доставил гостю небольшое удовольствие. Опять мы видим бесхарактерность и глупость Манилова, которая проявляется не только в делах, но и в его мыслях.





Внутренний монолог

«Наконец вошел он в комнату, сел на стуле, где предался размышлению... и все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого вечера ужина.»


То, что Манилов пустой, неопределенный, бездеятельный, говорят его размышления. После отъезда Чичикова он думает о благополучии жизни, о том, «как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки...». Эти мечты неосуществимы, нереальны, но они доставляют герою удовольствие. Манилов не видит и не знает жизни, он не привык думать, понимать окружающее, он всем доволен, не хочет себя утруждать и беспокоить, поэтому на все смотрит сквозь розовые очки, все видит приятным и хорошим. Так спокойнее жить.




4. Подводим итоги урок

(обобщения, выводы)

1.Характеристика образа персонажа




Прямая характеристика

Косвенная характеристика

прямое высказывание о герое

оценочные тропы

авторская характеристика


внешность героя (портрет)

поведение, поступки

пейзаж

бытовая обстановка



речь героя

высказывания о герое других действующих лиц тон повествования



2. Какова главная черта Манилова? Бездуховность или.. ?

3. Смысл понятия «маниловщина»? (Отсутствие интереса, равнодушие...)

4. Советы «маниловым»:

— не ленитесь;

— будьте требовательны к себе и другим;

— будьте полезны себе и другим;

— читайте и думайте;

— смотрите на жизнь реально.
5. Домашнее задание

Перечитать третью—пятую главы «Мертвых душ».



Подготовить характеристику Коробочки, Ноздрева, Собакевича, ориентируясь на данную выше таблицу.


Смотрите также:
«Мастерство Н. В. Гоголя в создании образа»
87.05kb.
1 стр.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера
4960.75kb.
17 стр.
Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
69.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Журналистское мастерство
118.92kb.
1 стр.
«Охота на бизонов». Импровизация на тему наскальных изображений первобытных художников
37.36kb.
1 стр.
Урок литературы в 8-м классе по теме «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Знакомство с комедией Н. В. Гоголя \"Ревизор\" и историей ее написания»
212.77kb.
1 стр.
«Очищающая сила призраков и фантомных образов в произведениях Н. В. Гоголя»
83.55kb.
1 стр.
Тест по творчеству Гоголя (8 класс) 1 вариант 1) Гоголя звали
67.31kb.
1 стр.
Курсовая работа студентки 1 курса вечернего отделения факультета истории искусства рггу салазановой Юлии Сергеевны
242.23kb.
1 стр.
Придумай портрет
74.35kb.
1 стр.
Правила соревнований нрмф на мастерство вождения мотоцикла от массовости к мастерству! Приложение к Спортивному Кодексу нрмф комитет массовых
63.48kb.
1 стр.
Волшебное яблоко
61.78kb.
1 стр.