Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8

3. Здания и сооружения загородного оздоровительного учреждения

3.1. При проектировании загородных оздоровительных учреж­дений здания для проживания детей должны быть не выше 2-х этажей и рассчитаны на изолированное размещение не более 4-х отрядов.

Окна комнат спальных и кружковых помещений следует ориен­тировать по сторонам горизонта:


  • от 70 до 200° - во ИВ и ИГ климатических подрайонах север­ной широты и III, IV климатических районах;

  • от 70 до 290° - во ПА и НБ климатических подрайонах север­ной широты и I климатическом районе.

Допускается ориентировать не более 25 % жилых комнат в пре­делах от 290 до 70°.

13

СанПиН 2.4.4.1204—03



Окна варочных залов пищеблока следует ориентировать в пре­делах от 290 до 70° северной широты во всех климатических рай­онах. При необходимости должны предусматриваться регулируемые солнцезащитные устройства.

3.2. В зависимости от климатического района в отапливаемых помещениях должны размещаться:



Название помещений

Климатические районы

Жилые комнаты, обеденные залы

1,Н

Медицинский пункт, изолятор

I, II, III

Сушилка для одежды и обуви, дом сторожа

I, И, III, IV

  1. Состав и площади помещений загородного оздоровитель­ного учреждения должны соответствовать требованиям строитель­ных норм и правил (прилож. 5).

  2. Спальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть раздельными.

  3. Стирка личных вещей детей проводится в специально вы­деленных помещениях при прачечных или в умывальных комнатах спальных корпусов в специально выделенных промаркированных для этих целей тазах.

  4. Медицинский пункт допускается блокировать с изолято­ром. В учреждениях вместимостью до 300 мест медицинский пункт можно блокировать с административными помещениями только при наличии отдельно стоящего изолятора. При блокировке поме­щений наружные входы в них должны быть отдельными.




  1. В медицинском пункте размещают кабинет врача-педиат­ра площадью не менее 10 м2, кабинет зубного врача - не менее 14 м2, процедурную - не менее 12 м2, комнату медицинской сестры - не менее 10 м2, туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

  2. В изоляторе должно быть не менее 2 палат (для капель­ных и кишечных инфекций). Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2 % вмести­мости загородного оздоровительного учреждения (площадь на 1 ребенка не менее 6 м2).

  3. Изолятор помимо палаты бокса должен иметь следующий набор помещений: процедурную, санитарный узел, буфетную с по­мещением для мойки посуды не менее 6 м2, помещение для обработ­ки и хранения уборочного инвентаря, приготовления дезрастворов (площадью не менее 6 м2), оборудованное поддоном, подводкой хо-

14

СанПиН 2.4.4.1204—03

лодной и горячей воды, вентиляцией. Во вновь строящихся и рекон­струируемых учреждениях необходимо предусмотреть душевую для обработки больных детей.


  1. Оборудование помещений медицинского пункта должно соответствовать действующим санитарным правилам, обеспечено необходимым инвентарем, лекарственными средствами, перевязоч­ным материалом для оказания медицинской помощи.

  2. Проживание персонала в помещениях медицинского на­значения не допускается.

3.7. Количество мест в обеденных залах столовой рассчитано на
одновременное обслуживание всех детей (в одну смену) из расчета
1,0 м2 на одно место. Для младших школьников (6—9 лет) выделяют
обеденные залы вместимостью не более 100 мест.

3.7.1. У входа в зал или в отдельном помещении устанавливают умывальные раковины на двух уровнях (для младших и старших школьников) из расчета 1 на 20 детей. Для вытирания рук исполь­зуют электрополотенце или бумажные салфетки (полотенца).



  1. Не допускается размещать в подвальных и цокольных эта­жах зданий оздоровительных учреждений помещения для пребыва­ния детей, столовые, помещения медицинского назначения. Исполь­зование помещений подвального и цокольного этажей должно осу­ществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

  2. Состав и площади жилых, производственных, складских, культурных и служебно-бытовых помещений должны отвечать тре­бованиям санитарных и строительных норм и правил (прилож. 5).

4. Санитарно-техническое благоустройство загородных оздоровительных учреждений

  1. Здания загородного оздоровительного учреждения следует оборудовать системами хозяйственно-питьевого, противопожарно­го, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соот­ветствии с нормами проектирования внутреннего водопровода и канализации зданий, горячего водоснабжения. Все системы должны находиться в рабочем состоянии.

  2. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

15

СанПиН 2.4.4.1204—03

Разрешение на использование водного объекта для питьевых целей допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Норма расхода воды на 1 место - 130 л в сутки, в т. ч. горячей -40 л.



  1. Горячим водоснабжением следует обеспечивать производ­ственные помещения пищеблока, прачечную, постирочную, бани, душевые, умывальные, ногомойки, кабины личной гигиены девочек, а также помещения медицинского назначения. На случай аварийной ситуации в помещении пищеблока устанавливают резервные источ­ники горячей воды.

  2. Устройство канализации следует предусматривать в жилых корпусах, столовой, кухне, помещениях культурно-массового и ме­дицинского назначения, физкультурно-оздоровительных и служеб-но-бытовых помещениях, прачечной, душевой, а также в отдельно стоящих уборных и умывальных.

При размещении учреждений в районах, не имеющих централи­зованной канализации, допускается устройство местных систем уда­ления и очистки сточных вод. Вопросы о выборе и устройстве мест­ных систем канализации решаются с центрами Госсанэпиднадзора по месту размещения загородного оздоровительного учреждения.

4.5. Отопление следует предусматривать в зданиях и сооруже­


ниях в соответствии с п. 3.3 настоящих санитарных правил.

Температура воздуха в жилых комнатах должна быть не ниже 18 °С, в палатах изолятора - 20 °С, в вестибюле - 16 °С. Относи­тельная влажность составляет 40—60 %.

4.6. Производственные помещения столовых, централизован­
ных кухонь, обеденных залов, помещения для занятий дополнитель­
ным образованием детей (кружков, секций, клубов, студий и т. п.) в
зависимости от вида деятельности следует оборудовать вытяжной
вентиляцией с механическим побуждением в соответствии с требо­
ваниями санитарных и строительных норм и правил.

Душевые и туалеты должны иметь самостоятельную вытяжную вентиляцию.

4.7. Все основные помещения должны иметь естественное осве­
щение. Без естественного освещения допускаются помещения, рег­
ламентированные строительными нормами и правилами.

Коэффициент естественного освещения (КЕО) в основных по­мещениях столовой, культурно-массового и физкультурно-оздоро-

16

СанПиН 2.4.4.1204—03



вительного назначения, в спальных комнатах должен быть не менее 1 %, в помещениях для кружковой деятельности - не менее 3,5—4 %. Для искусственного освещения обеденных залов, помещений культурно-массового назначения в зданиях круглогодичного функ­ционирования рекомендуется использовать люминесцентные лам­пы. В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежур­ное (ночное) освещение. Искусственная освещенность должна отве­чать требованиям санитарным и строительным нормам и правилам в зависимости от назначения помещений учреждения (табл. 4.1).

Таблица 4.1



Искусственная освещенность в основных помещениях загородных оздоровительных учреждений при использовании люминесцентных ламп

Наименование помещений

Освещенность, лк

Поверхности, к которым относятся нормы освещения

Спальные комнаты

75

Горизонтальные поверхно­сти на уровне 0,8 м

Помещения для занятий до­полнительным образованием детей

300—500

-»-

Комната педагогов

300

-»-

Уборные, умывальные

75

на полу

Комнаты гигиены девочек, душевые

75

на полу

Обеденный зал и зрительный

200

Рабочие поверхности на уровне 0,8 м

Раздаточная

300

-»-

Холодные и горячие цехи, доготовочные и заготовочные

200

-»-

Моечные

200

-»-

Библиотека

300

-»-

Кабинет врача, процедурный

300

-»-

Изолятор

150

Горизонтальные поверхно­сти на уровне 0,5 м

Примечание: при использовании ламп накаливания нормы освещенно­сти уменьшаются вдвое.

17

СанПиН 2.4.4.1204-03



5. Отделка помещений и оборудование загородных оздоровительных учреждений

5.1. Поверхности стен, потолков, полов основных помещений


загородных оздоровительных учреждений должны быть гладкими,
позволяющими проводить их уборку (мытье) и дезинфекцию.

  1. Стены и потолки спальных помещений, помещений для массовой работы и занятий дополнительным образованием, а также изолятора, медпункта и административных помещений должны быть окрашенными красками светлых тонов с коэффициентом от­ражения 0,7—0,8.

  2. Используемые отделочные, строительные и полимерные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключе­ние с областью применения для детских и оздоровительных учреж­дений.

  3. Стены производственных и складских помещений пище­блока следует облицовывать керамической глазурованной плиткой или окрашивать на высоту 1,8 м (коридоров - на высоту 1,5 м) вла­гостойкими материалами, допускающими систематическую очистку и влажную обработку с использованием дезинфицирующих средств.

  4. Для покрытия полов спальных комнат, помещений для кружковых занятий и секций, медицинского пункта, администра­тивных помещений следует использовать дерево (дощатые полы, покрытые масляной краской). Допускается использование линоле­ума, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение с обла­стью применения в детских и оздоровительных учреждениях.

  5. Полы в помещениях с влажным режимом: душевых, туа­летах, комнаты гигиены девочек, кладовых для сбора грязного бе­лья и других, покрывают метлахской плиткой. Полы в помещениях столовой и душевых оборудуют сливными трапами с уклонами к отверстиям трапов.




  1. Оборудование и мебель учреждения должны соответство­вать гигиеническим и педагогическим требованиям и учитывать росто-возрастные особенности детей. Не допускается оборудование спален двухъярусными кроватями.

  2. Спальные помещения оборудуют кроватями, тумбочками, шкафами для одежды, полками для хранения обуви. Расстояния ме­жду кроватями - не менее 50 см.

  3. Медицинские помещения обеспечивают необходимым ин­вентарем и оборудованием в соответствии с их назначением. Не до-

18

СанПиН 2.4.4.1204—03

пускается в качестве стульев и кушеток использовать мягкую мебель (диваны, кресла, стулья с мягкой обивкой).

5.5. Необходимо засетчивать окна (при необходимости и двери) в помещениях спален, столовой, медицинского назначения от залета комаров, мух, москитов и других насекомых.



6. Содержание помещений и участка загородного оздоровительного учреждения

6.1. Перед началом оздоровительного сезона проводится гене­


ральная уборка территории оздоровительного учреждения.

Необходимо проводить обрезку низко растущих и сухих веток деревьев, кустарников, вырубку молодой поросли, скашивание тра­вы. Не допускается хранение сухого валежника и мусора на терри­тории.



  1. Ежедневно технический персонал убирает все помещения влажным способом с применением разрешенных моющих средств при открытых окнах и фрамугах. К уборке спален, которая прово­дится 2 раза в день (после ночного и дневного сна), можно привле­кать детей, начиная с 10 лет.

  2. Перед началом оздоровительной кампании и по окончании каждой смены технический персонал проводит генеральную уборку: моет полы, стены, двери, окна, осветительную арматуру, отопитель­ные приборы, вентиляционные решетки и протирает мебель с ис­пользованием разрешенных моющих и дезинфицирующих средств (прилож. 6).

  3. Перед началом работы загородных оздоровительных учре­ждений и в дальнейшем проводится профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений (согласно договору между оздоровительным учреждением и организациями, имеющими раз­решение на данный вид деятельности).

  4. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) -перед началом каждой смены следует проветривать и просушивать на воздухе. Один раз в год перед началом оздоровительной компа­нии постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке. Постельные принадлежности, бывшие в употреблении по другому назначению, должны подвергаться камерной дезинфекции.

  5. В случае регистрации капельных или кишечных инфекций, постельные принадлежности двукратно чистят щеткой с использова­нием дезсредств. При возникновении заболевания вирусным гепати­том обязательна камерная обработка постельных принадлежностей.

19

СанПиН 2.4.4.1204—03

6.7. В умывальных, душевых, постирочных, комнатах гигиены
девочек и уборных ежедневно моют полы, стены, дверные ручки
горячей водой с применением моющих средств. Кроме того, полы
протирают по мере загрязнения, но не менее 3 раз в день.

Унитазы моют 2 раза в день при помощи квачей и щеток горя­чей водой с применением моющих средств; для удаления мочекис-лых солей используют разрешенные препараты. Дезинфекцию уни­тазов проводят в конце дня.

6.8. Помещения столовой подлежат ежедневной влажной уборке.

Уборку обеденных столов, производственных помещений, обо­рудования и инвентаря проводит персонал учреждения после каж­дого приема пищи.

Генеральную уборку проводят перед каждой сменой, используя моющие и дезинфицирующие средства (мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти и т. п.).

6.9. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки, тряпки и др.)


должен быть промаркирован и закреплен за отдельными помеще­
ниями. После использования уборочный инвентарь моют горячей
водой с моющими и дезинфицирующими средствами и хранят в спе­
циально выделенных для этого шкафах или помещениях.

Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую) и храниться от­дельно.

Моющие и дезинфицирующие средства хранят в таре изготови­теля в специально отведенных помещениях в соответствии с инст­рукциями.

Уборка производственных, вспомогательных, складских и бы­товых помещений столовой проводится уборщицами; рабочие места убирают сами работающие, а туалеты - только закрепленный тех­нический персонал.

6.10. Уборка территории оздоровительного учреждения прово­
дится ежедневно: утром за 1—2 ч до выхода детей на участок и в
течение дня по мере необходимости. В сухую погоду поверхности
площадок и травяной покров необходимо поливать за 20 мин до
начала спортивных занятий.

Мусор собирают в мусоросборники и при заполнении 2/з их объема вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответ­ствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработа­ны средствами, разрешенными в установленном порядке в соответ-



20

СанПиН 2.4.4.1204—03

ствии с указаниями по борьбе с мухами. Категорически запрещается сжигать на территории бытовой мусор и листья.

Смену песка в песочницах проводят при загрязнении яйцами гельминтов и механическими примесями.



  1. Банные дни проводят не реже 1 раза в 7 дней.

  2. Следует иметь не менее 3 смен постельного белья и 2 смен наматрасников.

  3. Постельное белье и полотенца для лица и ног меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

  4. Грязное белье в спальных помещениях складывают в спе­циальные мешки (матерчатые, клеенчатые, пластиковые), которые доставляют в прачечную учреждения, либо после сортировки от­правляют в централизованную прачечную. Для сбора и сортировки грязного белья необходимо иметь специальную комнату при пра­чечной. После использования матерчатые мешки стирают, клеенча­тые и пластиковые обрабатывают мыльно-содовым раствором, а при наличии инфекции - одним из дезинфицирующих средств. По­мещение для сбора грязного белья, после его отправки в прачечную, необходимо дезинфицировать.

  5. Для раздельного хранения чистого белья и постельных принадлежностей оборудуют кладовые (3 помещения).

7. Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях

7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха


детей и подростков необходимо обеспечить рациональную органи­
зацию режима дня:

  • оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможно­стей детей;

  • максимальное пребывание детей на свежем воздухе и исполь­зование естественных факторов природы;

  • проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;

  • достаточную продолжительность сна;

  • полноценное питание.

7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в за­
висимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выде­
лять детям не менее 1,5 ч свободного времени, с распределением его
на первую и вторую половины дня (прилож. 7).

21

СанПиН 2.4.4.1204—03



  1. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводятся не чаще 2 раз в неделю и продолжаются не более двух часов. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться ежедневно.

  2. В учреждении организуются с учетом воспитательной и оз­доровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности. Для детей 6—10 лет допускается: уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет - уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.

  3. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мы­тье окон, протирка светильников), опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и кори­доров, мытье полов с применением моющих и дезсредств.

  4. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготов­лению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кух­не, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.

  5. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7—10 дней.

8. Организация питания в загородных оздоровительных учреждениях

  1. Требования к устройству, содержанию помещений пище­блока, оборудованию, инвентарю, посуде и таре должны соответст­вовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания.

  2. Пищеблоки, независимо от вместимости учреждения, долж­ны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса согласно санитарно-эпиде­миологическим требованиям к организациям общественного пита­ния, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственно­го сырья и пищевых продуктов.

22

СанПиН 2.4.4.1204—03



  1. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара вы­полняются из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам. Про­изводственное оборудование и разделочный инвентарь закрепляют­ся за каждым цехом и имеют специальную маркировку (прилож. 8).

  2. При технологических процессах приготовления блюд и ра­боте оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.

  3. Транспортирование пищевых продуктов проводят в усло­виях, обеспечивающих их сохранность и предохранение от загряз­нения (прилож. 9).

  4. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровож­даться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продук­ции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бра­кеража продукции (прилож. 10).

  5. Не допускается хранение скоропортящихся продуктов без холода. В холодильных камерах должны строго соблюдаться прави­ла товарного соседства. Сырые и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших учреждениях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного за­паса продуктов, допускается их совместное кратковременное хране­ние с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных пол­ках, стеллажах). Условия и сроки хранения продуктов должны соот­ветствовать требованиям санитарных правил (прилож. 11, 12).

  6. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых отравлений среди детей и подростков в оздоровительные учреждения не допускается принимать:




  • продовольственное сырье и пищевые продукты без докумен­тов, подтверждающих их качество и безопасность;

  • продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками реализации, признаками порчи и загрязнения;

  • мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

  • мясо 2—3 категории;

  • мясо водоплавающей птицы (утки, гуси);

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей
1208.93kb.
8 стр.
Государственныесанитарно-эпидемиологические правила и нормативы
1306.1kb.
5 стр.
Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2013 году
275.53kb.
1 стр.
Программа организации занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков
258.81kb.
1 стр.
№15-2 от 24. 01. 2013г. Об итогах организации отдыха детей и подростков
49.09kb.
1 стр.
О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге на 2012 год и январь 2013 года
153.7kb.
1 стр.
Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Зеленодольского муниципального района в 2011 году
326.34kb.
1 стр.
Информация о проделанной работе по реализации программы «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков города Шумерля на 2012-2015 годы»
281.64kb.
1 стр.
Решением комиссии при Губернаторе Архангельской области по организации отдыха, оздоровления и занятости детей
338.27kb.
3 стр.
Программа «Организация оздоровления и отдыха детей, временного трудоустройства несовершеннолетних подростков, проживающих на территории мо го
161.84kb.
1 стр.
Информация для родителей и уполномоченных лиц организаций об отдыхе и оздоровлении детей в городе Дзержинске
131.49kb.
1 стр.
План мероприятий городской целевой программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей города Челябинска в каникулярное время на 2011-2013 годы»
114.46kb.
1 стр.